Символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям. Памятник Затопленным кораблям — символ Севастополя

Общепризнанным главным символом города Севастополя является памятник Затопленным кораблям. Его образ напоминает людям о событиях, произошедших в 1854 — 1855 гг. Во время Крымской войны обстоятельства сложились таким образом, что ради того, чтобы не допустить противника на территорию города, потребовалось пожертвовать практически всем Черноморским флотом. Память о героях, принявших такое непростое решение и сражавшихся уже не на море, а на суше, и хранит этот монумент.

Фото памятника:

История музея

Во время Крымской войны, в 1854 году, объединенные силы флота Англии и Франции подступили к берегам Севастополя. В то время город был главной базой Черноморского флота в России. Вражеская эскадра должна была в течение двух недель полностью уничтожить Черноморский флот, захватить Севастополь и другие крупные города Крымского полуострова. Во главе защиты Севастополя стояли вице-адмирал В.А.Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. При согласии и поддержке последнего и было принято решение затопить часть наиболее устаревших кораблей, чтобы защитить фарватер и не допустить,чтобы флот неприятеля прорвался в бухту. Главнокомандующий князь А.Меньшиков приказал прямо у входа в бухту затопить несколько кораблей, создав при этом под водой баррикаду. Корабельные мачты, покоящиеся теперь под водой, должны были препятствовать прохождению вражеских судов. Экипажи затопленных кораблей защищали город уже на берегу. Они вошли в состав двенадцати гарнизонов батальона.

После осенней-зимней непогоды часть заграждения разрушилась. Поэтому вскоре пришлось затопить еще два корабля. А в феврале 1855 года образовалась новая линия, из шести судов. Она выросла между Николаевской и Михайловской батареями. На исходе военных действий, в августе 1955 года, был затоплен и остальной флот. Оборона Севастополя шла на протяжении 349 дней. Всего на дно Черного моря легло порядка 90 судов.

Важная информация:
Памятник был сооружен в 1905 году.
Высота монумента — 16,7 метра.
Создатели: А.Адамсон, О.Энберг, В.Фельдман.

Становление монумента

Чтобы увековечить память о тех непростых героических днях, было принято решение воздвигнуть бронзовый монумент. Это случилось спустя 50 лет после знаменитой первой обороны Севастополя, в честь этого знаменитого исторического события. Интересно и необычно местонахождение памятника: он расположен в море, приблизительно в 23 метрах от берега. Пьедестал монумента имеет восемь граней. Наверху выступающего в море сооружения — серая колонна в античном коринфском стиле. Смотрящего в сторону моря двуглавого орла украшает императорская корона. На груди у птицы находится щит, где изображен Святой Георгий Победоносец. Также пьедестал украшен бронзовой картиной небольшого размера, на ней можно увидеть скрещенные мачты тонущих кораблей.


Это интересно:
Монумент не уничтожило землетрясение, произошедшее в 1927 году, не затронули его и снаряды Великой Отечественной войны. С 1969 года изображение памятника Затопленным кораблям можно увидеть на гербе Севастополя.

Как добраться до музея

Находится достопримечательность в удобном месте, практически в самом центре города, недалеко от Приморского бульвара. Поэтому добраться до нее не составляет труда. Можно воспользоваться общественным транспортом (троллейбусы: No 3, 5, 7, 9, 12, 13, маршрутные такси: No 12, 16, 109, 110, 120). Выходить нужно на площади Нахимова. На личном транспорте необходимо ехать к центру города, остановиться можно на набережной Артиллерийской бухты, а дальше до набережной Приморского бульвара дойти пешком.

Памятник на карте Крыма

GPS Координаты: 44.618584, 33.524249 Широта/Долгота

В этом материале мы расскажем вам историю главного военного символа Севастополя – памятника Затопленным кораблям.

О каких исторических событиях напоминает монумент

Он был возведен в 1905 году, в 50-летнюю годовщину окончания Крымской войны. Летом 1854 года коалиция войск Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства блокировала русский флот в Севастопольской бухте. Вражеское объединение планировало взять город за неделю и триумфально завершить войну. Но острота инженерной мысли генерала Эдуард Тотлебена, мужество наших солдат, верная стратегия и тактика полководцев Нахимова и Корнилова не дали замыслам осуществиться.

