Какие категории вооруженных конфликтов. Виды вооруженных конфликтов и их основные характеристики. Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве

Международный вооруженный конфликт представляет собой сложное социальное явление, которое затрагивает не только международное право, но и другие области международной жизни. Слово "конфликт" происходит от латинского "conflictus", что означает столкновение сторон, мнений, сил 1.

Источником всякого развития является противоречие, столкновение противоположных тенденций или сил. Конфликт представляет собой предельный случай обострения противоречий2 и выступает определенным моментом развития.

В специальной литературе отмечается недопустимость смешения понятий конфликта и конфликтности в международных

отношениях3. Конфликтность можно рассматривать как общую черту, присущую той или иной международно-политической ситуации или даже целой исторической полосе 4. Конфликт может пониматься двояко: как политическое отношение двух или нескольких сторон, воспроизводящее в острой форме лежащие в основе этого отношения противоречия его участников 5, и как пятая, последняя фаза развития указанного политического отношения, характеризующаяся вооруженной борьбой вовлеченных в него сторон 6.

Впервые выражение "международный вооруженный конфликт" было употреблено в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., в частности, в ст. 2 общей. С тех пор оно широко применяется в самых различных международно-правовых документах. В более ранних источниках международного гуманитарного права встречается термин "война". Достаточно вспомнить Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1907 г., Статут Лиги Наций (преамбула, ст.ст. 11 - 13, 16), пакт Бриана - Келлога 1928 г., именуемый "Договором об отказе от войны в качестве орудия национальной политики", и ряд других документов.

В буржуазный период развития международного права понятие "война" использовалось для того, чтобы отличить это состояние межгосударственных отношений от других, так называемых "ограниченных мер войны" 7, при которых также использовалась вооруженная сила. Однако ни Статут Лиги Наций, ни пакт Бриана - Келлога не дают определения войны. Введение в международно-правовой оборот нового термина - "вооруженный конфликт", объясняется не столько соображениями моды 8, сколько насущными потребностями международных отношений. Дело в том, что согласно III Гаагской конвенции 1907 г. состояние войны признается только в том случае, если стороны официально заявили об этом. Как показала практика международных отношений, после второй мировой войны государства по политическим и иным соображениям неохотно идут на официальное объявление состояния войны. Так, из 189 конфликтов, имевших место за этот период, только в 19 случаях обе противоположные стороны заявили о том, что они находятся в состоянии войны 9. Ясно, что в этих условиях нужно использовать все возможности для обеспечения защиты лиц, испытывающих неблагоприятные последствия вооруженных конфликтов, которые по каким-либо причинам стороны не желают квалифицировать войной.

Можно согласиться с утверждением, что "международный вооруженный конфликт характеризуется двумя признаками:

международный и вооруженный" 10. Действительно, если речь пойдет о немеждународном вооруженном конфликте, то он регулируется специально предусмотренными положениями международного гуманитарного права 11.

Международный конфликт, не переходящий в стадию вооруженной борьбы, также не входит в сферу регулирования международного гуманитарного права. Таким образом, международный вооруженный конфликт можно определить как специфическую ситуацию в международных отношениях, характеризующуюся применением вооруженной силы одним или несколькими субъектами международного права.

Приведенное определение международного вооруженного конфликта носит общий характер и, следовательно, оно охватывает различные виды вооруженных столкновений субъектов международного права. В науке даются различные классификации международных вооруженных конфликтов. По мнению А. И. Полторак и Л. И. Савинского, в зависимости от масштабов и целей международные вооруженные конфликты могут быть "войнами, вооруженными интервенциями, агрессивными акциями и вооруженными провокациями" 12. К этой же категории они относят и национально-освободительные войны13. Профессор Цюрихского университета Д. Шиндлер, основываясь на Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительном протоколе I, различает две разновидности: собственно международные вооруженные конфликты и национально-освободительные войны 14.

На наш взгляд, для правильного решения этого вопроса следует обратиться к ст. 2 общей Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и пп. 3, 4 ст. 1 Дополнительного протокола I. В ст. 2 общей установлено, что конвенции будут применяться "в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта". Следовательно, нормы международного гуманитарного права будут применяться в тех случаях, когда субъекты международного права объявляют состояние войны, как это предусмотрено III Гаагской конвенцией.

