Скульптурная группа укротители коней на аничковом мосту. Кони клодта в московской городской среде - наводы

Гениальный скульптор Клодт Петр Карлович с детства собирался стать военным. А выбрал творчество. И начал учиться без наставников. А еще, по воле обстоятельств, он стал первоклассным литейщиком. Именно он дал толчок развитию этого искусства.

Он же сделал отечественную анималистику самодостаточной дисциплиной…

Семья потомственных военных

Петр Карлович Клодт, биография которого будет поведана читателю в статье, появился на свет в Петербурге в 1805-м. Семейство Клодтов состояло в основном из потомственных военных. Эта фамилия была весьма небогатой, зато родовитой. Так, прапрадед скульптора принимал участие в Северной войне и считался одним из известных деятелей тех баталий. Папа Петра также был военным. Он сражался против полчищ Бонапарта во время Отечественной войны 1812-го и был боевым генералом. Его портрет до сих пор находится в галерее Эрмитажа.

Когда Петр родился, его отец получил новую должность и возглавил штаб Отдельного Сибирского корпуса. Поэтому детство и юность будущего скульптура прошли в Омске.

Именно в этом сибирском городе у него проявилась тяга к рисованию, лепке и резьбе. Когда ему было двенадцать, он уже вырезал из дерева лошадей. В этих животных он видел ни с чем не сравнимое очарование.

По большому счету это увлечение перешло юному Петру от его отца. Тот высылал ему из армии бумажных лошадок, которые были вырезаны из игральных карт. После этого при малейшей возможности будущий скульптор всегда старался рисовать и вырезать этих животных.

В 1822-м глава семейства скончался, и его родственники сразу же решили вернуться в Северную столицу.

Военная служба

Поскольку предки юного Клодта были военными, семнадцатилетний Петр решил поступать в артиллерийское училище. Честно говоря, об этом периоде жизни крайне мало. Ему было семнадцать, когда он стал юнкером. Затем, через несколько лет, его произвели в прапорщики.

В эти же времена, когда у него оставалось свободное время, он изучал лошадей - наблюдал за их поведением, повадками, позами… Одним словом, он постигал этих животных как субъекты художественного творчества. У него не было другого наставника, кроме натуры. Также он продолжал заниматься своим любимым увлечением - рисовал или вырезал фигурки.

В 1827-м Клодт, уже подпоручик, по причине болезни бросил службу. С этого момента он сосредоточился только на своем творчестве.

Вольнослушатель академии

На протяжении двух лет бывший офицер занимался скульптурой самостоятельно. Он, как и раньше, работал с натуры, копировал античные и современные произведения искусства. Однажды кто-то из венценосных особ преподнес великому императору Николаю I фигурку всадника из дерева. Поскольку самодержец очень любил такие «игрушки», он приказал найти даровитого автора. В результате Петр Клодт оказался в Зимнем дворце и после аудиенции с императором стал вольнослушателем Академии художеств. Также он начал получать и денежное пособие. Это был 1829-й.

С этого времени скульптор полностью отдал себе искусству. Он начал слушать лекции, знакомился с новыми творческими людьми, копировал скульптуры во дворцах и музеях и продолжал вырезать фигурки лошадей с гусарами. Между прочим, в 30-х эти его «игрушки» шли буквально нарасхват. Известно, что подобная деревянная статуэтка Клодта украшала в свое время письменный стол самой императрицы. Одним словом, талант и упорство скульптора неминуемо принесли реальные плоды. Причем даже ранее, чем ожидал сам молодой творец.

Что касается преподавателей Академии, то они одобряли его работы, всячески помогая ему добиться успеха. Но непосредственным наставником молодого слушателя был ректор заведения И. Мартос. Именно он ввел его в свой дом…

Женитьба на племяннице ректора

В действительности, Петр Клодт, биография которого насыщенна интересными событиями, стал частым гостем в доме Мартоса. Через некоторое время он даже хотел жениться на дочери ректора. Но этого не случилось. Зато он начал любезничать с его племянницей. Иулиания Спиридонова - так ее звали. Впоследствии она стал верной любящей супругой и хозяйкой дома. Их свадьба состоялась в 1832-м.

