Неопалимая божья матерь. Икона Неопалимая Купина: значение, в чем помогает эта святая и как ей молиться

«Неопалимая Купина» - загадочное словосочетание, услышав которое трудно себе представит что-то конкретное. На самом же деле - это терновый куст, который прославился благодаря божественному освещению, о котором нам ведает Ветхий Завет. В память об этом событии была написана икона Неопалимая Купина. Значение, в чем помогает, и почему она неопалимая , вы сможете узнать, если прочтете до конца.

История и появление иконы

Впервые образ Купины появился в 14 веке. Ее принесли в Москву иноки из Палестины . И рассказали такое придание: данный образ Богоматери явился на скале Хорив, под которой и стоял зеленый терновый куст. И ничего не предвещало беды. Но куст неожиданно загорелся сильным пламенем. Он горел, да не сгорал . Пламя пожирало растение, а тому не было никакого вреда.

Мимо в этот момент шел пророк Моисей, пас овец. Он увидел это чудо и услышал голос Ангела Божьего, который призывал его отправиться к правителям Египта и просить их разрешить вывести измученных издевательствами местных жителей израильтян. За что обещал сотворить множество чудес в Египте.

Господь дал Моисею посох и сказал, что если тебе не поверят, брось его об землю и тогда он превратиться в змею, люди увидят это чудо и пойдут за тобой. Но египетский Фараон только еще больше озлобился на народ израильский и заставил их сильнее работать. Тогда Бог наслал на Египет различные беды: превратил всю воду в кровь и люди не смогли ее пить, наслал полчища лягушек, которые заполонили весь дворец и дома. Наслал рои мух, которые не давали никому покоя и житья. И таких бед он сотворил ровно 10.

Фараон наконец сдался, и отпустил израильтян из Египта. В честь такого чудесного явления вскоре была написана икона, и название ей было дано - Неопалимая. Из-за того куста, что увидел Моисей, который так и не сгорел.

Сейчас эта икона находится в Хамовниках, где построен и освящен храм Неопалимой Купины.

Образ иконы

Икона Неопалимая Купина нарисована в виде восьмиконечной звезды из двух ромбов с вогнутыми внутрь краями .

Первый ромб - ярко-красный символизирует огонь, второй - указывает на саму купину, которая так и осталась зеленой после пожара. В центре изображена Дева с младенцем на руках, в правой руке которой - лестница. Не только лестница видна в руках у Девы, но и тот самый чудесный куст. Лестница символизирует сход на землю сына Божьего. Рядом с лестницей изображена гора, как символ восхождения. Большое количество ангелов, которых можно увидеть на иконе и здесь и там, символизируют стихии и дары Святого Духа: дар мудрости, чудотворения, даяния, учительства и другие.

Самих духов так же можно рассмотреть:

  • Дух Господень нарисован с Иисусом Христом в руках, а на голове его корона,
  • Дух Премудрости держит в руках ворота,
  • Дух крепости - одет как рыцарь, с мечом в руках.

В православном календаре днем почитания иконы считается 17 сентября. Это день памяти Моисея и Купины.

Чудо иконы Неопалимая Купина

За время своего существования икона сотворила немало чудес , о которых рассказывали свидетели из разных мест и в разное время.

  • В Синае, где и произошло чудесное явление Моисею, стоит Екатерининский монастырь, возле которого растет тот самый куст, немного похожий на малину. От его засохшей веточки пошли побеги и дали жизнь еще одному такому же кусту, которого больше нет нигде в мире. Паломники приезжающие сюда поклониться великому чуду, могут увезти с собой листочек или веточку купины.
  • В 1822 году в г. Славянске без конца бушевали пожары. Одному из жителей явился образ Богоматери с Неопалимой, и тот час нашлась женщина, что устраивала поджоги.
  • В 1196 году в селе Южа - Никольское один из жителей решил затопить печь поленом, которое купил у городской коммунальной службы. Когда огонь разгорелся, он увидел в печи образ Богородицы. Его жена схватила совок и вытащила полено из печки. Оно было с отпечатком иконы. Остудив бревно на улице, протерев тряпочкой, они удивились - икона была как новая, даже не обуглилась. Супруги отнесли икону в Юрьев монастырь, где ее вделали в большую доску и стали почитать в таком виде. В 2001 году икона была украдена. Сегодняшнее ее местоположение так же не известно.
  • В 2010 году, все в том же Южском районе полыхали страшные пожары. Над селом Моста нависла страшная угроза. Огонь близко подошел к храму. Настоятель обошел крестным ходом с Неопалимой купиной и в миг ветер переменился, а огонь ушел прочь от села.

