Социальное поведение и социализация личности кратко. Социализация личности, ее этапы и формы Сущность процесса социализации личности

Важная социальная роль- быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образования.

К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей – попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воровством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно. Сюда могут быть отнесены и некоторые другие социальные роли негативного характера.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды.

Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств.

Так, если не происходит процесс адаптации ребенка к группе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность, что может привести к серьезной личностной деформации.

Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценке. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у него чувства товарищества.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка - воспитанием.

В течение последних десяти лет в педагогике и других социальных науках широко обсуждается вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Особое внимание приковано к этой проблеме в связи с изменением идеологии государства (отказом от коммунистической идеологии), пересмотром целей, содержания и методов воспитания. При этом одни авторы пытаются заменить воспитание социализацией, другие рассматривают воспитание как часть социализации личности ребенка, третьи под социализацией понимают гражданское и нравственное воспитание. Есть и другие точки зрения. Однако бесспорным для всех является то, что воспитание - один из основополагающих факторов социализации личности ребенка.

3. Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в обществе.

Выделяют следующие стадии социализации 2:

1. Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация - процесс формирования личности.

Индивид  Личность - через процесс социализации, который включает освоение:

культуры человеческих отношений и общественного опыта;

социальных норм;

социальных ролей;

видов деятельности;

форм общения.

Механизмы социализации:

идентификация;

подражание - воспроизведение опыта других, их движений, манер, поступков, речи;

полоролевая типизация – приобретение поведения, характерного для людей своего пола;

социальная фацилитация - усиление энергии человека, облегчение его деятельности в присутствии других людей;

социальная ингибиция - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей;

социальное влияние - поведение одного человека становится подобным поведению другого человека. Формы социального влияния: внушаемость - непроизвольная податливость человека влиянию, конформизм - сознательная уступчивость человека мнению группы (развивается под влиянием социального давления).

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Этапы социализации.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы 3:

▪ младенчество (от рождения до 1 года),

▪ раннее детство (1-3 года),

▪ дошкольное детство (3-6 лет),личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, - формирование, развитие, воспитание , социализация ... в трудовой и общественно-социальной жизни. Эстафету социализации личности принимает школа. По...

  • Социализация личности (16)

    Реферат >> Социология

    Стадиях является поиск своего социального места. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере... и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность , стремление жить по законам красоты...

  • Социализация личности . Теория социальной стратификации и социальной мобильности

    Контрольная работа >> Социология
  • Социально -культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    Выступает как уникальная социально -культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности . И третий - ... , базируется на принципиально новых подходах к социальному воспитанию , социализации личности в условиях свободного времени. В течение...

  • ⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

    Социализация личности (от лат. socialis — общественный) — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

    Источниками социализации личности являются:

    • первый опыт раннего детства — формирование психических функции и элементарных форм общественного поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);
    • социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;
    • взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

    Социализация личности — не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы». Это процесс активного самопостроения личности, которое стимулируется определенными социальными условиями. Социализация личности — предоставление личности возможности жить в качестве полноправного члена общества. Социализация личности связана с выработкой у него адекватных отношений к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

    У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация личности не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать полное свое подобие. Социализация личности — присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе, а не всех социальных стандартов.

    Стиль социализации личности определяется мерой господства старших над младшими. Только в архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципом взаимодействия между поколениями является принцип равенства и сотрудничества, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей.

    Приобщение индивида к социальному наследию — приобщение его к культуре общества. Культура — достижения человечества, представленные в духовных и материальных ценностях, нормах социальных и межличностных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни.

    Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества — качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.

    Основные формы социализации личности — воспитание и обучение. Воспитание — процесс систематического целенаправленного формирования индивида как субъекта социальных функций, осуществляемый соответствующими социальными институтами — семьей, воспитательными и учебными заведениями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации. Содержанием воспитания является формирование нравственных понятий, установок, ценностных ориентаций, поведенческих навыков и привычек, соответствующих требованиям общества. Эффективным воспитание может быть лишь на основе знания психологических закономерностей формирования личности. В процессе воспитания индивид должен выступать как полноправный субъект, а не только как объект воздействия. На разных возрастных этапах развития индивида существуют наибольшие предрасположенности его психики к формированию определенных качеств.

