История раздела Черноморского флота. Справка. Как действовал черноморский флот вмф ссср во время войны

Андрей ФЕДОРОВЫХ - аспирант Института российской истории РАН

Научный анализ событий, связанных с распадом Российской империи и СССР, особенно остро проявивших себя в регионе Черного моря, имеет важное теоретическое и практическое значение. В частности, проблема статуса Черноморского флота бывшего СССР и его главной военно-морской базы - города Севастополя на сегодняшний день, пожалуй, является наименее изученной, несмотря на активное обсуждение данных вопросов на межгосударственном и общественном уровнях и, как следствие, наличие большого количества различной литературы на эту тему.

В соответствие с Морской Доктриной РФ, утвержденной Президентом России В.В. Путиным, защита территории РФ с морских направлений, ее суверенитета на внутренние морские воды, территориальное море, включая регион Черного моря, «относится к категории высших государственных приоритетов»1. При этом в документе поставлена задача сохранить базирование Черноморского флота в Севастополе на длительную перспективу. По итогам Совещания по военно-дипломатическим вопросам Азово-Черноморского региона 17 сентября 2003 года Президент РФ подчеркнул, что это зона стратегических интересов России, которая «обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим». В то же время реальными вызовами безопасности Россий¬ской Федерации в Азово-Черноморском регионе являются активность террористических структур, этническая преступность и нелегальная иммиграция. С целью укрепления позиций Российской Федерации в регионе принято решение о создании дополнительно пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. В то же время подчеркивалось, что решение о развитии системы базирования Черноморского флота на Кавказском побережье России «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе»2. Проблема Черноморского флота и Севастополя стала одним из наиболее сложных последствий распада СССР. Однако возможность ее возникновения около сорока лет таилась в решении высшего руководства СССР в 1954 году о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Это решение означало «разрыв исторической преемственности государственно-территориального устройства»3 Российской Федерации, без учета интересов и мнения ее многонационального народа. Представления о незыблемости СССР, недооценка внутренних противоречий советской федерации и роли национального фактора обусловили забвение исторического опыта во многом аналогичных событий периода распада Российской Империи, сопровождавшихся острой борьбой за Черноморский флот, Севастополь и Крым. После распада СССР военно-политическая проблема Черноморского флота оказалась неразрывно связанной с территорией его Главной базы - городом Севастополем - и потенциально конфликтной этнополитической ситуацией в Крыму, где большинство населения вы¬ступало за воссоединение с Россией. Это обстоятельство обусловило особую сложность ситуации и поиска политических путей ее решения. От выбора политического пути решения проблемы Черноморского флота и Севастополя в немалой степени зависели стабильность и межнациональное согласие в целом в регионе Черного моря и на Кавказе. По оценке одного из авторитетных специалистов в данной области В.А. Печенева, Черноморский флот всегда был и остается «важнейшей составной частью единой системы обеспечения стратегических интересов России во всем Черномор¬ско-Каспийском регионе»4. Проблема Черноморского флота и Севастополя оказалась настолько сложной, что на высшем государственном уровне временами представлялась практически неразрешимой. Достижение в конечном итоге компромиссных политико-правовых решений по проблеме Черноморского флота и Севастополя приобретает особую актуальность в контексте заинтересованности Российской Федерации сохранить свое военно-морское присутствие в Севастополе и в Крыму после 2017 года - крайнего срока присутствия ЧФ в Севастополе и Крыму, согласно достигнутым в 1997 г. договоренностям с украинской стороной.

Хронологически проблема статуса ЧФ охватывает период с конца 1991 - начала 1992 года, когда этот вопрос впервые возник на межгосударственном уровне, что сразу же привело к конфронтации и последующему затяжному кризису в российско-украинских отношениях - по 2000 года, когда был в основном завершен процесс раздела наследства бывшего Краснознаменного Черноморского флота СССР и на его базе окончательно сформировались Военно-морские силы Украины и Черноморский флот Российской Федерации. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя, как основной военно-морской базы двух флотов на Черном море. Промежуточной датой является 28 мая 1997 года, когда в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной были подписаны три межправительственных Соглашения по Черноморскому флоту. Тем самым был формально завершен «процесс определения судьбы» ЧФ бывшего СССР. Таким образом, в истории проблемы ЧФ можно выделить два больших хронологических отрезка - первый - с 1992-го по 1997 год - период трудных переговоров на межгосударственном и межведомственном уровне в условиях постоянно возникавших конфликтных ситуаций и кризисных явлений в отношениях между Россией и Украиной. Следующий период (июнь 1997-го - конец 2000 года) олицетворяет собой не менее сложный процесс наполнения конкретным содержанием основных положений достигнутых на межгосударственном уровне договоренностей.

В судьбе Вооруженных сил бывшего СССР определяющее значение имели события 1991 года, когда наряду с «парадом суверенитетов» бывших советских республик начал неукоснительно проводиться в жизнь принцип «новым независимым государствам - собственные вооруженные формирования». Наиболее болезненно процесс раздела и определения статуса совет¬ского наследства проходил в Украине. Опасность создавшейся ситуации во многом была обусловлена тем, что после распада Союза на ее территории оказалась большая часть вооружения и объектов Краснознаменного Черноморского флота - крупнейшей, более чем 100-тысячной стратегической группировки бывшего единого ВМФ СССР с неопределенным статусом.