Соединив воедино эти события, невольно начинаешь верить в чудотворение иконы Божьей Матери Неопалимой Купины.

Как молиться перед иконой

Молитва , это разговор человека с Богом один на один , через который можно высказаться самому и обратиться к Богу за помощью. Какими словами и как это сделать, чтобы быть услышанными, знают не все.

  • Молиться надо не самой иконе, не предмету, а образу, изображенному на ней. Мысленно представляйте этот образ, как живой.
  • Читать молитву можно и своими словами, попав в критическую ситуацию, вы и не вспомните текста молебна.
  • Встав перед иконой, перекреститесь, это делают для привлечения Божьей благодати.
  • Просить можно о чем угодно, но обычно у каждого святого есть свои сильные стороны.
  • После того, как вы окончили молебен, икону нужно поцеловать, выразив тем самым свое почтение Богу.
  • После окончания молитвы перекреститесь 3 раза.
  • Молиться нужно с чистым сердцем, и светлыми помыслами. Простите всех, кто вас обидел. Забудьте все худое.
  • Если вы совершаете молебен за пределами церкви лучше остаться один на один с образом, все же это личное дело каждого.
  • Не надо громко вслух произносить свои слова, делайте это про себя.

Для обращения к иконе Неопалимой Купины нужно знать, в чем она может помочь людям.

Икона Неопалимая Купина: значение

Издавна люди прибегали к помощи образа Святой Богородицы. В каких же случаях может нам помочь данная икона?

Учитывая историю явления иконы люди стали просить помощи у нее в таких ситуациях:

  1. Ее вешают дома, чтобы она оберегала его от пожаров.
  2. Ее просят о помощи тем, кто защищает других от беды. Люди таких профессий, как военные и пожарные, врачи и летчики часто обращаются к ней
  3. Во время войны солдаты и командиры просят у нее защиты.
  4. Люди верят, что чудесный огонь может очистить от содеянных грехов.
  5. Больные просят об избавлении от психических недугов.

Теперь мы знаем, почему так освятили и чем знаменита эта икона Неопалимая Купина, значение, в чем помогает людям, как и где она явилась впервые. А верить или не верить в то, что произошло - это личное дело каждого из нас.

Видео о Неопалимой Купине

В этом видео Юлия Малова расскажет, каково значение иконы Купина Неопалимая, как правильно читать акафист Пресвятой Богородице:

Предание

Образ Божией Матери «Неопалимая Купина», известный еще с ранних веков христианства, отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход (главы 3, 4): недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Божий Моисей увидел куст купины, горящий и несгорающий, и услышал глас Божий, предсказавший скорое избавление израильтян от египетского плена. Это событие, как и вообще вся ветхозаветная история, позже для христиан приобрело прообразовательное значение. Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «Неопалимая Купина» и стал прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии, что хорошо выражено в одном церковном песнопении, посвященном Богоматери: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси, вместо столпа огненнаго праведное возсия солнце, вместо Моисея Христос, спасение душ наших». По другому толкованию, Богородица, родившись на грешной земле, пребывала чистой, непричастной греху и не познавшей беззакония.

Память этого ветхозаветного Богоявления была увековечена созданием часовни в честь «Неопалимой Купины», которую построили за алтарем соборного храма монастыря Святой Екатерины у подножия горы Синай. Сам алтарь собора расположен над корнями библейской неопалимой купины.

Один из древнейших образов Божией Матери «Неопалимая Купина», известный на Руси, пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Он был принесен в Москву в 1390 году палестинскими иноками и написан, по преданию, на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей увидел пылающий куст.

По народным повериям, связанным, прежде всего, с самим названием иконы, образ «Неопалимой Купины» избавляет почитающих ее от пожаров и стихийных бедствий, вызванных огнем и молнией.

Иконография

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» является одним из наиболее древних изображений, написанных на сюжет ветхозаветного пророчества, то есть на некий библейский текст, смысл которого можно передать только в символико-аллегорической форме.

