Аналитическая психология карла юнга. Что такое юнгианский анализ

Карл Юнг родился 26 июля 1875 г. в Ксссвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц, в семье пастора швейцарской реформаторской церкви. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимые предметы гимназических лет - зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 г. поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин проявлял большой интерес к философии, теологии, оккультизму.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию “О психологии и патологии так называемых оккультных явлений”, оказавшуюся прелюдией к его творческой деятельности, длившейся почти 60 лет. Важно отмстить, что с самого начала профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании можно обнаружить логическую основу всех его последующих работ в их развитии - от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 г. Кари Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных в пригороде Цюриха. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить (“нащупать”) определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально “заряженных”) мыслей, понятий, представлений и тем самым дать возможность выявиться болезненным симптомам.

В ходе тестирования оценивалась реакция пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и поведением испытуемого. Значащее отклонение от норм отмечало присутствие аффективно- нагруженных бессознательных идей, и чтобы описать их комбинацию, Юнг ввел понятие “комплекс”.

В 1907 г. Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу он послал Фрейду). Встреча с Фрейдом явилась важной вехой в научной судьбе Юнга. К моменту личного знакомства, в феврале 1907 г. в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда (его труды он хорошо знал), Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал пси- хоанатитическое движение как таковое.

Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 г. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что наконец-то нашел своего духовного сына и последователя. В этой глубоко символической связи отец-сын росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущей размолвки.

Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, постепенно росли, так что в 1910 г. Юнг оставляет свой пост в Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором), принимая все более многочисленных пациентов у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера.

В это время Юнг становится первым президентом международной Ассоциации психоанализа и погружается в исследование мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. Пояатяются публикации, довольно четко наметившие область последующих жизненных и научных интересов Юнга. Здесьже более ясно обозначилась и граница идеологической независимости от Фрейда во взглядах на природу бессознательного психического.

Прежде всего разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента.

Юнг считал, что контакт с внешним миром поддерживается и иными способами кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную, в частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением. Поэтому Юнг стал использовать понятие “либидо” для обозначения всей психической энергии, не ограничиваясь ее сексуальной формой.

В скором времени расхождения во взглядах появились и по другим вопросам. Например, Фрейд считал, что невроз зарождается непременно в раннем детстве и главный его фактор - кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом. Юнг, напротив, был убежден, что причина невроза скрыта в сегодняшнем дне и все детские фантазии - явление второго порядка.

Фрейд полагал, что сновидения - это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. “Зримое содержание сна”, говорил он, всего лишь покрывало на “скрытом содержании”, которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства. Для Юнга сны являлись каналами связи с бессознательной стороной психического. Они передаются символическим языком, трудным для понимания, но совсем необязательно связаны с желаниями или представляют тот или иной способ скрыть неприемлемое. Чаше всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида.

В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути. Невроз - достаточно ценный сигнал, “полезное” сообщение, указывающее, что индивид “забрел” слишком далеко. В связи с этим невротические симптомы могут рассматриваться как компенсационные; они тоже часть механизма саморегуляции, нацеленного на достижение более устойчивого равновесия внутри психического.

Юнг очень остро переживал разрыве Фрейдом, произошедший в 1913 г. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства.

В момент разрыва с Фрейдом Юнгу исполнилось 38 лет. Жизненный полдень оказался одновременно и поворотным пунктом в психическом развитии. Драма расставания обернулась возможностью большей свободы развития своей собственной теории содержания бессознательного психического.

В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в “пучину” бессознательного. За шесть лет (1913-1918) Юнг прошел этап, который он сам обозначил как время “внутренней неопределенности”, или “творческой болезни”. Значительное время Юнг проводил в попытках понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это насколько возможно в терминах повседневной жизни. В результате получилась объемистая рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством образов сновидений и названная “Красная книга” (по причинам личного характера она никогда не публиковалась).

Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической психотерапии и новую структуру психического.

После выхода в свет “Психологических типов” для 45-летнего мэтра психологии наступил нелегкий этап укрепления завоеванных им в научном мире позиций. Постепенно Юнг приобретает все большую международную известность не только среди коллег - психологов и психиатров. Его имя начинает вызывать огромный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний - философов, историков культуры, социологов и пр. И здесь, забегая вперед, следует сказать, что труды и идеи Юнга повлияли по крайней мере на две области: 1) школа психологической теории и терапии, т. е. клиническая и личностная психоаналитическая практика; 2) искусство и гуманитарные области знания вообще и науки в частности.

В 20-е гг. XX в. Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий, предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам пуэбло в Северной Америке. Юнг смог взглянуть на другую культуру с точки зрения раскрытия содержащегося в ней смысла; постигая этот смысл, он полагает, что история имеет известный общечеловеческий универсальный смысл, в пределах которого возможно взаимодействие и культур, и времен. Здесь заключены две главные темы: Юнга психолога и психотерапевта и Юнга-культуролога.

