История. Манежная площадь

Немного истории:

Манежная площадь находится в самом центре Москвы и окружена Кремлём и Александровским садом. Название «манежная» происходит от расположенного поблизости Манежа, сооружённого в 1817 году. До 1930-х годов здесь находилось огромное количество построек: именно там расположены Кутафьева (она же Сенная и Сапожковая) башня, знаменитая часовня Александра Невского и другие исторические памятники.

В 1931 году было официально утверждено название «Манежная». В начале 30-х годов, в связи с началом строительства в Москве метро, снесли все здания на прилегающих к площади улицах. Тогда же построили тоннели, один из которых ликвидировали при возведении торгового центра «Охотный ряд», а второй функционирует и сегодня.

В первое время вновь созданная площадь именовалась Новоманежной, Староманежной и Университетской, но в итоге месту было возвращено изначальное название Манежной площади. Но на этом эпопея с названием не закончилась. В конце 60-х годов площадь получила имя 50-летия Октября. Это знаменательное событие планировали увековечить памятником, однако установка монумента не состоялась. А в 1990 году площадь вновь стала именоваться Манежной.

Последнее десятилетие XX века было ознаменовано сооружением под площадью гигантского торгового центра «Охотный ряд». После подземных строительных работ площадь подверглась реконструкции, но многие специалисты придерживаются мнения, что строительство торговых помещений нанесло неисправимый ущерб.

Сегодня Манежная площадь является не просто туристическим центром Москвы, но и местом проведения массовых митингов. Также на этой площади проходят концерты мировых звёзд.

Кроме того, бытует мнение, что Манежная площадь представляет собой расположенную в самом центре мегаполиса энергетическую ловушку. Ведь недаром в давно минувшие столетия это место называли «пупом Земли», и сюда стекалось множество самого разного народа - от состоятельных дельцов и вельмож до праздно шатающихся оборванцев. В наши дни на Манежной площади заложен круг, на котором выгравирована надпись «Нулевой километр». Коренные жители Москвы порой удивляются тому, что Манежка привлекает гораздо большее внимание туристов, чем другие достопримечательности и исторические ценности столицы. А объясняется это просто: по легендам, она наполнена особой магией, и даже простая прогулка в ее окрестностях может способствовать значительному улучшению материального состояния. Зимой на Манежной площади устанавливается ледяная горка, которая тянется на 100 метров до площади Революции. Кататься на ней можно бесплатно.

Оригинал взят у varlamov.ru в История Манежной площади

Сегодня я хочу вам рассказать про историю Манежной площади в Москве. Название "Манежная площадь" появилось лишь в 1937 (по зданию Манежа) после сноса стоявших на этом месте кварталов торговых зданий, разделённых двумя переулками - Лоскутным и Обжорным. Построенный в 1817 году Манеж был плотно застроен вплоть до 30-х годов XX века. Между восточным фасадом и Александровским садом проходила улица, называемая Неглинной по реке Неглинке, заключённой в трубу в 1819 году. В 30-х годах прошлого века площадь изменилась до неузнаваемости.

Кстати, исторический музей построили не так давно. Вот кадр 1875 года, когда только закончили строить фундамент.

1896 год. Гостиница «Париж» во время коронации Николая II. Сейчас на месте Парижа стоит Националь.

Тот же год. Сейчас ничего из запечатленного на этой фотографии не сохранилось. На месте четырехэтажного здания слева сейчас стоит Госдума.

Еще один ракурс с крыши Исторического музея. Площадь называлась Воскресенская.

Николай II подъезжает к Иверским воротам - так выглядела нынешняя Манежная плошадь и начало Тверской

А вот ракурс в другую сторону. Здесь все без изменений.

Националь начали строить в 1901 году. В 1903 год он открылся

Вид от Исторического музея. Справа гостиница "Большая Московская" (позднее "Гранд-Отель", ещё позднее - гостиница "Москва"), слева - здание на углу Лоскутного переулка, а вдали (через квартал) - гостиница "Националь". Из этого вида уцелеет только националь. Справа появится Москва, а слева ТК Охотный ряд.

