Виртуальная психология - Virtual psychology. Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики

Следует отметить, что в большинстве зарубежных стран и в России существует такое направление в совеременной психологической науке как «Виртуальная психология». Однако, это направление имеет неодназначную интерпретацию у нас и за рубежом. Так, в зарубежных странах виртуальная психология основывается на изучении виртуальных реальностей, порождаемых компьютерными технологиями (изучение виртуальных реальностей киберпространства). Отдельные отечественные ученые разделяют эту точку зрения. Но большинство отечественных ученых склонны придерживаться виртуального подхода, разработанного Н.А. Носовым, в котором он концептуализировал идеи виртуальности (начиная с периода античности) в целостную концепцию. Благодаря этой концепции виртуалистика имеет философское обоснование своей теории и практики, а также характерные для любой науки категориальный аппарат и особый тип практики– аретея. Наиболее полно, на данный момент, историю возникновения идеи виртуальности с древнейших времен до наших дней, рассматривали Н.А. Носов и В.И. Фалько.. Понятие «виртуальная реальность» стало употребляться приблизительно с начала 90 – х годов прошлого века. Наиболее активно исследования в этой области с 1984 года вел Н.А. Носов. Разработанное теоретическое представление о виртуальной реальности было испытано, и получило подтверждение на летчиках испытателях, проведенных в 1985 году в Институте авиационной и космической медицины. В результате в 1986 году была опубликована совместная статья Н.А.Носова и О.И. Генисаретского «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора». Этим же годом датируется возникновение виртуалистики. В декабре 1991 г. Президиумом Академии наук СССР было принято решение о создании Института человека РАН. В том же году было принято решение о создании в качестве одного из структурных подразделений лаборатории виртуалистики. В 1994 году Н.А. Носовым была защищена докторская диссертация по психологии «Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора» и опубликована монография «Психологические виртуальные реальности», в которых изложены основы виртуалистики как самостоятельного направления в философии и науке. В 1997 годы лаборатория виртуалистики была преобразована в центр виртуалистики. В рамках центра виртуалистики велось абсолютное большинство проводимых в России исследований в данной области. В 2001 году виртуалистика была окончательно оформлена философски и провозглашена в «Манифесте виртуалистики»: «В традиционном мировоззрении принято считать, что существует одно (монизм), два (дуализм) или несколько (плюрализм) исходных, вечных, абсолютных, не сводимых друг к другу «начал» («видов бытия», «стихий» и т.п.), которые порождают все остальные реалии. Исходные «начала» считаются истинными, реально существующими, а все остальное – порожденным, неистинным и даже нереальным. Происходящее в исходных началах считается сущностью, порождающей явления, происходящие в порожденных мирах. В виртуалистике считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его «начало». Мир в целом, как и любая его часть, видится таким, в котором события порождаются, действуют, сами порождают другие события, умирают или включаются в другие события и т.д. – и все это реально существует. Мир получается многослойным, сложным, непостоянным, в котором все время порождаются и умирают его части и даже целые слои. И все это истинно, поскольку существует; каждая часть существует на собственных основаниях. И нет ограничений ни «вверх», ни «вниз», ни «вширь», ни «вглубь». Мир виртуален. Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразований» (Н.А.Носов. 2001).



Благодаря усилиям сотрудников центра виртуалистики и энтузиастов живущих по всей России, виртуалистика в достаточно мощное социальное движение, имеющее существенные результаты в философии, теоретической и экспериментальной науке, а также в практике.

Основное содержание виртуальной философии изложено в трудах Н.А. Носова, О. И. Генисаретского, В.И. Фалько, Р.А. Нуруллина, Ф.И. Гиренок, М. В. Шугурова, С. А. Борчикова, а так же О.А. Анисимова. Содержание виртуальной психологии отражено в трудах Н.А. Носова, Т.В. Носовой, С.Х. Асадуллиной, Э.Ф. Асадуллина. Виртуальной медицины – Н.А. Носова, Г.П. Юрьева, Н.А.Юрьевой, А.Н. Михайлова, М.А. Пронина, Ю.Т. Яценко . Разработкой концепции виртуального актерского искусства занимается И.И. Силантьева, В.Ф. Жданов Ю.Г. Клименко Т.В. Смирнова . Виртуальную антропологию разрабатывает Я.В. Чеснов . Разработкой концепции виртуального подхода в истории занимается Э.Ф. Асадуллин . Виртуальную сущность игромоделирования раскрывает О.И.Анисимов . В области практической виртуалистики – аретеи – работают более половины вышеперечисленных авторов.

В.И. Фалько в своей работе «Философия виртуальности» рассматривал основные подходы к решению вопроса, обозначал основные проблемы и возможные перспективы. В отдельной главе «Виртуальная история философии виртуальности» он довольно детально отслеживал генезис понятия виртуальности (где оно присутствовало) во всей мировой философии – от этапа предфилософии – магии и мифологии, древней философии (античной, индийской, китайской и др.), средневековой философии, новой философии, постклассической и современной философии. В том же случае если понятие виртуальности в той или иной философской системе явно не присутствовало, В.И. Фалько определял те или иные «виртуальные» предпосылки к возникновению философского понятия виртуальности.

С.А. Борчиков в своей работе «Метафизика виртуальности» рассматривает гносеологические аспекты виртуалистики. Он вводит представление о полигносеологичности, наряду с существующей идеей полионтичности, и обсуждает вопрос о возможности создания единой теории виртуальной реальности. Вводится понятие «ноэмы» как мысли, мыслящей самое себя. В книге дается оригинальная интерпретация массы философских проблем. Автор задается целью критически осмыслить, обобщить и творчески развить идеи виртуалистики. Помимо этого ставиться значительно более серьезная задача – «… создание единых теоретических основ для концепции виртуальной реальности». С.А. Борчиков полагает, что философия и практика виртуальной реальности накопили столько разнообразного материала, что необходимость подобной задачи видится многим исследователям. В этой работе отмечается позиция В.М. Розина, ставящего «… вопрос о создании общей теории (концепции) виртуальной реальности, включающий в себя не только представление о инженерно – семиотической виртуальной реальности, а также и всех других символических виртуальных реальностях». Такую концепцию, которая вобрала бы в себя, или объяснила все дискурсы о виртуальной реальности, автор называет общей теорией виртуальной реальности (ОТВР) в отличие от конкретных теорий виртуальной реальности (КВТР).

Кроме того, выделяется еще и специальная теория виртуальной реальности (СТВР), определяемая как вариант ОТВР – «… общая теория, построенная на базе конкретного представления, будь то онтологическим, гносеологическим, психологическим, социологическим и т.п., уже сама обретает черты конкретности, зависимой от исходного принципа».

