Храм святителя николая на болвановке. Храм святителя николая на болвановке Храм преображения господня на болванке

На месте том, где сегодня находится Храм Спаса Преображения, раньше располагалась слобода. Занимались здесь проектированием, изготовлением и распространением болванок, то есть форм.

Если верить переписным книгам 1626 г., то на местности этой была возведена «церковь на Болванке во имя Георгия на Яру».
Где же спрятана история храма? Основание его можно связать со следующим событием. На том же самом месте, где сегодня стоит церковь, произошла встреча ханских послов с Иоанном III. Долго и мучительно происходили переговоры, результатом которых стало величайшее событие для нашего народа: Россия поднялась с колен и прекратила платить дань монголам. С этого момента и было принято решение – возвести храм во имя Преображения Господня.

Историей храма интересовались многие. Сохранилось и документальное подтверждение, в котором свящ. Михаил Левитский повещает о том, что церковь Преображения Господня на Болвановке возведена была на той территории, где казнили нарушивших закон людей, а также на месте сокрушения Иоанном III идола ханского. Жизнь Иоанна Великого закончилась в 1505 г., после чего и был возведен деревянный храм.
Секретом для нас остается тот факт, было ли два престола в храме на Болвановке (в честь великомученика Георгия и во имя Преображения Господня) с самого основания церкви или это уже измененная информация.

В начале XVIII века прихожане принимают решение и, не откладывая, обращаются в Синод с просьбой, в которой говорилось, что церковь Преображения Господня требует ремонта либо перестроения храма. Причины прошения были довольно весомы, ведь выстоять службу во время дождя в церкви было невозможно, поскольку полы святыни начали гнить и проваливаться прямо под ногами. Ждать решения вопроса этого долго не пришлось: митрополит Рязанский и Муромский Стефан прислал разрешение на строительство.
В Клировые ведомости внесена информация о том, что в 1722 г. была перестроена деревянная церковь. Активное участие известных купцов (Дмитрий Оленев и Косма Матвеев) способствовало возведению каменного храма, завершение которого приписывают 1755 г.
С этого времени в церкви появляются приделы во имя преподобной мученицы Евдокии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В 1839 г. перестраивают трапезную и колокольню, и все это благодаря стараниям Адриана Ивановича Озерского, который был Московским купцом. Без помощи прихожан не было бы храма. Руководил проектом талантливый архитектор Козловский. Скорбященский престол со временем заново освятили во имя св.мц. Татьяны по просьбе жены Озерского Татьяны Ивановны и И.В. Путилова, который в те времена был главным жертвователем титулярного советника (жена его также звалась Татьяной Ивановной). Освящение престолов осуществлял сам владыка Филарет. Величайшее событие происходило 10-го октября того же 1839 г.

В 1930 г. приняли решение закрыть храм, колокольню и трапезную с приделами снесли. Само помещение с того момента служило для размещения учреждений, а в 1980 г. церковь переоборудовали под цехи.

Церковь Спаса Преображения на Новой Болвановке (называвшаяся также "Спас Болвановский")

М. Болвановский, ныне 2 Новокузнецкий, пер., 10

"Церковь построена, по преданию, на том месте, где Иван III вместо почета ханским послам разбил и втоптал в землю ханскую басму, а послов приказал казнить, считая иго татар более не существующим. Первоначальная церковь выстроена была в 1465 г. В 1722 г. построено ныне существующее здание. Трапезная и колокольня XIX в.".

"Построена впервые в 1465 г., обновлена тщанием московских купцов Матвеева и Оленева". "Значится с 1625 г.".

"По преданию, здесь стоял идол, которому поклонялись татары" - толкование, не всеми признаваемое. Об определении "на Болвановке" см. подробнее в описании имевшей тождественное прозвание церкви Николая Чудотворца у Таганской площади в части "Земляной город".

"Местность Болвановки, или Болвановье, упоминается в сообщении о том, что при Иване IV она была отведена в Замоскворечье для поселения иностранцев. Церковь Спаса Преображения, по одной из московских легенд, построена на том самом месте, где великий князь Иван III отказался платить дань золотоордынскому хану Ахмеду, что ознаменовало решительный перелом в отношениях с Золотой Ордой.

