Валтасаров пир, пир валтасара значение. Пир Валтасара - что означает выражение

В книге пророка Даниила рассказывается о случае произошедшем однажды на пиру вавилонского царя Валтасара.
Во время пира “вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. И вот что начертано: мене, мене, текел, упрасин.”(Книга пророка Даниила, гл.5, ст.5, 25)

Нам неизвестно на каком языке была написана эта надпись, но мудрецы вавиволонские не смогли ее прочитать. Приглашенный еврейский пророк Даниил предложил свою трактовку надписи. Следовательно можно передположить, что она была выполнена письменностью похожей на иудейскую.

Для того чтобы понять смысл странно появившейся надписи наобходимо рассмотреть некоторые исторические аспекты на фоне которых произошло это событие.

Валтасар (Белшаррусур), сын Набонида (555 - 538 г.до н.э.) царя Вавилонии, с 545 г. фактически был правителем Вавилона, так как Набонид по состоянию здоровья не мог участвовать в ежегодных торжествах возведения на трон и был отправлен в недавно завоеванный им оазис Тейму. В 538 г. до н.э. Набонид в связи с вторжением персов возгавляемых Киром II в Вавилонию возвращается в Вавилон, где во время штурма царской цитадели был пленен и отправлен в почетную ссылку на востоке Ирана в Карманию, а Валтасар во время штурма был убит.

Библия связывает появившуюся во время пира надпись с трагическим концом Валтасара:
"Вот и значение слов:
Мене - исчисли Бог царство твое и положил конец ему;
Текел - ты взвешан на весах и найден очень легким;
Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.”
(своеобразно перефразирование слова “упрасин” в “перес” при котором потерялась буква “н”)

Если учесть, что такая трактовка в точности описывает все случившееся с Валтасаром после пира, и что в других случаях пророчество Даниила не сбывалось, то с очень высокой степенью вероятностной достоверности можно предположить, что трактовка надписи появилась после трагических событий и отражала не предсказание, а констатацию свершившегося факта. Но в этом случае смысл надписи остается и до настоящего времени неизвестен.

Об этом же пишет и Зенон Косидовский (1898 - 1978) в своей книге “Библейские сказания. Сказания Евангелистов”(1990 г.):”...в общем принято то толкование, какое дано в Книге Даниила.”(стр.289)

Прежде чем приступить к попытке все таки понять смысл этой надписи попробуем разобраться, а насколько достоверен сам факт появления надписи столь необычным способом.

В 1878 году в доме семьи Тид жившей Амхерсте (Канада) появился дух по имени “Боб”, который терроризировал всю семью своими бесчинствами. Особенно от его происков страдала 19-летняя сестра жены хозяина дома Эстерн. Для осмотра ее состояния был приглашен местный доктор мистер Кэррита. Когда он присел возле больной, то услышал металлическое скрежетанье, раздовавшееся откудато из-за стенки позади него. Обернувшись посмотреть в чем дело, он увидел надпись, неизвестным образом появившуюся на стене:”Эстерн Кокс! Ты принадлежишь мне, и я убью тебя!”

С 20 по 26 сентября 1895 года на в вилле Анже (Франция) была проведена серия опытов по исследованию спиритических феноменов производимых известным медумом Эсапией Палладино в присутствии комиссии ученых:
А.де-Грамон, граф, доктор психических наук;
С.де-Ватевиль, барон, лицентиат психических знаний и права;
А. де-Роша, полковник, воспитанник политехнической школы;
Сабатье, профессор зоологии в Монпелье;
Максвель, исполняющий обязанности генерального прокурора аппеляционной палаты в Лиможе;
Дарье, директор "Анналов психических знаний".
"9 часов 30 минут.
Г-н Максвель испытывает на спине прикосновение руки, которая ударяет его отрывисто и сильно, как будто кулаком. Доктор Дарье чувствует, что на его голове покоится рука и обнимает темя пятью пальцами, ощущение которых очень ясно. Все исполнявшие контроль за медиумом опрошены дважды и подтвердили, что руки медиума из под контроля не выходили.
Эсапия левой рукой, которую держит г-н Максвель, имитирует удары в 30 см над столом; эти удары одновременно очень сильно раздаются внутри него. Затем она направляет эту же руку к занавеси; тотчас же слышно, как кресло находящееся за ним движется, как будто следуя движениям руки, как если бы она была магнитом.”

