География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины. Предмет и основные понятия географии

Вопрос о том, что включать в объект науки и каков ее предмет, относится к категории так называемых вечных проблем. Географическое исследование направлено на географический объект - естественное или созданное человеком целостное и относительно стабильное образование, характеризующееся определенным положением на поверхности Земли, участием в формировании и изменении геосистем, отображаемое на географических картах. Содержание этих понятий непрерывно меняется в процессе познания в зависимости от стоящих перед наукой задач на конкретном этапе, отражая различные стадии развития науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой, опирающейся на классификации по ряду признаков - формам движения материи, методам исследования и т. д., а также с проблемой места и роли данной науки в системе наук, с основами присущего ей процесса познания и другими фундаментальными общенаучными положениями.

Объект, предмет и содержание географической науки

Велика и поразительна область географии.

Н.В. Гоголь

Объект и предмет географии

Под методологией науки понимается система основных положений, раскрывающих принципы построения, формы и способы познавательной деятельности науки. Методология определяет сущность теоретических работ, роль методов

и практическую направленность науки. Вместе с тем обращено внимание на то, что знание - это основа формирования любой науки, в данном случае речь идет о географии.

Знание - это объективное отражение действительности, а наука, кроме знания, включает еще организацию добычи этого знания и его практическое использование. Превращение знания в науку происходит, когда достигается определенный уровень его развития и выполняются четыре основных требования:

  • самостоятельность предмета изучения;
  • относительное своеобразие основного метода исследования;
  • наличие специфического понятийного аппарата, свойственного этой науке, т. е. наличие теоретической основы;
  • выполнение конкретных социально-политических, хозяйственных, культурно-просветительских функций.

О таком многофункциональном явлении как наука, говорят, что это, во-первых, отрасль культуры; во-вторых, способ познания мира; в-третьих, специальный институт: учебные заведения, научные общества, академии, лаборатории, журналы и т. п. Наиболее развернутые определения понятия наука даны в философских работах. Наука - это сфера человеческой деятельности, цель которой - изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей. В то же время наука является одной из форм общественного сознания. Таким образом, в настоящее время сложилось двойственное понимание термина наука. В одном значении это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний, а в другом - система идей и знаний, используемых человечеством. Из этого следует, что любая наука может рассматриваться как относительно самостоятельная дисциплина с собственным объектом и предметом исследования. Как система идей и знаний данная наука может использоваться в других отраслях знания в качестве метода для достижения собственных целей. Например, палеогеография, с одной стороны, - научная дисциплина, а с другой - один из исторических подходов (методов) в науках о Земле.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

  • представления об объекте и предмете географической науки;
  • представления об основных способах научного географического познания;
  • положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;
  • идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно- временных систем (геосистем ), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества (в масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно-временных природно-общественных геосистем; система естественных и общественных наук о природных, территориально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фатов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка - 1) природная геосистема , в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии , сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких- либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Такое понимание сущности географии, ее объекта находит поддержку у многих отечественных географов. Например,

Ю.Г. Саушкин более четверти века тому назад писал: «География - это наука о законах развития пространственных (территориальных) систем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества, и об управлении этими системами» .

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследования. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

С древнейших времен развитие географии связано с познанием окружающей действительности, с изучением взаимоотношений природы и человечества. Общегеографические воззрения восходят к трудам Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, Э. Реклю и др. О целостности географии высказывались П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Ф. Рихтгофен, А.И. Воейков, К.К. Марков и др. Интегральное направление, объединяющее естественно-исторические и социально-экономические подходы к изучению географических аспектов взаимодействия природы и общества, разрабатывали И.П. Герасимов, Ю.Г. Саушкин, В.А. Анучин, В.С. Преображенский, С.Б. Лавров и др.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Поэтому принципиальное значение приобретает поиск интегрирующего ядра общей географии, призванной служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Разработку теории и методологии общей географии в последние десятилетия XX в. предлагалось основывать на представлениях: о географической среде (В.А. Анучин, Н.К. Мукитанов); геоверсуме (Э.Б. Алаев, В.А. Шальнев); географическом мире (У.И. Мересте, С.Я. Ныммик); пространственных отношениях и связях между обществом и географической средой (А.Ю. Ретеюм, Л.Р. Серебрянный); ландшафтной сфере (Ю.К. Ефремов); морфологическом, динамическом и субстанциальном содержании естественной и антропогенной составляющих единого общего геокомплекса (А.Н. Ласточкин); географических механизмах взаимодействия между человечеством и природной средой (А.Г. Исаченко); географической оболочке (В.М. Котляков).

Различны взгляды на общий объект географии и у зарубежных ученых. Например, под объектом исследования целостной географической науки понимается пространственная организация человеческого общества и его взаимоотношения с окружающей средой (П. Хаггет), зона взаимного проникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и антропосферы (П. Джеймс, Дж. Мартин). Не случайно отмечается необходимость «поиска фокуса», связующего содержательного ядра географии (Р.Дж. Джонстон).

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема 1), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько . С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще впросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым’, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук, объект общей географии (территориальная природно-социальноэкономическая или природно-общественная система - ТерПСЭС, по В.П. Нарежному, 1991), ее предмет - изучение пространственно-временных особенностей взаимодействия общества и природы. В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания. Первое из них

Схема 1

Представление о целостности географии

заключается в общности ее подхода к изучению самых разных объектов и процессов. Про нее Ю.Г. Саушкин говорил, что как природные, так и социально-экономические явления исследуются одинаково «географически». По мнению А.Н. Ласточкина, эта одинаковость, специфичность и относится к морфологическому познанию географией своих объектов, на которое нацеливаются геотопология, структурная география и общая теория геосистем. Морфологический подход является исход: ным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспек - max. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Для решения этой задачи во второй половине XX в. формируется общая (единая) география (схема 2). Отмечаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации географии и глобализации мышления.

