Восточная сказка в современном интерьере: мавританский стиль. Мавританский стиль в домашнем интерьере – восточная экзотика Использование растений и предметов декора

Мавританский стиль в интерьере сложно спутать с каким-либо другим, так как сам по себе он весьма самобытен и крайне замкнут. Это направление, определенно, не для всех. Его способны понять лишь ценители исламской культуры. Дизайн помещения в данном случае больше напоминает шатер, фото примеров изобилуют орнаментами, колоннами, сводами.

В седьмом веке исламские страны объединились в мощную империю. Массированный синтез культурных традиций привел к образованию обособленного яркого дизайна. Современники прозвали его «стилем сарацин». Мавританский стиль, такой, каким мы его знаем, приобрёл популярность во времена Бонапарта и несет на себе значительный отпечаток Египта. Принесенный Наполеоном во Францию, он прижился на почве господствующего в ту пору ампира, а уже оттуда разошелся по всей Европе и, надо признать, был прекрасно принят.

При использовании редкого стиля в дизайне вашего жилья стоит учитывать его основные характерные черты, чтобы сохранить аутентичность картины. Фотографии пестрят разнообразными красками, куполами и арками.

Мавританский дизайн характеризуется обильным использованием растительного орнамента и резьбы в оформлении стен. Такой декор плавно перетекает в традиционные для исламской традиции ковры, создавая целостную композицию. Характерными мавританскими элементами отделки являются колонны, облицованные керамической плиткой, остроконечные арки и повсеместное обустройство ниш.

Растительный орнамент также уместен и при подборе покрывал, подушек и штор. Выбирая текстиль, помните, что в мусульманской традиции строго запрещено изображение людей и животных. Для большей передачи духа того времени лучше остановится на геометрическом орнаменте и вязи, имитирующей арабскую письменность.

Что же касается мавританской цветовой гаммы для стиля, то благодаря эклектичности, смело можно экспериментировать с основным цветом. Влияние разных наций сделало актуальным использование как насыщенных цветов, вроде красного и синего, так и пастельных оттенков, например розового и желтого.

Правдоподобность интерьеру придадут сундуки. Этот красивый и функциональный предмет долгие годы успешно заменял в мусульманских домах привычные для нас шкафы. Кованые элементы сундуков, повторяющиеся в отделке современной мебели, гармонично впишутся в интерьер.

Элементы мусульманской архитектуры прослеживаются и в интерьере кухни. Здесь также будут актуальны своды и арки. Керамическая плитка с замысловатыми восточными узорами может быть выложена как на полу, так и на стенах кухни. Орнамент можно перенести и на фасады кухонного гарнитура с помощью дизайна по фото.

При дальнейшем подборе мебели следует предпочесть оттоманку более привычному для нас дивану. Стулья же стоит заменить крупными подушками и пуфиками. Мавританский дизайн предполагает низкие столы шестиугольной или восьмиугольной формы. Столы могут быть покрыты чеканным медным листом или декорированы перламутром для воссоздания полной аутентичности стиля.

Такой стиль подойдет далеко не для каждой комнаты вашего дома, так как настраивает на релаксацию и погружение в себя. Если вы все же решили внести мавританский колорит в интерьер своего жилья, то вам стоит сосредоточиться на оформлении спален и гостиной. В рабочие помещения рекомендуется лишь внести некоторые элементы, которые будут деликатно продолжать общую тему, но не нарушат рабочую атмосферу.

Мавританский стиль в интерьере сложно спутать с каким-либо другим, так как сам по себе он весьма самобытен и крайне замкнут. Это направление, определенно, не для всех. Его способны понять лишь ценители исламской культуры. Дизайн помещения в данном случае больше напоминает шатер, фото примеров изобилуют орнаментами, колоннами, сводами.

В седьмом веке исламские страны объединились в мощную империю. Массированный синтез культурных традиций привел к образованию обособленного яркого дизайна. Современники прозвали его «стилем сарацин». Мавританский стиль, такой, каким мы его знаем, приобрёл популярность во времена Бонапарта и несет на себе значительный отпечаток Египта. Принесенный Наполеоном во Францию, он прижился на почве господствующего в ту пору ампира, а уже оттуда разошелся по всей Европе и, надо признать, был прекрасно принят.

