Первобытная культура хронология. Особенности первобытной культуры. Общественное разделение труда

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. [№ 1, с.34]

Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство было добывающим, т.е. люди получали готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины. Все члены родовой общины, включая подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило. [№ 6, с.26]

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

  • - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
  • - совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда. [№ 1,с.34]

Рассмотрим структуру первобытного общества.

Ранние формы объединения предков современного человека - архантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни.

Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные крючки для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей между людьми, появляется первобытная родовая община, т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека. [№ 6, с.27]

Итак, основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.[№ 1, с. 34]

Перейдем к рассмотрению вопроса управления и власти в первобытном обществе.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Власть была неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. [№ 7, с.35] Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Решения были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказния. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и возникшая религия. [№1, с.34-35]

Таким образом общественная власть первобытнообщинного строя обладала следующими характерными особенностями:

  • 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. [№ 2, с.16]

Таким образом, род представлял собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

1. Основные черты первобытного строя и хозяйства первых цивилизаций (общая характеристика)

1.1. Основные черты первобытного строя

В истории человечества первобытнообщинный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития - от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества. Основными чертами первобытного строя являлись:

Крайне низкий уровень развития производительных сил;
- коллективный труд;
- общинная собственность на орудия и средства производства;
- уравнительное распределение продуктов производства;
- зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.

Первыми орудиями были оббитый камень и палка. С изобретением лука и стрел усовершенствовалась охота. Постепенно она привела к приручению животных - появилось первобытное скотоводство. Со временем прочную основу получило первобытное земледелие. Овладение плавкой металлов (сначала меди, затем железа) и создание металлических орудий труда сделали земледелие более производительным и позволили первобытным племенам перейти к оседлому образу жизни. Основой производственных отношений была коллективная собственность на орудия и средства производства. Переход от охоты и рыболовства к скотоводству и от собирательства к земледелию еще в период среднего каменного века совершили племена, жившие в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила, в Палестине, Иране, южной части Средиземноморья. Развитие скотоводства привело к крупным изменениям в экономике первобытных племен. С общественным разделением труда (первое - отделение скотоводства от земледелия и второе - отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена и зарождение частной собственности. Указанные факторы привели к образованию товарного производства, что вызвало создание городов и выделение их из деревень.

Расширение товарного производства, углубление разделения общинного труда и усиление обмена постепенно разлагали общинное производство и коллективную собственность, в результате чего расширялась и укреплялась частная собственность на средства производства, сосредотачивавшаяся в руках патриархальной знати. Значительная часть общинной собственности стала частным владением руководящей группы патриархов общин. Старейшины постепенно превращались в родовую знать, отделяясь от рядовых общинников. Со временем ослабевали родовые связи, и место родовой общины заняла сельская (соседская) община.

Войны между общинами и племенами привели не только к захвату новых территорий, но и к появлению пленных, которые становились рабами. Появление рабов, имущественное расслоение внутри общин неизбежно привели к появлению классов и формированию классового общества и государства.

Переход от первобытнообщинного строя, основанного на коллективном труде и общинной собственности, к классовому обществу и государству является закономерным процессом истории развития человечества.

В истории человечества первобытный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества.

Основные черты первобытного общества: 1) крайне низкий уровень развития производительных сил; 2) коллективный труд; 3) общинная собственность на орудия труда, землю; 4) уравнительное распределение продуктов природы и труда; 5) сильная зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.

Для первых ступеней человеческой истории решающее значение имело естественное богатство в видесредств к жизни (плодородие почв, обилие животных, рыбы, наличие пригодных для разведения злаков земель). Позднее решающее значение приобретает естественное богатство в виде средств труда (полезные ископаемые, лес, водопады и др.).

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс подразделял развитие экономики первобытного общества на два периода:

1. Период преимущественного присвоения готовых продуктов природы, или период присваивающего хозяйства ;

2. Период ведения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности, или период воспроизводящего хозяйства.

Период присваивающего хозяйства . Состояние производительных сил характеризуется: 1) примитивно изготовленными орудиями труда (оббитый камень был универсальным орудием труда); 2) коллективным характером труда (совместное собирательство готовых продуктов и охота). Это была простая кооперация без разделения по полу и возрасту (эпоха палеолита – древнего камня).

Одним из первых переломных моментов в развитии хозяйственной деятельности людей периода первобытного стада явилось овладение огнем посредством трения.

Ф. Энгельс, изучавший материальную культуру первобытного общества, отмечал, что по своему всемирно-историческому значению, освобождающему человечество действию, добывание огня человеком было выше изобретения паровой машины, т. к. оно впервые дало людям господство над определенной силой природы и окончательно вырвало их из мира животных.