Это тема личностного развития (индивидуации) и тема коллективного бессознательного. Юнг рассматривал индивидуацию как бытие, направленное в сторону достижения психической целостности, и использовал для его характеристики многочисленные примеры из алхимии, мифологии, литературы, западных и восточных религий, а также собственные клинические наблюдения.

Коллективное бессознательное - ключевое понятие аналитической психологии и, по мнению многих известных ученых и мыслителей, является наиболее революционной идеей XX в., идеей, главные выводы из которой так и не были сделаны до настоящего времени.

В 30-е гг. XX в. Юнг приобрел международную известность. Он был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии. В 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку. Президентом международного общества выбран Юнг, но общество стало действовать по принципу “крыши”, состоящей из национальных обществ (среди которых германское общество было лишь одним из многих) и индивидуальных членов. Как впоследствии объяснял Юнг, это была своего рода увертка, позволившая психотерапевтам евреям, исключенным из германского общества, оставаться внутри самой организации. В связи с этим Юиг отверг всяческие обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений антисемитизма.

В 1935 г. Юнг был назначен профессором психологии швейцарской Политехнической школы в Цюрихе, в том же году он основал

Швейцарское общество практической психологии. По мере того как международная ситуация становилась все хуже, Юнг, который до этого никогда не выказывал сколь-нибудь явного интереса к мировой политике, стал проявлять к ней все больший интерес.

Из интервью, которые Юнг давал в те годы разным журналам, можно понять, что он пытался анализировать психологию государственных лидеров, и особенно диктаторов. 28 сентября 1937 г. во время исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался на параде и имел возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гитлера. С этого времени проблемы массовых психозов стали главными в теории Юнга.

В 85 лет Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта, в котором поселился еще в 1909 г. Незадолго до смерти Юнг завершил работу над автобиографической книгой “Воспоминания, сновидения, размышления”, ставшей бестселлером, а также вместе со своими учениками написал увлекательную книгу “Человек и его символы” (популярное изложение основ аналитической психологии).

Основные положения аналитической психологии:

  • 1. Юнг возражал против той мысли, что личность полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет переживать и реализовывать жизненный опыт определенным образом. Эта определенность выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на мысли, чувства, поступки.
  • 2. Именно потому, что бессознательное не осознается нами, мы ничего непосредственно о нем сказать и не можем. Но мы все же судим о нем по его “плодам”, по косвенным проявлениям в сознательной психике. Подобные проявления-манифестации могут возникать в сновидениях, произведениях искусства и литературы, воображении, грезах, некоторых специфических формах поведения, а также в тех символах, которые управляют народами и обществами.
  • 3. Результирующее (манифестное) проявление психического есть всегда сплав, смешение различных влияний, комбинация самых разнообразных факторов. Прежде всего, налицо работа Эго, сознательного Я. Затем в качестве участников действия можно увидеть личностные (в основном несознаваемые) комплексы индивида или группы, к которой принадлежит тот или иной участник. И в-третьих, несложно проследить участие той или иной комбинации архетипического воздействия, имеющего свое инициирующее начало в коллективной психике, но реализующееся в том же самом индивиде (коллективное бессознательное). Из взаимодействия всех этих составляющих возникают поступки, идеи, произведения искусства, любые массовые движения и коллективные действия. Под архетипами Юнг понимал определенные образования архаического характера, включающие в себя по форме и содержанию мифологические мотивы. Они не имеют индивидуального происхождения, а принадлежат человечеству в целом и, таким образом, по природе коллективны.
  • 4. Юнг был глубоко убежден в том, что значение психических символов значительно шире личностных границ. По сути, архетипический символ трансперсонален, по смыслу межличностен. Здесь, возможно, скрыта внеконфессиональная религиозность Юнга. Он был убежден в том, что жизненная история существует на двух уровнях и поэтому излагаться должна, как в старых эпических поэмах - Библии или “Одиссее”, сказательно и иносказательно. В противном случае история, как и сама жизнь, оказывается неполной и, значит, неподлинной. Это соответствует двухуровневому членению психического на сознание и бессознательное.
  • 5. Юнг выделяет четыре полюса сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Хотя они существуют в сознании нераздельно, лишь одному из них принадлежит определяющая роль в жизни индивида, и дополняет его только один из полюсов другой пары. Мышление подкрепляется ощущением, чувство - интуицией. Определяющая роль первой пары характерна для западного человека. Чувство и интуиция, будучи незадействованными, вытесняются в область бессознательного и подавляются, что чревато их неконтролируемой активизацией и внезапным прорывом в виде автономных комплексов, стрессов или припадков одержимости. Переход ведущей роли от сознательной пары полюсов к бессознательной Юнг называет энантинодромией (противобежностью). Термины “экстравертный” и “интровертный” относятся к двум наиболее общим психологическим типам людей. Первых отличает открытость по отношению к объекту (окружающему миру) и даже зависимость от него. Вторых характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от объекта и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений. Однако “чистых” экстравертов или интровертов практически не существует.
  • 6. Юнг выделял следующие элементы (слои) в структуре личности: Персону, Эго, Тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и Самость.

