Ментальные карты. Ментальная карта: примеры и этапы построения

Перед вами образец простейшей ментальной карты, созданной с помощью бесплатной программы FreeMind . На нём представлена изначальная структура нескольких первых тренингов, подготовленных проектом . Её можно использовать, к примеру, во время презентации, поскольку такая карта является отличным решением для визуальной подачи информации, альтернативным способом записи (в противоположность линейной). Но нас они гораздо больше интересуют как метод организации системного мышления, поиска идей на основе ассоциаций. О таких диаграммах связей мы уже вкратце упоминали в уроке, посвящённом . Сегодня представляем вашему вниманию более детальный материал с описанием преимуществ mindmaps для каждого, указанием их отличий от других способов визуализации и конкретными примерами употребления.

Суть и история появления ментальных карт

Сразу оговоримся о значении термина. Понятие «ментальная карта» в научной литературе чаще встречается в психологии и связано с поведением человека. Касательно предмета нашей статьи этот термин не совсем удачный, поскольку не отображает сути английского «mindmap», от которого и происходит. Тем не менее, название «ментальные карты» широко употребляется, наравне с более правильными с филологической точки зрения категориями «диаграммы связей», «интеллект-карты», «карты мыслей». Поэтому условимся, что для большего удобства будем их использовать как синонимы.

Ментальные карты или диаграммы связей – эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, . Добился незаурядных результатов – в 1997 г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.

В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, .

Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.

Для завершения представления о сути ментальных карт отметим, в чём их отличие от других способов визуализации. От стандартных диаграмм и графиков диаграмму связей отличает отсутствие строгости. Вы создаёте свою древовидную схему так, как того требует задание, или как вам удобнее. Не нужно заботиться об иконографии, сухих числах или процентах. График чаще всего строится, чтобы показать какое-либо измеримое отношение, но принцип построения ментальной карты абсолютно другой – показать связь (часто неочевидную) какой её видит автор.

Последнее время приобретает популярность использование, в первую очередь дизайнерами и инженерами, концепт карт – графического инструмента, призванного показать отношение между понятиями. Но их главное отличие от майнд мэпов в том, что они создаются для одновременной работы сразу с несколькими идеями, а не одной, и описанием отношений между ними.

Применение диаграмм связей

Насколько эффективно применение ментальных карт? Была проведена серия исследований с участием студентов американских университетов. В результате выяснилось следующее:

  • 80% студентов уверены, что интеллект-карты помогают лучше понимать научные концепции и идеи;
  • Ментальные карты способствуют лучшему запоминанию материала;
  • Студенты с низким уровнем способностей лучше усваивают знания, добытые с помощью диаграмм связей.

Итак, области, в которых можно применить карты мысли с пользой:

Презентация

80% людей на планете – визуалы. Это значит, что они лучше воспринимают то, что можно увидеть. Памятуя об этом, следует готовить своё . Используйте иллюстрации, схемы, графики, в том числе и ментальные карты. Комбинированное использование различных способов подачи информации послужит удержанию внимания и лучшему усвоению материала.

Активизация творческого мышления. Мозговой штурм

Креативный процесс зачастую тесно связан с . Т. Бьюзен предложил использовать ментальные карты для его активизации: для этого в центре листа следует записать ключевое понятие или идею, а все ассоциации отмечать или рисовать на ветвях, идущих от главного понятия. В дальнейшем уже они обрастают новыми ассоциациями. Это позволяет не только расширить набор связей уже готовой идеи, но и сгенерировать новую, отыскать неочевидное.

Диаграммы связей пригодятся также для решения творческих задач, создания алгоритма поиска ответа. Запишите интересующий вас вопрос на листе в верхнем левом углу, а идеальное решение – справа внизу. Постройте цепочку с промежуточными действиями, которая позволит пройти путь от проблемы до идеального результата. Изучите и проанализируйте этот путь, найдите необязательные звенья, или те, которые можно объединить. Всё это кажется довольно простым, но порой именно понятной визуализации и не достаёт для того, чтобы найти необходимое заключение.

Обучение

Как говорилось выше, схематическое изображение материала способствует его лучшему усвоению. Попробуйте, обучаясь чему-либо, использовать не только учебники, но и таблицы, интеллект-карты, диаграммы. Создавать их можно даже самому – это и удобный способ , и техника запоминания (смотрите ниже).

Развитие памяти

Ментальные карты можно применять как . Записанная таким образом информация лучше запоминается, структурирует знания, позволяет выделять главное и удобно работать с большими объёмами данных.

Менеджмент (управление)

Диаграммы связей также используются в планировании и разработке проектов, построении органограмм. Они являются отличным решением для , где существует необходимость разделения областей ответственности.

Кроме того, ментальные карты пригодятся в деле проведения тренингов, при составлении , развитии интеллектуальных способностей.

Главные принципы техники построения диаграмм связи

1. Начните с центра листа, написав или нарисовав, по меньшей мере, тремя разными цветами, ваше ключевое слово.

