Столетняя война: причины, ход и последствия. Начало и окончание Столетней войны: кратко о причинах

Что может быть страшнее войны, когда за интересы политиков и власть имущих гибнут сотни тысяч людей. И тем более ужасны затяжные военные конфликты, во время которых люди привыкают жить в условиях, когда смерть может настигнуть их в любой момент, а человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Именно такой и была причины, этапы, итоги и биографии действующих лиц которой заслуживают внимательного изучения.

Причины

Прежде чем изучать, каковы же были итоги Столетней войны, следует разобраться в ее предпосылках. Все началось с того, что сыновья французского короля Филиппа Четвертого не оставили после себя наследников мужского пола. При этом был жив родной внук монарха от дочери Изабеллы — английский король Эдуард Третий, вступивший на престол Англии в 1328 году в возрасте 16 лет. Однако он не мог претендовать на трон Франции, согласно Салическому закону. Таким образом, во Франции воцарилась в лице Филиппа Шестого, который был племянником Филиппа Четвертого, а Эдуард Третий в 1331 году был вынужден принести ему вассальную присягу за Гасконь — французскую область, считающуюся личной собственностью английских монархов.

Начало и первый этап войны (1337-1360)

Через 6 лет после описанных событий Эдуард Третий решил все же побороться за трон деда и послал вызов Филиппу Шестому. Так началась Столетняя война, причины и итоги которой представляют большой интерес для тех, кто изучает историю Европы. После объявления войны англичане предприняли наступление на Пикардию, при котором их поддержали жители Фландрии и феодалы юго-западных графств Франции.

В первые годы после начала вооруженного конфликта боевые действия шли с переменным успехом, пока в 1340 году не произошло морское сражение в Слейсе. В результате победы англичан Ла-Манш оказался под их контролем и оставался таковым вплоть до окончания войны. Таким образом, летом 1346 года ничто не могло помешать войскам Эдуарда Третьего переправиться через пролив и захватить город Кан. Оттуда армия англичан последовала к Креси, где 26 августа состоялась знаменитая битва, завершившаяся их триумфом, а в 1347 году они захватили и город Кале. Параллельно с этими событиями разворачивались военные действия в Шотландии. Однако фортуна продолжала улыбаться Эдуарду Третьему, который разгромил армию этого королевства в битве при Невиллс-Кроссе, и устранил угрозу войны на два фронта.

Пандемия чумы и заключение мира в Бретиньи

В 1346-1351 годах Европу посетила "Черная смерть". Эта пандемия чумы унесла столько жизней, что не могло быть и речи о продолжении боевых действий. Единственным ярким событием этого периода, воспетым в балладах, стал Бой тридцати, когда английские и французские рыцари с оруженосцами устроили массовую дуэль, за которой наблюдали несколько сот крестьян. После окончания мора Англия вновь приступила к военным действиям, которыми в основном руководил Черный принц — старший сын Эдуарда Третьего. В 1356 году он победил в и захватил в плен французского короля Иоанна Второго. Позже, в 1360 году, дофин Франции, которому предстояло стать королем Карлом Пятым, подписал так называемый Мир в Бретиньи на весьма невыгодных для себя условиях.

Таким образом, итоги Столетней войны на ее первом этапе были следующие:

  • Франция была полностью деморализована;
  • Англия приобрела половину Бретани, Аквитанию, Пуатье, Кале и почти половину вассальных владений противника, т.е. Иоанн Второй потерял власть над третью территории своей страны;
  • Эдуард Третий обязался от своего имени и от имени своих потомков больше не претендовать на трон деда;
  • второй сын Иоанна Второго — Людовик Анжуйский - был отправлен в Лондон в качестве заложника в обмен на возвращение отца во Францию.

Мирный период с 1360 по 1369 годы

После прекращения военных действий народы стран, вовлеченных в конфликт, получили передышку, которая продлилась 9 лет. За это время из Англии сбежал Людовик Анжуйский, а его отец, будучи рыцарем, верным своему слову, отправился в добровольный плен, где и умер. После его смерти на трон Франции взошел который в 1369 году несправедливо обвинил англичан в нарушении мирного договора и возобновил военные действия против них.

