Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом. "Дом над водопадом" - шедевр архитектуры Райта фрэнк дом над водопадом

Дом над Водопадом нависает над медвежьим ручьем подобный какой-то инопланетной конструкции.
Он потрясает воображение. Отсюда, с отрогов медвежьего ручья, на самом деле лучше всего
просматривается его тектоника.

Фрэнк Ллойд Райт проектировал всё в своей голове, используя чертежи только для того, чтобы подтвердить
то, что он уже полностью представил. Поэтому он особо не обеспокоился тем, что в один сентябрьский
день 1935 года узнал, что его клиент Эдгар Дж. Кауфман собирался через несколько часов прибыть в его
студию «Талиесин», чтобы увидеть давно обещанный проект «Дома над водопадом».
Никаких чертежей и не существовало.

Тот самый рисунок Фрэнка Ллойда Райта на который купился Кауфман.

Райт уселся за кульман и без колебаний начертил общий план, а также вертикальную и горизонтальную
проекции, полностью готовые.


Его же рисунок, но со стороны прилегающего к дому склона. Безупречная перспектива.

Когда прибыл Кауфман и увидел проект, он был ошеломлён. С этого дня - несмотря на ужасные трудности
в техническом плане, яростные споры и огромные траты - Кауфман оставался вдохновлённым этим проектом.
«Дом над водопадом» вдохновлял его всю оставшуюся жизнь.

Кауфман и его жена обычно проводили выходные в живописном месте рядом с водопадом на Медвежьем ручье,
в лесах к западу от Пенсильвании. Когда они попросили Райта спроектировать замену их маленькому
сборному домику, он предложил создать дом, опирающийся на все те камни, с которых они рыбачили и на
которых отдыхали во время купания. Сначала эта идея показалась им обречённой на провал; дом несомненно
разрушит свой собственный смысл существования. Но Райт был уверен в том, что он усовершенствует природу.
Его уверенность основывалась на принципе консоли, и на материале, которого он когда-то остерегался:
железобетоне.


По этой лестнице, которая как бы вытекает из нижнего яруса террасы, можно спуститься на площадку,
нависающую над самой поверхностью ручья. Осенью, когда поток воды становится больше, его поверхность
почти касается площадки. Чувство необыкновенное, будто стоишь прямо на воде!

Предполагалось построить большой и просторный дом, но выходить он должен был не на речной берег, а
прямо в воздух над водопадом. В структурном виде, террасы дома должны были напоминать листья
рододендрона, нависавшие над рекой, либо удивительный, но в то же время естественный вид гриба-трутовика.
Удерживаться они должны были так же естественным продолжением речного берега в форме стен и столбов
из добытого тут же камня.


В экстерьере Дом Над Водопадом как бы цепляется за окружающие его скалы. Слившиеся воедино округлые
бетонные балки и грубые, угловатые каменные пласты создают причудливый симбиоз, рождая чувство
устойчивости, казалось бы, неустойчивого по определению строения.

Эти замыслы были победоносно воплощены. Ничуть не разрушая красоту этого места, дом является
воплощением гармонии человека и природы.
В иной обстановке огромные террасы могли бы показаться агрессивными и хвастливыми; здесь же они
выглядят естественно и неизбежно, как будто это способ строительства какого-то неизвестного племени.


Интерьер дома также впускает в себя тему фактурного камня и пластичного бетона, однако помещения
не смотрятся темными каменными пещерами за счет широкого, панорамного остекления. К тому же в
Пенсильвании в целом тепло.

Помещения в доме достаточно традиционны: большое единое жилое пространство и четыре просторных спальни.
Но комнаты имеют второстепенное значение по сравнению со сложным многослойным организмом бетонных
террас и камней, удерживающих их. Иногда комнаты вырезаны в камнях, иногда они представляют собой
участки террасы, огороженные стеклянными стенами в стальных каркасах. Элементы здания затейливы, но
без особых «наворотов», поскольку они соответствуют общему замыслу: лестничный пролёт спускается
из проёма в полу гостиной и парит непосредственно над поверхностью ручья; три ствола деревьев
прорастают прямо в полу западной террасы; несрезанный валун выступает из выложенного камнями пола
подобно скале, на которой был заложен дом. Этот последний штрих был предложен самим Кауфманом и
тотчас же всецело одобрен архитектором.


