Конспект логопедического занятия "приставочные глаголы". Занятие на тему: "Приставочные глаголы" В лесу живет

Цели:

  • Закрепить знания о глаголе, определять время глагола, распознавать глагол в тексте, ставить вопрос к глаголу, употреблять его в речи.
  • Расширять семантическое поле и обогащать словарный запас путем введения в речь синонимов, активизация словарного запаса.
  • Совершенствоватьнавыкредактированиятекста с использованием слов-синонимов.
  • Развиватьиуточнятьвременныепредставления в природе, общую и мелкую моторику, память, слуховое восприятие.
  • Формировать связную речь.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам.

Оборудование: сюжетная картинка, таблицы, предметные картинки (лебедь, змея, кошка, тигр, ворона, ландыши), карточки, теннисные шарики, магнитофон.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Ученики. Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

Речевая разминка.

Логопед. Повторим чистоговорку.

ря – ря – ля - трактор вспашет все поля

рю – рю – лю- карамель я не люблю

ле – ре – ре- победили мы в игре

ли – ри – ри - все погасли фонари

Сообщение темы урока.

Логопед. Назовите действия, которые могут выполнить животные, птицы на ваших картинках.

(Ученикиотвечают.)

Как можно назвать этислова одним общим словом?

Что вы знаете о глаголе?

(Ученики отвечают.)

Логопед. Сегодня мы закрепимзнания о глаголе, будем подбирать слова - приятели, т.е. синонимы к глаголам, определять время глагола.

Подбор глаголов-синонимов в тексте.

Логопед. В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся по-разному, но обозначают один и тот - же предмет или признак предмета, одно и то - же действие. Это слова-приятели, синонимы. Синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна.

Зовут меня... (весна) .

Сегодня на уроке мы будем много говорить о весне. У вас на партах лежат карточки с текстом. Подберем глаголы недостающие в тексте, чтобы получился интересный рассказ. Надо подобрать наиболее точное слово, которое подходит к каждому предложению. Запишите глагол, который считаете нужным.

Весна. Ярко __________ солнце. Кругом _____________ веселые ручейки. _____________ на реке лед. На деревьях ________________ пахучие почки. Скоро _______________ перелетные птицы.

(Работа ведется по предложениям, ученики называют глаголы- синонимы, записывают на карточках.)

(Пришла, наступила; светит; текут, бегут, звенят, журчат;потемнел, посинел, треснул, раскололся; надулись, набухли, распустились, лопнули; вернутся, прилетят, возвратятся.)

(Проверка текстов.)

Работа над пословицей.

Логопед. Назовите весенние месяцы.

Ученики . Март, апрель, май.

Логопед. Каквы понимаете пословицу?

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

(Пословица записана на доске).

Ученики . В мае лес нарядный. Все вокруг зелено, цветут кусты, цветы, некоторые деревья. Май - последний месяц весны, дальше наступает лето.

Логопед . Спишите пословицу, подчеркните глаголы.

Логопед . Каким членом предложения является глагол в предложении?

Ученики. Сказуемым.

Физкультминутка.

Дети под музыку выполняют ритмические упражнения.

Пальчиковая гимнастика с теннисным шариком для развития мелкой моторики.

Работа над развитием речи.

а) Рассказ логопеда.

Логопед . Какой великий праздник приближается?

(Ответы детей.)

Логопед . Ребята, 9 Мая все люди в нашей стране и во всем мире будут праздновать День Победы. 64 года назад была разгромлена фашистская Германия. Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.

б) Работа с деформированным предложением по сюжетной картинке.

Логопед. Составьте предложение из данных слов и запишите его с комментированием, называя все «ошибкоопасные» места.

(Деформированное предложение записано на доске.)

поздравляют, День Победы, ребята, с, ветеран

Логопед. Как вы понимаете значение слова ветеран ?

Ученики . Ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат.

(Один ученик комментирует предложение, называя орфограммы.)

в) Составление предложения.