Второй этап

Обычно те, кто изучает ход и итоги Столетней войны, характеризуют временной промежуток между 1369 и 1396 годами, как череду постоянных сражений, в которые кроме основных участников были вовлечены также королевства Кастилия, Португалия и Шотландия. За этот период произошли следующие важные события:

  • в 1370 году в Кастилии с помощью французов пришел к власти Энрике Второй, который стал их верным союзником;
  • спустя два года был освобожден город Пуатье;
  • в 1372 году в битве при Ла-Рошели франко-кастильский объединенный флот разгромил эскадру англичан;
  • через 4 года умер Черный принц;
  • в 1377 году скончался Эдуард Третий, и на трон Англии взошел несовершеннолетний Ричард Второй;
  • с 1392 года у короля Франции стали наблюдаться признаки безумия;
  • спустя четыре года было заключено перемирие, вызванное крайней измотанностью противников.

Перемирие (1396-1415)

Когда безумие короля стало очевидно всем, в стране начались междоусобные распри, в которых победила партия арманьяков. Не лучше обстояло дело и в Англии, вступившей в новую войну с Шотландией, которая должна была к тому же усмирять восставшие Ирландию и Уэльс. Кроме того, там свергли Ричарда Второго, и на троне воцарились Генрих Четвертый, а затем и его сын. Таким образом, вплоть до 1415 года обе страны были неспособны продолжать войну и находились в состоянии вооруженного перемирия.

Третий этап (1415-1428)

Те, кто исследует ход и последствия Столетней войны, обычно ее самым интересным событием называют появление такого исторического феномена, как женщина-воительница, которая смогла стать во главе армии рыцарей-феодалов. Речь идет о Жанне д’ Арк, родившейся в 1412 году, на формирование личности которой огромное влияние оказали события, произошедшие в 1415-1428 годы. Историческая наука считает этот период третьим этапом Столетней войны и в качестве ключевых выделяет следующие события:

  • битву при Азенкуре в 1415 году, в которой победил Генрих Пятый;
  • подписание договора в Труа, согласно которому обезумевший король Карл Шестой объявил своим наследником короля Англии;
  • захват англичанами Парижа в 1421 году;
  • смерть Генриха Пятого и объявление его годовалого сына королем Англии и Франции;
  • поражение бывшего дофина Карла, которого значительная часть французов считала законным королем, в битве при Краване;
  • осада англичанами Орлеана, начавшаяся в 1428 году, во время которой мир впервые узнал имя Жанны д’ Арк.

Окончание войны (1428-1453)

Город Орлеан имел важное стратегическое значение. Если бы англичанам удалось его захватить, то ответ на вопрос «каковы итоги Столетней войны» был бы совсем другим, и французы могли даже потерять свою независимость. К счастью для этой страны, ей была ниспослана девушка, назвавшая себя Жанной Девственницей. Она прибыла к дофину Карлу в марте 1429 года и объявила, что Господь повелел ей встать во главе французского войска и снять осаду Орлеана. После череды допросов и испытаний Карл ей поверил и назначил главнокомандующей своих войск. В итоге 8 мая Орлеан был спасен, 18 июня армия Жанны разбила войско англичан в битве при Пате, а 29 июня по настоянию Орлеанской девственницы начался “Бескровный поход” дофина в Реймс. Там он был коронован, как Карл Седьмой, но вскоре после этого перестал прислушиваться к советам воительницы.

Спустя несколько лет Жанна попала в плен к бургундцам, которые передали девушку англичанам, а те ее казнили, обвинив в еретичестве и идолопоклонстве. Однако итоги Столетней войны уже были предрешены, и даже гибель Орлеанской девственницы не могла помешать освобождению Франции. Последней битвой в этой войне стало сражение при Кастильоне в когда англичане потеряли Гасконь, принадлежащую им более 250 лет.

Итоги Столетней войны (1337-1453)

В результате этого затянувшегося междинастического вооруженного конфликта Англия лишилась всех своих континентальных территорий во Франции, сохранив лишь порт Кале. Кроме того, в ответ на вопрос о том, каковы итоги Столетней войны, специалисты в сфере военной истории отвечают, что в ее результате кардинально изменились методы ведения боевых действий, а также были созданы новые виды оружия.

Последствия Столетней войны

Отголоски данного вооруженного конфликта предопределили отношения Англии и Франции на века вперед. В частности, вплоть до 1801 года английские, а затем и монархи Великобритании носили титул королей Франции, что никак не способствовало налаживанию дружеских связей.

Теперь вы знаете, когда была Столетняя война, причины, ход, итоги и мотивы главных действующих лиц которой уже почти 6 веков являются предметом изучения многих историков.

В XIV веке началось самое масштабное и продолжительное противостояние между Англией и Францией, впоследствии получившее название «Столетняя война». Это важнейшая часть европейской истории, изучение которой входит в обязательный минимум знаний, необходимых для успешной сдачи профильных экзаменов. В этой статье мы кратко рассмотрим причины и итоги, а также хронологическую последовательность этих знаменательных событий.