Далее автор начинает критический анализ концепции Н.А. Носова, усматривая в ней гносеологическую двойственность, поскольку он занимался одновременно психологическим и философским познанием. Указывая на то, что в своей психологической практике он столкнулся с рядом феноменов человеческой жизни, которые «…просто остаются за бортом научной психологии, а практические психологи не знают, что с этими фактами делать, когда с ними встречаются». В отличие от этих психологов, Н.А. Носов вышел на такой уровень познания этих фактов, который позволяет не только их знать (виртуалы), не только достигать практических результатов (аретея), но и иметь теоретическую категорию все это объясняющую, а именно: «психологическая виртуальная реальность». Но вместе с тем отмечается то, что Н.А. Носов, как философ, вынужден был искать историко-философское обоснование психологической виртуальной реальности, и отсюда опора на термин «virtus».

Эта двойственность – «virtus» и «психологическая виртуальная реальность» – с одной стороны, разнящееся, с другой – единящееся, отмечает автор.

Подытоживая свою работу, С.А. Борчиков обозначает основной результат своей работы: «… ноэма есть гносеологический virtus, детерминирующий любое познавательное и теоретическое конструирование. Ноэма – это virtus гносеологической виртуальной реальности, осмысляющей самое себя. Благодаря ноэме виртуальная реальность переходит в реальную виртуальность (понятие, требующее нового, дополнительного исследования), или в действительность».

М.В. Шугуров в своей «Виртуальной герменевтике» демонстрирует философский текст нового типа – написанный на основе виртуалистики, как постнеклассической философии. Он предлагает совершенно новый взгляд на герменевтику. Текст предваряется редакторской критикой Н.А.Носова. В конце книги помещена статья известного американского философа Р.Мелчера (Виртуальный президент), оттеняющий новизну виртуальной герменевтики, разрабатываемой М. Шугуровым.

Ф.И.Гиренок в своих «Антропологических исследованиях» прослеживает путешествие немецких философов по просторам виртуальной реальности. Автор полагает, что Кант, и Гегель конструируют реальность, задают предметности и языки описания этой предметности. Одной из них является антропологическая предметность. В своей работе Ф.И. Гиренок обращает внимание на оестествление языка немецких философов. Ф.И. Гиренок достаточно интересно показывает в своем тексте, как самые гуманные невиртуальные представления (в данном случае, Гегеля и Канта) оборачиваются своеобразным насилием над человеком.

Р.А. Нуруллин в монографии «Виртуальность как основание бытия» предлагает новую метафизическую модель мира, основанием которой выступает небытие как актуальная бесконечность, порождающая из виртуального пространства потенциальную бесконечность – бытие.

О.А. Анисимов в своей работе «Дух и духовность: рефлексивно-виртуальная версия неогегельянца» разрабатывает свой вариант гегельянства и рассматривает место виртуалистики в этом варианте неогегельянства. Делает это он очень интересно, выступая как очень квалифицированный философ. В результате получилось, что виртуалистика сводится к частному разделу психологии в рамках анисимовского неогегельянства. Фактически оказалось, что классическая западно-европейская философия не имеет средств мыслить виртуальное, что еще раз доказывает правомочность разработки виртуалистики как самостоятельного мировоззрения. В своих редакторских комментариях Н.А.Носов рассматривает соотношение неогегельянства и виртуалистики. В своей последующей работе «Виртуальные особенности игромоделирования» – второй книге дилогии, обсуждаются основные особенности игромоделирования в социокультурных и деятельностных средах. Особое внимание уделяется тем особенностям игрового механизма и игротехнике, которые содержат виртуальные свойства. В определенном смысле это первая систематическая попытка выявить виртуальные качества игромоделирования в контексте общей теории игр типа ОДИ – организационно-деятельностные игры. Автор делает попытку – дать основы виртуального взгляда на игры как культурный феномен вне противопоставления иным взглядам на такие игры.

Разрабатывая психологическую виртуалистику, Н.А. Носов написал несколько работ. Самая первая из них это: «Ошибки пилота. Психологические причины». Эта монография – первая в мире по проблеме психологических виртуальных реальностей, издана до создания Центра виртуалистики и послужила основанием создания Центра виртуалистики. Данная работа посвящена, прежде всего, прикладным аспектам виртуалистики: применению разрабатываемой автором теории психологических виртуальных реальностей к ошибкам летчика. В монографии впервые в истории проблемы ошибок человека-оператора делается концептуальная систематизация существующих подходов к ошибкам человека. В этой работе впервые в литературе дается определение виртуального состояния, приводятся его специфические признаки, и описывается теоретико-психологическая модель виртуального состояния. Теоретическое описание виртуального состояния иллюстрируется Н.А. Носовым многими примерами из практики летной деятельности.

В последующей работе «Психологические виртуальные реальности» Н.А. Носов описывает концепцию психологических виртуальных реальностей. Именно в этой работе автор, анализируя работы по виртуальным проблематике – компьютерным, философским, психологическим, лингвистическим и т.д. виртуальным реалиям, – разрабатывает новый парадигмальный подход к явлениям действительности, названный им «виртуалистика».

В последующем «Виртуальном человеке» представлены результаты применения разрабатываемого автором виртуального подхода к детству: детство описывается как генезис психологических виртуальных реальностей. Детство рассмотрено как часть целостной жизни человека. Данная модель, объединяющая в себе на единых основаниях психологические особенности, различных возрастов жизни человека. Описаны методологические и теоретические основания подхода, а также результаты экспериментальной и практической работы.

В этой работе описана «новая» психология детства, разрешающая многие проблемы «старой» детской психологии. В основе книги лежит, во-первых, представление о реальности жизни ребенка, а не каких-либо ее отдельных качеств (интеллекта, эмоций, личности и т.п.), а во-вторых, интенция на помощь ребенку в его сложной жизни. Книга написана с позиции ребенка, с позиции, первоначально выясняющей, что есть ребенок, а затем лишь определяющей, что с ним можно сделать. Экспликация внутренней реальности бытия человека – необычная позиция для научного психолога, для которого характерна позиция вненаходимости относительно объекта исследования, естественная для современной новоевропейской науки.

В своем обобщающем труде «Виртуальная психология» Н.А. Носов впервые изложил ее в систематическом виде. Эта работа состоит из двух разделов. В первом разделе «Основы психологической виртуалистики» описана виртуалистика как новый парадигмальный (философский) подход, разработанный автором. Виртуалистика является философским основанием научных исследований, не только, кстати, гуманитарных наук (психологических, социологических, политологических и др.), но и естественных и технических.

Автор проследил историю идеи от античности до современности, показал ее место в различных философских концепциях, обосновал свою трактовку идеи виртуальности, заключающуюся в утверждении сосуществования разнородных онтологических реальностей и определенного типа взаимодействия между ними (возможность свертывания одной реальности в элемент другой реальности и разворачивании одного элемента одной реальности в целостную реальность).

