Демографическая карта. Население мира. Общее население Земли. Наиболее густонаселенные страны

краткое содержание других презентаций

«Демографическая ситуация в современной России» - Анализ данных из социальных паспортов. Естественная убыль. Миграция. Распределение по месту проживания. Особенности структуры населения. Возрастной состав россиян. Вопросы. Количество учащихся. Отношение к деторождению. Основные демографические процессы. Желание. Выводы по данным переписи 2010. Демография России. Браки и разводы. Особенности структуры населения современной России. Результаты анкетирования учащихся.

«Демографическое развитие России» - Демографические тенденции. Послевоенные переписи. Итоги демографического развития страны. Уровень благоустройства жилого фонда. Перепись населения. Доля населения в рабочем возрасте. Рост роли трудовой деятельности и пенсий. Ранг России в мировой иерархии. Резких изменений этнического состава населения не происходит. Ослабевает прочность брака. Перепись 2010 г. Страна стоит перед очень серьезными демографическими вызовами.

«Демографические проблемы России» - В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового. В результате навсегда исчезли сотни видов животных и растений. 3. Пути решения демографической проблемы. Общий объем перемещений населения на новое место жительства достаточно велик. На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств. 2.1. Статистика абортов и детская смертность.

«Социальная статистика» - Общественная наука. Предоставляет информацию, необходимую для управления экономикой. Специальный коэффициент рождаемости. Текущий учет. Является частью общей статистической науки. Коэффициент рождаемости. Абсолютные показатели. Показатели движения населения. Показатели продолжительности жизни. Движение населения. Зеркало. Коэффициент общего прироста населения. Статистика населения. Ожидаемая продолжительность жизни.

«Демографическая политика России» - Последствия «демографической ямы» 1990-х. Демографическая политика Российской Федерации. Инерционный прогноз. Пространство для действия. Демографический потенциал. Институт научно-общественной экспертизы. Численность женщин в активном репродуктивном возрасте. Молодое поколение. Угрозы в экономике и социальной сфере. Исторический шанс. Семейная политика.

Численность населения мира составляет более 7 миллиардов человек. По данным Бюро переписи населения США население Земли превысило 7 миллиардов 12 марта 2012 года. В соответствии с данными ООН население Земли достигло 7 миллиардов 31 октября 2011 года. В июне 2013 года ООН оценивала численность населения мира примерно в 7,2 млрд человек. Население мира - общее число людей, живущих на Земле. Выборочный перевод (статья Википедии, внутренние сс ылки опущены). Население Земли непрерывно растет с конца Великого голода 1315-1317 годов и Черной Смерти (эпидемии чумы) в 1350-х годах, когда население составляло около 370 млн. человек. Наиболее высокие темпы роста населения (выше 1,8% в год) - были замечены кратковременно в 1950-х, и в более продолжительный период, в течение 1960-х и 1970-х. Темпы роста достигли максимума в 2,2% в 1963 году, затем снизились до уровня ниже 1,1% к 2012 году. Всего ежегодных рождений было максимально в конце 1980 года около 138 000 000, и в настоящее время, в основном, остается на постоянном уровне, на 2011 в количестве 134 000 000, тогда как смертность составила 56 000 000 в год, и, как ожидается, возрастет до 80 миллионов в год к 2040 году.

Текущие прогнозы ООН показывают дальнейшее увеличение численности населения в ближайшем будущем (при неуклонном снижение темпов роста населения), население планеты составит от 8,3 до 10,9 млрд. к 2050 году. Некоторые аналитики ставят под сомнение устойчивость дальнейшего роста населения мира, отметив растущее давление на окружающую среду, глобальные запасы продовольствия и энергоресурсов.

