Самуил маршак откуда стол пришел. Ознакомление с художественной литературой. Чтение С. Я. Маршак «Откуда стол пришёл

Екатерина Неустроева
Ознакомление с художественной литературой. Чтение С. Я. Маршак «Откуда стол пришёл»

Цель : учить детей осознавать тему и содержание произведения.

Программное содержание : учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Продолжать развивать связную речь, логическое мышление.

Обогащать словарь детей за счёт слов, встречающихся в стихотворении.

Воспитывать бережное отношение к лесу; умение слушать друг друга.

Предварительная работа : экскурсия в лес, беседа о лесе, дидактическая игра «Профессии» .

Материал : портрет С. Я. Маршака , картинный план, кукольный столик , чёрный ящик, мяч.

Ход занятия:

На столе стоит укрытый кукольный столик .

Воспитатель : ребята, как вы думаете, что там может быть? (дети отгадывают) .

Послушайте загадку и тогда узнаете, что же там находится.

Воспитатель загадывает загадку :

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг посадил. (стол )

Дети отгадывают

Воспитатель открывает укрытый столик .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, откуда у нас взялся столик ?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель : А вы хотите узнать, откуда стол пришёл ?

Воспитатель показывает портрет С. Я. Маршака .

С. Я. Маршак расскажет в своем стихотворении «Откуда стол пришел » .

Слушайте внимательно, а затем я вас спрошу.

Воспитатель объявляет : Самуил Яковлевич Маршак «Откуда стол пришел » .

Чтение произведения .

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста :

1. Ребята, так откуда же стол пришел ? (из леса)

2. Когда много деревьев, ёлок, как можно назвать одним словом? (лес, чаща, бор, глушь) . А что такое глушь? (глухое место, т. е. заросшее, запущенное) .

3. Из чего сделан стол ? (из дерева) .

В стихотворении говорится : «Сочилась из его ствола прозрачная смола» . Как вы думаете, что такое смола? Смола- густой древесный сок хвойных деревьев.

4. Кто изготавливает стол , мебель? Как называется эта профессия? (Столяр ) .

Ребята, а сейчас все встанем и представим, как стол становится домашним жителем.

Воспитатель проводит физминутку.

Сначала пилим дерево,

А можно и рубить.

Пропускаем доски,

Сколачиваем стол .

У стола четыре ножки ,

Сверху крышка,

Как ладошка.

Чтобы стол к нам пришел , что было сначала, а что потом?

Воспитатель предлагает поиграть в игру : «Что сначала, что потом» .

Раскладывает картинки в определенном порядке :

Дерево – бревно – доски - стол .

Воспитатель убирает картинки и предлагает детям расставить картинки в определенном порядке.

Дети выполняют задание.

Ребята, откуда стол начинает свой путь .

От леса, из леса выбираются нужные деревья, у дерева обрубают сучья, получается бревно. Эти бревна везут на лесовозах в лесопилку. Там распиливают доски. Эти доски везут в столярную мастерскую , а столяры из этих досок изготавливают стол и другую мебель , а затем эта мебель поступает в мебельные магазины.

А сейчас поиграем в игру «Целое и часть» (с мячом)

Я – стол , а ты. (ножки, столешница .)

Я - дерево, а ты. (ствол, ветки, листья, корни.)

Я – лес, а ты. (дерево.)

Ребята, а можно деревья так просто пилить и рубить? (Нет) .

Лес нужно беречь, чтобы его вырастить требуется много времени. Без леса погибнут птицы и животные, и люди.

Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

Конспект

Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Откуда стол пришел?»

Воспитатель: Кыркалова М.Т.

г. Петропавловск – Камчатский

2016 г.

Тема: «Откуда стол пришёл?»

Цели:

Образовательная: уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели; уточнение её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания детей о процессе изготовления мебели, о её назначении, о различных её видах, развитие навыка связного высказывания.

Развивающая: развитие внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением..

Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: 9 картин крупного формата по теме; наглядное пособие: предметные картинки по теме (16 шт.), разрезные картинки (4шт); книги с иллюстрациями - С.Я. Маршак «Откуда стол пришёл?»; В. Маяковский «Кем быть?».

Словарная работа :

Обогащение словаря (познакомить с названием лесоруб, лесовоз, лесопильный завод, мебельная фабрика, столяр, станок, стол – верстак) уточнить понимание слов; учить подбирать признаки (жесткий, деревянный, металлический, кожаный, удобный и т.д.)

Предварительная работа: чтение художественной литературы – С.Я. Маршак «Откуда стол пришёл?», В. Маяковский «Кем быть?» К.Чуковский. Игры и задания: «Назови картинки», «Один - много», «Узнай по описанию», «Чей, чья?», «Скажи ласково», «Обводим контур и раскрашиваем», «Загадки и отгадки», дидактическая игра «Прятки», рисование предметов мебели (шкаф), лепка (диван), конструирование (кровать)

Методические приёмы и методы.

Методы:

-наглядные показ предметов, картин, иллюстраций, показ образца.

-словесные беседа, пояснение, вопросы).

-игровые (дидактические игры, подвижные игры)

Приёмы:

-игровые приёмы загадки, сюрпризные моменты, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением основных заданий)

Ход занятия

Действия воспитателя

Действия детей

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем об очень важных в нашей жизни вещах. Что-то вы уже знаете о них, а что-то будет для вас новым.