Н.А. Носов полагает, что виртуальная психология как научная дисциплина включает в себя блок теоретических моделей, блок эмпирических феноменов, блок экспериментальных методов и блок практических методов. В первом разделе Н.А. Носовым представлена теоретическая модель событий в психологической виртуальной реальности, описываются оригинальные эксперименты по моделированию и исследованию виртуальных событий, приводится описание большого количества виртуалов в повседневной жизни человека, показывающего их реальную роль в происшествиях, в необычных достижениях, в ошибках и т.д., вводится понятие аретеи, как специализированного вида практической работы с виртуальными событиями.

Во втором разделе «Виртуальные исследования» представлены образцы конкретных исследований психологических виртуальных реальностей на различном эмпирическом материале: ошибки человека, алкогольная зависимость, криминальное поведение, дошкольная психология. В каждом исследовании вскрываются не описанные в психологии реалии, игнорирование которых делает во многом неэффективными ни само изучение этих сфер жизни человека, ни способы борьбы с нежелательными явлениями. В этом разделе в концептуально корректном виде изложены результаты исследований, опубликованные ранее: экспериментальные исследования, исследование ошибок летчика, алкогольной зависимости, морального поведения, детской психики.

В целом, эта работа Н.А. Носова представляет собой фундаментальный труд, демонстрирующий достижения отечественной виртуальной психологии и философии.

Дальнейшее развитие виртуалистика получила в «Словаре виртуальных терминов». Словарь представляет собой опыт концептуального словаря, т.е. словаря, строящегося на основании единой парадигмальной конструкции, где каждое слово представляет собой понятие, т.е. получает свое содержание только в рамках единой концептуальной модели. В качестве парадигмальной конструкции выступает виртуалистика, которая сама получает свое определение через совокупность своих понятий. Н.А. Носов отмечает, что он построен на материале исследования сравнительно небольшого эмпирического материала: ошибки летчика, алкоголизм, генезис психики, бронхиальная астма, криминальное поведение. Автор полагает, что, каждая новая эмпирическая сфера дает новые понятия. Н.А. Носов ожидает расширения словаря виртуалистики, причем, не только в результате психологических исследований, но и исследований в других сферах науки и практики: социологии, политологии, физиологии и т.д. Новые понятия необходимы, полагает Н.А. Носов, поскольку виртуалистика имеет дело с еще не описанным в науке пластом реальности – для обозначения новых реалий и требуются новые понятия.

Как практическое обоснование работ Н.А. Носова выступает работа Т.В. Носовой «Феномен соположения реальностей» В этой работе впервые теоретически описано и экспериментально исследовано такое явление человеческой психики, как соположение реальностей, функционирующих по принципиально разным законам. До сих пор в психологии факт непоследовательности в осознании, понимании, поведении, переживании и других сферах человеческой психики лишь фиксировался, но теоретически не концептуализировался, и поэтому не подвергался научному исследованию. Виртуальный подход сделал возможным научное исследование подобного рода явлений психики. В книге показаны механизмы пересечения двух разнородных типов психических реальностей и показаны закономерности в поведении человека в таком случае. Разработаны оригинальные экспериментальные методики исследования феномена соположения реальностей у детей и взрослых. Особое внимание в этой работе уделено феномену соположения реальностей в детском возрасте. На основании полученных результатов разработана модель генезиса детской психики и предложены апробированные способы аретеи, аномий психики ребенка, вызванных неадекватным протеканием генезиса психических виртуальных реальностей.

В совместной работе с Н.А. Михайловым «Диагностика виртуальной образности» , Н.А. Носов представляет первый сборник тестов и описание технологии выявления виртуальных аномичных образов, а также – контроля эффективности применения аретических процедур.

Виртуальную медицину представляют Юрьев Г.П., Юрьева Н.А. в своей работе «Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи» , авторы впервые вводят в научно-практический обиход понятие виртуальная медицина в качестве новой частной парадигмы древнейшей науки и искусства врачевания. Обосновывается теоретическая база виртуальной медицины, её отличия от психосоматической медицины. В практической части книги с философских и нравственных позиций теории психологических виртуальных реальностей и авторской теории триалектики рассматривается новый подход к здоровью, болезни и продолжительности жизни человека. Даётся принципиально новое объяснение феноменам человеческого сознания и сущности жизни вообще. Приводятся типичные примеры групповой и индивидуальной работы с виртуалами негативно заряженного регистра.

Дальнейшее развитие данное направление получает в фундаментальной работе коллектива авторов: Г.П. Юрьева, Н.А. Юрьевой, Е.И. Лебедь «Виртуальная этика здоровья и страданий человека» В монографии представлена оригинальная теоретическая и практическая разработка взаимной обусловленности здоровья человека, здоровья семьи, коллектива и общества с нравственных позиций виртуальной этики и адаптационных процессов социогенеза. В парадигме виртуальной триалектики – новой естественно-научной мировоззренческой концепции – авторы обосновали виртуальную медицину как очередной этап развития психосоматической медицины и новое направление в здравоохранении. Приводятся результаты исследований социального, психологического и соматического здоровья военных моряков и морских пехотинцев в процессе длительных океанских походов на надводных кораблях и подводных лодках, а также в госпитально-поликлинических условиях и санатории. Даются практические способы психологической коррекции, алгоритмы достижения социальных и профессиональных успехов в будущем, а также система профилактики психосоматических нарушений.

В своей следующей работе «Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины» Н.А. Носов вводит понятие «виртуальный конфликт», и рассматривает виртуальный конфликт в социальной сфере: сфере медицины. В монографии показано, что заболеваемость, в частности бронхиальная астма, есть следствие социального виртуального конфликта в сфере медицины. Автором рассмотрены истоки конфликта, описана философия современной медицины. Предложены новые основания для построения медицины, сочетающие классические (константные) и виртуальные модели. На основании виртуального подхода предложены немедикаментозные методы лечения (аретеи) бронхиальной астмы как демонстрация эффективности виртуальной медицины.

Как практическое приложение к этой работе, можно рассматривать книгу А.Н. Михайлова «Аретея нарушений дыхания» Книга посвящена развернутому описанию аретеи астматического виртуса – работе с сущностным основанием такого феномена как «бронхиальная астма». Автором на основе виртуального подхода предложены немедикаментозные методы лечения (аретеи) бронхиальной астмы как демонстрация эффективности виртуальной медицины. Дается полное описание инструментария работы с астматическим виртусом.

Значимым событием в области виртуальной психологии стала монография «Психология виртуального конфликта» Асадуллиной С.Х . Данная работа посвящена исследованию психологии виртуального конфликта. Автор выстраивает концептуальную модель полиреальной природы человека, возникшей в процессе филогенеза, виртуального конфликта, как последствия процесса отделения в филогенезе совокупности реальностей отдельного человека вместо прежней слитности в роду и социуме.