Павел Степанович Нахимов придумал, как преградить путь в бухту французским и английским кораблям. В сентябре 1854 года на фарватере были затоплены 15 парусников – их устаревшие модификации. Изначально на дно опустили 7, но они пострадали во время разыгравшегося шторма. Затем потопили еще 2, а потом еще 6. Непогода разрушала подводное оборонительное укрепление, и защитникам города приходилось восстанавливать его, добавляя новые суда.

Мачты, скрытые водой, не давали вражескому флоту близко подойти к берегу и открыть артиллерийский огонь по нашим оборонительным укреплениям.

Исследователи военной истории страны осуждают это решение, но оно вовсе не было сумасбродным и необдуманным. Идея приходила на ум многим, в том числе контр-адмиралу флота, Владимиру Ивановичу Истомину.

Перед главнокомандующими стояла практически невыполнимая задача. Силы противника в несколько раз превосходили наши. Решение было правильным. Вражеский флот попытался пройти через препятствие, но был изрешечен береговыми батареями.

Интересно то, что находящиеся на воде русские суда не могли помочь в битве. Более того, перед сдачей города, они тоже были затоплены, но уже из других соображений: они не должны были достаться противнику. После завершения Крымской войны многие из них подняли со дна. Около 20 объектов было отреставрировано и возвращено на воду.

История создания памятника затонувшим кораблям в Севастополе

Высота стелы на гранитном основании достигает 16,5 м. Её установили рядом с площадью, которая носит имя прославленного генерала Крымской войны – Петра Степановича Нахимова. Это самая узнаваемая локация города, объект культурного наследия федерального и национального значения. В 2016 фото памятника погибшим кораблям набрало больше всего голосов в государственном конкурсе и было выбрано для новой денежной купюры номиналом 200 рублей.

Над проектом монумента и его материальным воплощением трудились скульптор А.Г.Адамсон из Академии художеств Петрограда, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер Ф.О. Энберг.

Адамсона ругали за излишний натурализм. У него получилось «оживить» герб страны. Большой двуглавый орел держит в клюве большой венок, левая часть которого лавровая, а правая – дубовая. В верхней части приколот внушительный морской якорь. В геральдике дуб – символ силы, доблести, славы, а лавр – победы, очищения, триумфа. Это сочетание есть и на большом гербе России. Якорь висит на цепи из 15 звеньев. Ровно столько корабельных судов было опущено под воду в стратегических целях.

Гордая птица увенчана императорской короной и андреевской лентой. На груди у него щит с Георгием Победоносцем. Это образ России, которая чествует своих защитников и героев. Запрещенная в советское время символика после революции уничтожалась повсеместно, но севастопольскую стеллу большевики не тронули.

Рьяные приверженцы новой власти возмущались и говорили, что царская корона оскорбляет память погибших во время обороны города. Они предлагали заменить её пятиконечной звездой и провести к ней электроосвещение. Сохранились письменные донесения членов партии, в которых этот вопрос выносился на повестку. Власть не стала вносить серьезных изменений. С короны убрали крест. Он был возвращен обратно только в 2003. После реставрации был установлен латинский символ веры, в то время как изначально там был Георгиевский крест.

Практически в первоначальном виде он успешно просуществовал весь советский период. Более того, в 1969 году фото памятника затопленным кораблям появилось на гербе Севастополя.

Но некоторые перемены все же произошли. В 1905 на гранитном пьедестале была не только стелла, но и корабельная мачта. Она хорошо видна на старинных дореволюционных открытках. Её могли видеть люди, пользующиеся морским транспортом. С берега разглядеть её было невозможно.

Через 50 лет она была утрачена. До 1975 на гранитном монументе сохранялись её остатки, примерно 80%. Люди, занимавшиеся реставрацией памятника, не были подкованы в судомоделизме. Они не обратили внимание на то, что одного элемента не хватает.