Вид в другую сторону. Из этого кадра уцелел только Большой театр (видна крыша вдалеке). На месте церкви сейчас здание Госдумы. На месте торговых рядов - гостиница Москва.

Вид на Охотный ряд из окон Националя. Сейчас на месте торговых рядов гостиница Москва.

В 1928 году церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду снесут

1913 год. Неглинная улица. Сейчас здесь зверинец Церетели и общепит Охотного ряда. Дома снесли. Записная книжка Чехова:"Навески для столов: Неглинная, против Александровского сада, Василий Осипович Красавин." На Неглинной улице, в доме Комиссарова помещался магазин «В. О. Красавин с братьями» по торговле разными металлическими изделиями и водопроводными принадлежностями.

Аудиторный корпус Московского университета на Моховой

1927 год. Асфальтируют начало Тверской улицы. Сейчас здесь площадь. Квартал снесли в 30-х годах.

1927 год. Появляется новое здание Хлебопродукта на Тверской улице

В 1931 году площадь перед южным фасадом Манежа, обращённым к Троицким воротам Кремля, была названа Манежной площадью. В 1932 году начался снос строений по Лоскутному переулку и восточной стороне Моховой улицы. Все строения были снесены к 1934 году. Это было вызвано строительством первой линии Московского метрополитена. На месте квартала были построены два тоннеля служебной соединительной ветви между нынешними Сокольнической и Филёвской линиями (до 1938 года — главные пути единой Кировской линии). Один из этих тоннелей был разобран в середине 90-х при строительстве торгового комплекса «Охотный ряд», второй работает до сих пор.

Строится здание Совета труда и обороны. Государственная Дума сейчас.

1933 год.
Гостиница "Москва" еще строится, троллейбус уже ходит, гостиница "Гранд-Отель" еще полностью цела.

А вот это место через год! Обратите внимание, как строят Москву. Главный фасад почти готов, а больше ничего нет.

Вид гостиницы в "переломный" момент. На высшем уровне решался вопрос о переделке фасадов в проекте южной башни. "Молодым архитекторам О.Стапрану и Л.Савельеву (авторам здания) назначили в консультанты авторитетного академика архитектуры Щусева. Тот повёл себя некрасиво, не выполнив ничего, кроме переделки верхних оконных проёмов с квадратных на полуциркульные.

"...Но самым явственным недостатком считали разнородность фасадов, и особенно двух угловых башен гостиницы. С ними связана самая известная легенда гостиницы «Москва». Согласно ей, все решила подпись Сталина, который то ли расписался на двух вариантах проектов, то ли поставил подпись в центре проекта, а зодчие побоялись его переспрашивать и что-либо объяснять. Так и построили фасад с разными боковинами.

Но это всего лишь легенда. В жизни все было иначе. Между архитекторами Савельевым, Стапраном и Щусевым были очень напряженные отношения, если не сказать больше. Молодость и стремление к творчеству двух приверженцев конструктивизма столкнулась со зрелостью, и несколько формальным отношением к делу (из-за перегруженностью другими проектами) почитателя классического архитектурного наследия, как получилось, что важнейшее здание города видные зодчие не сумели решить в одном стиле, можно только недоумевать. Еще более удивительно, что это не возымело для строителей последствий в то страшное время (1937-1938 годы).

В начале 1938 года Щусева назначили главным архитектором здания, а Савельева и Стапрана арестовали... по доносу.
Почти готовую башню Щусев попытался переделать в соответствии со своим вкусом, но в полной мере это ему не удалось. Башня получилась отличной от другой, что и породило множество легенд. Кстати, автором башни в документах значился уже только Щусев: не укажешь же в качестве соавтора «врагов народа». Так и утвердилась легенда о том, что автор «Москвы» Щусев. (У нового здания главный фасад с башнями будут одинаковыми, что лишит «Москву» некой загадки и напоминания о истории трех зодчих)". Из воспоминаний строителя гостиницы Михаила Арутчева. 1987 год

К 1935 году неразобранным оставался только небольшой квартал, непосредственно примыкающий к только что построенной гостинице «Москва». Окончательно будущая Манежная площадь была расчищена к 1938-му году.

