Страшный суд. Портал "дивное дивеево"

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия , Апокалипсиса , а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина , Слова Палладия Мниха , «Жития Василия Нового » и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов .

  • Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (X век).
  • Видение пророка Даниила (Дан. -) - в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) - Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе - в образе грифона, третье - в образе льва, четвёртое - в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге », являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
  • Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам », одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века , указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею », в зависимости от степени их вины.

Предназначение

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния » . Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия - является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа XI-XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.

Византийская мозаика «Страшный суд», XII век (Торчелло)

История сложения

Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI-XII веков .

Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку - живописи христианских катакомб . Первоначально Суд изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах . Затем в V-VI формируются отдельные части повествовательного изображения, которые затем к VIII веку в Византии сложатся в законченную композицию .

Изображение этого сюжета включает не только иконопись, но и система росписи православного храма (и в Византии, и на Руси), где он располагается обычно на западной стене. Западная Европа также использовала данный сюжет (например, Микеланджело в Сикстинской капелле). В «Повести временных лет » упоминается эпизод об использовании христианским «философом» (православным проповедником) запоны с изображением Страшного суда для проповеди христианства князю Владимиру , что повлияло на будущее крещение самого Владимира и Руси . Изображения Страшного суда были действенным средством, помогавшим к обращению язычников. На Руси композиции Страшного суда появляются очень рано, вскоре после Крещения. Н. В. Покровский, исследователь XIX века, указывает, что до XV века русские «Страшные суды» повторяют византийские формы, на XVI-XVII века приходится пик развития этого сюжета в живописи, а концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством - особенно в юго-западной России (под воздействием западноевропейских влияний) .

Распространение

Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет - в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии - сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного суда в Атенском Сионе (XI в.), в церкви в Икви (XII век), грандиозная композиция Страшного суда храма в Тимотесубани (1-я четверть XIII в.)

Икона «Страшный суд», XII век (монастырь св. Екатерины, Синай)

Икона «Страшный суд», конец XIV-начало XV века (Москва, Успенский собор)

Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет - Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.), затем следуют фрагменты росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира .

Иконографический канон Страшного суда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков, складывается в конце X - начале XI веков . В XI-XII веках был создан целый ряд важных образов Страшного суда. Наиболее известные: росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески Сант Анджело ин Формис , две иконы с изображением Страшного суда из монастыря святой Екатерины на Синае (XI-XII вв.), две миниатюры Парижского Евангелия , пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, мозаика базилики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто (1163 г.), и близкого по времени собора в Трани .

Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля) .

Композиция

Икона Страшного суда является чрезвычайно богатой по количеству действующих лиц и включает изображения, которые можно сгруппировать по трём темам :

  1. Второе пришествие Христово, воскресение мёртвых и суд над праведными и грешными
  2. обновление мира
  3. торжество праведников в небесном Иерусалиме .
  • Покровский Н. В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. - Труды VI археологического съезда в Одессе. Т. III. Одесса, 1887.
  • Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910.
  • Буслаев Ф. И. Русский лицевой Апокалипсис. СПб., 1884.
  • Алпатов М. В. Памятник древнерусской живописи конца XV века икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М., 1964.
  • Сапунов Б. В. Икона «Страшный суд» XVI в. из села Лядины // Памятники культуры. Новые открытия. Искусство. Археология. Ежегодник, 1980. М., 1981. С. 268-276.
  • Страшный суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. М., 1995.
  • Цодикович В. К. Семантика иконографии «Страшного суда». Ульяновск, 1995.
  • Шалина И. А. Псковские иконы «Сошествие во ад» // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 230-269.
Рай в образе священного града - Горнего Иерусалима с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников

Как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами.
Вверху часто изображается Бог Саваоф , затем ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов).
По сторонам центральной группы сидят апостолы (по 6 с каждой стороны) с открытыми книгами в руках.
За спинами апостолов стоят ангелы - стражи Небесные.

(С четырьмя архангелами - Михаилом , Гавриилом , Рафаилом и Уриилом часто связывается эсхатологическая тематика. Эти ангелы должны трубным гласом воззвать мёртвых на Страшный суд, они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы).
В центре композиции иконы изображается Христос - «Судия мира».
Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча - ходатаи за род человеческий на этом Страшном суде.
У их ног Адам и Ева - первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества.
Иногда изображают группы людей, обращающиеся к Судии с евангельскими словами «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее.

Среди грешников в поздних композициях народы сопровождаются пояснительными надписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы .
Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Справа от Христа - праведники, слева - грешники. В центре под Христом изображен престол уготованный (алтарь). На нем одежда Христа , Крест , орудия Страстей , и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной); «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Там же, Слава).

Еще ниже бывают изображены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы - то есть «мера дел человеческих». Около весов ангелы борются с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши (или нескольких юношей).

Ангел указывает Даниилу на четырех зверей.
Сюжет «райской темы»: изображение, иногда на фоне деревьев, Богоматери на престоле с двумя ангелами и иногда с благоразумным разбойником по сторонам.