В эпоху мезолита (среднего камня) с совершенствованием орудий труда, накоплением производственного опыта, усложнением хозяйственной деятельности возникло естественное разделение труда по полу и в известных границах – возрасту. Женщины сосредоточились на собирательстве, мужчины - на охоте. Старики были хранителями накопленного опыта и изготавливали орудия труда.

Первоначально господствующее положение в родовой общине занимала женщина (матриархат), которая являлась продолжательницей рода и играла доминирующую роль в добывании и производстве средств существования. Родовая материнская община существовала вплоть до неолитической эпохи.



Период воспроизводящего хозяйства (неолитическая экономическая цивилизация). Наступившая в VII–VI тыс. до н. э. эпоха неолита характеризуется большим разнообразием орудий труда и их усовершенствованием. Но самое главное, что в этот период возникли скотоводство и земледелие, которые в совокупности составили сельское хозяйство – главную отрасль первобытного хозяйства и обеспечили относительную независимость людей от наличия готовых продуктов природы.

Первобытное скотоводство появилось на основе охоты. Охотники не всегда убивали пойманных диких молодых животных (поросят, козлят и т.д.) Началось приручение животных, их разведение под контролем человека.

Первобытное земледелие возникло из собирательства. Посевы собранных зерен в землю намного увеличило количество получаемого человеком продовольствия. Постепенно совершенствовались земледельческие орудия труда (от простой копательной палки до мотыги и деревянного серпа с кремниевой насадкой. Первыми окультивированными продовольственными растениями считаются ячмень, пшеница, просо, рис, бобы, кукурузу, тыкву.

Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию впервые совершили племена, жившие в долинах рек Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Янцзыцзян, в Передней Азии, в южной части Средней Азии, в Центральной и Южной Америке.

Начало организованной производственной деятельности человека знаменует переход от первобытности к древним цивилизациям. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрной революции» или «неолитической революции».

Прогресс производительных сил, повышение искусности работника стали возможными на основе общественного разделения труда (ОРТ). Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда первое крупное ОРТ , существенно повысившее его производительность. Оно привело к прогрессивным сдвигам в жизни и быте первобытных людей.

Появились новые способы изготовления орудий труда: пиление, сверление, шлифовка камня. Создавались более разнообразные деревянные орудия труда. Возникли прядение и ткачество, развивались средства водного и наземного передвижения. Зарождается керамическое производство. Появляются веретено и примитивный ткацкий станок. В этот период были открыты полезные свойства ряда металлов (меди, бронзы, железа). Пору появления медных изделий называют энеолитом. Производство меди было освоено древнейшими народами на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Индии в IV тыс. до н.э. Выплавка меди первоначально представляла собой простой обжиг руды на костре и в примитивных плавильных печах. (К энеолиту относят и так называемую трипольскую культуру (IV–III тыс. до н. э.). Появились металлические орудия труда, оружие, украшения. Уже в бронзовом веке были изобретены плуг и колесница. Бронзовый век (конец III – нач. I тыс. до н.э.) характеризуется изготовлением орудий из сплава меди с другими металлами, преимущественно с оловом.

В социальном отношении медно-бронзовая культура характеризовалась переходом от матриархата к патриархату, поскольку решающую роль в хозяйственной жизни стали играть скотоводство, земледелие и ремесло – занятия главным образом мужчин. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.

Крупные сдвиги произошли в экономических отношениях. Для охоты, собирательства, рыболовства природные богатства выступали как ничьи, не являлись объектами собственности. Хотя община стремилась закрепить свой приоритет на охотничьи угодья, но их границы носили условный характер, часто менялись с перемещением общины к новым, более богатым угодьям или вслед за движением стад диких животных. Иное дело - когда нужны годы, чтобы освоить и использовать пригодные для обработки участки земли, лучшие пастбища для скота. Расширился круг объектов присвоения, утверждается общинная собственность на все более широкий круг средств производства (включая лучшие природные ресурсы). В неолитической цивилизации преобладали общинная собственность и уравнительное распределение.

На последней ступени патриархата появляются новые, более производительные железные орудия труда. Впервые выплавка железа стала развиваться в странах Древнего Востока (в Египте и Местопотамии) в начале II тыс. до н. э., а в Европе – в нач. I тыс. до н. Использование железа усложнило производство орудий труда, этим стали заниматься специалисты, освобожденные от занятия сельским хозяйством. Произошло второе крупное общественное разделение труда – выделение ремесла.