В 60-х годах архитектор Адольф Львович Шеффер сделал уникальный фотоснимок. Специалисты могут восстановить первоначальный облик объекта, ориентируясь на это изображение. Но некоторых деталей не хватало уже в тот период, когда было сделано фото. Исследование показало, что мачта была английского типа конца XVIII – начала XIX века.

Если смотреть на стелу с Приморского бульвара, можно увидеть барельеф. На нем в бронзе отлиты контуры затопленных кораблей. Это еще одно творение Адамсона. В правом нижнем углу внимательный взгляд найдет автограф скульптора и год создания бронзовой таблички – 1904. Вероятно, она была отлита в самом начале работ над главным символом обороны Севастополя.

Историк Владимир Салтанов предполагает, что люди, гуляющие по набережной города в начале ХХ века, легко могли разглядеть авторскую подпись. В то время памятник и сушу не разделяла водная гладь. Море было засыпано.

По странному стечению обстоятельств экскурсоводы редко говорят о нем. Упоминания в путеводителях сводятся к цитированию надписи, расположенной под барельефом. Иногда говорится, что на табличке изображена линия затопления парусников.

В годы Великой Отечественной войны стела чудом пережила фашистские бомбардировки. В неё не попал ни один снаряд. Это удивительное стечение обстоятельств. Разъяренные яростным сопротивлением русской армии немцы стремились стереть не желающий сдаваться город с лица земли. Первая мина между стелой и берегом упала 22 июня 1941, а 9 мая у его подножия догорал фашистский танк.

В 2007 году проводилась реконструкция. Памятник затонувшим кораблям был покрыт специальным восковым составов: фото главного символа Севастополя, сделанное в тот временной период, приведено ниже.

Воск должен был оберегать монумент от коррозии и придавать ему золотистое сияние на закате и восходе. Первые полгода все так и было, но потом состав стерся, и стела снова потускнела.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе на карте: как добраться

Бухта, где стоит монумент, находится в черте города. Если вы едете от ж/д вокзала или автостанции, садитесь на общественный транспорт и следуйте до остановки «Площадь Нахимова». Вам подойдут:

  • Троллейбусы № 1, 3, 7, 9.
  • Автобусы № 29, 32, 107, 109.
  • Маршрутки под номерами 4, 71, 109, 110, 112.

В Северной бухте можно сесть на теплоход. Вам подойдут все суда, идущие в Графскую пристань. Они забирают пассажиров каждые 10-15 минут. Первый уходит в 05:10, последний в 23:45.

Когда приедете в город, не удивляйтесь, если местные жители не смогут описать вам памятник правильно. Кто-то думает, что наверху стелы сидит чайка, другие считают – голубь, третьи уверены – самолет. Виной всему удаленность монумента от берега, некачественные путеводители и сувенирная продукция. Благодаря нашему материалу вы узнали все о главной достопримечательности Севастополя и теперь точно привезете домой её правильную миниатюру.

Одним из самых загадочных и удивительных памятников является памятник Затопленным кораблям в . Изображение этого памятника по праву считается эмблемой города, его можно также увидеть и на современном гербе Севастополя.

Рядом с памятником Затопленным кораблям всегда очень много народа, каждый старается старается сделать фото на память на фоне памятника Затопленным кораблям, но мало кто знает его удивительную историю.

Памятник Затопленным кораблям — исторические события, которые сподвигнули к его созданию

В сентябре 1854 года под Евпаторией высадилась огромная армия союзников, в которую входили англичане, французы, турки, итальянцы. В неравном бою на реке Альма русские проиграли, и над городом Севастополем нависла реальная угроза прорыва неприятельского флота на внутренний рейд. Силы вновь были не равными: у неприятеля — пароходы, а у нас в основном старые деревянные парусники.

К тому же при проверке эффективности севастопольских береговых батарей произошла неприятность: небольшое торговое судно, специально превращенное в мишень, отправили дрейфовать, расстреливая со всех береговых орудий. Но шаланда получила только небольшие повреждения, а вот в фортах появились заметные трещины от выстрелов!

