Егэ русский язык тренировочные упражнения по пунктуации. Не являются вводными словами. Когда подлежащее и сказуемое выражены

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными : Книга – источник знаний
  • двумя числительными : Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами : Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом : Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то : И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но): Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и) : Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как» , перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится :

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и… : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

Цели урока:

  • Образовательные :
    • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
    • отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи;
    • Н-НН в полных прилагательных и причастиях;
    • навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
  • Развивающие :
    • использовать приемы педагогической технологии Т.Я.Фроловой для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала;
    • создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ;
    • способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
  • Воспитательные :
    • создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Оборудование:

  • компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
  • рабочие папки с заданиями
  • тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку)
  • ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Целеполагание

Учитель зачитывает цели урока и предлагает учащимся определить целеполагание, используя следующий текст:

Учащиеся делают вывод: цели урока:
– повторить орфограммы – НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; пунктограммы – деепричастные и причастные обороты;
– закрепить навыки правописания НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; постановки знаков препинания при обособленных членах предложения;
– обобщить знания по орфографии и пунктуации;
– подготовиться к ЕГЭ (части А)

3. Определение этапов урока

Урок состоит из нескольких этапов:

1. Повторение орфограммы « НЕ с разными частями речи».
2. Повторение орфограммы «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
3. Повторение пунктограммы « Обособленные члены предложения».

На каждом этапе урока учащиеся выполняют определенные задачи:

1. Работа с опорным конспектом (повторение)
2. Тренировочное задание (закрепление)
3. Тест по теме (по части А) (контроль)
4. Повторение и закрепление знаний по блоку «НЕ с разными частями речи».

А) Работа по опорному конспекту «НЕ с разными частями речи».

Учитель совместно с учащимися анализирует конспект, определяет роль сигналов.
Учащиеся проговаривают правила (8 орфограмм).

Слайды 4-5

Б) Тренировочное задание

Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными частями речи, но и расставить ударения в данных словах.

Не с разными частями речи

  • Афера (не)удалась
  • (Не)подписанный договор
  • (Не)обычный случай
  • Вовсе (не)большой ломоть
  • (Не)громко кашлянуть
  • (Не)подумав о намерении
  • Водопровод, (не)проведённый рабочими
  • Позвонишь (не)знакомцу

В) Работа с тестом

НЕ с разными частями речи

Тестирование(А18)

1 вариант

а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
б) (не)думающий человек; (не)думая
в) не)знал; (не)читая;
г) (не)отъемлемый; (не)редко.

2.В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Книгу читали далеко(не)многие.
б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
в) (Не)ответив, она ушла
г) Озеро оказалось (не)глубокое.

а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
в) (не)званный гость; (не)правда
г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя

а) Ничуть (не) интересно.
б) Он пел песню,(не)смущаясь.
в) На экзамене он (не)набрал баллы.
г) Слышны(не)умолкающие звуки.

а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
в) (не)мелко; (не)лепо.
г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.

2 вариант

1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
в) (не)сладкий; (не)годовать;
г) (не)заметив; (не)далеко.

2. В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
б) Это было вовсе (не)известно.
в) (Не)размышляя, она уехала.
г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.

3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)маленькая; (не)верно
б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
г) (не)видя; (не)добрый взгляд.

4. В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Это были (не)привычные звуки.
б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
в) Я никогда (не)играл в шахматы.
г) Она прошла, (не)поднимая глаз.

5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)думать; далеко (не)интересно.
б) (не)легко; (не)брежный.
в) (не)возлюбить; (не)читая
г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.

1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».

5. Повторение и закрепление знаний по блоку «Н и НН в полных прилагательных и причастиях»

А) Работа по опорному конспекту «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».

Слайды 7-8

Б) Тренировочное задание

Учащиеся проговаривают орфограммы в предложенных словосочетаниях и поясняют их.