1933 год. Квартал на площади еще не до конца снесен. За ним строится гостиница Москва.

Воскресенские (Иверские) ворота были окончательно снесены в 1931 году

В 1935 году на Красную площадь пустили машины.

К концу 30-х годов площадь приобретает уже знакомый нам вид

После всех сносов и переделок заканчивают Тверскую улицу.

Сразу после своего создания площадь ещё не имела названия, в печати её назвали то Новоманежной, чтобы отличить её от прежней Манежной площади, названной Староманежной, то Университетской. Однако эти названия не прижились, к моменту окончательного оформления площади она получила название Манежной.

Во время войны для маскировки Кремля и прилегающих территорий используется плоскостная имитация с перекраской крыш и открытых фасадов зданий.

После отбоя воздушной тревоги люди покидают станцию метро «Площадь Свердлова» и ждут транспорт у гостиницы «Москва».

9 мая 1945 г. День Победы. Выступление Большого Государственного симфонического оркестра на Манежной площади.

1954 год. Празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией на Манежной площади в Москве

1959 год. Видно оживленное движение на площади.

В 1959 г. существовало сквозное автомобильное движение не только между гостиницей Москва и музеем Ленина, но и по Красной площади

Угол улицы Горького (нынешней Тверской ул.) и проспекта Маркса (нынешней улицы Охотный Ряд).
Скан фотоснимка из справочника «Москва в новых границах» 1962-го года. Тогда здесь был обычный большой перекресток. ну и деревья;)

Движение было также по диагонали через всю площадь.

На фото в центре виден закладной камень памятника в честь 50-летия Октябрьской революции. Поставлен как раз в 1967, когда Манежную переименовали в пл. 50-летия Октября. Памятник так и не был сооружен,а камень простоял до реконструкции Манежки.

Станции метро: Охотный ряд, Площадь Революции, Театральная

С северо-запада к Александровскому саду примыкает . Между ними расположен каскад фонтанов, который «дарит» прохладу в знойные летние деньки. С другой стороны находится Моховая улица. В 90-е годы XX в. под Манежной площадью был построен большой торговый центр (ТЦ) «Охотный ряд». Сейчас это место весьма популярно для совершения покупок, как у жителей Москвы, так и у гостей столицы. Манежная площадь названа так в честь расположенного здесь здания Манежа, но она не всегда носила такое название, да и самой площади раньше не было…

Когда-то между зданием Манежа и Александровским садом располагалась улица Неглинная, названная так в честь речки Неглинки, которая была убрана в трубу в 1819 году. Между Неглинной и Моховой был хаотично застроенный квартал. Во время строительства первой линии Московского метро начался снос расположенных здесь строений. Окончательно территория была расчищена к 1938 году. В те времена Манежной площадью называли место, расположенное к югу от здания Манежа – там, где возвышается Кутафья башня. А вновь образовавшуюся площадь стали называть Новоманежной, однако со временем за ней прикрепилось название Манежная. В 1967 году она была переименована в площадь 50-летия Октября и называлась так вплоть до 1990 г.

Достопримечательности Манежной площади

Манеж

До войны 1812 года на том месте, где сейчас располагается Манеж была городская застройка, а если быть точнее – купеческие лавки. После пожара (случившегося при захвате Москвы армией Наполеона) большая часть застройки выгорела. При восстановлении встал вопрос, как использовать данную территорию. Александр I издал указ, построить здание, которое можно было бы использовать для занятий военной подготовкой. Манеж был построен в 1817 году всего за 8 месяцев (сам император следил за ходом строительства). Его торжественное открытие было приурочено к пятилетней годовщине победы над армией Наполеона. Таким образом, Манеж является памятником победы, что и было отмечено на мемориальной доске: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.»