К середине XVI века в русской иконописи образ «Неопалимой Купины» обрел свою законченную иконографическую форму, весьма сложную для прочтения. Он представляет собой поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом в архиерейском облачении, которое вписано в фигуру из двух четырехконечных звезд. На груди Богородицы помещены символические изображения лествицы из видения Иаковля, также ветхозаветный прообраз Божией Матери, и монастыря св. Екатерины на Синайской горе.

Зеленый и красный цвета ромбов передают естественные цвета купины и объявшего ее божественного пламени. На некоторых иконах зеленый цвет верхнего ромба заменяется синим, и тогда он символизирует небесный мир, а в соединении с красным цветом означает жертвенную Божественную любовь.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа).

В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

Вся композиция в целом символизирует соборное служение сил Небесных и земных Богоматери с Предвечным Младенцем.

Списки с иконы

На Руси множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворениями. Один из наиболее древних русских чудотворных образов происходил из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты. Он хранился в исчезнувшей в 1930 году московской церкви в честь иконы «Неопалимая Купина», от которой осталось лишь ее имя, по которому назван Неопалимовский переулок. Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году. На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». В память об этом несохранившемся храме в Москве построена новая церковь во имя «Неопалимой Купины» на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке.

Из других чтимых списков чудотворного образа можно назвать, например, икону из Троицкой церкви города Славянска Харьковской губернии и образ, находившийся в селе Кубенском Вологодской губернии.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же

В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Описание иконы Божьей Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»:

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая купина»

Молитва первая

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровитель­нице всех, к Тебе прибегающих! При­зри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотвор­ному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да из­бавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мир­ное житие, здравие телесное и душев­ное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, изба­вит от вечныя муки и не лишит Свое­го Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты- «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,- именуемая- «Утоление печа­ли», утоли и мою печаль. Ты - «Ку­пина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты- «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покро­вительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюб­ленным Сыном Твоим, Господом на­шим, Иисусом Христом.Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвя­тая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Молитва четвертая

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми мно­гоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоня­ющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой об­раз, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощ­ным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, ув­рачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосер­дия заступница, да всегда поем, вели­чаем и славим Тя, яко благую За­ступницу рода христианского, со все­ми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купи­на, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого ог­ня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Тропарь, глас 4

Иже в купине, огнем горящей и несгораемой, показавый Моисеови Пречистую Твою Ма­терь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую, и нетленну по Рожде­стве пребывшую: Тоя молитвами пламене страстей избави нас, и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив.

_____________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованней Деве Бого­родице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение, Ты же о, Богомати Купина нео­палимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Тво­его заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от Ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас земных и перстных возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческо­му. И аще недостойны есьми пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко Благая, не возгнушайся на­ших недовлеющих похвал: и яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любо благоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих: Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопально носив­шая; Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречи­стым рождеством Твоим упразднившая; Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно по­служившая; Радуйся, Творца Небесе и земли безсеменно воплотившая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 2

Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сго­равшую ужасеся, и се бысть Глас к нему Божественный от купи­ны: иззуй сапог от ногу твоею: место бе, на нем же ты стоиши, земля Свята есть. Сего послушая и мы смиреннии таинство воп­лощения Бога Слова от Пречи-стыя Девы, чудом неопалимыя Купины прообразованное, исповедуем и со страхом поклоняем­ся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнуть таинство смотрения Божия, от сложения мира, искупления падшаго человечества пред-определившаго в Совете Пред­вечном Триипостаснаго Божества: обаче Духом Святым вдохнове­нии, святии Божии Пророци издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными, имущее совершитеся искупление рода человеча обето­ванным Искупителем. Ему же Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Материю Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе: Радуйся, огнезрачная Палато на Херувимах Седящаго; Радуйся, светоносная ложнице Серафимы Повелевающаго. Радуйся, одре Царя Великаго верху горы небесныя; Радуйся, Престоле одушевлен­ный обладающаго горними и дольними. Радуйся, киоте освященный Божества, Святая святых Боль­ший; Радуйся, стамно всезлатая, в ней же манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 3