Н и НН

Квалифицирова..ый специалист
Вяза..ая кофта
Вяза..ая спицами кофта
Свяще..ый союз
Выглаже..ое мной платье
Высуше..ые грибы
Пече..ый в золе картофель
Потеря..ая книга
Операцио..ый стол
Разброса..ые вещи
Краше..ый пол
Исклева..ые ягоды
Песча. ый берег
Клюкве..ый кисель
Тополи..ый пух
Выигра.ый матч
Фасова..ые продукты

В) Работа с тестом

Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)

Правописание Н и НН

Тестирование (А17)

1 вариант

1. В каком ряду пропущено НН:




2. В каком ряду пропущено Н:




б) пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий

а) В, Г б) А, В в) А, Б г) Б, Г

4. В каком ряду пропущено Н:



5. В каком ряду пишется НН:

а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ые дома; змеи..ый

2 вариант

1. В каком ряду пропущено НН:

а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо

2. В каком ряду пропущено Н:

а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо

3. В каком ряду указаны слова с НН:

а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель; пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод

а) В, Г б) А, В в)А, Б г) Б, Г

4. В каком ряду пропущено Н:

а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.

5. В каком ряду пишется НН:

а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ыедома; змеи..ый

1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.

6. Лингвистическая задача

Учитель предлагает учащимся поразмышлять:

– Как связаны между собой фрагменты опорных конспектов?
(Тесная связь между орфографией и пунктуацией)

7. Повторение и закрепление знаний по блоку «Обособленные члены предложения»

А) Работа по опорному конспекту «Обособленные члены предложения».

Слайды 11-12

Б) Тренировочное задание

Учащимся в качестве тренинга предлагаются задания из вариантов ЕГЭ разных лет. (Класс работает совместно)

Слайды 13-15

8. Комплесное закрепление знаний по орфографии и пунктуации

Частичный анализ текста.

1) Учащиеся поясняют орфограммы и пунктограммы в предложенном тесте. Делают вывод о связи пунктуации и орфографии.
2) Определяют стиль и тип речи.
3) Находят ключевые слова, подсказывающие тему текста.
4) Анализируют проблематику.

9. Пояснение домашнего задания. Итоги урока

Учащиеся дома должны продолжить работу с текстом и написать сочинение-рассуждение.

10. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает состояние учащегося в конце урока.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

Подготовка к ЕГЭ

по русскому языку
в 11 классе.
Задание 17

подготовила

учитель русского языка и литературы

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

с. Балыклы-Чукаево

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Задание 17

Задание 17. «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения»

Что должен знать ученик, выполняя задание 17: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Повторяем правило.

Вводные слова – слова, припомощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, т.е. они вводят дополнительную (часто побочную) информацию в текст. Вводные слова не являются членом предложения.

Различайте!

Всегда выделяются запятыми

с двух сторон!

Не выделяйте запятыми!

Не являются вводными словами

Три главных признака:

1. легко убираются из текста, т.е. их можно изъять из предложения, и смысл его не изменится;

2. нельзя задать вопрос от других слов;

3. заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями.

Запомните ложные вводные слова!

авось, будто , буквально , вдобавок, вряд ли , всё-таки, вдруг, ведь, в конечном счёте, даже, едва ли, именно , исключительно, как будто , лишь, между тем, наверняка , непременно, обязательно, примерно, притом, причём, поистине , по-прежнему, просто, пусть, решительно, словно , тем не менее, только, якобы и др.(частицы, наречия)

Различайте! Слова однако, наконец, значит, главным образом могут быть вводными и обычными.

Не вводные, если:

однако = но (это союз, соединяет однородные члены)

наконец = под конец, напоследок, после чего, в результате всего (наречие)

значит = означает (глагол)

главным образом = в первую очередь, больше всего (наречие)


Примечание. Многие слова могут быть вводными и членами предложения.

1)Левитан решил изгнать со своих холстов тёмные тона, правда , это не всегда ему удавалось. (Вводное слово правда можно изъять из предложения, и смысл его не изменится).

2) Всё меняется, одна правда остаётся. (Слово правда является подлежащим, его невозможно убрать).

3) Бабушка, казалось, дремала. (Слово казалось легко извлекается из предложения. К нему нельзя задать вопрос, можно заменить синонимичным ему вводным словом со значением меньшей степени уверенности «видимо». Делаем вывод: на письме казалось выделяется запятыми).