Выражение "всякий другой вооруженный конфликт" следует истолковывать на основе норм общего международного права. К такого рода конфликтам можно отнести агрессию, которая является применением вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1 "Определения агрессии"). Кроме того, сюда же можно отнести вооруженное вмешательство н

интервенцию, предусмотренные резолюциями 2131 (XX) и 36/103 ГА ООН.

Более сложным является вопрос о том, можно ли к такому понятию отнести практику государственного терроризма, о которой упоминает резолюция 36/103^ ГА ООН. Политика государственного терроризма означает использование государством насильственных мер для устрашения или подавления народов или других государств. Конкретные примеры, которые обычно приводятся для ее иллюстрации, могут быть квалифицированы уже имеющимися категориями типа "агрессия", "вооруженная интервенция" или "вооруженная провокация".

В практике ООН сложился и получил известное распространение институт "операций по поддержанию мира" 15, отличительной чертой которых является направление вооруженных сил ООН или миссий наблюдателей в те районы, в которых мирные средства урегулирования спора оказались недостаточными. ООН и региональные организации не являются участниками Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г. Это породило сомнения среди ученых относительно применения к "миротворческим операциям" ООН норм международного гуманитарного права. Сейчас, однако, доминирует мнение, что на "операции по поддержанию мира" ООН распространяются нормы международного гуманитарного права. Организация признает их в качестве обычного международного права, что вытекает из их всеобщего признания и применения 16.

В п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I устанавливается, что ситуации, когда применяется данный протокол, включают "вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение". Долгое время юристы и дипломаты западных стран предпочитали рассматривать вооруженную борьбу народов колониальных стран в качестве внутренних конфликтов, с тем чтобы воспрепятствовать распространению на участников национально-освободительных движений гуманитарных норм международного права. Принятие п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I подвело черту под споры о типологии национально-освободительных войн, и в настоящее время отнесение их к разряду международных конфликтов не вызывает никаких сомнений.

Более того, учитывая специфический характер международной правосубъектности национально-освободительных движений, п. 3 ст. 96 Дополнительного протокола I предусматривает, что "власть, представляющая народ, ведущий борьбу против одной из Высоких Договаривающихся Сторон в вооруженном конфликте, типа,

упомянутого в ст. 1, п. 4, может взять на себя обязательство применять конвенции и настоящий протокол в отношении такого конфликта лутем одностороннего заявления, адресованного депозитарию".

Внесение данного положения связано с тем, что Женевские конвенции предусматривали участие в них только "держав", а Дополнительный протокол I устанавливает, что подписание и присоединение к нему открыто лишь для участников конвенций.

Далее, в п. 3 ст. 96 отмечается, что указанное заявление вызовет такие последствия. Конвенции и протокол вступают в силу для указанной власти как стороны, находящейся в конфликте, немедленно. Упомянутая власть получает те же права и принимает на себя те же обязательства, как и права и обязательства, которые были получены и приняты на себя участниками конвенций и данного протокола. Конвенции и протокол будут в равной степени обязательными для всех сторон, находящихся в данном конфликте. Эти положения приравнивают в правах и обязательствах в ситуации международного вооруженного конфликта независимые государства и национально-освободительные движения.

1 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 632. 2 См.: Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964. С. 55. 3См.: Международные конфликты и современность. М., 1983. С. 12. 4 См.: Там же. 5 См.: Там же. С. 41. 6 См.: Там ж е. С. 56. 7 См.: Encyclopedia of public international law. P. 25. 8 См.: Ар ц и б а сов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989. С. 28. 9 См.: S w i n a r s k i Ch. Op. cit. P. 24. 10 А р ц и б а с о в И. Н., Егоров С. А. Указ. соч. С. 32. 11 Подробнее об этом см. в гл. V. 12 П о л т о р а к А. И., С а в и н с к и и Л. И. Указ. соч. С. 149 - 150. 13 См.: Там ж е. С. 160. 14 См.: Schindler D. The different types of armed conflicts according to the Geneva conventions and Protocols // Recueil des Cours. Vol. 163. Sijthoff, 3979; P. 127. 15 За послевоенный период ООН 13 раз использовала вооруженные силы и миссии военных наблюдателей. См.: Федоров В. И. ООН и проблемы войны и мира. М., 1988. С. 214. 16 См.: Schindler D. United Nations forces and international humanitarian law // Studies and essays... P. 526.