Материал этой статьи важен , поскольку в 1 и 11, а временами и в 6 заданиях для успешного их выполнения требуется знать материал Всемирной истории.

Причины и начало войны

Из названия вытекает резонный вопрос: «Сколько длилась на самом деле главная битва Средневековья?» Вооруженная конфронтация велась между двумя могущественными европейскими державами и формально длилась более ста лет (1337—1453 г.). Конфликт был спровоцирован столкновением политических интересов королевских семей. Фактически же, это событие включало в себя три этапа, которые происходили с разными временными интервалами.

Все началось со смерти французского монарха Карла IV (Красивого), который был последним законным наследником правящей династии Капетингов. По правилам престолонаследия власть перенял двоюродный брат Карла — Филипп VI Валуа. Однако действующий король Англии Эдуард III являлся внуком умершего короля, что давало ему полномочия претендовать на французский трон. Франция, естественно, была категорически против иноземного правителя. Это официальная причина начала конфликта.

Карла IV Красивый. Годы жизни 1294 — 1328

На деле же это была борьба интересов за французские земли. Англичане хотели завладеть Фландрией – промышленным регионом с развитой экономикой, а также вернуть себе потерянные территории, ранее принадлежавшие Английской короне.

В свою очередь Франция претендовала на свои бывшие владения – Гиень и Гасконь, которые в тот момент были под властью англичан. Стороны не могли найти официальных причин для разрешения взаимных притязаний, пока английский король Эдуард III официально не заявил о своих правах на французский престол, подкрепив свои намерения военными действиями в Пикардии.

Хронология событий

Первый этап

Первая часть англо-французского противостояния началась в 1337 году и в некоторых источниках именуется как Эдвардианская война.

Англия начала свое уверенное наступление на французские земли. Отличная боевая готовность и растерянное состояние противника, помогло англичанам с легкостью захватить интересующие их территории. Ко всему прочему, некоторая часть местного населения, уставшего от войны и нищеты, была на стороне захватчиков.

Эдуард III. Годы жизни 1312 — 1377

Однако успешные завоевания, как это ни странно, отрицательно сказались на экономическом состоянии Англии. Заключив невыгодный военный союз с Нидерландами, и нерационально распорядившись доходами в целом, Эдуард III вскоре привел английскую казну к состоянию разорения. Этот факт существенно замедлил ход военных действий и в последующие 20 лет, события развивались следующим образом:

  • 1340 г — разгром французского флота, захват пролива Ла- Манш.
  • 1346 г – битва при Креси. Переломный момент в ходе войны. Решительная победа англичан и тотальный разгром французской армии. Король Эдуард III получает господство над Северной частью Франции.
  • 1347 г – дата завоевания французского порта Кале и подписания формального перемирия. По факту вооруженные действия время от времени продолжались.
  • 1355 г – сын Эдуарда III по прозвищу «Черный принц» снова начал наступление на Францию, тем самым окончательно аннулировав заключенное мирное соглашение.

Тем временем, французское экономическое положение терпит состояние полнейшего упадка. Авторитет короны безоговорочно подорван, страна разорена войной, местные жители страдают от нищеты и голода. Ко всему прочему, налоги становились все выше – как то нужно было кормить армию и остатки флота.

Все эти события и безвыходное положение Франции привели к подписанию нескольких мирных соглашений в 1360 году, согласно которым Англия получила господство над практически третьей частью французских земель.

Второй этап

После девяти лет унизительного для Франции перемирия, ее новый правитель Карл V, решил попытаться отвоевать оккупированные территории, развязав новый боевой конфликт в 1369 году, получивший название Каролингская война.

За годы перемирия французское государство восстановило силы и ресурсы, провело реорганизацию армии.

В этот момент Англия развернула военную кампанию на Иберийском полуострове, переживала народное восстание и кровопролитные столкновения с Шотландией. Все эти факторы сыграли на руку оправившейся Франции, и ей удалось постепенно (в период с 1370 по 1377 г) вернуть практически все свои оккупированные города. В 1396 г стороны снова заключили перемирие.

Третий этап

Несмотря на внутреннюю разрозненность, Англия не желала оставаться проигравшей стороной. На тот момент королем был Генрих V. Он основательно подготовился и организовал первое после долгого перемирия нападение, которого никто не ждал. В 1415 г состоялась решающая битва при Азенкуре, где Франция была вынуждена капитулировать. В последующих сражениях была захвачена вся северная часть Франции, что позволило англичанам диктовать свои условия. Таким образом, в 1420 г был подписан мирный договор, согласно которому:

Действующий король Франции Карл IV отрекается от престола.