Население Земли по регионам

Шесть из семи континентов Земли постоянно заселенны в большом количестве. Азия является самым населенным континентом, с 4,2 млрд. жителей - более 60% мирового населения. Население двух самых населенных стран мира - Китая и Индии вместе составляет около 37% населения мира. Африка является вторым по числу жителей континентом, с численностью около 1 млрд. человек, или 15% населения мира. Европа с населением 733 000 000 человек составляет 11% населения мира, в то время как в странах Латинской Америки и Карибского региона проживает около 600 000 000 (9%). В Северной Америке , главным образом в Соединенных Штатах и Канаде проживает около 352 000 000 (5%), и Океания - наименее населенный регион, имеет около 35 млн жителей (0,5%).

Континент Плотность (чел / км 2) Население 2011 Самая населенная страна Самый населенный город
Азия 86,7 4 140 336 501 Китай (1341 403 687) Токио (35 676 000)
Африка 32,7 994 527 534 Нигерия (152 217 341) Каир (19 439 541)
Европа 70 738 523 843 Россия (143 300 000)
(около 110 миллионов в Европе)
Москва (14 837 510)
Северная Америка 22,9 528 720 588 США (313 485 438) Мехико / Метрополия
(8 851 080/21 163 226)
Южная Америка 21,4 385 742 554 Бразилия (190 732 694) Сан-Паулу (19 672 582)
Океания 4,25 36 102 071 Австралия (22612355) Сидней (4 575 532)
Антарктида 0,0003 (меняется) 4 490
(меняется)
н/д н/д

Численность населения в странах мира в наше время

Во время европейской сельскохозяйственных и промышленных революций, продолжительность жизни детей резко возросла. С 1700 по 1900 год, население Европы увеличилось с 100 миллионов до 400 миллионов человек. В целом, на 1900 год в Европе проживало 36% населения мира.
Рост численности населения в странах Запада ускорился после введения обязательной вакцинации и улучшения в области медицины и санитарии . После качественного изменения условий жизни и повышения качества здравоохранения в течение 19-го века, население Великобритании стало удваиваться каждые пятьдесят лет. к 1801 году, население Англии выросло до 8,3 млн., а к 1901 году оно достигло 30,5 млн., население Соединенного Королевства достигло 60 миллионов в 2006 году. В США население увеличится с 5,3 млн. в 1800 году до 106 млн. в 1920 году, и превысит 307 млн. в 2010 году.
Первая половина 20-го века в России и Советском Союзе была отмечена чередой войн, голода и других бедствий, каждое из которых сопровождалась крупномасштабными потерями населения. Стивен Дж. Ли считает, что к концу второй мировой войны в 1945 году, население России было на 90 миллионов меньше, чем могло бы быть. В последние десятилетия население России значительно сократилось - с 148 миллионов в 1991 году до 143 млн в 2012 году, но по состоянию на 2013 год это снижение, по-видимому, остановилось.
Во многих страны в развивающемся мире наблюдался быстрый рост населения в течение последнего столетия. Население Китая выросло с примерно 430 млн. в 1850 году до 580 миллионов в 1953 году и в настоящее время составляет более 1,3 миллиарда. Населения Индийского субконтинента, которое составляло около 125 млн в 1750 году, достигло 389 000 000 в 1941 году. Сегодня в Индии и прилегающих странах проживает около 1,6 млрд. человек. Население Явы увеличилось с пяти миллионов в 1815 году до более чем 130 млн в начале 21 века. Население Мексики выросло с 13,6 млн. в 1900 году до 112 млн в 2010 году. В течение 1920-2000-х годов население Кении выросло с 2,9 млн. до 37 млн. человек.

Города ("городские районы"), в которых проживал по крайней мере один миллион жителей на 2006 год. Только 3% населения мира жило в городах в 1800 году, эта доля возросла до 47% к 2000 году и составила 50,5% в 2010 году. К 2050 году доля может достигать 70%. Источник изображения ,

Подробное решение тема Тема 3 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Проанализируйте рис. 7. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2010 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? Произведите другие расчёты и сравнения для доказательства положений учебника.

