Денежная масса сокращается если. Денежная масса в обращении. Как движется денежная масса в экономике

Ден-ая масса – определяется как масса наличных денег на руках у населения и в кассах субъектов хоз-ия, а также депозиты на счетах в банке.

Количественно опр-ть ден-ю массу и её отдельные компоненты можно путём построения различных показателей, примен. такие показ-ли, как ден-е агрегаты.

В НБ РБ для определения ден-ой массы исп-ся след-щие ден-ые агрегаты:

1. М0– масса нал-ых денег в нац-ой валюте.

2. М1=М0+ вклады до востребования в нац. вал.

3. М2=М1+ срочные депозиты в нац. валюте.

4. М3=М2+ прочие депозиты в нац. валюте.

5. М4=М3+ депозиты в иностранной валюте.

Ден-ые агрегаты М0, М1,М2 наиболее высоколиквидная часть денежной массы.

Это такие ср-ва, которые без предварительной продажи исп-ся в расчетах. В настоящее время М0, М1,М2 занимают наиб-ий удельный вес в структуре ден-ой массы. Остальные ден-е агрегаты нах-ся в стадии развития.

Денежная база – наличные деньги в обращении и депозиты банков в Центральном банке.

Между денежной базой и объёмом ден-ой массы сущ-ет прямая связь. В развитой рыночной экономике рег-ся совок-е ден-е массы, а не отдельные её элементы.

Масса денег, нах-ся в обращении, обусл-ся законом ден-го обращения, открытымМарксом .

Согласно этому закону, кол-во денег, необх-х для обращения, опр-ся следующей формулой :

Д=Р/С,

где Д – кол-во денег, Р – сумма цен, С – скорость оборота ден-х единиц.

С развитием кредитных отношений и выполнением деньгами ф-и ср-ва платежа, кол-во денег, необходимых для обращения, определ-ся след-ей формулой (как сумма цен тов-в подлежащих реализации Р, - сумма цен тов-в прод-х в кредит К + платежи, по которым наступил срок уплаты П – сумма взаимопогашающихся платежей ВП и всё это дел-ся на число оборотов одноимённых ден-х едениц С): Д=(Р-К+П-ВП)/С

Ур-ние обмена (ур-ние Фишера ), близкое к уравнению Маркса, выглядит след-им образом: MV=QP

Произведение величины нах-ся в обращении ден-й массы М на ср_ю скорость обращения ден-й единицы V=произведению ур-ня цен P на реальный объём нац-го продукта Q.

Данное уравнение Фишера позволяет объяснить такой феномен как инфляция с т. зр. нарушения в сфере бумажно-ден-го обращения.

Ф-ла Фишера показывает зависимость уровня цен от денежной массы.

10. Понятие и структура ден оборота. В процессе произв.-хоз. деят-ти субъектов хоз-ния возникают расчеты и платежи при поставке продукции, оказания услуг, связ. с взаимоотнош-ми фин.-кредит. системы. Субъекты хоз-ния и население осущ-т платежи в бюджет, внебюджетные фонды, погашение кредитов и % по ним. Совок-ть всех этих ден. поступлений и платежей и образуют ден. оборот.

Ден. оборот – движ-е денег, к-е опосредствуют ден. отношения м/д предпр-ми, учрежд-ми, предпр-ми и гос-вом, м/д населением и гос-вом, м/д отдельными гражданами.

Ден. оборот можно класиф-ть в зав-ти от отд-х признаков:

1. в зав-ти от хар-ра платежей : товарный и нетоварный;

2. в зав-ти от способа платежа : безнал-ный и налично-ден-й.

Часть ден. оборота можно рассм-ть как платежн. оборот, в к-м деньги функц-т в кач-ве ден. платежа.

Платежный оборот включ. в себя часть нал.-ден. и безденежного оборота.

Совок-ть ден. средств, к-е имеются в распоряж-и физ.и юрид. лиц наз. ден. массой в обращении . Регулиров-е ден. массы – осн. задача НБ РБ.

Методы регулир-я ден. оборота:

1. опред-е норм обязат-х резервов;

2. опред-е условий предоставляемых кредитов;

3. установл-е % ставки по кредитам;

4. регулир-е операций по инвестиров-ю с цен. бумагами и на валютном рынке.

Безнал.ден. оборот

безнал.ден. оборот – совок-ть платежей, осущ. без использования наличн. денег. Он тесно связан с безнал. расчетами.

Безнал. расчеты – ден. расчеты, совершаемые путем записи по счетам плат-ка и получ-ля.

Безнал. ден. оборот преобладает во всех странах мира и обслуж-тся след. инструментами: плат. поручение, плат. требовование-поручение, чеки аккредитивы, пластик. карточки.