Ахмед, как рассказывал летописец, "послал к великому князю Московскому послы своя, по старому обычаю отец своих и з басмою просити дани и оброки за прошлая лета. Великий же князь приим басму его и плевав на ню, излома ея, и на землю поверже, и потопта ногами своима, и гордых послов всех изымати повеле, а единаго отпусти живе..."

Существующее барочное здание Спасопреображенской церкви построено в 1755 г. на средства московских купцов Д. Оленева и К. Матвеева, а ее трапезная и колокольня относились к 1839 г. (архитектор Н. И. Козловский)".

"Главная церковь сооружена в 1749-1755 гг.".

"В церкви была доска с известием, что она первоначально построена в 1465 г. Местность документально известна с 1490 г., когда "на Болвановке" отсекли голову лекарю-жидовину Мистра-Леону из Венеции за то, что плохо лечил князя Ивана Ивановича. Эта "Болвановка", как и заяузская, соседят с кузнечными слободами - что означает, что в них были болванки, нужные в кузнечном деле. С 1625 г. документально известна церковь Георгия на Болвановке. С 1635 г. - церковь Преображения рядом с ней, обе деревянные. Церковь Спаса была построена матерью царя Михаила великой инокиней Марфой, которая выхлопотала ей ругу. В нынешнем здании сохранились пять икон конца XV века. После Марфы земля принадлежала царице Евдокии Лукьяновне, отчего явился придел преподобномученицы Евдокии, впервые упоминающийся в 1708 г. Каменный храм выстроен на средства Дмитрия Оленева и Космы Матвеева: разрешение дано 3 июля 1749 г., освящение главного храма было 14 августа 1755 г. 4 ноября 1751 г. позволено строить придел Всех Скорбящих Радости; в 1839 г. на средства А. И. Озерского выстроены трапезная, придел и колокольня, причем придел вместо Скорбященского освящен в честь ангела его жены муч. Татианы, архитектором был Козловский. В 1828 г. устроена изящная ограда. За исключением пяти названных икон обстановка была в основном времени обновления церкви в 1910 г.".

"При храме - приходское попечительство. Оно имеет целью: 1. заботиться о благоустройстве и благосостоянии церкви и причта в хозяйственном отношении; 2. оказывать помощь живущим в приходе бедным выдачею единовременных и ежемесячных пособий, как деньгами, так и натурою; 3. вообще проявлять, по мере расширения средств, различные благотворительные действия - например, устройство бесплатных квартир, устройство приютов, школ для бедных и т.п. - в пределах прихода".

Церковь закрыта после 1917 г. и более чем ополовинена: полностью разрушены колокольня и трапезная с приделами. Внешне имеет ремонтированный вид, но главки с крестом давно нет. В 1980-1990 гг. в ней помещается ремонтно-строительный участок хозяйственного управления Госкомитета по науке и технике. С востока и с севера сохранилась перестроенная церковная ограда. Остаток здания храма состоит на государственной охране под № 338.

На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.

Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».

В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.

На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.

При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году.

На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием».

Революция пришла на Таганку стремительно. В начале 20-х годов службы в церкви Святителя Николая Чудотворца были запрещены советской властью, а само здание передали в аренду разным организациям. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, при этом живопись закрасили, установили перегородки, уничтожили иконостасы, сбили с фасадов изразцы и сняли колокола.

В 1944 году при реконструкции Таганской площади и начале строительства станции метро «Таганская» решено было разобрать церковь Николая Чудотворца, так как она стояла в непосредственной близости от здания метро. Успели снести барабаны с главами основного четверика храма, междуэтажные перекрытия, кровлю над трапезной, шатер и восьмерик колокольни, но, к счастью, благодаря вмешательству общественности работы были остановлены, что спасло храм от гибели.

И только в 1990 году храм отдали верующим. Усилиями настоятеля и прихожан, у храма святителя Николая началась вторая жизнь, второе дыхание. Работы по восстановлению былого величия продолжаются и по сей день.