При использовании редкого стиля в дизайне вашего жилья стоит учитывать его основные характерные черты, чтобы сохранить аутентичность картины. Фотографии пестрят разнообразными красками, куполами и арками.

Мавританский дизайн характеризуется обильным использованием растительного орнамента и резьбы в оформлении стен. Такой декор плавно перетекает в традиционные для исламской традиции ковры, создавая целостную композицию. Характерными мавританскими элементами отделки являются колонны, облицованные керамической плиткой, остроконечные арки и повсеместное обустройство ниш.

Растительный орнамент также уместен и при подборе покрывал, подушек и штор. Выбирая текстиль, помните, что в мусульманской традиции строго запрещено изображение людей и животных. Для большей передачи духа того времени лучше остановится на геометрическом орнаменте и вязи, имитирующей арабскую письменность.

Что же касается мавританской цветовой гаммы для стиля, то благодаря эклектичности, смело можно экспериментировать с основным цветом. Влияние разных наций сделало актуальным использование как насыщенных цветов, вроде красного и синего, так и пастельных оттенков, например розового и желтого.

Правдоподобность интерьеру придадут сундуки. Этот красивый и функциональный предмет долгие годы успешно заменял в мусульманских домах привычные для нас шкафы. Кованые элементы сундуков, повторяющиеся в отделке современной мебели, гармонично впишутся в интерьер.

Элементы мусульманской архитектуры прослеживаются и в интерьере кухни. Здесь также будут актуальны своды и арки. Керамическая плитка с замысловатыми восточными узорами может быть выложена как на полу, так и на стенах кухни. Орнамент можно перенести и на фасады кухонного гарнитура с помощью дизайна по фото.

При дальнейшем подборе мебели следует предпочесть оттоманку более привычному для нас дивану. Стулья же стоит заменить крупными подушками и пуфиками. Мавританский дизайн предполагает низкие столы шестиугольной или восьмиугольной формы. Столы могут быть покрыты чеканным медным листом или декорированы перламутром для воссоздания полной аутентичности стиля.

Такой стиль подойдет далеко не для каждой комнаты вашего дома, так как настраивает на релаксацию и погружение в себя. Если вы все же решили внести мавританский колорит в интерьер своего жилья, то вам стоит сосредоточиться на оформлении спален и гостиной. В рабочие помещения рекомендуется лишь внести некоторые элементы, которые будут деликатно продолжать общую тему, но не нарушат рабочую атмосферу

Май 26, 2015 Сергей

Можно сказать, что марокканский и мавританский стиль - это одно и то же. Издревле смешались традиции и культуры этих народов, создав необычайный сказочный стиль.
Насыщенный и яркий, он точно запомнится вам надолго, а его легкость и изящество непременно расположат вас к марокканскому стилю.

Инструкция
1. Для марокканского стиля характерны высокие потолки, арочные, стрельчатые оконные проемы и стенные ниши.


Дверные проемы имеют те же формы, если в проем устанавливают дверь, то ее непременно украшают витражами или резьбой.
2. Потолки в марокканском интерьере высокие, простые или оформленные резным бордюром.


Сам потолок окрашивают или расписывают. Цвета можно выбрать практически любые, характерны белые и спокойные природные цвета, а от мавров можно внести в интерьер яркие оттенки. Стены красятся или штукатурятся. Своеобразным приемом является покрытие стен мелкой плиткой или мозаикой. Плитка в марокканском стиле орнаментальная, яркая и необычная.
3. Кроме стен, плитку используют и на полу, она продолжает тему стен или является нейтральной.

Дерево тоже впишется в марокканский стиль, это может быть доска или паркет. Резными деревянными панелями украшают стены, часто сочетая с зеркалами.
4. Очень ажурным элементом является ковка, коваными панелями закрывают ниши, используют ковку в мебели.


И в ковке, и в резьбе применяются витиеватые орнаменты, геометрические узоры. Мебель в данном стиле выполняется из дерева, обильно украшенного резьбой и росписью. Мягкая мебель представлена креслами, диванами, лежаками и все они с обилием подушек.
5. Текстиль занимает отдельную нишу в марокканском стиле, его всегда много и он необычайно разнообразен.