Эта работа содержит результаты исследования источников виртуального конфликта в жизни человека, условий его возникновения, средств диагностики наличия виртуального конфликта и средств его разрешения. В монографии показано, что основным условием возникновения виртуального конфликта является полиреальная природа человека, диагностировано наличие виртуального конфликта во всех институтах социализации человека. В ней рассмотрены источники и условия появления виртуальных конфликтов в семье, в образовании, как нарушения принципа полионтизма, несоответствия их полиреальной природе человека. На основе виртуального подхода предложены средства разрешения виртуальных конфликтов, а также их профилактики.

На стыке виртуальной психологии и виртуальной медицины была написана работа Н.А. Носова и Ю.Т. Яценко «Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизма» Несмотря на то, что тема алкоголизма весьма активно разрабатывается как в психологии, так и в медицине, авторам удалось, благодаря практическим разработкам Ю.Т. Яценко, найти новый ракурс психологического описания состояний алкогольного опьянения, названный авторами «виртуальными алкогольными переживаниями». Этот ракурс отличается от всех других тем, что позволяет научно описать состояние алкогольной интоксикации изнутри, т.е. с точки зрения наблюдателя, находящегося в алкогольной виртуальной реальности. Предложенный психологический метод терапии алкоголизма, названный авторами «Форсаж», испытан на 1500 алкогользависимых людях, и показал чрезвычайно высокую эффективность: 93% излечения для больных с 1 стадией заболевания алкоголизмом, 88% – для больных со 2 стадией и 33% – для больных с 3 стадией.

В следующей работе Яценко Ю.Т. «Исцели себя сам и себя успокой, помоги себе тем, что есть под рукой. Метод «Форсаж ТМ.» С позиций виртуалистики описаны механизмы развития различных хронических заболеваний человека, включая алкоголизм, наркомании и другие виды зависимости. На научном материале в популярной форме наглядно показано, как человек, страдающий хроническим заболеванием или любым видов зависимости, попадает в патологический виртуальный мир и какие законы начинают управлять им в этом виртуальном мире болезней. В книге вы найдете, какие существуют виды зависимости, что такое виртуальные образы болезней и что способствует выходу в виртуальную реальность зависимости от болезней, какую роль играют разные виды информации при формировании виртуальной реальности и, как следствие этого, формирование и развитие любого заболевания и вида зависимости. Описана доступная и чрезвычайно простая в исполнении виртуальная технология – авторский метод Ю.Т. Яценко «Форсаж ТМ», – по выведению из мира виртуальной реальности любых зависимости и хронических заболеваний, с тем, чтобы вернуть человека в реальную жизнь без зависимости и болезней, восстановить и омолодить организм любым и доступными подручными средствами (спичка, булавка, щуп, пинцет, использованный стержень шариковой ручки, зубочистка с тупым концом и пр.).

Содержание исторического направления в виртуалистике отражено в работе Асадуллина Э.Ф. «Виртуальный подход в истории» . В работе представлен вариант концептуальной модели виртуального подхода в социально историческом познании. Данная модель построена на полиотичной парадигме виртуального подхода как такового в соответствии с новым, постнеклассическим типом рациональности. Значимость проведенного исследования состоит в том, что виртуальный подход методологически структурирует весь спектр применяемых к истории как собственно исторических, так и не исторических научных подходов и их результатов по их отношению к центру концепции – человеку и человеческому обществу. Виртуальный подход в социально – историческом познании, включая в свой состав все применяемые в исторической науке методологические подходы, определяет дефицитные, не исследованные уровни, и организует их так, что не позволяет ни недооценить их значение в историческом процессе, ни преувеличить их значимость, преуменьшая значение других подходов, исследующие другие уровни бытия человека и общества. Виртуальный подход позволяет выполнить важнейшую метатеоретическую функцию, организуя историческое познание на всех уровнях, применяя средства каждого подхода адекватно исследуемому предмету – области – уровня человеческого бытия в социально-историческом познании. Построенная в монографии концептуальная модель может применяться в философском осмыслении социально-исторической действительности

Виртуальная антропология работ Центра виртуалистики представлена Я.В. Чесновым в его работе «Парфеньевские бабы, или Aнтропология женского тела». В этой работе, представлена практическая разработка виртуального подхода к человеку на примере антропологии женского тела. Автором показано, что тело не только эротично, но и духовно. Тема, заявленная автором, раскрывается на его личном наблюдательном этнографическом материале, собранном в Парфеньевском районе Костромской области.

Работы в области «виртуального искусствоведения» представлены в сборнике трудов «Партитура Виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи» . В составе этого сборника работыИ.И. Силантьевой, В.Ф. Жданова Ю.Г. Клименко и Т.В. Смирновой.

На данный момент, в центре виртуалистики разрабатываются и новые направления в области виртуальной педагогики, в частности открытый проект «Виртуальный учитель». Есть и другие открытые проекты, такие как «Виртуальная родина». Существует ряд «виртуальных» лабораторий разрабатывающих новые направления, в числе которых: Лаборатория «Медицинской и психологической виртуалистики токсикоманий и зависимостей» Яценко Ю.Т.; Лаборатория «Философских проблем виртуально-антропологического сознания», руководитель – Чеснов Я.В.; Лаборатория «Виртуальных операторов диагностики и аретеи», руководитель – Михайлов А.Н; Лаборатория «Управленческой виртуалистики», руководитель: Пронин М.А.; Лаборатория «Виртуальной психологии искусства», руководитель – Жданов В.Ф.; «Лаборатория искусственного интеллекта» Никольского А.Е.; «Лаборатория проблем системных подходов»; «Лаборатория виртуальной лингвистики»; Лаборатория «Виртуальной эргономики»; а также лаборатория «гуманитарной экспертизы городов».

Таким образом, данное научное направление динамично развивается и имеет большие перспективы в обозримом будущем.

«Виртуальные миры, психологии которым посвящена монография Н.А. Носова, обнаружились в нашей интеллектуальной округе вполне виртуальным образом – ниоткуда, внезапно, и повсюду. А обнаружившись, быстро стали обрастать концептуальными экранами, характерной для проектной культуры мификами и субкультурами просьюмеров, для которых все (от езды на велосипеде – до симулятивного гиперсекса) переселяются из обыденной экологически пораженной реальности в – в стерильные и аутичные виртуальные пространства. К тому же в обратной и исторической и психологической перспективе виртуальность без особого труда стали находить всюду: в психопрактике даосов и суфиев, в романах Ф.М. Достоевского и жестоком театре А. Арто, в трактатах Сведенборга и Л.Н. Гумилева». Эти слова известного отечественного ученого О.Генисаретского из предисловия к книге Н.А. Носова «Психологические виртуальные реальности» можно отнести ко всей виртуальной психологии. Именно так виртуальная психология и появилась: ниоткуда, внезапно, и повсюду».

