Методическая разработка "дифференциация звонких и глухих парных согласных звуков". Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация парных звонких и глухих согласных Дифференциация глухих и звонких согласных

Учитель-логопед
МБОУ СОШ №6
города Димитровграда
Ульяновской области
Анисимова
Елена Евгеньевна.
Конспект логопедического занятия
(здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях).
Тема: «Дифференциация звуков [б] – [д], букв «б»-«д» в слогах, словах, предложениях».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ – формирование полноценных представлений о звуках [б] и [д] в сравнении сходства и различия артикуляции, различение букв «б»-«д» на письме и при чтении.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательная:
закрепление знаний о частях речи.
Коррекционно-развивающие:
развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;
развитие фонематических процессов;
формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы;
закрепление дифференциации букв «б» - «д» на письме и при чтении;
развитие зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций;
обогащение словаря;
развитие и совершенствование связной речи;
развитие психических процессов: внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательная:
привитие любви к природе и животному миру.

Оборудование: звуковые линейки, профили звуков, индивидуальные зеркала, образец-таблица фонетической характеристики звуков, алгоритм ответа, образец- таблица с прописными буквами «б- д», картинки- силуэты белки и дятла, пластилин, сигнальные карточки-фонарики с буквами «б» - «д» , слоговая таблица, карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент

Представьте, что мы в лесу. В лесу светит солнышко, и все деревья тянут к нему свои веточки. Высоко -высоко тянемся,чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
А) Актуализация знаний, полученных детьми на прошлых занятиях.
-Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуквии.Кто ещё живет в этой стране? Почему так называется эта страна?

Гном пришел не один. Вместе с ним к нам из леса пришли гости. Давайте узнаем кто.
Предлагаю поиграть в игру «Шифровальщики». (Открывается таблица).

0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

л
а
в
т
д
е
у
к
я
б

Зашифрованные слова 95071 (белка)
48350 (дятел)
-Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.
(Открываются картинки с изображением белки и дятла.)
Б) Звукобуквенный анализ
- Произнесите четко слова «белка», «дятел».
-Сколько слогов в этих словах?! Сколько звуков в этих словах? Перечислите их последовательно. Определите место звука [б"] в слове «белка». Определите место звука [д"] в слове «дятел» (с помощью звуковой линейки).
-Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [б] [д] и строчные буквы «б» «д».
2.Анализ артикуляции звуков [д]
-Произнесите перед зеркалом четко звук [б], понаблюдайте за органами речи. Дайте артикуляционную характеристику звуку [б]. Произнесите перед зеркалом четко звук [д], понаблюдайте за органами речи. Дайте артикуляционную характеристику звуку [д]. Чем отличается артикуляция звуков [б], [д]?
В помощь предлагаются артикуляционные профили звуков, план ответа.
1. Губы.
Зубы.
Язык (кончик и спинка языка).
Преграда.
Голосовые складки.

3.Фонетическая характеристика звуков
- Дайте фонетическую характеристику звукам [б], [д].
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.

Найдите сходства и различия характеристики звуков [б], [д].
-Что общего?
-Чем отличаются?
-Сколько звуков обозначают буквы «б», «д»?
-Из каких элементов состоят строчные буквы «б», «д»?
4.Сравнение букв занятия по начертанию.
- Чем похожи и чем отличаются эти буквы? Посмотрите на рисунок с изображением белки, какую букву видно на рисунке? («Б»). Из каких элементов состоит эта буква? А сейчас посмотрите на рисунок с изображением дятла, какую букву видно на рисунке?
(«Д»).Из каких элементов состоит эта буква?
-Как из одной буквы получить другую?
Логопед предлагает детям из пластилина вылепить букву «б», затем, заменив элементы, получить из буквы «б» букву «д».
5.Работа в тетрадях.
-Запишите число, тему занятия
6.Развитие зрительного восприятия (показать рисунок с изображением дерева с буквами на нем).
-В нашем лесу есть необычное дерево, посмотрите внимательно, сколько букв «б» и «д» спряталось на нем?
Логопед обращает внимание детей на слайд в презентации.
Напишите в тетради буквы «б» и «д», чередуя их. Букв должно быть столько, сколько вы нашли их на дереве.
7.Работа со слогами
Логопед. Прочитайте слоговую таблицу по подобию с гласными «а», «о», «у».