С распадом Союза Черноморский флот оказался в крайне сложном положении. Ситуация складывалась следующим образом. 24 августа 1991 г. Украина согласно Акту о провозглашении независимости и результатам проведенного всеукраинского референдума начала строить суверенное независимое государство, гарантом безопасности и территориальной целостности которого должны были стать собственные вооруженные силы5 . В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на ее территории, были формально подчинены Верховному Совету Украины было создано Министерство обороны Украины. 6 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял закон «О Вооруженных силах» и «Об обороне», официально провозгласив создание своих национальных вооруженных сил на базе объ¬единений, соединений и частей ВС СССР, которые дислоцировались на ее территории. 8 декабря в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о Содружестве Независимых Государств6. СССР окончательно прекратил свое существование. Этому предшествовало совещание в союзном министерстве, на котором министры обороны суверенных государств, еще входивших в состав СССР, договорились о долевом участии в формировании военного бюджета страны. Уже тогда Украина твердо заявила о намерении создать свою собственную армию. Не были разрешены и другие проблемы, в целом не позволившие прийти к единому мнению по вопросам обороны и безопасности. С образованием СНГ любые попытки помешать разделу Вооруженных Сил украинскими лидерами рассматривались как нарушение законов Украины и вмешательство в ее внутренние дела.

Ясность в сложившуюся ситуацию в определенной мере внесла встреча глав государств Содружества, состоявшаяся 30 декабря 1991 г. в Минске, в ходе которой страны - участницы СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, в соответствии с которыми Министерство обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества Независимых Государств. Государства СНГ получили право создавать собственные вооруженные силы на базе частей и подразделений Вооруженных сил СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ7. Однако дальнейшие события показали, что у лидеров, подписавших пакет военных документов, не было единого представления ни о том, что входит в понимание «стратегические силы», ни о том, каков должен быть статус и условия размещения этих сил на территории новых государств.

Флот имел статус оперативно-стратегического объединения. Однако именно этот статус, реализация которого возможна только при сохранении единства флота во всей взаимосвязи его структуры как объединения, политическим руководством Украины и ее министерством обороны был подвергнут ревизии. Основа их позиции заключалась в иной трактовке достигнутых в Минске соглашений. По сути, Украина изначально взяла курс на раздел ЧФ. Естественно, с этим не могло согласиться руководство России, фактически правопреемницы Союза, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет, во время которого стороны несколько раз оказывались на пороге открытой конфронтации.

События вокруг Черноморского флота после распада СССР развивались следующим образом.

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины».

7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал Указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

«Война указов» завершилась встречей 23 июня 1992 года в Дагомысе Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединенным флотом России и Украины с объединенным командованием. Стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен. Таким образом был разрешен первый затяжной кризис в межгосударственных отношениях.

17 июня 1993 года в Подмосковье состоялись переговоры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.

3 сентября 1993 года в Массандре (Крым) на рабочей встрече президентов России и Украины подписан протокол, в соответствии с которым Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.

15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, по которому ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. В соответствии с соглашением Украине должно перейти до 20% судов ЧФ.

7–8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.

9 июня 1995 года в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине - 18,3% судов.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории8. Украинский парламент ратифицировал эти документы 24 марта 1999 года. Государственная Дума ратифицировала 18 июня 1999 года.

Графически процесс раздела кораблей и судов Черноморского флота можно изобразить так: (см. Приложение 1 на с. 104).

Сохранявшаяся в течение более пяти лет ситуация неопределенности правового статуса и дальнейшей судьбы ЧФ крайне неблагоприятным образом сказывалась на его боеспособности. Происходившее с Черноморским флотом в период с 1991-го по 1997 год многими воспринималось как процесс его гибели. Действительно, если подходить с формальной точки зрения, ЧФ 1991 г. не сравним с ЧФ 1997 г. К такому выводу можно прийти, сопоставив данные на момент заключения российско-украинских соглашений:

В 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.

Наиболее полные данные по количественному и качественному составу ЧФ в 1992–1993 гг. приводит в своих публикациях Д.Кларк, эксперт по военным вопросам аналитического журнала RFE/RL Re¬search Report. Согласно его оценке «Не смотря на то, что Черноморский флот подобно Балтийскому меньше чем Тихоокеанский и Северный флоты бывшего СССР, он представляет все еще грозную силу, большую, чем большинство других флотов мира, включая членов НАТО, кроме США. Согласно данным Международного Института Стратегических исследований9 (IISS), он обладает более чем 400 кораблями, из которых 45 относятся к ударным надводным силам, из которых наиболее значительны морские военные корабли, включая два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”, три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов. Слабой частью Флота является его подводный компонент, который состоит из 26 в большинстве своем устаревших дизельных подводных лодок... Сила флотской авиации наземного базирования, однако, более чем компенсирует эту слабость. Согласно оценке IISS, этот компонент включает 151 боевой самолет и 85 вертолетов. Отдельные русские источники утверждают, что их даже больше, приблизительно около 400 единиц, включая 140 способных нести ядерное оружие и решать задачи на больших дистанциях... Флот также включает бригаду морской пехоты, базирующуюся в Севастополе, и части береговой обороны - моторизованную стрелковую дивизию в Симферополе». Вероятную численность личного состава Д. Кларк определил как 75 000 офицеров и матросов.

