Что такое причастие в православии простым языком. Как правильно подготовиться к таинству причастия в церкви

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Один из основных священных обрядов православной церкви – причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению.

Что такое причащение

Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Что такое евхаристия? Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа. Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная. Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка.

Таинство причастия

Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью. Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии. В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

Как причаститься в церкви

Евхаристия – первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:

  • Соблюдать пост, отказываясь от употребления мясных блюд, яиц, молочных продуктов. Пищевые ограничения налагаются на период от одного до трех дней – в зависимости от физического состояния.
  • Отказаться от привычки «поедать» себя и других. Внутреннюю агрессию следует свести к минимуму. Вести себя нужно доброжелательно к окружающим, полезна бескорыстная помощь ближним.
  • Исключить из обихода сквернословие, табак, алкоголь, интимную близость.
  • Не посещать увеселительные мероприятия, не просматривать развлекательные телепередачи.
  • Читать вечерние, утренние молитвы.
  • Посещать Литургии, слушать проповеди. Особенно рекомендуется посетить вечернее богослужение накануне дня причастия, прочитать Последование.
  • Изучать духовную литературу, читать Библию.
  • Исповедаться накануне причастия в церкви. Для этого требуется осмысление жизни, событий, поступков. Искренняя исповедь нужна не только как подготовка к причащению. Покаяние делает верующего человека чище, дает ощущение легкости, свободы.

Обряд причащения

В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию. Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия – чаша с освященными дарами – кагором и хлебом. Яства – символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном. Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия.

Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши. Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение. Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви.

Как проходит причащение детей

Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще.

Важное правило детского причащения в церкви – проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул. После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное. Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется.

С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме. Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду. Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам.

Как происходит причащение больных

Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре. Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи. Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей.

Как часто можно проходить обряд причастия

Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц. Проведение обряда необходимо для особых случаев – при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение – запрет на причастие более раза за день. Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного.

Видео

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем. В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику - пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи:

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит , если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Но, к сожалению, большинство людей во время причастия похожи на детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих их ценности.

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х ристу ,
    Канон молебный ко Пресвятой Богородице ,
    Канон Ангелу Хр анителю ,
    Последование ко святому причащению * . * Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику - пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других. Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д. А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Важно во время исповеди, называя грех, дать себе обещание не повторять его. Очень важно накануне причастия примириться с недругами и простить своих обидчиков.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

Многие из нас ищут чудес и знамений, не подозревая о том, что величайшее в мире чудо совершается каждый день, и ощутить его на собственном опыте может любой желающий. Это чудо - важнейшее, центральное Таинство Церкви - Святое Причастие. Именно ради него строятся храмы, пишутся иконы и возносятся к Богу молитвы в церквях. Очистив душу исповедью, христиане причащаются, соединяясь в этом Таинстве с Господом, врачуя души и тела, укрепляя свои силы в духовной борьбе и получая великую благодать.

Исцеляющее Таинство

Эта история несколько л ет назад потрясла прихожан одного из подмосковных храмов. 34-летний Андрей Б. мучительно умирал, и врачи были уверены, что часы его земной жизни сочтены. В больницу к нему приехал священник из ближайшего храма. После причастия Святых Христовых Тайн больной неожиданно пошел на поправку…

Выздоровевший Андрей стал постоянным прихожанином этого храма. А через полгода бывший «смертник» приехал венчаться со своей молодой женой.

Не менее удивительный случай исцеления после принятия святых таинств поведал мой знакомый батюшка. У новорожденной Ирочки обнаружилось тяжелая болезнь, и врачи сказали убитым горем родителям: «Шансы на выздоровление - минимальные, сделаем все что можем, но обычно такие дети не выживают». Матери малышки удалось уговорить врачей разрешить крестить умирающую малышку малым чином. Крестивший ее в реанимации отец Александр несколько раз приезжал в больницу причащать младенца. И с каждым разом девочке становилось все лучше! Ира выжила, сейчас она - здоровый жизнерадостный 4-летний ребенок. Ее доселе неверующий отец крестился и стал христианином.

Подобного рода реальные случаи исцеления может вспомнить любой опытный священник. История Церкви знает великое множество чудес связанных с этим величайшим Таинством, освя щающим жизнь верующих.