Кроме текстиля, притягивают внимание ковры, их также много и отличаются они необычайной декоративностью.
6. В качестве аксессуаров наиважнейшее место занимают марокканские светильники, их ковка и витражи завораживают.

Светильники ставят в ниши, на столы, на пол, и конечно, подвешивают.

Марокканские нотки добавят изящные вазы, расписная посуда, кальяны и зеркала. Для озеленения интерьеров используются пальмы, цитрусовые деревья, цветущие растения и букеты.

Инструкция

Для марокканского стиля характерны высокие потолки, арочные, стрельчатые оконные проемы и стенные ниши. Дверные проемы имеют те же формы, если в проем устанавливают дверь, то ее непременно украшают витражами или резьбой.

Потолки в марокканском интерьере высокие, простые или оформленные резным бордюром. Сам потолок окрашивают или расписывают. Цвета можно выбрать практически любые, характерны белые и спокойные природные цвета, а от мавров можно внести в интерьер яркие оттенки. Стены красятся или штукатурятся. Своеобразным приемом является покрытие стен мелкой плиткой или мозаикой. Плитка в марокканском стиле орнаментальная, яркая и необычная.

Кроме стен, плитку используют и на полу, она продолжает тему стен или является нейтральной. Дерево тоже впишется в марокканский стиль, это может быть доска или паркет. Резными деревянными панелями украшают стены, часто сочетая с зеркалами.

Очень ажурным элементом является ковка, коваными панелями закрывают ниши, используют ковку в мебели. И в ковке, и в резьбе применяются витиеватые орнаменты, геометрические узоры. Мебель в данном стиле выполняется из дерева, обильно украшенного резьбой и росписью. Мягкая мебель представлена креслами, диванами, лежаками и все они с обилием подушек.

Текстиль занимает отдельную нишу в марокканском стиле, его всегда много и он необычайно разнообразен. Кроме текстиля, притягивают внимание ковры, их также много и отличаются они необычайной декоративностью.

В коллаже заглавного фото использована фотография:

Http://www.baku.ru/photos/18/97/32/189732.jpg

В третьем пункте домовой легенды, указанной в первой главе () значится мавританский стиль, который был применен в архитектуре дома №23.

Насколько домовая легенда соответствует истине?

Какие элементы мавританского стиля присутствуют, а какие отсутствуют на фасаде дома?

На фасаде дома нет присущих мавританскому стилю стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок.

В то же время из шести простых (циркульных) арок три арки над французскими балконами второго этажа объединены в аркаду. А это уже элемент мавританского стиля.

На фасаде дома нет и характерного мавританскому стилю обилия куполов, фризов, но достаточно много карнизов.

Есть и другие элементы, которые можно отнести к мавританскому стилю.

Прежде всего, это наличие вертикальной связки двух эркеров и балкона, которую можно сравнить с выступающими из стены мавританскими башенками.

Наличие разнообразной лепнины - также характерно для мавританского стиля. Но здесь есть один отличительный, несвойственный для этого стиля штрих.

Дело в том, что характерной особенностью мавританского стиля, как и всего искусства Востока, является отсутствие в орнаментах изображений живых существ.

На фасаде же дома под вензелем домовладельца и сейчас можно увидеть изображение женской головки.

Тем не менее, в домовой легенде архитектура дома четко привязана к мавританскому стилю, что обусловлено не наличием или отсутствием соответствующих стилю архитектурных элементов, а главной особенностью фасада, характерной только для этого дома.

Это полная его асимметрия. Если типичному мавританскому стилю характерно обилие и вычурность декора, то архитектура дома насыщена разнообразием самих архитектурных элементов.

И если нанести на дом сетку, зрительно делящую фасад на три части по вертикали и пять частей по горизонтали, то можно увидеть, что каждому членению присущ свой тип элементов, а в результате фасад дома как-бы собран из пятнадцати различных мозаичных сегментов.