Изнутри, со стороны крытой части террасы лестницу к воде можно закрыть вот такой хитрой конструкцией
чтобы холод от воды не проникал внутрь. Кстати заметьте контраст между угловатым, рельефным, почти
острым камнем, и мягкими скругленными линиями бетона. Замечательный пример выявления характера
материала в архитектуре.

Но за то, чтобы жить в таком архитектурном шедевре, приходится дорого платить, как в психологическом,
так и в материальном смысле. На протяжении многих лет после завершения строительства дома Кауфман
с беспокойством следил за тем, как конструкция трещала и проседала.

Совсем по другому архитектор отнесся к растительности которая окружает дом. Если в скалу, в камень
здание вгрызается, держится за него изо всех сил, то деревья мягко, бережно обходит своими ажурными
бетонными конструкциями.

Для осмотра здания регулярно приглашались инженеры, которые так же регулярно советовали подпереть
консоли стойками. Конечно же, это разрушило бы весь замысел. Кауфман не сдался, и дом сохранился
почти что в том виде, в каком и был создан, охраняемый теперь Обществом охраны природы Западной
Пенсильвании.

Источник - tartle.net/grivarius

Дом над водопадом (США) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Необычный дом над водопадом, расположенный в 80 км от города Питсбурга штата Пенсильвания , уже много лет подряд привлекает огромное количество туристов. Это уникальное сооружение стало манифестом органической архитектуры. Его автор Фрэнк Ллойд Райт хотел показать всему миру, что нужно жить в гармонии с природой. Стоит отметить, что это был один из самых смелых и неординарных проектов всемирно известного архитектора.

Во время строительства дома над водопадом архитектор Фрэнк Ллойд Райт строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми.

В начале 20 века Райт был очень модным архитектором, однако спустя годы заказов становилось все меньше, материальное положение Райта сильно ухудшилось. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, архитектор открыл у себя дома художественную студию «Талиесин». Одним из учеников студии стал Эдгар Кайфман-младший, сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Кауфман-младший очень проникся идеями Райта, они подружились, и Райт стал частым гостем семьи Кауфман.

Вскоре Кауфманы заказали архитектору проект загородного дома, который должен был находиться в живописном уголке «Медвежий ручей». Место для будущего дома было очень красивым, но необычным для строительства - скалистый выступ с водопадом. Однако Райта такие сложности не отпугнули. Несколько месяцев он вынашивал идею неординарного проекта и в итоге придумал настоящий экодом. «Водопад должен стать частью вашей жизни», - заявил Райт будущим владельцам жилища и приступил к воплощению идеи. Во время строительства архитектор строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми. В качестве основного стройматериала Райт выбрал железобетон.

Кауфман-старший сомневался в компетентности Райта и даже показывал его чертежи другим инженерам и строителям. Узнав об этом, архитектор сильно обиделся и хотел отказаться от строительства дома над водопадом, но в итоге заказчик и исполнитель все-таки нашли общий язык. В знак примирения выкладки сторонних инженеров были заложены в каменную стену дома.

Дом над водопадом включает в себя несколько строений - это основной дом хозяев, дом для прислуги и гостевой дом, а также гараж. Интересно, что во всех этих зданиях Райт стремился органично сочетать искусственные и естественные элементы. Например, в некоторых местах оконные стекла вставлены не в рамы, а непосредственно в каменную кладку. Кроме того, в некоторых помещениях архитектор намеренно сделал низкие потолки, намекая хозяевам на то, что нужно больше времени проводить на улице, а не в здании. Кстати, Райт разработал не только проект дома, но и его внутреннее убранство - придумал дизайн стульев, столов и даже ковров. Многие известные люди приезжали посмотреть на необычное здание - дом над водопадом посетили Альберт Эйнштейн, Марлен Дитрих и даже президент США Франклин Рузвельт.

Дом над водопадом

С 1937 по 1963 год семья Кауфман постоянно использовала дом над водопадом по выходным дням - здесь устраивались загородные приемы, отмечались праздники. Однако не все было так безоблачно - с жилищем возникало много проблем. Во-первых, строители допустили ошибку, из-за которой железобетонные консоли стали отклоняться от проектных положений и пришлось устанавливать подпоры. Во-вторых, из-за близкого расположения водопада в доме начала образовываться плесень. Кауфман-старший даже прозвал жилище «всходящая плесень» и «строение с семью бадьями».

