Ростральные колонны - символ морских побед. Ростральные колонны

Фото -

Ростральные колонны

Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х

1805-1810 - арх. Тома де Томон Ж.-Ф.

1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 - реставрация

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга - являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи в 1805-1810 гг. (торжественное открытие Биржи состоялось в 1816). Две монументальные колонны дорического ордера установлены у спуска к Неве, по сторонам полукруглой площади перед зданием Биржы. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение Биржевого здания как центра Петербургского порта. Ростральные колонны являются и памятником военно-морской славы России.

Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана "Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем" во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма.

Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.

Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр - носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам - по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.

В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения - одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.

Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности.

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия..." обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне - работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.

Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая - к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. (тритон, волк)

Колонны также украшены рельефными якорями.

На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут.

Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.

В годы Великой Отечественной войны декоративное убранство Ростральных колонн пострадало от осколков артиллерийских снарядов и авиабомб. Послевоенным восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский. В 1947-1949 все детали заменены дубликатами, изготовленными из листов патинированной меди.

В 1957 г. к чашам светильников был проведён газ. В этом году (с опозданием) отмечали 250-летний юбилей Петербурга. В дни празднования были впервые зажжены газовые факелы. По традиции они зажигаются ежегодно в дни празднеств и торжеств.

Реставрационные работы проводились в 1926-1928 и 1947-1949 гг. Последние проходили в 1998-1999 гг.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, осадков, промышленных выбросов. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Во второй половине 1920-х гг. власти г. Ленинграда были вынуждены срочно начать восстановление городских памятников (в том числе и Ростральных колонн), т.к. к этому времени многие из них находились в катастрофическом состоянии. Для проведения восстановительных работ были приглашены известные профессиональные скульпторы. Руководил работами ск. И. В. Крестовский. О состоянии памятника Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставрации, проводившейся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, и каждый раз новым цветом. Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок". И в дальнейшем возобновление утраченных деталей осуществлялось по сложившимися традициями - из цементных растворов с применением железных крепежных стержней и скоб, что становилось причиной новых разрушений природного камня. При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

В 1996 г. встал вопрос об очередной реставрации. При реставрации скульптуры Ростральных колонн использовалась методика, разработанная НИИ "Спецпроектреставрация" и опробованная сотрудниками Эрмитажа при реставратии Адмиралтейства. В первую очередь скульптура была промыта, удалены сажистые загрязнения, а затем нейтрализованы биопоражения. Поздние доделки, выполненные из чужеродных материалом, способствовавших разрушению скульптуры, были удалены. Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей, выполнив их в пудостском известняке. Крепление недостающих деталей, устранение сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технология изготовления стержней разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику в реставрационной практике. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк.

(О. Мозговая. Ростральные колонны - символ морских побед. журн. Наука и жизнь. N 2. 2000.)

Сейчас по ночам Ростральные колонны и другие сооружения Стрелки Васильевского острова подсвечиваются прожекторами. На молодежном сленге Ростральные колонны называют "Факела".

([*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.)

(Шуйский В. К. Тома де Томон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1981. С. 26-149.)

(Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Ленинградское отделение. 1991. С. 35, Mary)

(Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург. М. Большая Российская энциклопедия. Белова Л. Н.)

(И. Лисаевич. И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. Изд. Искуство. Ленингра. Москва. 1965. С. 37-44., Mary)

(Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004.

Пукинский Б..Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов.Норинт.,СПб. 2007.)

(Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб, 2010)

(по материала СМИ, Mary)

(Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. М., 2008.)

Ни одна экскурсия по главным достопримечательностям Санкт-Петербурга не обходит стороной Ростральные колонны - своеобразный символ морских побед России. Огромное количество желающих взглянуть на эти чудо-скульптуры съезжаются сюда в дни Алых парусов и белых ночей.

История и особенности колонн

Для завершенности ансамбля при оформлении стрелки Васильевского острова архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две ростральные колонны. В XIX веке они служили в качестве фонарей для освещения порта Санкт-Петербурга.

У подножия обе колонны украшены 4 огромными фигурами – 2 мужчин и 2 женщин. Считаете, что они символизируют реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внешняя часть памятников украшена носами – рострами кораблей. Внутри каждой колонны находится лестница, ведущая к смотровой площадке на самом верху статуй. До 1896 года здесь была расположена специальная чаша с конопляным маслом, которая при поджигании давала огненный столб, благодаря чему корабли в ночное время находили путь в порт.


После подведения к сооружениям электричества чаши с маслом заменили электролампочками, но из-за соображений экономии и они долго не послужили. В 1957 году к колоннам подвели газ и до сегодняшнего дня в при праздновании торжественных событий огненные столбы Ростральных колонн освещают центральную часть города.