Стольная Москва буквально вся усыпана великолепными православными храмами, доставшимися нашим современникам от их древних предков. Все эти святыни в действительности стали немыми свидетелями истории становления великого государства Российского. Один из таких - храм Спаса Преображения на Болвановке, который уже несколько веков освящает это место молитвами Господу священников и верных прихожан. А когда-то эта местность в Замоскворечье была отведена для поселения иностранцев.

Храм Спаса Преображения на Болвановке в Москве

Существует легенда о том, что там, где стоит сейчас эта церковь, великие московские русские князья встречали ханских посланников с «болваной» или «басмой» (устаревшее слово, обозначает «идол»). Так называли фигурку хана, сделанную из войлока. Однажды царь Всея Руси Иоан III (1440-1505 гг.) разломал, разорвал и втоптал в землю болвана. И этим он показал врагам земли русской, что отныне не собирается платить дань, а монголо-татарских послов приказал арестовать и убить. В память об этом событии на месте казни он решил построить храм.

По непроверенным данным, этот (тогда еще деревянный) построили примерно в 1465 году. Но первые письменные упоминания о нем относятся к 1626 году. Однако сначала он был построен в честь святого Георгия Победоносца. В 1635 году рядом появилась Господня, возведенная инокиней Марфой - матерью русского царя Михаила Федоровича. И уже следом здесь открыли слободу. Ею стала владеть которая была первой женой Петра Первого. Известно, что XVII веке у деревянного храма на Болвановке существовали престолы во имя Преображения Господа Иисуса Христа и святого Георгия Победоносца.

Ремонт и восстановление

В 1708 году храм Спаса Преображения на Болвановке сильно обветшал. Тогда прихожане подали прошение в Синод. Они написали царю о том, что церковь находится в аварийном состоянии: во время дождя на службе невозможно стоять, полы сгнили и обвалились, паперть тоже частями обвалилась. Прихожане попросили своего государя реконструировать Преображенский храм. Поэтому в том же году на строительство были выделены деньги и получено разрешение от митрополита Рязанского Стефана.

Но прошло еще несколько десятков лет, и храм Спаса Преображения на Болвановке свои деревянные постройки сменил на кирпичные. В клировых ведомостях за 1823 год есть сведения, что с 1722-го началось стен каменного храма. Возведение продлилось достаточно долго. Оно завершилось только к 1755 году. Спонсорами выступили купцы К. Матвеев и Д. Оленев, автором архитектурного проекта стал В. Обух.

Благословение приделов

В это время святыня Георгия Победоносца переделывается в приделы Евдокии и иконы Богоматери, именованной «Всех Скорбящих Радость». Однако время безжалостно. Поэтому вскоре от первоначальной композиции осталось только одно здание от храма. В 1839 году прихожане его опять берутся за дело. Под тщательным руководством купца московского Озерского Андриана Ивановича Озерского были отстроены трапезная и колокольня по проекту Н. И. Козловского.

А дальше, с благословения митрополита Филарета, престол иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» был переосвящен в придел имени святой мученицы Татианы. В этом вопросе были учтены желания Татьяны Ивановны - жены Озерского, главного помощника титулярного советника Путилова, у которого покойная супруга тоже звалась Татьяной. По окончании работ оба престола, правый (святой преподобномученицы Евдокии) и левый (святой мученицы Татианы), были освящены 10 октября в 1839 году владыкой Филаретом.

Закрытие

В 1930 году этот закрыли. Колокольня и трапезная были разрушены, иконы с изображением Преображения Господня, Богоматери «Иверская» и «Утоли моя печали» - украдены. В 1932 году храм обезглавили, а крест сняли. Затем в здании была размещена шоколадная фабрика «Рот-Фронт». А в период с 1980 по 1990 год в храме работал участок ремонтно-строительного управления Госкомитета по научно-техническому обслуживанию. Потом начались долгие переговоры о возвращении земель обратно во владение церкви. Они и до сих пор ведутся с фабрикой «Рот-Фронт». В 1991 году владения храма Преображения Господня были частично возвращены. В 1992-м богослужения в церкви возобновили.