Персона (личность) - самый верхний слой личностного сознательного, Эго - его более глубокий слой. Далее расположено бессознательное, сначала индивидуальное, затем коллективное. Самый верхний слой бессознательного - двойник Я, его тень; следующий слой - душа (Анима и Анимус); самый нижний - Самость.

Персона (отлат. - маска) - визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться; характер, социальная роль.

Эго - центр сознания, поэтому играет основную роль в сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень - центр личного бессознательного, не только отражение Эго, но и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Часто сюда входят желания, несовместимые с существующими социальными стандартами, то, что личность не признает и отрицает в себе. Тень уходит корнями в коллективное бессознательное. Чем полнее осознается Тень, тем гармоничнее становится личность и ее взаимоотношения с окружающим миром.

Анима и Анимус - это представление о себе как о мужчине и женщине, вытесненное в бессознательное, будучи нежелательным для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет феминное содержание, а Анимус (у женщин) - маскулинное. По Юнгу, каждый мужчина в глубине души, в своем бессознательном - женщина, а каждая женщина - мужчина. Анима и Анимус - наиболее древние архетипы.

  • 7. Психику можно представить в виде сферы с блестящей зоной на поверхности, изображающей сознание. Эго находится в центре этой зоны. Самость - внутренний центр сферы, архетип целостности личности. Ее внутренние процессы саморегуляции порождают сновидения. Самость можно определить как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания, который можно понять лишь посредством изучения своих сновидений. Они подсказывают нам, что Самость - центр, постоянно направляющий развитие и созревание личности. Но это разностороннее и цельное состояние психики первоначально выглядитлишь как врожденная, но не проявившаяся возможность. На протяжении столетий люди интуитивно знали о существовании такого внутреннего центра. Греки называли его внутренним Даймоном, в Египте он выражался концепцией души - Ба, римляне почитали его за гения, присущего каждому индивидууму, а в первобытных общинах его часто считали духом - хранителем, воплощенным в животном и фетише.
  • 8. Реализация в отдельном человеке его уникальности является процессом индивидуации. Это процесс развития человека, включающий в себя установление связей между Эго и Самостью. Субъективное переживание такого процесса создает ощущение, что в созидание активно вмешивается какая-то надличностная сила. Иногда чувствуется, что подсознание определяет свой путь в соответствии с тайным замыслом. Но этот творчески активный элемент психического ядра может начать действовать только в том случае, когда Эго избавится от всех намерений и желаний и попытается перейти на более глубокий, приближающийся к самобытному уровень существования. Эго должно быть способно внимательно прислушиваться к внутренней устремленности и положиться на нее, не думая, что из этого выйдет. Многие философы-экзистенциалисты стремились описать данное состояние, но им удавалось лишь разоблачить иллюзорность сознания. Они подходили прямо кдвери, ведущей в подсознание, и... не могли ее открыть. Индиви- дуация является достижением полной согласованности четырех полюсов сознания. При этом личность не подвержена энантиодро- мии (переходу ведущей роли от сознательной пары полюсов к бессознательной), которая, кстати, присуща как экстравертам, так и интровертам.

Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

Общие положения

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо - универсальной психической энергии, которая - в отличие от концепции либидо Фрейда - не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики - анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырех функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии - это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

    Архетипическая психология

    Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия)

    Юнгианская арт-терапия

    Юнгианская психодрама

    Процессуально ориентированная терапия

    Песочная терапия

    Неоэриксонианский гипноз

    Юнгианская типология

    Соционика

Основные понятия

Бессознательное

Аналитическая психология опирается на предположение о существовании индивидуального бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для ее целостности.

Другое ключевое допущение заключается в том, что сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые иначе остаются неосознанными для индивида, но стремятся к этому, и что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала.

Аналитическая психология различает индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью.

Коллективное бессознательное

Концепция Юнга о коллективном бессознательном зачастую понимается неверно. Чтобы понять эту концепцию, важно понять смысл архетипов.

Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.

По контрасту с объективным миром субъективная реальность архетипов не может быть полностью измерена количественными методами исследования. Она может быть лишь открыта через исследование символической коммуникации человеческой души - в искусстве, сновидениях, религии, мифе и в рисунке человеческих отношений и поведения. Юнг посвятил свою жизнь задаче открытия и понимания коллективного бессознательного, он предполагал, что определенная символическая тематика существует во всех культурах, всех эпохах и в каждом отдельном человеке.