Подобных примеров более чем достаточно, что бы быть уверенным в реальности подобных феноменов.

Таким образом можно с уверенностью признать что Валтасар во время пира действительно мог наблюдать редкий феномен материализации и психокинеза одновременно.

До сегодняшнего дня принято считать что появившаяся на стенах его дворца надпись была пророческой. Кочуя со страниц Библии в различные произведения искусства этот эпизод так или иначе увязывается с событиями последовавшими после знаменитого пира. Но если проанализировать известные на сегодня случаи психокинеза с появлением непроизвольных надписей, то нетрудно увидеть, что в них практически нет пророчеств.

Приведенное выше сообщение в адрес Эстерн не было пророческим, а носило скорее чисто хулиганский характер. Но раз так, то иудейская трактовка Валтасаровой надписи есть попытка представить желаемое за действительное.

Что же в действительности было написано на стене дворца в ту памятную ночь?

Начнем с того, что вавилонские мудрецы не смогли не то что объяснить, но и прочитать эту надпись:
“И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его.”(Дан.,гл.5, ст.8)

Из этого можно заключить, что надпись была сделана на неизвестном для большинства вавилонских ученых языке. В тоже время приглашенный еврейский пророк смог ее прочитать. И если он не слукавил, чтобы вероятней всего спасти себе жизнь, ему оказалось знакомо фонетическое звучание написанных букв. В древнесемитском языке не было гласных, поэтому Даниил мог прочитать только согласные и добавить гласные по своему уразумению. Тогда в исходном виде валтасарова надпись должна была иметь следующий вид:

"m n m n t k l p r s n"

Сейчас трудно предположить формами каких букв была исполнена эта надпись, вероятней всего это были трудноузнаваемые буквы известного в Вавилоне языка. На пиру могли присутствовать представители самых отдаленных уголков тогдашнего цивилизованного мира, которые могли явиться источником необычного психокинетического явления. В качестве возможного варианта рассмотрим вероятность использования греческой письменности. Тогда изображенная надпись могла нести в себе следующую смысловую нагрузку:

“main mania teke eilapi ara sun”
"безумная страсть родила проклятье всем кто на этом пиру"

В подобном варианте надпись приобретает смысл соответствующий месту и времени ее появления и вероятней всего она не имела ни какого отношения непосредственно к Валтасару. Лишь замысловатое стечение самых разных обстоятельств соединило в исторической памяти странное явление с именем ничем не отличившегося второго правителя последнего царя Вавилонии исчезнувшей нововавилонской династии.

Причиной появления подобной надписи на стене царского дворца скорее всего явился неконтролируемый психокинез одного из присутствующих на огромном пиру, о чем он вероятней всего даже сам и не подозревал. И лишь редкость подобных явлений и необразованность большинства людей как очевидцев этого события так и сейчас относительно вопросов паранормальных явлений, сохранило для нас это происшествие в исторической памяти человечества, создав благоприятную основу для фантазий и суеверий.

Если придерживаться прочтения надписи приведенной в Библии почти буквально, то на греческом языке она будет выглядеть следующим образом:

“mene mene teke luprasin”
“хочу хочу родить печаль”

И хотя данный перевод является вполне осмысленным, но с эмоционально-психологической точки зрения является менее достоверным, так как не соответствует месту создания - шумное пиршество.

Прежде чем рассказать о значении фразеологизма "Валтасаров пир", поясним, что Валтасаром звался старший сын последнего царя Вавилона Набонида, представителя десятой вавилонской царской династии.

Формально говоря, Валтасар не был царем, он был царевичем и соправителем Набонида. Но тот часто оставлял его править вместо себя, поскольку много воевал. О дате рождения Валтасара и вообще о деяних его историкам мало что известно. Жил он в YI веке до н. э., а падение Вавилона произошло, когда его отец отправился воевать в Аравию.

