Формирование средневековых городов. Возникновение и развитие средневековых городов в Европе. Средневековое городское расселение

В Европе в X- XI вв. наблюдался рост производства, особенно ярко этот процесс наблюдался в развитии ремесла. Совершенствование орудий труда и рост мастерства ремесленников привели к постепенному отделению ремесел от земледелия.
Двуполье сменилось трехпольем. Пашню уже делили не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной - яровыми, а третье оставляли под паром. Теперь отдыхала не половина, а треть пахотных земель.

Начали шире применять тяжелый колесный плуг. Теперь землю под посев озимых вспахивали 2-3 раза. После изобретения хомута лошадей стали впрягать в плуги, и это ускорило вспашку земли. Благодаря повышению урожайности у крестьян нередко оставались излишки сельхозпродуктов, которые они обменивали на изделия ремесленников.

Увеличивалось количество видов, повышалось качество изготавливаемых ремесленниками товаров для обмена. Однако в деревне возможности для развития товарного ремесла были ограниченны, а власть феодала лишала ремесленников самостоятельности. Поэтому они бежали из деревни и селились там, где были условия для свободного труда и сбыта продукции.

Средневековые города.

Рост городов в отдельных странах Европы происходил по-разному. Раньше всего - IX-X вв. они сформировались в Италии и на юге Франции (Венеция, Генуя, Флоренция, Нар-бонн, Тулуза и др.). Этому способствовали их торговые связи с более развитыми В ТО время Византией И Средневековый город, странами Востока. В X-XI вв. города стали возникать в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии. В XII-XIII вв. города возникают в Венгрии, Прибалтике, на Руси. Основная причина образования в разные века городов Европы была в различиях социально-экономического развития.

Города, во-первых, появлялись в безопасных от нападений неприятеля местах, во-вторых, они служили центрами торговли изделиями ремесленников и сельхозпродукцией.

Жизнь городов.

Города чаще всего появлялись на землях феодалов. Сначала феодалы покровительствовали им, освобождали от налогов переселившихся ремесленников. Однако по мере роста городов, их богатств хозяева все чаще стали покушаться на их доходы. Притеснения феодалов тормозили развитие ремесла и торговли. Горожане стремились освободиться от власти сеньора. В XII-XIII вв. во всех городах Западной Европы велась борьба с сеньорами. Многие города добивались свободы путем откупа, другие - в результате восстаний и долгих войн. В ряде городов Франции в XII-XIII вв. развернулась вооруженная борьба городов против сеньоров.

В Европе ряд городов возник вокруг замков и монастырей. Во-первых, обитатели монастырей и замков давали заказы ремесленникам на изготовление мебели, оружия, одежды, а в случае войны ремесленники могли найти защиту за стенами крепостей. В Европе вокруг монастырей образовались города Мюнстер, Сен- Галлен, Сен-Дени; вокруг крепостей Страсбург, Гамбург, Аугсбург; возле рек Падерборн, Бремен, возле мостов Цвейбрюккен, Брюгге и другие.

Как выглядели города. Сначала города отличались от разбросанных вокруг них селений плотностью населения и построек. Средневековый город был окружен стеной с башнями и глубоким рвом, наполненным водой. В башнях круглосуточно дежурили часовые. Для защиты от врагов мосты и городские ворота делались из прочного металла. Ворота снабжались крепкими засовами, на ночь мосты над рвами убирались и ворота в город запирались.

В центре города была рыночная площадь, неподалеку от нее находилась главьная городская церковь - собор. На площади располагалось здание городского совета - ратуша.
Жилой район каждого города делился на кварталы, в каждом из которых селились ремесленники одной профессии.

Большинство домов были деревянными. Они тесно примыкали друг к другу. Улицы были узкие - не более 2 метров в ширину. Освещение, водопровод, канализация отсутствовали. Мусор, бытовые отходы нередко выбрасывались прямо на улицу, где разгуливали домашняя птица и скотина. Из-за тесноты и антисанитарии часто распространялись инфекционные болезни, от которых умирало очень много людей. Во время пожаров часто выгорали целые улицы, кварталы бедняков.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

ОБЛИК ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Мостовые в Париже появились в XII веке - каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. Эта мера была распространена затем к XIV в по королевскому приказу и на другие французские города. Но, например, в Аугсбурге мостовых не было почти до XV в., так же как и тротуаров. Водосточные канавы появились только в XIV-XV вв., и то лишь в крупных городах.

Мусор и нечистоты в городах обычно сбрасывали в реки или в близлежащие рвы. Только в XIV в. в Париже появились городские мусорщики.

Ф еодальный город мало похож на современный. Он, как правило, окружен стенами, которые ему были необходимы, чтобы защищаться от нападений врагов, чтобы давать убежище и сельскому населению в случае нашествий.