Архетипы

Юнг ввел понятие психологического архетипа в 1919 году в работе «Инстинкт и бессознательное». В его понимании архетипы - это врожденные универсальные прототипы идей, и они могут быть использованы для интерпретации результатов исследований. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа, называется комплексом. Например, материнский комплекс связан с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, по аналогии с органами тела, так как в тех и других есть морфологические задатки, которые проявляются в ходе развития.

Самореализация и невротизм

Врожденная потребность в самореализации подталкивает людей к тому, чтобы обнаружить и интегрировать отброшенный материал. Этот естественный процесс называется индивидуацией, то есть, процессом становления индивидуальности.

По Юнгу, самореализация может проходить в два этапа. В первой половине жизни человек отделяется от сообщества, пытается создать собственную идентичность (Я). Поэтому в молодых людях бывает много деструктивности, а отношения подростка к родителям часто полны враждебности. Юнг также говорил, что мы проходим через «второй пубертат» около 35-40 лет, когда переносим акцент с материальных ценностей, сексуальности, деторождения на ценности общности и духовности.

Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью. В это время взрослый человек начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать. В этот период он обращает больше внимания на свои чувства - осознаваемые и не осознаваемые. По наблюдению Юнга, молодой человек редко мог бы сказать «Я злюсь» или «Мне грустно», так как это подразумевало бы присоединение к общечеловеческому опыту, к которому он обычно приходит в более зрелые, мудрые года. Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт.

Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации - достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта.

Если человек не продвигается по пути самопознания, возникают невротические симптомы, в том числе, такие широко известные, как фобия, фетишизм или депрессия.

Тень

Тень - это бессознательный комплекс, под которым подразумевают подавленные, вытесненные или отчужденные свойства сознательной части личности. В аналитической психологии принято выделять как созидательные, так и деструктивные аспекты Тени человека.

В деструктивном аспекте Тень представляет собой то, что человек не принимает в себе самом. Например, человек, считающий себя добрым, обладает теневыми качествами грубости или злобности. И наоборот, у жесткого по характеру человека в Тени остается нежность, чувствительность.

В конструктивном аспекте Тень представляет собой положительные, полезные качества. О них говорят как о «золоте Тени».

Юнг подчеркивал, как важно понимать теневые содержания и включать их в сознание, чтобы избежать ситуации, когда теневые качества человек проецирует на окружающих (присваивает им).

В сновидениях Тень часто бывает представлена в виде темной фигуры того же пола, что и сам сновидец.

По Юнгу, человек обходится с Тенью четырьмя способами: отрицание, проекция, интеграция и/или трансформация.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

Дополнительное образование для психологов и психотерапевтов

в Восточно-Европейском институте психоанализа

ЭПИГРАФ…

Вечный спор одной части человечества с другой по вопросу о первичности телесно-материального или ментально-идеального, по-видимому, будет длиться еще не одно тысячелетие. Этой славной участи не избежала и психотерапия, прочно обосновавшись в ментальном и почти упустив из виду телесное бытие человека.

З. Фрейду удалось напомнить интеллигентным ученым и профессорам об инстинктах (углубление “вниз”), и Фрейд связал инстинкты с развитием психики (психосексуальное развитие), а не тела или форм телесной экспрессии. К. Юнгу, человеку невиданной в психиатрии эрудиции и внутренней культуры, в свою очередь, удалось вернуть “инстинктивному человеку” Фрейда духовность, Дух и творчество (углубление “вверх”), однако это оставило после него больше вопросов, чем ответов. И на главный вопрос о первичности он ответил ясно и однозначно ¾ не существует пресловутого “примата генитальности”, но существует “примат Духа” над материей. В процессе развития личности низшие формы творчества и любви (репродуктивные) постепенно трансформируются в высшие (продуктивные), содержащие в себе низшие ступени так же, как “человек духовный” несет в себе “человека инстинктивного”. Это один и тот же человек, у которого одно единственное тело. В период роста он следует за телом , в период зрелости ¾ тело следует за ним.