В ноябре 1996 г. в составе ЧФ было 383 боевых надводных корабля, 56 боевых катеров, 49 кораблей специального назначения, 272 катера и рейдовых судна, 190 судов обеспечения, 5 подводных лодок, всего - 655 единиц. В состав ВМС Украины входило 80 кораблей и судов различных классов.

По результатам Киевских соглашений от 28 мая 1997 г. ЧФ РФ состоит из 338 кораблей и судов. Численность личного состава не может превышать 25 тысяч человек, в том числе 2 тысячи в морской пехоте и ударной авиации. В состав флота входит 106 летательных аппаратов, из которых не может быть больше 22 боевых самолетов. Россия не может иметь больше 24 артиллерийских систем калибром более 100 мм; 132 бронемашин. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ остается 16 (20 %), из 39 объектов связи - 11 (28%), из 40 объектов радио-технической службы - 11 (27 %), из 50 объектов тыла - 9 (18 %), из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением - 5 (31 %), из 7 объектов судоремонта- 3 (42 %).

ВМС Украины получили 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения.

Таким образом, после раздела ЧФ соотношение боевых кораблей в бассейне Черного моря стало 1:2,5 в пользу Турции.

У России осталось три пункта базирования корабельного состава - Севастополь, Феодосия и временно - Николаев; одно место дислокации береговых войск (Севастополь). В Севастополе Россия может использовать три из пяти основных бухт: Севастопольскую, Южную, Карантинную, а также Казачью для дислокации бригады морской пехоты ЧФ. Бухта Стрелецкая будет использоваться ЧФ РФ и ВМСУ совместно. Также ЧФ РФ может использовать два основных аэродрома в Гвардейском и в Каче (Севастополь), два запасных аэродрома в Севастополе (м. Херсонес, Южный), военный санаторий в Ялте, пост связи и испытательный центр в Феодосии и некоторые другие объекты за пределами Севастополя. Аренда Россией объектов и баз обходится ей в 97,75 млн долларов в год, которые списываются в счет погашения долга Украины. Россия обязуется не размещать в Украине ядерное оружие в составе ЧФ РФ, кроме того, порядок использования большинства флотских объектов устанавливает Киев. Маршруты передвижения личного состава и боевой техники ЧФ также определяется местными властями. Согласно российской военной доктрине, силы ЧФ должны состоять из двух оперативно-тактических группировок - Восточной с базой в Новороссий¬ске и Западной с базой в Севастополе, за которым оставался статус главной базы Флота10.

Согласно данным, опубликованным в начале 2002 г., в состав Черноморского флота Российской Федерации входит более 50 боевых кораблей, свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения. Авиация ЧФ насчитывает около 90 самолетов и вертолетов. В соответствии с соглашениями о размещении ЧФ на территории Украины в Крыму находится воинская группировка не менее 25 000 человек, 24 артсистем калибром более 100 мм, 132 бронемашин, 22 боевых самолетов. Данная численность сохраняется без особых изменений по сей день. ВМС Украины насчитывают около 40 боевых кораблей и катеров и около 80 вспомогательных судов. Следует отметить, что к этому времени командованию обоих флотов в целом удалось после почти десятилетней конфронтации наладить конструктивное сотрудничество. Это стало возможным во многом потому, что, несмотря на все сложности, на межгосударственном уровне было принято политическое решение, поставившее точку в процесс определения судьбы ЧФ бывшего СССР. Начиная с 1999г. ЧФ и ВМСУ проводят ежегодные совместные учения в рамках программы «Фарватер мира» и решают общие задачи в бассейне Черного моря. Тем не менее и по сей день остаются достаточно сложные спорные вопросы, связанные с базированием обоих контингентов, военными доктринами двух стран, статусом главной базы ЧФ - г. Севастополя, отношением к партнерству с НАТО и т.д., а значит, точка в переговорном процессе по проблеме ЧФ все еще не поставлена11.