Жители города, как уже было сказано, имели свои огороды, свои поля, свои пастбища. Каждое утро по звуку рожка открывались все ворота города, через которые скот выгонялся на общинные пастбища, а вечером этот скот опять загонялся в город. В городах держали, главным образом, мелкий скот - коз, овец, свиней. Свиней из города не выгоняли, они в самом городе находили себе обильную пищу, так как весь мусор, все остатки пищи выбрасывались тут же, на улицу. В городе поэтому была невозможная грязь и вонь, - пройти по улицам средневекового города, не выпачкавшись в грязи, было невозможно. Во время дождей улицы города представляли собой болото, в котором застревали телеги и мог потонуть иногда всадник с конем. В бездождье же в городе невозможно было дышать из-за едкой и зловонной пыли. При подобных условиях повальные болезни в городах не переводились, и во время больших эпидемий, которые время от времени вспыхивали в средние века, больше всего страдали города. Смертность в городах была необычайно велика. Население городов убывало бы непрерывно, если бы оно не пополнялось новыми выходцами из деревень. ествия неприятеля. Население города несло сторожевую и гарнизонную службу. Все жители города - купцы и ремесленники-умели владеть оружием. Городские ополчения наносили нередко поражения рыцарям. Кольцо стен, за которым располагался город, не давало ему возможности разрастаться вширь.

Постепенно вокруг этих стен возникали предместья, которые в свою очередь тоже укреплялись. Город, таким образом, развивался в виде концентрических кругов. Средневековый город был мал и тесен. В средние века в городах жила лишь незначительная часть населения страны. В 1086 г. в Англии была произведена общая земельная перепись. Судя по этой переписи, во второй половине XI в. в Англии не более 5% всего населения жило в городах. Но и эти горожане еще не были вполне тем, что ми понимаем под городским населением. Часть их еще занималась сельским хозяйством и имела землю за городом. В конце XIV в. в Англии была произведена новая перепись для податных целей. Из нее видно, что уже примерно 12% населения в это время жило в городах. Если от этих относительных цифр перейти к вопросу об абсолютной численности городского населения, то мы увидим, что даже в XIV в. города с 20 тыс. населения считались большими. В среднем же в городах насчитывалось 4-5 тыс. жителей. Лондон, в котором в XIV в. насчитывалось 40 тыс. населения, считался очень большим городом. При этом, как мы уже сказали, большинству городов свойствен полуаграрный характер. Было много "городов" и чисто аграрного типа. В них имелись и ремесла, но преобладали сельские промыслы. Такие города отличались от деревень в основном лишь тем, что они были обнесены стенами и представляли некоторые особенности в управлении.

Так как стены мешали городам разрастаться вширь, то улицы суживались до последней степени, чтобы поместить возможно боль ше строе ний, дома нависали друг над другом, верхние этажи выдавались над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть не соприкасались друг с другом. У каждого дома имелось множество пристроек, галерей, балкончиков. Город был тесен и переполнен жителями, несмотря на незначительность городского населения. В городе обычно имелась площадь - единственное более или менее просторное место в городе. В базарные дни она заставлялась ларьками и крестьянскими возами со всякого рода товарами, привозимыми из окружающих деревень.
Иногда в городе было несколько площадей, из которых каждая имела свое специальное назначение: была площадь, на которой происходила хлебная торговля, на другой торговали сеном и т. д.


КУЛЬТУРА(ПРАЗДНИКИ И КАРНАВАЛЫ)

В числе определений, которые дают человеку ученые, - "человек разумный", "общественное существо", "человек трудящийся" - есть и такое: "человек играющий". "действительно, игра - неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка. люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.
Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.
С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.
Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.
И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия. К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.
В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.
Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправиться с теми, кого они давно ненавидели.

БЫТ(САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА)

По причине скученности городского населения, множества нищих и прочего бесприютного и беспризорного люда, отсутствия больниц и какого-либо регулярного санитарного надзора средневековые города были постоянно рассадниками всяких эпидемий.
Для средневекового города характерно было весьма антисанитарное состояние. На узких улицах было достаточно душно. Они чаще всего были немощеными. Поэтому в жаркую и сухую погоду в городе было очень пыльно, в ненастную, наоборот, грязно, и по улицам тогда с трудом проезжали повозки и пробирались прохожие.
В населенных пунктах нет водостока для сбрасывания нечистот. Воду добывают из колодцев и непроточных источников, в которые часто попадает зараза. Дезинфицирующие средства пока неизвестны.
Из-за отсутствия санитарии роженицы часто не выживают после сложных родов, а многие младенцы умирают в первый же год жизни.
Для лечения простых заболеваний, пользуются бабушкиными рецептами, основанными обычно на лекарственных травах.
В тяжелых случаях заболевшие решаются на кровопускание, которое делает цирюльник, или покупают снадобья у аптекаря. Бедняки идут за помощью в больницу, но теснота, неудобства, грязь почти не оставляют тяжелобольным шансов выжить.

НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ

Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным». Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В Италии цехи возникли уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Почти во всех городах средневековой Европы в XIII-XV веках происходила борьба между ремесленными цехами и узкой, замкнутой группой городских богачей (патрициатом). Результаты этой борьбы были различными. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха (Кёльн,Аугсбург, Флоренция). В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение (Гамбург, Любек, Росток).

Во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи существовали еврейские общины. Евреи жили в специальных кварталах (гетто), более или менее четко отделенных от остального города. На них обычно распространялся ряд ограничений.

БОРЬБА ГОРОДОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной денежной суммы. В Италии города добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные окрестные области и стали городами-государствами (Венеция, Генуя, Пиза,Флоренция, Милан и др.)

В Священной Римской империи существовали так называемые имперские города, которые фактически являлись независимыми городскими республиками начиная с XII века. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие. Символом свободы городов Священной Римской империи была статуя Роланда.

Иногда большие города, особенно расположенные на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления. Однако такие органы действовали совместно с представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лоррис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но некоторые города, особенно мелкие, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, и право взимать налоги. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Обязанности городов-коммун по отношению к своему феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной суммы и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

Муниципальное управление городских коммун Италии состояло из трёх основных элементов: власти народного собрания, власти совета и власти консулов (позже – подеста).

Гражданскими правами в городах Северной Италии пользовались взрослые мужчины-домовладельцы, обладающие собственностью, подлежащей налогообложению. По данным историка Лауро Мартинеса, лишь от 2% до 12% жителей североитальянских коммун обладало избирательным правом. По другим оценкам, например, приведённым в книге Роберта Патнэма «Демократия в действии», во Флоренции гражданскими правами располагала 20% населения города.

Народное собрание (“concio publica”, “parlamentum”) собиралось в наиболее важных случаях, например, для избрания консулов. Консулы избирались на год и были подотчетны собранию. Все граждане делились на избирательные округа (“contrada”). Они с помощью жребия избирали членов Большого Совета (до нескольких сотен человек) . Обычно срок полномочий членов Совета ограничивался также одним годом. Совет называли “credentia”, потому что его члены (“sapientes” или “prudentes” – мудрые) первоначально давали присягу доверять консулам. Во многих городах консулы не могли принимать важных решений без согласия Совета.

После попытки подчинения своей власти Милана (1158 г.) и некоторых других городов Ломбардии, император Фридрих Барбаросса ввел в городах новую должность подеста-градоначальника. Будучи представителем императорской власти (независимо от того назначался он или утверждался монархом), подеста получил власть, ранее принадлежавшую консулам. Обычно он был из другого города, чтобы местные интересы не оказывали на него влияние. В марте 1167 г. возник союз ломбардских городов против императора, известный под названием Ломбардской лиги. В результате политический контроль императора над итальянскими городами был фактически ликвидирован и подеста стали теперь избираться горожанами.

Обычно для избрания подеста создавалась специальная электоральная коллегией, сформированная из членов Большого Совета. Она должна была предложить кандидатуры трёх человек, которые достойны управлять Советом и городом. Окончательное решение по этому вопросу принималось членами Совета, которые выбирали подеста сроком на один год. После завершения срока полномочий подеста он не мог в течение трёх лет претендовать на место в Совете.

Европа славится обилием красивых средневековых городов, как правило, отлично сохранившихся. Многие из них, в частности европейские столицы, хорошо знакомы туристам. Однако в Старом Свете имеется также большое число маленьких старинных городков, менее «раскрученных», но не менее интересных. Особо привлекательными они могут показаться туристам-фотографам, например, тем, кто осваивает искусство съёмки с квадрокоптеров. Большой ассортимент качественных и разнообразных по цене дронов представлен на сайте: https://brrc.ru/catalog/kvadrokoptery/ .

Самым известным средневековым городком Бельгии, безусловно, является Брюгге, часто называемый «Северной Венецией» из-за обилия каналов. История Брюгге началась в 1128 году, и сегодня его старый центр является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо знакомства с местными архитектурными памятниками и катанием на лодках по каналам, туристы развлекаются дегустацией разнообразных сортов пива и шоколада.

Небольшой бельгийский городок Динан менее известен, но не менее живописен. В городе, в котором проживает всего 14 000 жителей, туристам будет интересна средневековая архитектура, а также пейзажи - набережной реки Мозы и окрестных скал, обрамляющих городок.

Город Блед в Словении - один из самых живописных уголков этой страны. Он находится на берегу одноимённого озера Блед и славится своими замками и храмами. Самые лучшие панорамы местности получаются при съёмке с квадрокоптеров.

На территории Германии имеется множество интересных мест, сохранивших свою средневековую архитектуру. Так, Регенсбург, основанный почти две тысячи лет назад, - один из старейших городов страны. Главной достопримечательностью считается прекрасно сохранившийся средневековый центр с собором, мостом и зданиями в стиле готики.