Причащаясь, человек на духовном уровне принимает в себя Бога, укрепляется в добре и любви, и очищается от зла. Становится более чутким и мудрым, легче справляется со скорбями и дьявольскими искушениями, преследующими каждого из нас всю жизнь. И, конечно же, укрепляется в вере и обретает в душе мир и гармонию.

История Евхаристии

Святое Причастие или Евхаристию (по-гречески - «благодарение») заповедал Иисус Христос. Это Он создал Таинство соединения с Ним через хлеб и вино, которые преображаются в Тело и Кровь Господа. На Тайной Вечери он благословил и преломил хлеб, и подал его ученикам со словами: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов!» Затем подал чашу: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов!»

Но почему Спаситель выбрал именно такой способ принятия Святого Таинства соединения с Богом?

Ответ на вопрос можно получить, вспомнив историю. Обычай «вкушения бога» через ритуальную еду или питье с древнейших времен существовал у многих языческих народов. Отголоски одной из таких традиций - наш привычный русский блин на Масленицу, символизировавший когда-то изображение «бога солнца», которого нужно было испечь и съесть.

Христос воспользовался понятными людям образами и обычаями. Мы вкушаем освященные молитвами преображенные Свыше хлеб и вино - и уже не символически, а вполне реально Бог проникает в нас и соединяется с нами на духовном и физическом уровнях, благотворно влияя на душу и тело. Человеческий ум не способен всецело до конца понять и оценить глубину и величие этого действия Божия, превосходящего всякое мирское разумение.

Само слово «Причастие» указывает на присоединение к Целому, причастник становится частью единой Церкви и частью Бога. Христиане первых веков причащались на каждой церковной службе, порой почти каждый день. Сила их веры была такова, что они с легкостью и без колебаний шли на любые муки, дабы не предать Христа во времена гонений. Это были такие невероятные образцы подлинной святости, высочайшей нравственности и порядочности, что современным христианам о таких высотах можно только мечтать.

Со временем сила веры и благочестие людей ослабевало и вырождалось. Многие верующие перестали ощущать себя как единую Церковь, а живое общение и единение с Богом, по сути, превратилось для них в некие привычные религиозные обряды и ритуалы. Уже в XVI веке «нормой» для большинства христиан стало очень редкое причащение. Подмена глубокой полноценной духовной жизни поверхностной внешней религиозностью порождала «магическое» отношение к таинствам, срывы в тяжкие грехи и неоправданную жестокость, которой особенно славились средние века.

А как обстояло дело в России? Как водится в нашей стране, даже самое святое дело, попав в руки чиновничества, опошляется и искажается. Вот смотрите: во времена Петра I был издан указ - все государственные служащие обязаны ежегодно причащаться. Многие поняли его так: одного раза в год вполне достаточно! Да и Причастие, совершённое по обязанности, теряет смысл.

В 19 веке в церквях еще и справку выдавали, вроде квитанции техосмотра: настоящим подтверждается, что данный гражданин прошёл обряд Причащения за такой-то год. Это было своеобразным удостоверением благонадёжности. Именно эта нелепая обязаловка стала одной из основных причин отпадения большинства русских людей от Православия. Когда в 1905 году отменили обязательное причастие, то в церковь, по воспоминаниям митрополита Вениамина Федченкова, стало ходить всего 2-5 процентов военных и чиновников. И это вместо былых 90 процентов!

Лишь после того как с порочной практикой принуждения, принесшей массу ядовитых плодов, было покончено, отцы Церкви стали разъяснять людям истинную глубинную сущность христианства и святых таинств. Постепенно стало возрождаться добровольное частое причащение.

Современные духовники рекомендуют верующим приступать к великому Таинству Причастия регулярно и по возможности чаще. У кого есть желание и возможности - может причащаться еженедельно. Или хотя бы не реже, чем раз в 1-2 месяца.

Если современный христианин причащается очень редко - значит что-то не в порядке в его духовной жизни. Мирская суета заслоняет от него Небо.

Чудо преображения

Главная церковная служба - литургия традиционно проводится утром, и лишь в особые праздники (Пасха, Рождество, Крещение) она совершается ночью. Литургия включает в себя в себя все богатство Церкви - богословское, эстетическое и культурно-историческое.