Что касается Вавилона - то такое название носил город, столица Вавилонии, древнего царства, находящегося в южной Месопотамии (сейчас это территория Ирака).

А теперь расскажем о значении и происхождении фразеологизма "Валтасаров пир" с примерами использования сюжета легенды и самого выражения в мировом искусстве.

О Валтасаре и его пире

В ту ночь, о которой повествует легенда, столица была осаждена войсками персидского правителя Кира. Но Валтасар с приближенными были спокойны - запасы провизии казались им неистощимыми, а стены дворца - крепкими. Поэтому, не беспокоясь ни о чем, он собрал во дворце около тысячи гостей, их жен, наложниц и начал праздник.

Сосудами для питья служили развлекающимся драгоценные священные чаши, отнятые еще Навуходоносором у покоренных народов, в том числе храмовые иерусалимские. Валтасар и гости пили из них, как повествует легенда, славя своих языческих вавилонских богов.

Во время пира некая загадочная рука начертала на стене помещения горящие огнем таинственные слова ("мене, мене, текел, упарсин", или в более ходовой транскрипции "ману-текел-фарес"), которые ни один из гостей царя не смог истолковать.

Испуганный Валтасар приказал призвать мудрых волхвов, но и они не помогли понять правителю значение этих слов. Последним, кого попросил царь о помощи, был иудейский пророк Даниил. Вот как объяснил тот значение горящей надписи на стене:

  • Мене - исчислен твой срок и твое царство Богом, и назначен предел ему.
  • Текел - легковесен ты на весах Всевышнего.
  • Упарсин - окончил ты правление свое, и разделят царство твое между собой персы и мидяны.

Говоря коротко: исчислено, взвешено, окончено.

В Библии говорится, что послание было зашифровано, и его смысл Бог явил только пророку Даниилу.

Согласно легенде, роковое огненное предсказание сбылось: в ту же ночь царство Вавилония пало, столица была взята приступом, а Валтасар погиб.

Значение выражения

Каково же значение фразеологизма Так говорят о празднике в неподходящее время и в неподходящем месте, о роскошном пире во время надвигающейся беды. Знаменательно и то, что герой на этом празднике - "герой" очень сомнительный. Он совершает кощунственный поступок - пьет вино из священного сосуда. За такое богохульство, сообщает легенда, неминуемо страшное возмездие.

Это выражение давно стало нарицательным - иногда, например, перефразировав, говорят "жить Валтасаром", что значит вести разгульную, беспечную жизнь, не думая о завтрашнем дне и каких-либо грозящих опасностях.

Употребление выражения в текстах

Итак, имея в виду значение и происхождение фразеологизма "Валтасаров пир", говорят не только о веселом празднике на фоне нависшей угрозы, но и о полученном вскоре царевичем наказании за него.

Эти события в библейской интерпретации много раз будут отражены в искусстве: в литературных произведениях (Кальдерон де ла Барка, И. В. Гете, Дж. Байрон и др.), художественном искусстве (Рембрандт, Я. Тинторетто, Х. Рибера, И. Суриков и др.) и музыке (Г. Ф. Гендель).

Истории реального Валтасара были посвящены сочинения древних авторов, таких как вавилонский историк Беросс, Геродот, Ксенофонт.

О пире и гибели вавилонского царя рассказывает стихотворение Г. Гейне "Валтасар". О его небывалом путешествии и любви - новелла А. Франса с тем же названием.

Российский режиссер в 1989 году экранизировал новеллу "Пиры Валтасара" Ф. Искандера. Свой фильм он назвал "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным".

Подбираем синонимы

Частичным аналогом по значению фразеологизма "Валтасаров пир" можно назвать выражение "пир во время чумы". Другое подобное выражение - "танцевать на вулкане".

Обратим внимание, что, поскольку в легенде имеется упоминание не только о пире, но и о последующем наказании, передать значение фразеологизма "Валтасаров пир" одним словом можно также лишь частично. Синонимами выражению назовем "безбожие", "распущенность", "вакханалия", "оргия".

Мы пояснили значение и происхождение фразеологизма "Валтазаров пир".