Подводя итог более чем десятилетней дискуссии по проблеме ЧФ, следует сказать, что в ходе многолетних политических баталий из-за Черноморского флота ни одна из конфликтующих сторон - ни Россия, ни Украина - не достигла изначально поставленных целей. Первоначально (после распада СССР) российское политическое руководство, по всей видимости, стремилось не вмешиваться в ход «объективного процесса» перехода ЧФ под юрисдикцию нового независимого украинского государства. Однако принципиальная позиция, занятая командованием Черноморского флота и его личным составом, несмотря на возрастающее давление со стороны украинских властей и различных политических сил Украины, направленная на то, чтобы вынудить политиков двух государств начать переговорный процесс по проблеме статуса этой части бывшего ВМФ СССР–СНГ с целью принятия окончательного политического решения по этому вопросу, заставила руководство двух стран вступить в диалог на межгосударственном уровне, который продолжался много лет и нередко ставил обе стороны на порог открытой конфронтации. В ходе многолетнего переговорного процесса российская сторона стремилась оставить Черноморский флот за собой как за преемницей СССР, а также серьезно укрепиться на берегу, переведя под свою юрисдикцию бoльшую часть инфраструктуры ЧФ вместе с его главной военно-морской базой - городом Севастополем. При этом в ходе переговоров по проблеме ЧФ действия России были крайне непоследовательными, ввиду сложной внутриполитической и экономической ситуации в стране и явного нежелания высшего политического руководства идти на серьезные шаги, способные ухудшить и без того сложные отношения с Украиной и тем самым подтолкнуть ее в орбиту влияния стран Запада, и прежде всего США и блока НАТО. Это выразилось в готовности российской стороны идти на серьезные уступки в ходе подготовки и подписания основополагающих межгосударственных соглашений, которые вследствие этого несли на себе следы спешки и правовой небрежности, во многом не отвечали реалиям и, следовательно, не способствовали скорейшему разрешению сложившейся вокруг Черномор¬ского флота опасной политической и экономической ситуации. Эта политика была ошибочной и не оправдала себя. В результате более чем десятилетнего переговорного процесса по проблеме статуса ЧФ на территории другого государства и его раздела между двумя странами, сопровождавшегося его резким количественным сокращением, Российская Федерация, формально оставаясь правопреемницей Советского Союза, получила лишь небольшую часть ЧФ бывшего СССР. При этом россий¬ская сторона не смогла отстоять свое видение статуса Севастополя как главной базы своего ЧФ, статуса ЧФ как единого оперативно-стратегического соединения ВМФ СНГ, а также принцип раздельного базирования флотов, и вследствие этого получила в свое распоряжение не весь плавсостав ЧФ и около 5% территории базы и объектов инфраструктуры Флота на крайне невыгодных условиях аренды. В результате Россия фактически потеряла колоссальную часть собственности бывшего СССР, на которую имела полное право претендовать, а также значительно ослабила свое влияние в Черноморском регионе и Средиземноморье.

Украинская сторона, заявляя о своих правах на Черноморский флот, стремилась перевести под свою юрисдикцию это военно-морское соединение если не целиком, то его лучшую часть, а также все объекты инфраструктуры ЧФ, находящиеся на ее территории, действуя при этом зачастую неправовыми, насильственными методами, путем захвата и переподчинения военных объектов ЧФ, и создания явочным порядком структур ВМСУ, нарушая при этом достигнутые на межгосударственном уровне договоренности по разделу Флота, чему в немалой степени способствовала политика уступок Украине, проводимая политическим руководством РФ, а также заинтересованность западных стран в ослаблении влияния России в Черноморском регионе. При этом украинское политическое и военное руководство, получая всестороннюю финансовую и политическую поддержку со стороны блока НАТО, заинтересованного в минимизации российского влияния в стратегически важном Черноморском регионе, взяло курс на фактическое уничтожение ЧФ, официально провозглашая намерение создать небольшие военно-морские силы для охраны границ независимого государства и стремясь при этом подчинить как можно большее количество объектов инфраструктуры и кораблей ЧФ себе, не имея возможности в то же время содержать их в надлежащей боеготовности по экономическим и организационно-техническим причинам. Именно эти действия украинской стороны, в совокупности с преступным безразличием тогдашних властей РФ, вызвали резкое неприятие у командования и личного состава ЧФ, что сделало невозможным реализацию Украиной и ее западными «союзниками» своих намерений относительно Черноморского флота. В течение пятнадцати лет своей независимости Украине так и не удалось создать на Черном море полноценные военно-морские силы, способные влиять на ситуацию в регионе. Тем не менее украинской стороне удалось переподчинить себе бoльшую часть объектов инфраструктуры ЧФ, формально подтвердить свою юрисдикцию над Севастополем, а также заставить российскую сторону подписать крупный межгосударственный договор на крайне выгодных для себя условиях. Однако России, в свою очередь, удалось оставить за собой пусть даже небольшую, но наиболее боеспособную часть ЧФ, его основу, а также отстоять и т.н. «пакетный» подход к достигнутым договоренностям и будущим пе¬реговорам с Украиной по вопросу о пролонгации соглашений по Черноморскому флоту, согласно которому все без исключения переговоры российская сторона намерена вести строго на основе принципов Договора о друж¬бе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года и в неразрывной связи с Базовыми Согла¬шениями по флоту от 28 мая 1997 года, не допуская их пересмотра или вольного толкования со стороны Украины, в частности, под угрозой предъявления в противном случае территориальных претензий и т.п.