«а»
«о»
«у»

вд
вда
___
___

жд
___
___
___

сб
___
___
___

лб
___
___
___

Дети читают хором по строчкам и индивидуально по столбикам (последний столбик сверху вниз, второй снизу вверх, третий сверху вниз).
8.Развитие фонематических процессов. Работа со словамиж
Игра «Муха».
Дети составляют слова из данных слогов.
ду
сед
блю
да
буд

Ро
бав
бы
бро
га

Ка
по
дл
ле
дуд

Бе
бш
дя
до
рах

9. Игра «Кто самый внимательный?»
Поднимите сигнальную карточку-фонарик с буквой «б», если услышите в слове звуки [б] [б"], карточку с буквой «д», если услышите в слове звуки [д] [д"].
Дорога, работа, подарок, приборы, рубить, дупло, береза, шайба, денек, кеды, собака, кубик, колодец, духи, бант, корабль, бегемот, забор, дирижер, билет. коридор, брови.

10.Физкультминутка

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Белка утром потянулась,
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась,
Лапки быстро развела,
Шишки, видно, не нашла.
Чтобы шишку ей достать,
Надо на носочки встать.

11.Работа со словами.
А) Откройте тетради. Запишите слова в три столбика: в первый столбик слова с буквой «б», во второй с буквой «д», в третий слова, в которых встречаются обе буквы.
Белка, дятел, лебеди, береза, добро. радуга, дубы, башмаки, блюдо.

Б).На карточках, покрытых пленкой, допишите элементы букв
«б» - «д».по опорным точкам.
оерево, оелочка, оупло, оятел, оерёза, оегемот, леоеоь, веролюо.
Прочитайте слова, которые у вас получились.
12.Гимнастика для глаз.
Логопед включает электронную физминутку для глаз Галкиной Инны Анатольевны на мультимедийном оборудовании.
13. Работа со словосочетаниями.
Составьте словосочетания со словами «белка», «дятел», подобрав к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос «какой»? (какая?).
задорный
забавная БЕЛКА
добрый ДЯТЕЛ
быстрая

Подберите к словам первого столбика близкие по смыслу слова.
Добродушный

Стремительная

Составьте предложения со словосочетаниями, запишите их в тетрадь. Буквы «б»- «д» подчеркните карандашами разных цветов.
14.Работа с текстом.
Вставьте пропущенные буквы «б»- «д». Запишите текст в тетрадь. Подчеркните пропущенные буквы «б»- «д» карандашами разных цветов.
В деревне.
Летом ратья в еревне у аушки и еушки. НеАлеко от еревни ежала ыстрая речка. Кажый ень ети люили уить там рыу с утра и..о оеа. Потом спешили в лес за гриамии и Ягоамии. А вечером ратья раотали в огорое вместе с еушкой и аушкой.
III. Итог занятия.
Смысловая рефлексия занятия.
- Поведем итоги
-Какие буквы мы различали на занятии?
-Чем они отличаются?
-Что нового узнали на занятии?
Эмоциональная рефлексия занятия.
-Определите на ощупь букву в «волшебном ящике».

Использованная литература:
1.Логопедия в школе: Практический опыт/ Под. ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2004.
2.Электронные физминутки Галкиной И.А.

Гласный – согласный. Докажи.
Звонкий – глухой. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.

Разделы: Логопедия

На современном этапе одна из проблем с которой сталкиваются педагоги, работающие в начальной школе – это все более возрастающее количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, которые мешают детям в полной мере овладевать знаниями, усваивать учебный материал. И, соответственно, чем раньше учителями-логопедами будет проведена работа по выявлению, а затем, и по устранению выявленных речевых недостатков, тем быстрее и легче ребенок сможет начать полноценно усваивать программные задачи, тем меньше вероятность переноса этих недостатков на процессы чтения и письма.