Телесное бытие человека с первого момента его существования наделено двойственностью: оно движимо инстинктами (биологическое начало) и обладает аффективной наполненностью (психическое явление, имеющее телесную представленность). Дальнейшее развитие показывает, что к телу обращена и сила Духа. З. Фрейд выстраивал свою логику человеческого бытия, следуя логике тела: инстинкт ¾ аффект ¾ идея. К. Юнг рассматривал человеческое существование с альтернативных позиций: архетип (духовный принцип формообразования) ¾ аффект ¾ идея. Исследуя психические явления, К. Юнг никогда не претендовал на создание сколько-нибудь стройной и логичной теории. Более того, подчеркивая иррациональную природу базисных психических явлений, он настаивал на применении в их описании и понимании эквивалентных им по природе (иррациональных) сознательных моделей. Вообще наука, как считал Юнг, построена на предубеждениях, при помощи которых невозможно познание человеческой индивидуальности, пред которой всякие пред убеждения становятся бессмысленными: “Человек является самим собой ¾ это самое большое допущение, которое вызывает самые серьезные последствия” .

Следуя за тезисом Юнга о том, что “научная теория является лучшим прикрытием для невежества и недостатка опыта”, можно отметить, что не стоит задаваться целью создания сколь-нибудь целостной теоретической модели для объяснения того психотерапевтического процесса, который выстраивается в творческом союзе с клиентом. Возможно обобщение, упорядочивание и определение приоритетов в этой сложной научной области на основе эмпирического психотерапевтического опыта и методологических допущений.

Точка отправления, методологический фокус – взаимодействие телесного и ментального . Психотерапевт, аналитик не может игнорировать телесную сферу бытия человека и вынужден задавать себе вопрос о взаимоотношениях телесного и ментального. Эпоха монистического подхода к объяснению этих взаимоотношений (по принципу “либо-либо”) породила два враждующих между собой лагеря: материалистов и идеалистов. Первых, как известно, в России значительно больше, и, по их мнению, “психика вырастает из мозга”, т.е. в мозге (в теле) находится первопричина психического (примат материи). Не менее абсурдным кажется альтернативное идеалистическое толкование взаимоотношений телесного и ментального, ищущее причину физической телесности в бестелесном идеальном измерении. Фрейдовская позиция, сводящая психическое к одному началу ¾ инстинктивному, ¾ что означает буквально следующее: “психическое вырастает из тела”, ¾ является примером монистического (материалистического) подхода в психотерапии.

К. Юнгу часто приписывают подобные взгляды, ему несвойственные, и, чтобы не быть голословной, приведу одно из его высказываний: “Мы должны полностью отказаться от идеи, что психика каким-то образом связана мозгом, и вместо этого вспомнить об “осмысленном” и “разумном” поведении низших организмов, у которых мозг отсутствует. Здесь мы оказываемся гораздо ближе к первичному фактору, который... не имеет ничего общего с деятельностью мозга” 2 . Только в своих ранних работах К. Юнг предполагал, что может существовать мозговой субстрат психических явлений, но впоследствии пришел к выводу о существовании одного ¾ первого ¾ фактора вне этих двух противоположных начал ¾ unus mundus , как всеобщего организующего закона (Л.О.В.).

Дуалистом проводится “двойное” независимое исследование в каждом параллельном измерении: отдельно ¾ в телесном (“причина телесного ¾ в теле”), и отдельно ¾ в ментальном (“причина ментального ¾ в психике”). Путем простого сложения пресловутое единство не получить “в голове” исследователя.

Монизм и дуализм исходят из принципа причинной обусловленности: либо одна противоположность является причиной другой, либо каждая из них имеет свою причину. Но существуют более продуктивные варианты решения данной гносеологической проблемы, ибо только в познании противоположности возможно разделить. Одним из них является гегелевский диалектический принцип существования “третьего”, не являющегося первыми двумя, но объединяющего в себе природу и сущность этих двух начал. Другим ¾ юнгианский принцип синхронистичности ¾ внепричинного совпадения событий, смысловой пространственной упорядоченности. Принцип синхронистичности введен Юнгом как принцип, дополнительный к причинному, вместе с которым он составляет архетип порядка.


Синхронистичностью, согласно Юнгу, называются невероятные феномены беспричинной природы ¾ “смысловые совпадения” во времени, разнесенных в пространстве событий.

Наиболее известным примером феномена синхронистичности является история об интеллектуальной клиентке д-ра Юнга, которой приснился золотой скарабей, но смысл этого символа оказался для нее недосягаемым из-за обилия рациональных защит сознания и “невозможности” существования золотого скарабея в реальности. В момент обсуждения сна в стекло комнаты ударился реальный жук, очень напоминавший скарабея. “Вот ваш скарабей”, ¾ произнес Юнг свою знаменитую фразу, заметив случайное совпадение ¾ беспричинный порядок , установившийся в это мгновение в его комнате.

Смысловая упорядоченность мира, как считал Юнг, не имеет никаких причин. Смысл самоосуществляется и самосуществует в каждое мгновение в каждом явлении мира. Самосуществование смысла является трансцендентальной функцией в пространстве и времени, упорядочивающей бытие вещей в мире.