В целом, говоря об итогах своеобразного противостояния между Украиной и Россией, следует отметить, что российская сторона выиграла сражение за корабли, но за Украиной осталась «суша», то есть Севастополь и бoльшая часть береговой инфраструктуры. Однако это лишь видимые результаты, за которыми несомненно стоит более глубокая проблема: весь десятилетний конфликт между двумя государствами, связанный с проблемой ЧФ, сводился к одному принципиальному вопросу: останется ли самостоятельная Украина в орбите военно-политического влияния России или обретет независимость от него, то есть войдет в какую-либо другую глобальную военно-политическую систему. Спор вокруг ЧФ был лишь одним из аспектов этой проблемы и во многом свидетельством ее обсуждения и решения. Результаты этого спора можно определить следующим образом: России, безусловно, удалось в какой-то мере сохранить свое присутствие в Крыму и мощный рычаг воздействия на ситуацию в Черноморском регионе. Сохранение ЧФ с главной базой в Севастополе свидетельствует о том, что Украина по-прежнему остается в орбите российской военно-политической стратегии, однако при этом Украина, оставив за собой весьма серьезные позиции, превратилась из простого объекта российской политики в серьезный фактор, влияющий на эту политику, без учета которого довольно трудно представить сохранение в будущем «статус кво» в регионе. Превратятся ли существующие на сегодняшний день отношения между Россией и Украиной со временем в подлинное партнерство, или по истечении двадцатилетнего срока аренды споры вокруг будущей судьбы Флота вспыхнут с новой силой (что кажется весьма вероятным в свете последних событий на Украине) - покажет время.

1 Морская Доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 27 июля 2001 года // Морской сборник., 2001. № 9. С. 5.

3 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России., М., С. 12.

4 Печенев В.А. Кому выгодно вернуть Россию в допетровские времена. // Российская газета. 1996 г., 24 сентября.

5 Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т. 1. М., 2001. С. 18–24.

6 Там же. С. 33–37.

7 Несокрушимая и легендарная» в огне политических баталий 1985–1993 гг. М., 1994. С. 265–271; Шапошников Е.И. Выбор. М., 1995. С. 143–144.

8 См.: Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т.2. С. 125–142.

10 Горбачев С.П. Пессимистическая трагедия... С. 26–27; Крымская Правда. 1992. №5. 9 января; Мяло К.Г. Указ. соч. С. 144; D.L. Clarck. The Saga of Black Sea Fleet... p. 45; Зеркало Недели. 1997 31 мая; Трагедия Черноморского Флота (1990–1997).//Москва-Крым. Вып. №2. М., 2000; http://legion.wplus.net/guide/navy/flots/cher_l.shtml; http://www.janes.com; http:// www.Sevastopol.org.

11 Остров Крым. 1999. №2; Мальгин А. Указ. соч. С. 48; Коммерсант-Власть. 2002. №17–18.

После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами - Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский обрел вторую жизнь.

Не секрет, что за годы владения Украиной крымскими берегами развитие Крыма сильно затормозилось, и денежных ресурсов из казны на содержание полуострова выделялось крайне мало. Это коснулось и военно-морских баз Крымского полуострова. В статье постараемся наиболее полно описать, какими перспективами обладает Россия по развитию Черноморского флота на Крымском полуострове.

Балаклавская бухта. Немного истории

Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.

С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.

При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.

При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.

Но надо сказать, что субмарина "Запорожье" (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.

И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.

После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими "владельцами" стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.

И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.

Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.

Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.

Как делили Черноморский флот

Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.

Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине - 12,3% всех судов.

Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.

Черноморский флот в цифрах

Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.

Итак, сравним цифры.

1. Черноморский флот на 1991 год:

Личный состав - 100 тыс. чел.

Численность кораблей - 835 всех существующих классов:

  • подлодок - 28;
  • ракетных крейсеров - 6;
  • противолодочных крейсеров - 2;
  • БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга - 20;
  • СКР - 40 единиц;
  • малых ракетных катеров и кораблей - 30;
  • тральщиков - 70;
  • десантных кораблей - 50;
  • морской авиации - более четырехсот единиц.

2.Черноморский флот России на 1997 год:

  • Численность личного состава - 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
  • Численность кораблей и судов - 33.
  • Летательных аппаратов в составе флота - 106 (из которых 22 боевых).
  • Бронемашин - 132.
  • Командных пунктов - 16 (было 80).
  • Объектов связи - 11 (из 39).
  • Объектов радиотехнической службы - 11 (было 40).
  • Объектов тыла - 9 (из 50).
  • Судоремонтных объектов - 3 (из 7).

По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:

  • Боевые корабли - 30.
  • Подводные лодки - 1.
  • Боевые самолеты - 90.
  • Корабли специального назначения - 6.
  • Суда обеспечения - 28 единиц.

Современное состояние ЧФ

Черноморский России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.

Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.

Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.

На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.

Повышение боевого уровня

Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.

Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов - Севастополь.

Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота - самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.

Перечень судов ЧФ

В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.

Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:

  • Гвардейский
  • "Керчь" - большой противолодочный корабль.
  • Сторожевой
  • Сторожевой корабль "Ладный".
  • Сторожевой корабль "Пытливый".

Состав десантных кораблей 197-й бригады:

Большие десантные корабли:

  • "Николай Фильченков".
  • "Орск".
  • "Саратов".
  • "Азов".
  • "Новочеркасск".
  • "Цезарь Куников".
  • "Ямал".