Еще по теме § 1. Понятие и виды международных вооруженных конфликтов:

  1. 12.1. Система международного права вооруженных конфликтов. Понятие вооруженного конфликта
  2. § 1. Понятие и виды немеждународных вооруженных конфликтов
  3. § 3. Международно-правовая защита жертв международного вооруженного конфликта
  4. § 2. Международно-правовой статус участников международных вооруженных конфликтов
  5. Тема 19. Международное право в период вооруженных конфликтов.
  6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ
  7. Тема 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
  8. Международное гуманитарное право о законных участниках вооруженных конфликтов и театре военных действий государств
  9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И НЕМЕЖДУНАРОДНЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ
  10. § 2. Международно-правовая защита жертв немеждународного вооруженного конфликта
  11. Соотношение международного гуманитарного права и права вооруженных конфликтов.
  12. 2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

Раздел 13. Международное гуманитарное право

История возникновения международного гуманитарного права уходит в XIX век. Именно тогда разрабатывались и принимались действующие до сих пор международные договоры. Развитию международного гуманитарного права способствовали Гаагские и Женевские конференции конца XIX – начала XX вв. Идеи гуманности заставляли государства серьезно ограничивать средства и методы ведения войны, признавать недопустимость убийства мирных жителей и серьезного нарушения их прав. Однако в условиях ведения вооруженного конфликта, увы, международное гуманитарное право является одной из самых неэффективных отраслей, нормы которой довольно часто нарушаются.

Термин «международное гуманитарное право» используют в двух значениях:

1) им обозначается вся совокупность норм, регулирующих правовой статус индивида, права человека, в том числе, во время вооруженного конфликта – это широкое понимание;

2) им обозначается только те нормы, что действуют в период вооруженного конфликта, ограничивая воюющие стороны в выборе средств и методов ведения войны, обеспечивая участникам конфликта определенный правовой статус – узкое понимание.

Мы будем использовать термин в его узком понимании. Может быть, не очень красиво звучит по-русски «Право прав человека», но нормы права, которые устанавливают международные стандарты прав и свобод человека и механизмы их защиты, вряд ли стоит объединять с гуманитарным правом.

Впервые этот термин был предложен в 50-х годах ХХ века швейцарским юристом Жаном Пикте, а в 1974-1977 годах оно вошло в название Женевской дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженного конфликта. Данное понятие используется в этом смысле и в других международных документах.

Международное гуманитарное право – это совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих так называемые правила ведения войны (законы и обычаи войны), регулирующих отношения между воюющими сторонами, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны и их последствий для мирного населения.

Предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения, возникающие в период вооруженных конфликтов. С одной стороны, эти отношения касаются выбора средств и методов ведения войны. Первые эти нормы были закреплены в международных договорах, принятых на Гаагских конференциях, и эта часть международного гуманитарного права получила название «Право Гааги» . Оно устанавливает, какое оружие и как можно использовать во время войны. Другая сторона предмета международного гуманитарного права – это статус участников вооруженных конфликтов и мирного населения. Эти нормы закреплялись в Женевских конвенциях и потому эта часть получила название «Право Женевы» .


Международное гуманитарное право основывается на ряде принципов:

1. Основные:

Принцип гуманизма – это приоритет общечеловеческих ценностей;

Принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

2. Специальные:

Принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны;

Принцип защиты жертв войны и гражданских объектов

Принцип добропорядочности и законности в период ведения боевых действий.

Особенностью международного гуманитарного права является то, что оно действует только в период вооруженных конфликтов. Что такое вооруженный конфликт с точки зрения международного права? Вооруженный конфликт можно определить как силовое противостояние вооруженных сил. Одним из синонимов вооруженного конфликта является война. Войну можно определить как конфликт между политическими образованиями (государства, политическими вооруженными группировками и т.д.), происходящий в форме военных действий между их вооружёнными силами. Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба.