Население Земли к 2010 г увеличилось в 30 раз в сравнении с количеством населения в начале нашей эры. Так за 20 век население увеличилось на 4,41 млрд человек (с 1,66 млрд в 1900 г и до 6,07 млрд в 2000 г), а за первое десятилетие 21 века (2000-2010 гг) оно выросло еще на 0,83 млрд человек.

Задание 2. Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

Задание 3. Используйте рис. 10 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».

Первый тип воспроизведение характерен для стран Европы, Северной Америки, СНГ, Китая, Австралии и Океании, стран Зарубежной Азии (Китай, Япония, Таиланд), некоторых стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Уругвай). Однако это группа неоднородна по показателю прироста, так стран Европы и СНГ характере практически нулевой или близкий к нему прирост населения, в то время как для стран Северной Америки (США и Канада) прирост составляет от 3 до 6 чел. на 1000 жителей, или 3-6%о. В таких странах (например, США, Австралия, Канада) обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Второй тип воспроизведение характерен для стран Африки, большинства стран Латинской Америки, Азии.

Задание 4. Используя данные табл. 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли; объясните эти изменения.

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что население Земли в целом за указанный период (с 1950 по 2010 гг) увеличилось в 2,7 раза. Однако темпы прироста населения в разных регионах мира отличаются. Самые быстрые темпы характерны для Африки (население к 2010 г увеличилось в 4,6 раз), затем идет Латинская Америка (в 3,5 раза) и Зарубежная Азия (в 2,9 раз). Средними темпами прироста отличается Северная Америка и Австралия с Океанией (в 2 раза). Наименьшие темпы характерны для стран СНГ и Европы (в 1,5 раз и в 1,3 раз соответственно).

Задание 5. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах этого перехода.

Демографический переход включает в себя 4 этапа:

Для 1 этапа характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и соответственно очень низкий естественный прирост (ныне он уже почти не встречается);

2-ой этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде всего успехам медицины) при сохранении традиционно высокой рождаемости (характерен для Бутана);

При 3-ем этапе наблюдаются низкие показатели смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» населения), снижение рождаемости тоже снижается, но обычно она всё же несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения (Турция);

На 4-ом этапе показатели рождаемости и смертности совпадают (страны Европы).

Задание 6. Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте её для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.

Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке, что объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше. Также на это влияет ряд других факторов: уровень жизни, наличие войн в истории страны/региона и пр. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. В зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Касательно половой структуры населения в мировом масштабе, то оно примерно одинаково (100 женщин к 101 мужчине).

Задание 7. Сравните рисунки 10 и 11. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на его возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?

Для стран с преобладанием первого типа воспроизводства населения характерно либо одинаковое количество населения детского (0-14 лет) и пожилого (старше 60 лет) возраста, либо незначительное преобладание детей (для Европы 16% детей и 17% людей пожилого возраста). В то время как в странах со вторым типом воспроизводства населения количество детей в общей структуре населения в несколько раз превышает население пожилого возраста (для Азии 28% детей и 6% людей пожилого возраста, Африка 42% и 3% соответственно).

Задание 8. Проанализируйте рис. 9. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Для стран с первым типом воспроизведения населения характерно примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин в возрастно-половой структуре, что объясняется высоким уровнем жизни и медицины. В странах со вторым типом воспроизведения наблюдается преобладание мужчин в возрастных группах от рождения до 30 лет, что объясняется социальным положением женщины в обществе (принижение, ранние браки, предпочтение рождения детей мужского пола в связи с религией и пр.). Затем количество женщин и мужчин в возрастной структуре выравнивается, что можно объяснить повышенной смертностью мужчин в связи с тяжелым физическим трудом и не очень высоким уровнем медицинского обслуживания.

Задание 9. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найдите информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в октябре 2010 г. Постройте по этим данным возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

По результатам переписи населения 2010 г общая численность населения 142 856 536 чел. Данные взяты с http://www.gks.ru

Задание 10. По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.