Манеж являлся уникальным по тем временам сооружением. Длина его боковых фасадов составляет 180 м. Здание проектировалось таким образом, чтобы внутри мог проводить занятия пехотный полк численностью 2 тысячи человек. При этом внутреннее пространств было открытым, для того, чтоб можно было совершать конные выездки. Таким образом, здание шириной 45 м было сооружено без внутренних опор. Однако уже спустя год после завершения строительства в фермах перекрытий появились трещины. Стало понятно, что кровля требует серьезных изменений. Реконструкция началась в 20-е годы XIX века. Вместе с этим планировалось добавить некоторые декоративные элементы. Однако работа не была завершена в полной мере (сменился правитель).

Постепенно Манеж стали реже использовать по его первоначальному назначению, а чаще – для светских мероприятий (проводились выставки и различные гуляния). В Советскую эпоху здесь располагался гараж для правительственных машин. В то время просевшие балки перекрытий были укреплены металлическими конструкциями. С 1957 году Манеж вновь используется для проведения выставок, а с 1967 года его стали называть Центральным выставочным залом «Манеж».

В 2004 году здание Манежа сильно пострадало в результате пожара, которому была присвоена высшая категория сложности. В ходе тушения огня погибли двое пожарных. Каким образом начался пожар – непонятно, вопрос о поджоге весьма спорный. После началась масштабная реконструкция – здание Манежа полностью переделали. Была сделана парковка, увеличены выставочные площади. Кстати, идея о реконструкции Манежа выдвигалась еще до пожара – но была раскритикована, в виду того, что она нарушает изначальный замысел архитектора.

Моховая улица

Как уже отмечалось выше, рядом с Манежной площадью расположена Моховая улица. От куда такое название? Когда-то на этом месте располагались торговые лавки, где продавали мох (как известно, мох использовался для утепления стен в бревенчатых домах). С 1961 по 1990 гг. Моховая улица являлась частью проспекта Маркса, затем историческое название было возвращено.

Гостиница Москва

Гостиница Москва – одна из крупнейших в столице. В начале XX в. на ее месте была хаотичная застройка. В 20-е годы стали задумываться о кардинальной перестройке района. Изначально здесь планировали возвести Дворец труда – но эта задумка так и не воплотилась в жизнь. Главный корпус гостиницы Москва был построен в 1933 – 1935 гг. Первоначальный проект был в стиле конструктивизма, но в итоге было решено, что такое здание будет плохо гармонировать с расположенным по соседству архитектурным ансамблем. К тому же в те времена шло формирование нового архитектурного направления – так называемого «сталинского ампира», который учитывал богатое наследие. За дело взялся вновь приглашенный архитектор Алексей Щусев. Уже в процессе строительства в проект были внесены некоторые изменения – в основном, касающиеся добавлению декоративных элементов. Другие корпуса построены позже – вторая очередь была сдана лишь в 1977 году (к 60-летию Октябрьской революции). Сейчас гостиница Москва занимает целый квартал.

Обратите внимание на главный фасад – тот, что выходит на Манежную площадь. Он ассиметричен. Дело в том, что на месте левого крыла уже имелось здание, таким образом, оно оказалось встроено в гостиницу. Однако существует более красивая версия, объясняющая ассиметрию, так любимая экскурсоводами. Архитектор Алексей Щусев предоставил на подпись Сталину два варианта эскиза на одном листе. Сталин поставил подпись посередине. Уточнять, каков из вариантов одобрен, никто не решился. Так и было построено ассиметричное здание: правая часть более строгая, а левая – с изящными декоративными элементами.

В начале это века гостиница Москва была перестроена. Перестроена полностью – т.е. разобрана и воссоздана заново с полным повторением внешней архитектуры предыдущего здания. Вряд ли кто-то может ответить на вопрос, каков смысл сносить гостиницу и затем строить на ее месте точно такую же (тем более, что предыдущее здание было построено не так давно, 70 лет не такой уж большой срок).

Где Вы могли видеть изображение гостиницы Москва? Наверняка все знают знаменитую водку «Столичная». На ее бело-красно-золотой этикетке красуется главный фасад.