Вот только если ближе присмотреться к истории возникновения виртуальной психологии, к ее современному состоянию в российской и западной психологии, что и составляет задачу нашей работы, то две первые характеристики меняются на обратные: есть откуда, далеко не внезапно, и можно согласиться только с последней характеристикой – повсюду. Виртуальность, концептуализированная и операциолизированная Н.А. Носовым, действительно стала обнаруживаться «повсюду». Новые категории по-новому дали возможность взглянуть на все, именно поэтому и верна характеристика О.И. Генисаретского «повсюду». Первым изданием лаборатории виртуалистики была книга Н.А.Носова «Ошибки пилота, психологические причины». (Н.А.Носов, 1990). Вторым изданием была работа, посвященная самим психологическим виртуальным реальностям» Психологические виртуальные реальности» (Н.А.Носов,1994). О возникновении идеи виртуальности, основатель отечественной виртуальной психологии Н.А. Носов, подводя итоги десятилетней работы Лаборатории виртуалистики Института Человека РАН пишет:

«…В1984 году, обсуждая с О.И. Генисаретским проблемы высших духовных реальностей, мы пришли к выводу, что в любом духовном событии есть содержательная составляющая, определяемая степенью духовной продвинутости, как и чисто формальная, сугубо психологическая, не имеющая отношения к содержанию, но лишь обеспечивающая переход психики в высшие реальности и пребывание там. Психологические события, обеспечивающие и сопровождающие переход в иную реальность, не описаны в науке, и были названы нами виртуальными. Разработанное теоретическое представление о виртуальном событии было нами испытано, и получило подтверждения на летчиках-испытателях, проведенных в 1985 году, в Институте авиационной и космической медицины. В результате, в 1986 году была опубликована наша статья «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора (Носов, Генисартеский, 1984). Надо добавить, что ни в 1984, ни в 1985 году о виртуальных реальностях еще не было ничего известно в России. Потом мы уже узнали, что в 1984 году термин «виртуальная реальность» для обозначения определенных компьютерных устройств предположил американский разработчик Леньер, хотя разработки по созданию компьютерных устройств в военной авиации США велись уже давно, и в самом начале 80-х уже появились опытные образцы виртуальных кабин самолетов».

Таким образом, мы видим, что сама идея виртуальной психологической реальности появилась при обсуждении проблемы высших духовных реальностей, скорее как проблема состояний, условий, в которых возможно такое духовное событие, независимо от его содержания. В этом коренное отличие российской виртуальной психологии от западной виртуальной психологии, называемой киберспейс, в которой идея виртуальности неразрывно связана с компьютерными виртуальными реальностями.

Логично будет привести цитату о неклассическом мироощущении из статьи Гусельцевой: «Культурно-историческая психология – от неклассической к постнеклассической картине мира» «…На наш взгляд, неклассическое мироощущение стоит за вышеназванными духовными течениями века, за приведенной феноменологией скрывается и прорисовывается совершенно иной облик мира. Согласно этому неклассическому взгляду, мир– многомерен, многогранен, гетерогенен и мозаичен, и то, каким он нам предстает, зависит, прежде всего, от фокусировки нашего сознания. События в этом мире не ограничены причинно-следственными связями, но могут быть рассмотрены через связи смысловые, синхронистичные, энергетические, структурные. В этой логике мир представляет собой не что иное, как способ описания. Мир рукотворен, мир выстраивается видящим сознанием, но, с другой стороны, мир неопределен, и непредсказуем. Мы живем в реальности, где Порядок вечно сражается с Хаосом. Не случайны в ХХ веке ни популярность теории самоорганизации И.Р.Пригожина, ни рождение литературного жанра фэнтези, представленного такими авторами как У. ле Гуин, Р. Желязны, М. Муркок и другие».

И эта проблема духовности и целостности человека, которая в непростых условиях развития отечественной психологии принимала разные обличья, позволяет увидеть виртуальную психологию, как одно из направлений психологии, этапов ее развития, которая была подготовлена всей историей ее развития, а вовсе не появилась ниоткуда. Ее корни и в неклассической или органической (по определению В.А. Зинченко) культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, в неклассической или психологической физиологии Бернштейна и А.А. Ухтомского, в идее интегрального образа мира А.Н.Леонтьева, идее об «аффективно-смысловых образованиях» и т.д. Отечественная психология с ее идеей целостности, душевности и духовности человека по праву стала первооткрывательницей виртуальной психологии.

Н.А.Носов провел исследование истории идеи виртуальности в психологии и философии, в естественных науках: «Само понятие виртуальности в современной науке и философии существует уже дано, но лишь с легкой руки Леньера, создавшего фирму по производству гражданских и бытовых виртуальных компьютеров, термин «виртуальная реальность» широко разошелся по миру. Фирма Леньер, кстати, уже прогорела, будучи вытеснена с рынка гигантами компьютерной индустрии. В этом году виртуальные шлемы поя

Прогресс в современном мире достиг небывалых прежде высот. Новое поколение пользуется такими возможностями, про которые даже не мечтали люди старшего поколения. То, что еще вчера казалось волшебством и мистикой, сейчас воспринимается как обыденность и называется виртуальная реальность.

Что такое виртуальная реальность?

Созданный при помощи технических средств мир, который передается от одного человека к другому через зрение, слух, осязание и обоняние называется виртуальная реальность. Она способна имитировать воздействие и реакции на него. Чтобы создать правдивый комплекс ощущений действительности компьютерный синтез свойств и реакций производится в настоящем времени.

Объектам виртуальной реальности присуще вести себя как аналогичным объектам в материальном мире. Каждый пользователь способен оказывать влияние на объекты в плоскости мир виртуальной реальности в соответствии с законами физики, среди которых гравитация, отражение, столкновение с предметами. Иногда пользователи таких нереальных миров могут намного больше, чем в настоящей жизни.

Виртуальная реальность в философии

В современном мире становится актуальным вопрос, не опасна ли жизнь в виртуальной реальности. Когда человек действительно поглощен киберпространством, то есть практически все свое время он находится за компьютером, ноутбуком, планшетом, играя в компьютерные игры, и при этом отказывается от нормального общения и обычной жизни в целом – это и вправду может оказаться небезопасным для здоровья.

Философия отделяет саму идею данного понятия от ее технического воплощения. Ее трактуют в качестве совокупности объектов, что моделируются настоящими процессами. При том ни форма, ни содержание не совпадают с данными процессами. Моделируемые объекты принято сопоставлять с настоящим временем, а рассматривать отдельно от него. Данные объекты являются актуальными, а не потенциальными.


Психология виртуальной реальности

Изучает такое понятие как виртуальная реальность и ее психологическое воздействие на человека психология, у которой есть собственная философская идея и специфические теоретические модели, экспериментальные технологии и своя сфера практики. Древнегреческий термин «виртус» означает «душевный подъем воина». В античные времена под ним понимали наивысшую добродетель, которая доступна только самым мудрым.