Через три года у семейства Клодтов появился наследник - Михаил. Спустя десятилетия он стал весьма известным художником и периодически работал за границей.

Первый правительственный заказ

После свадьбы Петр Клодт (скульптор) получил первый правительственный заказ. Речь идет о скульптурном оформлении Нарвских ворот, что в Северной столице. Компанию ему составили опытные творческие личности, такие как В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Несмотря на то что молодой скульптор совершенно не имел опыта в монументальных работах, ему удалось с блеском выйти победителем. Когда на аттике арки уже была установлена его шестерка коней, которые несут колесницу богини славы, Клодт (скульптор, творец этого шедевра) получил не только покровительство российского самодержца, но и всемирную славу.

Кроме того, после такого триумфа 28-летний творец-самоучка стал академиком Академии художеств. Также он стал профессором скульптуры, и, кроме жалованья, он начал получать ежегодную солидную пенсию. А еще ему дали просторную квартиру и мастерскую…

От Адмиралтейского бульвара до Аничкова моста

Когда Клодт работал над оформлением ему поступил очередной заказ от правительства. Он должен создать две скульптурные группы. По замыслу, они украшали бы пристань Адмиралтейского бульвара. Название им - «Укрощение коня».

Петр Клодт смог изготовить модели для этого проекта и доставил их в Академию для обсуждения. Академики были более чем удовлетворены работой талантливого скульптора, и было принято решение выполнить этот заказ в полном размере.

Но поскольку Клодт продолжал трудиться над композицией Нарвских ворот, пришлось выдержать паузу в работе над «укротителями». Через некоторое время, когда первый проект был завершен, скульптор вернулся к прежней композиции.

Однако теперь он предложил поставить скульптуры не на Адмиралтейском бульваре, а на Аничковом мосту.

Дело в том, что это сооружение изначально было деревянной переправой, потом - каменной. Мост был надежен, но очень узок для большой столицы. Николай I сам понимал, что требуется реконструкция. И в таком случае клодтовские «Укротители коней» были бы тут к месту. Одним словом, такие работы придали бы мосту весьма современный вид. В результате перестройка сооружения стартовала в 1840-м.

Но еще до этого первая группа «укротителей» была уже готова, и литейщики ждали команду, чтобы отлить произведение искусства в бронзе. Но глава литейного двора Академии В. Екимов скоропостижно скончался, не оставив, к сожалению, своего преемника…

Литейщик

Без такого профессионального специалиста отливка была вообще невозможна. Но чтобы реализовать все-таки задуманное, Клодт решил сам руководить выполнением этих работ. Тем более навыкам литейного дела он был обучен, когда учился в военном училище и в Академии.

На тот момент он считался единственным скульптором, который в совершенстве овладел художественным литьем. Поэтому он получил предложение руководить всем литейным двором. Он, конечно, не отказался. Так впервые в истории искусства скульптор, который не имел соответствующего образования, начал возглавлять подобную мастерскую.

К 1841-му Клодт уже изготовил две бронзовые композиции и начал готовиться к отливке последней пары скульптур.

Ну а в конце ноября того же года открылся Аничков мост после реставрации. Готовые бронзовые группы находились на пьедесталах правого берега Фонтанки, а слева - гипсовые копии...

История с подарками

В 1842-м были сделаны отливки последней пары. Однако до Аничкова моста они не добрались. Дело в том, что Николай I вызвал скульптора. Он сообщил, что хочет прославить творения Клодта. А для этого он решил подарить уже отлитые королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV.

В результате Клодт отправился в Берлин. Бронзовый подарок был вручен прусскому монарху. После этого скульптуры установили около главных ворот императорского дворца. Вильгельм, правда, в долгу не остался. Он презентовал Клодту бриллиантовую табакерку и вручил ему престижный орден Красного Орла.