Логопед. Что делал солдат с врагом во время войны?

Ученики. Он воевал с врагом.

Логопед. Подберите, синонимы к слову воевал.

Ученики. Сражался, боролся, бился.

Логопед. За что он сражался с врагом?

Ученики . Он сражался с врагом за свою Родину.

Логопед. Запишем это предложение в тетрадь под диктовку.

(Ученики записывают предложение.)

Логопед . Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?

(Ученики отвечают, рассуждают.)

Логопед . Мыдолжны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.

Слуховой выборочный диктант.

Логопед . Назовитевремена глагола и вопросы, на которые отвечает глагол.

Ученики. Прошедшее время. Что делал? Что сделал?

Настоящее время. Что делаю? Что делает? Что делают?

Прошедшее время. Что сделал? Что будет делать?

Логопед. Запишите глаголы из данного текста в три столбика по временам, используятаблицы.

Ландыш

Теплоемайское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжелые кроны колышет ветер.Скоро он разнесет по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Веселым огнем загорят на ландышах капельки утренней росы.

(Ученики рассматривают на картинке ландыш.)

(Ученики записывают глаголы в тетрадь и на доске.)

Итог занятия.

Логопед . Какой знаменательный праздник приближается? Что вы можете сказать о глаголе? Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, ноблизки по значению?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Литература

  1. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Метод. пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Цель: практическое использование в речи приставочных глаголов.

Задачи: 1.Продолжать учить подбору глаголов движения с приставками

Пространственного значения.

2.Учить подбирать глаголы-антонимы.

3.Упражнять в употреблении глаголов-антонимов.

4.Развивать внимание, память.

Оборудование: бабочка, сюжетные картинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед начинает фразу, дети её заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает)». Логопед обращает внимание детей на то, что они называли слова-действия.

Логопед предлагает каждому назвать слово-действие.

II. Сообщение цели занятия.

Сегодня мы поговорим о разных действиях. Логопед предлагает назвать, что может делать бабочка.

Логопед показывает бабочку, демонстрирует, как она взлетает со стола, подлетает к вазе, облетает вазу, перелетает с вазы на кубик, слетает с кубика, залетает в банку. При этом голосом выделяется каждый приставочный глагол. Затем логопед еще раз демонстрирует полет бабочки и спрашивает детей о том, что сделала бабочка.

Логопед обращает внимание на то, что эти слова-действия похожи по звучанию, но начало у них разное (часть слова) и проговаривает слова-действия бабочки.

Затем детям демонстрируются картинки с изображением мальчика, который наливает и выливает воду из стакана. Дети хором повторят предложения: «Мальчик наливает воду в стакан. Мальчик выливает воду из стакана.

Подумайте, дети, одинаковые действия выполняет мальчик на картинках? (разные). Правильно. Налить – это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить – это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

Затем демонстрируются картинки, на которых мальчик поливает и переливает воду. Хором проговариваются предложения.

Логопед ещё раз обращает внимание детей, что в слове наливает, выливает, переливает, поливает появляются разные части слова –на, -вы,-по,-пере, которые помогают выражать разные действия.

Логопед называет слово-действие (ходить, бежать). Дети образуют от него приставочные глаголы и составляют предложение. (Логопед демонстрирует картинки).

Физкультминутка.
Влас с корзинкой в лес пошел.
Всю полянку обошел.
К старой елке подошел.

И огромный гриб нашел.

Логопед с детьми рассматривает картинки, образуют слова-антонимы (обратные действия).

Логопед называет слова-действия, а дети образуют слова-антонимы: залезть, вбежать, въехать, отойти, подбежать, заходить, уползти, подъехать, влетать, открыть, приходить, скатить, слезть, запрыгнуть.

Д/игра «Исправь ошибку». Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.

Логопед читает стихотворение. Дети выбирают приставочные глаголы:

Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими,
Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми,
Облететь они могут весь лес, залетать за башни высокие,

Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.