Юнг пишет: “Связь между событиями имеет отличный от причинного характер и требует другого принципа объяснения” 4 . По мнению Юнга, большое количество индивидуальных наблюдений за событиями в мире случайностей поддается статистическому анализу, а сами случайные события собираются в так называемые “ацикличные группы”. В психоидном мире, насыщенном случайным и уникальным, по убеждению К. Юнга, царят законы синхронистичности, и по тем же законам устроена связь тела и души.

К. Юнг, создавая собственное направление в психотерапии, подчеркивал, что единственным юнгианцем является он сам. Действительно, среди постъюнгианцев много психотерапевтов, которые считают себя его учениками, но не точно истолковывают даже понятие архетипа.

Работа в парадигмах юнгианского анализа и аналитической психологии, адресованных “человеку духовному”, всецело зависят только от одного профессионального качества психотерапевта ¾ внутренней культуры. К. Юнг был энциклопедистом, читавшим древнейшие книги (на латыни, греческом, санскрите и др. языках), возраст которых исчислялся столетиями и тысячелетиями. Трудно себе представить современного, размышляющего “внешними” причинами, экстравертного психолога или психотерапевта, сидящим в библиотеке за изучением древних текстов.

Юнга спрашивали: “Как вы поставили такой диагноз?”, он отвечал: “Хорошо, я объясню, но для начала мне придется объяснить вам, что вы должны знать для того, чтобы быть в состоянии это понять”. И еще, в связи с этим же: “... лежащие в основе моих результатов наблюдения, вероятно, незнакомы большинству, а потому и кажутся необычными” 58 .

Глубокий интерес К. Юнга к духовным явлениям и философии поднял прикладную науку врачевания душевнобольных до теоретических размышлений о Духе:

“Психология, удовлетворяющая только интеллект, никогда не бывает практической, т.к. целостность души никогда не может быть схвачена одним лишь интеллектом” .

“Психология ¾ это не наука о сознании”. Сознание выводится из мозга, из чувств (теперь ¾ и из тела). Фрейд вывел бессознательное из сознания” .

Аналитическая психология отличается от экспериментальной психологии тем, что не пытается изолировать отдельные функции (...), а также подчинить условия эксперимента исследовательским целям; напротив, она занята естественно происходящим и целостным психологическим явлением...” .

Понять целостное психическое явление можно в том случае, если понимающий открывает к нему не только один свой интеллект, но ¾ душу . К. Юнг был одним из первых, кто вернул в психологию потерявшуюся и выпавшую из нее душу. Всю свою жизнь он пытался понять то, как она устроена. “... Душа, как и “личность” (Persona ), есть функция отношения, ¾ она состоит как бы из двух частей, ¾ одной, принадлежащей индивиду, и другой, причастной объекту отношения...” .

В работе “Либидо и его метаморфозы” К. Юнг пишет о структуре души, объединяющей содержания сознания и бессознательного. Сознательное эфемерно и сиюминутно, но необходимо для упорядочивания жизни человека. Сознательные процессы охватывают его разум, волю и ощущения; интуицию, чувства и влечения в наименьшей степени подвержены сознательному контролю и пониманию. Бессознательные процессы противостоят сознательным, но движутся им навстречу (энантиодромия или встречное движение) ¾ принцип взаимодействия противоположностей, установленный Гераклитом и используемый в качестве главного допущения в аналитической психологии К Юнга . Все, что исключает сознательный разум, находит свое воплощение в ближайшем бессознательном.

В бессознательное Юнг поместил источник и форму духовного наследия человечества, а точнее, возможность выхода к нему ¾ архетип , назвав этот уровень бессознательного коллективным. Сам Юнг горько сетовал, что понятие архетипа является иррациональным, и потому сложным для научного понимания. Но и сама “псюхе”, как естественное образование, писал Юнг, “есть иррациональная данность”, “опознанный универсум” 63 . У К. Юнга существует множество определений архетипа, например:

“Архетип ¾ трансцендентная по отношение к сознанию реальность, вызывающая к жизни комплексы представлений, которые …. выступают в виде мифологических “мотивов” .

“Архетипов имеется ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции ¾ не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания , представляющих такую возможность определенного типа восприятия и действия” .

Архетип является душевным органом, но действует вопреки воле и разуму. Архетип пуст ¾ он создает и опосредует только саму возможность трансформации из примитивной (глиняной как метафоры, телесной) формы своей первоначальной инстинктивной сущности совершить прорыв в иные, божественные (духовные) измерения.

Центральным архетипом К. Юнга является архетип Самости, Self. Одним из важнейших символов Самости он считал символ Предвечного Младенца. Юнга привлекают общие мифологические мотивы героических мифов, в которых путь героя начинается с рождения особого младенца:

  • чудесное рождение младенца-богочеловека;
  • покинутость и сиротство в первые моменты жизни;
  • божественное могущество младенца и незащищенность;
  • спасение и возвращение младенца;
  • гермафродитизм (как у большинства богов).