В предлагаемом опыте представлен материал планирования коррекционной работы по формированию дифференциации звонкий – глухой на примере звуков [с] – [з]. Недостаток звонкости согласных звуков, смешивание их в своей устной речи с глухими, и как следствие, появление буквенных замен – это одна из проблем возникающих у детей с несформированными фонематическими процессами.

Организация коррекционного процесса строится с учетом конкретных целей обучения. На логопедических занятиях для достижения максимального результата и высокой познавательной активности используются приемы работы, которые ставят ребенка в такую позицию, при которой он самостоятельно принимает решение. Для повышения интереса к занятиям речевой и наглядный материал подобран с учетом интересов детей, некоторые задания обыгрываются. Предлагаемые упражнения тренируют и психические процессы, такие как внимание, восприятие, мышление. Успешное решение коррекционных задач зависит и от психологического климата, той психологической атмосферы, которая окружает ребенка. Естественность, непринужденность, комфортность обстановки также будут способствовать повышению результативности занятия.

Работа по преодолению нарушения и восстановлению устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие способности к слуховой дифференциации соответствующих звуков.
  2. Упражнение в правильном употреблении их в речи.
  3. Профилактика буквенных замен.

Занятие 1.

Организационный момент: “Хлопни, когда услышишь звук [З]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий только из двух звуков: [С] и [З]: с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с, з, с, з, з, з и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, зо, сы, зу, зы, су, за, зы, сы, зо и пр.

Часть I:

Задание 1. Повтори за логопедом:

Задание 2. Отгадай загадки. (При отгадывании каждой загадки на доску вывешивается картинка-отгадка).

А) Ходит длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он, ты узнал, кто это?...(Слон ).

Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?...(Заяц ).

В) Он в безбрежном океане туч касается крылом.
Развернется – под лучами отливает серебром…..(Самолет ).

Г) Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная…(Телевизор ).

Д) Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем,
Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас…(Часы ).

Е) Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает…(Собака ).

Ж) Свернешь – клин, развернешь – блин…(Зонт ).

З) Без рук, без топоренка построена избенка…(Гнездо ).

Задание 3. Расставь картинки по местам: в домик, где живет Незнайка (правая часть доски) помести картинки со звуком [З], а в домик, где живет Скоморох (левая часть доски) помести картинки со звуком [С]. При выполнении задания каждый ребенок называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор. Используются картинки-отгадки из предыдущего задания.

Задание 4. Логопед предлагает детям придумать, какие еще картинки со звуками [С] и [З] могли бы быть у Незнайки и Скомороха.

Физкультминутка:

Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и выполнить следующие действия: присесть, если он назовет слово со звуком [С], и попрыгать, если назовет слово со звуком [З].

Часть II:

Задание 1. Логопед называет слоги, а дети записывают их в тетрадь: в левую колонку с буквой “С”, в правую – с буквой “З”.

Су, за, ас, ус, зо, зы, са, зу и пр…

Задание 2. Списать слова, вставляя пропущенную букву “С” или “З”. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами.

Задание 3. Списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Девочку звали …… .
В лесу рыжая …….. .
(лиса, Лиза)

Утром на траве …… .
В вазе красивая ….. .
(роза, роса)

На дереве сидит ….. .
В печке черная …… .
(сова, зола)

Воду надо ……. .
Не надо собаку …. .
(злить, слить)

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 2.

Организационный момент: “Подними правую руку, если услышишь звук[З] и левую, если услышишь звук [С]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий из разных согласных звуков: С, Д, П, З, К, З, Б, З, Г, С, Т, З, К, С, Т, З и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, ту, зо, бы, сы, зу, го, ву, зы, су, па, за, зы, до, фы, га, сы, зо и пр.

Часть I:

Задание 1. Закончи слово, добавляя или слог –са, или слог –за.