Генрих V женится на сестре французского монарха и становится наследником трона.

Население побежденной стороны разделилось на два враждующих лагеря. Та часть, что поддерживала англичан, была изнурена высокими налогами, разбоями и грабежами. Тем не менее, все большие территории Франции со временем завоевывались оккупантами.

Окончание войны

Решающую роль в дальнейшем ходе истории сыграла знаменитая Орлеанская дева – Жанна Д"арк. Простая деревенская девушка возглавила народное ополчение и руководила защитой города Орлеана от осады англичан. Она сумела пробудить боевой дух уставших от бесконечных сражений французов, и именно благодаря ей, была возвращена большая часть завоеванных территорий менее чем за год. Французы вновь поверили в себя и в свою независимость.

Жанна Д"Арк. Реконструкция

Англичане старались во что бы то ни стало лишить своих противников их вдохновенного лидера, и в 1430 году Жанна была взята в плен и сожжена на костре.

Вопреки ожиданиям, французские граждане после смерти Жанны не утратили боевой дух, а наоборот с яростью и ожесточением продолжили наступление. В этом плане немалую роль сыграл религиозный аспект, поскольку Д"арк считали святой, исполнительницей Божьего провидения, после сожжения ее причислили к мученикам. Кроме того, народ устал от нищеты и удушающих налогов, поэтому возвращение независимости любой ценой было делом жизни и смерти.

До 1444 года продолжались вооруженные столкновения, обе стороны страдали от бушующих эпидемий холеры и чумы. Нетрудно догадаться, кто победил в этой затянувшейся битве.

В 1453 году война окончательно закончилась капитуляцией англичан.

Итоги

Англия потеряла все свои завоеванные территории во Франции, за исключением порта Кале.
Обе стороны провели внутригосударственные военные реформы, полностью изменив политику армии и внедрив новые виды оружия.

Отношения Англии и Франции на протяжении нескольких веков можно было охарактеризовать как «холодные». Вплоть до 1801 года английские монархи формально носили титул королей Франции.

Экспертное мнение

«...Люди, жившие в Европе между 1337 и 1453 г., вовсе не подозревали, что живут в эпоху Столетней войны...».

Историк Наталья Басовская

«Все гибнет, когда во главе государства стоят, сменяя друг друга, скудоумные люди. На обломках величия распадается единство».

Морис Дрюон «Когда король губит Францию».

В заключении хочется сказать, что эта тема — лишь капля в море Всемирной истории. Все темы как по истории России, так и по Всемирной мы разбираем в форме видеоуроков и презентаций, инфокарт на наших курсах подготовки к ЕГЭ.

Столетняя война - это серия военных конфликтов между Англией и Францией, имевшая место между 1337 и 1453 годами.
Рассмотрим ход Столетней войны кратко.
Весь временной отрезок Столетней войны делят на четыре периода.
Первый носит также название Эдвардианского - с 1337 по 1360 год. Второй период иначе называют Каролинским с 1360 до 1389. Третий по-другому обозначают как Ланкастерская война (1415-1420). И заключительный этап длился до 1453 года.
Официальным поводом послужили притязания английского короля Эдуарда III на французский престол (его мать была сестрой недавно умершего короля). Он предъявил свои права в 1328 году. Ему было отказано, и он начал приготовления к войне.

Первый этап (1337–1360)

Рассмотрим кратко по датам главные события этого периода.
1340. Война началась на три года раньше, но только в этом году англичане добились первого значительного результата - они одержали победу в морском сражении при Слейсе.
1346. Настоящим триумфом Эдуарда стала победа при Креси. Его утомленные переходом солдаты смогли одолеть превосходящую количественно армию врага. Заслуга в этой победе принадлежит английским лучникам.
1356. В битве при Пуатье уже отличился сын Эдуарда по прозвищу Черный Принц. Он не только вывел своих людей из западни, одолел противника, но и захватил французского короля Иоанна II.
1360. Плененного монарха разыграли как карту при заключении мирного договора в Бретиньи, по которому треть французских земель признавалась английскими владениями, а за свободу короля выплачивали большой выкуп.