    Образование — социальный институт формирования общекультурной структуры личности, преимущественно в форме обучения — процесса целенаправленного вооружения подрастающего поколения системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности индивида в обществе.

    Однако социализация личности не сводится к воспитанию и образованию. В процессе социализации формируется жизненная позиция личности — принципы поведения, основанные на устойчивых взглядах личности на ее место и роль в жизнедеятельности общества. Эта позиция формируется комплексом социальных факторов.

    В процессе социализации личности выделяются три стадии: 1) дотрудовая (раннее детство и период обучения); 2) трудовая (период зрелости человека); 3) послетрудовая. Как видим, социализации личности не сводится только к процессу воспитания молодежи — это пожизненный процесс взаимодействия человека и общества, взаимодействия личности с различными социальными институтами.

    Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора”, влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив — семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

    Итак, социализации личности — это и процесс, и результат присвоения (интернализации) индивидом системы социальных ценностей и социальноадаптированных способов поведения, осуществляемые как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия наличность различных жизненных обстоятельств.

    Качество и характер социализации личности в значительной мере определяются социальным устройством данного общества.

    Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение личности. Наивысшие проявления человеческой сущности затормаживаются. Жизненный путь перестает ощущаться большинством людей как движение к личному совершенству. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно зависимый тип личности .

    Основными качествами этого типа личности являются: конвенционализм — некритическое принятие догматических норм и правил, верноподданность; авторитарная зависимость — преклонение перед официальной властью, некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность — ненависть ко всем инакомыслящим; этноцентризм — крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность , косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, понимаю оппонентов; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы; стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности.

    В социально-психологические сети тоталитаризма попадают прежде всего люди, склонные к психическому уподоблению — конформизму. Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению. И чем примитивнее и понятнее «идея», тем больше доброхотов. А если
    идея еще и прибыльна, дает привилегии, то начинается даже борьба за большую ортодоксальность.

    Без анализа смысловой сферы конкретной личности нельзя понять механизм ее взаимодействия со средой. У каждого человека свое жизненное пространство, своя «техника” жизни, самовозложение на себя своих обязанностей, свои сокровенные устремления и приверженности.

    Личность стремится упорядочить свое миропонимание, сделать мир предсказуемым и понятным для себя. Для поддержания своей стабильности она может прибегать даже к самообману. И нет большей трагедии для личности, чем разрушение ее субъективного мира, деконцептуализация ее существования — крах ее надежд и верований.

    Жизненные трудности возникают у всех. Но только высокоадаптированные индивиды способны преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию. Для этого сознание индивида должно быть способным к концептуальным перестройкам. В ситуациях жизненных катаклизмов высокоадаптированные индивиды переходят на новую схему психической саморегуляции. Во всех тяжелых жизненных ситуациях человек может увидеть свой спасительный шанс, новую жизненную опору. Неспособность же его к стратегической переориентации может оказаться губительной.

    Судьба порой наносит такие жестокие удары, что полностью изменяет характер человека; всю его ценностно-регулятивную систему. Люди, психологически подготовленные к возможным ударам судьбы, проявляют большую «жизнестойкость. Те же, кто ориентирован только на «радости жизни», нередко оказываются сломанными. Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.

    В общем виде люди подразделяются на две категории: на тех, кто во всех неудачах винят внешние обстоятельства (экстерналы), и на тех, кто в своих неудачах склонны винить прежде всего себя (интерналы). Интерналы  более адаптивны — они способны своевременно корректировать свое поведение, исправлять ошибки. Их поведение отличается большей социальной ответственностью. Экстерналы же интерпретируют социальные нормы как нечто навязанное извне. Преимущественная ориентация на внешний контроль снижает уровень их самоконтроля.

    Трудные обстоятельства жизни они интерпретируют как кару судьбы. Интерналы же рассматривают эти трудности как возможность проявить жизнестойкость, для них характерен более высокий уровень социальной ответственности.

    Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия; десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуальными — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

    Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, позиции и ценностные ориентации (цельность личности).

    Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

    Личность в норме находится в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования, постоянно открывает для себя новые горизонты, изыскивает возможности самореализации своих способностей. В трудных условиях толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость К их потребностям и интересам.

    В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний . Развитая личность обладает обостренным чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному . Обладая развитым чувством самоуважения, способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

    Социальная работа / Социальная работа с молодёжью / 1.1. Понятие социализации

    Термин «социализация » означает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

    Социализация личности

    Социализация — процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

    Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

    Общество с целью воспроизводства социальной системы и сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.

    Социализация – это процесс адаптации и интеграции человека в общество путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

    Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную среду, в ходе которой происходит её приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

    Понятие адаптации означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно означает процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Различают следующие уровни адаптации :

    — целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но, соглашаясь с требованиями социальной среды, он продолжает придерживаться своей системы ценностей;

    — взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;

    — аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации, которая возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных характеристик человека;

    — ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.

    Социализацию Т. Парсонс определяет как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами социентальной общности и устанавливают определенный социальный статус».

    Цит. по: Громов И.А. Западная теоретическая социология / И.А.

    Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. — 1996. — С.173.

    Большой вклад в разработку концепции социализации внес известный американский социолог Р. Мертон. Он предложил типологию социальной адаптации личности к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основе типологии – соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Предложенный подход позволил выделить 5 типов личности .

    Оптимальным для общества типом личности является тот, который признает и социальные ценности, и идеалы, и нормы их достижения. Такую личность Р. Мертон определил как конформистскую.

    Экспериментирование в области норм достижения социально значимых ценностей дает второй тип личности – инновационный .

    Экспериментирование в области социальных целей (отказ от традиционных целей и ценностей и выдвижение новых) при сохранении верности традиционным нормам социального поведения дает третий тип личности — ритуализированный .

    Изоляционистский тип личности характеризуется неприятием социальных целей и средств их достижения, при этом человек уходит в свой собственный мир, стремясь не соприкасаться с обществом вообще.

    Пятый тип, «мятежник», или бунтующий человек , напротив, при отрицании социальных ценностей и идеалов, а также при отрицании социально одобряемых средств достижения этих ценностей стремится активно им противостоять, выдвигая и утверждая инновационные идеалы и нормы поведения.

    Рассмотрение данной типологии показывает, что от результата социализации и сложившегося типа личности, зависит степень интегрированности общества и уровень его стабильности. Идеальным вариантом социализации личности является первый тип, отвечающий культуре общества и адаптированный в ней.

    Таким образом, социализация рассматривается через понятие «адаптация», как процесс приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам среды.

    Однако социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия (влияния) социальной среды на личность. Историческое развитие характеризуется нарастающей тенденцией автономизации личности. Этот процесс связан не столько с приспособлением к среде, сколько с саморазвитием и самореализацией личности.

    Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. С содержательной стороны для личности социализация является продуктом пересечения действия трех факторов:

    — врожденных механизмов,

    — социальных условий,

    — сознательного, направленного образования, обучения и воспитания.

    Диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Этот процесс распадается на различные этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап не может наступить.

    Социальное поведение и социализация личности – понятие и его виды

    1. Процесс социализации личности исключает:

    А) обучение личности;

    Б) культурное развитие человека;

    В) воспитание личности;

    Г) изоляцию личности.

    2. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» находятся в следующем соотношении:

    А) социальная роль представляет собой ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида;

    Б) социальная роль есть разновидность социальных статусов индивида;

    В) социальный статус есть разновидность ролевого набора индивида;

    Г) социальная роль отражает номинальную позицию индивида, а социальный статус – ранговую.

    А) Психологической.

    Б) Социологической.

    В) Поведенческой.

    Г) Философской.

    4. Личность – это:

    А) совокупность черт, отличающих одного индивида от другого;

    Б) самое общее понятие, обозначающее его абстрактного представителя человеческого рода, так наз. Homo sapiens;

    В) выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений;

    Г) все выше перечисленное.

    5. Модальная личность – это:

    А) часто встречающийся тип личности в конкретном обществе;

    Б) редко встречающийся тип личности в обществе;

    В) модный человек;

    Г) одномерный человек.