Безнал. расчеты осущ-тся м/д:

гос-вом и субъектами хоз-ния,

гос-вом и населением,

гос-вом и комерч. банками,

банками и субъектами хоз-ния,

центр. и комерч. банками.

М/д нал.-ден. и безнал. обращ-ем есть тесная взаимосвязь, т.е. деньги переходят из наличных в безналичные.

12.Эк-е содержание налично-ден-го оборота

В странах с развитой рын. экономикой под наличными деньгами поним-тся та сумма денег, к-я имеется в наличии у плательщиков. Не делается разгранич-й, в какой форме наход-ся эти деньги. В РБ в силу особ-тей соц.-эк. развития сохран-ся разгранич-е м/д наличн. и безнал. деньгами.

Термин «наличные деньги» расшифр-ся как остатки ден. знаков, имеющих законную силу на руках у населения, в кассах банков и в кассах субъектов хоз-ния.

Наличные деньги – банкноты, монеты, выпущенные центр. эмиссионным центром, наход. в кассах банка и обращ-ся вне банк. сферы.

Наличн.-ден. оборот – часть совокупн. ден. оборота, к-й осущ-тся с помощью наличных денег. Он по своему объему меньше безнал-го оборота. Однако его правильная организация очень важна в соц.-эк. плане, т.к. этот оборот обслуж-т отнош-я, связ. со сферой личного потребления.

Обращение наличных денег явл-ся областью эк-ки, к-я соприкас-ся со всеми остальными ее сторонами. Сфера ден. обращения чутко реагирует на происход. изменение в ден. доходах населения, на возм-ти превращ-я денег в реальные матер-е блага, на распред-е ден. доходов м/д соц.группами населения.

Оборот наличных денег основ-тся на принципах :

1. предпр-е всех форм собств-ти обязаны хранить свои деньги на счетах банка.

2. наличность для выплаты з/п и иных платежей предпр-е получает из касс банка.

3. банками ежегодно устан-ся лимит ден. наличности в кассах предпр-я и всю поступ. выручку хоз.орган должен перечислить на счет банкам. Сверх установл-ю сумму хоз.орган тоже должен сдавать в банк.

Платеж.с-ма, ее эл-ты. Виды платеж.с-м.

Платеж. с-ма – это набор мех-мов, правил, норм и инструментов, исп-мых для осущ-я обмена фин. ценностями м/д сторонами в пр-се вып-я ими всех обязательств .

В рамках опред. гос-ва действует обособлен. платеж.с-ма, кот.наз. национальной с присущими ей чертами : законодат.базой, деловой практикой, коммуникац.с-мами, инфраструктурой.

Ур-нь развития плат. с-мы соотв. ур-ню развития гос-ва.

Эффективно работающая плат.с-ма способств.разв-ю гос-ва, т.к. она до min сокращ.сроки расчетов, сокращ.расходы и возможные риски.

Эл-ты плат.с-мы:

участники (ком.банки, Нацбанк, нефин.учр-я)

коммуникац.ср-ва связи внутри с-мы (с-ма BISS, клиринговая с-ма)

денежный и др.инструменты (пл/поручения, пл/треб, пласт.карточки, аккредитивы)

законодат. база

договорные отн-я

К плат. с-мам предъявл.след. требования:

1. скорость платежа

2. опр-сть платежа

3. надежность и безопасность платежей

4. удобство и универс. исп-я

5. приемлемая стоимость.

Б/н расчеты, пр-пы их организации.

Б/н расчеты – это ден.расчеты, соверш. путем записи по счетам плательщиков и получателей средств (бенефициаров).

Гос-во постоянно расшир сферу б/н расчетов. Путем б/н расчета производ расчеты м/д пр-тиями и орг-циями, м/д орг-циями и их вышестоящ органами, м/д пр-тиями и фин-кред с-мой.

В наст время сокращ база налично-денежная.

Преимущ б/н расчетов :

· уменьш потр-ти в наличных ден знаках

· сокращ издержек обращения

· ускорение ден оборота

Принципы орг-ции б/н расчетов:

· обязат хранение ден ср-в субъектов хоз-ния на счетах в банках, за искл.нал ден ср-в, расход-е кот-х разрешено в устан порядке банком.

· платежи со счетов должны осущ банками по распоряж их владельцев в порядке устан очередности платежей и в пределах остатка ср-в на счете.

· свобода выбора субъектами хоз-ния форм б/н расчетов.

· срочность платежа, т.е. осущ-е расчетов согл срокам, кот устан договором.

Формы б/н расчетов, их классифик.

Форма б/н расчетов опр-ся видом расчетн. док-та, СП-соб платежа и орг-цией документооборота.

В соотв с действ закон-вом субъекты хоз-ния в б/н порядке м/д собой могут рассчит-ся с пом пл/поруч-й, пл/треб-й, чеками, пл/треб-я/поручения, пласт карточки, аккредитивы.