«Видение Даниила» - это четверо животных (в кругу), и «Земля, отдающая своих мертвецов»: темный круг, обычно неправильной формы. В центре сидит полуобнаженная женщина - её олицетворение. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей - «воскресшие из мертвых», звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Землю окружают круглое море, где плавают рыбы, выплевывающие мертвых.
Ад изображен в виде «геенны огненной» - полной пламени, в котором плавает страшный зверь, морское чудовище, на котором верхом сидит сатана с душой Иуды в руках. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех , иногда вместо него изображается огненная река.
В нижней части сюжеты рая - «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев)

В поздних иконах появляются надписи, указывающие вид наказаний («Тьма кромешная», «Мраз», «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней») и тип наказуемого греха. Увитые змеями женские фигуры - изображение адских мук.
С левой стороны - «райские» сюжеты. Помимо «Лона Авраамова» изображены ворота рая (стерегомые серафимом), к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке. В огне горят грешники, мучимые диаволами (в особых клеймах могут показываться отдельные мучения). Ровно посередине изображен прикованный к столбу милостивый блудник , который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».

По благословению Старца Николая Гурьянова

Первое издание книги «Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», впоследствии неоднократно переиздававшееся, вышло в свет по молитвам и благословению Батюшки Николая (Гурьянова; 24.05.1909 24.08.2002).

Батюшка сказал: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтобы эта книга была у каждого человека на земле».

Икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия, изображение которой помещено на первой странице обложки, — одна из любимых келейных икон Батюшки Николая.

Пред нею он вымолил из ада множество душ, имена же их Ты, Господи, веси.

«Благословенные, возлюбленные мои. Никто да не остается в неверии, будто бы сказанное о Суде - одни пустые слова. Напротив того, в точности и несомненно, будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть Воскресение мертвых, и Суд, и воздаяние за добрые и худые дела. Презрев все временное и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным Судилищем в этот страшный и трепетный час; ибо этот час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь.

О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте вопиет, и всем свидетельствует, и всех умоляет, говоря:

смотрите, братия, внимайте, трезвитесь, милосердствуйте, будьте готовы — яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25,13).

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН

ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ,

УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА

НАШЕГО ВАСИЛИЯ

НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО

о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды, когда я сидел в келлии моей и сокрушался о согрешениях моих, пришла мне мысль и сильно стала занимать мой ум. Мне думалось, что глубока и искренна вера иудеев, так как Авраам друг Божий называется в Писании, и Исаак праведен пред Богом, Иаков — отец двенадцати патриархов, и Моисей — великий угодник Божий. Знамениями и чудесами поразил египтян. Как же не искренна вера иудеев, если они получили Закон Божий на горе Синайской в десятословии, научились разделять добро и зло, если Бог через Моисея разделил Чермное море израильтянам и вывел из рабства египетского, манной в пустыне питал их?

Я прочие книги Ветхого Завета прочитал и, долго боровшись с этими мыслями, наконец, пришел сам в себя. Зачем попусту заниматься суетными помыслами, ведь есть у меня отец духовный, исполненный духовного дарования. Пойду и открою свою мысль ему, и он рассудит о сем. Ведь мне хорошо известно, что исповедующий мысли свои отцу духовному принимает облегчение от борющего его помышления. А кто скрывает помыслы в сердце, тот таит в себе змия и не Христов, но антихристов.

Встал и пошел к отцу моему Василию.

В тот день были назначены конские бега, и по этому случаю собрался народ со всего города на ипподром. А я уже много лет не ходил на это развлечение, памятуя грозное слово Иоанна Златоуста. И вот, когда подошел к собравшемуся народу на месте Диоптим, то пришла мне мысль посмотреть, был ли первый бег коней. Увлекшись такою мыслию, я остановился и посмотрел бегущих лошадей.

Когда пришел к Преподобному отцу нашему Василию, то нашел его в молчальной келлии, стоящего на молитве. Вошел я к нему сделавши обычный поклон. Он же благословил меня, и, помолившись со мною, строго сказал мне: «Вот, пришел ко мне человек, который, прочитав книги Ветхого Завета, восхвалять начал иудеев, говоря — глубока и искренна вера иудеев; не разумея Писания — истинного смысла его. Оставил плач о грехах и размышление о смерти, и о Страшном Суде Христовом. И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди своим легкомыслием радость диаволу доставляют. Поэтому диавол тебе внушил такие мысли и дважды тебя низложил!»

Услышав такое обличение себе от богомудрого старца Василия, я мысленно поклялся никогда не посещать сего диавольского зрелища.

Святый продолжал: «Скажи мне, почему ты думаешь, что хороша и истинна вера иудеев?»

Я же затруднялся дать соответствующий ответ. И еще сказал мне святый Василий, что значат слова, сказанные Господом во Святом Евангелии: кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его .

— «Видишь из сих слов, что нет пользы верующим в Отца, Сына же отвергшимся.

И еще сказал Господь к иудеям:

Не познали ни Отца, ни Меня . Если они Его видели на сонмищах учившим их и многочисленные чудеса совершающим и не признали Сыном Божиим, а Отца Небесного, Его же никогда не видели, как могут хорошо познать?

Говорил Иисус иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете . И еще говорил: Се, оставляется вам дом ваш пуст .

Видишь ли, что Бог их окончательно отверг и рассеял по всей земле, между всеми народами, и самое имя их сделал ненавистным среди народов Вселенной.

И опять говорил Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха... а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего .

Точно также о смоковнице сказал Господь во Святом Евангелии, когда взалкал и подошел к ней и не нашел плода на ней, предав ее проклятию, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек . Под смоковницею разумеется народ еврейский.