Согласно канонам, для приготовления Святого Причастия берется качественное красное виноградное вино, самим своим видом напоминающее кровь. В Сербской и некоторых других Церквях используется сухое вино, а в России - кагор. При совершении Таинства цельное вино немного разводится горячей водою (её именуют «теплота»), потому что Сам Христос, по свидетельству Предания, по восточному обычаю употребил на Тайной Вечери разведенное водой вино. К тому же, соединение вина с водою имеет и символическое значение, напоминая, что во время крестных страданий Спасителя из его пронзенной копьем груди истекла кровь и вода.

Евхаристический хлеб готовится из квасного теста, для которого берется лучшая пшеничная мука без добавления соли и сахара, освященная вода и закваска (либо дрожжи). Из самой большой просфоры священник вырезает будущее Тело Христово. После возглашения «Святая святым» оно разделяется на части и погружается в чашу с вином - Кровью Христовой.

Во время литургии в момент кульминационных молитв происходит освящение Святых Даров. Хлеб и вино на духовно-мистическом уровне преображаются в Тело и Кровь Христовы. Многие святые отцы верили, что и на физическом уровне хлеб и вино становятся самой настоящей божественной плотью и кровью, однако, чтобы люди не смущались, по внешним и вкусовым признакам Святое Причастие продолжает казаться им хлебом и вином.

В финальной части церковной службы открываются Царские Врата иконостаса и со словами «Со страхом Божиим и верою приступите!» священник выносит Чашу, и специальной ложечкой причащает людей.

Опасения некоторых маловеров, что через общую лжицу можно заразиться болезнями - надуманы и абсолютно несостоятельны. В Святом Причастии не способны выжить никакие болезнетворные микробы! Как показывает тысячелетняя практика, те, кто регулярно причащаются - гораздо менее уязвимы перед болезнями, чем те, кто избегает Причастия, и имеют на порядок больше шансов выжить даже во время самых страшных эпидемий.

Один из моих друзей, врач Николай Д. поделился наглядным примером: его пациентка О. постоянно простужалась и болела, и к тому же, страдала припадками, которые никак не удавалось излечить. После того как по совету верующего доктора она стала регулярно ходить в храм, исповедаться и причащаться - припадки прошли, и заметно улучшился иммунитет её организма. Ныне О. болеет редко - не чаще, чем любой нормальный здоровый человек.

Чтобы ни капли святыни не испортилось, по окончании службы священник или помогающий ему дьякон допивает и доедает все, что осталось в чаше, а этого бывает немало- в среднем, объём сосуда для причащения - от одного до несколько литров!

И вот, что интересно. Многие священники и дьяконы искренне верят, что никакого алкоголя в преображённом вине уже не содержится, и после службы спокойно садятся за руль. Не раз подобным батюшкам доводилось попадать на строгих сотрудников автоинспекции и «дышать в трубку». Что удивительно, приборы не показывали наличие в крови у потребивших евхаристическое вино священников алкоголя! Если, конечно, они потом не запивали Причастие обычным вином.

Мой знакомый уральский священник отец Петр на дух не переносит алкоголь. Стоит ему выпить хотя бы бокал вина - ему становится плохо. Но чашу с остатками Святого Причастия он спокойно вкушает, и ощущает после этого в душе только дивное умиротворение и благодать.

Знаю я и священников, которые в прошлом, до прихода в Церковь, были алкоголиками, и навсегда завязали с пагубной страстью. Даже стакан вина мог бы спровоцировать их на срыв. Однако, они спокойно вкушают Святое Причастие, веря, что это именно Тело и Кровь Христовы, и никоим образом это не приводит их к возвращению к былой страсти, а наоборот, только укрепляет их волю и дух.

Однако, не могу умолчать и о тех батюшках, которые считают, что алкоголь в чаше со Святыми Дарами всё же присутствует. Некоторые из них признавались мне, что, потребляя после службы натощак чашу с Причастием, они ощущали явное лёгкое опьянение. Один из них, опасаясь срывов в пьянство, даже был вынужден специально нанять в свой маленький храм дьякона - чтобы именно он доедал и допивал всё, что осталось в чаше после Евхаристии.

Но как так получается, что одних священников потреблённое в большом количестве Причастие пьянит, а других нет? Думается, что по-своему правы и те, и другие. Надо полагать, что их примеры - наглядное подтверждение евангельской истины - «по вере вашей - да будет вам!». Ведь искренняя сильная вера и особый духовный самонастрой способны творить настоящие чудеса…

После преображения хлеба и вина в таинстве Евхаристии в Тело и Кровь, они навсегда сохраняют новое естество. В каждой церкви в освященных сосудах сохраняются запасные Святые Дары. Ими священники причащают тех, кто не может явиться в храм - больных, умирающих, заключенных и т.д.