Для хранения семян, урожая, мяса, приготовления пищи на огне были изобретены керамические сосуды разной формы, украшавшиеся узорами. Археологи различают этапы неолита по характеру керамических сосудов: культура линейно-ленточной керамики, когда преобладало мелкое подсечно-огневое земледелие; культура воронковидных кубков, распространенных в Северной Европе в IV–III тыс. до н. э. Были освоены соха и деревянный плуг, в которые впрягались волы. Результатом второго разделения труда в скотоводческих племенах стало изобретение веретен, ткацких станков, орудий для обработки кож, пошива одежды из тканей и кожи.

Железные орудия труда позволили древнему земледельцу превратить леса в пашни, поднять производительность труда, получать прибавочный продукт и, следовательно, породили эксплуатацию человека человеком. Поэтому железный век становится последним этапом в истории первобытнообщинного строя, периодом его разложения.

Причины разложения и гибели превобытнообщинного способа производства.

1) Появление более совершенных орудий труда, использование новых приемов работы позволили отказаться от коллективного общинного труда .

Так, в земледелии после появления плуга отпала необходимость в коллективном возделывании почвы. Для добывания мясной пищи раньше требовался труд большой группы охотников, в условиях же развитого скотоводства такой труд стал уже ненужным. Общее жилище утратило свое экономическое значение и стало заменяться домами отдельных семей.

2) Родовая община постепенно стала превращаться в первобытную соседскую (территориальную) общину .

В отличие от родовой эта община состояла не только из родственных, но и неродственных семей, ведущих самостоятельное хозяйство на выделенных им участках. Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны (луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель производилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ей же. Имущество семьи уже не поддавалось контролю общины, оно становилось объектом индивидуального товарного обмена и обогащения частных собственников.

3) В соседской общине в условиях существования коллективной собственности возникла и частная собственность .

Такое переплетение двух начал заключало в себе глубокие противоречия. Частная собственность являлась отрицанием коллективной собственности. Частная собственность возникла из общинной в двух формах:

1. Верхушка территориальной общины и племени, концентрировавшая в своих руках право распоряжаться лучшими землями, стадами, захваченными богатствами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой.

2. Мелкие частные собственники выделились из общины, имели имущество, необходимое для воспроизводства. Они подвергались эксплуатации в косвенной форме – выплачивали налоги, подати, поставляли людей и вооружение в войско, становились должниками, а порой попадали и в долговое рабство.

Мелкая частная собственность сочеталась с общинной – совместными выпасами для скота, страховыми запасами семян и т. п.

4) Занятие земледелием, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом.

Например, для трипольской культуры (территория нынешней Украины) были характерны поселения в 20–50 домов, расположенных концентрическими кругами на площади 2–3 га. Поселение в Доброводах (Украина) имело площадь около 250 га, дома расположены по 9–10 кольцам, население могло составлять 10–20 тыс. чел. По сути дела это уже город. Неолитические города обнаружены в Передней Азии, на Ближнем Востоке.

5) Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье общественное разделение труда – выделение строительства как особого вида деятельности групп людей.

6) Усложнение структуры общества, необходимость следить за природными циклами, определять сроки посевов, уборки урожаев, находить наилучшие пастбища, распределять труд между различными видами занятий (особенно в связи с сезонностью земледелия и скотоводства), соединять эти занятия с обрядами, религиозными поклонениями, а также охранять поселения и имущество от покушений соседних общин или мигрирующих скотоводческих племен привело к четвертому крупному общественному разделению труда выделению вождей и жрецов, воинов .

Усложнение организации производства в соседской общине усложнило и функции управления. Старейшины стали освобождаться от непосредственного участия в общих производственных процессах как лица, выполняющие нужные общине общественные функции. В руках старейшин и племенных вождей оказались меновые операции. Одним из первых предметов обмена и наиболее распространенным объектом возникающей частной собственности стал скот, а затем орудия труда, различного рода домашняя утварь, украшения.

7) Развитие воспроизводящего хозяйства привело к появлению прибавочного продукта на основе роста производительности труда, т. е. производимые средства существования стали превышать непосредственные ежедневные потребности в них.

Прибавочный продукт мог накапливаться или перераспределяться. Стал возникать обмен продуктами между родственными общинами, который носил случайный характер.

Из-за различий в природно-климатических условиях одни общины стали специализироваться на земледелии, другие на скотоводстве. Это способствовало росту производительности труда, созданию на этой основе запасов пищи и значительному увеличению численности общин.