На военном совете 9 сентября 1854 года начальник штаба вице-адмирал В.А. Корнилов призывал выйти в открытое море и всеми силами атаковать корабли противника, а при необходимости пойти на абордаж и умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой. «Умереть мы всегда успеем», — возражали другие члены совета. Нельзя ли применить знаменитую суворовскую хитрость?

И тогда командир линейного корабля «Селафаил» капитан 1 ранга Зорин решил осмелиться озвучить перед командованием оригинальную идею, которую уже обсуждали в кулуарах: что если затопить поперек входа в бухту часть старых судов? А моряки сойдут на берег, чтобы защищать Севастополь на бастионах!

Скрывая сильную дрожь в голосе, Зорин предложил первым затопить собственный корабль. С ним сразу согласился вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Однако Корнилов был непреклонным: пустить на дно собственные боевые корабли? Он на такое не сможет пойти!

И только после озвученной угрозы главнокомандующего — князя Александра Меньшикова, который в случае неповиновения приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Владимир Алексеевич скрепя сердцем заявил:

Печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но необходимо покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

Итак, чтобы преградить пути вражеским судам было решено опустить на дно поперек фарватера парусные корабли, побывавшие во многих морских сражениях. Все тяжелые орудия сняли и отправили на берег, ими усилили батареи и редуты.

Некоторые из этих пушек можно увидеть и сегодня, например, на , где в первую оборону Севастополя, располагался легендарный 4 бастион, в числе командира которого был артиллерийский офицер Лев Толстой.

Нахимов в приказе по эскадре писал:

Я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в своих командах, что каждый из них будет драться, как герой.

Это предсказание сбылось абсолютно полностью. Команды затопленных военных судов пополнили ряды защитников города Севастополя. А первым из плеяды прославленных адмиралов трагически погиб Владимир Алексеевич Корнилов на , завещая своим товарищам:

Отстаивайте же Севастополь!

У семи буев, обозначавших места последних дислокаций, стали на якорь легендарные ветераны флота: корабли «Селафаил», «Силистрия», «Уриил», «Три святителя» и «Варна». Расположили все корабли строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному — фрегат «Флора». Ночью 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали топорами днища, а на некоторых кораблях были взорваны специально установленные пороховые заряды.

Но не все старые суда ушли под воду сразу же. Например, корабль «Три святителя» каким-то чудом держался до самого утра. Врагов известие о заграждении привело в сильный шок! Они отменили нападение на северную сторону и решили пойти в обход. В то время наши войска укрепляли батареи на всём берегу. Именно поэтому затопленные корабли нельзя считать потерей, так как они преградили собой путь к победе неприятельского фронта.

Даже сильное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая союзными войсками морская атака севастопольских батарей закончилась их неудачей. Поразительно, но даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться!

Мачты затонувших русских кораблей ломали вражеские днища, а огонь береговых фортов довершал дело. Многие суда противника получили сильные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских артиллеристов.

Одно из самых нестандартных военных решений — затопление собственных военных кораблей — оказалось единственно верным: союзнический флот, многократно превосходивший Россию как в численности, так и в оснащении, не смог завладеть главной бухтой Севастополя и значительно утратил свое опасное преимущество.

О том, насколько лежащие на дне суда мешали врагам, красноречивее всего говорит тот факт, что в ноябре 1854 года на английском пароходе «Принц» везли команду водолазов и специальные мины, которыми собирались разрушить затопленные корабли. Но «Принц» сам пошел на дно во время сильнейшего шторма у берегов

Стихия не пощадила и оборонительную линию севастопольских защитников: из-за частичного разрушения подводной преграды в ноябре-декабре были затоплены еще два судна — корабль «Гавриил» и корвет «Пилад».