Самая распространённая языковая семья - индоевропейская. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел., принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Задание 11. Объясните:

11.1. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространён в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?

Индия, Пакистан, Бангладеш долгое время были колониями Великобритании, в связи с чем там распространен английский язык. А так как Великобритания обладала обширными колониальными владениями и вела торговлю по всему миру, то английский язык стал одним из основных языков для международного общения. США, Канада, Австралия и Новая Зеландия - страны, которые были основаны переселенцами из Старого Света, в том числе и из Великобритании.

11.2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

Так как с 16 века Испания стала проводить активную политику по завоеванию новых земель в Новом Свете (Латинская Америка), которые затем были колониальными владениями Испании на протяжении нескольких веков.

11.3. Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

Распространение арабского языка в Северной Африке связано с завоеванием этих территорий и включением их в состав арабского государства Халифат (основано в начале 7 века на территории Саудовской Аравии) и распространением ислама как основной религии данного государства.

Задание 12. По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Наиболее распространёнными религиями является христианство (католицизм, протестантизм и православие), ислам и буддизм. В Старом и Новом свете преобладает католицизм и протестантизм), также данные ветви христианства распространены в Австралии и Африке, что связано с колониальным прошлым этих регионов. На территории стран СНГ распространено православие. Ислам широко распространен на территории Северной и Центральной Африки, а также Юго-Западной и Центральной Азии. Приверженцы иудаизма главным образом проживают на территории Индии и соседних с ней стран. Также в число наиболее распространённых религий входит буддизм (Китай, восток России).

Задание 13. Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, объясните их причины.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши. Наибольшая плотность населения характерна для Европы, Южной Азии (Индия, Бангладеш), Юго-Восточной Азии. На плотность населения влияют природные и исторические факторы. Люди заселили и освоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни территории: низменности и равнины, расположенные на высоте до 500 м над уровнем моря, регионы с теплым, благоприятным климатом. Также на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к транспортным и торговым путям.

Задание 14. С помощью Интернета найдите сведения о плотности населения стран мира. На их основе составьте классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатели плотности населения (чел./км2): 1) менее 10; 2) от 10 до 100; 3) от 101 до 200; 4) от 201 до 500; 5) свыше 500.

Задание 15. Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны.

Плотность населения в стране никак не связана с уровнем ее социально-экономического развития, так среди стран с максимальной плотностью (>500) есть как развитые страны (Сингапур, Монако), так и развивающиеся (Бангладеш).

Задание 16. Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Задание 17. Используя рис. 14 и табл. 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

Наибольшее число крупных городов (более 5 млн чел) расположены в Северной и Латинской Америке, Европе, Юго-Восточной Азии (Индия, Китай), которые представляют собой наиболее густозаселенные регионы мира. Можно выделить тенденцию по формированию таких агломераций (более 5 млн) в Африке (Лагос).

Задание 18. С помощью интернет-сайта googl-maps рассмотрите космические снимки крупнейших городских агломераций мира и проведите сравнение их географического микроположения.

Проанализировав спутниковые снимки крупнейших агломераций мира можно сделать вывод, что зачастую ядрами крупнейших городских агломераций становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Задание 19. Используйте рис. 15 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить его.

Наиболее урбанизированные страны характерны для Северной и Латинской Америки, Европы, СНГ, Австралии и Юго-Западной Азии. Средне- и слабоурбанизированные страны характерны для Африки и Азии. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран: 1 - быстрые темпы роста городского населения (особенно в менее развитых странах), 2 - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, 3 - «расползание» городов, расширение их территории.

Задание 20. Используя данные табл. 4, постройте на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализируйте её и сделайте выводы.

Вывод: За вторую половину 20 века население Земли увеличилось с 750 млн чел до 3,7 млрд чел. Особенно быстрыми темпами выросло население Азии, Африки и Латинской Америки.