Специализация семей и общин на определенных видах деятельности в результате развития общественного разделения труда неизбежно вела к развитию обмена продуктами труда как внутри общины, так и между общинами; без этого было невозможно удовлетворение личных и производственных потребностей. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме. Обмен между специализированными общинами становился все более регулярным, что ориентировало на определенную эквивалентность; однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, хозяйственная практика еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства, создании некоторых продуктов в количествах, превышавших потребности семьи и общины и предназначенных для обмена с другими общинами, формировании рыночных отношений, хотя и в примитивной форме. Следовательно, «экономический» этаж пирамиды общества в эпоху неолита был в основном застроен, хотя на большей части общинной земли преобладали первобытные натуральные отношения.

С развитием воспроизводящего хозяйства продукт стал производиться постоянно для обмена, т.е. превратился в товар (вещь, произведенную для обмена). Обмен стал осуществляться регулярно.

8) Началось социальное расслоение однородной прежде общины . Появление классов (немногочисленного эксплуататорского класса - верхушки общества - и эксплуатируемого класса - остальных членов общины - означало гибель первобытного общества.

Старейшины общины, племенные вожди, колдуны и знахари, военные предводители постепенно присваивали себе лучшие земли и пастбища, распоряжались растущей долей общинного богатства, обходя традиционную первобытную уравнительность. Пользуясь своим привилегированным положением, главы племен стали присваивать часть прибавочного продукта, созданного в общине, а также продуктов, полученных путем обмена. Частному накоплению способствовали войны между общинами. Военачальники, родовые старейшины обогащались путем захвата для себя лично наибольшей части военной добычи, в том числе и военнопленных, становящихся рабами. Расширение рамок частной собственности и замена ею общественной собственности не могли не вести к имущественному и социальному неравенству людей.

9) Сформировались крупные межобщинные объединения – племена, особенно в районах орошаемого земледелия. Все более частыми стали военные столкновения за лучшие земли и пастбища, зернохранилища, скот. Однако ни государства , ни права, ни обеспечивавшего их специального аппарата еще не существовало, хотя постепенно возникали предпосылки для их зарождения . Собственники нуждались в механизме защиты своего имущества.

10) Родовая община в период своего разложения включала в себя наряду со свободными также и несвободных людей – военнопленных, труд которых использовался в хозяйствах общин. Использование в общинах несвободных людей (рабов) в качестве рабочей силы характерно для эпохи патриархального рабства. Эта длительная эпоха отмечалась в истории развития многих народов, в том числе и тех, у которых впоследствии рабовладельческое общество не сложилось, например, в нашей стране.

11) Что касается верхнего этажа пирамиды общества – духовного мира человека – то здесь наблюдались перемены не менее значительные, чем в технологической и экономической базе общества. Резко возрос уровень познания окружающего мира.

Вести земледелие в соответствии с периодами природных циклов, выращивать скот, заниматься ремеслом, строительством невозможно без обширных и разнообразных знаний, накопленных предыдущими поколениями (если принять среднюю периодичность активной жизни поколения того периода в 15–20 лет, то за тысячелетие сменялись 50–60 поколений). Сформировались зачатки наук – астрономии, арифметики, биологии, медицины, материаловедения, агрономии. Хотя, конечно, до абстрактных обобщений было еще далеко, но первичное миросозерцание находило отражение в системе верований, мифов. Искусство неолита – живопись, обрядовая музыка и танцы – отражало эти мифы. Все более сложными становились религиозные верования, создавая и поддерживая множество норм, «табу».

Остатки и пережитки общинного строя имеют место и в современном мире. Эти пережитки проявляются в сохранении натурального хозяйства, остатках родоплеменных отношений, традиционном господстве племенных вождей. К этому типу сообществ относятся аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. В 1915 г. западные антропологи насчитывали приблизительно 650 таких обществ, большинство из которых были тогда еще живы (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, с. 80). Народы, относящиеся к этому типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого, настоящего и будущего, нет идей о необходимости развития, изменений. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. При этом типе цивилизации человек и природа едины, нераздельны, существуют в гармонии. Вся жизнь общества подчинена природному циклу (у эскимосов, например, все трудоспособные члены племени обязаны выполнять в течение года определенные операции, которые соответствуют временам года: сезон охоты, сезон сбора плодов и ягод, сезон рыбной ловли и т.д. Это характерно и для кочевых степных племен при перемещении в поисках пастбищ). Духовная культура, верования также связаны с обожествлением сил природы: Вода, Земля, Огонь и т. д. В социальной организации господствует коллективизм: община (родовая, клановая), племя. Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества (власть вождя наследственного или выборного). Связь между людьми и обожествляемыми силами природы выполняют либо вожди, либо жрецы (шаманы, колдуны), которым приписывались сверхъестественные способности, позволяющие выводить общество из затруднений.