Гуманизация связана с поворотом к человеку как главному объекту, ко всем сферам и циклам его жизнедеятельности с рассмотрением в первую очередь жизни людей. Социологизация тесно связана с гуманизацией и заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития, к географическим аспектам общественной жизни. Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания и условиями воспроизводства жизни. Экономизация означает более широкое внедрение в практику географических исследований подходов и методов экономических наук, конкретных расчетов, экономических оценок. Глобализация мышления обусловлена тем, что конфликты между потребностями людей и их хозяйственной деятельностью, с одной стороны, и состоянием

Система географического знания (по Н.К. Мукитанову)

Схема 2


природных комплексов - с другой, приобрели глобальные масштабы, а человечество также представляет собой глобальную систему.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

Общая география - это совокупность уже сформированных, создающихся и образующихся в будущем дисциплин, представляющих, во-первых , знание об общих, интегративных, объектах - геооболочках и геокомплексах и, во-вторых, об общих предметах или сторонах самых разных по своей сущности частных объектов - геокомпонентов и геосфер.

Общая география направлена на аккумуляцию в себе интегрирующих составляющих географической науки:

  • единого знания об интегративных объектах;
  • предметного знания об одних и тех же аспектах различающихся друг от друга географических объектов.

Общая география включает отрасли, изучающие каждая не какой-либо частный объект в целом, а одни и те же общие аспекты самых разных географических объектов: пространство, динамику, развитие и субстанцию.

Общая география призвана решить пакет взаимосвязанных проблем: об общем объекте географических исследований; об общем предмете географических исследований; о единой практической (экологической) цели; о едином методическом аппарате и универсальном языке, которые позволяют одинаково анализировать исходный эмпирический материал и получать общее решение аналогичных задач (дискретизация, элемента- ризация, систематика, формализация, картографирование, структурный анализ и др.) в разных отраслевых науках; об общих принципах динамического истолкования (использования) этого морфологического или геометрического материала при решении проблем функционирования и взаимодействия элементов и состоящих из них конкретных геосистем.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И.П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм. Позже У.И. Мересте и С.Я. Ныммик к ним добавили «принципы» экономизма, демографизма и технологизма. Однако, по мнению А.Н. Ласточкина, провозглашение всех их не способствует интеграции и единству географической науки. Наоборот, указывая на ее разные и многочисленные грани, они больше отражают разобщенность входящих в нее отраслей. Многочисленные принципы показывают разнообразие возможных подходов исследований в зависимости от выбранной из этой совокупности сторон природных и антропогенных объектов и поставленных практических задач.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

  • Принцип регионализма , так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.
  • Принцип экологизма , отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач, сведение которых в общее русло требует создания отсутствующей до сих пор общей географии.

Перед общей географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема становления единой или общей географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития прежде всего ее теоретических основ. В настоящее время в связи с резким обострением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Учитывая, что современная техногенная цивилизация оказывает грандиозное воздействие на окружающую среду, Л.Л. Розанов (2003) предлагает обозначить термином «географическое технопространство» или «геотехнопространство» целостное естественно-искусственное материальное образование, представленное веществом в твердом, жидком, газообразном, плазменном состояниях, находящееся под воздействием природных и техногенных факторов. Такую трактовку термина можно назвать пространственно-субстратной, общегеографической. По существу она совпадает с принятой ныне трактовкой географической оболочки (или географической) среды как предельного объекта общей географии, развивая и дополняя эти понятия явлениями и процессами техногенеза.

Например, нижняя граница географического"технопространства определяется пределами влияния техногенной деятельности человека, которая распространяется на приповерхностную часть литосферы от первых метров до нескольких километров, а также на освоенное морское дно. Известно, что максимальная глубина карьеров уже достигла 1 км, шахт - 4 км, скважин - 12 км. Повсеместная добыча подземных вод осуществляется до глубины 2 км, закачка промышленных отходов - на глубину 3 км. Считается, что воздействие города на литосферу может простираться до глубины 1,5-2 км. Исходя из этого, допустимо предположить, что нижний предел географического технопространства в литосфере располагается в среднем на глубине 2 км. За верхнюю границу географического технопространства предлагается принять расположение орбит пилотируемой международной космической станции и многочисленных спутников (в том числе с ядерны- ми энергетическими установками), а также осколков, образовавшихся в результате взрывов вторых ступеней ракет и спутников, находящихся на высотах 400-800 км над поверхностью Земли. Теперь вокруг Земли летают приблизительно 70-150 тыс. искусственных тел размером 1-10 см и более 10 тыс. тел размером более 10 см каждое, значительная часть которых занесена в официальные каталоги.

Понятие географическое технопространство взаимосвязано с понятием географическое пространство, но содержательно отличается от понятий геопространство и географическая оболочка. Понятие геотехнопространство не заменяет собой географическую оболочку (объект физической географии по Л.Л. Розанову), природную среду - основополагающие объекты изучения географии.