Задание 2. Измени слово по образцу: воз – возы…

Задание 3. На доску выставляются картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [З]: зубр, заяц, салфетка, сова, кукуруза, поднос, каска, береза, насос. Логопед предлагает детям назвать картинки и определить глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

Задание 4. Игра “Будь внимательным”. На доске в линейный ряд выставляются картинки из предыдущего задания. Детям предлагается запомнить как они стоят. Затем дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет местами картинки. Открыв глаза, дети должны вспомнить и назвать порядок, в котором стояли картинки. Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка:

Логопед раздает детям карточки с буквами “С” и “З”. Задание: перемещаясь по кабинету внимательно слушать слова, которые называет логопед. Услышав слово со звуком [С], те дети у которых находится карточка с буквой “С” должны остановится и поднять ее вверх, а если логопед назовет слово со звуком [З], то останавливаются и поднимают карточку те дети, у которых буква “З”.

Примерные слова: самовар, пароход, солнышко, брюки, азбука, сверчок, помидор, тарелка, забор, ослик, позвать, кошка, музыка, маска, книга, зубы, класс, злой, чайник, ласточка, Буратино, смех, душ, замок и пр.

Часть II:

Задание 1. Из слов, написанных на доске, списать только те, в которых согласный, стоящий в середине слова, оглушается. Подобрать к ним проверочные слова. Образец: сказка – сказочка.

Близко, маски, замазка, леска, краска, ваза, низкий,
миска, березка, козленок, указка, киска, повязка, сосиска.

  • Выпал первый снег.
  • Около дома росла береза.
  • Птицы улетают осенью.
  • На дереве зяблик.
  • К нам во двор привезли песок.
  • Зина каталась на санках.
  • Стол стоит в углу.
  • В саду бузина.

Задание 4. Пересказ текста с опорой на картинку.

Зайка.

Наступила зима. Землю занесло снегом. Сидит зайка у березы. Голодно бедному зайке. Нет более зеленой капусты. Стал зайка есть кору березы.

(Текст взят из книги А.Н.Ассмус “Сборник упражнений для детей с недостатками произношения” М., 1959).

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 3.

Организационный момент: “Прослушай звуковой ряд и назови те слоги, которые повторяются два раза”:

Часть I.

Задание 1. Прослушать слоги, записать их в две колонки: с буквой “С” в левую, с буквой “З” в правую:

Са, со, зу, сы, за, ос, зо, су, зы, ус, сы,
Зва, сно, зло, сву, зна, зво, сны, сто.

Задание 2. На магнитной доске два домика с кармашками. На одном домике написана буква “С”, на другом буква “З”. У каждого ребенка конверт с картинкой. Ребенок, назвав свою картинку, должен положить ее в кармашек того домика, который соответствует названному звуку. Примерный перечень картинок:

Зубы, носки, косынка, змея, коза, костюм,
сапоги, звонок, звезда, скамейка, мимоза и пр.

Задание 3. Придумать и записать слова:

А) С буквой “С” в середине слова;

Б) С буквой “З” в начале слова.

Задание 4. Образовать от данных глаголов новые, посредством приставки ЗА– . Записать получившиеся слова. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами. Образец: сыпать – засыпать.

Физкультминутка:

Дети выполняют движения со словами:

Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Часть II.

Задание 1. От слов, находящихся слева, провести стрелки к словам находящимся справа и подходящим по смыслу. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами.

Задание 2. Пересказ текста по опорным картинкам.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои был красивый зонт. Один раз Зоя под зонтом шла вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унес зонт за забор. За забором росла береза. Перелезла Зоя через забор и видит свой зонтик на березе. Какие-то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

(По Л.П.Успенской и М.Б.Успенскому “Учитесь правильно говорить”, М.,1995, текст адаптирован).

Задание 3. Повтори скороговорки:

А) Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

Б) Стоит воз овса, возле воза коза.

Подведение итога занятия.

Оценка деятельности детей.

Логопедическое занятие в 1 классе для детей с ОНР по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»

Цель: Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Лексическая тема «Зима».

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Давайте повторим правило все вместе. (слайд 1)

3. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмем зеркала. Я расскажу вам «Сказку о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Вокруг домика язычка стоял заборчик (упр. Заборчик).

Язычок пошел гулять “лопата” , покатался язычок на санках (чашечка)

Вдруг подул ветер и язычок поежился (иголочка), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.

Язычок не скучал дома, потолок побелил “Маляр”

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” – “часики”

Пора и мне отдохнуть”, - подумал Язычок.