4) Мне всё это лишь казалось . (Слово казалось не убирается, оно является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).

Основные разряды вводных слов

Вводные слова выражают

«Узнай их в лицо»

Степень достоверности сообщаемого (уверенность/неуверенность, предположение)

конечно, разумеется, естественно, безусловно, действительно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, возможно, может быть, должно быть, кажется, наверное, пожалуй

Различные чувства и эмоции

(радость, сожаление, удивление)

к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду,

к удивлению, к нашему удивлению, в самом деле

Источник сообщения

говорят, сообщают, передают, по словам…,

по сведениям…, по сообщению…, по мнению…,

по преданию, по слухам, по-моему, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол, как известно, по выражению…

Порядок явлений или мыслей и связь между ними

во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, таким образом, итак, так, например, напротив, наоборот, в частности, между прочим, подчёркиваю, повторяю, наконец, впрочем, кстати, стало быть, в общем, с одной стороны, с другой стороны, главное, кроме того

Способ оформления мыслей

Одним словом, иными словами, иначе говоря,

короче говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать

Степень обычности

По обыкновению, по обычаю, по крайней мере,

без всяких преувеличений

Призыв к собеседнику

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите,

веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

Потренируемся. Задание 17 ЕГЭ

1 часть

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

2 .

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят(4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя.

Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Около восьми часов вечера (1) гости стали собираться домой. Промозглый осенний дождик на улице (2) между тем (3) превратился в настоящий ливень. Друзья (4) к счастью (5) захватили с собой зонты, поэтому не рисковали промокнуть.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.

Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.

9 .

в предложениях должны стоять запятые?

Никогда прежде не приходилось мне видеть, как белка пьёт воду, и (1) надо признаться (2)

я сильно сомневался в том, что она пьёт воду (3) именно (4) из ручья.

10 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти – пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?

11 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) её нельзя читать поверхностно.

Что (3) значит (4) это заявление?

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

13 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

14 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Этические искания Льва Толстого (1) конечно (2) до сих пор сохраняют своё значение. Сейчас (3) на мой взгляд (4) особенно важно сделать всеобщим достоянием толстовский принцип нравственного самовоспитания.

2 часть

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.

17 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но

(3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.

18 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

И снова такая тишина, что слышно (1) кажется (2) малейшее шуршание хвои за окном.

И (3) кажется (4) что иней слетает с хвои и осторожно потрескивает.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Ружье для подводной охоты (1) может быть (2)помповым либо на резиновой тяге. Размеры у того и у другого (3) разумеется (4) одинаковые, однако (5) помповое ружье намного мощней.

23 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится.

Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

24 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

25 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Брат (1) вероятно (2) будет программистом.

Существенное изменение климата (3) возможно (4) в ближайшее время.

26 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.

28 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.

29 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Ответы Задания 17 ЕГЭ

п / п

Ответ

Ответ

1 часть

2 часть

Список использованной литературы

1. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку

(рабочая тетрадь для учащихся). – Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга

качества образования», 2014.

2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников

9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий.

Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие.

– Ростов н/Д: «Легион», 2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. ЕГЭ. Русский язык. Пунктуация. http :// www . fipi . ru

Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая ставится Запятая не ставится
Между однородными членами, не связанными союзами Между двумя однородными членами, связанными союзом «и»
Вчера я читала, убиралась, готовила. Вчера я читала, убиралась и готовила.
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. Вчера я читала и готовила.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: В устойчивых сочетаниях
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям
Вчера не только читала, но и готовила.
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого
Вчера я и читала, и готовила. Пойду почитаю книгу.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая перед союзом «и» не ставится, если
Если есть общий член предложения Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
(общий член предложения– «весной»)
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом.
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали.
Предложение вопросительное Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь?
Предложение побудительное Внимательно прочитайте задание и сделайте его!
Предложение восклицательное Как ярко светит солнце и как красиво море!
Предложение неопределенно-личное В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку.
Предложение безличное Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради.
Предложение назывное Мороз и солнце!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку

Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.