Мы с вами отправимся в недалёкое путешествие, и чтобы всё прошло успешно, что нам нужно взять с собой?

Дети приветствуют гостей, отвечают воспитателю на вопрос: тишину, внимание, зрение, память, старательность, слух аккуратность, дисциплину и т.д.

2. Введение в тему

Дети, тот кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить её магнитом на доску.

1. С ногами, а не ходит, со спинкой, а не лежит…(стул)

2. Если ты захочешь спать, в спальне ждёт тебя …(кровать)

3. Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на…(табуретке)

4. Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване)

5. Смастерил вчера Николка для своих игрушек…(полку)

6. Свитер, кофту, тёплый шарф, аккуратно сложим в…(шкаф)

7. С пирогами чай попьём, за обеденным…(столом)

Дети, какие бывают столы (обеденный, кухонный, письменный, журнальный, железный, пластмассовый, стеклянный, деревянный).

Дети отгадывают загадки.

3. Беседа по теме

Как назвать эти предметы одним словом? (Мебель)

Дети, нам нужна мебель, можем мы без неё обойтись? Сегодня я вам расскажу, как изготавливают мебель, из чего её делают.

Садитесь вы за стол,

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришёл?

Вот этот стол - сосновый стол

К нам из лесу пришёл,

Пришёл он из глуши лесной

Он сам когда-то был сосной.

а) А в лес пришли лесорубы и стали пилить деревья. Она спиливают деревья, отпиливают верхушки, обрубают ветки. И дерево превращается в бревно, похожее на огромный не заточенный карандаш.

Для изготовления мебели требуется очень много деревьев, поэтому чтобы не губить природу, люди сажают новые молодые деревца, чтобы восстановить природный баланс.

б) Брёвна грузят на специальные машины, которые называются лесовоз (воспитатель показывает имитированную связку брёвен) , и отвозят на лесопильный завод. А там специальными машинами распиливают брёвна на доски. (Воспитатель показывает необработанные доски) Доски шершавые, шероховатые, из таких досок ничего нельзя сделать. Опасно для жизни, можно пораниться или посадить занозу.

в) Поэтому с лесопильного завода доски отвозят на мебельную фабрику, где есть специальные станки (стол-верстак) на котором доски обстругивают электрическими рубанками и доски становятся гладкими. И затем из этих гладких досок столяры изготавливают мебель. Вот такой стол, какой у нас в группе. Нарезают детали стола: ножки, столешница, всё скрепляется клеем и шурупами. Получаются красивые, крепкие столы (обеденные, письменные, журнальные) и уже с мебельной фабрики готовая продукция отправляется в мебельный магазин.

Как вы думаете, такой стол захочет вернуться обратно в лес?

Нет, в лес он больше не пойдёт,

Он с нами будет жить,

День изо дня, из года в год

Он будет нам служить.

А чтобы мебель долго служила, как с ней надо обращаться? (Беречь ее, мыть, протирать, накрывать, не ломать)

Дети рассматривают картинку с изображением срубленных деревьев, лесорубов, лесопильных заводов, мебельной фабрики, и т.д.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают и прикасаются к связке.

Дети рассматривают доску, и ощупывают её.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

4.Физкультминутка

А сейчас мы с вами немного отдохнём.

Мы ребята-мастера

Стул сломали мы вчера

Молотком тук-тук стучали

Гвозди долго забивали

Получилось как-то криво,

Отпилили мы красиво

Зачищали шкуркой долго,

Покрывали лаком стойким

Всех узором украшали

Мастера смотреть позвали.

Дети выполняют физкультминутку.

5. Дидактическая игра «Собери картинку».

На столе конверты с разрезными картинками.

Воспитатель: Дети, в конвертах лежат разные картинки, ваша задача, сложить части картинок в одно целое. Когда картинка будет готова, один из вас ответит на такой вопрос: «Что это? Из каких частей состоит?»

Второй говорит для чего нужна эта мебель?

А прежде чем приступить к этому заданию сделаем пальчиковую гимнастику. Мама, мама,

Что, что, что?

Гости едут.

Здравствуйте, здравствуйте.

Чмок, чмок, чмок.

Дети садятся на свои места. Выполняют задание воспитателя.

После выполнения задания, дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

6. П/ игра «Подбери парочку»

Каждый ребёнок получает карточку с изображением мебели. Должен найти себе парочку и объяснить, почему они парочка.

Дети выполняют задание, и объясняют почему они парочка.

7. Итог занятия

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Как дерево превратилось в мебель. Сколько усилий и труда прикладывает человек для изготовления мебели.

Дети отвечают на вопросы, что они говорили о мебели, попытались рассказать как дерево превратилось в мебель и т.д.

Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной.
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол -
К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной -
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.

У нас под ним - паркетный пол,
А там была земля.
Он много лет в лесу провел,
Ветвями шевеля.

Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей норе
До первых вешних дней.

Видал он белку, этот стол.
Она карабкалась на ствол,
Царапая кору.

Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат,
Проснувшись поутру.

Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он - и упал…

И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.

Он вышел из рабочих рук,
Устойчив и широк.
Где был на нем рогатый сук,
Виднеется глазок.

Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.

Медведь бы в логово залез,
Лису объял бы страх,
Когда бы стол явился в лес
На четырех ногах!..

Но в лес он больше не пойдет -
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.

Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером - читать.