Ребята, когда нам нужен язык?

Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.

А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике.

Где находится этот домик? Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, давайте вместе послушаем: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика Голоска начинают дрожать: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! Дотрагиваемся ладонью до горлышка.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, вы догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.) А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)


Логопед: Тема нашего занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».

Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел гость.

Здравствуйте, я – бабушка-Вьюга. Как вы думаете, почему я к вам пришла?

Пока я шла, сочинила чистоговорки, давайте вместе их проговорим:

Ма – ма - ма – на улице зима.

Жок – жок – жок – падает снежок.

Са – с а – са – замело леса.

Ду – ду – ду – в шубе я гулять иду.

За – за – за – шапка лезет на глаза.

Какие вы молодцы, ребята, а можно я останусь с вами и посмотрю, как вы занимаетесь?

Хорошо, бабушка-Вьюга, оставайся, а мы с ребятами продолжим.

Посмотрите на экран. Вспомним, какие упражнения выполняют наши органы речи, когда мы произносим парные звонкие и глухие согласные (презентация): Б-П-губки смыкаются, В-Ф- верхние зубы прикусывают нижнюю губу, Г-К- язычок прячется за нижние зубки, Д-Т- язычок ударяется в верхние зубки как молоточек, Ж-Ш- язычок в форме чашечки за верхними зубками, З-С- губы улыбаются, язычок за нижними зубками.

Итак, мы сделали с вами важное открытие: пары звонких и глухих согласных

имеют определенную одинаковую артикуляцию.

Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата.

1. Ребята, возьмите, пожалуйста, наши сигнальные карточки. Я буду произносить звуки, если вы услышите звонкий звук, то какую карточку вы поднимите? А если глухой?

2. Я раздам вам шнурки и буквы звонких и глухих согласных. Один из вас распределит на шнурок буквы звонких согласных, а другой – глухих. Хорошо, проверьте друг у друга получившееся. Проверим вместе.

Послушайте внимательно, что вы слышите? (звукозапись шума ветра) - Какой зимой бывает ветер? Как дует ветер?

Выполним упражнение: сдуй снежинку. Возьмем снежинки. Вдох – носом, выдох – ртом. Слабый ветерок. Ветерок подул сильнее. Сильный ветер. Хорошо, молодцы.

Ветер стих и мы можем отправиться на прогулку.

Приготовили пальчики и повторяем за мной.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя прогулка (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Понравилась вам зимняя прогулка?

Что вы делали? (воспроизведение слов – действий) А что вы еще можете делать на прогулке зимой?

3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами таблица со слогами.

Ба

Со

Па

Да

Зо

Та

Прочитайте слог в верхнем левом углу, теперь две клеточки направо; одна клетка налево, одна клетка вниз; одна клетка налево, две клетки направо.

4. Теперь возьмите ручки и срисуйте с доски такие же точки. Я буду называть слоги, а вы на месте точек записывайте буквы, обозначающие звонкий или глухой согласный.

ВА БА

СО

ЖИ ДЫ

Соедините точки, на которых вы записали буквы звонких согласных. Какая геометрическая фигура у вас получилась? А какие еще геометрические фигуры вы уже знаете?

Теперь немного отдохнем. Вставайте около своих парт и повторяйте за мной.

Здравствуй, Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Ребята, покажите, без слов, как вы радуетесь первому снегу.

Дрожите от холодного ветра.

У вас есть карточки с буквами, а также колокольчики и наушники. Я буду загадывать загадки, если слово-отгадка начинается на звонкий согласный, то вы кладете на букву, с которой начинается данное слово - колокольчик, если на глухой согласный, то вы кладете на букву наушники. Начнем.

Г

Зь

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек -

Их укрыл пушистый... (снег)

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

Я большой любитель санок.
Встану утром спозаранок,
Обзвоню своих ребят
И девчонок – всех подряд.
Будем вместе веселиться-
Нужно только вниз скатиться.
Если есть у снега корка -
Всё, тогда готова … (ГОРКА).

Проверим получившееся.

Посмотрите на картинки, найдите на ней предметы, названия которых начинается со звонких или глухих согласных. Придумайте предложение со своими словами.