Второй этап (1360–1389)

Характеризуя кратко этот период Столетней войны, следует отметить, что крупных военных сражений в этот период не было. Это скорее время реформ и дипломатической борьбы. Но французы постепенно начали набирать силу. Главную роль в этом сыграли реформы, проведенные Карлом V.
В армии был введен новый род войск - арбалетчики; перешли от тактики грабительских рейдов к партизанскому сопротивлению; полководцев назначали не за титулы, а за способности.
1360-1368. Два претендента - один от Англии, другой от Франции - боролись за руку Маргариты де Маль, ведь ее приданным было графство Фландрия. Папа римский поддержал представителя Франции.
1373. В ходе вновь начатых активных военных действий Карл V отвоевывает у англичан Нормандию и Бретань.
1396. Между странами началось сближение, в первую очередь в силу взаимной симпатии монархов. В результате Англия (Ричард II) и Франция (Карла VI) заключили перемирие сроком на 28 лет.
1399. Прекращение грабительской войны не устраивало английских феодалов. Бароны организовали в стране переворот, свергли Ричарда II и провозгласили королем Генриха IV Ланкастера. Он подтвердил перемирие, но решил дестабилизировать ситуацию во Франции, поддерживая враждующие феодальные группировки.
1413. Королем Англии становиться Генрих V. Он готов возобновить войну во Франции.

Третий этап (1415–1420)

Если давать кратко оценку этому периоду, то здесь снова наблюдается усиление англичан.
1415. Битва при Азенкуре, в которой 6 тысяч воинов Генриха V противостояли многократно большему войску французов (по разным оценкам от 30 до 50 тысяч). Благодаря лучникам англичане победили.
1420. Подписание мирного договора в Труа. Кратко суть документа сводилась к тому, что регентом при слабоумном короле Карле VI назначался король Англии Генрих V - позже он должен был стать во главе обеих стран.
1422. В этом году один за другим умерли оба фигуранта подписанного в Труа документа: сначала Генрих, потом Карл VI.

Четвертый этап (1422–1453)

На завершающем этапе Столетней войны решающую роль сыграло изменение внешнеполитической ситуации и усиление освободительного движения во Франции.
От имени Англии войну продолжил герцог Бедфорд, назначенный регентом при Генрихе VI.
1428. Бедфорд вел успешное наступление и в этом году приступил к осаде Орлеана.
1429. Благодаря Жанне д’Арк, французам удалось отстоять осажденный город, позднее выиграть битву при Патэ.
17.07.1429. Усилиями Жанны д’Арк в Реймсе состоялась коронация дофина Карла (теперь Карл VII).
1431. В ответ англичане проводят в Париже коронацию Генриха VI, объявляя его королем Франции.
1431. Англичане казнят Жанну д’Арк, сжигая ее на костре. Но это уже не может остановить освободительного движения, которое проявлялось в антианглийских заговорах, в присоединении добровольцев к армии Карла VII, в бунтах в Нормандии.
1435. Умирает Бедфорд, до этого обеспечивавший успешное наступление англичан во Франции.
1436. Французы отвоевали Париж.
1449. Карл VII освобождает Нормандию от англичан.
1451. Англичан вытеснили из Аквитании.
Август 1453. Битва у Шатильона, в которой англичане были разгромлены, но сохранили часть сил и засели в Бордо. В октябре и они сдались. Это считается официальным завершением Столетней войны. Хотя мирного договора подписано не было из-за психической неуравновешенности Генриха VI и начавшихся в Англии неурядиц (Война роз).




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть причины войны;
  • дать представление о подготовке войск к войне двух стран;
  • сформировать представление о ходе военных действий: основные сражения, полководцы и т.д.;
  • ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д"Арк;
  • рассмотреть итоги Столетней войны.

Развивающие:

Продолжить формирование умения:

  • работы с картой на примере изучения карты “Англия и Франция во время Столетней войны”;
  • составления и заполнения таблиц на примере таблицы “Основные события Столетней войны”;
  • составления схем на примере схемы “Генеалогия королей Франции и Англии”.

Воспитательные:

  • вырабатывать собственное отношение к историческим событиям;
  • уважение к мнению других людей при совместной работе и ответах на уроке;
  • сформировать негативное отношение учащихся к войне на основе описания многочисленных сражений и жестокости по отношению к мирному населению Франции во время войны.

Ценностный ориентир: Война – не здоровое развитие общества, мешающее его дальнейшему прогрессивному развитию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока – лекция с элементами лабораторной работы.

Оборудование урока: доска, раздаточный материал (тесты), карта “Англия и Франция во время Столетней войны”, мультимедийные средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация.

План объяснения нового материала:

  1. Причины войны.
  2. Подготовка к войне Англии и Франции.
  3. Ход военных действий.
  4. Жанна д"Арк.
  5. Итоги войны.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прошу заранее записать, что будет задано к следующему уроку.