Настоящим царством фахверка называют немецкий город Фройденберг, расположенный в земле Северный Рейн-Вестфалия. В старом центре имеется множество черно-белых фахверковых домов, стоящих стройными рядами, этот вид - визитная карточка Фройденберга.

Швейцарский Грюйер - это не только название одного из известнейших сортов сыра, но и исторический город в кантоне Фрибур. Здесь можно увидеть примечательные старинные здания и средневековый замок. Другим небольшим швейцарским городком, рекомендуемым к посещению всем, увлекающимся красивыми средневековыми постройками, является Муррен в кантоне Берн. Он располагается на высоте 1650 м в долине Лаутербруннен, в окружении трёх известнейших швейцарских вершин - Эйгер, Монк и Юнгфрау. Здесь всегда очень много туристов, число которых превышает количество местных жителей (450 человек) в разы.

В Великобритании очень сложно выделить самые интересные средневековые городки, однако стоит упомянуть Бибери - «самую красивую деревню Англии», воспетую поэтом Уильямом Моррисом, и славящуюся своими зданиями 14 века, а также небольшой посёлок Касл Ком в графстве Уилтшир, названный одним из самых привлекательных британских населенных пунктов изданием The Times.

Франция также богата малыми средневековыми городами, среди которых особое место занимает Коллиур с живописным замком, старинной церковью Нотр Дам дез Анж и древним маяком, а также Жосселен - сказочный городок в регионе Бретань, с не менее впечатляющим замком 1008 года постройки.

Сан Джиминьяно в Тоскане (Италия) - средневековый город, окруженный стеной. Здесь туристам будет интересен старый центр с собором и множеством древнейших башен, включенный в 1990 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Городок Фунес в итальянском Тироле не избалован туристами, поэтому подойдёт тем, кто ищет в Европе не только красивые пейзажи, но и уединение. Местные виды порадуют даже искушенных пейзажных фотографов.

В северной Европе достоин посещения Рейне - посёлок в Норвегии, не однажды занимавший верхние строчки в рейтингах самых красивых мест этой страны. Рейне, основанный в 1793 году как порт, расположен на Лофотенских островах, в окружении живописных гор.


Есть в Германии городок, который, как никакой другой, пропитан духом европейской старины. Хотите совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу Средневековья? Поезжайте в Ротенбург, самый древний из сохранившихся городов Средневековья!


Но начнем мы наше путешествие в этот немецкий городок с древнего Суздаля. Многие туристы, гуляющие здесь, с недоумением останавливаются перед довольно странным указателем, находящимся в центре Суздаля.


Но при чем здесь Ротенбург, такой далекий и мало кому известный город? Оказывается, дело в том, что эти два города - побратимы, и дружба их длится уже несколько десятков лет, с 1988 года, многие жители этих городов дружат семьями. Оба этих небольших городка, сохранивших немало древних памятников, влекут к себе любителей старины со всех уголков мира.


А теперь перенесемся в Ротенбург…

История города

Небольшое поселение на берегу реки Таубер возникло в IX веке.


В XII веке здесь уже вырос город. От его защитных сооружений тех лет остались две башни с воротами.




Но город быстро разрастался, и вскоре пришлось возводить укрепления заново, эти древние стены окружают город и по сей день.






Для дополнительной защиты над воротами на стенах возводили бастионы довольно сложной конструкции.






За свою многовековую историю Ротенбург пережил как взлеты, так и падения.

Начиная с середины XIII века город, выкупив для себя статус вольного, до начала XVII века процветал.
Жизнь горожан в период расцвета изображена на картине художника Людвига Рихтера.


Но в XVII веке во время Тридцатилетней войны Ротенбург был сильно разрушен, не обошла этот город стороной и эпидемия чумы, свирепствующая в Европе. В результате этих событий погибла половина его населения, и некогда крупный и процветающий город превратился в провинциальный городок.
Но при этом он, все же, умудрился сохранить свой исторический средневековый облик.

Во время Второй мировой войны Ротенбург, как и многие другие города Германии, сильно пострадал от бомбардировок, но впоследствии был восстановлен в таком же средневековом стиле.


Архитектурный облик города

За высокой городской стеной протекает размеренная жизнь старинного баварского городка Ротенбурга. Городок небольшой, но очень живописный, и бродить по его узким мощеным улочкам - одно удовольствие, и делать это можно часами.


В нем очень много великолепно сохранившихся старинных зданий, и одно из них – Городская Ратуша.


На ее башне находится смотровая площадка, откуда можно полюбоваться прекрасными видами городка и его окрестностей.




После пожара 1501 года, уничтожившего часть Ратуши, на месте сгоревшей части здания возвели Новую Ратушу в стиле ренессанс, фасад ее выходит на главную площадь города, Marktplatz.


На ней же находится не менее знаменитое здание XV века - Трактир городских советников, на фронтоне которого красуются трое часов.


Особенно интересны нижние часы.
В одно и то же время, два раза в день, в окошках, находящихся возле них, показывают знаменитый эпизод из жизни города – подвиг его бургомистра Нуша.