    6. Ролевая концепция личности Т. Парсонса включает в себя следующие подсистемы:

    7. Концепция личности З. Фрейда включает в себя следующие подсистемы:

    А) совокупность социальных ролей и социальных статусов;

    Б) ролевое ожидание и ролевое поведение;

    В) система нужд личности и система запретов общества;

    Г) система стимулов и система реакций.

    8. Поведенческая концепция Дж. Хоманса и Б. Скинера включает в себя следующие подсистемы:

    А) совокупность социальных ролей и социальных статусов;

    Б) ролевое ожидание и ролевое поведение;

    В) система нужд личности и система запретов общества;

    Г) система стимулов и система реакций.

    9. Теорию зеркального «Я» сформулировал:

    А) Г. Маркузе;

    Б) Б. Скинер;

    В) Ч. Кули;

    Г) К. Маркс.

    10. Теорию «одномерного человека» сформулировал:

    А) Г. Маркузе;

    Б) Б. Скинер;

    В) Ч. Кули;

    Г) Т. Парсонс.

    11. Теорию «обобщенного» другого сформулировал:

    А) Г. Маркузе;

    Б) Дж. Мид;

    В) Ч. Кули;

    Г) К. Маркс.

    12. Какая теория личности является смысловым продолжением теории зеркального «Я»?

    Б) Теория личности К. Маркса.

    Г) Теория личности З. Фрейда.

    13. Какая теория понимает личность как совокупность отражений реакций других людей?

    А) Теория одномерного человека.

    Б) Ролевая концепция личности.

    В) Теория «обобщенного» другого.

    Г) Теория зеркального «Я».

    Социальное поведение и социализация личности.

    Кто из ученых рассматривал личность как продукт производственных отношений?

    А) Т. Парсонс.

    Б) К. Маркс.

    В) З. Фрейд.

    Г) Г. Маркузе.

    15. Процесс отучения личности от прежних норм и ценностей называется:

    А) социализацией;

    Б) ресоциализацией;

    В) десоциализацией;

    Д) кристаллизацией.

    16. Вторичная социализация – это:

    А) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

    Б) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

    В) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

    Г) социализация, проходящая за стенами образовательного учреждения.

    17. Главным агентом первичной социализации является:

    В) детский сад;

    Г) компания друзей.

    18. Понятия «человек», «индивид», «личность» находятся в следующем соотношении:

    А) все понятия тождественны;

    Б) понятие «человек» включает в себя два остальных;

    В) понятие «личность» шире, чем «человек» и «индивид»;

    Г) понятие «индивид» и «человек» тождественны.

    19. Понятие _________ включает в себя только социальную характеристику индивида.

    А) человек;

    Б) индивид;

    В) личность;

    Г) все перечисленные понятия.

    20. Верны ли следующие суждения: А) Личность является продуктом социальных отношений. Б) Понятие «человек» употребляется для обозначения абстрактного представителя человеческого рода.

    А) Оба верны.

    Б) Оба неверны.

    В) Верно только А.

    Г) Верно только Б.

    ⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

    Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1032 | Нарушение авторского права страницы

    Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. В научной мысли существует несколько трактовок этапов социализации. В зависимости от жизненных циклов человека принято выделять – детство, юность, зрелость, старость. Если за основу классификации взять главный показатель зрелости личности – его трудовую активность, то можно выделить три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Наиболее часто выделяют два этапа: первичная социализация (от рождения до формирования личности) и вторичная социализация (развитие личности на стадии её социальной зрелости).

    Первичная социализация включает в себя два периода:

    1. Ранняя социализация, которая длится от рождения до 12 лет.

    2. Социализация юношества, которая начинается примерно в 12 – 13 лет и продолжается до 18 – 19 лет.

    Главными механизмами социализации на ранних этапах являются:

    — имитация , т.е. стремление ребёнка копировать поведение взрослых, не понимая его. Этот период длится примерно с рождения до трёх лет.

    — идентификация , т.е. усвоение ребёнком взрослых моделей поведения как своих собственных.

    Посредством имитации и идентификации человек начинает понимать свои социальные роли. Одновременно формируются механизмы призванные пресекать негативные явления, т.е. механизмы вины и чувства стыда. Стыд – чувство неправильного поведения при обнаружении проступка. Формируется умение отличать хорошее от плохого. Вина – то же чувство независимо от того, стал ли проступок известен людям.