Домашнее задание: Глава VII, параграф 20. Задание: ответить на вопрос № 2 на стр. 178, письменно в тетради, заполнить контурную карту “Англия и Франция во время Столетней войны” .

II. Изучение нового материала:

В XIV веке началась длительная и тяжелая война между Англией и Францией, ее назвали Столетней войной.

Вопрос классу: Почему ее назвали Столетней? Как вы думаете? Ответ: Потому что продолжалась с перерывами более ста лет с перерывами с 1337 по 1453.

Верно, если взять дату конца войны и вычесть дату окончания, то получится 116 лет.

Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен новой теме “Столетняя война (1337-1453)”.

Задание на урок: В течение урока мы с Вами постараемся ответить на следующие вопросы: Кто победил в Столетней войне? Какие территориальные изменения претерпела Англия и Франция?

1. Причины войны.

Для начала давайте разберемся, какие территории принадлежали Англии и Франции в начале Столетней войны.

Работа с картой “Англия и Франция во время Столетней войны”:

Вызов к доске по журналу одного или двух учеников, которым даются следующие задания: Покажите территорию Англии накануне войны. Покажите территорию Франции накануне войны.

Причина: Французский король Филипп VI стремился отвоевать у Англии Аквитанию: без этого не могло завершиться объединение Франции. Но Аквитания была ценным источником доходов, и английский король Эдуард III не желал терять ее.

Повод: Английский король был родственником короля Франции: его мать, Изабелла Французская, была дочерью Филиппа IV Красивого. Используя то, что после смерти сыновей Филиппа IV, которые не оставили наследников, стала править новая династия Валуа, он заявил о своих правах на французский престол и начал войну. [Вопрос классу: Какая династия правила на тот момент в Англии? Ответ: династия Плантагенетов.] Несмотря на то, что по древним франкским законам женщинам запрещалось как наследовать корону, так и передавать эти права своим потомкам.

Перенесите схему “Генеалогия королей Франции и Англии” к себе в тетрадь (см. Приложение 2).

2. Подготовка к войне Англии и Франции.

Французское войско состояло из рыцарских отрядов, возглавляемых сеньорами. Рыцари не признавали дисциплины: в бою каждый из них действовал самостоятельно и старался выделиться личной доблестью. Пехота состояла из чужеземных наемников. Рыцари относились к пехотинцам с презрением.

Английское войско было организовано лучше французского. Им командовал сам король, Эдуард III, прозванным по цвету его доспехов Черным принцем. Кроме рыцарской конницы, у англичан была многочисленная дисциплинированная пехота, которая состояла из свободных крестьян. Пехотинцы-лучники пускали из арбалетов стрелы на 600 шагов, а с 200 пробивали рыцарские доспехи.

3. Ход военных действий.

Работа с таблицей: Сейчас вы самостоятельно поработаете с учебником на стр. 168-176 и заполните таблицу “Основные события Столетней войны”.

Дата Событие Итоги
1340 г. Сражение в проливе при Слейсе. Победа англичан. Разгром французского флота.
1346 г. Сражение у Креси. Победа англичан.

Французы были разгромлены.

1356 г. Битва у г. Пуатье. Победа англичан.
1360 г. Перемирие между Францией и Англией. К Англии отошли территории на юго-западе Франции и порт Кале на севере.
1415 г. Битва при Азенкуре. Поражение французов.

Победа англичан.

1429 г. Освобождение Орлеана. Победа французов.
1453 г. Сдался последний английский город Бордо в Аквитании. Победа французов.

Конец Столетней войны.

Несмотря на все бедствия, народ сохранил мужество и волю к борьбе. Крестьяне отбивали нападения грабителей на деревни; они устраивали засады и истребляли захватчиков. В стране разгоралась партизанская война .

Давайте с вами запишем в тетрадь новое определение:

Партизанская война - вооруженная борьба значительной части местного населения против власти, которую данная часть населения считает чуждой.

4. Жанна д"Арк - народная героиня.

В подъеме народной борьбы против захватчиков и их изгнании большую роль сыграла Жанна д"Арк. Ей не было и 18 лет, когда она покинула родные места, чтобы участвовать в борьбе с англичанами. Наконец девушка добралась до крепости на Луаре, где находился наследник престола, и добилась встречи с ним. Придворные поняли, что ее глубокая вера в победу может поднять боевой дух войск. Поэтому Жанне выделили отряд рыцарей, который влился в войско, напралявшееся на помощь Орлеану.