По возвращении в Петербург в очередной раз начал отливать «укротителей». Но и в этот раз эта пара не добралась до пункта назначения, так как на тот момент в Северной Пальмире с визитом находился правитель обеих Сицилий Фердинанд II. Российский самодержец продемонстрировал сицилийскому монарху творения Клодта. В результате Фердинанду понравилось, как их ваял Петр Клодт, и он попросил презентовать парочку ему. Так и случилось. Бронзовая пара скульптора находится в Неаполе, а гениального творца наградили очередным орденом.

Честно говоря, такие же копии находятся и в России. К примеру, в усадьбе Голицыных и в Петродворце.

Вершина творчества

Таким образом, с 1846-го художник в очередной раз отливал скульптуру и завершал всю композицию. Этот процесс, на поверку, длился четыре года. И в 1850-м гипсовые копии убрали с моста, и на их место установили бронзовые фигуры. Таким образом, Клодт (скульптор) Аничков мост окончательно завершил оформлять. Работы длились два десятилетия. А весь ансамбль принес мастеру невиданный успех.

Конечно, после «укротителей» Клодт создавал и иные скульптурные работы. Однако, по мнению ценителей искусства, «Аничковы кони» являются вершиной творчества художника.

70-метровый рельеф

П. Клодт (скульптор) продолжал работать над важнейшими императорскими заказами. Один из них - перестройка служебного дома Мраморного дворца. Так, по проекту предполагалось, что весь нижний этаж отдается для конюшен, а корпус, который выходит в сад, станет манежем. Соответственно, для украшения был создан 70-метровый рельеф, который назывался «Лошадь на службе человека». Автором был Клодт. В данной работе скульптор изобразил сцены приручения лошадей, дорожные и охотничьи картины, кавалерийские баталии…

Самое проникновенное произведение

Из иных скульптур мастера особняком стоит памятник Ивану Крылову. Напомним, известного баснописца не стало в 1844-м. Его смерть была воспринята как всенародное горе. На следующий год посредством периодических изданий было объявлено о добровольной подписке, связанной с установкой памятника Крылову. Через три года нужная сумма была собрана, и Академия художеств объявила соответствующий конкурс среди скульпторов. В результате победителем стал Клодт.

Первоначально он планировал выполнить заказ в античных традициях. Но в конце концов создал правдиво точный портретный образ.

По большому счету вся творческая жизнь художника прошла при самодержце, под его непосредственным покровительством. Поэтому кто мог оставить в бронзе память о нем? Только Клодт.

В результате за сооружение отвечал известный творец Александрийской колонны Монферран. А вот вылепить статую и отлить мог лишь Клодт.

В самом начале 1857-го была произведена закладка памятника, на следующий год мастер уже начал отливать бронзовую конную статую царя. К сожалению, в процессе отливки появилась трещина, и в результате ряд частей фигуры оказались не наполненными.

В 1859-м произошла вторичная отливка. На этот раз все прошло более чем успешно.

Однако, чтобы доставить статую из мастерской на место установки, пришлось проламывать одну из стен. Больше никаких проблем уже не было.

Ну а в июне того же года памятник императору был торжественно открыт. Это произведение стало не только истинным украшение площади Исаакия, но и шедевром мирового искусства.

Анатомия

Кроме непосредственной деятельности, Клодт Петр Карлович, скульптуры которого известны всему миру, разрабатывал учебные пособия для молодых дарований Академии. Так, еще в тридцатых он отлил из бронзы известное «Лежащее тело». Иными словами, это анатомия человека, которая была создана при участии одного из преподавателей анатомии. Немногим позднее мастер создал и «Анатомию лошади».

Скоропостижная кончина мастера

Гениального скульптора не стало осенью 1867-го. Скоропостижная смерть настигла его на собственной даче в Финляндии. Говорят, в последние минуты своей жизни скульптор Клодт (его работы признаны шедеврами), как всегда, вырезал фигурки.

