Рип, Тягун: феномен на море уносит сотни жизней в год, но о нем знают немногие. Правда что тягун и водяной смерч это одно и тоже

Приветствую камрады! Бродя по просторам сети наткнулся на весьма интересную информацию. Уверен многие о таком не подозревали, а только догадывались. Поэтому статью скопировал с другого сайта, надеюсь админ не будет сильно ругаться на подобный плагиат. Многие люди, которые хорошо плавают или неплохо держатся на воде, не понимают, как можно утонуть у самого берега. Услышав сводки новостей в сезон отпусков о туристах, «погибших возле берега», они думают, что жертвы либо не умели плавать, либо находились в состоянии алкогольного опьянения. Но причина совсем в другом.

Речь идет об очень опасном, но малоизвестном явлении – отбойных течениях, которые часто еще называют «тягунами» и «рипами» (англ. – rip current). Они есть во всех уголках планеты – и в Мексиканском заливе, и на Черном море, и на острове Бали. С ними могут не справиться не только обычные люди, но и первоклассные пловцы, потому что просто не знают, как себя вести.

Все происходит неожиданно: вот вы плыли от берега, потом повернули назад, но ничего не получается… Вы плывете изо всех сил, но остаетесь на одном месте или даже удаляетесь еще дальше. Все попытки безуспешны, силы на исходе и вы близки к панике…

Для начала важно понимать принцип действия рипа. Это тип морских и океанических течений, направленных под прямым углом к берегу и образующихся в процессе отхождения потока прилившей воды в сторону моря.

Самыми опасными считаются отбойные течения в мелководных морях с пологим берегом, который обрамляют песчаные отмели, косы и островки (Азовское море и т. п.). В этих местах во время отлива возвращению массы воды в море препятствуют песчаные косы. Давление воды на узкий пролив, соединяющий море с лиманом, многократно возрастает. В итоге образуется быстрый поток, по которому вода движется со скоростью 2,5–3,0 м/с.

Схематически это выглядит так:
обратное течение в сторону моря идет перпендикулярно берегу:

Эти «коридоры» появляются в разных местах у самого берега во время приливов. Волны накатываются и приносят водную массу, а затем с разной скоростью уходят в море или океан, образуя при этом обратное течение.
Обычно коридор рипа узкий: 2-3 метра со скоростью течения 4-5 км/ч. Это неопасно. Однако могут возникать отбойные течения шириной до 50 метров и длиной до 200-400 метров, со скоростью до 15 км/ч! Рипы такой длины нечастые, но все-таки бывают.
Как же определить это течение, чтобы в него не попасть? Обращайте внимание на следующие опознавательные знаки:
1 Видимый канал бурлящей воды, перпендикулярный берегу.
2 В прибрежной зоне имеются участки с другим оттенком воды: например, вокруг все светло-голубое или зеленоватое, а какая-то зона белая.
3 Участок пены, какой-то морской растительности, пузырей, который устойчиво движется от берега в открытое море.
4 В сплошной полосе приливных волн имеется 5–10-метровый разрыв.

Если вы видите что-то из описанного, считайте, что вам повезло, и просто не ходите плавать в это место. Но не стоит забывать, что 80% опасных спонтанно возникающих рипов никак визуально себя не проявляют.

Отбойные течения возникают у берега. То есть, даже если вы стоите в воде по пояс, а тем более по грудь, вас может подхватить рип и понести в море. А ведь как раз те, кто не умеют плавать, так и делают - просто стоят в воде и наслаждаются.
Поэтому не купайтесь в одиночку и не игнорируйте красные флаги и знаки на пляже.

Самый важный момент: Как себя вести тем, кто попал в такое течение?

Правила поведения в отбойном течении:
1. Преодолейте панику! Возьмите себя в руки, ведь люди, знающие правила поведения в рипе, спасаются в 99% случаев.

2. Берегите силы! Не нужно изо всех сил грести против течения, теряя запасы энергии. Плыть нужно не к берегу, а в сторону, параллельно пляжу. Если рип узкий (до 5 метров), вы очень быстро из него выберетесь.

3. Анализируйте! Если вы гребете по правилам – в сторону, а выбраться не удается, значит рип широкий (от 20 метров и больше). Тогда сразу прекращаем тратить силы и паниковать! Обратное течение обычно недолгое и уже через 3–4 минуты оно прекратится. После этого отплывите на 50–100 метров в сторону, а уже потом возвращайтесь с передышками на берег.