Другой сильный шторм, разразившийся в феврале 1855 года, тоже сыграл на руку врагам, разметав стройную линию нашей «подводной обороны». Поэтому признал необходимым затопить еще несколько старых судов:

Если неприятельские корабли утвердятся на рейде, то кроме того, что мы потеряем город Севастополь и флот, мы лишимся всякой надежды в будущем; имея Севастополь, мы будем иметь и флот… а без Севастополя нельзя иметь флот на Черном море. Аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на различные меры, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем спасти Севастополь.

Это и послужило причиной создания второй подводной «шеренги». В феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями ушли другие корабли — «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия» и «Мидия».

Именно на месте второй линии затопления судов, в 23 метрах от берега, в 1905 году был установили памятник — к пятидесятилетию беспримерной обороны Севастополя, которая продолжалась в общей сложности 11 месяцев!

О великом подвиге державших оборону доблестных воинов с уважением писали все газеты даже тех государств, которые всеми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы. 349-дневная героическая эпопея города прославила защитников города на весь мир.

Памятник Затопленным кораблям — планирование и создание

Сначала планировалось установить монумент на месте первой линии затопления кораблей, то есть возле Константиновского равелина. Однако правительственная комиссия посчитала, что возводить два памятника слишком накладно для казны. Её строгие члены, возглавляемые Великим князем Александром Михайловичем, внимательно оценивали проекты ведущих инженеров и архитекторов.

Автором лучшего из них был признан начальник службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Фридрих-Оскар Энберг, который и предложил установить монумент прямо в море. Стоит заметить, что именно он спроектировал всемирно известное здание севастопольской

Решено было сделать колонну круглой и водрузить её на гранитном утесе архитектор и художник Валентин Фельдман, автор проектов многих православных храмов Крыма и некоторых строений в Севастополе. Примерно в середине 1903 года к завершающему этапу разработки и осуществлению всех замыслов был привлечен эстонский скульптор Амандус Генрих Адамсон. Кстати, именно он оставил свою подпись на памятнике, а точнее на бронзовом барельефе, изображающем затопление кораблей.

Когда война закончилась, то со дна Севастопольской бухты удалось поднять, отремонтировать и вернуть в строй 20 кораблей(!), но большинство были уже слишком ветхими и пошли на слом.

Очистка бухт затянулась на несколько десятков лет. Опытные водолазы утверждают, что сейчас дно бухты представляет собой настоящий лабиринт из остатков судов всех эпох, в толще ила прячется множество неразорвавшихся мин и бомб, так что трогать этот «подводный мусор» крайне опасно.

За очень долгую историю Черного моря дно этой бухты не раз поднималось и опускалось, так что рельеф его крайне сложен, он изобилует отмелями, которые на флотском языке именуются «банками». Многие из них облюбовали колонии обитающих здесь мидий. По легенде, памятник Затопленным кораблям стоит именно на этой отмели.

На напротив памятника Затопленным кораблям во время общественных гуляний готовили обеды и ужины рестораны, кафе и буфеты. Реклама гласила: «От 1 до 6 часов — обеды из 3-х блюд — 78 копеек, из 4-х — 1 рубль. Открытая терраса с видом на море и Большой рейд». Особым расположением у публики пользовались ресторан в здании яхтклуба и буфет под управлением опытного метрдотеля Жоржа.

Сейчас от ресторанов не осталось и следа, войны и неумолимое время неоднократно меняли внешний вид Приморского бульвара, но лишь одно остается неизменным — любимый горожанами памятник. Каждому, кто хоть раз побывал в знаком его запоминающийся облик: стройная коринфская колонна, увенчанная бронзовым двуглавым орлом с распростертыми крыльями.

Памятник Затопленным кораблям — значение символов изображенных на нем

Не смотря на то, что этот памятник — один из популярнейших туристических объектов, изображен на современном гербе Севастополя, он до сих пор окутан ореолом тайны и является предметом споров и неожиданных открытий.

Странность состоит в том, что постамент развернут «лицом» к морю, то есть рассмотреть его во всей красе можно лишь со стороны акватории, а никак не с берега. Почему так? Скорее всего, в этом заключается смысл памятника: он обращен не к «сухопутным» туристам, а в море — к месту, с которого началась первая героическая беспрецедентная оборона города.

