Определение падежа имен прилагательных во множественном числе. Окончания имен прилагательных во множественном числе. VI. Определение рода и числа имен прилагательных

Тема урока : Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель : познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

Задачи:

    формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе,

    совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных; правильно писать окончания.

Данный урок относится к разделу «Имя прилагательное», первый урок по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Планируемые результаты ,формируемые УУД:

Личностные: учебно- познавательный интерес к учебному материалу (понимать учебную задачу на уроке и стремиться ее выполнить); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных целей; оценивание своих достижений на уроке.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной речи;

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Методы обучения : проблемный; частично-поисковый.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

И сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с прочтения высказывания К.Г.Паустовского о русском языке:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав данное высказывание?

А какие слова дали самую точную характеристику русскому языку?

Какой частью речи они являются?

А теперь запишем в тетрадь дату.

Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

2. Актуализация знаний.

Мы с Вами подбирали эпитеты к существительному «урок», скажите какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)

Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

Групповая работа. (Приложение1)

На листах просклоняйте имена прилагательные.

I группа

II группа

III группа

И. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Р. п.

Интересного урока

Веселого урока

Содержательного урока

Д. п.

Интересному уроку

Веселому уроку

Содержательному уроку

В. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Т. п.

Интересным уроком

Веселым уроком

Содержательным уроком

П. п.

Об интересном уроке

О веселом уроке

О содержательном уроке

Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

А какие окончания? (Одинаковые)

Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение?

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

3. Постановка учебной задачи.

Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Веселые перемены

И. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Р. п. (каких?)

Интересных уроков

Веселых перемен

Д. п. (каким?)

Интересным урокам

Веселым переменам

В. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Т. п. (какими?)

Интересными уроками

Веселыми переменами

П. п. (о каких?)

Об интересных уроках

О веселых переменах

А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
ые, ие

Р. п., П. п.
ых, их

Д. п.
ым, им

Т. п.
ыми, ими

Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

Прочитайте правила про себя и вслух.

Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

6. Физкультминутка.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

7. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. (Приложение2)

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

Достаточно. Проверим по эталону.

Какие пары выполнили точно так же?

Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

Составьте предложение, используя слова на слайде.

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

(Проверка у доски)

8. Дифференцированное домашнее задание (приложение3)

Перед вами текст.

Прочитайте его.

Какая часть речи пропущена?

Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

9. Рефлексия учебной деятельности

Оценить результаты учебной деятельности.

Вспомните тему нашего урока.

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Гринь Марина Викторовна
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-05-17 Окончания имен прилагательных во множественном числе Гринь Марина Викторовна познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Просмотреть свитедельство о публикации

Окончания имен прилагательных во множественном числе

Тема у: Окончания имен прилагательных во множественном числе.

Цели :(образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

Образовательные :

познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному;

углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Развивающая :

развивать связную речь обучающихся, через умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас обучающихся словами разных частей речи; развивать орфографическую зоркость у детей, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке.

Задачи учебного занятия : подвести обучающихся к осознанию роли имен прилагательных в нашей речи.

Предметные

Вспомнить падежи имен существительных, узнать об особенностях имен существительных в именительном падеже

Личностные:

— признавать важность учёбы и познания нового, понимать значимость тех или иных учебных действий;

— уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

— осмысливать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

— формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

— формировать умение ставить и формулировать проблему;

— формирование умения определять цель деятельности на уроке;

— формирование умения работать по предложенному учителем плану;

— формирование умения выполнять и сравнивать с образцом;

Фиксировать преодоление возникшего затруднения

Познавательные:

— делать выводы на основе обобщения;

— уметь моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания;

— уметь делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

— слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

— учитывать позиции других людей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация учебной деятельности.

— Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь им и своему соседу. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

–Давайте проверим правила посадки при письме

Руки?

Ноги?

Локти?

Спина?

Откройте тетради, положите правильно, под наклоном.

Минутка чистописания(СЛАЙД)

Ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые,ие

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

— Какое дерево зимой и летом одним цветом? (СЛАЙД)

— К слову ель подберите и запишите однокоренные слова (елочка. еловый, ельник…

— С помощью каких слов мы можем описать ель (пушистая. зеленая. колючая….

— Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете?(СЛАЙД)

(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?

(В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе?

(Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

Коммуникативные:

Развиваем умение слушать и понимать других.