Наличие или отсутствие в каждом сегменте балконов (обычных, французских, эркеров), обилие форм и оформления оконных и балконных проемов, в сочетании с разнообразным же декором, все это и могло послужить причиной отнесения архитектуры дома к мавританскому стилю.

Взять, к примеру, уже упомянутые арки. На левой части дома они сосредоточены аркадой над французскими балконами второго этажа. Остальные три расположились уже вертикально на правой части фасада, чередуясь через этаж: арка подворотни – слепая (не имеющая сквозного пролета) арка над балконом третьего этажа – широкая, на всю ширину балкона арка на пятом этаже.

В той же аркаде крайние арки опираются на устои, из которых только центральные размещены над полукруглыми пилястрами, крайние же зависли и просто выступают из стены…

Встраиваемый обычно в арку замковый камень, в аркаде расположен над арками. А над остальными прямоугольными оконными и дверными проемами этого этажа расположены те же замковые камни, но гипертрофированно-увеличенного размера. Те же замковые камни можно различить и в неглубокой рустовке над балконом пятого этажа в центральной части здания…

Описывать всю схожесть и одновременно отличия архитектурных элементов дома нет смысла, они и так видны на заглавном фото.

Но независимо от того, какой термин применить к стилю дому, налицо остается одно - оригинальность и даже уникальность творения архитектора…

Дальнейший разбор архитектуры дома продолжу в следующей главе…
()

Рецензии

Уважаемый Генадий!
Судя по тому, что проект был создан в 1910 г, он не мог быть чисто мавританским, что Вы и доказали: мавританские мотивы присутствуют, но в достаточно разноликой компании. Это соответствует, вроде бы, эклектике, но к концу ХIХ-го века она была вытеснена "новым стилем" - модерн, который ко второму десятилетию века ХХ- го тоже уже сходил со сцены. Так или иначе, но " мавританский стиль" этого дома, как Вы и обозначили - миф. В связи с этим особый интерес вызывают интерьеры дома - лестничные пролёты, двери, планировка комнат.
А что известно об архитекторе? Если сохранился его архив, то может быть можно отыскать и изображение отсутствующего важного элемента на аттике. Что там могло быть такого, что подверглось нарочитому уничтожению? Фамильный герб владельца или знак принадлежности к конфессии?
С уважением,

Об архитекторе очень мало информации.
Наиболее полная здесь: http://ru.hayazg.info/ Саркисов_Вартан_Степанович
Но и здесь ошибки: указаны дома по Хагани №№21 и 23. На самом деле №№ 23 и 25. 25-й дом и есть Союз композиторов.
Кстати, принимал участие в проектах г-цы "Метрополь" и Политехнического музея в Москве

Дом в 20-м году массово заселялся жителями близлежащих домов, внутренние интерьеры подверглись существенной перепланировка, комнаты уменьшались до 16-20 квадратных метров. При высоких потолках (5 метров на первом этаже и по 4,5 метров на последующих) получались высокие пенальчики.

Только на третьем этаже сохранилась до 70-х годов в первоначальном виде огромная зала метров на 50-60 с выходом на эркер. Но и в 70-х жилец ее перегородил на несколько комнат.

Перетащу сюда инфу:

Начальное образование получил в Шуши. Затем был отправлен в Тифлис, и окончил реальную гимназию с отличием в 1894 году. После окончания учёбы он переехал в Петербург и поступил на архитектурный факультет гражданских инженеров ПИГИ. Окончил его в 1899 году и получил специальность гражданского инженера. В 1901 году - переехал в Москву.

В 1901-1905гг. - состоял сверхштатным техником СО МГП.
В 1903-1905гг. - техник-архитектор при Тюремном отделении МГП.
В 1907 году он переехал в Баку и сразу же получила ряд проектов.
Принимал участие в проектировании и сооружении зданий гостиницы «Метрополь» и Политехнического музея в Москве, построил ряд общественных зданий в Баку.
Педагогическую карьеру начал в 1905-1906 годах. Когда в 1920-х годах был открыт в Баку строительный институт, он был приглашен в качестве лектора, а также занимал должность заведующего кафедрой.

В 1931 году ему было присвоено звание профессора. В 1941 году он получил звание заслуженного деятеля науки.