Предводитель католиков, захвативших город во время Тридцатилетней войны, спросил, сможет ли кто-нибудь из жителей города залпом выпить кубок с вином емкостью более трех литров. В этом случае город не тронут. И бургомистр, долго не раздумывая, сделал это и, таким образом, спас город. После этого Нуш даже мог какое-то время держаться на ногах и поддерживать беседу, но потом проспал целых трое суток.

С тех пор жители Ротенбурга отмечают праздник - День спасения города, на котором вино льется рекой!


На другой стороне площади стоят очень красивые фахверковые дома.

Возникновение города - феномен эпохи развитого феодализма. Действительно, если в раннее средневековье в Европе насчитывалось всего несколько десятков (в лучшем случае - несколько сотен) более или менее крупных поселений городского, а точнее - догородского типа, то к концу XV в. на территории континента существовало приблизительно до 10 тыс. различных городов. Средневековый город возник в результате процесса отделения ремесла от земледелия. Мы здесь не будем останавливаться на всех сторонах этой проблемы, а рассмотрим лишь ее географический аспект.

Часть средневековых городов была территориально связана с прежними римскими городами; это относится к итальянским, французским, испанским, частично английским и германским городам. Мотивы выбора их месторасположения были самыми разнообразными: здесь играли роль географические факторы (например, многие североитальянские города - Верона, Бреша, Виченца и др. - возникали в тех местах, где горные долины сливались с равниной; другие - в удобных местах морского побережья или вдоль рек - Неаполь, Павия и т.д.), военные соображения (так возникло большинство римских центров Рейнской Германии и Северо-Восточной Галлии); многие города основывались на местах прежних поселений завоеванных Римом племен (Нант - намнеты, Анжер - адекавы, Пуатье - пиктоны, Отен - эдуи и т.д.). Однако приуроченность средневекового города к месту расположения прежнего римского центра была далеко не всегда прямой. Многие римские города, процветавшие в античную эпоху, позже пришли в упадок, а то и вообще прекратили существование; наоборот, немало незначительных поселений античности в средние века превратились в крупные городские центры. Нередко средневековый город вырастал не на месте римского поселения, а по соседству с ним или даже на некотором расстоянии от него. Такова, например, была судьба Сент-Олбани (римский Веруламиум) в Англии, французских Отена, Клермон-Феррана, Бокера, Меца, Вердена, Нарбонны и многих других городов. Даже в самой Италии средневековые города иногда не совпадали территориально с античными (Равенна, например). В некоторых случаях и само имя римского центра в средневековье менялось на новое - Лютеция превратилась в Париж, Аргентората - в Страсбург, Аугустобона стала Труа и пр.

В основе этих топографических сдвигов лежали, как правило, политические события переходной от античности эпохи, погромы и разрушения варварских завоеваний. Но, пожалуй еще важнее то, что города потеряли свою прежнюю экономическую роль и приобрели новые функции, став церковно-монастырскими центрами, резиденциями крупных магнатов и королей и т.д.; это не могло не сказаться на их топографии. Поэтому, даже сохранив территориальную связь с городом римской эпохи, поселения раннего средневековья фактически перестали быть городами. Так, в каролингскую эпоху во Франции наибольший вес и значение имели города - резиденции архиепископов (Лион, Реймс, Тур и др.); из 120 городов Германии в XI в. 40 были епископскими, 20 располагались вблизи крупных монастырей, а остальные 60 являлись центрами крупных феодальных владений (в том числе 12 из них - королевские резиденции).

Возникновение городов в междуречье Эльбы и Немана

Процесс возникновения феодального города как центра ремесла и торговли в массе ведет свое начало с эпохи развитого средневековья, хотя в некоторых местах города возникают на несколько столетий раньше - это средиземноморские порты Амальфи, Гаэта, Бари, Генуя, Венеция, Палермо, Марсель и некоторые другие, удачно использовавшие в IX-X вв. ослабление арабского и византийского влияния в южном торговом регионе. Поднимаются и некоторые торгово-ремесленные центры, не связанные с морской торговлей; таким городом в X в. в Северной Италии стала Павия, расположенная у впадения Тичино в По и на перекрестке путей из Альп в Апеннины; немалую роль в ее подъеме сыграло и то обстоятельство, что она была традиционной столицей Лангобардского королевства. Крупным городом была Равенна - центр византийского господства в Италии.