Состав 68-й бригады кораблей охраны:

Малые противолодочные корабли:

  • "Александровец".
  • "Муромец".
  • "Суздалец".

Морские тральщики:

  • "Ковровец".
  • "Иван Голубец".
  • "Турбинист".
  • "Вице-адмирал Жуков".

Подводные лодки:

  • "Ростов-на-Дону" - Б237.
  • "Новороссийск" - Б261.
  • (экс-"Запорожье") - Б435.
  • "Алроса" - Б871.

Ракетные катера 41-й бригады:

  • "Бора".
  • "Самум".
  • "Штиль".
  • "Мираж".

Состав 295-го Сулинского дивизиона:

Ракетные катера:

  • "Р-60".
  • "Р-71".
  • "Р-109".
  • "Р-239".
  • "Ивановец".

Состав 184-й бригады (Новороссийск):

Противолодочные корабли:

  • "Поворино".
  • "Ейск".
  • "Касимов".

Тральщики:

  • "Железняков".
  • "Валентин Пикуль".
  • "Вице-адмирал Захарьин".
  • "Минеральные Воды".
  • "Лейтенант Ильин".
  • "РТ-46".
  • "РТ-278".
  • "Д-144".
  • "Д-199".
  • "Д-106".

Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).

Перспективы развития подводного флота

После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка - дизельная "Алроса".

На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.

К этому времени ожидается пополнение шестью новыми Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.

ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.

Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке "Новороссийск". После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.

Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 - "Старый Оскол" - была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний "Старый Оскол" займет свое место в составе ЧФ.

Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки "Краснодар" и достраивается спущенная на воду "Ростов-на-Дону".

Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота - "Колпино" и "Великий Новгород".

Все 6 подлодок программы "636 дизель" - электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.

Палубная авиация

Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.

Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.

Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.

Воссоздание системы базирования

Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.

Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.

Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.

Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.

Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).

Также на заводе проходят работы по ремонту дизельной подводной лодки "Алроса". К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.

Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.

Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.

Суда оснащения для Черноморского флота

Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.

Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.

Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.

В печальной истории российско-украинских отношений постсоветского периода особое место занимает раздел Черноморского флота.

Черноморский флот Российской империи, созданный во времена Екатерины Великой , являлся гордостью страны. С ним и с его главной базой — Севастополем — было связано немало героических и трагических страниц. Победы адмирала Ушакова , драматическая оборона Севастополя во времена Крымской войны — эти овеянные славой события стали частью истории России.

Не меньшее значение Черноморский флот играл и во времена Советского Союза. В период после Великой Отечественной войны на него были возложены задачи не только по контролю за Чёрным морем, но и по стратегическому присутствию в Средиземноморье, где он выступал в роли противовеса кораблям ВМС США.

Черноморский флот ВМС СССР являлся флотом сверхдержавы. К 1991 году он насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.

В составе Черноморского флота находились 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей.

Ежегодно через Черноморские проливы выходило в Мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми.

Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму в 80 миллиардов долларов.

Празднование Дня военно-морского флота СССР. Парад кораблей Краснознамённого Черноморского флота. 1972 г. Фото: РИА Новости / Лев Поликашин

Заложники Хрущёва

Распад Советского Союза стал катастрофой для всей Советской армии, а удар, нанесённый процессами «государственного развода» по Черноморскому флоту, оказался особенно страшным.

Решение вопросов государственного значения оказалось в руках людей, которые ни по профессиональным, ни по моральным качествам не соответствовали свалившимся на них полномочиям.

Ни президент России Борис Ельцин , ни глава Украины Леонид Кравчук , ставшие полновластными хозяевами новых государств, не могли сформулировать внятный ответ на простой вопрос: «Зачем России и Украине Черноморский флот?».

Украина, впавшая в эйфорию от независимости, принялась за то, что станет основой её политики в последующие четверть века — стала строить планы по превращению себя в передовую державу «с мощной армией и флотом». Какие цели и задачи будут поставлены перед армией и флотом Украины, в Киеве не имели особого представления.

Тем не менее ещё с осени 1991 года началась активная кампания с призывом к украинцам-офицерам Советской армии и военного-морского флота возвращаться на «историческую Родину», дабы присоединиться к процессу создания «вооружённых сил Украины».

На этот призыв откликнулись сотни высокопоставленных офицеров. Кто-то действительно мечтал о сильной Украине, кто-то — о стремительном карьерном росте, кто-то надеялся на сказочные финансовые условия.

Как бы то ни было, подобные односторонние действия Украины внесли в жизнь флота элемент хаоса.

Военные эксперты уже тогда чётко понимали — сохранение флота как боеспособной единицы возможно только под флагом России.

Но здесь на первый план вышла проблема, созданная в 1954 году Никитой Хрущёвым , передавшим Крым и Севастополь в состав Украины. В результате этого все основные базы флота, в том числе главная база в Севастополе, оказались на момент распада Советского Союза на территории Украины.