    Неудачная начальная социализация называется депривацией – это результат отсутствия родительской любви, или госпитализмом – это результат воспитания в казённых заведениях. Учеными доказано, что у детей воспитывающихся вне семьи, вообще значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстаёт 46% обследованных, а в психическом – 75%. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищённый её этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают.

    Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их ещё называю тинэйджерами. На этом этапе происходит завершение формирования основ личности. В этом возрасте происходят важные психофизиологические изменения в организме человека. Появляется агрессивность, склонность к необдуманному риску, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности, стремление к противоположному полу, переход от послушания к скрытому неповиновению. Эти изменения не могут не сказаться на социализации. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Сложность данного социального этапа связана с тремя главными обстоятельствами:

    — несовпадение высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса подростков, который задан их возрастом;

    — несоответствие между способностями подростков принимать решения и нести за них ответственность и стилем воспитания родителей (отношение к подростку как к ребёнку, требующему заботы и руководства).

    — несоответствие между усиливающейся ориентацией на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

    Особенностью этого этапа социализации является и стремление получить определённый взрослый статус. Но эти позиции в обществе могут играть только взрослые, экономически самостоятельные люди.

    § 7.2. Социальное поведение и социализация личности

    Поэтому, такие попытки опережения на взрослость для многих заканчиваются печально: преступность, алкоголизм, наркомания. Многие бросают школу, т.к. статус школьника не считается взрослым.

    ⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

    Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 830 | Нарушение авторского права страницы

    Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864-1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы.

    Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

    Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

    Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

    Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

    Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

    Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие - на отдельных стадиях жизни.

    В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

    Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.


    Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
    В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.
    Источниками социализации личности являются:
    опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте);
    социальные институты – системы воспитания, обучения и образования;
    взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.
    Социализация – не механизм наложения на индивида "готовой социальной формы", а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.
    Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры. У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает "подгонки" новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация – это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.
    Стиль социализации определяется мерой господства старших над младшими. Только в архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципом взаимодействия между поколениями являются принцип равенства и сотрудничества, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей
    Приобщение индивида к социальному наследию – это приобщение его к культуре общества. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – это достижения человечества, представленные в духовных и материальных ценностях, нормах социальных и межличностных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни. Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества – качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.
    На разных возрастных этапах развития индивида существуют наибольшие предрасположенности его психики к формированию определенных качеств.
    В процессе социализации очень рано формируется жизненная позиция личности – принципы и обобщенные способы ее поведения, основные черты характера.
    Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. "Обыкновенно думают, – писал Л. Н. Толстой в романе "Воскресение", – что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие"*.
    * Толстой Л. Н. Полн собр. соч. Т. 32. С. 151–152.
    Драматизм психического состояния Раскольникова и всех, совершивших умышленное убийство, их личностная трагедия в том, что мерзкому, жуткому преступлению – убийству человека – они придают положительный личностный смысл. Извечное стремление человека к субъективно-положительному личностному смыслообразованию породило особые психологические механизмы стабилизации личности в конфликтной ситуации путем обесценивания нарушаемых им ценностей, ограждения своего сознания от психотравмирующих воздействий, использования "ложных замещений".
    Поведение человека детерминируется его потребностно-ориентировочной сферой, системой принятых им ценностей, мерой социализированности, степенью приобщенности к общечеловеческой культуре. Человек, в отличие от животных, не обречен на какие-либо единые схемы поведения, он полифункционален. Его поведение определяется не однозначными инстинктивными влечениями, а мерой его социализированности.
    Наиболее опасны для срыва социально-положительной самореализации личности ее "выпадение" из системы социальных связей, ослабление механизмов социального самоконтроля.
    В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий. К ним относятся: система ценностных ориентации, особенности целеполагания и целедостижения, обобщенные способы поведения, психодинамические особенности саморегуляции.
    Обобщенные способы поведения, т. е. характерологические особенности индивида, формируются преимущественно под влиянием условий среды. Психодинамические особенности являются следствием биологических факторов – генотипа. Все отмеченные факторы поведения не обособлены – они образуют единую личностную систему психической регуляции поведения. Однако системообразующим фактором поведения выступает направленность личности, система личностных значений (смыслов), иерархия интернализированных ею ценностей, определяющая иерархию ее мотивов.
    Поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и позволяет. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности – над высшими.
    Каждый человек обладает своим набором "значений для себя", индивидуальным классификационно-оценочным механизмом – личностным конструктром, определяющим меру его возможных отклонений от норм в различных типовых ситуациях. В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм, в условиях сложного взаимодействия сознания и подсознания возможна регрессия поведения – переход индивида на предшествующие уровни его развития. Регрессия может распространиться на отдельные регуляционные компоненты: потребностно-мотивационные, смысловые, целевые или операциональные. Дефекты психической саморегуляции наиболее возможны в кризисные периоды жизни индивида.
    Особая "хрупкость" психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем – в изменении лица, голоса, строения тела, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение. Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда – подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение "уличной" романтикой. Неправы те, кто утверждает, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность.
    Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения – делинквентное поведение – система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, неадекватностью реакций, ригидностью (негибкостью) поведения, склонностью к аффективным реакциям. Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания, иногда "гиперопекой" или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных педагогов. Первые проявления делинквентного поведения – прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризирование слабых сверстников, шантаж, угон велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.
    Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей – такова первопричина социально дезадаптивного поведения.
    Социальная неадаптированность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством, асоциальным проявлением личности на ранних стадиях формирования. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.
    Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее способов психологической самозащиты. Трагедия человека – с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет особенно важное значение. Фундаментальная социальная потребность человека – потребность в самоуважении, в личностном признании – должна находить отклик в социально положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность.
    Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного самоизмерения индивид заменяет доступным для него асоциальным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начавший пить и курить, начинает чувствовать себя "настоящим парнем". А первые его успехи в "деле" создают ему ореол "своего парня". Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой асоциальной субкультуре индивид начинает находить смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного (отклоняющегося) поведения. Антинормативность становится нормой – таков парадокс девиантности.
    Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального "социализатора", влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив – семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.
    Итак, социализация – это процесс (а также и результат) присвоения (интернализации) индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств.
    Качество и характер социализации в значительной мере определяются социальным устройством данного общества.
    Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия – происходит психическое раздвоение личности. Наивысшие проявления человеческой сущности затормаживаются. Жизненный путь перестает ощущаться большинством людей как движение к личному совершенству. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений, – так формируется авторитарно-зависимый тип личности.
    Основными качествами этого типа личности являются: конвенционализм – некритическое принятие догматических норм и правил; тревожная озабоченность повсеместным исполнением догматических требований; верноподданность; авторитарная зависимость – преклонение перед официальной властью; некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность – ненависть ко всем инакомыслящим; этноцентризм – крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, пониманию оппонентов; уверенность в "моральной чистоте" только представителей своей группы, стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности.
    Такова "личностная продукция" тоталитарного режима. В социально-психологические сети тоталитаризма захватываются прежде всего люди, склонные к психическому уподоблению – конформизму. Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению. И чем примитивнее и понятнее "идея", тем больше доброхотов. А если идея еще и прибыльна, дает привилегии, то начинается даже борьба за большую ортодоксальность.
    Без анализа смысловой сферы конкретной личности нельзя понять механизм ее взаимодействия со средой. У каждого человека свое жизненное пространство, своя "техника" жизни, самовозложение на себя своих обязанностей, свои сокровенные устремления и приверженности.
    Личность стремится упорядочить свое миропонимание, сделать мир предсказуемым и понятным для себя. Для поддержания своей стабильности она может прибегать даже к самообману. И нет большей трагедии для личности, чем разрушение ее субъективного мира, деконцептуализация ее существования – крах надежд и верований.
    Жизненные трудности возникают у всех. Но только высокоадаптированные индивиды способны преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию. Для этого сознание индивида должно быть готово к концептуальным перестройкам. В ситуациях жизненных катаклизмов индивиды, способные адаптироваться к любым условиям, переходят на новую схему психической саморегуляции. Во всех сложных жизненных ситуациях человек может увидеть свой спасительный шанс, новую жизненную опору. Неспособность же его к стратегической переориентации может оказаться губительной.
    Судьба порой наносит такие тяжелые удары, что полностью изменяет характер человека, всю его ценностно-регулятивную систему. Люди, "предвосхищающие печаль", психологически подготовленные к возможным ударам судьбы, проявляют большую жизнестойкость. Люди, ориентированные только на "радости жизни", нередко оказывается сломленными. Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.
    В общем виде люди подразделяются на две категории: на тех, кто во всех неудачах винят внешние обстоятельства (экстерналы), и на тех, кто в своих неудачах склонен винить прежде всего себя (интерналы). Интерналы более адаптивны – они способны своевременно корректировать свое поведение, исправлять ошибки. Их поведение отличается большей социальной ответственностью. Экстерналы же интерпретируют социальные нормы как нечто навязанное извне. Преимущественная ориентация на внешний контроль снижает уровень их самоконтроля. Трудные обстоятельства жизни они интерпретируют как кару судьбы. Интерналы же рассматривают эти трудности как возможность проявить жизнестойкость, для них характерен более высокий уровень социальной ответственности.
    Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – "слабыми местами" в психической саморегуляции).
    Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
    Наряду с социальной адаптированностью развития личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (цельность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание "радости завтрашнего дня", поиск возможностей актуализации своих способностей, в трудных условиях – толерантность, способность к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
    В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна – способна к коррекции поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