В XI-XII вв. создаются и получают определенные политические права города Северо-Восточной Франции, Рейнской Германии, Фландрии, Центральной, Восточной и Южной Англии, Средней и Северной Италии; несколько позже возникают города в остальных областях континента. В Германии, например (позже - Империи), территориальная картина возникновения городов выглядела следующим образом. До XIII в. почти все города страны были расположены к западу от Эльбы и по Верхнему Дунаю, практически не пересекая линию Любек - Вена. Основная масса городов, возникших в XIII в., находилась уже в междуречье Эльбы и Одера; отдельные группы их концентрировались в Северной Чехии, Силезии, в верховьях и в нижнем течении Вислы. И только в XIV в. города заполнили почти всю территорию Центральной Европы, к западу от линии Кенигсберг - Краков. В XV столетии между Эльбой и Вислой основывались лишь отдельные города (в общей сложности несколько десятков), подавляющая масса их к этому времени уже существовала. В других странах этот процесс завершился еще раньше: в Англии, например, абсолютное большинство средневековых городских центров известно с XIII в.

Когда города возникали на месте прежних деревень, это часто отражалось на их названиях; такими городами в Германии были города с «сельскими» окончаниями на «инген», «хайм», «дорф», «хаузен» (Тюбинген, Вальдорф, Мюльхаузен и т.д.). Факторы, способствовавшие превращению прежнего поселения в город или возникновению нового городского центра, были самыми разнообразными. Здесь могли играть роль и военно-политические обстоятельства (потребность в крепости, покровительство со стороны местного сеньора), и социально-экономические мотивы, (например, существование традиционного рынка, перевалочного пункта товаров и т.п.). Большую роль в процессе возникновения средневекового города сыграли географические моменты: удобный рельеф, реки, пересечение сухопутных дорог; морские заливы нередко не просто способствовали превращению догородского поселения в город, но и играли в этом чрезвычайно важную роль. Выше уже говорилось об исключительно благоприятном расположении Павии; подобные же обстоятельства сыграли роль в подъеме Милана, Франкфурта-на-Майне, Булони, Ковентри, шампанских и многих других городов. Интересные данные о роли географических факторов в возникновении ранних городов дает топонимика. Так, о связи начального поселения с мостом, переездом, бродом говорят многочисленные названия на «бридж», «брюк», «понт», «фурт» и т.д.: Кембридж, Понтауз, Франкфурт, Оксфорд, Инсбрук, Брюгге, Саарбрюкен и т.п. Города с названиями типа Брунсвик, как правило, были связаны с морским побережьем или реками: элемент «вик», «вич» в скандинавских топонимах означает залив, бухту, устье. Расположение города определяли и многие другие факторы, например наличие рынка в самом поселении или поблизости от него, существование укрепленного места, где могли бы укрыться жители в случае военной угрозы, близость торговых маршрутов и удобства путей сообщения, политическая обстановка в области, отношения с местным феодалом и т.д. Как показывает история крупнейших городских центров средневековой Европы, в их подъеме сыграло роль именно сочетание многих благоприятных факторов, включая, конечно, удобство месторасположения.

Топография средневековых городов была чрезвычайно разнообразной и отражала особенности возникновения, расположения и развития каждого из них. Вместе с тем любой из городов обладал элементами, общими для всех: это рынок, кафедральный собор, укрепленный центр (бург, сите, замок), дворцы-крепости живущих в городе крупных магнатов, здание органов городского управления (ратуша, синьория и т.п.) и, наконец, городские стены, часто по мере роста города опоясывающие его несколько раз. Внутри этих стен город представлял собой причудливую путаницу узеньких улочек и переулков, хаотически разбросанных зданий, расположенных без всякой системы. За городскими стенами находились пригородные ремесленные посады и села, огороды и пахотные участки горожан, общие луга, леса и выпасы; впрочем, нередко разные виды этих угодий включались и в городские стены.

Систематизация средневековых городов в зависимости от их топографии практически невозможна из-за их многообразия; однако некоторые типы и принципы построения города представить все-таки можно.

В Италии часть городов сохранила в средневековье не только античное ядро, но даже и его наиболее крупные строения (например, Рим, Верона); в некоторых случаях бросается в глаза совпадение планировки отдельных районов города, вплоть до буквального совпадения ряда кварталов и улиц (Турин, Пьяченца, Верона, Павия). Конечно, средневековый город выходил за пределы городской черты античности, но он разрастался именно вокруг прежнего римского ядра - арены, форума, остатков городских стен, и новые здания нередко возводились на месте, расчищаемом от старых, и даже из старого материала. Уже к XIII в. основная масса итальянских городов полностью приобрела средневековый облик; от римской древности сохранились, да и то далеко не везде, лишь отдельные базилики. В дальнейшем возводились новые пояса стен, площадь города расширялась, но в целом его планировка оставалась неизменной. Многие североитальянские города строились по следующему плану. В центре города находилась площадь, на которую выходила синьория (дворец правосудия и т.п.), неподалеку располагался кафедральный собор. Рынок по недостатку места вначале выносился за городские стены, но по мере расширения города он оказывался уже внутри их. Помимо периодического рынка (ярмарки) в городах существовали целые кварталы и улицы, на которых традиционно были расположены мастерские и лавки ремесленников разных специальностей. Над городскими строениями возвышались крепости-башни крупнейших феодальных семей; после установления в итальянских городах синьорий во многих из них были возведены замки тиранов. Неотъемлемой принадлежностью большинства итальянских городов были каменные мосты: в связи с небольшими размерами большей части итальянских рек города располагались сразу по обеим сторонам реки, что нередко встречалось уже в античности.