Манежная площадь находится в центре Москвы, совсем рядом с Красной площадью. Мне кажется, не стоит выделять целый день на посещение одной лишь Манежной площади. Вы можете приехать в центр, выйти к Манежной площади. немного прогулявшись по ней, ступайте на Красную. Так вы убьёте двух зайцев одним ударом. К тому же отсюда у вас открывается множество дорог в разные увлекательные места центральной части Москвы. Здесь и Лубянка недалеко, и Тверская улица, и Театральная площадь с Большим театром на ней.

Как добраться

  • На автомобиле. Манежная площадь – пешеходное место, то есть заехать сюда или припарковать свой автомобиль не получится. Рядом с ней проходит большая улица Моховая. Но неудобно то, что на ней в принципе отсутствуют парковочные места. Соответственно, автомобиль придётся оставить на некотором расстоянии от Манежной площади. Как вариант, где-нибудь в закоулках Тверской улицы, от которой пешком идти придётся совсем недолго. Я люблю советовать для этой цели Большой Гнездниковский переулок, поскольку в нём чаще всего без проблем можно найти свободное место для своего авто. К слову, до Манежной площади от Гнездниковского вы дойдёте минут за 7 по роскошной Тверской улице.
  • На метро. Ближайшая станция метро – Охотный ряд (красная ветка). Она выведет вас прямиком на Манежку. Выходя из метро, следите за указателями, поскольку из Охотного ряда можно выйти и в другие стороны. Вам нужен будет выход, противоположный Тверской улице. Отсюда вы можете зайти, следуя указателям, в торговый центр "Охотный ряд". А уже выйдя из него, сразу оказаться в центральной части Манежки. Либо безо всяких заморочек сразу выйти из подземелья на улицу.
  • На автобусе. На Манежной площади находится остановка наземного транспорта, которая так и называется: «Манежная площадь». Здесь останавливаются автобусы, перед номером которых стоит буква «М» - это маршруты, которые катаются по центральной части города. Помимо этого здесь останавливается автобус № 144, который едет аж от метро Тёплый Стан (которое находится в юго-западном районе Москвы).

Манежная площадь – это очень людное место, в котором всегда кишмя кишит праздно гуляющий народ, в любое время года, в любое время суток.

  • Самая популярная «достопримечательность» здесь – это торговый центр «Охотный ряд» , который находится под землёй.

Попасть внутрь можно как с Манежной площади, так и не выходя из метро «Охотный Ряд» - один из выходов со станции ведёт прямиком в магазин. Охотный ряд – это самый обычный торговый центр, в котором представлена одежда распространённых сетевых брендов: Colin"s, Zara, GAP и другие. Есть здесь и более дорогие одёжные магазины: Calvin Klein, Love Republic и т.д. Однако совсем элитных и дорогущих магазинов, вроде «DIOR», вы здесь не найдёте. За ними лучше идти в ГУМ. Если честно, я не люблю ходить в Охотный ряд с целью шопинга. Здесь, во-первых, довольно душно. А во-вторых, всегда ну просто дико много людей. Если вы готовы выделить достаточное количество времени чисто на поход по магазинам, советую лучше съездите в торговый центр ближе к окраинам Москвы – все те же бренды вы там найдёте, при этом сможете затариваться в более спокойной и комфортной обстановке. Например, в больших размеров торговый центр "Золотой Вавилон", который находится на Проспекте Мира.

  • С Манежной площади открывается вид на Неглинную реку , которая причудливо украшена множеством скульптурных композиций авторства З. Церетели. Если честно, лично мне данная композиция кажется топорно выполненной и с перебором аляповатой. Но, как говорится, "На вкус и цвет товарища нет". К тому же в тёплое время года из реки бьют фонтаны. Некоторые из них сильно брызгаются, что бывает так приятно в жаркую погоду!


Когда лучше ехать

На мой взгляд, красивее всего Манежная площадь смотрится зимой. В конце осени – в начале декабря на площади организуется рождественская ярмарка. В центр ставят пёструю карусель с лошадками, вокруг неё – маленькие домики, которые являются ярмарочными павильонами. Естественно, везде стоят Новогодние ёлочки, и всюду играют огоньками гирлянды. В это время я очень люблю сюда приезжать. Не с целью что-то купить, разве что выпить чашечку глинтвейна. А с тем, чтобы погрузиться в эту волшебную атмосферу праздника, почувствовать сказочный дух, как будто окунуться в детство.