В 1932 - стал президентом Союза архитекторов Азербайджана.

Проекты и постройки
В Москве

Здание гостиницы «Метрополь»
Здание Политехнического музея

Здание Бакинской партийной школы
Здание Дома композиторов
Крупные жилые здания в Баку (здания №21, № 23 по улице Хагани (бывшей Молоканской), дома на ул. Красноводской и Николаевской)
Доходные дома бакинского купечества

Достижения

Профессор (1931)
Заслуженный деятель науки (1941)
Разное

Один из его учеников был знаменитый архитектор Мартин Товмасян.
Вардан Саркисян умер 29 марта 1955 года и похоронен в христианско-еврейское кладбище в Баку. В сентябре 2007 года по распоряжению правительства Азербайджана Баку христианско-еврейское кладбище было полностью разрушено.
С уважением,

PPS Все перепутал, уточняя информацию с армянской энциклопедии.

Дом 25 - это Союз писателей Азербайджана,
А Союз композиторов - это уже дом № 27

Вот еще один дом этого архитектора, дом братьев Мирзабековых на улице Истиглалият (ранее Николаевской, затем Коммунистической):
http://www.baku.ru/photos/12/69/49/126949.jpg
http://www.baku.ru/photos/20/97/06/209706.jpg

А это так называемый дом Ландау (который родился и жил в этом доме) на углу улиц Низами (Торговой) и имени Самеда Вургуна (Красноводской, Красноармейской):
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/76/Landau_house_in_Baku.jpg

Добрый вечер, Генадий!
Правильнее - ночь, но так светло, что язык не поворачивается говорить "ночь"...
Вот как я интерпретировала информацию об архитекторе:
- Он получил образование в Петербурге, работал в Москве. Следовательно, являлся представителем русской архитектуры и должен был творить в русле того направления, которое было характерным для неё в период самостоятельной деятельности В.С.Саркисова.
- Очевидно этот период наступил в 1907 г., после того, как он приехал в Баку и стал получать заказы на проекты. А на рубеже 1900-1910-х гг. как раз и происходит переход к неоклассицизму, поэтому достоверно то, в каком стиле он проектировал свои здания, может определить только, наверное, историк архитектуры. Нужно учитывать и то обстоятельство, что главную роль в определении типа здания мог играть заказчик, а мало ли что могло тому взбрести в голову!
- Я не нашла В.С. Саркисова среди перечня архитекторов, принимавщих участие в проектировании Метрополя. Возможно, в те годы он выступал в качестве инженера, соответственно своему образованию, а не архитектора.

P.S. Не получается отвечать оперативно - лето!!
С уважением,

А Вас интересует личность архитектора не только в связи с историей вашего дома? Вы привели достаточно подробные сведения о его карьере.

Добрый день, Валентина!
Сведения на указанном мною сайте конечно же далеко не идеальны и нуждаются в уточнениях. Других просто нет. Приходится принимать их такими какие они есть. А желания заниматься этим нет, тем более что все архивы находятся в Баку.
Сама личность архитектора меня мало волнует, поэтому и в самих очерках написал о нем по самому минимуму. Необходимым при описании дома.
А в самом названии добавил вопросительный знак, как и предполагал с самого начала.
С уважением,

Спасибо, Генадий!
Я просто погадала на кофейной гуще, в каком всё-таки стиле выстроен Ваш дом. Вы ведь не потеряли к нему интерес? Я имею в виду дом).
С уважением,

Нет конечно же!
Возможно, символика дома имеет много общего с символикой соседнего дома (№25. Но имеющиеся в наличии фото не позволяют четко все рассмотреть и сделать какие-либо выводы. Может быть попрошу кого-либо из бакинцев отснять и прислать крупные планы соседнего дома.
Собственно говоря, есть одно косвенная информация, что 25 дом принадлежал Меликову, но уже Тиграну. А другая инфа гласит, что Тиграну 27-й дом принадлежал.
Учитывая, что наш дом и 25-й имели практически один двор и общий въезд через подворотню, возможно, что все эти Меликовы - родственники.
Так что, места для поисков и размышлений предостаточно. Нет только информации:-((Может и появится когда либо...