В качестве интегрирующего ядра общей географии Л.Л. Розанов предлагает рассматривать реальное геотехнопространство - материальный объект, состоящий из разнокачественных (природных, природнотехногенных, техногенных) вещественных образований, тел, взаимосвязанных процессов и явлений в пространстве-времени. Актуальность изучения геотехнопространства определяется тем, что современная техногенная цивилизация, непреднамеренно ухудшая сферу жизнедеятельности человечества, может привести окружающую среду в непригодное для обитания людей состояние.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Рассмотрим логическую структуру троичности географии (схема 3). Логика триединства показана академиком Е.В. Рау- шенбахом (1990), правда, совсем в иных целях, но ход рассуждений вполне применим к нашей проблеме. Логическая структура троичности сводится к сочетанию триединства, еди- носущности, неслиянности и нераздельности. Математическим объектом с тем же набором свойств является построенная в трехмерном пространстве декартова система координат с произвольным конечным вектором в ее начале - географией. Этому вектору соответствуют три составляющие, расположенные на осях: физическая география, исследующая пространственно-временные особенности природы земной поверхности; социальная география, исследующая пространственно-временные особенности населения; экономическая география, исследующая пространственно-временные особенности хозяйства. Рассмотрение свойств такого объекта показывает очевидность его троичности. Сумма перечисленных свойств вектора является

Схема 3

Логическая структура троичности единой географии


необходимой, т. е. без любого из них само его существование в прежнем виде становится невозможным. На трех плоскостях мы можем выделить важнейшие междисциплинарные внут- ригеографические направления: социально-экономическая география - анализ взаимодействия населения и хозяйства; география природных условий и ресурсов - анализ взаимодействия хозяйства и природной среды; геоэкология - анализ взаимодействия населения и окружающей природной среды. Это формально-логическая модель, которая отражает лишь общие особенности объекта и предмета географии.

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития

в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют интуитивное (доэмпи- рическое) и дискурсивное (выводное) знание, а также, по другим признакам, - содержательное и деятельное, опосредствованное и неопосредствованное, предметное и методическое, эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное. Первый вариант наиболее логически обоснован (схема 4). Конечные подразделения:

  • интуитивное (доэмпирическое) знание;
  • эмпирическое знание (факты);
  • теоретическое (послеэмпирическое) знание;
  • методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму

Схема 4

Расчленение знания по разновидности (по И.П. Шарапову, с дополнениями и изменениями)


географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.

Метагеография - область теоретических исследований, изучающая место географии в системе наук, ее взаимодействие с другими науками и видами деятельности, специфические черты развития географии как целостной системы научного знания, причины и факторы, обуславливающие эту целостность, структуру географии. Метагеография изучает также особенности географического мышления, характер географических закономерностей и законов, гипотез и теорий и другие проблемы, связанные с профессиональной деятельностью географа.

  • 1 Саушкин Ю.Г. География в перспективе (вступительная лекция 1 курсу
  • сентября 1973 г.) // Вест. Моек, ун-та. Сер. 5. География. 1974. № 2. С. 5.
  • См.: Марков К.К. Два очерка о географии. М., 1978.

Многие привыкли думать, что география занимается решением исключительно одного вопроса: "Как добраться из пункта А в пункт Б?" На самом же деле, в сфере интересов этой науки - целый комплекс серьезных и Современная география имеет достаточно сложную структуру, которая предполагает разделение её на множество различных дисциплин. Одной из них является физико-географическая наука. Именно о ней пойдет речь в данной статье.

География как наука

География - это наука, изучающая пространственные особенности организации географической оболочки Земли. Само слово имеет древнегреческие корни: "гео" - земля и "графо" - пишу. То есть дословно термин "география" можно перевести как "землеописание".

Первыми учеными-географами были древние греки: Страбон, Клавдий Птолемей (издавший восьмитомный труд под названием "География"), Геродот, Эратосфен. Последний, кстати, первый измерил параметры причем сделал это достаточно точно.

Главные оболочки планеты - это литосфера, атмосфера, биосфера и гидросфера. География акцентирует свое внимание именно на них. Она исследует особенности взаимодействия компонентов географической оболочки на всех этих уровнях, а также закономерности их территориального размещения.

Основные географические науки и направления географии

Географическую науку принято разделять на два основных раздела. Это:

  1. Физико-географическая наука.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные объекты (моря, горные системы, озера и т. п.), а вторая - явления и процессы, которые происходят в обществе. У каждой из них - свои методы исследования, которые могут отличаться кардинально. И если дисциплины из первого раздела географии более близки к естественным наукам (физика, химия и т. д.), то вторые - к наукам гуманитарным (таким как социология, экономика, история, психология).

В этой статье мы уделим внимание первому разделу географической науки, перечислив все основные направления географии именно физической.

Физическая география и её структура

Очень много времени понадобится на то, что перечислить все проблемы, интересующие физических географов. Соответственно, и количество научных дисциплин насчитывает далеко не один десяток. Особенности распространения почв, динамика закрытых водоемов, формирование растительного покрова природных зон - все это примеры физической географии, вернее, те проблемы, которые её интересуют.

Физическую географию можно структурировать по двум принципам: территориальному и компонентному. Согласно первому, выделяется физическая география мира, материков, океанов, отдельных стран или регионов. Согласно второму принципу, выделяют целый спектр наук, каждая из которых занимается изучением конкретной оболочки планеты (или её отдельных компонентов). Так, физико-географическая наука включает в себя большое количество узких отраслевых дисциплин. Среди них:

  • науки, изучающие литосферу (геоморфология, география почв с основами почвоведения);
  • науки, изучающие атмосферу (метеорология, климатология);
  • науки, изучающие гидросферу (океанология, лимнология, гляциология и другие);
  • науки, изучающие биосферу (биогеография).