Виды вооруженных конфликтов:

1. По целям войны делят на справедливые (освободительные, оборонительные) и несправедливые (агрессивные, захватнические, колониальные). Считаются формально «справедливыми» национально-освободительные войны, которые ведут сепаратистские организации (Чечня, Кашмир и т.п.). Однако эти справедливые войны не одобряются международным сообществом в силу действия принципа мирного разрешения споров.

2. По масштабу войны делят на мировые, локальные, которые, в свою очередь, могут быть региональными и внутригосударственными. Первоначально международное гуманитарное право распространялось только на мировые и региональные войны. Однако идеи гуманности не могут быть реализованы, если во время внутренних вооруженных конфликтов их участники не поставлены под контроль международного права. Кроме того, в истории достаточно примеров, когда внутренний конфликт перерастал в региональный. Для распространения гуманитарного права на внутренние конфликты был принят специальный протокол к Женевским конвенциям.

3. По месту ведения войны делят на сухопутные, морские, воздушные.

4. По процедуре начала войны делят на объявленные и необъявленные.

Международное гуманитарное право регулирует порядок начала вооруженного конфликта и его правовые последствия. Война должна быть начата с объявления об этом. Впервые правило, обязывающее государства предварять начало войны ее объявлением, было закреплено III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. Институт международного права в Генте разработал следующие положения: война не должна начинаться без объявления ее или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох. Таким образом, война должна объявляться предварительно и содержать мотивировку ее начала. Война может объявляться ультиматумом (условное объявление), но при этом предоставляется разумный срок для ответа. Объявление войны не должно быть формальным. После него не должны сразу начинаться военные действия.

Обычно в дипломатической практике объявление войны осуществляется путем направления ноты (28 июля 1914 г. Австро-Венгрия адресовала формальное объявление войны Сербии; 3 августа 1914 г. германский посол в Париже вручил французскому министру иностранных дел ноту, в которой содержалась ссылка на враждебные действия французских военных сил и указывалось, что при наличии таких актов агрессии Германская империя считает себя находящейся в состоянии войны с Францией – так началась Первая мировая война).

Таким же образом – через дипломатических представителей осуществляется вручение ультиматумов. Ультиматум – это выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет необходимые меры. Ультиматум бывает простым (в него не включено указание на меры, которые предполагает осуществить держава, пославшая ультиматум) и уточненным (такие меры указаны).

Объявить войну могут высшие органы государства в соответствии с их конституциями. Как правило, это главы государств или парламенты. Война между воюющими считается начавшейся с момента ее объявления, даже если боевые действия не начаты. Объявление войны, как правило, касается только того государства, которому оно адресовано. Но если это государство участвует в организации коллективной безопасности, то в войну на его стороне вступают все государства этой организации.

Не вполне понятно применение норм об объявлении войны к немеждународным вооруженным конфликтам. Война в этом случае начинается, как правило, фактически, путем начала боевых действий – или сопротивления правительственным войскам, или противоборства других воюющих группировок.

Юридические последствия начала войны. Начало войны автоматически прерывает дипломатические и консульские отношения между ними. Дипломатический и консульский персонал покидает государство пребывания. Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные договоры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, во время войны не применяются. В отношении многосторонних договоров существует точка зрения об их применении. Однако участники вооруженного конфликта на время войны могут приостановить действие этих договоров.

Начало войны означает и определенные последствия для частных лиц. Граждане государства-противника подпадают под особый правовой режим, их права обычно ограничиваются. Они могут покинуть территорию воюющего государства, если их выезд не противоречит интересам этого государства. Кроме того, к ним может быть применен специальный режим вплоть до принудительного поселения в определенном месте либо интернирование.