Пришел Сын Божий, алчущий правды, и не нашел в народе еврейском плода праведности. Хотя этот народ и прикрывался Законом Божиим, данным через Моисея, но плодов праведности не приносил, — за что подвергся проклятию и отвержению. Прежде пришествия Христова вера евреев была действительно права и хороша и Закон свят. Когда же пришел в мир Христос — Сын Божий, Которого евреи не приняли и беззаконно на Кресте распяли, то вера их в Бога отвергнута, и народ предан проклятию.

Вместо Ветхого Завета Бог заключил Новый Завет, не с иудеями, как прежде, а в лице верующих в Сына Божия со всеми племенами земными.

Иудеи же, не принявшие Сына Божия, ожидают лжемессию — антихриста. В доказательство сего пред кончиною пророку Моисею Бог сказал: Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов... и оставит Меня, и нарушит Завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него... и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби .

Через пророка Исайю Бог говорил: Отвергну жезл Мой великий, то есть

Закон, данный евреям через Моисея, и разорю их разорением великим, отвергну их до конца и не обращуся к ним.

Вот видишь, чадо Григорие, как отвергнуты они от Бога, и Закон их уже не имеет пред Богом никакого значения. После пришествия Христова не было у евреев ни одного пророка или праведника. Пророк Давид говорил: Отринуты они — уже более не восстанут . И еще говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его .

Воскресе Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, в третий день от мертвых, а после сорока дней вознесся на Небо и воссел человеческим естеством одесную Бога Отца. В Пятидесятый день после Воскресения Своего ниспослал на Своих учеников и Апостолов Святаго Духа; когда они разошлись по всей Вселенной, проповедывать слово Божие, постиг евреев праведный Суд Божий. Иерусалим был разрушен до основания, потом все евреи по всем разогнаны странам Вселенной. И всем народам ненавистен этот отверженный род иудейский, богоубийцы.

Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит о них, что иудеи уже не сонм Израилев и сыны Божии, и не народ святой, — но народ проклятый, и непотребный, и отверженный — сонмище сатанинское. Когда они в субботу собираются в синагогу, то нет Господа среди них, но сатана среди них радуется и веселится о их гибели, что они отвергли Сына Божия. Сделались виновниками в пролитии крови Сына Божия; заклеймили себя позорнейшим именем богоубийцы. Взял их сатана в наследство свое и запечатал их мерзким именем своим. Они сыны диавола, и удел лживый и мерзкий деятельности его, и часть антихристова. До отвержения ими Сына Божия, они сыны Царствия были. Ныне же изгнаны вон из вертограда Христова и вместо них введены все народы, верующие во Святую Троицу. Новый Израиль — народ христианский, сыны Нового Завета и наследники будущих, вечных небесных благ.

Так и знай, чадо Григорие, если кто не верует, что Иисус Христос действительно Сын Божий, пришедый в мир, в мир — грешников спасти, тот человек проклят. Если же кто и верует во Святую Троицу, а не исповедует, что Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии, и был совершенным Богом и совершенным человеком, и даровал нам Своим Крестом жизнь, Воскресение, и спасение, и примирение, и правосудие Отца Небесного, тот лишается благоволения Божия, подвергается осуждению, проклятию, вечному мучению вместе с иудеями и безбожниками», — сказал сие и замолчал.

Я же стал умолять его, говоря: «Прошу тебя, святый Василий, помолись о мне Господу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мое маловерие».

Он же сказал: «Многого ты, чадо Григорие, просишь от меня. Знай, что Господь не желает смерти грешника, но хочет всем спастися и уразуметь истину. Если с верою просишь, все тебе исполнит». — И отпустил меня с миром.

ЧУДНОЕ ВИДЕНИЕ

В первую ночь по возвращении моем от блаженного Василия, когда я после продолжительной и усердной молитвы почивал на одре своем, вижу, входит святый Василий, берет меня за руку и говорит: «Не говорил ли я тебе, что евреи прокляты Богом? Иди теперь со мной, и я покажу тебе веру каждого народа и какую цену она имеет пред Богом».

И взял меня, и пошел на Восток, и облак светлый окутал нас и поднял на высоту небесную. И вот я увидел чудный, прекрасный мир. Много увидел и удивлялся красотою его. Внезапно нас облак опустил, и мы оказались на некоем пространном и дивном, красоты неземной поле. Земля этого поля была светла, как стекло или хрусталь чиста и прозрачна. И видны были с этого поля все концы Вселенной. Парили же по сему полю полки светлых и прекрасных огневидных юношей, сладкозвучно поющих песни Божественные и славословящих в Троице Единого Бога.

Потом пришли мы на некоторое страшное место, светящееся огненным светом, и мне подумалось, что меня привели сжечь. Но это был не огнь, а свет, подобный огню. Среди этого света — множество крылатых юношей, одетых в белоснежные одежды. Они ходили и кадили невещественный жертвенник Божий.

Вдруг мы оказались при высокой горе, на которую поднялись с великим трудом, и велел мне святый Василий смотреть к Востоку, и я увидел другое поле, весьма великое и блистающее, как золото на солнце. Когда я увидел это поле, то неизреченной радости исполнилось мое сердце. Еще посмотрев на Восток, я увидел город чудный, красоты неизреченной и весьма великий. Я восхищался много часов и стоял в изумлении, потом спросил я водившего меня: «Господин мой, скажи мне, что это за чудный город?» Он же сказал мне: «Это Иерусалим Небесный — город Царя Небесного. Нерукотворенный, столь обширный, как круг небесный построен». И спросил я: «Кому принадлежит сей город и кто живет в нем?» Он сказал: «Это город великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос по окончании Своей земной жизни и после Своего чудесного Воскресения, а по Вознесении Своем на Небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам, и Апостолам, и тем, кто через проповедь их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем:

В дому Отца Моего обители многи суть . Затем явился чудный юноша, спустился с высоты небесной на холм среди города сего дивного, говоря: «Вот Суд и Воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит».