2. Смело используйте изображения, символы, коды разных размеров для вашей карты.

3. Записывайте ключевые слова, используя и заглавные буквы, и буквы нижнего регистра.

4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия).

5. Линии одной ветви должны быть соединены и становиться тоньше по мере отдаления от центра.

6. Длина линии должна соотноситься с длиной записанных на ней слов или нарисованных объектов.

7. Применяйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.

8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.

9. Используйте ассоциации.

10. Чётко стройте свою карту на основе радикальной иерархии или контуров.

Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления. О том, как работать с информацией более эффективно, узнавал журналист сайт

Порядок освобождает мысль.
Р. Декарт

25 июня в студии «Smart Time» прошел тренинг «Ментальные карты: технологии креативности», где участники приобрели опыт использования более продуктивного подхода к запоминанию и обработки информации.

Умение эффективно управлять информацией — уже не желательное, а необходимое для современного человека задача. Ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с огромными потоками информации: интернет, телевидение, пресса, реклама. Нам приходится реагировать на эту информацию и поступать соответственно с нашими целями: часть просто игнорировать, часть откладывать «на потом», часть необходимо немедленно обрабатывать (например, директиву от руководства).

Не смотря на значительное количество поступающей информации, в настоящем мы продолжаем использовать те же самые способы ее представления, которые использовали и наши предки, когда объем и интенсивность информационного потока были в десятки раз меньше.

Проверенные временем формы представления информации имеют ряд недостатков

Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:

1. При достаточно больших объемах традиционный способ записи довольно сложно запомнить и воспроизвести;
2. Трудно выявить ключевые идеи;
3. Неэффективное использование времени при обработке информации;
4. Тяжело использовать творческий подход и нахождение новых решений при описании проблемы.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

Преимущества

Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

Итак, преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

Теперь эта же информация, представленная в виде карты

Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

1. Целостность, законченность образа.
2. Эмоциональная выразительность образа
3. Ассоциативность

Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Наталия Павлова привела очень интересный пример опыта использования ментальных карт преподавателем цитологии (наука о клетках) в одном из киевских университетов. Она предложила студентам провести эксперимент и разделила студентов на три равные группы. Первой группе лекции читались с помощью ментальных карт, которые преподаватель сама рисовала для студентов. Вторая группа рисовала карты лекций самостоятельно. Третья группа была контрольная — преподавание велось классическим методом лекций и конспектирования. Кроме того, вводилось дополнительное условие — экзамен по предмету принимал другой преподаватель. В итоге — первая группа имела 100% сдачи предмета со средними и низкими показателями, вторая группа — 100% сдача с высокими показателями, контрольная группа — показатели успешности не изменились — часть группы не сдала предмет или сдала с невысокими показателями.

Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.

Метод также может быть использован при составлении расписаний, инструкций, для проверки знаний в какой-либо сфере.

Техника составления ментальных карт

Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событиежелтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

СОВЕТЫ АВТОРА МЕТОДИКИ ТОНИ БЮЗЕНА

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА

Ирина Запотоцкая,
преподаватель

После тренинга я стала чаще использовать ментальные карты. Метод мне очень поможет в моей профессиональной деятельности: я собираюсь перевести свои лекции, тренинги и проекты в формат карт. Это поможет моим студентам лучше понимать предмет и запоминать информацию.
Я заметила, что теперь при подготовке проектов, конспектировании мне самой хочется использовать карты, так как они интуитивны, просты и эмоциональны.

Кроме того — интересное наблюдение — карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.

Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Ментальные карты были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям.

Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей.

Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

Данная методика базируется на принципе «радиантного мышления», которое связано с ассоциативными мыслительными процессами.

Отправная точка - это центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант - это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отражает бесконечное множество всех возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяют зафиксировать их на различных носителях.

Полученные результаты для наглядности обычно фиксируются на бумаге. Чтобы лучше воспринимать информацию с ментальной карты, рекомендуется оформлять все записи разными способами, например, используя различные цвета, формы, картинки. Такое наглядное оформление позволяет структурировать и группировать информацию, делая ее наглядной и более понятной.

Проанализируем основные преимущества и недостатки данного метода, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Преимущества и недостатки метода ментальных карт

Преимущества

Недостатки

Представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать.

Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание

При чтении карты видны взаимосвязи в каждом блоке, их структура и логика

Карта полезна только для тех, кто ее разрабатывал

При использовании метода развивается творческое и логическое мышление, воображение и память, поскольку используются оба полушария человеческого мозга

Методика «ментальных карт» - это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс.

Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.

Особенности построения метальных карт.

Ментальная карта представляет собой диаграмму, представленную в виде древовидной схемы. На ней зафиксированы слова, задачи и конкретные понятия, которые связаны между собой ветвями, отходящими от главной ветки. Главная (центральная) ветвь представляет собой основную идею.

Для создания ментальной карты, эффективнее всего использовать лист бумаги размера А4 или больше.