Таким образом, мы можем провести некоторую топографическую связь итальянского средневекового и античного города. Иначе дело обстояло на континенте. В эпоху поздней Империи в связи с варварскими завоеваниями римские поселения в Галлии и Германии были обнесены стенами, однако площадь, заключенная внутри этих стен, была чрезвычайно мала. Так, в Трире, бывшем одно время официальной столицей части Империи, она составляла всего 7 га, в Кельне и Майнце - от 2 до 2,5 га, а в подавляющем большинстве других городов не превышала долей гектара (Дижон - 0,3 га, Париж и Амьен - 0,2 га). К тому же эти стены вскоре были или снесены осаждающими, или разобраны на строительный материал самими жителями. Поэтому даже в тех случаях, когда прежние римские населенные пункты полностью или частично использовались для поселения (как резиденция епископа, например), они не могли существенно повлиять на планировку и структуру возникавшего в этом месте города.


Средневековый Магдебург (ок. 1250 г.):
1 - кафедральный собор и бург оттоновской эпохи; 2 - замок каролингской эпохи; 3 - замок местного графа; 4 - застройки XI - первой половины XII в.; 5 - ремесленно-торговое поселение и рынок; 6 - застройки второй половины XII в.; 7 - застройки первой половины XIII в.


Средневековый Мейсен:
1 - древний бург; 2 - торговое поселение (ок. 1000 г.); 3 - церкви и монастыри; 4 - укрепленные дворцы и башни знати; 5 - районы, застроенные до XIV в.; 6 - районы более поздней застройки

Остановимся на одном типе планировки средневековых городов, наиболее распространенном в Германии. Речь пойдет о так называемом «многоядерном» варианте города. Как указывалось выше, большинство европейских городов сочетало в себе сразу несколько моментов, способствовавших их возникновению и развитию: наличие догородского поселения, рынка, укрепленного места, благоприятных условий рельефа. Эти элементы представляли собой своего рода «ядра» складывающегося города; их объединение и создавало город как таковой. Естественно, что взаимное расположение «ядер» в разных местах было различным, поэтому и топография возникающих городов была разнообразна; однако принципы их построения были одними и теми же. Несколько примеров.

В основе средневекового Магдебурга лежали сразу четыре «ядра»: сельское поселение, издавна существовавшее на этом месте, и расположенный рядом с ним замок каролингской эпохи, резиденция саксонских герцогов; кафедральный собор с бургом оттоновских времен; замок местных графов; наконец, ремесленно-торговое поселение с рынком, лежащее между каролингским и оттоновскими укреплениями поблизости от удобного брода через Эльбу. В XII-XIII вв. эти составные части слились воедино и были обнесены общей стеной; к 1250 г. они приняли вид, изображенный на схеме.


План города-крепости Пальманова

Подобным же путем возникал и Мейсен, однако в его судьбе сыграли главную роль бург, торгово-ремесленная колония и давно расположенное на этом месте славянское поселение. Как и в других городах, в Мейсене было множество церквей (включая кафедральную), монастырей, укрепленных домов - замков феодалов и патрициата, однако они не оказали влияния на первоначальную планировку и несколько позже примкнули к создавшемуся городскому центру.

Такой тип городов наиболее характерен для междуречья Рейна и Эльбы, т.е. для ранних германских городов. Позже, по мере возникновения городов в населенных славянами землях, все более распространяется тип города-крепости, имеющий более упорядоченную планировку. Такого же назначения города были распространены и в Западной Европе - это бастиды Юго-Западной Франции и Восточной Бретани, опорные крепости испанской Реконкисты (Авила, Сеговия), пограничные крепости на особо опасных направлениях (Пальманова, Ла-Валетта, Брест). Все они возникали в оборонительных или военно-колонизационных целях; и это влияло на их расположение и планировку: как правило, они занимали господствующие, ключевые позиции, внутренняя структура их была более упорядочена и подчинена удобствам обороны. Таков, например, город Пальманова, возникший в XV-XVI вв. как опорная крепость на востоке венецианской «террафермы».

Как правило, города отличались большой теснотой - этажи зданий нависали над улицами, сами улочки были настолько узки, что по ним не всегда могла проехать повозка. Городские стены даже крупных по тем временам городов заключали в своих пределах всего несколько сот гектаров площади; так, Париж в XIII в. занимал около 380 га, Лондон в XIV в. - около 290 га, Флоренция перед Черной смертью - немного более 500 га, Нюрнберг в XV в. - около 140 га и т.д.; площадь же подавляющего большинства средневековых городов не превышала нескольких десятков гектаров (Тулон, например, в XIII в. имел площадь всего 18 га). На этом стесненном пространстве располагалось, значительное по тем масштабам население; в том же Лондоне по налоговым спискам 1377-1381 гг. насчитывалось около 35 тыс. жителей т.е. средняя плотность его населения превышала 120 человек на гектар. В этих же рамках колебалась плотность населения и других городов: Париж - около 160 человек (XIII в.), Падуя - около 120 человек (XIV в.), Барселона - около 100 человек (XIV в.). В целом плотность населения средневековых городов Западной Европы лишь в отдельных случаях уступала современной, а чаще всего превышала ее (в современной Бельгии, например, городами считаются поселения с плотностью более 300 человек на кв. км, т.е. 3 человека на гектар).