И после слов сего юноши с высоты небесной огненный столп сошел, и раздался голос страшный, как тысяча тысяч громов. Это содетельная и всемогущая сила Божия, которая соберет всякое творение. И сошел после сего

Начали по всей Вселенной собираться человеческие кости, и вся земля представляла из себя одно целое кладбище, наполненное сухих скелетов человеческих.

После того спустился с высоты небесной дивной красоты юноша, держа золотую трубу в руке, и с ним двенадцать юношей. Каждый имел по золотой трубе. Когда же сошли на землю, то вострубил пред ними славный их Воевода грозно, и страшно, и могущественно. Глас трубы его слышен был по всей Вселенной, и вся земля, как лист на дереве, сотряслася. И вот сухие кости облеклись плотию, но жизни не было в них, и вторично вострубил славный и величественный Воевода и двенадцать юношей. Земля весьма вострепетала и всколебалась.

И в тот же час сошли многочисленные воинства Ангелов, как песок морской. И каждый Ангел вел душу умершего человека, которого он при его временной жизни охранял, и каждая душа направлялась к своему телу. Все Ангелы вострубили в третий раз, и ужаснулось Небо и земля, и все вострепетало, как трепещет лист на дереве от сильного ветра. И все мертвые воскресли, соединились души с телами. Возраста все были равного, как старцы, так и младенцы. Восстал от мертвых праотец Адам с Евою, все патриархи, пророки, родоначальники со всеми племенами и коленами стояли по всему лицу земли в тесноте.

Многие неверовавшие тайне Воскресения весьма дивились и ужасались: как это персть и пепел снова восстали, все сыны Адамовы целыми и живыми после долгого праха и тления.

Неверующие в Сына Божия ужасались и трепетали, видя лица праведников сияющие, как звезды небесные, сообразно их святости и степени совершенства. По слову Апостола Павла, звезда от звезды различается славою. У некоторых праведников лица сияли как солнце в полдень, у других, как луна среди темной ночи, а у иных, как свет дневной. У всех праведников книги в руках молниеносного света. Там записаны все их добродетели, труды и подвиги, понесенные для очищения сердца от страстей, и надпись на челе каждого праведника, свидетельствующая о славе каждого. У некоторых написано: «пророк Господень», «Апостол Христов», «проповедник Божий», «мученик Христов», «Евангелист-исповедник», «нищий духом», «покаянием угодивший», «милостивый», «щедрый», «чистый сердцем», «изгнанный ради правды», «странноприимец Господень», «нищету и болезни перенесший», «пресвитер», «девственник», «положивший душу свою за друга своего», и другие многоразличные добродетели.

Таким же образом было знамение и на лицах грешников. Некоторые из них имели лица мрачные, как темная ночь, у иных, как сажа, у других, гнию-

щие струпья, у некоторых, как вонючая тина. У других лица покрыты гноем и кишат отвратительными червями, глаза горят злобными огнями.

Грешники, видя славу праведников и свое непотребство и окаянство, в ужасе и страхе говорили друг другу:

«Горе нам лютое, вот и пришел последний день Второго Пришествия Господня, о котором мы слышали много от праведников и евангелистов прежде кончины нашей. Но мы по легкомыслию не верили и всем сердцем предавались сластолюбию, любостяжанию и гордости житейской, смеялись, издевались над праведниками Святаго Евангелия. О, горе нам, безумным. Мы за минуту сладости греха, мимолетные удовольствия плоти лишились Славы Божией. Облеклись страхом вечным, стыдом. О, лютое горе нам, грешным, несчастным и омраченным. Господь предаст нас на вечную нестерпимую муку. О, горе нам, несчастным, только теперь мы узнали стыд и наготу нашу, открытую пред Небом и землей и пред лицем всех земнородных. Настал час — час истинной оценки добродетели и порока во временной жизни. Мы умели лгать, прикрывая грубые пороки личиной праведности, громко трубили пред собою о тех добродетелях и совершенствах, которых в душе не имели. Томясь жаждой сластолюбия и честолюбия, мы всякими лживыми путями стремились удовлетворить ненасытное сластолюбие и честолюбие и не останавливались ни пред какими злодеяниями и преступлениями. Явно и тайно проливали потоки невинной крови человеческой. И несмотря на все творимые ужасы и преступления, считали себя благодетельными.

В этот день страшный Суда Божия, который мы дерзко, и безстыдно, и безстрашно отвергали и отрицали, откроется наша преступность, лицемерие. О, сколько мы загубили невинных детских душ, отравив их ядом неверия и безбожия. Мы были предводителями, и богоотступниками, и усердными слугами сатаны.

О, горе нам, несчастным гордецам, мечтавшим все познать своим разумом и безумно отвергавшим высочайший разум Божий. О, как мы жестоко ошибались, издеваясь и смеясь над верой боголюбивых последователей Христовых. Мы в ослеплении служили диаволу, угождая похоти плоти.

А служители Христовы злострадали, изнуряли свою плоть подвигами благочестия. Они здесь сияют, как солнце, а мы сгораем от вечного стыда и наготы. О, горе, горе нам, окаянным и несчастным. О, горе нам, вечное горе наследникам ада».