В свою очередь, общая физическая география обобщает результаты исследований всех этих наук и выводит глобальные закономерности функционирования географической оболочки Земли.

Науки, изучающие литосферу

Литосфера и - это один из главнейших объектов исследования физической географии. Они изучаются, преимущественно, двумя научными географическими дисциплинами - это геология и геоморфология.

Твердая оболочка нашей планеты, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, - это литосфера. География интересуется как внутренними процессами, которые в ней происходят, так и внешними их проявлениями, выраженными в рельефе земной поверхности.

Геоморфология - это наука, изучающая рельеф: его происхождение, принципы формирования, динамику развития, а также закономерности географического распространения. Какие процессы формируют внешний облик нашей планеты? Вот главный вопрос, на который призвана отвечать геоморфология.

Нивелир, рулетка, угломер - эти инструменты были основными в работе геоморфологов когда-то. Сегодня же они все чаще пользуются такими методами, как компьютерное и математическое моделирование. Самые тесные связи у геоморфологии - с такими науками, как геология, геодезия, почвоведение и градостроительство.

Результаты исследований данной науки имеют огромное практическое значение. Ведь геоморфологи не только изучают формы рельефа, но и оценивают его для нужд строителей, прогнозируют негативные явления (оползни, обвалы, сели и т. п.), мониторят состояние береговой линии и так далее.

Центральным объектом изучения геоморфологии является рельеф. Это комплекс всех неровностей земной поверхности (или поверхности других планет и небесных тел). В зависимости от масштаба, рельеф принято делить на: мегарельеф (или планетарный), макрорельеф, мезорельеф и микрорельеф. Основные элементы любой формы рельефа - это склон, вершина, тальвег, водораздел, днище и другие.

Рельеф формируется под влиянием двух процессов: эндогенных (или внутренних) и экзогенных (внешних). Первые зарождаются в толще и мантии: это тектонические движения, магматизм, вулканизм. Экзогенные процессы включают в себя два диалектически связанных процесса: денудацию (разрушение) и аккумуляцию (накопление твердого материала).

Среди в геоморфологии выделяют следующие:

  • склоновые процессы (формы рельефа - обвалы, осыпи, абразивные берега и т. д.);
  • карстовые (воронки, карры, подземные пещеры);
  • суффозионные ("степные блюдца", поды);
  • флювиальные (дельты, речные долины, балки, овраги и др.);
  • ледниковые (озы, камы, моренные горбы);
  • эоловые (дюны и барханы);
  • биогенные (атоллы и коралловые рифы);
  • антропогенные (шахты, карьеры, насыпи, отвалы и т. п.).

Науки, изучающие почвенный покров

В университетах существует специальный курс: "География почв с основами почвоведения". Он включает в себя смежные знания трех научных дисциплин: собственно, географии, физики и химии.

Почва (или грунт) - это верхний слой земной коры, который отличается плодородием. Он состоит из материнской горной породы, воды, а также перегнивших остатков живых организмов.

География почв занимается изучением общих закономерностей зонального распространения грунтов, а также разработкой принципов почвенно-географического районирования. Наука делится на общую географию почв и региональную. Последняя изучает и описывает почвенный покров конкретных регионов, а также составляет соответствующие грунтовые карты.

Главные методы исследования данной науки - сравнительно-географический и картографический. В последнее время все чаще используется также метод компьютерного моделирования (как и в целом - в географии).

Эта научная дисциплина возникла еще в XIX столетии. Её отцом-основателем принято считать выдающегося ученого и исследователя - Василия Докучаева. Свою жизнь он посвятил изучению грунтов южной части Российской Империи. На основе своих многочисленных исследований он выявил основные а также закономерности зонального распространения грунтов. Ему также принадлежит идея использования полезащитных лесополос для защиты плодородного слоя почв от эрозии.

Учебный курс "География почв" преподают в университетах, на географических и биологических факультетах. Самая первая кафедра почвоведения в России была открыта в 1926 году в Ленинграде, а первый учебник по этой же дисциплине - издан в 1960 году.

Науки, изучающие гидросферу

Гидросфера Земли - одна из её оболочек. Её комплексным изучением занимается наука гидрология, в структуре которой выделяют ряд более узких дисциплин.

Гидрология (дословный перевод с греческого языка: "учение о воде") - это наука, изучающая все водные объекты планеты Земля: реки, озера, болота, океаны, ледники, подземные воды, а также искусственные водоемы. Кроме этого, в сферу её научных интересов входят процессы, которые характерны для этой оболочки (такие как замерзание, испарение, таяние и т. д.).

В своих исследованиях гидрология активно использует методы, как географической науки, так и методы физики, химии, математики. К основным задачам данной науки можно отнести следующие:

  • исследование процессов круговорота воды в природе;
  • оценка влияния человеческой деятельности на состояние и режим водных объектов;
  • описание гидрологической сетки отдельных регионов;
  • разработка методов и способов рационального использования водных ресурсов Земли.

Гидросфера Земли состоит из вод Мирового океана (около 97 %) и вод суши. Соответственно, выделяют два больших раздела данной науки: это океанология и гидрология суши.

Океанология (учение об океане) - наука, объектом изучения которой является Океан и его структурные элементы (моря, заливы, течения и т. д.). Большое внимание акцентирует данная наука на взаимодействии Океана с материками, атмосферой, животным миром. По сути, океанология представляет собой комплекс различных мелких дисциплин, которые занимаются детальным исследованием химических, физических и биологических процессов, протекающих в Мировом океане.