В другое время года на Манежке тоже очень даже неплохо. В конце зимы устраиваются масленичные гулянья, а на Пасху – опять же организуется ярмарка на тему этого праздника. Иногда и летом, и осенью тоже что-то выдумывают. Например, прошлой осенью по всему центру Москвы, включаю Манежную площадь, устраивались ярмарки «Дары осени», где продавали всевозможные варенья, тыквы и ещё что-то в том же духе.


Сегодня я хочу вам рассказать про историю Манежной площади в Москве. Название "Манежная площадь" появилось лишь в 1937 (по зданию Манежа) после сноса стоявших на этом месте кварталов торговых зданий, разделённых двумя переулками - Лоскутным и Обжорным. Построенный в 1817 году Манеж был плотно застроен вплоть до 30-х годов XX века. Между восточным фасадом и Александровским садом проходила улица, называемая Неглинной по реке Неглинке, заключённой в трубу в 1819 году. В 30-х годах прошлого века площадь изменилась до неузнаваемости.

Кстати, исторический музей построили не так давно. Вот кадр 1875 года, когда только закончили строить фундамент.

1896 год. Гостиница «Париж» во время коронации Николая II. Сейчас на месте Парижа стоит Националь.

Тот же год. Сейчас ничего из запечатленного на этой фотографии не сохранилось. На месте четырехэтажного здания слева сейчас стоит Госдума.

Еще один ракурс с крыши Исторического музея. Площадь называлась Воскресенская.

Николай II подъезжает к Иверским воротам - так выглядела нынешняя Манежная плошадь и начало Тверской

А вот ракурс в другую сторону. Здесь все без изменений.

Националь начали строить в 1901 году. В 1903 год он открылся

Вид от Исторического музея. Справа гостиница "Большая Московская" (позднее "Гранд-Отель", ещё позднее - гостиница "Москва"), слева - здание на углу Лоскутного переулка, а вдали (через квартал) - гостиница "Националь". Из этого вида уцелеет только националь. Справа появится Москва, а слева ТК Охотный ряд.

Вид в другую сторону. Из этого кадра уцелел только Большой театр (видна крыша вдалеке). На месте церкви сейчас здание Госдумы. На месте торговых рядов - гостиница Москва.

Вид на Охотный ряд из окон Националя. Сейчас на месте торговых рядов гостиница Москва.

В 1928 году церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду снесут

1913 год. Неглинная улица. Сейчас здесь зверинец Церетели и общепит Охотного ряда. Дома снесли. Записная книжка Чехова:"Навески для столов: Неглинная, против Александровского сада, Василий Осипович Красавин." На Неглинной улице, в доме Комиссарова помещался магазин «В. О. Красавин с братьями» по торговле разными металлическими изделиями и водопроводными принадлежностями.

Аудиторный корпус Московского университета на Моховой

1927 год. Асфальтируют начало Тверской улицы. Сейчас здесь площадь. Квартал снесли в 30-х годах.

1927 год. Появляется новое здание Хлебопродукта на Тверской улице

В 1931 году площадь перед южным фасадом Манежа, обращённым к Троицким воротам Кремля, была названа Манежной площадью. В 1932 году начался снос строений по Лоскутному переулку и восточной стороне Моховой улицы. Все строения были снесены к 1934 году. Это было вызвано строительством первой линии Московского метрополитена. На месте квартала были построены два тоннеля служебной соединительной ветви между нынешними Сокольнической и Филёвской линиями (до 1938 года - главные пути единой Кировской линии). Один из этих тоннелей был разобран в середине 90-х при строительстве торгового комплекса «Охотный ряд», второй работает до сих пор.

Строится здание Совета труда и обороны. Государственная Дума сейчас.

1933 год.
Гостиница "Москва" еще строится, троллейбус уже ходит, гостиница "Гранд-Отель" еще полностью цела.

А вот это место через год! Обратите внимание, как строят Москву. Главный фасад почти готов, а больше ничего нет.