Много других слов говорили безбожники, еретики, вольнодумцы, богоотступники, нераскаянные грешники, укоряя себя и проклиная день и час рождения своего, ожидая строгого и справедливого приговора от праведного Судии, в ужасе взирая друг на друга. Все они видели надписи на челах своих: «убийца», «прелюбодей», «блудник», «сквернитель», «вор», «чародей», «пияница», «мятежник», «святотатец», «кощунец», «хищник», «мужеложник», «скотоложник»,

«детогубец», «душегубец», «развратитель», «злопамятлив», «завистник», «клятвопреступнк», «скоморох», «смехотворец», «суровый», «гневливый», «немилостивый», «сребролюбец», «лихоимец», «неудержимо творивший всякий грех и беззакония», «наглый отрицатель Воскресения и жизни будущей», «еретик», «арианин», «македонянин», — и все не крестившиеся во Святую Троицу и после крещения согрешившие и не принесшие истинного покаяния, и от временной жизни отошедшие в вечность нравственно неисправленными.

Все они в страшном ужасе взирали друг на друга и горько стонали, били себя по лицам и в безумии своем рвали волосы на своих головах, издавая страшный стон и проклятия. Евреи прежде Суда стояли как безумные и лишенные разума, многие говорили: «Кто Бог, кто Христос?.. Мы не знаем. Мы многим богам служили, и если они воскресли, то хорошо нам будет, так как мы старались во временной жизни добре угодить. А поэтому они должны почтить нас».

После я увидел, как чины Сил Небесных сходили с высоты небесной и воспевали сладостно чудную песнь небесную, неся посреди себя Крест деревянный, сияющий светом славы небесной паче лучей солнечных. И принесши, поставили его на Престоле, уготованном для Праведного Суда.

И виден был сей Крест всей Вселенной, и весьма удивлялись все народы необыкновенной красоте Креста Господня.

Иудеи увидели, ужаснулись и вострепетали великим страхом и ужасом, зря знамение Распятого ими Христа. В отчаянии стали рвать волосы и били себя по лицам, говоря: «О, горе нам и беда великая, не доброе знамение видели. О, горе нам, окаянным. Это знамение Распятого нами Христа. Если Он придет судить, то горе нам. Много мы Ему причинили зла, не только Самому, но и верующим в Него». Так иудеи говорили и рыдали.

Сказал водивший меня Ангел: «Смотри, как они начали трепетать, увидев Честный Крест Господень!» Мы стояли на возвышенном месте, и видна была мне вся Вселенная, и слышны разговоры, и даже всех людей, наполнявших землю, я видел.

После сего услышал я многоголосный шум говоривших, и начало являться безчисленное множество Сил Небесных, Начала, Власти, Силы, Господства, Ангелы, Архангелы чинно и стройно великими полками начали сходить на место Судилища Христова. Видя это, я сильно ужасался и трепетал, но водивший меня Ангел ободрил меня, сказав: «Не бойся, но внимательно смотри и запоминай виденное. Это други мои и сослужащие у Престола Царя», — и отступил от меня страх.

Скоро послышались громкие трубные звуки и многочисленные раскаты грома и молнии, от чего сотряслась вся земля. Праведники, имеющие лица светлые — радовались и веселились. А имеющие мрачные лица ужасались и трепетали страхом.

И вот — Небесные великие Силы сходили с высоты небесной, и от них исходил чудный свет, как пламень огненный. Они сошли и чинно встали вкруг места, приготовленного для Праведного Судии. Красоту сияющих ликов не может описать никакой язык человеческий.

От видения их ум мой помрачился, и язык отказывался говорить. Праведники от Адама до последнего земнородного великою радостию возрадовались, ожидая праведного воздаяния от неизреченного милосердия Божия. А грешники, идолопоклонники, безбожники и богоотступники начали ужасаться и трепетать, как лист на осине.

В это время явилось светлое облако с молнией и, осенив Божественный Крест, долго оставалось на нем; как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг Креста обвился чудный венец, красоты неописуемой, сияющий паче лучей солнечных.

Страшный же Престол Славы стоял не на земле, а на воздухе. И вот один полк Ангелов встал на восточной стороне, другой — на южной, третий — на западной и четвертый — на северной.

Представилось страшное и дивное зрелище. Воздух наполнился Силами Небесными, а земля — сынами рода человеческого. Потом колесница огненная спустилась с высоты небесной. Вокруг нее безчисленное множество шестокрылатых Херувимов и многоочитых Серафимов, громогласно, торжественно и победоносно взывающих: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

И вот все Силы Небесные воскликнули: «Благослови, Отче Вседержителю... Благословен Грядый во Имя Господне, Господь Иисус Христос Единородный Сын Божий, Слово Соприсносущное Отцу».

СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ

ПРАВЕДНЫХ И ГРЕШНЫХ

Вдруг послышался трубный глас, страшен и велик, и затрепетало все живущее на небе и на земле. Даже самые Силы Небесные содрогнулись и убоялись. Сей трубный звук предвозвестил близость Пришествия Праведнейшего Судии. Потом прогремели вновь звуки трубные, и опять начали спускаться многочисленные полки славных Сил Небесных, несущие хоругви и скипетр царские. Затем начало опускаться облако светлое и белое, как снег, четырьмя животными носимое. Посреди же облака Сам Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос!!! Вокруг облака многочисленное множество безплотных служителей Божиих, со страхом и трепетом многим и благоговением великим не смеющи облаку приблизиться. В тысячу раз сильнее солнца освещался весь мир от Благолепия Славы Божией. Когда облако стало опускаться над местом, где стоял Престол Славы, тотчас все Силы Небесные воскликнули гласом великим: «Благословен Грядый во Имя Господне! Бог Господь пришел судить живых и мертвых — весь род человеческий». И мир ангельский со страхом и трепетом поклонился Всеправеднейшему Судии. После сего Единородный Сын Божий сошел с облака и воссел на Престоле Величества Славы Своея. От страха и ужаса вострепетало небо и земля. Род же человеческий ужаснулся страхом великим. Архангелы, Ангелы, Господства, Начала, Силы, Власти, Престолы, Серафимы и Херувимы велегласно воскликнули в победоносной торжественности, как многочисленные громы: «Ты еси Христос — Сын Божий — Сын Бога Живаго, Которого всезлобные и обезумевшие от зависти распяли иудеи. Ты еси Боже Вышнее Слово, Которого Отец родил прежде всех век. Сугуб естеством, и волею, и хотением. Един есть Господь Иисус Христос. Христос, Который приял человеческую плоть, не изменил Божественного Божества. Плоть заимствовал от Пренепорочной и Пречистой Девы Марии. В мире пожил, указал сынам Адама путь правды и спасения. Победил смерть, разрушил ад, узникам ада даровал спасение, свободу, уничтожив всю власть и могущество сатаны. И победоносно воскресши из гроба, всем мертвым даровал жизнь и Воскресение. Ты еси Бог наш, со Отцем и Святым Духом, и нет иного Бога кроме Тебя. Аминь».

И вот Всеправедный Судия посмотрел на небо — и оно свилось, как свиток. Посмотрел Господь на землю — и она бежала от лица Его, будучи осквернена делами человеческими. И все сыны Адама, то есть род человеческий, стоял на воздухе. Снова посмотрел Господь на небо — и явилось новое небо, посмотрел на безмерную глубину — и явилась новая земля — чистая, блистающая, подобно цветам полевым украшенная неземною красотою, так как

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец Света — вселенский Страшный суд, который совершится во время Второго пришествия Христова. На ней изображаются картины конца Мира, последнего суда над всем человечеством, Воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

Икона находится в храме с конца XVIII века и с этого времени работы по ее реставрации не проводились. Благодаря усилиям приходского совета нашего храма стало возможным проведение объемных реставрационных работ. В настоящее время икона размещена в Знаменском приделе центральной части храма.

Установка иконы сотрудниками нашего храма.

Реставрация уникальной иконы «Страшный суд» , 150/120 см (конец XVIII века, дерево), масло, темпера.) Реставрация была очень сложная, дорогостоящая, длительная. Руководитель бригады реставраторов - Екатерина Грабас-Смоленцева. Также, в работе активное участие принимала Елена Смоленцева. Благодаря их мастерству и кропотливому труду, икона вновь предстала перед нами.

Икона «Страшный суд» до реставрации.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое значение.

Обычно в верхней части иконы размещен образы Господа Саваофа и Иисуса Христа, по обеим сторонам находятся апостолы. Все они участвуют в процессе Суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех на Страшный суд.



Далее, под изображением Господа Саваофа и Иисуса Христа , находится Престол. Это судейский трон, на котором могут быть размещены копие, трость с губкой, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.


Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые предстанут на Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также сатана.


Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде Иисуса Христа, сына Божия. Это свершится во время Его Второго пришествия.

После суда душа каждого человека определится либо в ад, либо в рай, согласно его вере и поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не в устрашении человека, а в том, чтобы он задумался над своими поступками и совершенными грехами и обратился к покаянию.


Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала Крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе Юрьева Польского, в новгородской церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе во Владимире. Считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало Крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам Суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика.

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано в писаниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Свт. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа.

Свт. Иоанн Златоуст также считал, что не стоит гадать, когда случится Судный день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Святые отцы считали важным помнить про Второе пришествие и Страшный суд. Икона наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно - райское блаженство праведников и адские муки грешников.


Христианство — целостное мировоззрение, включающее в себя представления не только о пожизненном существовании человека, но и о посмертном. В Священном Писании можно почитать и о том, как был сотворен мир, и о том, какими будут его последние дни. Согласно этой самой распространенной в мире религии, вскорости нас ждет Второе пришествие Христа. И когда это случится, праведники попадут в рай, а грешники будут наказаны.

В подробностях эти будущие события описаны не только в Библии. Часто посвящены им и сюжеты икон. Образа, представляющие зрителю картины Страшного суда, имеются во многих храмах России. Техника исполнения у них может быть разной. Однако композиция всех икон «Страшный суд» и их сцены обычно определяются канонами.

Становление сюжета

Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.

Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.

На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.

Предание о князе Владимире

О канонических иконах и росписях с изображением Страшного суда существует несколько интересных легенд. Одна из них связана непосредственно с древней Русью. Считается, что именно этот сюжет повлиял на решение князя Владимира о принятии христианской, а не какой-либо другой веры. Ведь, как известно из истории, русскому правителю предлагали перейти в свою веру иудеи и мусульмане. Об этом факте упоминается в хорошо известной многим «Повести временных лет».

Откуда взята композиция

Основан сюжет этих икон, конечно же, прежде всего на описании событий, изложенных в Апокалипсисе. Также большое влияние на каноническое изображение оказали некоторые древние византийские и русские тексты — к примеру, Житие Василия Нового, Слово Палладия Мниха и т. д.