На сегодняшний день принято выделять на нашей прекрасной планете 5 океанов (правда, некоторые исследователи считают, что их все же четыре). Это Тихий океан (самый большой), Индийский (самый теплый), Атлантический (самый неспокойный), Северный Ледовитый (самый холодный) и Южный (самый "молодой").

Гидрология суши - это крупный раздел гидрологии, изучающий все поверхностные воды Земли. В её структуре принято выделять еще несколько научных дисциплин:

  • потамология (предмет изучения: гидрологические процессы в реках, а также особенности формирования речных систем);
  • лимнология (изучает водный режим озер и водохранилищ);
  • гляциология (объект исследования: ледники, а также прочие льды, находящиеся в гидро-, лито- и атмосфере);
  • болотоведение (изучает болота и особенности их гидрологического режима).

В гидрологии ключевое место принадлежит стационарным и экспедиционным исследованиям. Данные, полученные в результате этих методов, позже обрабатываются в специальных лабораториях.

Кроме всех этих наук, гидросферу Земли также изучает гидрогеология (наука о подземных водах), гидрометрия (наука о методах гидрологических исследованиях), гидробиология (наука о жизни в водной среде), инженерная гидрология (изучает влияние гидротехнических сооружений на режим водных объектов).

Науки, изучающие атмосферу

Изучение атмосферы осуществляют две дисциплины - это климатология и метеорология.

Метеорология - это наука, которая изучает все процессы и явления, происходящие в земной атмосфере. Во многих странах мира её также называют физикой атмосферы, что, в целом, больше соответствует предмету её изучения.

Метеорологию интересуют в первую очередь такие процессы и явления, как циклоны и антициклоны, ветра, атмосферные фронты, облака и так далее. Структура, химический состав и общая циркуляция атмосферы также являются важными предметами исследования этой науки.

Изучение атмосферы крайне важно для мореплавания, сельского хозяйства и авиационного дела. Продуктами деятельности метеорологов мы пользуемся практически ежедневно (речь идет о прогнозах погоды).

Климатология - это одна из дисциплин, входящих в структуру общей метеорологии. Объектом исследования данной науки является климат - многолетний режим погоды, который характерен для определенного (сравнительно крупного) участка земного шара. Александр фон Гумбольдт, и Эдмонд Галлей внесли первый вклад в развитие климатологии. Именно их можно считать "отцами" этой научной дисциплины.

Основной метод научного исследования в климатологии - это наблюдение. Причем, чтобы составить климатологическую характеристику какой-либо территории в умеренном поясе, необходимо около 30-50 лет проводить соответствующие наблюдения. К главным климатическим характеристикам региона относятся следующие:

  • атмосферное давление;
  • температура воздуха;
  • влажность воздуха;
  • облачность;
  • сила и направление ветра;
  • облачность;
  • количество и интенсивность атмосферных осадков;
  • длительность безморозного периода и т. д.

Многие современные исследователи утверждают, что глобальные изменения климата (в частности, речь идет о глобальном потеплении) не зависят от хозяйственной деятельности человека и имеют цикличный характер. Так, холодные и влажные сезоны чередуются с теплыми и влажными, примерно через каждые 35-45 лет.

Науки, изучающие биосферу

Ареал, геоботаника, биогеоценоз, экосистема, флора и фауна - всеми этими понятиями активно оперирует одна дисциплина - биогеография. Она занимается детальным изучением "живой" оболочки Земли - биосферы, и находится как раз на стыке двух крупных областей научных знаний (о каких науках конкретно идет речь - несложно догадаться из названия дисциплины).

Биогеография изучает закономерности распространения живых организмов по поверхности нашей планеты, а также детально описывает растительный и животный мир (флору и фауну) её отдельных частей (континентов, островов, стран и т. п.).

Объектом исследования данной науки является биосфера, а предметом - особенности географического распространения живых организмов, а также формирования их групп (биогеоценозов). Таким образом, биогеография не только расскажет о том, что белый медведь проживает в Арктике, но и объяснит почему он там обитает.

В структуре биогеографии выделяют два больших раздела:

  • фитогеография (или география флоры);
  • зоогеография (или география животных).

Большой вклад в развитие биогеографии как автономной научной дисциплины внес советский ученый В. Б. Сочава.

В своих исследованиях современная биогеография использует большой арсенал методов: исторический, количественный, картографический, метод сравнения и моделирования.

Физическая география материков

Есть и другие объекты, изучением которых занимается география. Материки - одни из таковых.

Материк (или континент) - сравнительно крупный по площади участок земной коры, выступающий над водами Мирового океана и окруженный им со всех четырех сторон. По большому счету, эти два понятия являются словами-синонимами, однако "континент" - термин более географический, нежели "материк" (который чаще используется в геологии).

На планете Земля принято выделять 6 континентов:

  • Евразия (самый крупный).
  • Африка (самый жаркий).
  • Северная Америка (самый контрастный).
  • Южная Америка (самый "дикий" и неизученный).
  • Австралия (самый засушливый).
  • и Антарктида (самый холодный).

Однако такой взгляд на количество материков на планете разделяют далеко не все страны. Так, к примеру, в Греции принято считать, что в мире всего пять континентов (исходя из критерия населенности). А вот китайцы уверены, что континентов на Земле - семь (Европу и Азию они считают разными континентами).

Некоторые материки изолированы водами Океана полностью (как, например, Австралия). Другие - соединены друг с другом перешейками (как Африка с Евразией, или обе Америки).