Похоронили Клодта на лютеранском погосте, что в Северной столице. А в 1936-м прах мастера перенесли в Некрополь мастеров искусств. Тогда же установили новое надгробие.

На лютеранском кладбище остались практически все родственники скульптора, включая его супругу. К сожалению, все могилы Клодтов оказались непоправимо разрушенными...

Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.

Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался...

Вторая группа: наступил острый момент борьбы - конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе - укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.

Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в "назначенные академики", а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы "Укротителей" предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой "Укротители коней". По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.

Работа над скульптурой осложнялась тем, что в. 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году "Художественная газета" отмечала "совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство... За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику".

В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году - вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две - изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.

Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.

В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.

Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? Причем тут кони из Неаполя? Все это можно узнать из народных легенд и истории.

Лик на гениталиях

2. Говорят Клодту, автору этих скульптур, изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел мерзавца посягнувшего на его жену. Что было положено делать в те годы? Вызвать на дуэль и убить! Но скульптор оказался тем еще проказником или как теперь говорят троллем 80 уровня, а может банальным трусом. Поэтому взял и просто увековечил этого мерзавца в скульптуре. Точнее, в ее одной части. Да ладно вам, буду еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту! Теперь уже точно сложно сказать соответствует ли образ любовнику его жены, потому что существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь батюшка. Сейчас никто уже не скажет вам точно, а вот тогда в тысяча восемьсот сороковые скульптор доверенному кругу лиц эту тайну посвятил, взяв с них слово, что более никому ни-ни. Думаю эти люди весь XIX век ходили по мосту, загадочно улыбались и глупо хихикали.

фото с сайта http://yaplakal.com

3. Для тех кто решит проверить, речь идет о коне который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству. Обратите внимание, этот конь и на заглавной фотографии, там тоже можно разглядеть облик врага Клодта.

Восемнадцать яиц

4. Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…

Когда царь-батюшка Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:

Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!

5. Вот сегодня мне подумалось, если бы его действительно нашли, мог бы он работать в школах живым атласом? А в тот момент родилось фольклорное имя нового моста. Его прозвали мостом "восемнадцати яиц", учитывая, что с момента торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. Ныне Аничков мост остается мостом "шестнадцати яиц", поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует. Но мы то знаем, что это мост "четырнадцати яиц", так как вместо одних гениталий лицо личного врага Клодта.

Ох уж эта смерть

6. Снова вернемся в XIX век, как вам легенда, что создатель скульптур умер в скором времени после того, как был грубо оклеветан? Простите за тавтологию, но злые языки поговоривали, что у двух коней нет языков. А Клодт помешанный на скульптурном сходстве взял да и сунул руку в пасть всем четырем, и, о ужас, языка в двух не нашел. Впал в депрессию и умер. Кони все на том же месте, если хотите можете проверить. Но не советую, высоковато все же.

Подковы

7. А вот то, что две коняшки не подкованы – это факт, не лишенный символизма. Подкованные стоят лицом к западу – стало быть к войне готовы, а восточные нет – с мирными целями. Хотя существует другая легенда, она историческая и лишь отражает юмористическое настроение горожан. Тогдашние петербуржцы справедливо рассудили, что скульптор так их расставил недаром, ибо "подкованные лошади идут от кузниц на Литейном". Вот такая она реклама XIX века и "джинса" царских времен.

Мост некой Анечки

В историю создания скульптурных групп вдаваться здесь особо не буду, скажу лишь, что дело было давно – аж в 1831 году и предназначались эти лошадки вовсе не на мост, а на дворцовую пристань и были утверждены царем. Самому же Клодту эти кони позволили значительно продвинуться по карьерной лестнице и получить вполне заслуженное уважение от современников, ну и теперь от потомков.