Все чаще СМИ рассказывают про опасное влияние мнимой действительности. Порой пользователь интернета много времени проводит в сети, в результате чего может перестать видеть черту, которая разделяет два противоположных пространства. Проведенные психологами эксперименты показали, что к жестокости часто склонны дети, которые слишком долго играют в компьютерные игры. Пребывая постоянно в нереальном пространстве, у ребенка пропадают чувства сострадания к другому человеку. В итоге в обычной жизни он запросто может обидеть кого-то, не испытывая при этом ни капли жалости.

Как работает виртуальная реальность?

Многих интересует, так как же в действительности работает все это. Основные технологии виртуальной реальности:

  1. Отслеживание головы . Во время ношения специальной гарнитуры картина впереди способна двигаться в соответствии с тем, в какие стороны человек направляет голову – вверх, вниз или в стороны. Данная система называется «шесть степеней свободы». В гарнитуру встраиваются специальные компоненты, с помощью которых можно заниматься отслеживанием головы.
  2. Отслеживание движений . Такую возможность предоставляют более дорогие модели. Когда человек начинает использовать это устройство, то у него возникает желание сразу же увидеть свои руки.
  3. Отслеживание глаз . Специальный датчик может анализировать, в каком направлении смотрят глаза внутри устройства. Благодаря этому есть такая возможность сделать глубину резкости действительно реалистичной.

Виды виртуальной реальности

Принято различать следующие типы виртуальной реальности:

  • компьютерное моделирование и имитация;
  • сетевая мнимая действительность;
  • аппаратные средства киберпространства;

В современном мире есть множество крупномасштабных установок, которые принято использовать в разных сферах науки и техники, занимаясь решением задач не только фундаментальных, а и научных дисциплин. Многие нереальные окружения собой представляют визуальные ощущения, то есть такие изображения, которые могут выводиться на экран монитора компьютера, либо на специальные стереоскопические дисплеи.

Плюсы и минусы виртуальной реальности

Каждый из нас по-своему относится к киберпространству. Если для одних оно - новый рывок прогресса и что-то интересное, необычное, то для других такие разработки в сфере новых технологий – повод беспокоиться про будущее детей. Погружение в виртуальную реальность имеет свои преимущества и недостатки. Это уникальная возможность на непродолжительное время уйти из обыденного мира и оказаться в ином измерении, где все намного интереснее. Однако с другой стороны чрезмерное увлечение такими путешествиями может оказаться опасным для психики и даже жизни человека.

Минусы виртуальной реальности

Новые технологии – это всегда интересно, а особенно для детей. Однако важно помнить про опасность виртуальной реальности, поскольку на первый взгляд безобидные могут настолько затянуть человека в свои сети, что появится зависимость, избавиться от которой будет непросто. Особенно такие погружения могут оказаться небезопасными для подрастающего поколения. Картина, в которой школьник часами сидит за компьютерными играми, должна насторожить родителей. В итоге ребенок не только ухудшит свое физическое, а и психическое здоровье.


Виртуалы, или если вам удобно игроманы, что также подходит и по смыслу и по качеству, имеют такую психологической особенности, как построение реального мира по «игровому» параметру. Взрослые ушедшие в мир игр обладают сопротивляемостью к такому, но также не идеальному. Тогда как дети от него не защищены совсем, из-за очевидной причины, так как их психология только развивается и мозг выстраивает связи между явлениями. Но даже мозг взрослого, от постоянных шаблонных действий начинает перестраивать связи, из-за чего те также могут попасть в состояние виртуального человека, но и вернуться к нормальной жизни им будет легче.

Что же такое этот «игровой» параметр? Это система мира где есть полный контроль над происходящим. То есть, реальным миром становится только мир в голове, а реальный мир вокруг них становится очень страшным и непонятным. И сейчас я попробую вкратце рассказать как это выражается.

Дети, в каждом прохожем начинают видеть врага, от которого весело убегать и прятаться. Такие дети часто будут предлагать такую игру «А давай, все взрослые это зомби, а мы от них прячемся?» или «А давай, мы шпионы, и будем преследовать взрослых?». Такие игры укладываются в их мир. Когда дети вырастают, то и приоритеты меняются. Самый яркий пример: парни в каждой девушке начинают видеть потенциального сексуального партнера, а в каждом парне соперника. Причем даже если это просто изображение, мультяшка, фотография или видео. И придумывают свою жизнь с этой воображаемой девушкой, пока не встретят другую и все начинается опять. Свои фантазии полностью им подкронтрольны, там не нужно выбирать между девушками, ведь можно совместить качества двоих в одной, или жить гаремом, а они будут рады исполнять любое желание. При этом, такие парни не смогут подойти и познакомиться с реальной девушкой, так как им стыдно своих фантазий и страшно, что она откажется, тогда как ее воображаемая копия согласилась и они уже женаты с пятью детьми в небоскребе Нью-Йорка. Даже если такая девушка даст согласие, то в мозгу виртуала случается сбой. Он так долго фантазировал на эту тему, но фантазии не реальность. Он совершенно не знает что делать дальше и впадает в сильную панику. Ему очень повезет, если такая девушка все поймет, не устанет от его чудачеств и вытянет обратно в реальный мир.

Но даже такие фантазии не берутся из ниоткуда. Основной первопричиной их, как и причиной ухода в игры, является сильная подавленность. Непринятие семьи и/или общества ведет к такому результату. Поэтому, они придумывают себе идеальный мир, где только такие же как он, идеального слугу, совмещающий в себе все приятные качества, который исполнит все твои желания, и над которыми можно садистки издеваться. Сами издевательства не несут удовольствия. Удовольствие приносит осознание, что такое существо своим долгом и единственным желанием считает верность хозяину, и даже пытки могут быть только в радость.
Но желание управлять, опять же, не берется из ниоткуда. Это нереализованное желание дружбы и понимания. А что может быть тебе бесконечно верно, как не воображаемый друг?
Также, такие люди испытывают сильную тягу к теме бунта. Тема бунтарства против отвергнувшего их мира очень близка виртуальным людям. И им совершенно плевать, что на деле такая компания может и не любить его, или просто использовать. Желание быть причастным к бунту, вот от чего виртуальные люди получают удовольствие. И всячески пытаются ему подражать.
Особенно они чувствуют сильную привязанность к сломанным и различным уродам. Если они будут к ним добрыми, те отблагодарят их верностью. Очень часто такие люди становятся моралфагами и одновременно фриками. Выражается это в том, что парни начинают любить девушек в татуировках и пирсинге, а девушки любого подобного декструктивного плохиша. В критической стадии это выражается в желании разрисовать себя татуировками, залепить все лицо пирсингом и пугать людей, так как страх это то чувство которое можно вызывать по желанию. В совершенно критической стадии это выражается в любви к различным маньякам и желании обелить их. Думаю, что многие видели женщин которые вдруг без ума воспылали страстью к сидящему в тюрьме. В их мозгу работает именно та систему о которой я говорю.