Важно учесть и помнить следующее:

1. Рип не утащит вас на дно.
Это не водоворот и не воронка. Чаще всего отбойные течения коротки и с большой скоростью движется только верхний слой воды, который тащит от берега вдоль поверхности, но не на глубину!

2. Рип не особо широкий.
Его ширина не превышает 50 метров. А в большинстве случаев составляет всего 10–20 метров. В результате, проплыв вдоль берега буквально 20–30 метров, вы заметите, что выплыли из рипа.

3. Длина рипа ограничена.
Течение довольно быстро ослабевает, «тягун» теряет свою силу там, где волны достигают пика и начинают разбиваться. На серферском сленге это место называется «лайн ап» (line up). Как раз в нем собираются все серферы, готовящиеся покорять приходящие волны. Обычно он расположен не далее, чем в 100 метрах от берега.

Многие люди, которые хорошо плавают или неплохо держатся на воде, не понимают, как можно утонуть у самого берега. Услышав сводки новостей в сезон отпусков о туристах, «погибших возле берега», они думают, что жертвы либо не умели плавать, либо находились в состоянии алкогольного опьянения. Но причина совсем в другом.

Речь идет об очень опасном, но малоизвестном явлении – отбойных течениях, которые часто еще называют «тягунами» и «рипами» (англ. – rip current). Они есть во всех уголках планеты – и в Мексиканском заливе , и на Черном море, и на острове Бали. С ними могут не справиться не только обычные люди, но и первоклассные пловцы, потому что просто не знают, как себя вести.

Все происходит неожиданно: вот вы плыли от берега, потом повернули назад, но ничего не получается… Вы плывете изо всех сил, но остаетесь на одном месте или даже удаляетесь еще дальше. Все попытки безуспешны, силы на исходе и вы близки к панике…

Для начала важно понимать принцип действия рипа . Это тип морских и океанических течений, направленных под прямым углом к берегу и образующихся в процессе отхождения потока прилившей воды в сторону моря.

Самыми опасными считаются отбойные течения в мелководных морях с пологим берегом, который обрамляют песчаные отмели, косы и островки (Азовское море и т. п.). В этих местах во время отлива возвращению массы воды в море препятствуют песчаные косы. Давление воды на узкий пролив, соединяющий море с лиманом, многократно возрастает. В итоге образуется быстрый поток, по которому вода движется со скоростью 2,5–3,0 м/с.

Схематически это выглядит так:

обратное течение в сторону моря идет перпендикулярно берегу:

Эти «коридоры» появляются в разных местах у самого берега во время приливов. Волны накатываются и приносят водную массу, а затем с разной скоростью уходят в море или океан, образуя при этом обратное течение.



Обычно коридор рипа узкий: 2-3 метра со скоростью течения 4-5 км/ч. Это неопасно. Однако могут возникать отбойные течения шириной до 50 метров и длиной до 200-400 метров, со скоростью до 15 км/ч! Рипы такой длины нечастые, но все-таки бывают.



Как же определить это течение, чтобы в него не попасть? Обращайте внимание на следующие опознавательные знаки:

1. Видимый канал бурлящей воды, перпендикулярный берегу.

2. В прибрежной зоне имеются участки с другим оттенком воды: например, вокруг все светло-голубое или зеленоватое, а какая-то зона белая.

3. Участок пены, какой-то морской растительности, пузырей, который устойчиво движется от берега в открытое море.

4. В сплошной полосе приливных волн имеется 5–10-метровый разрыв.

Если вы видите что-то из описанного, считайте, что вам повезло, и просто не ходите плавать в это место. Но не стоит забывать, что 80% опасных спонтанно возникающих рипов никак визуально себя не проявляют.

Отбойные течения возникают у берега. То есть, даже если вы стоите в воде по пояс, а тем более по грудь, вас может подхватить рип и понести в море. А ведь как раз те, кто не умеют плавать, так и делают - просто стоят в воде и наслаждаются.

Поэтому не купайтесь в одиночку и не игнорируйте красные флаги и знаки на пляже.



Самый важный момент: Как себя вести тем, кто попал в такое течение?

Правила поведения в отбойном течении:


1. Преодолейте панику! Возьмите себя в руки, ведь люди, знающие правила поведения в рипе, спасаются в 99% случаев.

2. Берегите силы! Не нужно изо всех сил грести против течения, теряя запасы энергии. Плыть нужно не к берегу, а в сторону, параллельно пляжу. Если рип узкий (до 5 метров), вы очень быстро из него выберетесь.