Сам же мост одно время назывался не Аничков, а Аничкин. Очень это название полюбилось петербуржцам, табличку говорят даже прикрутили соответствующую, а в народе легенды успели придумать о некой Анечке – безызвестной героине одной туманной любовной истории, связанной то ли с архитектором, то ли с одним из джамшутов-строителей моста. Но один из потомков рода Аничкиных накатал жалобу в городскую управу и название вернули назад. Ох уж эти активисты.

Николай I

9. Исторические языки поговаривают, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и молвил: "Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец ".

Вообще Николай I благоволил к Петру Клодту, тем более они обожали верховую езду. Одна из легенд гласит, что скульптор катался на лошади в свите царя. Вдруг его скакун сорвался и вырвался вперед, а по придворному этикету того времени это было просто непозволительно, но император только иронично заметил: "Создавать статуи коней Клодту удается значительно лучше, чем кататься на них ".

Есть и еще одна легенда, тоже связанная с Николаем I. Поговаривают, что скульптор верхом на коне не специально обогнал на собственном Аничковом мосту процессию императора. Барон Клодт понял ошибку и уже был готов к наказанию, но Николай только покачал головой и сказал, кивнув на прославленные скульптуры: "Ради этих - прощаю ".

Бонус

10. История коней некоторыми ниточками из клубка тянет в Неаполь. В 1844 гипсовые скульптуры в восточной части моста наконец-то заменили на бронзовые. Простояли они недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Заодно Клодта наградили Неаполитанским орденом. Когда кони переехали в Неаполь, местные газеты вышли с заголовками: "В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое со креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта" . Увидите, передавайте им пламенный привет из Питера.


фото с сайта

Пётр Клодт родился 1805 году в Санкт-Петербурге в семье военных, происходившей из старинного немецкого рода. Его отец был генералом, героем Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то, что будущий скульптор появился на свет в столице, годы юности он провел в Омске, вдали от европейского образования и культуры. Связать свою жизнь он хотел, как и его предки, с военной карьерой – в Омске он был курсантом казачьего училища, а по возвращении в Петербург поступил в училище уже артиллерийское. Несмотря на такой выбор, в годы своей учебы он при любой возможности брался за карандаш или перочинный ножик – вырезал фигурки лошадей и людей – увлечение, которым "заразил" его отец.

После окончания обучения Клодт произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде, но в 1828 году ушёл со службы, чтобы сосредоточиться исключительно на искусстве. Два года он учился самостоятельно, после стал вольнослушателем Академии художеств: ректор академии Мартос и учителя, видя в Клодте талант и умение, помогали ему добиться успеха. Со временем он стал настоящим мастером своего дела и был известен не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Самое известное творение Клодта – это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие его произведения не менее великолепны. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные из них.

Кони Нарвских триумфальных ворот

Клодт выполнял этот большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".

"Укротители коней" Аничкова моста

Знаменитые "Укротители коней" сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптуры должны были украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Примечательно, что и место, и сам проект одобрил лично Николай I . Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал. Николай предоставил скульптору двух чистокровных арабских жеребцов – ему дозволялось делать с ними все, что угодно. Клодту очень пригодился его опыт, полученный еще во время обучения в Академии – в то время он был учеником одного из выдающихся русский литейщиков Екимова, а к моменту создания "Укротителей" уже успел возглавить весь Литейный Двор. Увидев первые заготовки из бронзы император сказал скульптору, что они вышли даже лучше, чем жеребцы выглядели на самом деле.