Пир во время чумы

Выражение «Валтасаров пир» сегодня обозначает распущенность, безбожие, а главное - вакханалию, устроенную в неподходящее время. Аналог этой фразы - изречение «пир во время чумы».

3

Вавилония

Древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья - Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

3

Валтасар

Вавилонский царевич VI в. до н. э., старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида (в Книге Даниила назван последним царем Вавилона). Управлял страной и частью армии во время пребывания своего отца в аравийской Теме.

Набонид часто оставлял Валтасара управлять империей, сам при этом занимаясь разысканием древностей и преследуя религиозные интересы. В 539 до н. э., когда над Вавилоном нависла угроза нападения персов, Набонид попытался организовать оборону и во главе войска выступил на север навстречу армии Кира. 10 октября 539 до н. э. Набонид потерпел поражение и вынужден был бежать от Кира. Два дня спустя персы овладели Вавилоном.

Предположительно, после падения Вавилона Валтасар был убит.

3

Послание бога Валтасару

В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин», в переводе с арамейского означающую «исчислено, исчислено, взвешено, разделено».

На картине положение букв не случайно. В то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен Исраэле, которого художник часто изображал на своих этюдах. Он-то и подсказал мастеру, как лучше расположить текст надписи. Художник изобразил фразу не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским мудрецам не стоило бы труда прочесть их без посторонней помощи, однако в Библии сказано, что надпись была зашифрована и тайну шифра бог открыл лишь пророку Даниилу.

3

Святотатство на пиру

Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру для еды и напитков использовались священные сосуды, вывезенные из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» и расшифровал ее как послание бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь царевич погиб.

Книга Даниила никак не объясняет тот факт, что Вавилон, обладавший мощными укреплениями, был взят за одну ночь и что Валтасар, пировавший вместе с гостями, ничего не знал об опасности, нависшей над его царством и его жизнью.

3

«Пир Валтасара» Харменса ван Рейна Рембрандта, 1635

В XVII веке европейские династии использовали живопись для продвижения идеи божественного происхождения власти. Картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из влиятельных знакомых отца Рембрандта. Работа над этой картиной заняла два года, с 1634 по 1636, в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов Еврейской общины Амстердама.

Драматическая история крушения Нововавилонского царства превращена в новеллу, объясняющую падение Вавилона преступлением против Яхве. Пророк Даниил, верный Яхве, противостоит идолопоклоннику Валтасару. Посредницей между этими персонажами-антиподами выступает царица, напомнившая сыну о на, равна 60 весовым единицам, текел - сикль, равный одной единице, перес - парсин, равный полмине или тридцати текелям, в целом же это выраженная числами длительность Нововавилонского царства. Интерпретация, предлагаемая библейским автором, исходит из того, что два первых слова - это глаголы «исчислен», «разделен» и третье слово «перес» означает «персы».


После смерти Навуходоносора власть в Вавилоне принял сын его Валтасар. По этому случаю он устроил великое пиршество для вельмож своих и пировал много дней, надеясь на крепость стен вавилонских и не думая о том, что к городу подошли мидяне и персы.

В один из дней приказал Валтасар принести золотые сосуды, взятые Навуходоносором из храма в Иерусалиме. И пили из них царь, и жены его, и наложницы его, пили и славили своих идолов, изваянных из золота и серебра, меди и железа, дерева и камня. И вдруг на стене появились персты руки человеческой и начали выводить письмена.

Изменился Валтасар в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его стали биться одно о другое. Немного опомнившись, призвал он гадателей и мудрецов, приказав, чтобы они прочли написанное черным по белому. Но ни один из мудрецов и гадателей не понимал написанного, И снова Валтасар изменился в лице, а вельможи его смутились.

Вошла тогда в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность лица сына и дрожание членов, сказала:

Есть в твоем царстве муж, в котором обитает Божий Дух. Имя ему Даниил. Отец твой испробовал его мудрость и назначил старшим над гадателями.

Так был приведен Даниил в дом пиршества, и ему было приказано прочесть надпись на стене и объяснить, что она значит.