    Социализация - процесс интеграции (включения) человека в общество, усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок, процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

    Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в процессе жизни в обществе, активной социальной деятельности.

    Этапы и фазы социализации

    Можно выделить несколько этапов социализации, совпадающих с этапами возрастного развития индивида.

    1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

    2) Вторичная социализация осуществляется в различные периоды социального функционирования индивида:

    – период профессиональной социализации, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

    – период включения индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации (то есть повторной, дополнительной, социализации), усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от профессиональной подготовки и переподготовки до смены ценностных ориентиров поведения).

    – период пенсионного возраста или утери трудоспособности. Для этого этапа судьбы человека характерно изменение образа жизни в связи с исключением из среды производства, выходом на пенсию.

    Часто в научной и учебной литературе можно встретить и другие принципы разделения этапов и фаз процесса социализации. По принципу включённости в систему общественного производства, трудовой деятельности выделяют также дотрудовой , трудовой и послетрудовой этапы. В основу другой периодизации положены основные рубежи, которые проходит человек в процессе всей своей жизни. Такими рубежами становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации.


    Процесс формирования личности проходит разные фазы . Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

    Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов социализации , т.е. людей и учреждений, влияющих на процесс социализации личности и ответственных за его результаты. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

    Социальные статусы и роли личности

    Остановимся более подробно на уже упоминавшейся выше ролевой теории личности, описывающей её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус » и «социальная роль ». Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

    Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т.е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом .

    Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в нравственных, политических и идеологических установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

    Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы . Предписанный ─ значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель). Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, ребёнка или юноши и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная роль - это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

    Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Совокупность ролей называется ролевой системой, или «ролевым набором » (по определению Р. Мертона). Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора. Иногда это приводит к ролевому конфликту . Такой конфликт может возникнуть между ролями в результате их несовместимости в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть также в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли.

    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

    В структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

    1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

    2) предписание (требования), связанные с данным поведением;

    3) оценка выполнения предписанной роли;

    4) социальные санкции ― социальные последствия того или иного действия в рамках требований норм социальной системы.

    Социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе или ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (например, многие моральные нормы поведения).

    Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, не исключая определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора – основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

    Социальное поведение личности

    C термином «поведение » в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных – только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

    Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным,- а перестраивает, преобразует их. Соответственно, такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения (хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления), а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения, при всей его возможной активности и оригинальности, цели действий, в конечном счете, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.

    Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,- как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.

    Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.

    Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным нормам. Отклонение от них называется девиацией . Позитивная или негативная реакция общества на поведение индивида влияет на характер последующих действий и поступков человека, которые закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).

    В свою очередь, реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т.д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне: его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т.д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.

    Лекция 6. Социальная структура общества

    1. Понятие социальной структуры общества

    2. Социальная стратификация

    3. Социальная мобильность