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

— оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные

р а звиваем

— в

н

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

— участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

3. Постановка темы и цели урока

— (СЛАЙД)

— Эта загадка поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

Две красавицы лесн…,
Две сестрицы двоюродн…,.
У одной коротк…,
У другой длин.. иголки. (Сосна и ёлочка)

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

На столах у вас карточки с таким же текстом. Допишите в них окончания

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?

(Прилагательные в форме множественного числа.)

Почему так решили?

(В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе?

(По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)

(СЛАЙД)
— Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во мн.ч.

— Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Определяют тему урока

4.Открытие нового знания. Работа в группах

– Приступаем к исследованию имени прилагательного (работа в группах).

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе:

красавицы лесные, иголки длинные

3. Изменяются ли окончания имен прилагательных?

4. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе

2. Выделите окончания имен прилагательных.

3. Составить таблицу окончаний.

4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны

3 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (ели, кусты, деревья)

2. Выделите окончания имен прилагательных.

3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные

4. Менялись ли окончания прилагательных?

5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

4 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

1. Выделить окончания имен прилагательных.

2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)

3. Как определить падеж имени прилагательного?

Просклоняйте словосочетания

1 ряд маленькие деревья

2 ряд зеленые леса

3 ряд высокие ели

Работают в группах

Регулятивные:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

— проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные:

— р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

— оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные

а звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

— в ыявлять сущность, особенности объектов.

— н а основе анализа объектов делать выводы.

обобщать и классифицировать по признакам.

— о риентироваться на развороте учебника.

— находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5.Физминутка

6.Первичное закрепление (работа в парах).

— Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Личностные:

— формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

— учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

— учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

— ориентироваться на развороте учебника.

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Уровень 1

а) Спишите.

Число имён прилагательных.
1. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

Уровень 2
2.Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Родные края, (какие?) ……….. дела, (какая?) …………сумка, (какое?) ……….дерево, (какие?) ………. луга, (какой?) ……….. месяц, (какое?) ……….…растение.

Уровень 3.
3. Вставьте пропущенные буквы. Определите род,число имён прилагательных.

После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.

Регулятивные:

— участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

— На какие вопросы мы планировали ответить?

— Сумели ли мы это сделать?

Регулятивные:

— оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

9.Домашнее задание.

Записать 10 словосочетаний прил. и сущ. определить род. Число, падеж.

Регулятивные: .

Калинина О.П.

6 кл. Тема: Склонение имён прилагательных во мн. числе.

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных
во множественном числе.

Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, словарный запас.

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока

1. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия
нового материала

– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?,
какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и
падежам)

1.Добавь к сущ. Прилаг. Яблоко- огурец- небо- мама- дружба- стол- волосы-

Добавь к прил. Сущ. Ровный- мягкий- круглый- жёсткий- сладкий- сочный

2.На доске просклоняйте имена прилагательные.: вкусный помидор.весёлый малыш,

– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

– А какие окончания? (Одинаковые)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?
единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж
имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому
оно относится)

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж
множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем
затруднение? (Род не определяется)

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

2.Новый материал

Согласовать цель и тему урока.

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются
по падежам? (да-?, нет-?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто
сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном
числе)

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные книги

II вариант – Веселые дни

Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые
окончания?

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе?
(Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени
существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод.

3. Первичное закрепление Работа с учебником (упражнения)

– Прочитайте правила про себя и вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

4. Физкультминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и
прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе
то вы приседаете.если в ед. числе то руки поднимаете

Верных друзей, о лесных растениях,в глухих степях,в дремучих
лесах, теплый апрель, ярких звезд, у глубоких рек, синий карандаш,
в огромных городах, ароматный цветок, в темных
пещерах, маленькое село, добрые сердца, яркое солнце.

5.Работа в группах

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте
задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить
окончания, определить падеж)

На синем диване

К старому дому

С красным мячом

У высокого дерева

На широких просторах

По просёлочной дороге

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Составьте предложение из данных слов.

Юга, с, прилетели, с, птицы, весны, наступлением.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен
прилагательных.

6. Дифференцированное задание

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж

Пришла весна с …птицами, …ручьями, …цветами. В …лесу на снегу видны узоры …следов.

Бегут … ручьи.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны
узоры … следов. Бегут… ручьи.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла весна с певч..…птицами, со звонк… ручьями,с ярк…цветами. В весенн…
лесу на снегу видны узоры зверин… следов.Бегут звонк.. ручьи.

7. Рефлексия учебной деятельности

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по
падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не
изменяются по родам).