Интересные факты о ростральных колоннах

За всю свою историю колонны подвергались разрушениям, их реставрировали, а моментами даже забывали. Вот какие факты известны об этих громадных морских символах города:

  • Кирпичная кладка и все работы, связанные с камнем, проводились не всемирно известными скульпторами, а простым выходцем из народа – мастером С. К. Сухановым.
  • Большинство людей, знающих о существовании колонн, считают, что поначалу они служили маяками. Этот миф развеивают многие историки, ведь маяки на берегах рек не устанавливают.
  • В 1999 году завершилась последняя реставрация Ростральных колонн. Занимались их восстановлением мастера из Эрмитажа.
  • В дни белых ночей и Алых парусов сотни горожан и приезжих туристов собираются на Дворцовой площади около колонн и выпускают в небо тысячи разноцветных шаров.


Во время пеших экскурсий городом туристы не могут обойти стороной яркие архитектурные творения. Каждый желает сфотографироваться у ног скульптур.

comments powered by HyperComments

Многочисленные турфирмы и экскурсионные маршруты привозят сотни туристов каждый день к одной из самых популярных достопримечательностей города - на Васильевский остров, Стрелку которого с Ростральными колоннами и зданием Биржи мы видим на тысячах открыток. Независимо от дня недели, в любое время дня, здесь можно встретить молодоженов, которые отмечают начало новой жизни в центре любимого города.

Историческая справка

С момента основания города важную часть в его жизни играл Васильевский остров. Стрелка (так называется его восточная оконечность) изначально по проекту архитекторов должна была быть застроена домами. Однако план был изменен, так как Петр Великий решил сделать из этого участка один из центров деловой и культурной жизни города. По его велению архитектор спроектировал новый ансамбль, в который были включены здания Кунсткамеры, Биржи, Ростральные колонны.

По задумке Петра Первого город начался с застройки который должен был стать центром торговли. Но так как у него было достаточно мелко, площадка основных действий была перенесена на Васильевский остров. Стрелка играла большую роль не только в торговых делах, но и в дальнейшем развитии города. Сюда были перенесены здание Биржи, таможня, склады, здесь был возведен Гостиный двор.

Биржа

Здание Биржи красуется во главе всего Именно оно является одной из визитных карточек, по которым во всем мире известен Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова - одна из самых важных и красивых достопримечательностей города. Здесь приятно находиться в любое время года, отсюда открывается прекрасный вид на Петропавловскую крепость, и дельту Невы.

Архитектурный стиль, в котором построено здание Биржи, - классицизм. Архитектором был Ж. Ф. Тома де Томон. Пространство перед зданием было разбито на две площади - Коллежскую и Биржевую. После строительства здания Биржи по замыслу архитекторов пространство перед ней было увеличено на 100 метров. Таким образом, был создан контраст между архитектурными составляющими и оборудовано пространство для подхода судов. К воде ведут пологие спуски, украшенные гранитными шарами.

Ростральные колонны

Еще один символ отличает Васильевский остров. Стрелка украшена двумя которые были возведены в качестве маяков для кораблей. На их свет они ориентировались при заходе в порт. Высота колонн составляет 32 метра. Они являлись символами величия морской силы державы. Украшениями их служат носовые части кораблей, а фигуры, которые расположены у подножия, символизируют великие реки - Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

В настоящее время один из самых интересных объектов для посещения в городе - это Васильевский остров. Стрелка его предлагает для посещения такие интересные музеи, как Зоологический, Почвоведения, Литературный, Кунсткамеру и Центральный военно-морской. Увидеть их экспонаты, а также насладиться великолепным видом приглашает Стрелка Васильевского острова. Адрес этих музеев известен многим, поэтому не забудьте их посетить.

Для справки: С увеличением размера судов порт на стрелке Васильевского острова стал терять свое значение. Большие суда не могли пройти в порт естественным фарватером, и товары приходилось перегружать на более мелкие суда в Кронштадте. У англичан появилась поговорка: путь от Лондона до Кронштадта короче, чем от Кронштадта до Васильевского острова. В 1885 году был прорыт морской канал, значительно углубляющий судоходный путь до Гутуевского острова, куда был переведен морской порт.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном французским архитектором Жаном Франсуа Тома де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта.
Одна из них была маяком для судов на малой Неве,

другая - указывала путь в Большую Неву.

[

Высота каждой колонны 32 метра. Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой - к Бирже.

Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества).

Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков.

На верхние площадки, где находятся треножники с чашами-светильниками для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы.

Это входы внутрь колонны... Закрыты на простые амбарные замки...

Дверь внутрь колонны со стороны Невы...

И дверь внутрь колонны со стороны Биржи...

Двери располагаются прямо под рострами, которые служат одновременно и козырьками над дверьми...

Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. В жаровнях жгли конопляное(!) масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга, олицетворяющих морское могущество России.

Скульптуры, украшающие Ростральные колонны, создавались в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем. Автор эскизов скульптурных групп не известен. Однако, в последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж.Камберлен и Ф.Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения.
Исполнителем колоссальных фигур из пудостского камня был знаменитый мастер-каменотес Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Для справки: Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный «старинный» вид.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными.

Что изображают скульптуры?
Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре великие русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Нева

Волхов

Волга

Днепр

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все - и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
В 1957 году к чашам светильников, установленных на вершинах колонн, подведены газовые трубы. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.