Матрос Черноморского флота ВМФ СССР. 1969 г. Фото: РИА Новости / Лев Поликашин

Адмиралы против Киева

Разумеется, новые украинские власти хотели сохранить за собой всё имущество, оказавшееся на их территории. Эта задача упрощалась тем, что президент России Борис Ельцин поначалу исходил из простого тезиса: «Всё, что на вашей территории, — забирайте себе!».

Высшие российские военачальники потратили немало здоровья на то, чтобы убедить Ельцина в том, что подобный подход — чистое безумие.

Пока в Москве военные пытались образумить Ельцина, в Севастополе высшее командование Черноморского флота действовало на свой страх и риск.

Ещё в октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. На основании этой бумаги украинская сторона стала совершать попытки завладения объектами и кораблями флота, склоняла личный состав к принятию украинской присяги.

Однако ставший в сентябре 1991 года командующим Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов дал понять, что растаскивать флот он не позволит. Украинским активистам давали по рукам как в переносном, так и в прямом смысле. Тех, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался принять украинскую присягу и вместе с ней объявить украинскими вверенные объекты, Касатонов по-флотски вежливо просил выйти вон.

Всего за несколько месяцев Касатонов довёл официальный Киев до настоящей истерики. К сожалению, в Москве в тот момент думали о чём угодно, только не о государственных интересах страны. В результате в сентябре 1992 года по настоянию украинской стороны Касатонов был снят с должности.

Но пришедший на эту должность в январе 1993 года адмирал Эдуард Балтин продолжил линию, начатую предшественником, и не позволил Украине решить вопрос с флотом явочным порядком. В 1996 году и этого флотоводца, боровшегося за сохранение Черноморского флота, отправили в отставку по настоятельной просьбе украинской стороны.

Противолодочный крейсер «Москва» Черноморского флота СССР во время учений. 1973 г. Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

Война указов

Поистине, изучая историю российско-украинских отношений, нельзя не увидеть, что Россия своими бесконечными уступками развязным требованиям Киева шаг за шагом создавала фундамент для глубокого кризиса в отношениях между двумя странами, разразившегося сейчас.

Чтобы понять, в каких условиях российским адмиралам приходилось биться за Черноморский флот, достаточно вспомнить драматические события апреля 1992 года. Тогда украинская сторона решила «закрыть вопрос» одним махом.

5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». В Севастополь была отправлена комиссия из высокопоставленных украинских военных для принятия под свой контроль всего флотского хозяйства.

Для того чтобы иметь основания противостоять этой акции, нужен был аргумент не меньшей весомости. Об указе украинского президента в Севастополе узнали заранее и в спешном порядке приняли контрмеры. В Москву ушла депеша — нужен аналогичный указ Ельцина, в противном случае спустя несколько дней либо придё тся сдать флот , либо в Крыму может вспыхнуть самый настоящий вооружённый конфликт.

7 апреля 1992 года Борис Ельцин издал указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

Прибывшую в Севастополь украинскую делегацию ознакомили с указом Ельцина и дали понять, что пока президенты не договорятся между собой, никакого перехода флота под украинский контроль не будет.

Матросы Черноморского флота. 1974 г. Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

На два сантиметра длиннее

В июне 1992 года в Дагомысе Ельцин и Кравчук подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывалась необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

В августе 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне.

Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединённым флотом России и Украины с объединённым командованием. Стороны договорились, что в течение трёх лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решён.

Этот документ вовсе не прекратил попыток украинской стороны прибрать к рукам как можно больше кораблей и объектов, однако сделал эти случаи единичными и совсем уж нелегитимными.

В сентябре 1993 года между Россией и Украиной была достигнута договорённость о том, что Черноморский флот получит возможность базироваться в Крыму. Официально решение о том, что главной базой Черноморского флота ВМФ России останется Севастополь, было принято в феврале 1995 года.

Сказать, что переговорный процесс шёл трудно, — значит, не сказать ничего. Доходило до форменного абсурда: однажды переговоры между министром обороны Украины Виталием Радецким и его российским коллегой Павлом Грачёвым едва не сорвались из-за того, что табличка с именем российского министра оказалась на два сантиметра больше, чем у украинского.

Морской десант Черноморского флота СССР. 1977 г. Фото: РИА Новости / Мичурин

На радость туркам

9 июня 1995 года на встрече в Сочи между Борисом Ельциным и новым президентом Украины Леонидом Кучмой было подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учётом ранее достигнутой договорённости о разделе имущества пополам. России передаётся 81,7%, Украине — 18,3% судов.

Формально вопрос раздела флота был решён. Однако впервые Андреевский флаг на кораблях Черноморского флота ВМС России был поднят лишь два года спустя. Причиной тому была бесконечная череда конфликтов между российскими и украинскими военными при разделе конкретных кораблей и объектов. Как докладывали российские военные, передавать часть объектов было просто некому — Украина не имела возможностей для того, чтобы распоряжаться военной собственностью, за которую так отчаянно боролась.

Растянувшийся на годы раздел Черноморского флота фактически превратился в его разгром. Огромное военное хозяйство с неопределённым статусом, несмотря на все усилия командования флота, постепенно приходило в негодность.