Существует любопытная теория дрейфа материков, которая утверждает, что раньше все они были единым суперконтинентом под названием Пангея. А вокруг него "плескался" один океан - Тетис. Позже Пангея раскололась на две части - Лавразию (которая включала современную Евразию и Северную Америку) и Гондвану (включала все остальные, "южные" материки). Ученые предполагают, основываясь на закон цикличности, что в далеком будущем все материки снова соберутся в один цельный континент.

Физическая география России

Физическая география конкретной страны предполагает изучение и характеристику таких природных компонентов, как:

  • геологическое строение и полезные ископаемые;
  • рельеф;
  • климат территории;
  • водные ресурсы;
  • почвенный покров;
  • растительный и животный мир.

Благодаря огромной территории страны, очень многообразна. Обширные равнины здесь граничат с высокими горными системами (Кавказ, Саяны, Алтай). Недра страны богаты различными полезными ископаемыми: это нефть и газ, каменный уголь, медные и никелевые руды, бокситы и другие.

В пределах России выделяют семь типов климата: от арктического на крайнем севере - до средиземноморского на побережье Черного моря. По территории государства протекают крупнейшие реки Евразии: Волга, Енисей, Лена и Амур. В России находится и самое глубокое озеро планеты - Байкал. Здесь можно увидеть огромные массивы заболоченных земель и грандиозные ледники на горных вершинах.

Восемь природных зон выделяют на территории России:

  • зона арктических пустынь;
  • тундра;
  • лесотундра;
  • зона смешанных и широколистных лесов;
  • лесостепь;
  • степь;
  • зона пустынь и полупустынь;
  • субтропическая зона (на побережье Черного моря).

Шесть типов грунтов насчитывается в пределах страны, среди которых чернозем - самая плодородная почва на планете.

Заключение

География - это наука, изучающая особенности функционирования географической оболочки нашей планеты. Последняя состоит из четырех основных оболочек: это литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Каждая из них является объектом исследования для целого ряда географических дисциплин. К примеру, литосфера и рельеф Земли изучается геологией и геоморфологией; изучением атмосферы занимается климатология и метеорология, гидросферы - гидрология и т. д.

В целом география делится на два больших раздела. Это физико-географическая наука и социально-экономическая география. Первую интересуют природные объекты и процессы, а вторую - явления, которые происходят в обществе.

2. Географическая среда - основной объект географических наук.

3. Географическая картина мира

4. Основные методы и подходы современной географии.

1. Объект и предмет географических наук.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

    представления об объекте и предмете географической науки;

    представления об основных способах научного географического познания;

    положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;

Идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно -временных природно-общественных геосистем; систе ма естественных и общественных наук о природных, терри­ ториально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка: 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких-либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследо­вания. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Ряд географов считает, что интегрирующим ядром географических наук может стать общая география, призванная служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще вопросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук.

В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания.

Морфологический подход является исходным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы, и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связую­щего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И. П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

    Принцип регионализма, так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.

    Принцип экологизма, отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач.

Перед географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема станов­ления единой географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития, прежде всего ее тео­ретических основ. В настоящее время в связи с резким обост­рением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют:

    интуитивное (доэмпирическое) знание;

    эмпирическое знание (факты);

    теоретическое (послеэмпирическое) знание;

    методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет изучения географии

Эпоха великих географических открытий.. xv xvii века расцвет географии на фоне всеобщего подъ ма культуры и науки.. понятие о природном комплексе взаимодействие его компонентов понятие о природном..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

География Древнего Востока
Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространств

Античная средиземноморская география
Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Древнейшие описания Земли носили у греков название «периодов» (περίοδο

География Средневековья
До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учёные и путешественники - Ибн Сина,

Эпоха экспедиций
В XVII-XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка зак

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX - начала XX веков
Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описание

Предмет и методы изучения физической географии
Физи́ческаягеогра́фия - система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей - природно-территориальных комплексов и их компонент

План и карта. Масштаб и его виды. Различие карт по масштабу и содержанию. Использование в практической деятельности
Планом (от лат. planum - плоскость) называется чертёж местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размер

Понятие о природном комплексе
Основным объектом изучения современной физической географии является географическая оболочка нашей планеты как комплексная материальная система. Она неоднородна как в вертикальном, так и в горизонт

Нагревание атмосферы
Все жизненные процессы на Земле обусловлены тепловой энергией. Главным источником, от которого Земля и атмосфера получают тепловую энергию, является Солнце. Оно излучает энергию в виде различных лу

Атмосферный фронт
Атмосферный фронт («frontis» - передняя сторона) - это поверхность раздела между двумя воздушными массами, как бы двумя погодами. Ширина атмосферных фронтов незначительна - несколько десятков килом

Понятие о погоде и климате. Характеристика основных климатообразующих факторов
В том сложном комплексе, с которым приходится иметь дело географу, очень важную роль играют процессы, связанные с атмосферой, воздушной оболочкой, окружающей земной шар. Невозможно охватить этот ко

Климатообразующие факторы
географическая широта (из-за формы Земного шара на различных широтах угол падения солнечных лучей различен, что влияет на степень прогревания поверхности и следовательно, воздуха); подстил

Понятие о гидросфере. Составные части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение воды для жизни на Земле
Гидросфера - водная оболочка Земли. Она включает в себя всю химически не связанную воду, независимо от ее агрегатного состояния. Гидросфера состоит из Мирового океана и вод суши. Общий объем гидрос

Реки Камчатки
Полуостров Камчатка вытянут в меридиональном направлении на 1200 км, по устройству поверхности это горная страна. С севера на юг через полуостров тянется Срединный хребет, образующий главный водора

Реки Сахалина
Главным водоразделом Сахалина служит Западный Сахалинский хребет. Речная сеть принадлежит бассейнам двух морей - Охотского и Японского. Всего по территории острова протекает 10 рек, главны

Бассейн Амура
Амур - главная река Дальнего Востока - является пограничной рекой России, часть ее водосборной площади находится на китайской территории. Амур образуется от слияния двух притоков - Шилки и Аргуни.