Храм Спаса Преображения на Болвановке: святыни, адрес

В церкви есть свои святыни: Богоматери, именуемые «Помощь в родах», «Иверская» и «Утоли моя печали». Адрес, по которому находится на Болвановке: Москва, переулок 2-й Новокузнецкий, 10, строение 1 (станция метро «Павелецкая»). Сегодня святыня принадлежит Московской епархии РПЦ и содержит пять престолов: Преображения Господня, мученицы Евдокии, святой Татианы, святого Георгия Победоносца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость».

Ервое достоверное письменное упоминание храма относится к 1625 году, однако по непроверенным данным храм существовал в этом месте с 1465 года.

Основание его связано вот с каким событием. Иоанн III встретил ханских послов на том месте, где теперь стоит храм «прием же басму лица его и поплевав на ню, низлома (разломал, разорвал) ея, и на землю поверже, и топта ногами своима, и гордых послов всех изымати (схватить, арестовать, а затем и казнить) повеле, а единого отпусти живе». «На этом-то месте свергнуто постыдное татарское иго: Россия перестала платить дань монголам… В воспоминание великого события Иоанн III приказал поставить на этом месте храм во имя Преображения Господня».

Составитель исторического исследования о храме свящ. Михаил Левитский резюмирует: «Сопоставляя все древние сказания о месте именуемом „Болвановка“, безошибочно можно сказать, что храм Преображения Господня на Болвановке, построен на месте казни преступников и сокрушения Иоанном III болвана, изображения ханского, в память свержения татарского ига не позже 16 столетия (Иоанн III скончался в 1505 г.) и, по обычаю тогдашнего времени воздвигать храмы обыденные, был построен деревянный».

Неизвестно, со времени ли основания, но в XVII веке у деревянного Спасского храма, что на Болвановке, было два престола: во имя Преображения Господня и великомученика Георгия.

В 1708 году прихожане храма подают в Синод прошение о перестройке обветшавшего к тому времени храма: «Державнейший царь, государь милостивейший! Приходская у нас, государь, церковь Преображения Господня, что за Москвою-рекою на Болвановке гораздо ветха. В дождевое время стоять не возможно, полы в церкви сгнили и обвалились и паперть вся сгнила и обвалилась. Всемилостивейший государь, просим вашего величества, вели, Государь, нам церковь построить вновь тож во имя Преображения Господня, да в приделе преподобной мученицы Евдокии, по обещанию нашему» (там же). В том же году получено разрешение на строительство от митрополита Рязанского и Муромского Стефана.

Клировые ведомости Спасо-Преображенской церкви за 1823 год сообщают, что церковь «в 1722 году за ветхостью перестроена деревянная же, а напоследок построена тщанием Московских купцов Дмитрия Оленева и Космы Матвеева». Строительство каменного храма окончательно завершают к 1755 году.

В это время взамен придела великомученика Георгия в храме появляются приделы во имя преподобномученицы Евдокии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1839 году тщанием Московского купца Адриана Ивановича Озерского с помощью прихожан храм перестраивают под руководством архитектора Козловского, перестроены трапезная и колокольня. Бывший левый Скорбященский престол был переосвящен во имя св. мц. Татианы, с разрешения митрополита Филарета, принявшего во внимание желания жены Озерского Татьяны Ивановны и главного жертвователя титулярного советника И. В. Путилова, - его тогда уже умершая жена также звалась Татьяной Ивановной. Оба престола: правый во имя св. прпмц. Евдокии и левый во имя св. мц. Татианы были освящены самим владыкой Филаретом 10 октября 1839 года.

Храм закрыт в 1930 году, снесена колокольня и трапезная с приделами, в здание храма размещаются учреждения, в 1980 году переоборудуют под мастерские. Возвращен Русской православной церкви в 1991 году, богослужения возобновлены в 1992 году.

Престолы

Спаса Преображения
  • Мученицы Татианы
  • Преподобномученицы Евдокии
  • Великомученика Георгия Победоносца
  • "Всех скорбящих Радости"

Литература

Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - Москва: Астраль, 2004. - Т. 2. - С. 591-594. - 744 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Указатель московских церквей / сост. Александровский М.. - Москва: Русская Печатня, 1915. - С. 6. - 75 с.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. - Москва: издательство Московской Городской думы, 1884. - Т. 1. - С. 873-874.
  • И.Н. Смолякова (Жиянова), иером. Серафим (Кречетов).