Юнг считает, что младенец как символ объединяет в себе противоположные начала: одиночество и в то же время покровительство богов; примитивную досознательность и трансцендентность; нечто не установленное, неотделенное и завершенность нуминозно-возвышенного; подверженность опасностям и непобедимость и т.д. Младенец символизирует множественное состояние самости на самых ранних этапах индивидуации. Человек, обладающий множественной самостью, бессознательно стремится отождествить себя с множественностью группы, т.к. только внутри группы он способен переживать свою целостность и непрерывность своего бытия. Архетип Предвечного Младенца является ведущим на стадии личного младенчества до вторичной идентификации ¾ до “рождения Героя”.

В постъюнгианской глубинной психологии младенческое состояние души названо “Внутренним Ребенком”. Этот термин в настоящее время стал общеупотребительным в психотерапевтических школах. Какие бы трансформации не происходили в душе человека, его внутренний ребенок остается ребенком, чудесным и ужасающим, постоянно требующим внимания и, в какой-то момент жизни, ¾ воплощения. Он ужасен в своем нарциссизме, но чудесен в творческой непосредственности.

Само слово “архетип” было заимствовано Юнгом у древних философов и Гете. Филон называл архетипом образ бога в человеке; Платон ¾ вечную идею; Блаженный Августин ¾ исконный образ, лежащий в основе человеческого познания; схоластики ¾ природный образ, лежащий в основе человеческого познания.

Таким образом, архетип К. Юнга ¾ это идея, выросшая из его индивидуального жизненного впечатления о существовании универсальных способов человеческого бытия. Архетип обладает рядом свойств ¾ коллективностью, глубиной, автономностью, аттракцией (силой притяжения) и определенной формой.

Отношения между архетипом и опытом строятся в движении процесса формообразования . Каждая из сторон ¾ внутренняя (архетипическая) и внешняя (средовая) ¾ влияет на другую, формируя собственноличный опыт субъекта. В архетипических формах кристаллизуется прошлый опыт и санкционируется будущий.

/В тексте использованы гравюры А.ДЮРЕРА/

Помимо изучения сознания, учения психологии направлены и на бессознательное личности. Так, швейцарский психолог К. Юнг основал одно из главных направлений неофрейдизма, аналитическую психологию. В центре ее изучения стоит именно то, что скрыто за человеческим сознанием и, согласно его учениям, объясняет причины определенного и особенности в психике каждого из нас.

Аналитический подход в психологии

Данное направление сродни с психоанализом, но, в свою очередь, имеет ряд отличий. Суть аналитического подхода заключается в изучении мотивации, тех глубинных сил, что стоят за поведением каждой личности, посредством мифологии, снов и фольклора. Согласно Юнгу, личностная структура состоит из:

  • сознания;
  • индивидуального бессознательного;
  • коллективного бессознательного.

Первые две части представляют собой все те умения, что человек приобрел на протяжении всего своего жизненного пути, а коллективное – это некая «память каждого поколения». Иными словами, это наследство психологического характера, передаваемое ребенку в момент его рождения.

В свою очередь, коллективное бессознательное состоит из архетипов (формы, что организуют психологический опыт каждого человека). Швейцарский психолог называл их первичными образами. Данное название связано с тем, что они имеют непосредственную связь со сказочными и мифическими темами. Именно архетипы, согласно учениям Юнга, представляют собой основу каждой религии, мифов, таким образом, определяя самосознание народа.

Методы аналитической психологии

  1. Анализ – основной метод направления. Его главная особенность заключается в создании, своего рода, виртуальной реальности для клиента. Во время всего сеанса с помощью аналитика происходит трансформация низшего в высшее, коллективного в бессознательное, материального в духовное и пр.
  2. Метод свободных ассоциаций. Данная техника аналитической психологии заключается в отторжении рационального мышления. Именно ассоциации выступают отменным средством, способным сообщить о том сокровенном, что хранится в клиента.
  3. Метод активного воображения представляет собой некое погружение в глубины собственного «я», концентрируясь при этом на внутренней энергии.
  4. Амплификация – использование мифологического материала для сравнения тех фантастических образов, что возникают у пациента во время сеанса.

Аналитический психолог — это специалист, прошедший длительную и глубокую профессиональную подготовку.

Помимо базового психологического образования аналитичеcкий психолог имеет дополнительную специализацию в соответствующей области, а также опыт личного анализа и супервизий. Подготовка аналитика достаточно длительна и основательна. Личный анализ позволяет аналитику быть более эффективным в материале клиента, так как он уже исследовал собственные глубины бессознательного.

Супервизии под наблюдением опытных коллег позволяют расширить и обаготить имеющийся у психолога взгляд на проблему клиента.