Вместе с тем численность населения феодального города была невелика. В основной части городов Западной Европы жило несколько тысяч или даже сот человек. По тем же налоговым спискам 1377-1381 гг. в Англии кроме Лондона только Йорк имел свыше 10 тыс. жителей; пять городов (Бристоль, Плимут, Ковентри, Норич и Линкольн) насчитывали от 5 до 10 тыс. человек и еще 11 городов - от 3 до 5 тыс.; всего же в стране в это время существовало до 250-300 городов. В Священной Римской империи конца XV - начала XVI в. насчитывалось около 3000 городских центров, самыми крупными из которых были имперские города. Из приблизительно 200 имперских городов не более 15 имели население свыше 10 тыс. каждый; таким образом, подавляющая часть германских городов являлась мелкими местечками. Крупнейшими городами в Империи были: в XI-XII вв.- Регенсбург (около 25 тыс.), Кельн (около 20 тыс.), Страсбург (около 15 тыс.); позже значение и размеры Регенсбурга снижаются и на смену ему приходят новые центры - Нюрнберг, Магдебург, Гамбург, Любек, Прага. В дальнейшем темпы роста городов падают: за 1370- 1470 гг. потеряли 15-20% населения. В конце XV в. важнейшими городами были Кельн (свыше 30 тыс.), Прага (около 30 тыс.), Нюрнберг и Гамбург (около 25 тыс.).

Самыми «урбанизированными» территориями средневековой Европы были итальянские и фландрско-брабантские земли: как уже говорилось, в первых в отдельных местах почти половина населения жила в городах, во вторых - около 2/3. Крупнейшие города Фландрии - Ипр, Гент и Брюгге - в XIV в. насчитывали до 25-35 тыс. человек. В Италии размеры городов были большими: здесь свыше десятка центров имели порядка 35-40 тыс. жителей - Верона, Падуя, Болонья, Сиена, Палермо, Неаполь, Рим и др. Крупнейшими городами Италии были Милан, Флоренция, Генуя и Венеция, насчитывавшие от 50 до 100 тыс. человек; даже спустя несколько десятилетий после Черной смерти население Флоренции превышало 55, а Венеции - 65 тыс. жителей. На континенте с этими городами мог сравниться один Париж; по некоторым данным, его население росло следующими темпами: в конце XII в. - около 25 тыс. человек, в конце XIII в. - около 50 тыс., перед Черной смертью - около 80 тыс., в конце XV столетия - около 150 тыс. человек (возможно, что эти цифры завышены). Основная масса французских городов ни в какое сравнение с Парижем не шла - здесь также преобладали небольшие рыночные местечки, насчитывавшие сотни, в лучшем случае тысячи жителей.


Средневековый Париж.
Городские стены: 1 - Сите (III в. н. э.); 2 - начала XII в.; 3 - времени Филиппа II (ок. 1200); 4 - Карла V (1360-1370); 5 - пристройки эпохи Людовика XIII (ок. 1630-1640); 6 - добавления времен последних Валуа (вторая половина XVI в.); 7 - граница города ок. 1780 г.
I - Собор Парижской Богоматери; II - Монастырь св. Мартина; III - Монастырь св. Женевьевы; IV - Мон. Сен-Жермен де Пре; V - Мон. св. Антуана; VI - Лувр; VII - Площадь Согласия; VIII - Елисейские поля; IX - Марсовы поля

Таким образом, к XVI в. все западноевропейские страны оказались покрытыми густой сетью из нескольких тысяч разнообразных торгово-ремесленных поселений, чаще всего небольших, являвшихся местами оживленного товарного обмена с сельскохозяйственной округой. На этом фоне лишь изредка выделялись более крупные города - центры значительного развития ремесла, почти всегда связанные с международной торговлей, однако их число не превышало несколько десятков, в лучшем случае - сотен.

Особое место на карте средневековых городов занимают города мусульманской Испании. Их развитие началось раньше, чем городов на континенте, и уже в XI-XII вв. они достигли высокого уровня. Несравнимы были и их размеры; так, по некоторым данным, например, в Арабской Кордобе в начале XIII в. число жителей превышало 100 тыс. человек. В результате Реконкисты судьба городов на Пиренеях изменилась, и в XIV-XV вв. они ни ремесленно-торговым развитием, ни размерами уже не отличаются от остальных европейских городов.