3. Анализируйте! Если вы гребете по правилам – в сторону, а выбраться не удается, значит рип широкий (от 20 метров и больше). Тогда сразу прекращаем тратить силы и паниковать! Обратное течение обычно недолгое и уже через 3–4 минуты оно прекратится. После этого отплывите на 50–100 метров в сторону, а уже потом возвращайтесь с передышками на берег.

Важно учесть и помнить следующее:

1. Рип не утащит вас на дно.

Это не водоворот и не воронка. Чаще всего отбойные течения коротки и с большой скоростью движется только верхний слой воды, который тащит от берега вдоль поверхности, но не на глубину!

2. Рип не особо широкий.

Его ширина не превышает 50 метров. А в большинстве случаев составляет всего 10–20 метров. В результате, проплыв вдоль берега буквально 20–30 метров, вы заметите, что выплыли из рипа.

3. Длина рипа ограничена.

Течение довольно быстро ослабевает, «тягун» теряет свою силу там, где волны достигают пика и начинают разбиваться. На серферском сленге это место называется «лайн ап» (line up). Как раз в нем собираются все серферы, готовящиеся покорять приходящие волны. Обычно он расположен не далее, чем в 100 метрах от берега.

Очень наглядно показано действие отбойного течения на видео ниже:

Уточним терминологию.

Это необходимо для понимания природы разрывного течения или тягуна.

В интернете это явление называется по-разному: разрывное течение , отбойное течение, отливное течение, обратное течение, тягун .

Эта путаница, отчасти, вызвана описанием разрывного течения в Википедии и лишний раз подтверждает то, что Википедия знает не все, а то что знает не всегда знает правильно.

В статье этого интернет-издания разрывное течение называется и отбойным течением и тягуном и отбойной волной. Связывается оно, также, с явлением отлива, хотя во внутренних морях прилив и отлив, практически, не заметны и не могут быть причиной возникновения разрывного течения.

К этой путанице приложили руку и средства массовой информации, так как, именно, они имеют возможность тиражировать всякие глупости и собственную некомпетентность. Во всяком случае, часто, именно из них мы узнаем об отбойных течениях у пляжей.

На самом деле, явление которое в интернете и СМИ так лихо и по-молодецки называют как кому вздумается является разрывным течением . И в этом мы убедимся ниже.

А отбойное течение это не то-же, что и разрывное течение. Морским словарем оно определяется как течение возникающее при разливе реки. Или, в других словарях, так называется течение изменившее направление при отражении от берега на крутом повороте реки.

Гасит волну, создавая разрыв в линии прибоя. Видимо, по этой причине и возник этот термин.

Название — тягун , по отношению к разрывному течению, широко применяется на Черном море. Его нам приходилось слышать с самого детства. Оно имеет право на существование, хотя обозначает и другие понятия.

Что такое разрывное течение или тягун.

На женских и туристических сайтах разрывное течение или тягун называют «смертоносным» и «загадочным». Но ничего загадочного в нем нет. И в этом несложно убедиться.

Разрывное течение Научно-техническим энциклопедическим словарем и другими словарями определяется как течение поверхностное и недолговечное, направленное от берега в море под прямым углом. Оно образуется за счет нагромождения волнами и ветром значительных масс воды вдоль берега и в бухтах. Является компенсационным, так как компенсирует это самое нагромождение водных масс.

То-же самое определяют Словарь по географии и Геологический толковый словарь.

Возникает оно, когда вода, нагроможденная (очень точное выражение — именно нагроможденная) волнами и ветром у берега, на прибрежной отмели, возвращается в море образовывая разрыв в линии прибоя. Происходит разрыв в наиболее подходящем для этого месте. Это может быть наиболее слабый участок прибоя, подходящее русло в дне, или русло вымытое, в момент образования течения, в песчаном дне прибрежной отмели.

В английском языке разрывное течение определяется термином — rip current (rip — разрыв, разрез), тогда как отливное течение определяется терминами — ebb current или ebb stream, к примеру.

Понятно, что чем сильнее прибой и обширней прибрежная отмель, тем выше вероятность возникновения и сила разрывного течения.

Признаки разрывного течения или тягуна.

  • Разрывное течение может быть обозначено полосой пены, которая возникает когда его струя устремляется в море и гасит встречную волну прибоя.
  • При движение оно может поднимать со дна песок или глину. Тогда струя его будет выглядеть светлей окружающих вод.
  • Гася волну прибоя, разрывное течение создает разрыв в полосе прибоя, что тоже заметно.
  • Разрывное течение может иметь постоянное русло в прибрежной отмели. Тогда вода в нем, из-за глубины, может выглядеть темнее.