Имущество, принадлежащее враждебному государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских учреждений. В соответствии со ст. 55 Гаагского положения, воюющая сторона, войска которой при наступлении заняли часть территории противника, должна признать за собой лишь право управления и пользования недвижимым имуществом, обязана сохранять ценность лесов, сельскохозяйственных угодий и иных объектов недвижимости. Воюющие государства вправе завладеть деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность враждебного государства, складами с оружием, медицинскими средствами, продуктами. Все средства транспорта и связи, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату по окончании войны и заключения мира.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенном пространстве: на сухопутной, воздушной и морской территории. Это пространство составляет театр войны. Пространство театра войны может находиться в пределах государственной территории и за ее пределами, например, в открытом море. Театр войны состоит из театров военных действий – это территории (участки местности), на которых вооруженные силы воюющих сторон фактически ведут боевые действия.

Войну нельзя вести в демилитаризованных зонах (например, Антарктика), нейтрализованных территориях (например, архипелаг Шпицберген) и на территории нейтральных государств. Нейтральные государства обязаны запрещать воюющим странам проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие, запрещать деятельность вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих сторон, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи, кроме случаев облегчения участи раненых и больных. Постоянно нейтральными государствами являются, например, Швейцария, Австрия, Туркменистан.

Окончание войны. Прекращение военных действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции . Перемирие – это прекращение воюющими сторонами боевых действий. Ст. 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие может быть общим и местным. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени. Его цель заключается в решении частных, ограниченных задач, возникающих в конкретном месте и временном интервале: подбор раненых, погребение мертвых, направление парламентеров, эвакуация детей и женщин и т.д. Местное перемирие предполагает продолжение военных действий после решения этих задач. В отличие от местного, общее перемирие не приостанавливает, а прекращает боевые действия. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими государственными органами, а местного – командованием на определенном участке фронта.

Объявление общего перемирия означает начало мирных переговоров и заключение мирных соглашение. Общее перемирие нельзя прекратить в одностороннем порядке.

В отличие от перемирия капитуляция не создает полностью нормальных взаимоотношений между государствами после ее подписания, более того государство, подписавшее акт о капитуляции, утрачивает также формальное равенство с победителем и выполняет все его предписания.

Исторически можно установить, что капитуляция бывает: условная и безусловная (безоговорочную), почетная и обыкновенная. Условная капитуляция означает, что при сдаче воинской части капитулирующая сторона выговаривает себе право, в частности, оставить холодное оружие у офицерского состава, выйти с оружием и знаменами из сданного укрепленного пункта. При безусловной капитуляции таких последствий не наступает. Последствия почетной капитуляции могут выражаться в сохранении за офицерами холодного оружия, за воинской частью - знамен. Обыкновенная капитуляция заключается в прекращении военных действий, сдаче противнику позиций, разоружении капитулирующих и их пленении.

Капитуляция одной воинской части еще не может завершить войну. Но капитуляция армии или ее значительной части, в результате чего государство утрачивает способность к дальнейшему сопротивлению, является фактическим окончанием войны. Капитуляция имеет важное военное и политическое значение.

Одной из форм прекращения состояния войны может быть издание односторонней декларации (заявления), которая провозглашает наступление мирных отношений и позволяет в дальнейшем разрешить возникшие вопросы послевоенного урегулирования. Эта форма характерна тем, что каких-либо переговоров между противоборствующими сторонами не происходит, а мирные отношения считаются результатом волеизъявления одной из сторон.

Наилучшим способом прекращения войны является заключение мирного договора, где решаются все спорные вопросы между воюющими державами.

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь, МП различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Особую защиту приобретают несовершеннолетние комбатанты. В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Государства-участники обязались принимать все меры, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. При ратификации Протокола в 2008 г. Российская Федерация сделала заявление, что граждане, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженных Силах РФ. С ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав движений сопротивления и партизанских формирований; лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие; члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они: принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо; носят отличительные знаки; открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.

От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. стороны в период вооруженного конфликта обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенций и Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу.

Не являются комбатантами наемники. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это лицо, которое:

  • а) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • б) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
  • в) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • г) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  • д) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами, и не принимающими непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками. Они не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и немедленно проводит предварительное расследование фактов. Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны. Они включаются в личный состав вооруженных сил воюющего государства.