20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста после реконструкции, на которое петербуржцы шли буквально толпами. Но тогда жители не увидели истинной красоты работы Клодта – Николай I решил подарить две скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, и вместо них были установлены раскрашенные гипсовые копии. Спустя три года копии были изготовлены повторно, но долго тоже не продержались – на этот раз их счастливым обладателем стал "король обеих Сицилий" Фердинанд II. Лишь в 1850 году гипсовые копии окончательно исчезли с моста, и их место заняли бронзовые фигуры.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник Ивану Крылову

Жизнь знаменитого баснописца практически неразрывно связана с Петербургом – он прожил в городе почти шестьдесят лет, редко выезжая за его пределы. Его смерть в 1844 стала народной трагедией, и через год была объявлена добровольная подписка, целью которой было собрать деньги на памятник знаменитому поэту. В 1849 году проект Клодта побеждает в открытом конкурсе. Первоначальные эскизы предполагали создание практически античного образа поэта, но скульптор пошел на смелый шаг – он отказался от господствовавших в то время идей воплощения идеалистических образов, и захотел изобразить поэта максимально точно, в естественной обстановке. По словам современников, ему удалось добиться практически портретного сходства с оригиналом. По периметру пьедестала скульптор расположил животных – героев басен Крылова. Памятник и по сей день украшает Летний сад Петербурга.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник князю Владимиру Киевскому

В 1833 году скульптор В. Демут-Малиновский работал над проектом памятника князю Владимиру Киевскому - инициатору крещения Руси в 988. Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств. По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие. В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. Тон, спроектировавший постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле. В то время Клодт руководил литейным двором академии художеств и ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника. При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели. Оценить эти различия невозможно, так как сравнить эскизный проект с памятником не представляется возможным: эскизная модель не сохранилась. Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения. Скульптор сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев, и очень удачно выбрал место для неё: она вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник Николаю I

Памятник противоречивому, но выдающемуся императору был заложен спустя год после его смерти – в 1856 году. Это был изначально сложный проект, над которым должны были трудиться несколько скульпторов, но самая ответственная работа – воплощение фигуры государя – была поручена Клодту. Успешно справиться с задачей ему удалось только со второго раза – во время первой попытки форма скульптуры не выдержала, и расплавленная бронза вытекла наружу. Наследник Николая, Александр II позволил скульптору совершить вторичную отливку, которая оказалась успешной. Для того, чтобы вывезти скульптуру за пределы Императорской Академии художеств, где она отливалась, потребовалось сломать стены: настолько велики были ее размеры. 25 июня 1859 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II . Современники поражались невиданному доселе достижению: Клодту удалось добиться того, что скульптура всадника опиралась всего на две точки опоры, на задние ноги коня! В Европе такой памятник был поставлен впервые, единственным более ранним примером такого воплощения чуда инженерной мысли был американский памятник президенту Эндрю Джексону в столице США. После октябрьского переворота 1917 года неоднократно ставился вопрос о демонтаже памятника как наследия царского режима, но художественный гений Клодта спас монумент от разрушения: благодаря уникальности системы всего двух опор он был признан чудом инженерной мысли и сохранен.

В любое время года, в любое время суток и в любую погоду на Аничковом мосту можно увидеть, как кто-то фотографируется на фоне легендарных бронзовых коней. Привезти домой такой снимок - настолько же обязательная часть туристической программы, как поход в Эрмитаж или подбрасывание монетки над памятником Чижику-Пыжику.

Между тем, мост далеко не сразу обрел свой «открыточный» вид: поначалу он был деревянным, а затем несколько раз перестраивался в камне..

Несуществующая Анечка

«Реставрация» в данном случае - не просто ремонт, а кардинальная перемена облика, которому предшествовала долгая история. Впервые заменить паромное сообщение пешим на этом участке постановил еще Петр I в 1715 году, распорядившись «за Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост».

После деревянной переправы решено было возвести каменную. Фото: Commons.wikimedia.org Деревянное мостостроительство в те годы широко развернулось в Петербурге - переправы появлялись то тут, то там, и никакого сакрального значения их наименованию не придавали. Поскольку наводить мост на Фонтанке подрядили солдат располагавшегося неподалеку адмиралтейского «строительного батальона» под командованием майора Михаила Аничкова, то и мост стали звать «Аничковым» (с ударением на второй слог). Много позже молва породила миф о некой Анечке - безвестной героине туманной любовной истории, связанной не то с архитектором, не то с одним из строителей моста. В народе мост даже какое-то время называли Анечкиным. Но это не более чем красивая легенда. В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось.