В б/н ден обороте исп-ся разл формы расчета:

Кредитовый перевод – это банк.перевод по инициативе плательщика на основ пл/поруч-й или пл/треб-й/поруч-й;

Дебетовый перевод – это банк.перевод по инициативе бенефициара на основ пл/треб-й или чека. Банк.пласт.карточка – это плат ср-во для расчетов с исп-ем соврем техн ср-в.

Аккредитив – это соглаш-е м/д плательщ и банком плательщика, согл.кот. банк оплач док-ты поставщика, подтвержд отгрузку пр-ции, согласно условиям аккредитива.

Экономика и бизнес Просмотров: 8158

Денежная масса государства - это количество денег доступное для расхода потребителями отдельно взятой страны. В России обращение денег регулируется Центральным Банком. Увеличение денежной массы влечет снижение процентных ставок, что, в свою очередь, делает банковские кредиты, а следовательно и большее количество денег, более доступными для населения.

Центральный Банк увеличивает денежную массу путем приобретения государственных ценных бумаг, вливая большее количество денег в банковскую систему. Увеличение объема денежной массы снижает стоимость российского рубля , но увеличивает количество денег, которое банки могут выдать в виде кредитов населению. Когда у банков появляется больше денег для выдачи кредитов, то они снижают процентные ставки, по которым потребители оплачивают полученные ими кредиты, а это ведет к увеличению расходов потребителями, т.к. заемные деньги становятся для них более доступными. Когда в стране наблюдается замедление экономики, то правительство увеличивает денежную массу, чтобы подтолкнуть население к совершению большего количества покупок и тем самым улучшить экономическую ситуацию.

Увеличение денежной массы может иметь и отрицательный экономический эффект. Оно влечет удешевление рубля, что делает импортные товары дороже, а отечественные товары для продажи за рубеж дешевле. При тесной взаимосвязи разных государств в мировой экономике, это явление может распространиться на другие страны и отразиться на их экономике. Стоимость металла, автомобилей и строительных материалов может увеличиться. В результате, из-за роста стоимости материалов и строительных работ, цены на коммерческую и жилую недвижимость могут также возрасти. Но, в тоже время, увеличение денежной массы способствует повышенной выдаче банками кредитов населению, и, соответственно, получение гражданами дополнительных денег существенно облегчается.

Успешное управление мировой экономикой требует наличия эффективной монетарной политики. Увеличение денежной массы, это один из множества вариантов регулирования экономики доступных правительству страны. Помимо этого, правительство может изменить налоговые ставки, таможенные пошлины, нормы обязательных банковских резервов, ключевую процентную ставку и т.д.

Слишком сильное увеличение денежной массы может привести к инфляции, и стоимость рубля снизится по отношению к валютам других стран. Такое развитие событий ведет к удешевлению отечественной продукции для иностранных потребителей и удорожанию для своих граждан.

На протяжении многих лет Центральный Банк и правительство России следят за объемом денежной массы. Этот показатель имеет прямое влияние на рост экономики и внутреннего валового продукта (

Введение

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению.

Глава I. Понятие денежной массы

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

В финансовой статистике промышленно развитых стран для определения денежной массы применяется следующий набор основных денежных агрегатов:

агрегат М-1 - включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;

агрегат М-2 - состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

агрегат М-3 - содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три. в Англии и Франции - два.

Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.

Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:

агрегат М-0 - наличные деньги;

агрегат М-1 - равен агрегату М-0 плюс расчетные текущие и прочие счета (расчетные счета, специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;

агрегат М-2 - равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

агрегат М-3 - равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения.

Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:

показатель скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

показатель оборачиваемости денег в платежном обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

В РФ в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении.

Глава II. Факторы, влияющие на денежную массу

2.1. Динамика объема денежной массы во взаимосвязи с кредитно-денежной политикой

Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов.

При обесценении денег потребители увеличивают покупки товаров для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

Расширение масштабов кредитования ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе.

В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.

милитаризацией экономики и ростом военных расходов. При этом экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии по существу не обеспеченных товарными ресурсами денег.

Дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется либо государственными займами - не инфляционный способ покрытия дефицита бюджета, либо эмиссией банкнот, что дает государству дополнительные средства, а следовательно дополнительный спрос на товары.

Кредитной экспансией банков. Расширений кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые так же создают дополнительные требования на товары и услуги.

Приток иностранной валюты в стану. Валюта с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а следовательно и излишний спрос.

Итак, инфляция спроса возникает в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.

Инфляция издержек производства. Причиной такой инфляции является:

Снижение роста производительности труда. Это ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а следовательно к уменьшению прибыли В конечном итоге это скажется на снижении объема производства, сокращением предложения товаров и услуг;

Расширением сферы услуг, появления новых видов с большим удельным весом заработной платы, отсюда следует увеличение общего роста цен на услуги;

Высокие косвенные налоги. Они в цену товаров и общий уровень издержек растет.