Но признаки эти не всегда хорошо выражены и риск попасть в разрывное течения, при значительном волнении на море, существует всегда.

Поэтому и необходимо знать как бороться с разрывным течением, или тягуном.

Опасность разрывного течения или тягуна.

Для людей не знакомых с разрывным течением оно может представлять значительную опасность и является одной из основных причин гибели людей при купании в море.

Опасность разрывного течения состоит в том, что человек, попавший в него, может быть отнесен в море. Обычно, недалеко от берега. Но он может утонуть если не умеет плавать или поддастся панике и растратит силы.

Но, бывает, что опасность разрывного течения усугубляется появлением направленного вдоль берега прибрежного течения. Оно возникает когда волны накатываются на берег под углом.

Волны прибоя, при этом, буквально, закручиваются в рулон и масса вод несется вдоль берега. Такое течение может иметь большую скорость.

Прибрежное и разрывное течения накладываются друг на друга. Тягун может ощущаться у дна ногами стоящих на прибрежной отмели людей.

В таком хаосе волн и течений человек может быть отнесен в море по непредсказуемой траектории и утонуть.

Натолкнувшись на мыс или отмель, прибрежное течение может изменить направление в сторону моря.

В этом случае оно приобретает все признаки отбойного течения и еще больше усугубляет опасность.

Как бороться с разрывным течением или тягуном.

Разрывное течение кратковременное. Оно прекращается как только вода, прорвавшись через линию прибоя, приобретает уровень окружающих вод. Ширина его — от 5 до 10 метров и редко достигает 50 метров. Длина, тоже, небольшая — 45-50 метров, в редких случаях — 90 метров.

Прежде всего, попав в разрывное течение, не надо впадать в панику и лихорадочно грести против течения в сторону берега. Вы потеряете силы, не сможете противостоять волнам и вернуться к берегу.

Надо помнить, что разрывное течение является поверхностным. То есть, оно не затянет вас на дно. А когда сила его угаснет вы, сохранив силы, спокойно вернетесь к берегу.

Более того, из-за небольшой его ширины вы спокойно, экономя силы и плывя параллельно берегу поперек течения, сможете покинуть струю течения. После выхода из струи разрывного течения можно плыть в сторону берега.

На оборудованных пляжах места где может возникнуть тягун или разрывное течение могут обозначаться флажками или предупреждающими надписями.

Полезно, по этому поводу, расспросить местных жителей. Они могут сообщить где возможно возникновение разрывного течения, особенно если оно возникает постоянно в одних и тех-же местах.

Особый случай, если вы не умеете плавать. Тогда вы можете утонуть как только перестанете ощущать ногами дно. А при значительном волнении и возникновении разрывного течения это может случиться в любой момент.

Учитесь плавать или не купайтесь при волнении на море.

И самое главное — при волнении на море надо следить за детьми. Понятно что может произойти если ребенок попадет даже в небольшое разрывное течение или тягун .

Обратное течение (отбойное течение, волна тягун) - прибрежное течение, которое может возникать в морских и океанических водах. Обратное течение (отбойное течение, волна тягун) образуется во время отлива и бывает причиной крайне неприятных для человека ситуаций на воде. В Муйне Обратное течение (отбойное течение, волна тягун) несильное, в отличие, например, от острова Бали, тем не менее, иногда оно приводит к несчастным случаям.

Обратное течение (отбойное течение, волна тягун): как его увидеть

Сильное обратное течение (отбойное течение, волна тягун) затягивает человека сначала немного под воду, и далее уносит его в море, от берега.

Визуально определить обратное течение можно по нескольким признакам. Это может быть измененный цвет воды неподалеку от берега, перпендикулярная суше полоска бурлящей воды или напротив узкая полоса без волн на фоне бушующего моря. Обратное течение можно увидеть, когда пена, пузыри и морская растительность, собравшись в один участок, устойчиво движутся к открытому морю.

Обратное течение (отбойное течение, волна тягун): если вас уносит в море

Если вы попали в обратное течение (отбойное течение, волна тягун), не стоит тратить энергию и пытаться грести напролом. Вы лишь израсходуете свои силы, оставаясь на месте. Отбойное течение - это короткий процесс, помните об этом. С большой скоростью движется только верхний слой воды. Он не накрывает объекты на поверхности, а поддерживает их. Именно поэтому ни в коем случае не следует сопротивляться отбойному течению. По мере удаления от берега оно постепенно будет ослабевать. Какое-то время нужно будет плыть параллельно береговой линии. А затем вернуться к берегу под другим углом, так чтобы течение больше не ощущалось. Не желательно плыть к берегу сразу, как только перестанет чувствоваться обратное течение. К берегу оно может становится шире и есть шанс снова попасть в эту зону. Лучше отплыть от потока подальше и лишь затем поворачивать в сторону суши.