Вид гостиницы в "переломный" момент. На высшем уровне решался вопрос о переделке фасадов в проекте южной башни. "Молодым архитекторам О.Стапрану и Л.Савельеву (авторам здания) назначили в консультанты авторитетного академика архитектуры Щусева. Тот повёл себя некрасиво, не выполнив ничего, кроме переделки верхних оконных проёмов с квадратных на полуциркульные.

"...Но самым явственным недостатком считали разнородность фасадов, и особенно двух угловых башен гостиницы. С ними связана самая известная легенда гостиницы «Москва». Согласно ей, все решила подпись Сталина, который то ли расписался на двух вариантах проектов, то ли поставил подпись в центре проекта, а зодчие побоялись его переспрашивать и что-либо объяснять. Так и построили фасад с разными боковинами.

Но это всего лишь легенда. В жизни все было иначе. Между архитекторами Савельевым, Стапраном и Щусевым были очень напряженные отношения, если не сказать больше. Молодость и стремление к творчеству двух приверженцев конструктивизма столкнулась со зрелостью, и несколько формальным отношением к делу (из-за перегруженностью другими проектами) почитателя классического архитектурного наследия, как получилось, что важнейшее здание города видные зодчие не сумели решить в одном стиле, можно только недоумевать. Еще более удивительно, что это не возымело для строителей последствий в то страшное время (1937-1938 годы).

В начале 1938 года Щусева назначили главным архитектором здания, а Савельева и Стапрана арестовали... по доносу.
Почти готовую башню Щусев попытался переделать в соответствии со своим вкусом, но в полной мере это ему не удалось. Башня получилась отличной от другой, что и породило множество легенд. Кстати, автором башни в документах значился уже только Щусев: не укажешь же в качестве соавтора «врагов народа». Так и утвердилась легенда о том, что автор «Москвы» Щусев. (У нового здания главный фасад с башнями будут одинаковыми, что лишит «Москву» некой загадки и напоминания о истории трех зодчих)". Из воспоминаний строителя гостиницы Михаила Арутчева. 1987 год

К 1935 году неразобранным оставался только небольшой квартал, непосредственно примыкающий к только что построенной гостинице «Москва». Окончательно будущая Манежная площадь была расчищена к 1938-му году.

1933 год. Квартал на площади еще не до конца снесен. За ним строится гостиница Москва.

Воскресенские (Иверские) ворота были окончательно снесены в 1931 году

В 1935 году на Красную площадь пустили машины.

К концу 30-х годов площадь приобретает уже знакомый нам вид

После всех сносов и переделок заканчивают Тверскую улицу.

Сразу после своего создания площадь ещё не имела названия, в печати её назвали то Новоманежной, чтобы отличить её от прежней Манежной площади, названной Староманежной, то Университетской. Однако эти названия не прижились, к моменту окончательного оформления площади она получила название Манежной.

Во время войны для маскировки Кремля и прилегающих территорий используется плоскостная имитация с перекраской крыш и открытых фасадов зданий.

После отбоя воздушной тревоги люди покидают станцию метро «Площадь Свердлова» и ждут транспорт у гостиницы «Москва».

9 мая 1945 г. День Победы. Выступление Большого Государственного симфонического оркестра на Манежной площади.

1954 год. Празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией на Манежной площади в Москве

1959 год. Видно оживленное движение на площади.

В 1959 г. существовало сквозное автомобильное движение не только между гостиницей Москва и музеем Ленина, но и по Красной площади

Угол улицы Горького (нынешней Тверской ул.) и проспекта Маркса (нынешней улицы Охотный Ряд).
Скан фотоснимка из справочника «Москва в новых границах» 1962-го года. Тогда здесь был обычный большой перекресток. ну и деревья;)

Движение было также по диагонали через всю площадь.

На фото в центре виден закладной камень памятника в честь 50-летия Октябрьской революции. Поставлен как раз в 1967, когда Манежную переименовали в пл. 50-летия Октября. Памятник так и не был сооружен,а камень простоял до реконструкции Манежки.