В феврале 1996 года на закрытых слушаниях в Госдуме России начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Пётр Святашов заявил: «Черноморский флот в ходе его дележа ослаб до предела. Разрушены все ударные группировки. Уже практически нет плавающих подводных лодок и морской ракетной авиации. Уничтожены системы базирования, наблюдения и разведки. Разрушена гидрографическая система, обеспечивающая безопасное плавание по всему Чёрному морю, особенно на его сложных участках — в устье Дуная и в Керченском проливе. Участок, который мы можем контролировать, составляет узкая полоска у входа в Севастополь. Сворачивается судоремонт, корабли стареют, нет топлива. Даже дежурные силы флота стоят на базе…»

Матрос обновляет красками герб СССР на корме корабля Черноморского флота. 1992 г. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Несмотря на то, что в 2000-х годах (особенно после конфликта в Южной Осетии) стали предприниматься серьёзные усилия по модернизации Черноморского флота ВМС России, удар, нанесённый ему в 1990-х, продолжает сказываться.

Личный состав Черноморского флота к 2014 году насчитывал 25 тысяч человек, то есть четверть от численности советского периода. Из 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга в строю остался один, из полусотни десантных кораблей — восемь и так далее… Общее количество боевых кораблей флота сократилось до 43.

Черноморский флот России сегодня по своему составу более чем в два с половиной раза уступает ВМС Турции в бассейне Чёрного моря. Такого соотношения сил не было за весь XX век.

Украинский флот: отходная молитва

А что же ВМС Украины, каково их состояние? После раздела советского Черноморского флота под юрисдикцию Киева перешли 138 различных судов и масса объектов. Их ждала весьма печальная участь. Большая часть кораблей пришла в негодность и была списана из состава флота. Численность личного состава неуклонно сокращалась.

Примером того, как Украина обращалась с тем, что ей досталось после раздела Черноморского флота, может служить судьба ракетного крейсера «Адмирал Лобов». Этот корабль являлся однотипным с флагманом Черноморского флота ВМС России ракетным крейсером «Москва».

Ракетный крейсер «Украина» у стенки завода им. 61 Коммунара 1 октября 2009 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Hermann1971

«Адмирал Лобов» находился на судостроительном заводе в Николаеве в состоянии 90-процентной готовности. Попав в руки Украины, корабль был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину». К сожалению, с переименованиями дело шло не в пример лучше, чем с достройкой судна. В итоге несостоявшийся крейсер превратился в груду металлолома.

Символом состояния ВМС Украины стали события, разыгравшиеся во время шторма в Севастополе 11 ноября 2007 года. В отличие от кораблей ВМС России, украинские суда не были вовремя поставлены на защищённые стоянки. В результате корабль управления «Славутич» был сначала протаранен корветом «Винница», а затем ещё и буксиром. Все эти корабли принадлежали ВМС Украины. Ещё один корабль управления ВМС Украины «Донбасс», по свидетельству очевидцев, носило, как щепку, пока ему на помощь не пришёл российский буксир. Впоследствии появилось фото из рубки «Донбасса», сделанное в разгар шторма. Украинские моряки, дабы спастись от бедствия, привязали к спинке кресла командира корабля… икону Николая Чудотворца . Делал ли экипаж иные попытки спасти судно, неизвестно.

Когда весной 2014 года после воссоединения Крыма с Россией большинство базировавшихся в Крыму кораблей ВМС Украины подняли Андреевские флаги, то оказалось, что военного интереса для ВМС России они не представляют. Часть из них нуждалась в капитальном ремонте, а другие можно было смело отправлять в утиль, поскольку опасность они представляли не для врага, а для собственного экипажа. К началу 2015 года в состав ВМС Украины входило 3 боевых корабля, 1 десантный корабль, 18 вспомогательных судов и 26 катеров. Это всё, что осталось от выдранного «с кровью» Украиной наследства могучего Черноморского флота ВМС СССР.

День Черноморского флота (ежегодный праздник в честь создания Черноморского флота в 1783 году, отмечается с 1996 года)

Черноморский флот основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года - Севастополь) впервые были введены 11 кораблей и судов из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота. Еще 1 января 1783 года был издан указ о назначении вице-адмирала Федота Клокачева, отличившегося в Чесменском сражении, командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». В Херсоне началось строительство флотилии боевых кораблей под командованием Федора Ушакова.

Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года этот запрет был снят, и Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне.

После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд РКП (б) в 1921 году принял решение о восстановлении Черноморского флота.

В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной. 15 апреля 1994 года в Москве президенты России Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины, а 28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории. В соответствии с подписанными документами предусматривается пребывание ЧФ России на базе в Севастополе до 2017 года. За Россией остались три пункта базирования корабельного состава: Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия и временно Николаев, а также два основных аэродрома и два запасных. Местом дислокации береговых войск ЧФ России стал Севастополь. Бухта Стрелецкая используется флотами двух стран совместно. Весной 2000 года российско-украинская подкомиссия по проблемам урегулирования Черноморского флота определила порядок использования Черноморским флотом РФ полигонов боевой подготовки ВМС Украины и некоторых пунктов связи.