Многие богословы и историки считают, что еще одним источником, по которому писалась икона «Страшный суд», является откровение пророка Даниила. Этот почитаемый всеми христианами святой жил в эпоху вавилонского плена. Даниил является одним из последних четырех великих еврейских пророков.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

    Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей - Богоматерью и Иоанном Предтечей.

    Первые люди на земле — Адам и Ева.

    Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.

    Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» - единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.

    Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.

    Жители небес - ангелы со свитком, означающим конец земной истории.

    Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.

    Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

    Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.

    Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.

    Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

И нейтральные:

    Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.

    Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.

    Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.

    Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.

    Изображения рая и ада.

    Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

    Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

    полуобнаженная женщина;

    белый заяц (только на русских иконах);

    серый заяц.

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина - Земля, белый заяц - правда, серый - ложь.

Особенности композиции: первый и второй ярус

Все сцены на образах «Страшный суд» располагаются обычно в три или четыре яруса. Разумеется, в самом центре этих икон изображается Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Адам и Ева припадают к стопам Иисуса. По обеим сторонам от Христа на этом ярусе стоят апостолы. Выше этой сцены иногда рисуется сам господь Саваоф и ангелы со свитком.

Третий и четвертый ярус

Ниже сцены с Христом и апостолами располагается престол с ризой. По обеим сторонам от него рисуются восставшие на суд.

Следующий, самый нижний, ярус занимает обычно значительную часть иконы. Центром композиции в этом месте образа является рука с весами. Под ней, согласно канонам, располагаются сцены битв бесов и ангелов. Также в этом ярусе рисуются круги с царствами, женщиной-землей, ковчегом, морем и лодкой (справа), а также с пророком Даниилом (слева).

Весь нижний ярус, а также третий, пересекает извивающееся тело змея. Слева за кругами нарисованы сцены рая. Справа внизу на иконе «Страшный суд» - изображение ада с Антихристом. Милостивый блудник стоит между этими двумя сценами — в середине. Справа от него изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников.

Описание иконы «Страшный суд»: нижний регистр композиции и блудник

Под последним ярусом на этих образах располагаются 10 клейм с изображением адских мучений. Это горящие в огне, подвешенные, съедаемые зверьми и т. д. люди. Милостивый же блудник, привязанный к столбу, недаром располагается между изображениями ада и рая. Согласно легенде, за воровство и пьянство его не пустили в Царствие Небесное. Однако и адских мук ему, благодаря милостивости, удалось избежать.

Изображение змея

Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. В росписях змей обычно изображается поднимающимся из ада к ногам коленопреклоненного перед Иисусом Адама. Основой для этой сцены, являющейся одной из ключевых, стал сюжет из Библии о проклятье первого человека Творцом. На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. На каждом из них изображена сцена тех мытарств, через которые должна пройти человеческая душа, для того чтобы попасть в Царствие Небесное.

Иногда на иконах вместо змея изображается и огненная река. Этот сюжет известен по произведению «Хождение Богородицы по мукам». В зависимости от степени вины, люди в реке могут быть погружены в огонь по шею, по грудь или по пояс. Иногда на образах «Страшный суд» горящие грешники конкретизируются по социальным группам — знать, коронованные лица и т. д.

Какое значение имеет икона для верующих

Конечно же, создавались подобные образа и росписи не для устрашения человека. Назначение у церковного изображения «Страшный суд» совсем другое. Глядя на эти иконы, верующий должен задуматься над своими грехами. При этом христианину следует не отчаиваться или терять надежду, а положить начало собственному покаянию.

Богослужебное значение в дореволюционной России

В одном из самых ценных источников о Русской православной церкви, в «Чиновниках Успенского собора», подробно описывается связанная с этой иконой особая служба. Называлась она «Действом Страшного суда». При ее проведении одноименная икона выносилась на поклонение патриарху и царю. Проводился этот православный обряд в воскресение перед самой Масленицей на соборной площади в Кремле. Сначала по уставу исполнялись стихиры, зачем освящались воды и читались Евангелия. На заключительном этапе патриарх протирал губкой образ "Страшного суда". Затем он окроплял святой водой государя и простых людей.

Молитва перед иконой «Страшный суд»

Таким образом, это изображение должно прежде всего подвигать человека на покаяние. Поэтому пред этой иконой принято молиться о своих прегрешениях как вольных, так и невольных, а также просить за них прощения у Бога. Это в последующем поможет войти в Царствие Небесное. Также считается, что перед иконой «Страшный суд» нужно молиться об умерших грешниках.

Самые старые изображения

К сожалению, большинство написанных в древности икон «Страшный суд», как и многих других, не сохранилось. Однако несколько подобных изображений до наших дней все же дошло. Сохранились они в основном только как росписи в храмах. Самым известным изображением подобного рода является сцена Страшного суда в церкви Панагии Халкеон в Салониках, датируемое 1028 г. Очень древних икон с таким сюжетом в мире сегодня имеется всего две. Обе они находятся в монастыре св. Екатерины на Синае. Еще одним довольно-таки старым изображением является мозаичный «Страшный суд» в базилике Торчелло в Венеции.

Сохранилось несколько древних образов с таким сюжетом и у нас в стране. Самая ранняя икона «Страшный суд» В России находится в Успенском соборе в Кремле.

Роспись Рублева

В западноевропейской традиции изображение «Страшный суд» обычно напоминает о кострах инквизиции. То есть зачастую является именно способом устрашения. Бог изображается гневающимся, а грешники четко разделяются с праведниками. В русской традиции «Страшный суд» напоминает скорее о божьем милосердии. Четкого разделения агнцев и козлищ на православных образах с подобным сюжетом обычно нет.