В центре листа размещают основную идею, мысль. Нагляднее это будет выглядеть в виде какого-либо изображения: рисунка, картинки. Их подписывают ключевыми словами, которые позволят вспомнить определенные мысли или образы. Это будут основные ветви рисунка.

Затем, разделяя ветви на более мелкие, будут отображаться все более мелкие детали.

Важно помнить, что построение ментальной карты базируется на ассоциировании, а не структурировании.

Стоит помнить о том, что у каждого человека индивидуальный способ мышления и ментальная карта должна отображать такую особенность. Нужно максимально эффективно использовать пространство ментальной карты, не оставляя пустого пространства, но и не перегружая рисунок. Наиболее оптимальным расположением является горизонтальное расположение карты.

Карта считается законченной, если она выглядит цельной. Это значит, что ее создатель произвел комплексный анализ проблемы и разобрался в ней. Если же какая-либо ветвь ментальной карты выглядит незаконченной, стоит продолжить анализ и ассоциативный ряд.

Рисунок 1 представляет собой пример построения ментальной карты на тему “Использование ментальных карт”.

На ветках, отходящих от центрального квадрата с названием темы для анализа, указано области, в которых данный метод может применяться: обучение, планирование, менеджмент, мозговой штурм, творческое мышление, идентификация проблем, презентация какого-либо объекта.

Каждая ветка имеет свои разветвления, которые показывают ассоциации, связанные с каждой областью применения метода. Стоит отметить, что метод ментальных карт достаточно субъективен, поскольку каждый человек по-разному видит решение определенной проблемы.

Эта статья содержит сведения об удивительном и очень эффективном способе фиксирования информации - ментальных картах, о том, для чего они нужны, как их составлять и использовать в учебном процессе. В приложении - несколько красочных примеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Естественный потому что ментальная карта – это в буквальном смысле слова визуализация человеческого мышления: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену . Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является - «Научите себя думать» - она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно. То у такого способа есть существенные недостатки:

  • Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти . Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами - словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.
  • В таком конспекте трудно выделить главное . Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.
  • Время при такой записи расходуется очень неэффективно . Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт. Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Характерные черты ментальных карт:

Основной объект изучения (отправная точка размышлений) всегда размещается в центре карты;

Аспекты основного объекта, вопросы, связанные с ним, и смежные темы расходятся от центрального образа в виде ветвей;

Ветви-ассоциации поясняются ключевыми словами, фразами или графическими образами, от них отходят ветви второго порядка, выражающие вторичные идеи, от которых, в свою очередь, расходятся ветви ассоциаций третьего порядка;

Ветви ассоциаций формируют иерархическую структуру.

При создании ментальной карты применяются такие приемы, как:

Использование цветов и графических изображений;

Использование аббревиатур (или иностранных слов);

Использование условных обозначений и т.д.

Тони Бьюзен разработал целый свод правил по созданию ментальных карт, служащих для того, чтобы карты были красивыми и эффективными, задействовали весь потенциал мозга для работы с информацией.

Правила создания ментальных карт.

  1. Какая бумага подходит для создания ментальных карт?

Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не маленький). Расположение горизонтальное, цвет бумаги - белый.

  1. Какой должен быть стиль ментальной карты?

Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.) С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.

  1. Структура ментальной карты.

Радиальная. Основная идея, задача или объект внимания - в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в виде веток от центра к периферии ментальной карты.

Понятная. Из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета. Создание целостного, структурного блока информации с понятной последовательностью - вот, к чему стоит стремиться.

  1. Разнообразие

Используйте различные по виду картинки, меняйте размер шрифта, масштаб. Однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

  1. Коды

Применяйте кодирование: более важное делайте красным или зеленым, используйте общепринятые коды, придумывайте собственные для выделения той или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.

  1. Используем картинки везде, где только можно.

Трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют простроить перспективу. Символы используем как собственные, так и общепринятые. Идея такая: "говорящие" картинки, которые вызывают эмоции, лучше воспринимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ рисуем всегда, он содержит 3 и более цветов, желательно объемный.

  1. Слова

Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможности потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, увидев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком. Печатные буквы проще читать. Трехмерные привлекают внимание.

  1. Цвета

Используем разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и лучшего последующего их запоминания. С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном восприятии и соотношениях цвета. Если ментальная карта будет пестреть 20-30 разными оттенками, получится какофония и целостное восприятие нарушится.

  1. Линии и связи в ментальной карте.

Чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой. Для указания связи используем стрелки.

(Правила создания ментальных карт в виде ментальной карты - http://www.stimul.biz/images/data/gallery_122.jpg )

Познакомившись с ментальными картами совсем недавно, я уже смогла в полной мере оценить их преимущество и считаю, что с данной техникой необходимо познакомить учащихся, проведя мастер класс. Ученики могут использовать такую карту для конспектирования материала, составления плана своего ответа, графического отображения изучаемых концепций, литературных произведений, анализа и запоминания исторических событий, физических явлений, работы над проектом и даже для написания сочинения.

Несколько примеров.