Ты, Валтасар, - начал Даниил издалека, - не понял уроков, преподанных нашим Господом отцу твоему Навуходоносору. Ты не смирил своего сердца и осквернил золотые сосуды Яхве перед лицом богов своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. За это послал Яхве кисть руки и начертал надпись.

Что же означает эта надпись? - нетерпеливо перебил Валтасар. - Ответь, и получишь дары великие и почести небывалые.

И ответил Даниил царю так:

Оставь дары свои у себя! Почести воздай другому. Написанное же прочту и объясню, но перед этим выслушай меня, царь и господин. Бог высочайший даровал отцу твоему царство, мощь, честь и славу. Все народы, люди и языки испытывали страх и трепет перед властью, какой он его наделил. Убивал он, кого хотел, но мог и оставить жизнь, кого хотел - возвышал, кого хотел - унижал. И оттого переполнилось гордыней сердце его, стал он дерзким и надменным. И потому лишен он был чести и власти, отлучен от людей, сердце его уподобилось звериному

{257} . И должен он был жить среди онагров, жрать траву, как вол. Тело его орошалось росою небесною, пока не осознал он того, что над царством человеческим имеется власть Бога Всевышнего и царем становится лишь тот, кто Богу угоден. Ты же, Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, а, напротив, восстал против Владыки Небес, приказал доставить сосуды из дома его и пил из них вместе со всеми вино, к тому же восхваляя серебряных, золотых, бронзовых, железных, деревянных и каменных богов, у которых нет ни зрения, ни слуха, ни чувств никаких, ни понимания. Бога же, в руках которого дыхание твое и все пути твои, ты не славил. Поэтому и была ниспослана эта кисть рукл - ты взвешен на весах и найден легковесным, Перес - поделено царство твое между мидянами и персами.

Валтасар-царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.

Пир Валтасара. Рембрандт .

В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам". "В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30).

Книга пророка Даниила

Полночный час уж наступал; Весь Вавилон во мраке спал. Дворец один сиял в огнях, И шум не молк в его стенах. Чертог царя горел как жар: В нём пировал царь Валтасар, - И чаши обходили круг Сиявших златом царских слуг. Шёл говор: смел в хмелю холоп, Разглаживался царский лоб, - И сам он жадно пил вино, Огнём вливалось в кровь оно. Хвастливый дух в нём рос. Он пил И дерзко Божество хулил. И чем наглей была хула, Тем громче рабская хвала.

ПИР ВАЛТАСАРА «Трагедия Валтасара это манифестация божественного правосудия, грозное предупреждение тем, кто легкомысленно забывает, что над ним надзирает Всевышний...»

Из дневника Клары Шуман за 1854 год. «В пятницу, 17 февраля, ночью - мы недавно улеглись - Роберт поднялся с постели и записал тему, которую, как он сказал, напели ему ангелы. Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами. Наступило утро, а с ним и ужасная перемена! Ангельские голоса превратились в голоса демонов с ужасной музыкой; они говорили ему, что он грешник, что они низвергнут его в преисподнюю. Он кричал от страданий, потому что демоны в образе тигров и гиен набросились на него, хотели растерзать, и оба врача, которые, к счастью пришли довольно скоро, едва могли его удержать».

Роберт Шуман и Клара

Когда посланцев ада снова меняли вестники небес, взор его был полон блаженства, «но это неестественное блаженство, пишет Клара, точно так же разрывало мне сердце, как когда он страдал от злых духов». Часто бывали моменты, в которые он просил жену уйти, говоря, что способен ее убить.

Утром 27-го Шуман проснулся в какой-то необычно даже для этого нового его состояния меланхолии и сказал: «Ах, Клара, я не стою твоей любви». Вскоре вслед за тем он выбежал на улицу в одном сюртуке, в ужасный дождь, без сапог, без жилета. «Что я почувствовала, мне не описать, помню только, что у меня как будто перестало биться сердце. Все бросились его искать, но тщетно, пока, примерно, через час его не привели домой двое неизвестных; где они его нашли и как - я не могла дознаться».

Сверкнувши взором, царь зовёт Раба и в храм Иеговы шлёт, И раб несёт к ногам царя Златую утварь с алтаря. И царь схватил святой сосуд. "Вина!" Вино до края льют. Его до дна он осушил И с пеной у рта возгласил: "Во прах, Иегова, твой алтарь! Я в Вавилоне бог и царь!"