Итог занятия

Ребята, чем мы занимались на занятии? (учились различать звонкие и глухие согласные)

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

А тебе, бабушка-Вьюга, было интересно у нас?

Конечно, я сегодня узнала столько нового. И поняла:

Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих! Спасибо вам, до свидания.

Инструкция: Я раздам вам снеговичков, а вы нарисуйте и подарите им своё настроение.

Теперь пришло время прощаться. Давайте встанем в круг

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед правую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!” Спасибо, ребята, до свидания.

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар - в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» - песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА - ЗА
СО - ЗО
СУ - ЗУ
СЫ - ЗЫ
СИ - ЗИ
СЕ - ЗЕ
СЁ - ЗЁ
СЯ - ЗЯ
СЛА - ЗЛА
СЛО - ЗЛО
СЛУ - ЗЛУ
СЛЫ - ЗЛЫ
СЛИ - ЗЛИ
СЛЕ - ЗЛЕ
СЛЁ - ЗЛЁ
СЛЯ - ЗЛЯ
СВА - ЗВА
СВО - ЗВО
СВУ - ЗВУ
СВЫ - ЗВЫ
СВИ - ЗВИ
СВЕ - ЗВЕ
СВЁ - ЗВЁ
СВЯ - ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги:
    СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) - З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) - С2 С3
За что же тогда его птицей считают? (Страус) - С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) - З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары:
Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):

  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
  • Вставить в предложения пропущенные слова - названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса - золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная... . Снег укрыл землю белой... (чем?). Осинки и (что?) … надели... (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие... (что?). Снег... (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла... (какими?) узорами. Ребятишки бегут... (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

Тузик . У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

Берёза . В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

Храбрый Дрозд . Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

Лакомка . Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План . 1. Странная кошка.
2. Знакомый запах.
3. Осталась без мёда.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Обучать детей давать сравнительную характеристику звуков [C], [З];
- формирование навыков словообразования;

коррекционно - развивающие:

Развитие всех видов памяти;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- обучение у детей координировать речь и движения;
- развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики;

коррекционно - воспитательная:

Формирование навыков взаимопонимания и умение работать в коллективе;
- доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: картинки и рисунки в названии которых присутствуют звуки С, З; досочки с шероховатой поверхностью; доска; магниты; зеркала.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Организационный момент.
Сядет на своё место тот, кто назовёт слова на звуки С и З.

II. Развитие мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Развитие мелкой моторики.


Игра на внимание: «Столик - стульчик».

2. Массаж лица. Проводится с проговариванием:
Водичка, водичка,
Умой моё личико. Гладим лёгкими движениями кончиками пальцев от середины лба к вискам.
Чтоб глазки блестели, Нарисуем пальцами очки.
Чтоб щёчки краснели, Поглаживание крыльев носа к ушам
Чтоб смеялся роток, Поглаживание от уголков губ к ушам.
Чтоб кусался зубок. Гладим от середины подбородка вверх по щекам к вискам.

Заканчивать массаж лица «пальцевым душем» - постукивание двумя или четырьмя пальцами).

ауио ____________________

ауио _________________________________

ауио _________________________________________________

III. Упражнения по развитию произношения и дифференциации звуков [С], [З].

1. Объяснение темы.

Сегодня на занятии мы рассмотрим правильную артикуляцию и следить за правильным произношением звуков С, З.

2. Акустико - артикуляционный образ звуков.

Игра «Песенки».