Сам Аничков принадлежал к дворянскому роду, корни которого уходят в XIV век. Известно, что после постройки моста он дослужился полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой улице вел Аничков переулок, который сегодня зовется переулком Крылова. А Аничков дворец, построенный здесь в 1740-х годах, был назван просто по близости к одноименному мосту и к роду Аничковых отношения не имел.

Каменный век

На смену деревянной в 1785 году пришла каменная переправа. Прежде нее на реке Фонтанке были построены из камня Прачечный, Пантелеймоновский, Измайловский, Семеновский и Обуховский мосты, мосты Ломоносова и Белинского.

Впрочем, ветшать деревянный мост начал уже в 1720-х годах. Кроме того, он был настолько узким, что два экипажа с трудом могли разъехаться на нем. В 1921 году за его реконструкцию взялся голландец Герман ванн Болес, а воплощал его проект в жизнь Доменико Трезини. «Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъемного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей...», - говорилось в одном из документов того времени.

Благодаря Болесу мост приобрел разводной пролет, открыть который способны были два человека (раньше для прохода судов один из пролетов приходилось разбирать). В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова Аничков мост был перестроен. Одной из причин, по которым его требовалось укрепить, стал подарок императрице от персидского шаха - слоны, которых должны были торжественно провести по Невскому проспекту.

Так выглядел мост в 1830-х годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Пришлось пожертвовать разводным пролетом, зато на въезде появились фонари на деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше современной.

Спустя еще 30 лет всю Фонтанку одели в гранит, а мосты оформили однотипно по проекту француза Перроне. Перестроили и Аничков мост: он стал гранитным, трехпролетным и снова обрел разводной механизм. В начале XIX века каменные парапеты моста были заменены решетками с каменными тумбами в духе оград речных набережных. При въезде на мост установили каменные обелиски с фонарями.

Но к 1839 году стало ясно, что мост хоть и надежен, но слишком узок для разросшегося города. Было принято решение о перестройке, которая и придала мосту его современный вид.

Обретение коней

Проект перестройки моста был составлен инженер-майором Иваном Буттацем при участии инженера Александра Редера и подписан Николаем I в декабре 1840 года, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Работы под надзором директора Путейского института генерал-лейтенанта Андрея Готмана шли споро: уже через три месяца были выложены новые кирпичные арки, своды облицевали розовым гранитом, оставшимся от строительства Исаакиевского собора. Мост соорудили всего за полгода, после чего встал вопрос о его эстетическом оформлении.

Кони Клодта - один из самых известных "открыточных" видов Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org Сначала планировали украсить своды бронзовыми накладками, быки - декоративными вазами, а береговые устои - конными группами. Позже решили ограничиться лишь последними. Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые должны были украсить пристань на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. В итоге на пристани остались львы и вазы, а коням нашли иное применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Их установили на западном берегу реки. С восточной стороны разместились гипсовые копии, выкрашенные под бронзу.

Еще год понадобился Клодту, чтобы создать вторую пару конных групп, но оказаться на Фонтанке им была не судьба: по указанию Николая I фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Тем временем обер-полицмейстер, следивший за состоянием моста, сообщал, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной». Одна из гипсовых копий настолько обветшала, что у нее отвалился хвост.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены лишь 9 октября 1843 года и простояли всего три года - на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил сделать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком.

Мост сегодня находится под охраной государства как памятник. Фото: Commons.wikimedia.org / Potekhin

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй - попытка коня вырваться на свободу, в третьей - постепенное утверждение воли человека, в четвертой - человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»

Еще три пары таких же скульптурных групп позже были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой. Они стали одним из главных символов Петербурга. Об Аничковом мосту писал Александр Блок.