Ответ: 2, 4.

Первый вариант задания

  1. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  3. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  4. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.

Ответ: 2, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. - Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. - В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. - В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. - Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Ответ: 2, 5.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. - Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. - Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. - Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».

Задания А20-А26 посвящены пунктуации. Только А21, А22 требуют объёмного справочного материала. Поэтому каждому из них посвящена отдельная статья. Ниже см. соответствующие сноски. В целом эти задания несложные, но требуют внимания. Не ошибитесь при соотнесении вашего ответа с комбинациями цифр, предложенными в виде вариантов ответа в А21, А22, А25 и А26.

А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом и . Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.

А20 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.

  2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Правильные ответы:

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Вспомни:

Где и почему

Запятая перед и ставится

Запятая перед и
не ставится

Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Белые , красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

О, О и О.

и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно , и мы затопили печь.

, и .

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель)

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?)
зимой на даче

2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче

[общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

А21 требует знания постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Нужно иметь представление о том, что такое обособление, и уметь находить обособленные определения, обстоятельства и приложения.

А21 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

    • 1, 2, 3
    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

Тема серьёзная. Предлагаю рассмотреть 16 случаев, когда различные обособления должны выделяться запятыми. Все они есть в КИМах. См. .

А22 требует знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Как и в А21 , проблема не в знаках пунктуации как таковых, а в том, чтобы находить и различать явления со сходной языковой природой. Необходимо знать, какие слова и конструкции грамматически не связаны с членами предложения и как они выделяются пунктуационно.

А22 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

    • 1, 2, 3, 4
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) кода-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

А23 - задание на знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Это несложное задание требует указать предложение, в котором нужна только одна запятая. Выбор из четырёх предложений. Формулировка задания ограничивает проверяемую тему.

А23 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
    • Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
    • Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    • Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
    • В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
    • Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
  2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знания препинания не расставлены.)

    • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
    • Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
    • От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

Правильные ответы:

  1. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
  2. Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
  3. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:

1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и :

Белые , красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.

2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да(=и), или :

Книги и журналы , ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке.

3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:

Они были не только удивлены , но и обрадованы .

4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако :

Погода мягкая , но сырая .

5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни :

Оркестры играли и на площади , и в парке .

А24 - задание на знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Формулировка ограничивает тему случаями постановки двоеточия. В этом простом задании требуется определить, какое из предложенных объяснений постановки двоеточия верно.

А24 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  2. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
    В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.

Правильные ответы:

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

  1. Если вторая часть поясняет содержание первой*:

    Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.

    * Легко вставить: а именно, то есть.

    Если второе предложение дополняет содержание первого*:

    Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.

    * Легко вставить: и вижу (увидел).

    Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой*:

    Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.

    * Легко вставить: потому что.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

А25 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Правильные ответы:

Задания 2010 г. и 2011 г. совпадают.

Запятые ставятся в следующих случаях:

    Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

    Когда она вошла в комнату, я встал.

    (Когда…), .

    Я встал, когда она вошла в комнату.

    , (когда…).

    Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

    Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

    [ , (когда…), ].

    Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

    Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

    , (что …), (), ().

    Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

    Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

    , (что…), и (что…), и (что …).

    Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

    По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

    (По мере того как…),.

    Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

    , (по мере того как…).

    Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

    [ (по мере того как…) ].

    Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

    1) перед ними есть отрицательная частица не :

    Она не ответила потому, что испугалась.

    2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

    Она ответила только потому, что испугалась.

    Внимание:

    Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

    Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.

    Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
    Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

    Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

    Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

    Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

    (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

А26 - задание на знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения, состоящие из нескольких простых с разными видами связи, требуют внимания.

А26 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.

    • 1, 3, 4
    • 1, 2, 3
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

Обрати внимание:
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.

Где и почему

Запятая ставится

Запятая не ставится

Если рядом оказываются союзы и и сколько , и и когда , и и прежде чем , и и чтобы, и и какой и др. подобные

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но )

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но)

Если рядом оказываются союзы что и хотя , что и когда , что и если

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но )

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но)

Перед то, так и но

После союзного слова который

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который )

  • А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • А22. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

    Вконтакте