Основателем аналитической психологии является К.Г.Юнг — швейцарский ученый.

Аналитическая психология работает с помощью не медицинских методов, соответственно вопрос нормы и не нормы снимается автоматически. Аналитик предполагает, что в каждом человеке есть неосознаваемые ресурсы для преодаления трудностей, но обнаружить их без помощи другого человека очень трудно. Аналитическая психология занимается скорее не лечением, а исследованием души. Для того чтобы произошли настоящие и безповоротные изменения необходимо достаточное количество времени, поэтому анализ предполагает длительное количество времени.

В юнгианском анализе чаще задается вопрос «зачем», а не «почему». Смысл происходящего с человеком не сводится только к прошлому опыту, но и находит свое значение в настоящем, во многих аспектрах: личном, культуральном, историческом.

Большое значение в юнгианском анализе отводится толкованию сновидений, образов и снов наяву — они являются значимыми показателями направления в развитии человека в конретный период жизни.

Аналитическая психология эффективна в работе с детьми. Для осуществления такой работы аналитический психолог должен быть детским психологом, у которого есть необходимый инвентарь: игрушки, материалы для творчества (краски, карандаши, глина, пластелин) и конечно же песочницы с песком для сенд плей терапии. Детский аналитический психолог проводит дополнительно сессии для родителей, на которых оповещает о динамике работы с ребенком и дает необходимые рекомендации. Родительские сессии организуются в отдельное от детских время и оплачиваются отдельно.

Для эффективности анализа необходима минимум 1 сессия в неделю, продолжительность которой составляет 50 минут. Продолжительность анализа может быть от 6 месяцев до нескольких лет.

Подготовка психоаналитика помимо изучения теории, состоящей из основ психологии и психопатологии, включает в себя прохождение будущем психоаналитиком своего собственного личного психоанализа, а также практики супервизий для контроля, которая предполагает пролонгированную во времени работу психоаналитика над материалом клинических случаев под наблюдением опытного коллеги-психоаналитика.

Такая длительная подготовка, позволяет психоаналитику изнутри изучить процесс психотерапии и на своем опыте испытать, что значит быть пациентом и подвергаться превратностям лечения психоанализом. Консультации психоаналитика — это «лечение разговором», где речь становится основным инструментом психотерапевтического воздействия.

Для эффективности психоанализа необходимо от 2 и более сессий в неделю, длительностью 50 минут. Продолжительность психоанализа может быть от 6 месяцев до нескольких лет.

Психолог — это специалист в области помогающих профессии. Наверное, правильно будет сказать, что психолог-это наиболее общее понятие для специалиста в области психологии. Психологи, как правило, имеют базовое гуманитарное образование (психологическое) и ту или иную специализацию в области общей или прикладной психологии. Соответственно, клинический психолог — это гуманитарная специализация на стыке психологии и медицины.

Количество встреч для психологических консультаций может варьировать от 1-2 до 5-10.

Чаще встречи с психологом ограничены определенным количеством и носят консультативный характер. Время одной консультации может состалять от 50 минут до 1,5 ч.

В свою очередь, психиатр это врач, специализирующийся, прежде всего, на фармакологическом лечении психических заболеваний. Психиатр имеет медицинское образование и придерживается медицинской модели психики с акцентом на физиологические причины психических заболеваний. Врач психиатр рассматривает пациента с позиции нормы или отклонения от нее.

Прием у врача психиатра может быть ограничен 1 — 2 встречами, которые необходимы для диагностики и постановки предварительного диагноза. В дальнейшем могут быть назначены еще консультации для выписывания соответствующих препаратов и наблюдения за течением заболевания под воздействием лекарств.

Психотерапевт — это специалист психолог или психиатр, занимающийся терапией души и имеющий специальную психотерапевтическую квалификацию, предполагающую дополнительное психотерапевтическое образование. Психотерапевт может назначить препараты, если он является врачем, но также он проводит консультации с применением вербальных методов терапии.

Количество психотерапевтических сеансов варьируется от 1-2 и до необходимого количества для завершения терапии.

Длительность встреч составляет от 50 минут до 1,5 ч.

Выбор специалиста всегда индивидуален для каждого клиента, так как в большей мере многое зависит от конкретной проблемы. Также важную роль играет темперамент, психологические особенности клиента и длительность существования проблемы, с которой обращаются к психологу.

Если вам нужен грамотный и опытный психолог в Москве, то на прием психотерапевту, психологу, аналитическому психологу или психоаналитику вы можете записаться в нашем центре психологической поддержки и пет-терапии «Хронос». У нас работают детские психологи, взрослые и подростковые психологи. О выборе специалиста вы можете проконсультироваться по телефону. В нашем центре работают профессионалы!

Записаться на прием можно по телефону.