Бассейн Лены
Лена - одна из величайших и самых многоводных рек земного шара. По своей длине (4270 км) она занимает третье место среди рек России и десятое - среди рек мира. Годовой расход воды в устье составляе

Бассейн Енисея
Енисей - это самая многоводная река России: объем у стока в устье составляет в среднем 585 км3/год, средний годовой расход воды 18,6 тыс. м3/с, длина 3490 км. Река об

Бассейн Оби
Обь - одна из пяти величайших рек земного шара: ее длина (от истока Кагуни) составляет 4345 км, площадь водосборного бассейна 2975 тыс. км2, среднемноголетний расход в устьевой части 12,

Бассейн Северной двины
Северная Двина - крупнейшая по площади бассейна река европейского севера России. Она образуется от слияния рек Сухоны и Юга, впадает в Двинскую губу Белого моря, формируя дельту с многочисленными р

Бассейн Печоры
Печора - это: самая большая по водности и вторая по площади водосбора река Северного края России. Она берет свое начало на склонах Северного Урала, на высоте 677 м над уровнем моря, и впадает в Пе

Бассейн Кубани
Кубань - главная река Северного Кавказа - берет начало на склонах Эльбруса и впадает в Темрюкский залив Азовского моря. Длина реки составляет 977 км, площадь водосборного бассейна 45,9 тыс. км

Бассейн Дона
По площади водосбора (422 тыс. км2) это третий, после Волжского и Днепровского, крупнейший бассейн европейской части России. Дон берет начало в северной части Среднерусской возвышенности

Бассейн Урала
Река пересекает Южный Урал, Прикаспийскую низменность и впадает в Каспийское море. По площади водосбора (231 тыс. км2) и длине (2428 км) Урал принадлежит к числу крупнейших рек европейск

Бассейн Волги
Волга - крупнейшая река Европы. Свое начало она берет на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море, образуя дельту площадью 19 тыс. км2. Водным путем - судоходными ка

Бассейн Днепра
Днепр берет начало из небольшого озера в Смоленской области и на 486 километре от истока пересекает границу России. Основная водосборная площадь находится на территории Беларуси и Украины. Бассейн

Бассейн Невы
Нева берет начало в Ладожском озере, течет по долине, называемой Приневской низменностью, и впадает в Невскую губу Финского залива, образуя вблизи устья целый ряд рукавов и проток, создающих широку

Внутреннее строение Земли
Не просто «заглянуть» в недра Земли. Даже самые глубокие скважины на суше едва преодолевают 10 километровый рубеж, а под водой удаётся, пройдя осадочный чехол, проникнуть в базальтовый фундамент не

Понятие о литосфере и земной коре
Литосфе́ра (от греч.λίθος - камень и σφαίρα - шар, сфера) - твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней час

Понятие биосферы. Закономерности распространения растений и животных на Земле
Биосфе́ра (от др.-греч. βιος - жизнь и σφαῖρα - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под

Особенности и закономерности распространения растений и животных на Земле
Распределение растений и животных на Земле не является равномерным. Наиболее плотно заселен приповерхностный слой - место столкновения литосферы, гидросферы и атмосферы. Это поверхность суши и почв

Рельеф Земли. Основные формы рельефа
Рельеф Земли Рельеф – это форма, которую имеет земная поверхность. Земной рельеф склонен к динамичным изменениям. Мелкие рельефные формы могут меняться довольно быстро, изменения в более к

Понятие природных ресурсов
основными компонентами окружающей среды являются естественные экологические системы: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, природные заповедники и нацио

Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов; эта твёрдая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства (промыш

Понятие о географической оболочке
Выдающийся русский естествоиспытатель В.В.Докучаев, открывший закон географической зональности, отмечал, что в природе отдельные компоненты не просто взаимодействуют между собой, а взаимодействуют

Зональность компонентов географической оболочки
Географическая зональность как свойство географической оболочки Многие физико-географические явления в географической оболочке распределяются в форме полос, вытянутых вдоль параллелей, или

Рельеф России, связь его с тектоническим строением и движениями земной коры
В основе территории России лежат крупные тектонические структуры (платформы, щиты, складчатые пояса), которые выражены разнообразными формами в современном рельефе - горами, низменностями, возвышен

Факторы, определяющие особенности климата России
Климат России Основные особенности климата России определяются рядом географических факторов. К числу важнейших из них относится солнечная радиация, зависящая

Природные условия и ресурсы России
Природные условия и ресурсы России В основе ландшафта России лежат крупные тектонические структуры – платформы, щиты, складчатые пояса, они выражены разнообразными формами – горами, низмен

Народонаселение России
нАРОДОНАСЕЛЕНИЕ РОССИИ, совокупность людей, живущих в России. Процессы, происходящие в народонаселении, – результат Божественной воли, определяющей действия биологических, географических и социальн

Народнохозяйственный комплекс России
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ. Национальное хозяйство является

Топливно-энергетический комплекс России
Топливно-энергетический комплекс России - это совокупность отраслей экономики России, связанных с производством и распределением энергии в её различных видах и формах Топл