Подведение итогов занятия.

Цель: Обобщение знаний детей о глаголах.
Задачи:

Дать понятие о глаголе как части речи;

Формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

Выяснить роль глаголов в речи;

Развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;

Развивать навыки формулирования вопросов;

Развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; -развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи;

Стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование:

Раздаточные карточки в конвертах;

Тетради, ручки;

Презентация к логопедическому занятию.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка - это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу!

Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!

(на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка - хорошее настроение - вера в себя - результат)

1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»

Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие - путешествие в страну Русского языка. Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».

Посмотрите, пожалуйста на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:

П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)

А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

А зовут ее…

Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами сегодня будем говорить о глаголе?

Эпиграф нашего урока - слова Л.Н.Толстого:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе». (на доске)

Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% - глаголы.

Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в наш родной Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.

2. «Визитная карточка»

И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска. Нам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.

1. Глагол - это.............часть речи:

а) самостоятельная;

б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;

б) кто? что?;

в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета

4. У глагола есть три времени:

.......................,

.................

и........................ .

5. В предложении чаще всего глагол бывает...........

Ребята, все мы знаем, что один в поле - не воин. И для того, чтобы вам было проще и интересней путешествовать по Глагольску, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.

3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска - то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что сделать?)

Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием. Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а вторая группа - те, которые спрятались по вертикали:

По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.

По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.

4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска. Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы)

5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся фразеологизмы. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологический оборот? (устойчивое сочетание слов).

Давайте попробуем заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу. Например, была такова - убежала.

Клевать носом-

Зарубить на носу -

Унести ноги -

Надуть губы -

Выходить из себя-

Ломать голову-

6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Поэтическую улицу». И на ней мы с вами видим стихотворение Р.Рождественского

Это в памяти остается,

Повторяется как молва:

Армия бьется,

Сердце бьется -

Одинаковые слова.

Одинаковые глаголы-

Не случайные наверняка.

Одинаковые законы

И у сердца, и у полка.

Говорится, словно поется

С интонацией вихревой:

Бьется армия,

Сердце бьется,

Бьется знамя над головой.

Пожалуйста, найдите и подчеркните в тексте глаголы.

Почему поэт называет глаголы «бьется» одинаковыми? Одинаковы ли они по смыслу? Как мы называем такие слова? (омонимы) Как вы понимаете слова поэта «Одинаковые законы и у сердца, и у полка»?

7. «Школа»

Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, иначе ни не выпустят нас из города. На уроке литературы они сейчас проходят тему «Пословицы» и им задали задание - дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)

Лентяй ест - греется, а работает - … (мерзнет)

Сумел завязать, сумей и … (развязать)

Чем зря кричать, лучше … (помолчать)

Легко друга потерять, но трудно… (найти)

По одежке встречают, а по уму …(провожают)

Итог урока

Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»

Поэт в плену возвышенных идей,

Не интригуй же прозу средней школы!

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо знать глаголы!

(на доске)

Спасибо вам за урок! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!

Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол.»

Цель: закрепить знания учащихся о глаголах.

Обучение постановки вопросов к глаголам;

Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

Работа по словоизменению;

Развитие слухового внимания;

Развитие и коррекция согласования;

Развитие и коррекция управления;

Развитие логического мышления;

Формирование мотивации к обучению.

Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

Ход занятия .

    Организационный момент.

    Основная часть.

1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

Л. Читает загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

Какой зверек опасный

Ходит в шубке прекрастной.

Снег разгребает, мышек хватает?

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Л. О ком были наши загадки?

У. О лисе.

Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

Файл с названием темы урока.

Карточка №1.

Л. читает каждое предложение.

У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

Л. К какой части речи они относятся?

У. Это глаголы.

Л. А что такое глагол?

У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать?

Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

У. задают вопросы к каждому слову.

Живут – что делают?

Бегает – что делает?

Прыгает – что делает?

Видит – что делает?

Лает – что делает?