Силою Всевышняго действуя, Владычице Преблагая, силу есте­ства огненнаго укрощаеши свя­тою иконою Твоею, и многая чудеса ею соделываеши во вселенной. Темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления к Тебе молитвенно притекает,приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарствен­но вопием прославльшему Тя Царю Славы Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людям искупленным честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский: Ты бо грешником еси Споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным Надеждо спасения, бедствующим Помоще скорая, погибшим Взыскание державное, и всякому ми­ру Покров. Тебе милосердой и благолюбивой Заступнице нашей за любовь любовию воздающе, смиренномудренно глаголем: Радуйся, Радосте всемирная, еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих; Радуйся, прибежище благоотишное, в немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря. Радуйся, умолительнице все­могущая праведно движимаго на нас гнева Божия; Радуйся, пламень огня угаша­ющая росою молитв Твоих у Престола Вседержителя. Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 4

Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпо­же Всемилостивая, ускори на по­мощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, Тебе бо грешнии и имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и прославляюще силу молитв Твоих рождшемуся от Тебе Силу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим и видим чудеса велия от иконы Твоея бываемыя, Царица наша Всеблагая, юже да­ровала еси нам во утешение и защиту в несчастиях: се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей, пред силою благо­датною Твоего Пречистаго обра­за якоже многажды видехом и испытахом, неопалимою Купи­ною Тя именующе в изображении сего Твоего образа, и пред ним Тебе воспевающе гласы хва­лебными сице: Радуйся, Молитвенница неусы­пающая ко Христу Богу, на ми­лость к нам Его преклоняющая; Радуйся, кару Божию за безза­кония наша от глав наших от­водящая. Радуйся, ризою Твоею чест­ною от всяких несчастий нас сохраняющая; Радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая. Радуйся, Всемилостивая Услышательница гласов наших молебных в скорби и обстоянии; Радуйся, державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя всечестная: Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческия к познанию велия Твоего милосер­дия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердная. О сем радую­щиеся благодарим Христа Бога, Тебе Матерь Свою по плоти и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа.

Икос 5

Видим икону Твою, Владычи­це, яко воистину Купину нео­палимую, во огни несгорающую, и присутствием Своим жилища человеческия в пламени несгора­емыми соделывающую: Тебе бо дадеся благодать свыше, силу ес­тества во чреве Твоем неопально вместившей, сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, тем же от верных нео­палимою Купиною наименовася, его же мы чествуем благолепно, и Тебе хвалебно вопием: Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах за нас у Престола Господня присногорящая; Радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая. Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаж­дающая; Радуйся, в час скорби и недо­умения помыслы душеполезныя нам ниспосылающая. Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающаго, на помощь к нам ускоряющая; Радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь христи­ан чудеса Твоя, Богородительнице, иже песка морскаго и звезд небесных многая суть: от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исце­ление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя Святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи мило­сти и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ра­ди славословим Тя гласы песний духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца и Предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи, и ликом силы Ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изобра­женную, Моисейскую неопали­мую Купину таинственно пронареченную, от нея же дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недуж­ные врачуеши, скорбящии утешаеши, и всем вся благая и душе­полезная ниспосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице: Радуйся, о Ней же радуется и торжествует Ангельский собор и человеческий род; Радуйся, Еяже слава превосхо­дит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею надзирающая; Радуйся, юдоль земную много­скорбную благодеянии Твоими посещающая. Радуйся, неисчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя; Радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 7

Хотя Господь явити любовь Свою к людям искупленным Его Кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и сию сотвори прибежи­ще благоотишное всякой душе христианской, скорбящей и оз­лобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо о таком милосердом служении Твоему роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наша в скорбех возводим, и руце молебно простираем, утешения от Те­бя единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных, и сподобиши на земле живых в радости святых пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую Купиною не­опалимую именуемую, Богородительнице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грому соблюдаеши и домы верных благословляеши, в них же чествуется благо­говейно Пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолж­ным поклонением почитаем, и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими: Радуйся, алавастре врачевания на всяк недуг врачевство со­держащий; Радуйся, мироположнице бла­гоухания Христова облагоухавшая падшее человечество. Радуйся, узы греховныя разре­шающая кающимся грешникам; Радуйся, пленницы страстей сокрушающая подви-зающимся о чистоте. Радуйся, дев Младопитательнице и матерей тихое веселие; Радуйся, вдов Заступнице и сирот благосердное призрение. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избаляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко ико­на Твоя, Владычице, на досце написанная и по естеству Своему огненному действу подверженная, силу паче естественную являет и присутствием Своим силу огня укрощает, все познавая силу Божию и Твоих молитв действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и им спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Ал­лилуиа.