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку! Что на ней изображено?
Дети. Водичка.
Логопед. Какую песенку поёт водичка?
Дети. Эта картинка обозначает песенку воды: «С - с - с…»
Логопед. Давайте споём эту песенку (хором и индивидуально).
А эта картинка изображает комара. Как звенит комар?
Дети: «З - з - з…».
Логопед: Теперь споём эту песенку (хором и индивидуально).
Поиграем. Мальчики будут комарами, они будут звенеть громко: «З - з - з…», а девочки водой будут свистеть тихо: «С - с - с…».
Теперь предлагаю поменяться: девочки будут комарами, а мальчики - водой (упражнение повторяется).
Чем похожи эти звуки?
Характеристика звуков З и С.
Звук С - согласный, глухой, парный, твёрдый, парный, свистящий.
Звук З - согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный, свистящий.
Логопед. Расставьте картинки по своим местам: в домик, где живет комарик (верхняя правая часть доски) поместим картинки со звуком [З], а в домик, где льётся водичка (нижняя левая часть доски) поместим картинки со звуком [С]. При выполнении задания, который предъявил логопед, каждый ребенок чётко называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор, почему выбрал эту картинку. Используются картинки и рисунки, которые лежат на столе.
Логопед просит детей назвать картинки и определить место звука в слове, глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

3. Развитие фонематического слуха.

Выделение звуков в слоговом ряду: СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ и т.д. (на слог со звуком С - хлопаем. На слог со звуком З - топаем).

4. Связь звуков и букв.

Логопед: Ребята, вспомните, что такое буква? А что такое звук?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Логопед: Какой буквой на письме будет обозначаться звук С? З?
На что похожи буквы С и З?
Найдите в подвижном алфавите среди других букв С и З, и обведите пальчиками их на шершавой поверхности. А теперь нарисуем эти буквы пальчиком в воздухе. Начинаем с буквы С.
Перед началом работы ребята проговаривают стихотворение:
Мы друг другу не мешаем
Если просят - помогаем.
Какую букву мы напишем, когда говорим звук С? З?
Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.



5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

Игра «Скажи наоборот».

са - за зу - су
ста - зда зма - сма
сту - зду змы - смы

Закончи двустишия словами, подходящими по значению и смыслу.
Распустились утром розы,
На цветках сверкают … (росы) .

Щиплет травушку коза,
Косит травушку … (коса) .
Логопед: Ребята, слова розы и росы это одинаковые слова? А коза и коса? Чем эти слова отличаются друг от друга?

IV. Физкультминутка.

Логопед предлагает логопатам встать и выполнить следующие действия: присесть, если он услышит слово со звуком [С], и попрыгать, если услышит слово со звуком [З].
Дети выполняют движения:
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Игра «Добавь слоги»

Логопед. Ребята у меня рассыпались слова. Давайте поможем их собрать, добавляя слоги за или са:
ко…,ро…, берё…, ли…, марки…,так…, поль…, сле…, кляк… ;
слоги зы или сы:
ве…, мимо…, бу…, у…, водола…, подно…, воло…, гро…, компа…, моро…;
Скажите слова со слогом са или за в начале слова:
…ни, …мок, …ша, …пах, …яц, …дик, …втрак.
Назовите пары слов и определите одинаковые слоги:
пылесос - соска, рюкзак - казак.

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед. Сова и заяц предлагают послушать слова и сказать, какое слово не подходит (на доску вывешиваются картинки):
- сорока, ласточка соловей, зяблик;
- поднос, сахарница, заварной чайник, солонка;
- лиса, барсук, заяц, соболь.

V. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, наше сегодняшнее занятие было посвящено каким звукам?
Дети. Звукам [с],[з].
Логопед. Эти сложные звуки мы научились различать и в дальнейшем не будем их путать. Вы согласны, ребята!
Дети. Согласны!
Логопед. Молодцы! Вы хорошо потрудились. А понравился ли вам наш урок?
Для вас, ребята, призы - за ваше старание, это картинки - раскраски. На картинках нарисованы Азат и Алиса. Мальчики, вам я предлагаю взять картинку с изображением ребёнка, у которого в имени есть «песенка комара», а девочки - с изображением ребёнка, у которого в имени есть «песенка воды». Сегодня вечером дома раскрасьте эти картинки, а потом мы вместе сделаем выставку ваших работ.
(Дети берут себе картинки - раскраски, благодарят логопеда).

Список использованной литературы

1. З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009 г.
2. О.С. Гомзяк. Говорим правильно, II период обучения. - М., «ГНОМ и Д», 2007 г.
3. И.С.Лопухина. Логопедия - речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. - СПб, «Дельта», 1997 г.
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. - М., «Просвещение», 2010 г.