Введение

защита право человек конфликт военный

Современное международное право, запрещая применение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и вместе с тем учитывая реально происходящие или потенциальные вооруженные конфликты, предусматривает правила войны и защиты мирного (гражданского) населения в целях максимально возможной гуманизации применяемых методов и средств. Соответствующие нормы состовляют особую отрасль международного права, которую в настоящее время принято характеризовать как «право вооруженных конфликтов», имея в виду, естественно, не право на разъяснение таких конфликтов, а юридическую регламентацию Международное право: Учебник / Отв. Ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. М., 2008..

Защита прав и свобод человека в ХХI веке является главным, жизнеутверждающим принципом для всех субъектов международного публичного права. Во-первых, человек как субъект общепризнанных прав и свобод является субъектом международных отношений, связанных с защитой и реализацией этих прав. Во-вторых, права человека даже без их официального признания в национальном и международном праве остаются естественными правами человека. У человека космополитическое предназначение - гражданин мира, вселенной, а не только какой-то отдельной страны.

В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры.

Вооруженные конфликты: понятие, виды, участники

Вооружённый конфликт -- вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим Конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: а) международные вооруженные конфликты и б) вооруженные конфликты немеждународного характера. Акимов Н.А. Вооруженные конфликты: понятие, виды, способы разрешения // Военно-юридический журнал. 2010. №4.

К международным вооруженным конфликтам относятся: - вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, англо-аргентинская война 1982 г., нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.); - борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I). Исходя из практики международных отношений следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН о применении вооруженной силы) Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010..

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (вооруженные конфликты на постсоветском пространстве: приднестровский - в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты и др.). В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010.

Нормы современного международного права устанавливают, что в том случае, если война стала реальностью, она должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению. В связи с этим международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующими в военных действиях гражданским населением.

Участников вооруженных конфликтов принято делить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (некомбатанты).

К комбатантам относятся:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных другой стороной, находящейся в конфликте;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже если эта территория оккупирована), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно различимый издали отличительный знак (для регулярных вооруженных сил - форменная одежда); открыто носят оружие: во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, т.е. при любом перемещении в направлении места, откуда или где начнутся боевые действия; соблюдают в своих действиях нормы МГП;

3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает обычаи войны Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник. М., 2006..

К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал.

Не имеют статуса комбатанта наемники и шпионы. Военный шпион (лазутчик) -- лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по законам военного времени Там же. . Наемник - это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения (ст.47 I Дополнительного протокола 1977г.). В УК РФ специально включена ст. 359, предусматривающая уголовную ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

  • Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве

Как уже было отмечено, международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. В связи с этим возникает вопрос, что понимается под вооруженным конфликтом? Международно-правовые акты не содержат определения «вооруженного конфликта» или «войны». В то же время в ст. 2, общей для всех четырех Женевских конвенций, говорится о том, что она «будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны». Из содержания этой статьи вытекает, что понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война». Например, пограничный инцидент с применением оружия можно отнести к вооруженному конфликту, но нельзя назвать войной, так как он носит локальный характер и не влечет правовых последствий, обычно характерных для войны.

Война представляет собою такое вооруженное столкновение между государствами, группами государств или государством и группой государств, последствием которого является прекращение между воюющими сторонами договоров, рассчитанных на мирные отношения, разрыв дипломатических отношений и др., о чем будет сказано ниже. Войны ведутся в течение довольно значительного промежутка времени, отличаются масштабностью и высокой интенсивностью. В современных международно-правовых актах, касающихся регулирования вооруженных столкновений, гораздо чаще употребляется термин «вооруженный конфликт», чем «война».

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

К международным вооруженным конфликтам относятся:

  • вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время; нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.; англо-аргентинская война 1982 г.);
  • борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений, следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН на применение вооруженной силы).

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (например, вооруженный конфликт между регулярными войсками Сальвадора и Фронтом национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), завершившийся подписанием в 1992 г. мирного соглашения между противоборствующими сторонами); вооруженные конфликты на постсоветском пространстве - приднепровский в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский и др.). К такого рода вооруженным конфликтам относятся и гражданские войны (гражданская война между Севером и Югом в США (1861-1865), Гражданская война в России (1918-1920), Испании (1936).

В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 года, ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II от 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.

Из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера (ст. 1 и. 2).