Икос 8

Весь мир христианский славит имя Твое, Преблагословенная Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешитель­но взирати на Пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы смиреннии Твою святую икону видяще боголепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче во время безпомощия нашего, егда грех ради наших, огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламени благодарными усты Те­бе вопием: Радуйся, нерукотворенная ски­ния Бога Слова, Херувимы пре­вышающая и Серафимы превос­ходящая святынею и чистотою; Радуйся, облаче легкий Солн­ца Правды, имже Небесный к темным прииде, да на Небо с Собою нас возведет. Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству рождеством Твоим святым; Радуйся, Небо и землю во едино совокупльшая пети Тебе и Рождшемуся от Тебя немолчныя хвалы. Радуйся, Божественный Источниче, воду жизни источивший, от неяже пиющии к тому не умирают; Радуйся, Гроздь спасения воз­растившая благословенная лоза, вино безсмертия искапающая че­ловеком. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 9

Всяку похвалу превосходит слава Твоя, Преблагословенная и Препрославленная Матерь Госпо­да нашего: недоумевают бо и умы безплотнии пети Тя по достоянию, тем паче нам зем­ным и перстным сие неудобно есть, но любовию к Тебе побеждаемии, дерзаем приносити Тебе посильное пение, хвалы и благо­дарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и ему же благотворити не престаеши, подвизая всяк возраст верных взывати Рождшемуся от Тебя Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человеческия изнемо­гают постигнути велию тайну Твоего Приснодевства, Богородительнице, юже утаи Господь от премудрых века сего, верою откры смиренным и благоговей­ным, пытливаго испытания чуждым, от них же православно и несомненно до рождества и в рождестве, и по рождестве Дева проповедуешися. Приими убо, о, Мати и Дево, и наше о сем исповедание вседушевное и укрепи нас последовати Тебе житием непорочным и сердечною чистотою, да возможем благоугодно воспевати к Тебе песни сицевыя: Радуйся, крине белоснежный девства и чистоты, неувядаемо цветущий горе; Радуйся, к девству и чистоте, невидимо руководствующая жи­вущих доле. Радуйся, Материнство и девство в Себе чудно сочетавшая; Радуйся, во обою непорочно и свято Себя соблюдшая; Радуйся, иноческих ликов пред­водительнице в чистоте души и тела; Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 10

Спасение человеческое устрояя Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице естество человеческое про­славив сидением одесную Отца на Престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою превышшею всякия славы, еяже добро­тою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девственным ликам и иноческим соборам, Богороди­це Дево, всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим: Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления, и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибега­ют, и благоотишие душевное на­ходят, согласно Тебе взывающе: Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная Покро­вительнице и теплая к Богу о них Ходатаице; Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя По­мощнице, и в подвизех духовных Руководительнице. Радуйся, юных Наставнице целомудрия и воздержания; Радуйся, старцев благоговей­ных Упоение и Отрадо. Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом; Радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосерднаго попечения. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 11

Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, Всепетая Владычице, возвещающи милости Твои и чу­деса, имиже обогатися вся все­ленная. Воистину, кто бо яко Ты скоропослушлива есть к молит­венным прошениям нашим, но и самыя прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, сяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имени Твоего, и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехами души наша сиянием Божественных чудес, в них же познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое спо­собствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебя, Все­благая, не остави нас заблуждати в дебрях грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и Богоугодного жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песнопенныя дары: Радуйся, не попускающая обладати им над нами насилием смертнаго сего телесе; Радуйся, яко бесы имени Тво­его Святаго боятся и трепещут. Радуйся, яко икона Твоя чест­ная всяку силу диаволю присут­ствием своим прогонит; Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в бранях духовных со врагами спасения человеческаго. Радуйся, в час кончины помогаялюбовь и веру к Тебеимущим: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 12

Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, Богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явле­ния во образе со неопалимыя купины сея явльшися, тоежде и действо показует Своими чудесы, от огненнаго пламени сохраняющи и соблюдающи жилища наша Своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще Тебе, Помощницу нашу державную хвалами песненными ублажаем и Рождшемуся от Тебя Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, проповедуем милости Твоя и не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к ро­ду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистинну миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным ис­полняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычи­це, смердящих страстьми духов­ными и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе: Радуйся, миро источающая в сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца Боголюбивые; Радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей. Радуйся, Водительнице Благая на путь Богоугождения и спасе­ния направляющая кающихся грешников; Радуйся, лествицею добродете­лей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго. Радуйся, смиренных и тер­пеливых страдальцев венчающая утешением благодатным; Радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая пред­вкушением блаженства райскаго. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, и неопалимая Купина от нас недо­стойных именуемая: вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою мо­литвою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и про­славляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему во­пиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона Богородицы «Неопалимая Купина» имеет очень необычную историю появления, которая корнями своими уходит на много веков назад, во времена раннего христианства.

Немного истории

По преданию, недалеко от Синая, совсем рядом с горой Хорив, стоял зеленый куст купины. И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем. Огонь охватил каждый листочек и каждую веточку купины. Особенным в этом зрелище было то, что растение горело, но не сгорало.

Проходивший мимо заметил это чудо, остановился перед пламенем и услышал глас Божий, который сказал ему о том, что совсем скоро израильтяне освободятся от египетского плена.

Вскоре явление, увиденное Моисеем, получило название «Неопалимая Купина» и было запечатлено на первой одноименной иконе.

Кроме этого, в честь описанного выше события прямо за алтарем монастыря святой Екатерины возвели прекрасную часовню. Говорят, что под алтарем находятся корни той самой, библейской, купины.

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан немаловажно, была написана как раз у подножия горы, примерно в том месте, в котором пророк заметил горящий куст.

Как этот образ попал в Россию

В 1390 году палестинские иноки завезли в Москву данную святыню. Сегодня древнейшая икона «Неопалимая Купина», значение которой с течением времени не изменилось, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Описание образа

Этот образ Богородицы имеет разные варианты исполнения, среди которых можно встретить Богоматерь, изображенную в ярком пламени, которое горит, но не опаляет ее. А есть и такой, где Дева Мария изображена на фоне восьмиугольной звезды, образованной из двух четырехугольников с острыми вогнутыми краями. Один из четырехугольников окрашен в зеленый цвет и символизирует куст купины, а другой красного цвета, что обозначает огонь.

На самых старых иконах можно увидеть почти дословное изображение произошедшего: зеленый куст терновника, объятый пламенем, а над ним возвышается Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Рядом с кустом на коленях стоит пророк Моисей.

Чудеса Богоматери

Икона «Неопалимая Купина», значение которой для христиан по прошествии стольких веков не изменилось, имеет множество преданий о чудесах, с ней связанных.

Одним из таких чудес стал случай, произошедший в 1820-1821 годах. В небольшом городке Славянске стали происходить частые пожары, причиной которых были чьи-то поджоги. Преступника поймать не могли.

Однажды некой старухе-прихожанке приснился сон, в котором пришла к ней Богородица и сказала, что пожары прекратятся, если будет написана в этом городе икона «Неопалимая Купина». Значение ее как образа, сохраняющего от пожаров и разных бедствий, вызванных молнией или огнем, было известно издавна.

Старушка рассказала о своем сне местному протоиерею, и совсем скоро был написан образ. Каково же было удивление народа, когда после того как молитва иконе «Неопалимая Купина» была прочтена, нашелся виновник,а точнее виновница, поджогов! Ею оказалась местная жительница Мавра, которая страдала слабоумием. Она вышла из толпы, во всем призналась, и больше пожаров не случалось.

Данный случай не единственный. Есть в истории и другие чудеса, произошедшие благодаря этому образу.

Кроме спасения от огня, известны некоторые случаи помощи иконы, со стихийными бедствиями и пожарами не связанные. Так, например, после неустанных молитв перед «Неопалимой Купиной» был освобожден несправедливо осужденный Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича.

Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.
Радуйся, Купина Неопалимая.

Стихира на праздник Благовещения

Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.

Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.