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных во множественном числе, с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
  • Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
  • Развивать речь, память мышление, умение анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

(2 слайд)

Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(Открывается запись на доске:)

Урок

  • интересный
  • познавательный
  • развивающий
  • плодотворный

– Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?

II. Повторение пройденного

(4 слайд)

– Что такое прилагательное?

– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

– Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)

– Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?

– Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?

– Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________

– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

– Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)

Запись на доске

Ученики:

  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дисциплинированные

– Сможете стать такими?

– Что общего в данных словах?

– Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Назовите тему урока.

III. Тема: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

(7 слайд)

– Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться

Цели.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.

– Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа

Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.

IV. Каллиграфическая минутка

(9 слайд)

– Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.

– Назовите их.

– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.

– Определите порядок написания букв в данной цепочке:

ыеиеие иеыеые

(В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)

Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

V. Словарная работа

Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)

Работа в парах

  1. Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
  2. Определить род.

Проверка

  1. Прочитайте слова
  2. Проверим написание слов по доске
  3. Назовите буквы, которые надо запомнить.
  4. Определите род
  5. Какое слово вызвало затруднение?

Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?

Это, нам предстоит узнать

VI. Работа над новым материалом

(9 слайд)

Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.

– Вопросы, на которые вы должны будете ответить.

(На доске.)

Работаем в группах.

– Приступаем к исследованию имени прилагательного.

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

  1. (на листах)
  2. Изменяются ли окончания имен прилагательных?
  3. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Составить таблицу окончаний.
  4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
Им.п. Какие? -ые, -ие
Р.п. Каких? -ых, -их
Д.п. Каким? -ым, -им
В.п. Какие? -ые, -ие
Т.п. Какими? -ыми, -ими
П.п. (о) каких? -их, -их

Вывод. Запишите его в таблице.

3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. Поставить ударение в именах прилагательных
  3. Сравнить ударные и безударные окончания.
  4. Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

  1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
  2. Выделите окончания имен прилагательных.
  3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
  4. Менялись ли окончания прилагательных?
  5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

  1. Выделить окончания имен прилагательных.
  2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
  3. Как определить падеж имени прилагательного?

Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.

Проверка

Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты

1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию

Какие окончания написали в прилагательных?

Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы

Мы слушаем их выводы

2. Выступает представитель от группы

Обобщение по плану

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?

Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

  1. Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
  2. Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
  3. Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
  4. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
  5. Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Оформление памяток

Закреплении нового

1. Физминутка (сидя за партами)

Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх

низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.

2. Вставить окончание и определить падеж

(на доске)

О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)

1. Записать в тетрадь и определить падеж

2. Проверка

Фронтальная работа

Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж

Творческая работа

Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»

Подготовительная работа

– Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!

А так зимний лес изобразила наша художница

Редванская Влада (Картина учащейся)

Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года

Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес

Проверка

Дети зачитывают сочинения по желанию

VII. Итог урока

Закончите предложения.

На уроке

  • я узнал …
  • я научился …
  • мне понравилось…

Источники:

  1. Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
  2. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»

Приветствуем всех любителей французского языка. Сегодня мы поговорим о множественном числе французских прилагательных.

Как вы помните, мы обсуждали женский род прилагательных во французском языке. Так вот, у французских прилагательных имеется и число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания s к форме единственного числа (petit - petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis).

Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы сегодня и поговорим.

Итак, Le pluriel des adjectifs. Основное правило образования множественного числа прилагательных

Если прилагательное в единственном числе оканчивается на s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:

  • Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
  • Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты

Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:

  • Un geste amical - des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
  • Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы

Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание s во множественном числе:

  • Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
  • Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы

Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:

  • Un beau matin - des beaux jours – красивое утро – красивые дни

Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:

  • Мужской род: Faux – множественное число faux
  • Женский род: Fausse – множественное число fausses

Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:

  • Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна — светловолосые.
  • Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари — хорошие друзья.

Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:

  • André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
  • Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.

Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:

  • On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
  • On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.

Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.

  • Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
  • Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.

И еще несколько важных правил…

Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:

  • Un pullover marron — des pullovers marron — des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
  • Un pantalon orange — des bas orange — des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки

Но есть и исключения:

  • Ecarlate-écarlates (багровый)
  • Rose-roses (розовый)
  • Fauve-fauves (палевый)
  • Mauve-mauves (фиолетовый)
  • Pourpre-pourpres (пурпурный)

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:

  • Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой — глухонемые

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:

  • Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи

Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.

  • Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки

Постарайтесь запомнить эти правила, они понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.