Роет – что делает?

Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

3.Л. Соберите слова из букв.

Слова написаны на доске:

а, л, и, с, и, ц

и, л, с, я, а, т

У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

Л. Что общего в этих словах?

У. У этих слов один корень.

У. Эти слова родственные.

У.Эти слова однокоренные.

Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

Карточка №2.

У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

Что делают?- воспитывают

Что делает? – охраняет

Что делает? – приносит

Что делает? – не оставляет

Что делают?- играют

Что сделает? – обнаружит

Что делает?- переносит

У. читают текст целиком по цепочке.

Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

У. Лис, лисица, лисята.

Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

У. Лиса всегда хитрая.

Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Л. Лиса семерых волков проведет.

У. Что сделает?- проведет

Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

У. Что делает? – спит, щиплет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Каждая лиса свой хвост береги.

У. Что делай? – береги

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

6.Л. Возьмите карточку №3.

Карточка №3.

Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

Л. Как лисята учатся охотиться?

Л. Для чего нужно учиться лисятам?

Л. А для чего нужно учиться ребятам?

Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

У. Лиса ловит мышей.

Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

6. Л. О ком мы говорили на уроке?

У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

Л. Что такое глагол?

III. Организованное окончание урока.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

Карточка №3.

Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

Карточка №3.

Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

30.04 д/з выучить.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!...

Только слышно: « Спи малыш».

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

30.04 д/з выучить.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!...

Только слышно: « Спи малыш».

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

    Расширение глагольного словаря.

    Развитие связной речи.

    Совершенствование навыка чтения.

Наглядные пособия и раздаточный материал:

    Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.

    Распечатки текстов.

    Школьные принадлежности, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (3 минуты)

Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

2. Основная часть:

1. Подобрать антонимы к глаголам (устно).
Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
Бледнеть –
Светать –
Гасить –
Помогать –
Смеяться –
Говорить –
Любить –
Мёрзнуть –
Спасти –

Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?

Ребёнок: глаголом.
Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник»

Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
Мороз помог.

Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

    Исходное положение – сидя, руки на поясе.

    Поворот головы направо.

    Исходное положение.

    Поворот головы налево.

    Исходное положение.

    Плавно наклонить голову назад.

    Исходное положение.

    Плавно наклонить голову вперёд.

    Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
    Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
    Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Собака пошла (взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

    Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

    7. Подбор глаголов к именам существительным.

    Что без меня предметы? Лишь названья.

    Но я приду – все в действие придёт.

    Летит ракета. Люди строят зданья, И рожь в полях растёт.

    Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

    На доске: К...тёнок (что делает?)…

    Мяч (?) (что делает?)…

    Врач (?) (что делает?)…

    Со.нце (что делает?)…

    Ч.сы (что делают?)…

    Объясните правописание орфограмм. Ответы детей: Безударная гласная в корне слова; Ь на конце существительных после шипящих; Сочетание ЧА; Непроизносимая согласная)

    Подберите к каждому существительному по 3 глагола. Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

    8. Определение синтаксической роли глагола.

    Инструкция: Спишите предложения.

    Подчеркните грамматическую основу в каждом.

    Найдите глаголы.

    Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол. Выполнение детьми упражнения.

    Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

    9. Заключительная часть.

    Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
    Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
    Синонимы – слова близкие по значению.
    Антонимы – слова противоположные по значению.

    Материал для учащихся.

    К заданию № 4.

    Мороз помог.
    В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

    Выпиши глаголы из текста:

    К заданию № 6.

    Охотник увидел на снегу следы зайца.

    Мороз помог.
    В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

    Выпиши глаголы из текста:

    1.________________________________________________________

    2.________________________________________________________

    3._______________________________________________________

    4._______________________________________________________

    5. ________________________________________________________

    6._______________________________________________________

    7.________________________________________________________

    8._____________________________________________________

    9._____________________________________________________

    10._____________________________________________________

    Мороз помог.
    В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

    Выпиши глаголы из текста:

    1.________________________________________________________

    2.________________________________________________________

    3._______________________________________________________

    4._______________________________________________________

    5. ________________________________________________________

    6._______________________________________________________

    7.________________________________________________________

    8._____________________________________________________

    9._____________________________________________________

    10._____________________________________________________

    К заданию № 6.
    Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

    За ним пошла ________________________________ собака Амур.