нормальная инфляция - темпы растут медленно, примерно 3 - 3, 5 % в год; масштаб инфляции поддается контролю;

умеренная инфляция (ползучая) - темпы роста цен достигают до 10 % в год; такая инфляция признается относительно безвредной и вполне соотaaoствующей нормальному экономическому развитию в целом; масштабы ее не приводят к непредвиденным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами;

галопирующая инфляция - характеризуется ростом цен от 20 до 200 % в год; в этих условиях невозможно контрiлeровать не только рост цен, но процесс экономического развития;

гиперинфляция - начинается при повышении цен более чем на 50 % в месяц на протяжении длительного периода времени - полугодия и более; за год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из обращения уступая место товарному бартеру.

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом. Расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии населения, причем даже наиболее обеспеченных слоев. Социально-экономические издержки требуют принятия мер для обуздания самой инфляции.

Ухудшается экономическое положение: снижается объем производства, происходит перелив капитала из производства в торговлю и посредничество, расширение спекуляции результате резкого изменения цен, ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг, обесцениваются финансовые ресурсы государства, происходит перелив денежных средств в другие страны.

Возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченных слоев общества, инфляция обесценивает накопления и сбережения граждан. Особенно тяжела инфляция для лиц с фиксированными доходами: пенсиями, пособиями, заработной платой госслужащих. В связи с этим, чтобы задержать резкое падение жизненного уровня, государство осуществляет индексацию доходов, индексацию налоговых льгот.

Усиление темпов инфляции приводит к тому, что государство начинает предпринимать меры для преодоление инфляции и стабилизации денежного обращения.

Денежная масса включает в себя наличные (банкноты, монеты) и безналичные (депозиты, расчетные чеки) средства.

Отслеживание изменений в предложении денег, влияющих на уровень цен, обменный курс, деловую активность страны, позволяет определять политику увеличения или сокращения денежной массы.

Структура денежной массы

Денежная масса состоит из четырех категорий финансовых активов — денежных агрегатов M0, M1, M2, M3. Эти группы рассчитываются нарастающим итогом и расположены в порядке снижения степени их ликвидности, т. е. скорости конвертации в наличные деньги:

М0 — валюта в обращении (монеты банкноты), деньги на валютных и депозитарных счетах (резервы) центрального банка;

  • М1 = М0 + дорожные чеки, депозиты до востребования в небанковском частном секторе;
  • М2 = М1 + сберегательные счета, краткосрочные банковские депозиты, взаимные фонды валютного рынка;
  • М3 = М2 + долгосрочные банковские депозиты, институциональные фонды валютного рынка.

В международной статистике средства центрального банка составляют М0, а средства коммерческих банков делятся на М1-М3. В денежном агрегате М1 содержатся наиболее ликвидные активы, тесно связанные с товарным оборотом, который влияет на рыночную конъюнктуру. Структура денежной массы устанавливается каждой страной индивидуально. Данные о денежной массе, основанные на применяемых агрегатах, публикуются правительством или центральным банком страны.

Регулирование денежной массы

Денежная масса контролируется центральным банком и правительственным аппаратом страны, которые регулируют предложение платежных средств посредством проведения денежно-кредитной и фискальной политики. Решения государства в отношении изменения объема средств в обороте зависят от состояния экономики и реализуются в двух направлениях:

  • уменьшение денежной массывывод валюты из обращения, когда ее объем больше необходимого. Применяется, как правило, для борьбы с бюджетным дефицитом и инфляцией. Этот процесс может осуществляться через повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, увеличение учетной банковской ставки, сокращение кредитования, рост инвестиций и пр. Снижение денежной массы приводит к сокращению ВВП;
  • увеличение денежной массыдополнительная эмиссия денег. Применяется в случае экономического спада и рецессии для увеличения потребительского спроса на продукцию, стимулирования производства, обеспечения полной занятости, увеличения ВВП. Правительства увеличивают денежную массу в условиях кредитной экспансии, милитаризации, повышения обменных курсов иностранных валют с целью повышения экономической активности.

Предложение денег и инфляция

Согласно теории монетаризма есть прямая связь между предложением денег и инфляцией. Если денежная масса растет быстрее чем расширяется производство, повышаются цены, поскольку спрос на товары и услуги превышает предложение. Это вызывает инфляцию.

Страны регулируют выпуск средств в обращение для стабилизации экономики. Зимбабве подверглась гиперинфляции в 2015 году из-за чрезвычайно быстрого наращивания денежной массы для предотвращения финансового кризиса. Внутренняя денежная единица (зимбабвийский доллар) обесценилась и была заменена устойчивой мировой валютой (долларом США) для борьбы с гиперинфляцией.