Задание 21. Проанализируйте данные табл. 4. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2010 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают её данные? Используйте также табл. 16 в «Приложениях».

Задание 22. Работа в тетради.

22.1. На основе приобретённых знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация».

22.2. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений:

а) Уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой?

Ответ: Снижение смертности наблюдается за счет повышение уровня медицины в развивающихся странах и постепенного улучшения уровня жизни.

б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику?

Ответ: Китай и Индия - мировые лидеры по количеству населения. В связи с этим у них наблюдаются проблемы обеспечения населения продовольствием, рабочими местами, образованием и пр. Проводя плановую государственную политику Китай и Индия стараются регулировать рождаемость и как результат количество населения, чтоб повысить уровень жизни в стране.

в) Население мира размещается неравномерно?

Ответ: Мировое население размещено неравномерно. Так 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши.

г) Городское население концентрируется прежде всего в больших городах?

Ответ: Крупные города обладают лучшей инфраструктурой, что привлекает население из сельской местности в города. Однако стоит отметить, что нет единого для всех стран понятия «город». Так для некоторых стран крупный город будет с населением более 100 тысяч человек, а для другой страны с населением 5000 тысяч и меньше.

22.3. Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы.

Демографическая политика - система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Демографический переход - исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений.

Экономическая активность населения - степень вовлечения населения в хозяйственное производство.

22.4. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими картографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа?

При создании карт, характеризующих население мира, используется огромное количество картографических способов, среди которых наиболее распространены:

Способ качественного фона (для обозначения численности и плотности населения, смертности, рождаемости и пр.);

Точечный способ (используется для обозначения населенных пунктов);

Знаки движения (применимы к таким социальным явлениям как миграции населения);

Картодиаграммы и картограммы (служат для перевода в наглядный образ таких статистических данных как уровень рождаемости, религиозный и национальный состав и пр.).

22.5. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Урбанизация в современном мире».

Демографический взрыв – образное обозначение быстрого количественного роста мирового населения, начавшегося с 1950-х гг. Основной причиной, которая привела к данному взрыву является снижение уровня смертности при сохранении высоких показателей рождаемости. На снижение уровня смертности повлияло: развитие здравоохранения, распространение мер гигиены, улучшение материальных условий жизни. Темпы прироста населения отличаются в развитых и развивающихся станах. Особенно быстро население растет в развивающихся странах, в то время как в развитых странах темпы ниже.

Следствия демографического взрыва: чрезвычайно быстрый рост населения Земли, усиление неравномерности в размещении населения мира (9/10 населения Земли проживает в развивающихся странах).

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?

Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

2. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?

На размещение населения влияют природные факторы, так в первую очередь население заселяет территории с благоприятными условиями. Значительную роль играет исторический фактор. Сегодня на размещение населения влияет уровень экономического развития региона мира, страны.

3. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций населения мира?

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать, что привело к новому «миграционного взрыв». Основная причина этих миграций - экономическая, так как в разрушенных после войны странах была плохая экономическая ситуация.

4. Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?

Главные черты процесса урбанизации: быстрые темпы роста городского населения, концентрация населения в крупных городах с развитой инфраструктурой, расширении городов за счет включения в городскую черту новых территорий с сельским населением.

Как вы думаете:

1. Что имел в виду известный русский географ А.И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»?

Так как человек может изменить среду обитания под себя, то выбор места проживания человеком может не зависеть от природных условий и основываться только на его предпочтениях.

2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?

Так как население Земли постоянно растет, то увеличивается и средняя плотность населения

3. Почему один из отчётов ООН был назван «Наш демографически разделённый мир»?

Уровень социально-экономического развития страны влияет на рождаемость. Так в развитых странах рождаемость низкая (чуть больше смертности, равна или меньше её). В развивающихся странах ситуация противоположная. Так высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности. Таким образом мир разделен на регионы, которые сильно отличаются между собой по уровню естественного прироста населения.

4. Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?

Данное мнение имеет право быть, так как в развитых странах наблюдается нулевой или отрицательный естественный прирост, что приводит к увеличению людей пожилого возраста в возрастной структуре. Так как все больше стран выходит на высокий уровень социально-экономического развития, то можно предположить, что в этих странах также будет увеличиваться доля пожилых людей.

Знаете ли вы:

1. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства: 14-8=6 или 22-8=14?

Вторая формула характеризует страны с вторым типом воспроизведения.

2. Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония?

Страны перечисленные в пункте А - это страны со вторым типом воспроизведения населения. В пункте Б перечислены страны с первым типом воспроизведения населения.

3. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?

Ответ: Хиндустанцы, русские, англичане.

4. В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина; 2) Нидерланды; 3) Италия; 4) Греция; 5) Филиппины; 6) Индонезия; 7) Судан; 8) Аргентина?

Ответ: Италия, Филиппины, Аргентина.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»?

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

3. Привести примеры стран, находящихся на втором, третьем и четвёртом этапах демографического перехода?

1-ый этап: Судан.

2-ой этап: Бутан.

3-ий этап: Турция.

4-ый этап: Германия.

4. Указать, какие из приведённых ниже стран относятся к первому, а какие ко второму типу воспроизводства населения: Австрия, Индия, Иордания, Италия, Мозамбик, Судан, Таджикистан, Уганда, Филиппины, Австралия?

К первому типу воспроизведения относятся: Австрия, Италия, Австралия, Филиппины.

Ко второму типу воспроизведения: Индия, Мозамбик, Судан, Уганда, Иордания, Таджикистан.

5. Охарактеризовать географические особенности первого и второго типов воспроизводства населения и группировку стран в их пределах?

Первый тип воспроизведения населения характерен для стран Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и некоторых стран Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили).

Второй тип воспроизведения: страны Африки, Азии, большинство стран Латинской Америки.

6. Рассказать о значении показателя средней ожидаемой продолжительности жизни и дать его количественную характеристику?

Ожидаемая продолжительность жизни является важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации. В начале XXI в. ожидаемая продолжительность жизни для всего мира 69 лет (67 лет для мужчин и 72 года для женщин). Для экономически развитых стран составляют 75 и 81, для развивающихся - 66 и 69, в том числе для наименее развитых стран - 55 и 58 лет.

7. Охарактеризовать этнолингвистическую классификацию народов мира?

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Данное родство обычно связано с происхождением нескольких языков от одного праязыка. Самая распространённая из них - индоевропейская семья. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском.

8. Выбрать правильный ответ: ислам исповедует большинство жителей: Испании, Индии, Ирана, Пакистана, Индонезии, Алжира, Бразилии?

Ответ: Иран, Пакистан, Индонезия, Алжир.

9. Указать, какие из перечисленных ниже регионов и стран являются главными очагами привлечения трудовой миграции населения: Западная Европа, страны Персидского залива, Юго-Восточная Азия, Северная Афри-ка, Северная Америка, Россия, Австралия, Германия?

Ответ: Западная Европа, страны Персидского залива, Северная Америка, Германия, Австралия.

10. Обозначить на контурной карте мира по памяти десять крупнейших городов мира.

(Данные взяты за 2015 г)

11. Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?

Ответ: Эфиопия – 15% от населения страны, Китай – 47% от населения страны, Германия – 75%, США – 80%, Аргентина – 87%, Австралия – 88%, Великобритания – 89%.

Демография - наука о народонаселении . Население мира - это совокупность людей, проживающих на Земле. В настоящее время численность населения земного шара превышает 7 млрд человек.

Численность населения непрерывно растет. За последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Во времена Колумба население составляло всего 500 млн человек. В настоящее время примерно каждые 24 секунды рождается один ребенок и каждые 56 секунд один человек умирает.