Настоящие христиане стараются чаще причащаться. Соединяясь с Богом, они обретают высший смысл жизни. Многие святые называли Причастие лекарством бессмертия, помогающим преодолеть приземленную грешную человеческую природу и обрести Вечную Жизнь

Расплата за кощунства

В конце XIX - начале XX века в России случались спровоцированные «принудительным православием» кощунственные выходки безбожников.Будущий революционер - Бухарин, учась в гимназии, не раз приносил за щекой Святое Причастие, выплевывая его на парту и глумливо заявлял одноклассникам: «Вот смотрите, это никакое не Тело Господне, это хлеб обыкновенный. Если бы это было Тело Божие, меня бы Господь покарал».

Вот никогда не надо так бахвалиться. Наказание было отсрочено на десятилетия, но конец Бухарина был ужасен. Превращенный в сталинских застенках в забитую дрожащую тварь, он умолял сохранить ему жизнь и оговаривал себя и своих родных и друзей. Подобная же незавидная участь постигла и большинство прочих кощунников, одних раньше, других позже.

Иногда расплата за надругательство над святыней приходит довольно быстро. Знакомый послушник рассказывал мне о судьбе пятерки юных сатанистов, один из которых, зайдя в большой храм, обманным путем причастился и тут же сбежал, вынеся за щекой Причастие. После этого пятеро дружков устроили кощунственный ритуал поругания святыни, описывать который не стану по этическим соображениям.

Следующей ночью похититель Святых Даров попал под машину и погиб. Другой сатанист, подсевший на наркотики, вскоре умер от передозировки. Третий - удавился, не справившись с жутким приступом похмельной тоски. Оставшиеся двое попали в тюрьму за продажу наркотиков. Один из них погиб на «зоне», другой - пришел на исповедь в тюремный храм и покаялся. Отбыв срок, он ушел в монастырь, где теперь трудится смиренным послушником, вымаливающим у Бога прощение и мечтающим стать монахом.

Когда Кровь и Плоть становятся видимыми

История знает и удивительные случаи полного преображения святыни, превращавшейся в настоящие Тело и Кровь на видимом, осязаемом уровне.

В 1194 году жительница города Аугсбурга, не проглотив Святое Причастие, принесла его домой, завернув в платок. Святыня была положена и заперта ею в ящичке для реликвий. Несколько лет спустя, она покаялась в содеянном священнику и отдала ему ковчежец. Открыв его в храме, священники с изумлением нашли в нем высохший кусочек человеческой плоти!

Средневековые иудеи-радикалы не раз предпринимали попытки надругаться над христианскими Святыми Дарами. В 1213 году во Франции иудей Аарон купил святыню у своей служанки-христианки и бросил ее в денежную кружку с серебряными монетами. Заглянув в кружку на следующий день, он с ужасом увидел там кусочек окровавленного мяса. Он очень испугался, покаялся во всем священнику и обратился в Христианство. А в 1591 году в Праге иудей Левек украл в костеле Святые Дары и продал их своим товарищам. Издеваясь над святыней, они говорили: «Ежели ты действительно Бог - то покажи твою мощь!» Неожиданно из Причастия выделились капельки крови. Тотчас же, разразилась сильнейшая гроза и в дом кощунников ударила молния, спалившая его дотла. После этого все виновники святотатства раскаялись и крестились.

А самое знаменитое видимое чудо преображения произошло в VIII веке при вполне мирных обстоятельствах в итальянском городе Ланчано. Священника из церкви Сан Легонций глодали сомнения: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина?! Во время совершения Таинства случилось чудо: евхаристический хлеб вдруг превратился в плоть, а вино - в настоящую кровь! Священник исповедал перед братией свои сомнения, разрешенные таким невероятным образом. С тех пор в Ланчано в специальном ковчеге поныне хранятся материализовавшиеся во время Евхаристии Плоть и Кровь.