Начало осени 539 года до Рождества Христова. Вавилонское царство воюет с персами и мидянами. Их предводитель, Кир, как пишет древнегреческий историк Ксенофонт, узнает, что у врага наступает такой праздник, во время которого весь город гуляет и пьёт. В эту-то ночь, едва стемнело, он с помощью рвов отводит реку и по обмелевшему руслу входит в Вавилон. В центре ещё ничего не знают о том, что происходит на окраинах.

Во дворце идет пир. Для поднятия боевого духа зал превратили в пантеон, куда были собраны все идолы покоренных халдеями народов. Одной из главных побед империи, о которой сейчас надо было напомнить военным, считалось завоевание Иудеи. Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством. Тем не менее, золотые сосуды, вынесенные в свое время Навуходоносором из Иерусалимского Храма, были наполнены вином и розданы вельможам и гарему. Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния.

Лишь с уст сорвался дерзкий клик, Вдруг трепет в грудь царя проник. Кругом угас немолчный смех, И страх и холод обнял всех. В глуби чертога на стене Рука явилась - вся в огне... И пишет, пишет. Под перстом Слова текут живым огнём.

«В тот самый час, - как сказано в книге Даниила, - вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Царь изменился в лице; и колени его стали биться одно о другое». Наступила немая сцена. Валтасар переводится так: «Ваал да хранит царя». И вот - небесный знак, из которого сейчас станет ясно, кто победил: Ваал или еврейский Бог.

Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

Книга пророка Даниила

Роберт - Кларе: «Ты была в то время маленькой интересной девочкой с упрямой головой и парой красивых глаз, для которой вишни были всем на свете. Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра. Это было разочарование, знакомое каждому художнику, если он продвигается вперед не так быстро, как он об этом мечтает. Я почти не находил признания. К этому прибавилась невозможность играть правой рукой». Стремясь улучшить технику, Шуман придумал себе специальный тренировочный механизм, который, в результате долгого использования, повредил ему указательный палец и почти парализовал средний. А вслед за этим на него обрушилась смерть одного брата и нежно любимой жены другого, Розалии.

И вот в октябре, продолжает Шуман, «в ночь с 17 на 18, мне внезапно пришла в голову самая страшная мысль, которая только может прийти человеку, - самая страшная мысль изо всех небесных кар - мысль потерять рассудок. Она захватила меня с такой силой, что все утешения, все молитвы умолкали перед нею, словно насмешки и издевка. Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить». Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания, и болезни, и отчаяния». В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки».

И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение.

Роберт Шуман

Июнь 1839 года. «В королевский высший апелляционный суд города Лейпцига. Прошение. Мы, нижеподписавшиеся Роберт Шуман и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать нам свое всемилостивейшее соизволение».

Это был, кончено, грандиозный скандал. Суд, прежде чем принять бумаги, потребовал, чтоб состоялась примирительная встреча отца с дочерью в присутствии священника. Вик на нее не пришел. Не явился и на первое заседание. Потом начал ставить немыслимые условия материального свойства, и, получив отказ, стал пользоваться совсем уж неблаговидными средствами и изо всех сил ронять молодых в глазах общественного мнения.

В декабре он, наконец, предстал перед законом, и обвинил Роберта в беспорядочном образе жизни и пьянстве (опровергать это нужно было в течение шести с половиной недель при помощи свидетелей). Когда Клара, на вопрос судьи, с кем она желала бы покинуть зал, решительно ответила «С моим возлюбленным!» Вик заорал: «Тогда я прокляну тебя! И дай Бог, в один прекрасный день ты придешь к моему дому нищенкой, с кучей детей!»

Из дневника Клары Шуман:

Он был взвинчен до последней степени - настолько, что председатель вынужден был лишить его слова, - мне это всякий раз ранило душу - я едва смогла вынести, что ему приходилось испытывать подобное унижение. Этот день развел нас навеки, по крайней мере, разорвал нежные узы, связывающие отца с ребенком, - и сердце мое как будто разорвалось.