Если таким людям повезет, они устроятся в жизни, то начнут сублимировать свои желания в альтруизм. Это конечно не плохо, но они будут делать это из-за корыстных целей, чтобы понравиться другим. Если кто-то восхищен и благодарен им, то таким человеком можно управлять, значит, он вписался в систему. И даже предложение дружбы, на деле является сделкой, при котором виртуальный человек становится связан со своим опекаемым очень крепко. А избежание или нежелание такой опеки может привести к очень агрессивной реакции, при которой опекаемый должен быть возвращен обратно. А если он нашел другого наставника, то может привести и к драке, или убийству.
В личной жизни таким людям также будет тяжело, из-за чего они предпочитают находиться в виртуальном мире, либо находить одноразовых партнеров, чем строить отношения которые нельзя контролировать.

Самое главное, это выявлять подобные тенденции у детей и взрослых, и помогать таким людям вернуться в реальный мир.
Если же кто-то узнал во всем этом свои действия, то стоит все же отпустить свой воображаемый мир, отказаться от всего что о нем напоминает, и воспринимать окружающий мир и людей как реальность, которая обладает качествами независимо от вашего воображения или восприятия.
То есть, перестать придумывать небылицы об окружающих. Вы вне их жизни, они также живые люди со своими проблемами. А так, как парней на Пикабу все же большинство, то совет будет ориентирован в основном им:
Если видите девушку которая вам понравилась, не выдумывайте, скажите ей что она понравилась, что хотите познакомиться. Никто за вас этого не сделает, а воображаемая девушка не существует, ее просто нет в вашей жизни, вы одинок. Зато есть та, что вероятно могла быть вашей подругой, но она просто уйдет дальше по своим делам, если вы не пригласите. И даже, если она вам откажет, то отказала она вам сама, по своей воле, потому, что она настоящая и вы могли ей не понравиться, или она не знакомится на улице. Это стоит принять, так как реальный мир и работает на взаимодействии множества людей, обладающих своим мнением.Это и есть жизнь.

Виртуальная психология изучает психологические виртуальные реальности. Она имеет свою философскую идею, специфические теоретические модели, соответствующие им экспериментальные технологии, а также собственную сферу практики (рис. 5.11).

Термин «виртуальный» (virtual) трактуется Оксфордским словарем английского языка как «то, что есгь по существу или в действии, хотя отсутствует формально или в действительности».

Древнегреческое «virtus» характеризовало состояние душевного подъема воина. Античная философия придавала этому понятию значение высшей добродетели, доступной лишь самым мудрым. Ключевая фигура христианской церкви Св. Василий Великий применил виртуальный анализ к описанию акта творения мира.

Видный советский психолог А. Н. Леонтьев утверждал, что в веществе мозга не могут находиться высшие психические функции. Мозг виртуально заключает в себя не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.

Философская идея, на которой строится виртуальная психология, это идея полионтичности (разнородности знаний) психики, т.е. рассмотрение психики как совокупности не сводимых друг к другу (онтологически самостоятельных) реальностей. (Примеры: бодрствование и сон, измененное состояние сознания и обычное состояние сознания.) Основными понятиями виртуальной психологии являются объективная реальность, виртуальная реальность, виртуальная психологическая реальность и виртуальное событие.

Объективная реальность - все существующее вообще (бытие).

Виртуальная реальность - реальность любой природы (физической, социальной, психологической, технической и др.), порождаемая внешней но отношению к ней объективной реальностью, существующая, только пока действует порождающая ее реальность, и имеющая свое время, пространство и законы существования.

Виртуальная психологическая реальность - это реальность, порожденная психикой человека. От других психических производных, например воображения, она отличается тем, что человек воспринимает и переживает ее не как порождение собственного ума, а как объективную реальность. К сожалению, современная научная психология игнорирует виртуальные явления, хотя они существуют реально, «вмешиваются» в человеческую жизнь, обнаруживаются на уровне физиологического восприятия («виртуальные игры», «виртуальные полеты на самолете», «виртуальный секс» и др.).

Пример. Пилот самолета идет на посадку с убранным шасси, будучи абсолютно уверенным, что шасси выпущено. Эта ложная уверенность никогда не была предметом изучения классической психологии, ибо такое состояние не константно, не присуще постоянно человеку. Это - виртуальная уверенность. Конечно, виртуальные явления не объединяют в себе только ложное, ошибочное, спонтанное.


Привычные для психологии понятия («сознание», «личность», «воля», «творчество» и др.) рассматриваются в виртуальной психологии не как предметы, а как именно реальность (бытие особой формы) с присущими ей особыми свойствами, такими как:

· порожденность (виртуальные реальности порождаются психикой человека);

· актуальность (виртуальные реальности существуют только «здесь и сейчас», пока действует порождающая, или константная, реальность);

· автономность (в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования);

· интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать с реальностью, ее порождающей).

Виртуальное событие – необычное кратковременное состояние, в которое попадает человек, переживаемое как выход за рамки обычной жизни. Виртуальное событие обладает рядом специфических свойств. Это:

· непривыкаемость (оно всегда переживается как непривычное);

· спонтанность (оно возникает вне контроля сознания и волн, неожиданно и непреднамеренно);

· фрагментарность (обусловленность не всей жизнью человека в целом, а каким-то ее текущим фрагментом с ощущением отделенности частей своего тела от себя, когда, например, руки могут не слушаться пли, наоборот, делать все сами);

· объективированность (человека охватывает то, чему он неподвластен, что кажется ему приходящим, но не исходящим от него);

· измененность статуса телесности (изменяются ощущения собственного тела и пространства от легкости, обширности до неподвластности хозяину и вязкости, труднопроходимости);

· измененность статуса сознания (сознание становится или предельно ясным и человек необычайно легко все схватывает или, наоборот, оказывается вязким, сузившимся);

· измененность статуса личности (человек оценивает свои возможности или как неограниченные, когда ему «все по плечу» и «невозможно не победить», или ощущает свое бессилие, подавленность, «ватность» всего своего организма);

· измененность статуса воли (человек выполняет текущие действия либо без волевых усилии, легко и как бы самопроизвольно, или реализует действия, преодолевая волевым усилием их сопротивление).

Пример виртуального состояния, описанный психологом Н. Носовым (из воспоминаний известного хоккеиста А. Якушева, 1976): «Есть для меня в хоккее нечто куда более ценное, чем слава, и не сравнимое ни с чем. Боюсь только, что в пересказе оно, это нечто, будет выглядеть слишком приблизительно. Его надо пережить самому, чтобы почувствовать и понять до конца. Я жду его всегда и всегда надеюсь, что свидание состоится. А приходит оно всякий раз неожиданно, и миг его начала неуловим. Я мчусь но льду, и шайба на кончике моей клюшки. И нет ничего, кроме игры. И сама игра, ее ритм, и шайба, и мое тело покорны моей воле. В этот миг я ощущаю себя не просто сильным, я всемогущ, неудержим. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» У каждого эти слова вызывают своп ассоциации, каждый живет ради своего мгновения. Я тоже. Оно уходит так же неожиданно и незаметно, как и пришло. Но я знаю: оно возвратится снова».