Изучением народонаселения занимается демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, а также о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграций. Демография, наряду с географией населения, изучает численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают непрерывное возобновление людских поколений в результате процессов рождаемости и смертности. Географические особенности естественного движения населения проявляются в неодинаковых темпах роста численности населения в различных регионах и странах.

Современные демографические тенденции выражаются в быстром росте численности населения мира в целом. В то же время сейчас происходит замедление темпов роста численности населения. Особенно быстрый рост населения отмечался во второй половине ХХ в., когда его численность увеличилась с 2,5 млрд в 1950 г. до 6 млрд к 2000 г. (рис. 27). Произошел демографический взрыв - бурный ускоренный рост численности населения за относительно короткий период времени, особенно во второй половине XX столетия. Это происходило в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Так, за последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Ученые предполагают, что темпы роста населения замедляются и к 2050 г. население увеличится всего до 9,5 млрд человек.

Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), численность населения растет медленно, а в некоторых странах Европы даже снижается.

Предполагают, что население Германии сократится с 82 млн человек в 2010 г. до 70,1 млн в 2090 г., а в уменьшится со 125 млн до 91 млн человек, или на 27,2 %, за 100 лет. Причиной такого спада является низкая рождаемость.

В регионах развивающихся стран (Африка, Азия, Латинская Америка) отмечается относительно быстрый рост численности населения. Высокие темпы роста численности населения в развивающихся странах вызывают целый ряд проблем: нехватку продуктов питания, низкий уровень медицинского обслуживания и грамотности, деградацию земель из-за нерационального их использования и др.

Сущность демографических проблем заключается не столько в высоком приросте населения планеты, сколько в диспропорции динамики роста в развитых и развивающихся странах.

Современные демографические процессы настолько остры, что требуют вмешательства в их развитие. Поэтому в ряде стран мира проводится демографичес кая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость, стимулирования роста или снижения его численности.

Демографическая политика в Китае, Индии направлена на снижение рождаемости и роста численности населения. В развитых странах Европы, наоборот, стимулируют увеличение уровня рождаемости населения.

Для решения проблемы снижения численности населения в Беларуси государством принимаются меры, направленные на увеличение рождаемости в стране (материальная поддержка семьям, воспитывающим двоих и более детей, строительство льготного жилья и др.).

Все шире используется понятие «качество жизни населения » - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Качество жизни населения характеризуют такие показатели, как средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образования, денежные доходы, обеспеченность жильем и др. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни людей (около 80 лет). Это ведет к увеличению числа пенсионеров и старению населения.

Прогнозируемая продолжительность жизни населения мира составляет 72 года для женщин и 68 лет для мужчин. Лидерами являются Япония, и Франция, где продолжительность жизни более 80 лет. В Беларуси она составляет 72 года, в странах Африки (Замбия, Ангола, Свазиленд) - 45-50 лет.

С продолжительностью жизни тесно связана возрастная структура населения, влияющая на уровень развития хозяйства. Население среднего возраста самое трудоспособное, на него ложится ответственность за материальное обеспечение страны, за обеспечение людей пожилого возраста всеми необходимыми благами жизни. (Как решается проблема обеспеченности трудовыми ресурсами в странах Европейского союза?) Численность населения пожилого возраста за последние 50 лет возросла более чем в два раза. Различия в качестве жизни населения усугубляют нестабильность взаимоотношений между странами и внутри их.

Значительная часть населения стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, стран Центральной Америки страдает от голода и недоедания. На территориях, где людям постоянно не хватает продуктов питания, проживает 2/3 населения мира. Отсюда высокий уровень детской смертности, низкая продолжительность жизни.

Различия в качестве жизни населения в разных регионах Земли сегодня являются одной из причин миграции населения. Перемещение людей из одной страны в другую, часто большими группами и на большие расстояния, происходит по экономическим, религиозным, национальным причинам, а также в результате войн, стихийных и экологических катастроф. В поисках работы люди переселяются в основном из развивающихся стран в развитые страны Европы, Северной Америки (трудовые миграции). В экономически развитых странах, таких как Германия, Великобритания, Франция и др., миграция существенно восполняет численность трудоспособного населения.