1429 год - год освобождения Орлеана от осады - стал переломным в ходе войны. При участии Жанны были освобождены большие области Франции. Но пока Карл не был коронован, он не считался законным королем. Жанна убедила его выступить в поход на Реймс - город, где издавна короновались французские короли. Наследник престола был коронован в Реймском соборе. Вблизи короля со знаменем в руках стояла в рыцарских доспехах Жанна.

Необычный успех и слава крестьянской девушки вызывали зависть у знатных господ. Жанна с отрядом преданных ей воинов сражалась с бургундцами, сделав вылазку из крепости Компьён. Окруженная со всех сторон врагами, она пыталась вернуться в крепость, но ее ворота оказались закрытыми, а мост был поднят. Было ли это предательством или трусостью коменданта крепости, неизвестно. Бургундцы захватили Жанну в плен и продали ее англичанам.

Долгие месяцы провела Жанна в тюрьме. Чтобы оклеветать Жанну в глазах народа, англичане решили приписать победы героини вмешательству дьявола; ей предъявили страшное в то время обвинение в колдовстве. Жанна предстала перед судом инквизиции. Отважную девушку приговорили к страшной смерти, и в мае 1431 года Дева была сожжена на костре в городе Руане. Народ долго не верил в гибель своей Девы. Память о Жанне д"Арк бережно хранит багодарная Франция.

5. Итоги Столетней войны.

Давайте ответим на задания, поставленные в начале урока: Кто победил в Столетней войне? Какие территориальные изменения претерпела Англия и Франция?

Король Франции создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию. В войске укреплялась дисциплина. Французская армия успешно изгоняла англичан из страны. При поддержке восставших крестьян и горожан она освободила Нормандию, а затем полностью вытеснила англичан из Аквитании. В 1453 году последний оплот англичан в Аквитании город Бордо сдался. На этом Столетняя война закончилась. В итоге войны Англия лишилась всех своих владений на континенте, кроме порта Кале, который остался на французской земле еще на столетие английским.

III. Закрепление изученного материала: Тесты (см. Приложение 3 ).

Объявление оценок за урок.

Литература для учителя.

  1. Басовская Н. И. “Столетняя война: леопард против лилии”. - М.: Астрель, АСТ, 2007. - 446 с.;
  2. Фавье Ж. “Столетняя война” / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. - СПб.: Евразия, 2009. - 656 с.;
  3. Фаулер К. “Эпоха Плантагенетов и Валуа” / Пер. с англ. С. А. Кириленко. - СПб.: Евразия, 2002. - 352 с.;
  4. Перруа Э. “Столетняя война” / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. - СПб.: Евразия, 2002. - 480 с.;
  5. А.П. Левандовский. “Жанна д’Арк”. - М.: Молодая гвардия, 1962; 1982 (2-е издание); 2007 (3-е издание).

Литература для учащихся.

  1. Энциклопедия для детей. Том 35. - История Средних веков. - Изд-во: Аванта+, 2008. - 528.;
  2. В. Устинов “Столетняя война и Войны Роз”. - Издательство: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. - 688 стр.;
  3. П. Конский “Столетняя война” // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д, Арк и какую роль она сыграла в этой войне.

Образовательные:

1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.
2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против захватчиков.
3. Обеспечить усвоение основных дат урока.
4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов.

Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, историческим документом, таблицей, выделять главное, делать вывод.
3. Воспитывать у обучающихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать свои мысли, выступать перед аудиторией).

Воспитательные:

1. Сформировать уважение у школьников к героине французского народа Жанне Д, Арк.
2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского народа за национальную независимость.

Оборудование:

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.

II. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите (Англия и Франция). И выяснили, что в 13–14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

Итак, записываем тему урока.

III. Целеполагание.

Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.

Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248–1254гг) Работа с документом (Приложение 2)

Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет! (Слайд 1)

Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей.)

Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги? (Слайд 2)

IV. Изучение новой темы.

Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока?

1. Причины и повод войны.
2. Армия двух стран.
3. Основные события войны.
4. Жанна Д, Арк – народная героиня Франции.
5. Завершение и итоги войны.

Итак, хронологические рамки знаем? (Ответы детей.)

Страны – противники известны? (Ответы детей.)

(Слайд 4)

1. Причины и повод к войне. Причины и повод предстоит узнать! Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?

Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод.

Повод – случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.

Причина – основание, предлог для каких-нибудь действий.

Задание: Работая в группах по 2 человека.

1-я группа – Задание 2. Работа с документом (Приложение 2) выяснить причины к войне.

2-я группа – Задание.2 Работа с учебником (Приложение 2) выясните повод к войне.