Исследование ресурсов
Европейские регионы России и Западная Сибирь: нефть - 65-70 %; природный газ - 40-45 %. Восточная Сибирь и Дальний Восток России: 6-8 %. Морской шельф: 1 %(Эти р

Нефтяная промышленность
В 2009 году в России было добыто 494 млн тонн нефти (2-е место в мире), что на 1,2 % выше уровня 2008 года. Запасы жидких углеводородов на 2007 год оценивались

Машиностроительный комплекс РФ
Машиностроительный комплекс включает машиностроение и металлообработку; машиностроение производит 80% продук­ции этого комплекса. В машино­строительном комплексе сосредоточено более четверти основн

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов РФ
В этот комплекс входят черная и цветная металлургия, химическая промышленность, лесопереработка и целлюлозно-бумажная промышленность. Черная металлургия включает в себя четыре передела мет

Отрасли по производству товаров народного потребления РФ
Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать стабилизации общероссийского потребительского рынка. Это в основном о

Значение агропромышленного комплекса в экономике России и других стран
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занят

Северный район
- крупнейший по площади район Западной экономической зоны, с достаточно сложными, а местами - экстремальными природными условиями; - характерна контрастность ЭГП разных частей района: наиболее

Форма правления рабовладельческого государства
Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика. Характерными особенностями рабовладельческой монар

Формы правления капиталистического государства
Капиталистическому государству свойственны 2 основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Конституционная монархия.Она является результатом эволюции а

Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху
Мировое хозяйство - исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. В основе всемирных экономических от

Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире
Несмотря на то что Россия входит в число крупнейших по числу жителей государств мира, существует явное несоответствие между численностью ее населения и размерами территории. Эти факторы в значитель

Геологическое строение и полезные ископаемые
Область располагает богатыми минерально-сырьевыми ресурсами. В области ведется добыча следующих полезных ископаемых: урана, бентонитовых глин, минеральных и питьевых подземных вод, строительных кам

Гидрография
Почти вся территория области расположена в бассейне реки Тобол, и лишь восточные районы относятся к Тобол-Ишимскому междуречью и являются бессточной зоной. В Курганской области протекает 449 водото

Крупнейшие реки
См. также категорию: Реки Курганской области Название реки Длина (км) Площадь бассейна (км²) Тобол

Растительность
Общая площадь лесов области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1825 (тыс. гектар). Курганская область лежит в пределах лесостепной зоныЗападной Сибири. Север области постепенно переходит

Животный мир
Животный мир области весьма разнообразен. В фауне области сочетаются лесные, степные и лесостепные виды животных. На территории области отмечены: млекопитающих - 64 вида; птиц - 268 видов; рептилий

географический геокомплекс наука территориальный

О предметной области географии написано много, не очень внятно и противоречиво. В философии предмет исследования понимается как категория, обозначающая некоторую целостность (аспект), выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

В.А. Анучин считает, что "общим предметом изучения, или общим объектом изучения, для всех географических наук является географическая, или ландшафтная сфера Земли, представляющая собой объединение всех приповерхностных геосфер ("сфер второго порядка") в единой взаимодействующей системе".

М.М. Голубчик и его соавторы предметом географии считают "исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды)". При этом не уточняется то положение, что географическая оболочка исторически считается объектом физической географии, а среда (видимо, природная) одно из ее свойств, возникающих в субьект-обьектных отношениях.

У А.Г. Исаченко и К.К. Маркова предмет исследования есть изучение пространственно-временных отношений взаимодействия общества и природы. А.Н. Ласточкин предлагает морфологический подход познания географических объектов, который объединит предметы исследования частных географических наук. Более просто и понятно это у Э.Б. Алаева. Он предлагает считать, что в совокупности объект, аспект, метод и цель составляют предмет исследования научной дисциплины, своеобразный "паспорт" удостоверяющий ее функцию и право на существование (рис.1).

Объект исследования - это то, что изучает данная отрасль науки (объективное материальное явление, либо категории духовного порядка).

Аспект исследования - какая сторона, и под каким углом зрения рассматривается этот объект. Для географических дисциплин характерен геопространственный аспект (синонимы: территориальный, зональный, региональный). Для общих дисциплин - компоненты, сферы, взаимосвязи между сферами (компонентами), для региональных - геосистемы, в т.ч. ландшафты, ТПК и т.д., территориальная дифференциация (районирование, районообразование) горизонтальные потоки вещества, энергии и информации.

Метод исследования - это подходы к исследованию, т.е. методология, а также особые приемы и методика исследования.

Цель исследования - предполагаемы результат научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки.

Предмет изучения общей географии - географическая действителъность в виде географической картины мира, которая представлена набором категориальных понятий и теорий о взаимодействии общества и природы в особом геопространстве Земли - геоверсуме.

Объектом при такой формулировке предмета общей географии может быть геоверсум как целостное явление в особомгеопространстве Земли со своей структурой и закономерностями функционирования по принципу двух подсистем - природы и общества. Аспектом исследования у такого сложенного объекта являются компоненты (абиотические, биотические, социальные), геосферы и локальные геосистемы поверхности Земли - природные, социальные, интегральные и др.

Географический подход обусловил и использование новых методов исследования - системного анализа (моделирования), дистанционных методов сбора информации (особенно аэрокосмических) и компьютерных технологий в создании ГИС. Объяснительной частью предмета становится глобально-региональные закономерности территориальной организации и оптимизации качества среды жизни человека, базирующиеся на положениях системологии и синергетики.