Постепенно вилла все больше разрушалась, из-за чего хозяин разругался с архитектором. Однако Райт заметил, что хозяева сами виноваты, поскольку жилище отражает то, что творится в семье Кауфман. Стоит отметить, что муж с женой действительно жили не очень-то дружно, поскольку Кауфман был очень свободолюбивым человеком, а его супруга сильно переживала по этому поводу. За состоянием дома необходимо было постоянно следить, и поэтому рабочие практически жили в нем. После смерти родителей Кауфман-младший передал виллу в ведомство штата, и дом над водопадом стал музеем.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт

« Дом над водопадом (Вилла Кауфмана)», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935

С виллой господина Кауфмана нам повезло как утопленникам - в Пенсильвании целый день лил дождь. Хотя, как сказать?! Помниться много лет назад мой коллега Саша Михайлов уверял, что после дождя стволы деревьев темнеют и черными вертикалями подчеркивают летящие горизонтальные плоскости Дома над водопадом. Хм... Возможно это так и выглядит зимой, но ранней осенью кроны еще полны зелени, и разглядеть самую знаковую виллу ХХ века можно только в сетке листвы.


Первые 4 часа нашего путешествия пролетели достаточно безоблачно, но к Беар Рану мы подъезжали в плотной стене дождя. Было высказано предположение, что в такую погоду вряд ли нам будут мешать большие толпы туристов.

Но эти надежды развеялись, как только мы увидели две большие плотно забитые стоянки.


Туристов оказалось многовато. Вероятно так всегда, поскольку для ожидания выстроены специальные павильоны, в которых можно отдохнуть после дальней дороги, перекусить и купить бездну в большой степени бесполезных вещей с логотипами Райта и его Виллы.

После кофе незнакомые с творчеством маэстро, могут частично пополнить свои знания не выходя из кафетерия.

В оставшиеся время приятно прогуляться по окружающему лесу, разглядывая в траве многоцветие мокрых листьев.


Билеты на экскурсию по мы купили заранее на сайте виллы Кауфмана . По приезду зарегистрировались и получили на руки пейджер, который нам сообщил о сборе нашей экскурсионной группы. Таким образом после получаса ожидания наконец мы отправились рассматривать дом, по дороге не забыв прихватить зонтики от фонда Райта, которые были расставлены повсюду на входах и выходах.


Первая остановка возле мостика через заводь у водопада. Общий экскурс в историю виллы, несколько слов о величие Райта, первые фотографии и предупреждение, что внутри фотосъемка категорически запрещена.


В последние мгновения перед входом внутрь все с завистью и рассматривают счастливчиков, которые уже толкаются зонтиками на большой террасе.

Поэтому после попадания внутрь - первым делом на ту самую террасу...

Смотреть на водопад сверху. А его, увы почти нет. Не сезон.

Дом снять почти не удается из-за плотной зонтиковой завесы.

С трудом пробиваюсь в угол и делаю пару снимков знаменитых райтовских угловых форточек.

Если вы в курсе, он был еще и известный любитель японского искусства.


В интерьере все таки удается сделать несколько снимков, пока не выясняется, что по всему дому расставлены камеры слежения.

Получаю нагоняй от экскурсовода и, к сожалению, прячу камеру в кофр.

Поэтому остальное, включая совершенно изумительный гостевой домик остается только в памяти.

Но зато после выхода из него, можно оттянуться и щелкать все, что желаешь.

Таким образом появляются кадры, которые, как-правило, в книгах не публикуются.

Это проход под домом и открытый переход к гостевому домику.


Дождик пытается помешать, но нам абсолютно все равно. После стольких десятилетий ожидания ничто не может испортить праздник.


Возвращаемся к точке начала экскурсии. Потолкавшись некоторое время тут, можно сделать десяток всем известных фотографий.
Но главная точка съемки все еще впереди.

Нет, это еще не она. Хотя и эта очень хороша!

И эта тоже:)


А вот и она. Ожидаю несколько минут, пока освободится пятачок для фотографирования. Отщелкиваю несколько панорам. И пора прощаться.


Мой дорогой