    Охотник увидел на снегу следы зайца.
    Собака пошла __________________________________ по следу.

    Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

    Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

    Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

    К заданию № 6.
    Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

    За ним пошла ________________________________ собака Амур.

    Охотник увидел на снегу следы зайца.
    Собака пошла __________________________________ по следу.

    Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

    Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

    Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

    и перескажи его.

    03.05 д/з. прочитай любой рассказ о Великой Отечественной войне

    Открытое логопедическое занятие во 2б классе.

    Тема « Глагол ».

    Учитель-логопед Кудрявцева

    Наталья Владимировна.

    2012-2013 учебный год

    Логопедическая тема: устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

    Лексическая тела: Животное лиса.

    Грамматическая тема: Глагол, как часть речи.

    Цели и задачи:

    Закрепить знания учащихся о глаголах;

    Обучение постановки вопросов к глаголам;

    Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

    Работа по словоизменению;

    Развитие слухового внимания;

    Развитие и корркекция согласования;

    Развитие и коррекция управления;

    Развитие логического мышления;

    Формирование мотивации к обучению.

    Оборудование: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Основная часть.

    1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

    Л. Читает загадки.

    За деревьями, кустами

    Промелькнуло быстро пламя.

    Промелькнуло, пробежало –

    Нет ни дыма, ни пожара.

    Какой зверек опасный

    Ходит в шубке прекрастной.

    Снег разгребает, мышек хватает?

    Посмотри она какая –

    Вся горит, как золотая.

    Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой.

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет.

    Л. О ком были наши загадки?

    У. О лисе.

    Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

    Файл с названием темы урока.

    Карточка №1.

    В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

    Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

    Л. читает каждое предложение.

    У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

    Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

    Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

    Л. К какой части речи они относятся?

    У. Это глаголы.

    Л. А что такое глагол?

    У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать? (определение из учебника по русскому языку для 2-го класса Рамзаевой Е.А.).

    Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

    У. задают вопросы к каждому слову.

    Живут – что делают?

    Бегает – что делает?

    Прыгает – что делает?

    Видит – что делает?

    Лает – что делает?

    Роет – что делает?

    Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

    3.Л. Соберите слова из букв.

    Слова написаны на доске:

    и, с, л

    а, л, и, с, и, ц

    и, л, с, я, а, т

    У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

    Л. Что общего в этих словах?

    У. У этих слов один корень.

    У. Эти слова родственные.

    У.Эти слова однокоренные.

    Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

    4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

    Карточка №2.

    Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

    У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

    Что делают?- воспитыавают

    Что делает? – охраняет

    Что делает? – приносит

    Что делает? – не оставляет

    Что делают?- играют

    Что сделает? – обнаружит

    Что делает?- переносит

    У. читают текст целиком по цепочке.

    Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

    Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

    У. Лис, лисица, лисята.

    Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

    Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

    Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

    5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

    У. Лиса всегда хитрая.

    Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

    У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

    Л. Лиса семерых волков проведет.

    У. Что сделает?- проведет

    Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

    У. Что делает? – спит, щиплет

    Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

    Л. Каждая лиса свой хвост береги.

    У. Что делай? – береги

    Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

    6.Л. Возьмите карточку №3.

    Карточка №3.

    Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

    Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

    Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

    У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

    Л. Как лисята учатся охотиться?

    Л. Для чего нужно учиться лисятам?

    Л. А для чего нужно учиться ребятам?

    Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

    У. Лиса ловит мышей.

    Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

    6. Л. О ком мы говорили на уроке?

    У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

    Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

    У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

    7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

    Л. Что такое глагол?

    III. Организованное окончание урока.