Это «НЕЧТО», о котором говорится в отрывке, и есть виртуальное событие со всеми его свойствами (непривыкаемость - оно желаемо и ново; спонтанность - его появление и исчезновение самопроизвольны; объективированность - в отсутствии эмоциональных оценок, в констатации самого факта; фрагментарность - говорится об игре, шайбе, клюшке, но не о чем-то всеобъемлющем; измененность статуса воли - все покорно воле и свершается само по себе; измененность статуса телесности - ощущение слитности тела, шайбы, клюшки, поля; измененность статуса сознания - сознание охватывает всю игру в целом; измененность статуса личности - «для меня нет ничего невозможного»). Все эти личные переживания есть смена статуса реальности («нечто куда более ценное, чем слава, и не сравнимое ни с чем»).

В психологической виртуальной реальности выделяют два вида событий:

- консетуал («обычный, нормальный») - привычный ряд событий, переживаемых человеком обычным образом;

- виртуал - ряд событий, когда переживаемый образ возникает необычным способом, о котором говорилось выше.

Виртуал подразделяется на два вида:

- гратуал («привлекательный») - виртуальное событие переживается как приятное, активизирующее, возвышенное; это свидетельство легкости протекания текущей деятельности;

- ингратуал («непривлекательный») - виртуальное событие переживается как неприятное, подавляющее.

Виртуальная психология имеет будущее не только потому, что она обладает всей атрибутикой научности, но и потому, что затрагивает глубинные пласты человеческого бытия - подсознание. Психология в ее современном виде постепенно замедляет темпы своего внутреннего развития. Это связано с рядом причин.

Во-первых, она сосредоточила свое внимание на относительно простых сторонах психики (ощущениях, памяти, восприятии и др.). Реальное же поведение человека обусловлено, по мнению Б. Г. Ананьева, не качеством этих его отдельных свойств, а значительно более сложными образованиями, такими, как мировоззрение, жизненный опыт и др.

Во-вторых, она стремится свести все факторы, относящиеся к данному явлению, к одному источнику (сущности, реальности), упорядочить их по принципу «сущность - явление». «Все произошло от одного!» Такая попытка согласования всех факторов кончается, как правило, появлением непреодолимых противоречий между ними и кончается построением слишком общей, а потому малоинформативной модели. Увязать «все со всем» под силу лишь Высшему Paзуму.

В-третьих, практика встречается с феноменами, сущность которых современные подходы пояснить не в состоянии. Например:

«феномен неразличения», когда человек оперирует с одним предметом, будучи глубоко убежденным, что оперирует с другим;

«феномен невыполненности, псевдодействия» как явление уверенности в том, что какая-то операция не выполнена, хотя на самом деле данная операция выполнена («эффект невыключенного утюга»);

«феномен ошибочной уверенности», заключающийся в полной уверенности осуществления какой-то операции (эффект периодической посадки самолета на фезюляж);

«феномен неадекватной оценки времени», являющийся причиной ряда авиационных катастроф, вызван к жизни различным восприятием времени в виртуальных и обычных ситуациях;

«феномен противоборствующего взаимодействия» как формирование общего психического поля взаимодействия двух противников (игроков, врагов, антагонистических сторон и др.), когда возникает возможность управлять состоянием соперника и провоцировать его ошибочные действия.

Идея виртуальности признана во многих отраслях пауки. В физике открыты виртуальные частицы, обнаруживающие себя только при их взаимодействии («здесь и сейчас») и исчезающие навсегда по окончании процессов взаимодействия. Компьютерная техника обладает виртуальной памятью, не имеющей конкретного физического носителя и существующей до тех пор, пока актуальны отношения между элементами компьютера, установленными пользователем. В эргономике установился термин «виртуальный объекта, обладающий свойствами, которые отсутствуют у его элементов - машины и оператора. В инженерной психологии появились термины «виртуальный образ», «виртуальный оператор». Проведены исследования (теоретические и экспериментальные) в области виртуальной психологии детства. Разработаны виртуальные психологические технологии исцеления больных с алкогольной зависимостью, технологии формирования безошибочной операторской деятельности, предотвращения так называемых виртуальных убийств и самоубийств. Идеи виртуального управления начинают проникать в сферу управления экономикой.

ВИРТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ/общение и технологии в виртуальном пространстве. Ваш помощник онлайн. Держим связь с читателями сайта.

Поскольку мы живём в век технологий и значительную часть времени (работа, общение в соцсетях, развлечения) проводим в виртуальном пространстве, многое привязывается к настройке программ и приложений в наших устройствах; пониманию того, каким сайтам можно доверять и как работают контенты и люди в интернете.

Компьютерную помощь — онлайн, можете получить на этом сайте. Если вы не нашли ответ на свой вопрос в предлагаемых ниже статьях, задайте вопрос онлайн, нашему специалисту, который присутствует в нашей команде.

Старайтесь формулировать вопрос с подробными данными вашей проблемы (и помните наш специалист не может самостоятельно догадываться о деталях вашей проблемы). Напишите ваш вопрос в комментариях любой нижестоящей и подходящей по теме статьи и в ближайшее время, вы получите ответ от специалиста.

Читайте и смотрите в этой рубрике: нужные программы для андроид, windows, секреты и хитрости, как всё можно, настроить, оптимизировать, защитить, улучшить.

Также в наше время высокоразвитых интернет технологий очень важно знать, как не попасть на удочку различных мошенников. Современный человек в обычном-то общении подвержен влиянию других людей и может легко поддаваться обману и манипуляциям, а что говорить о тех, кого не видно в интернет пространстве? Приведенные здесь статьи помогут разобраться в том, как определить мошенников в интернете, как не попасть на их удочку и не стать чьей-то жертвой в виртуальном пространстве.

Мышление богатых и бедных людей: Если вы начали задумываться о том, как становятся богатыми, это означает, что вы поняли очень важную вещь — мышление богатых людей отличается от бедных, находящихся в различных ловушках. Откроем вам секрет — мышление и определяет то, насколько вы будете богаты (или бедны) и степень удовлетворенности финансовым положением! Каким мышление должно быть, чтобы …

Хорошие новости! Особенно для тех кто еще пользуется модемом для выхода в интернет. Вы знали, что можем можно сделать универсальным, если разблокировать 3G модем. Хотим рассмотреть сегодня как обыденный модем можно превратить в уникальный, то есть универсальный. Ваш 3G модем любой сети может быть преобразован в универсальный модем. Это даст вам возможность перейти на любую сеть, которая …