В период с 1970 по 1981 годы ученые неоднократно исследовали это чудо. Тело оказалось не имеющим каких-либо следов консервации фрагментом человеческого сердца, содержащим в себе миокард, эндокард, левый желудочек и блуждающий нерв. Невероятным образом сохранившаяся за 12 веков без искусственной защиты и консервантов Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Она свернулась в пять затвердевших шариков, каждый из которых в отдельности весит столько же, сколько… все пять вместе! Этот парадокс, противоречащий элементарным законам физики, ученые не могут объяснить до сих пор. Мало того, согласно выводам ученых, Кровь может быть приведена в жидкое состояние и использована для переливания, поскольку она обладает всеми свойствами свежей крови. А еще у ланчанской святыни - единая группа: АБ - точно такая же, как на Туринской Плащанице, в которую после распятия был завернут Спаситель.

Подготовка и причащение

Несколько лет назад моя приятельница Аня по совету друзей пришла причащаться в храм, по сути толком не понимая, зачем ей это нужно. Она заранее не готовилась, но знала, что это «полезно» и надеялась получить от сего таинства некую «магическую помощь». Все это выяснилось на исповеди, на которой девушка вместо покаяния сообщила, что в целом она дама положительная, и каяться ей особо не в чем. Разумеется, до Причастия ее батюшка не допустил, предложив пообщаться после службы и подарив книжку о сути православных таинств. Но Аня была дамой гордой и ушла, не дожидаясь конца службы, а книжку забросила на дальнюю полку и читать не стала.

Лишь спустя несколько лет, изрядно намаявшись и наломав немало дров, пережив развод, смерть близких и тяжелую болезнь, она вдруг поняла, что была тогда не права, и снова пришла в храм, достойно исповедалась, причастилась и начала новую жизнь - во Христе…

Причаститься может каждый желающий крещеный человек, но для этого нужно духовно и физически потрудиться. Лишь детям до 7 лет можно приступать к сему Таинству без поста и исповеди. Взрослым желательно три дня соблюдать умеренность во всем, воздерживаться от продуктов животного происхождения и от плотских отношений. Если человек причащается раз в год, а то и реже, и в обычной жизни не соблюдает постов - пост перед Причастием увеличивается до 5-7 дней. Тем же, кто причащается еженедельно, достаточен и 1-2-дневный пост. В Светлую Пасхальную неделю поститься и вовсе не нужно. С утра перед причащением нужно (если позволяет здоровье) ничего не есть и не пить.

Очень важна внутренняя подготовка к Таинству. Нужно постараться примириться со всеми и всех простить, и изгнать из себя скверные помыслы, чтобы принимать святыню с чистой доброй душой. И если есть возможность - создать у себя умиротворенный настрой, ожидая причащения как великой радости общения и соединения с Христом.

В любом молитвослове есть Три канона (Иисусу Христу, Богородице и Ангелу-Хранителю), а также Последование ко Святому Причащению. Все эти молитвы желательно вычитать накануне. Посетив вечернюю службу, на следующее утро человек приходит на Литургию и молится со всеми, исповедуется и причащается, если батюшка на исповеди благословил.

Могут быть не допущены к Святому Причастию те, чье покаяние - не искренне и формально, и те, кто не собираются в дальнейшем решительно порвать со смертными грехами. Например, если любитель блудной жизни планирует и дальше предаваться любимым греховным «забавам», или, скажем, вор и грабитель не хочет завязывать со своей криминальной профессией.

Первыми обычно причащают маленьких детей, потом - мужчин, затем - женщин. Подходить следует по очереди, не толпясь, и не пытаясь опередить друг друга. Причастившись, православные подходят к специальному столику с запивкой. Принято запивать Причастие святой водой, морсом или разведенным вином, и заедать кусочком просфоры -чтобы вся до капли и до крошки святыня была потреблена.

Причащаясь от единой Чаши, христиане соединяются не только с Богом, но и друг с другом, ощущая себя единой дружной семьей. Обычно после причащения душа наполняется умиротворением и духовной радостью. Поблагодарив за это Господа благодарственными молитвами, надо постараться сохранить добрый настрой в своей душе как можно дольше, и жить с чистой совестью, неся окружающим мир и любовь.

Причастие (Евхаристия) является одним из наиважнейших Таинств Православной Церкви. Таинство Причастия позволяет верующему обрести вечную жизнь души своей и соединиться с Богом через вкушение Его плоти и крови, представленных в виде хлеба и вина. Только в причастии мы становимся поистине православными, ибо таковыми нас определяет не ношение креста нательного и свершенное над нами крещение, а жизнь наша во Христе, Его благодать к нам и Его присутствие в нас.