В клювах двуглавый орел держит венок. Одна половина его сплетена из лавровых листьев, символизирующих славу, победу, триумф, очищение, а вторая из дубовых листьев с желудями, олицетворяющими стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

К верхней части венка прикован висящий на цепи морской якорь. Орел увенчан большой императорской короной с крестом. Однако в советские годы крест не поленились спилить. Планировали поменять его на звезду и снабдить электрической лампочкой! К счастью, проект не состоялся.

В 2003 году крест на короне появился вновь, но только не Георгиевский крест, как положено, а скорее латинский… А вот на груди орла сохранилось изображение Георгия Победоносца. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий идущие на дно корабли.

Под ним на гранитных плитах высечены слова:

ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ, ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г. г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНИЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ.

Со стороны моря ранее была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Но её сорвало штормом в 1975 году, и до сих пор она не восстановлена.

Вся история легендарного памятника Затопленных кораблей — это непрерывная борьба со стихией. Морские волны разбиваются о постамент уже более 100 лет. Море неумолимо терзает гранит, вымывает каверны в камне, норовит «отгрызть» бронзовые детали монумента. Угрожали символу города даже купальщики, ведь многие десятилетия напротив памятника находился городской пляж.

Отдыхающие часто карабкались на пьедестал и даже сбрасывали с него камни, чтобы устроить себе «ванночки» у подножия колонны. От старожилов Севастополя часто приходится слышать, что напротив памятника Затопленным кораблям прямо из моря был источник пресной воды, к которому ребята ныряли, протискиваясь между подводных камней.

Однажды незадачливый ныряльщик застрял, и после того, как его с большим трудом вытащили, во избежания повторных несчастных случаев, грот с источником залили бетоном.

Памятник Затопленным кораблям во время Великой Отечественной войны

Сам памятник несколько раз подвергался серьезному ремонту, особенно его подводная часть, которая страдала больше всего, так что за дело приходилось браться водолазам.

Во время Великой Отечественной войны был пробит пулями бронзовый барельеф, повреждены база колонны и капитель, появились осколочные и пулевые пробоины в крыльях орла, а также в короне и на колонне.

Памятник первым встретил своего врага: рано утром 22 июня 1941 года рядом с ним взорвалась сброшенная с фашистского самолета мина. Вторая, так и не разорвавшаяся, была обнаружена водолазами недалеко от него в июле 2005 года. Во время Великой Отечественной войны бомбы и снаряды непрерывно падали в бухту.

А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя ближе к набережной увидели чудом уцелевший памятник, рядом с которым дымился пылающий вражеский танкер. Как же памятнику удалось выстоять?!

Он и сейчас хранит свои тайны. Например, мало кто знает, что из-за начавшейся Русско-японской войны его торжественное открытие не состоялось. А затем — революции и вновь войны… Поэтому это один из тех немногих монументов в мире, который официально так и не открыт.

Заплывы у памятника Затопленным кораблям

Севастопольский преподаватель математики Владимир Салтанов, который посвятил памятнику немало исследований, насчитал 17 названий, которыми в разные годы награждали его авторы путеводителей и журналисты. Первым названием, которое обнародовала строительная комиссия, звучало так: «Памятник затопления кораблей».

Один из старожилов города — Владимир Коган, часто рассказывает историю из своей юности о том, что в послевоенном Севастополе существовала организация ДОСФЛОТ, которая расшифровывалась как «Добровольное общество содействия флоту».

«Благодаря ей севастопольская молодежь бесплатно осваивала навыки плавания под парусом и на веслах. Почти в каждом учреждении и учебном заведении города была своя команда гребцов, которые регулярно соревновались.

Особым шиком у молодых парней считалось проскочить на полной скорости в пятиметровую «щель» между берегом и памятником Затопленным кораблям. Это требовало весьма большого искусства, так как смельчаков поджидали многочисленные подводные камни, а сам памятник стоит на отмершей устричной «банке». В парусной шлюпке находилось обычно шестеро: впередсмотрящий, рулевой и гребцы.