Обратное течение (отбойное течение, волна тягун): если вы оказались под водой

Если вы оказались затянутым под воду обратным течением (отбойным течением, тягуном) или вас накрыло волной, расслабьтесь на несколько секунд, море «выплюнет» вас очень быстро, не паникуйте, иначе рискуете захлебнуться. В панике люди часто начинают бессмысленно дергаться, воздух заканчивается, борьба со стихией не помогает, ведь силы здесь не равны и часто побеждает море. Поэтому просто запомните, что затянуло вас очень ненадолго.

Безопасность на море: превентивные меры (избегаем опасности заранее)

  • Если вы не очень хороший пловец или же просто боитесь водной стихии и впадаете в панику при возникновении экстремальных ситуаций, избегайте купания в море при больших волнах. У каждого отеля есть бассейн, в котором можно поплавать в неблагоприятные для морского купания дни.
  • Дети обожают плескаться в волнах и могут кататься на боди-борде весь день напролет. Но не стоит оставлять их одних. Следите за своим чадами, не выпускайте их из виду, а лучше всего купайтесь вместе с ними.
  • Помните о том, что безопасность на море в ваших руках. Соблюдая элементарные правила и зная о том, как вести себя, попав в обратное течение (отбойное течение, волна тягун) вы не окажетесь в непредвиденных ситуациях и сохраните жизнь себе и своим родным.
  • Ни в коем случае не купайтесь пьяными и не купайтесь в ночное время в одиночку. К сожалению, тонут не только не умеющие плавать!

Будьте внимательны и помните об информации этой статьи. Хорошего вам отдыха!

Главное течение, наблюдаемое в Черном море , называется «основным черноморским течением». Оно распространяется вдоль всех берегов по периметру моря, направлено против часовой стрелки и сворачивается в два вихревых потока, именуемые кольцами. Эти кольца, напоминающие гигантские очки и фамилия ученого-гидролога, впервые заметившего и описавшего их, дали название этому явлению – «Очки Книповича ».

Основой направленности движения черноморского течения является ускорение, получаемое морской водой вследствие вращения планеты. Физики называют этот эффект «Кориолисовой силой». Кроме космических сил, на движение поверхностных вод на карте Черного моря оказывает влияние и сила ветра. Этим объясняется изменчивость основного черноморского течения: иногда оно еле заметно на фоне других, менее масштабных течений, а бывает, что его скорость достигает одного метра в секунду .

В прибрежных зонах Черного моря наблюдаются антициклонические круговороты – вихревые потоки, направленные противоположно основному течению. Наиболее заметны они у берегов Кавказа и Анатолии. На этих участках Черного моря направление вдольбереговых течений обычно определяется направлением преобладающего ветра и может меняться несколько раз в сутки.

Отдыхающим на Черном море стоит знать о существовании такого вида локальных черноморских течений, как «тягун ». Чаще всего это течение образуется во время шторма у песчаных пологих берегов. Вода, набегающая на берег, возвращается обратно не равномерно, а струями по стихийно образовавшимся в песчаном дне руслам. Попасть в струю тягуна опасно: даже опытного пловца, несмотря на все его усилия, может унести в открытое море далеко от берега. Чтобы выбраться из тягуна, нужно плыть к берегу не прямо перпендикулярно, а под углом , чтобы уменьшить встречное сопротивление отступающей воды.

Разновидность тягуна «в действии» можно увидеть в черноморских портах. Время от времени суда, пришвартованные к причалу, начинают движение вдоль берега , словно управляемые огромной природной силой. Иногда это движение бывает таким мощным, что металлические швартовые концы не выдерживают давления, и кораблям не остается другого выхода, как прекратить погрузочные работы и ложиться на рейд подальше от берега.

Природа возникновения «портового» тягуна отличается от тягуна, возникающего во время шторма. Его вызывают особые, незаметные невооруженному глазу волны, подходящие к воротам порта. Их называют длинно-периодными – период колебаний, создаваемый ими, намного длиннее периодов колебаний обычных волн.

Изучением природы данного явления занимаются ученые нашей страны и за рубежом. Результатом их работы становятся научно-практические рекомендации по правильной швартовке кораблей во время «тягунов» и советы по проектированию безопасных портов, способных гасить «злую» энергию длинно-периодных волн.