Итак, сущность этого типа цивилизации: неизменность, гармония и единство с природой. Графически это выглядит как замкнутый круг.

За последние 500 лет этот тип цивилизации подвергся масштабному разрушению. Встреча с людьми других цивилизаций привела к нарушению хрупкого равновесия между человеком и природой. Остались лишь деформированные анклавы в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

История человеческой расы насчитывает не одну тысячу лет, и самым первым этапом развития человечества является первобытное общество. Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества - это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Этапы первобытного общества

Существует несколько видов хроник первобытного общества, среди которых выделяют периодизацию по типу производства, археологическую периодизацию и некоторые другие.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Весьма показательным является разделение эпохи первобытного общества по типу организации общественного строя. Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:

  • Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада - охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
  • Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

Рис. 2. Родовая община.

  • Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы - наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент - различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Что мы узнали?

При изучении темы «Первобытное общество» по программе 6 класса истории мы узнали кратко об особенностях эпохи первобытного общества: какими характерными особенностями она обладала, какой временной промежуток охватывала и на какие периоды была разделена. Также мы выяснили, какие достижения в области культуры и искусства соответствовали данному периоду развития человеческого общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 686.

История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе - в первом тысячелетии до н. э., в Америке - в первом тысячелетии н.э.

Первобытный период. культурной истории продолжался минимум 35 тысяч лет, пока не возникли первые государства Древнего Востока. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать свой стремительный рывок. Основные ее изменения произошли за последние 5 тысяч лет, когда у человечества появилась настоящая история. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая лишь отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием и благодаря соседству с развивающимися культурными анклавами.
Основными источниками изучения первобытной культуры являются наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня лишь сохранились мелкие остатки архаичных племен, укрывшихся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Различные социальные и гуманитарные науки, занимающиеся изучением культуры, единодушны в том, что культуры являются специфическим видом человеческой деятельности. И поэтому изучение культуры вне процесса формирования человека (антропогенеза) не имеет смысла.



В становлении человека принято выделять три стадии: архантропа, палеоантропа и неоантропа.
Стадия архантропа (1,5 млн лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты живущих вместе. К этой стадии относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды.

Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Это вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение, Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что значительно ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни.

Возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) - кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда. С появлением неоантропа биологическое развитие значительно замедлилось, а социальное значительно ускорилось.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на десятки тысяч лет. До нас не дошло изображений, имен, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых людей и языка. Поэтому ранняя и наиболее продолжительная эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее до нас дошли только камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не дает нам рассказов об исторических событиях того времени, поэтому первобытную эпоху иногда еще называют доисторией или предысторией человечества.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры .
1. Первобытная культура разделяется по социальному признаку на несколько эпох: 1. первобытное человеческое стадо,

2. родовой строй (включающий в себя матриархат и патриархат),

3. высшую демократию.

2. Вся история первобытной культуры разделяется на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружие. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на:

1. древнекаменный (палеолит) - 12 тыс. лет назад,

2. среднекаменный (мезолит) - 9 тыс. лет назад,

3. новокаменный (неолит) - 6 тыс. лет назад;

4. век бронзы - 3 тыс. лет до н.э.;

5. век железа - I тыс. лет до н.э.

Для более полного понимания первобытной культуры в науке выделяются этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

В соответствии с этим подходом первобытная история начинается с эпохи первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества людей. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной родовой общины открылась возникновением первых упорядоченных форм социальной организации и родовой общины. Именно на этой стадии получили полное выражение основные черты первобытного строя - коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, произошло зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Данная эпоха закончилась приблизительно 5 тыс. лет назад.

Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу мы можем определенно говорить о человеческой культуре как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые памятники изобразительной деятельности. Исторической наукой доказано, что в начале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.

2. Общая характеристика первобытной культуры

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) – всего лишь около 40 тыс. лет.

Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:

2) письменность;

3) искусство;

4) религия;

5) мифология;

7) нравственность и др.

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:

1) джунглях Амазонии;

2) в центральных районах Африки;

3) на островах Океании;

4) в глубинных районах Австралии.

Материальная культура

Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:

1) использования природных ресурсов;

2) приспособления к окружающей среде;

3) коллективной охоты;

4) защиты от врагов.

В эпоху неолита :

1) совершенствуются орудия труда;

2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);

3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.