Однажды, командир одной из лодок решил впечатлить знакомую девушку. Усадил её в шлюпку, а сам вместе с товарищами пошел на разгон.

Но рассеянность влюбленного парня привела к плачевным последствиям: со всего маху налетев на камень у подножия памятника, судно треснуло, мачта накренилась, и девушка чудом осталась жива, а соленой воды наглотались вдоволь все участники «заплыва». Неизвестно, как бы сложились отношения у влюбленных, но из командиров шлюпки жених был разжалован».

В 2007 году на средства правительства Москвы памятник отремонтировали, на бронзового орла смело взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. Они заклеили 30-сантиметровую трещину в основании правого крыла специальным клеем.

Однако следует понимать, что такая «заплата» не простоит долго. Одним словом, памятник Затопленным кораблям ждет своих реставраторов и проведения серьезных исследований.

Если вы попадете на набережную Приморского бульвара, обязательно полюбуйтесь на памятник затопленным кораблям в . Он установлен на искусственной скале из гранита в нескольких метрах от берега. Сооружение представляет собой колонну, на вершине которой восседает двуглавый орел из бронзы, увенчанный короной, размах его крыльев 2,67 м. Смотрит величественная птица в сторону моря.

Авторы: скульптор Амандус Адамсон, архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг. С 1969-го года изображение достопримечательности красуется на гербе города-героя, а с 2000-го – и на флаге Севастополя.

Напротив памятника на берегу установлены два якоря от затопленных кораблей и памятная доска, сообщающая, что в 1905 году здесь царскими войсками были расстреляны матросы крейсера «Очаков». Поэтому и стена называется «расстрельной».

История памятника затопленным кораблям

Открытие монумента состоялось в 1905 году. Его установили в честь 50-летней годовщины .
События, в честь которых поставили памятник, разворачивались во время Крымской войны. В те дни (середина XIX века) бои шли на нескольких морях, в том числе на Белом, Баренцевом и побережье Камчатки. Однако именно в Крыму сражения стали самыми жестокими, а противостояние самым продолжительным.

Российской империи пришлось вступить в противостояние с армией коалиции, состоявшей из британских и французских войск. На стороне союзников сражались также королевство Сардиния и Османская империя.

В сентябре 1854 года флот врагов грозил подойти вплотную к берегам крымского города. Тогда командир российского корабля «Селафаил» капитан А.А. Зарин озвучил идею — затопить перед входом в бухту часть устаревших судов. Первым он предложил пустить на дно свой корабль.

Через два дня потопили семь единиц флота. Всего же за годы Крымской войны на дно легло около двух десятков русских кораблей. Их мачты, выступавшие над волнами, не пускали врагов в бухту. Экипажи при этом, с пушками и снаряжением, сошли на берег и героически сражаться на бастионах и редутах города.

Выдержал революцию, войну и землетрясение

После революции 1917 года по стране прошла волна смены памятников, напоминающих об императорском прошлом. Однако бронзового двуглавого орла, всматривающегося в морскую даль с колонны, никто не тронул. Впрочем, как-то раз прозвучало предложение вместо короны водрузить над головой у птицы пятиконечную звезду.

Памятное сооружение устояло во время землетрясений 1927 года в Крыму, не получило повреждений и в годы Великой Отечественной войны, хотя сам город был практически разрушен.

Как добраться до памятника затопленным кораблям?

Место это знаковое, сердце Севастополя. Здесь полно исторических и памятных мест, всегда много людей. Поэтому общественный транспорт ходит активно, а вот найти место для парковки автомобиля довольно сложно. Чтобы посмотреть памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, необходимо добраться до центра города. Затем от площади Нахимова нужно пройти пешком в сторону моря. При среднем темпе ходьбы вам понадобится всего несколько минут.

Близ памятника затопленным корабля находится драконий мостик (мост влюбленных), солнечные часы, мемориал «С пользой и во славу России». Всего в нескольких минутах ходьбы от берега расположены такие популярные достопримечательности Севастополя как.