Причины войны: (Слайд 5)

– Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны.
– Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии.
– Война – способ обогащения для феодалов.

Повод к войне:

Претензии короля Англии на корону Франции.

Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции

2. Армии двух стран. (Слайд 7)

А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.

Посмотрите на таблицу и охарактеризуйте английскую армию и французскую армию.

Работа с термином: арбалет – железный лук, вделанный в приклад и снабженный механизмом для натягивания тетивы.

Какая армия была лучше готова к войне? (Ответы детей.)

Как вы думаете, к чему это могло привести? (Ответы детей.)

3. Основные события и этапы войны. Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.

Задание: по ходу рассказа учителя записать в основные события Столетней войны.

Дата Событие

Война началась в 1337 году с морских набегов французов и англичан. Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. В 1340 году в морском сражении при Слейси(Слайд 9) у берегов Фландрии англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: “Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по-французски, ибо съела уже много французов”.

Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане заняли ее и начали наступление на Париж. Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси.

Сообщение учащегося “Битва при Креси”. (Слайд 10–11)

После битвы при Креси английская армия осадила порт Кале.

Сообщение учащегося “Подвиг граждан Кале”. (Слайд 12)

Задание: В чем подвиг граждан Кале?

Почти все население Англии одобряло войну: ведь она приносила богатую добычу. Победа казалось близкой. Но в 1348г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы – “Черная смерть”. И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжались.

Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард III поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван “Черным принцем”. Из подвластной ему Аквитании он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северные области Франции. Когда в сентябре 1356 г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый.

Сообщение учащегося “Битва при Пуатье”.(Слайд 13–14)

1360 – перемирие между Англией и Францией. (Слайд 15)

Физкультминутка. (Слайд 16)

Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию и в 1369 г. военные действия возобновились. Французы применили новую тактику. Избегая больших сражений, они изматывали англичан неожиданными нападениями, благодаря деятельности полководеца Бертрана Дюгеклен а. Слайд 18

К 1380 г. французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 г. было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны. Но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на слабоумного короля Карла VI между феодальными группами, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский. Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно.(Слайд 19)

В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. (Слайд 20–21)

Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж.

По мирному договору 1420 г. английский король Генрих V был объявлен временным правителем Франции и наследником французского престола. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. Сын Карла VI дофин Карл (принц-наследник), которого договор лишал прав на престол, продолжил борьбу. Вокруг него сплотились все патриоты Франции.

Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам как к иноземным захватчикам. Во Франции разгорается партизанская борьба.

Задание: вспомните, что такое партизанская борьба? (Ответы детей.)

Задание: определите характер Столетней войны. (Ответы детей.)

Вывод: вначале это была обычная династическая война, затем она приобретает справедливый, освободительный, всенародный характер.

В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции и давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Слайд 22

Казалось спасти Францию может только чудо. И чудо произошло.

По Франции уже несколько лет ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам военачальникам, а деве. И в марте 1429 г. к дофину явилась никому не известная девушка. Звали ее Жанна.

Задание: какую роль в войне сыграла Жанна (просмотр фильма )

5. Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла 7. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Задание: Почему Франция одержала победу в войне? (Ответы детей.)

Итоги войны:

А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,
Б) создание сильного национального государства в) усиление королевской власти во Франции,
Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.

Задание: Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (Ответы детей.)

V. Закрепление материала.

Ребята проверьте все ли есть записи основных событий войны у вашего соседа по парте

1340 г. – уничтожение французского флота при г. Слейсе;

1346 г. – поражение французов в битве при Креси;

1356 г. – разгром французской армии при Пуатье;

1360 г. – заключение мирного договора;

1415 г. – битва при Азенкуре – сокрушительное поражение французов;

1428 г. – осада г.Орлеана;

1431 г. – обвинение в ереси, казнь Жанны Д’Арк;

1453 г. – Столетняя война закончилась изгнанием англичан.

Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337–1453 гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.

Слайд 26–27

Игра “Да-нетка”.

  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
  2. Французская армия была лучше готова к ведению войны.
  3. Эдуардом “Черным принцем” называли французского короля.
  4. При полководце Бертране Дюгеклене французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
  5. Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
  6. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
  7. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
  8. Столетняя война закончилась в 1455 году.
  9. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
  10. Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:
    “А смог бы я спасти страну? Или остался глух
    К страданьям, слезам, бедам, горю?
    Иль, все-таки помог бы своему народу?

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!

VI. Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание: параграф 20,составить кроссворд по теме.

Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Белый поднимите выше (очень этого я жду!)
Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю “5”!

Всем спасибо за активную работу! До свидания!