«Никогда не забывай, - пишет Шуман в своем блокноте, - того, что пришлось пережить Кларе ради тебя». Годы терзаний привели к процессу, который отцу удалось тянуть ещё полгода, но, в конце концов, он его проиграл, и 12 сентября 1840 года Роберт и Клара стали мужем и женой. Шуман возблагодарил Небо, сочинив в этот знаменитый год 138 великолепных песен на стихи Байрона, Гёте, Бёрнса... Радостные, печальные - все они говорили об одном, и только одна баллада Гейне, как кажется, затесалась в этот гимн торжествующей любви случайно. «Валтасар».

Взор у царя и туп и дик, Дрожат колени, бледен лик. И нем, недвижим пышный круг Блестящих златом царских слуг. Призвали магов; но не мог Никто прочесть горящих строк. В ту ночь, как теплилась заря, Рабы зарезали царя.

Странная песня в медовый год; да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям». Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства. Может, в болезни он мало уповал на Бога? Может, это предчувствие беды? Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол, и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет».

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.

Книга пророка Даниила

«Посвятить свои силы духовной музыке, - пишет Шуман - это, пожалуй, всегда наивысшая цель музыканта. Однако в молодости все мы ещё так прочно коренимся в земле...» История его духовного творчества начинается с женитьбы. После «Валтасара», в течение трех лет он работает над ораторией «Рай и Пери». Изгнанная Пери ищет дар, который поможет ей вернуться на Небо. Капля крови, пролитая юношей в борьбе с тираном, не помогает ей. Ни последний вздох девушки, отдавшей жизнь за возлюбленного. Ее спасает слеза раскаявшегося разбойника.

Пред Богом плачущий злодей Лежал недвижим перед ней, К земле приникнув головою; И сострадательной рукою, К несчастному преклонена, Как нежная сестра, она Поддерживала с умиленьем Главу, нагбенную смиреньем; И быстро из его очей В мирительную руку ей Струя горячих слез бежала; И на небе она искала Ответа милости слезам... И все прекрасно было там!

Успех «Рая и Пери» был неожидан и столь велик, что на Рождество Вик послал Роберту примирительное письмо. Радостный ответ пришел ему из России. «Клара играла у императрицы! О красоте Зимнего дворца она расскажет Вам при встрече. Это как сказка из «Тысячи и одной ночи»... На нас нагнали страху перед путешествием в Москву; но, поверьте мне, я должен теперь смеяться над теми страшными картинами, что рисовало мне мое воображение в Лейпциге. Только здесь все очень дорого...»

Клара могла, наконец, вздохнуть спокойно. Но тут, едва он успел добраться до дома и обняться с тестем, врачи ставят Шуману диагноз «психическое расстройство» и настоятельно рекомендуют отдохнуть от музыки.

Семья дала ему силы продержаться ещё целых десять лет. До того самого ужасного февраля, в который Шуман сбежал из дома и бросился с моста в Рейн. Спасенный рыбаками, он вскоре был отправлен в лечебницу для душевнобольных. Доктора запрещали им встречи, и только за два дня до смерти Клара смогла его навестить. «Он улыбнулся, - пишет она в дневнике, - и с трудом обнял меня. Я никогда этого не забуду. За все сокровища мира я не отдала бы этого объятия. Мой Роберт, так должны мы были свидеться, с каким трудом должна была я отыскать твои любимые черты! Два с половиной года назад он был оторван от меня и даже не смог проститься со всем, что приросло к сердцу. И вот теперь я тихо лежала у его ног, едва смея дышать, и он лишь временами дарил мне взгляд, хотя и затуманенный, но столь неописуемо кроткий... Мою любовь он унес собой».

И Там, казалось, ликовали: Как будто ангелы летали С веселой вестью по звездам; Как будто праздновали там Святую радость примиренья - И вдруг, незапного стремленья Могуществом увлечена, Уже на высоте она; Уже пред ней почти пропала Земля; и Пери... угадала! С потоком благодарных слез, В последний раз с полунебес На мир земной она воззрела... "Прости, земля!.." - и улетела.