Зачем нужно причащаться?

Причастие – это единственное церковное Таинство, позволяющее соединиться с Христом. Тот, кто не причащается Святых Тайн, лишает себя самого главного источника жизни — Господа Бога, определяет себя вне Его. Верующие, которые регулярно с чистым сердцем и благоговением участвуют в Таинстве Причастия, очищаются от всякой скверны и становятся «причастниками Божества».

Таинство Причастия должно быть неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина, ибо мы, живущие на земле, нуждаемся в воссоединении с Самим Христом, в Его присутствии в своей душе и сердце. Только причащаясь, человек может соединиться с Богом и чувствовать Его защиту, благодать и милость.

В определенные исторические эпохи отмечалась различная частота причащения. При зарождении Христианства верующие стремились ежедневно приступать к причастию, а те, кто пропускал евхаристию более трех дней, считались отлученными от Церкви и Самого Господа.

Сейчас православные люди причащаются значительно реже. Некоторые обращаются к Таинству Причастия во время церковных постов, другие – в день именин или же перед участием в других великих православных Таинствах.

Священнослужители склонны считать, что верующий должен причащаться, прежде всего тогда, когда он действительно готов к этому. Участие в Таинстве Причастия должно быть осознанным и желаемым. Нельзя быть с Господом без веры в Него и без любви к Нему. Тот, кто причащается не по велению собственной души, а по принуждению или ради одобрения окружающих, не сможет ощутить истинного чуда соединения Самого Иисуса Христа с человеком.

Для желающих причаститься в церковном году предусмотрен специальный день — Великий Четверг. Сам Спаситель наш утвердил в день Великого Четверга Таинство Святого Причастия. Священники призывают всех верующих не забывать о воле Господа и именно в этот день причащаться Святых Тайн Христовых.

Православному христианину перед тем, как принять Таинство Причастия, необходимо осуществить особую подготовку души и тела своего.

  1. Уразумение истинного смысла Таинства . Верующий должен участвовать в Евхаристии только в том случае, когда он действительно осознает и чувствует глубокую и неудержимую потребность в причащении Святых Тайн. Целью человека, пришедшего в Церковь на причащение, должно быть желание соединиться с Христом, очиститься от прегрешений своих, вкусив Господню вечерю.
  2. Веление души . Причащаться нужно только с чистым сердцем и по велению собственной души, не знающей лицемерия и неискренности. Человек должен быть достоин причащения Святых Христовых Тайн. Верующему нужно помнить о том, что испивая Чашу Господню и вкушая сей Хлеб недостойно, станет он виновным против Крови и Плоти Спасителя нашего.
  3. Душевное равновесие и чистота . Каждый верующий должен подходить к Чаше, пребывая в душевном равновесии, в примирении с окружающими, в состоянии, при котором в душе нет места злобе, ненависти и обиде сердечной к любому живущему на земле.
  4. Церковность . Человек имеет право на причастие лишь тогда, когда он живет по Закону Божиему и соблюдает все каноны Православной Церкви.
  5. Таинство Исповеди . Согласно церковным традициям перед причащением человек должен покаяться, осознать собственную греховность и исповедаться в грехах своих. Пройти Таинство Исповеди перед причастием можно накануне утром или вечером, а также перед литургией или же за несколько дней до Евхаристии.
  6. Литургический пост . Чтобы верующий был духовно готов к причастию Святых Тайн Христовых, ему необходимо соблюсти пост перед Таинством, хотя бы за 6 часов до причастия не есть и не пить. У Святой Чаши причащающиеся люди должны находиться «в голоде» (натощак).
  7. Телесный пост (говение) . Все православные люди, желающие причаститься, должны достойно и в полном соответствии подготовиться к этому Таинству. Сознание и ум человека не должны распыляться забавы ради и по мелочам житейским. При подготовке важно посещать все богослужения в храме и прилежно выполнять домашнюю молитву. Если человек не причащался на протяжении длительного периода, соблюдение строгого телесного поста должно осуществляться не менее 3-5 дней. При этом к телесному посту относят не только ограничения в потреблении пищи и воздержание от мирских развлечений, но и полный отказ от плотских супружеских отношений. Только пребывая в состоянии чистоты души и тела своего, верующий может приступить к Таинству Причастия.