В последнее время отмечается рост нелегальной миграции в страны с более благоприятными социально-экономическими условиями, возрастание вынужденной миграции из-за вооруженных конфликтов и обострения межнациональных отношений, выезд лиц с высоким уровнем образования в США, Францию, Швецию.

Основные современные миграционные потоки направлены из стран Северной Африки, Восточной Европы в Западную Европу, из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии - в США, из стран Центральной Азии - в Россию.

Основные современные демографические тенденции - это ускоренный рост численности населения мира за счет менее развитых стран; различия в качестве жизни населения между развитыми и развивающимися странами; приток иммигрантов в развитые страны. Сущность современных демографических проблем заключается в территориальной диспропорции динамики роста населения между высокоразвитыми и развивающимися странами мира.

Завсегдатай Reddit под юзернеймом TeaDranks создала карту, на которой размер каждой страны изменен в соответствии с численностью ее населения. И что вы думаете? Признанные мировые гиганты внезапно резко сокращаются в размерах... Да-да, речь о Канаде и России. Наша страна по-прежнему крупнее всех в Европе, но с востока ее откровенно теснит Китай.

Каждая страна сохраняет свое географическое положение - а значит, остается вполне узнаваемой.




Южная Америка и Европа (за исключением России) не особо изменились в размерах. Северная Америка выглядит так, словно ей отрубили голову, а Китай и Индия едва влезают в карту. Африка в целом сохранила свои очертания, хотя теперь там явно доминирует Нигерия.




Бедняжку Австралию едва можно разглядеть, а Япония и Филиппины выглядят куда крупнее обычного.

Каждая клетка на карте «вмещает» 500 тыс. человек - а значит, некоторые страны и вовсе на нее не попали.

Комментарии: 0

    История любого государства - это, прежде всего, история его городов. В США опубликована динамика развития городов страны. Она показывает, что в стране всегда одновременно существовало сразу несколько крупных агломераций и ситуации, когда один город (как Москва в РФ) откровенно доминирует над всей страной, там не возникало.

    Руслан Дохов

    Когда зародилась эта наука и зачем? Как учёные-урбанисты получают необходимые им данные, и чем они помогают в прикладной урбанистике? Руслан Дохов, географ-урбанист, Habidatum, RxD Lead рассказывает, как социальные сети и телефоны помогают собирать информацию о городе, как и для каких целей составляются базы данных и как с помощью современных технологий развивается городская урбанистика.

    Дольник В. Р.

    Данная публикация отличается от многих других тем, что о демографических проблемах пишет биолог. С развитием этологии, соцбиологии и других наук о поведении животных биологи стали посягать на особую точку зрения и по поводу поведения Хомо сапиенса. Естественно, у социологов и психологов это вызывает неблагоприятную реакцию, вторжение пришельцев от биологии на их заповедную территорию кажется поначалу кощунством. И все-таки…

    Серия документальных фильмов посвящена диким и самобытным племенам Африки. Жизнь племен вудаби и туарегов - каждодневная борьба за выживание в безжалостном пустынном зное. Мурси - народ, жизнь которого определяется тем, что видно на ночном небе. Они приносят в жертву животных, борются с вражескими племенами, женщины выражают преданность мужьям - воинам растягивая свои губы до немыслимых размеров. В южной части Эфиопии, живут два экзотичных племени - хамар и каро. Враждуя с соседними племенами, они на протяжении многих веков живут в мире и согласии друг с другом.

    National Geographic

    Данный цикл документальных фильмов посвящен племенам Африки, которые живут непосредственно рядом с природой, храня свои древние культурные традиции, обычаи, быт.

    Олег Балановский

    Гамбургский счет