Именно в таком «милосердном» стиле работал, как известно, и самый почитаемый иконописец Руси — Андрей Рублев. О его личности известно, к сожалению, очень мало. Однако, конечно же, такой известный церковный художник не мог пройти мимо очень популярных, часто изображавшихся в его времена, сцен икон «Страшный суд». Рублевым эти канонические сюжеты были выбраны для украшения собора Успения Богородицы во Владимире. Известно, что рисовать свою фреску он начал в 1408 году. Изображен Страшный суд Рублевым был на западной стене храма.

Руку с весами канонического сюжета иконописец поместил на торце входной арки вверху. Под ней художник нарисовал пророков Даниила и Исайю. Самого Христа Рублев изобразил на голубом фоне в своде над аркой. Еще выше иконописец нарисовал двух ангелов, сворачивающих старое небо в свиток. Звери, олицетворяющие уходящие царства, изображены Рублевым в арке, ведущей под купол. Шествие ветхозаветных праведников в рай под предводительством Петра художник расположил в южном своде над иконостасом. Напротив этой сцены Рублев изобразил сам рай. Первые обитатели его — Адам и Ева — нарисованы иконописцем у подножья престола с Евангелием и ризой.

Икона и роспись Васнецова

Тема Страшного суда в прошлом зачастую волновала не только церковных художников, но и светских. К примеру, существует икона с подобным сюжетом, написанная Виктором Васнецовым. Этот художник, как известно, наиболее ярко проявил себя в былинно-сказочном жанре. Именно его кисти, к примеру, принадлежат такие знаменитые полотна, как «Аленушка», «Богатыри», «Ковер-самолет».

Однако и религиозная живопись занимала достаточно важное место в жизни этого художника. Картина «Страшный суд» (холст, масло) была создана им в 1904 году для Георгиевского собора города Гусь-хрустальный. Как считают многие другие известные художники, получилась она очень выразительной, но несколько перегруженной деталями. И действительно, в отличие от образов иконописцев, на этой по сути светской картине практически нет свободного места. Фигуры людей, христианские атрибуты и т. д. занимают на ней абсолютно все пространство полностью.

Принадлежит кисти Васнецова и еще одна грандиозная работа на тему Страшного суда. Именно этот сюжет был выбран художником для росписи одной из стен Владимирского собора в Киеве в 1885 году.

«Христианския кончины живота нашего безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове» просим мы на каждом православном богослужении. Это особое прошение, исполненное надежды, связано с важнейшим событием христианской жизни - встречей после смерти с Господом и ответом перед Ним за свои поступки. Образы Страшного суда - иконы, мозаики и фрески - позволяют нам явственно представить момент этой встречи, поразмышлять о приготовлении к ней.

Горе тем, кто слева
Характерная иллюстративность и наглядность, присущая этим композициям, производит глубокое впечатление на любого зрителя. Как известно, князь Владимир, еще пребывая язычником, был потрясен картиной, которую ему представили в момент спора об истинной вере греческие проповедники. «Повесть временных лет» -- наиболее ранний дошедший до нас летописный источник по истории Древней Руси -- описывает это так: «И… философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: “Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева”».

Страшный суд. Икона. 12 в. Монастырь св. Екатерины на Синае

Несмотря на очевидный назидательный характер образов Страшного суда, было бы ошибкой трактовать их исключительно как устрашающие и поучающие изображения. Это были, конечно, молитвенные образы, перед которыми просили об отпущении грехов и даровании Небесного Царства. Иконы Страшного суда имели и богослужебное значение, что зафиксировано в ценнейших источниках о русской церковной жизни XVII века, так называемых «Чиновниках Успенского собора». В них подробно описывается особая служба, называемая «Действо Страшного суда», для которого на поклонение патриарху и царю выносилась одноименная икона. В воскресенье перед Масленицей на соборной площади Кремля по особому уставу пелись стихиры, освящалась вода и читалось Евангелие, после чего патриарх отирал губкою образ Страшного суда, осенял крестом и кропил святою водою государя и множество людей, присутствовавших при совершении обряда.

Страшный суд. Икона. Первая половина 15 века, Новгород. Государственная Третьяковская галерея

Губка, трость и копие
Временем возникновения иконографии Страшного суда можно уверенно считать доиконоборческий период византийского искусства. Уже в VII веке существовали эсхатологические образы, связанные с темой суда над человечеством и посмертным воздаянием.
Иконографические источники, питавшие многосоставные и сложные «судные» образы, необычайно разнообразны. Ветхозаветные пророчества, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), творения святых отцов (например, Ефрема Сирина), апокрифы и тексты церковно-учительных сборников (Прологов) давали обилие материала, который использовали художники. В Евангелии Господь говорит о Своем Втором Пришествии так: «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 29-31). Следуя этому описанию, в верхней части икон Страшного суда всегда изображают Спасителя во славе, а в нижней части -- трубящих ангелов, собирающих людей на судилище. По обеим сторонам от Христа обычно восседают двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда. Богоматерь с Иоанном Крестителем предстоят Спасителю в молении за человеческий род. Ниже, по центру иконы, всегда изображается Этимасия, то есть уготованный для Судьи престол, на который положены книга (Евангелие) и орудия страстей Иисуса: губка, трость, копие, иногда вместе с багряницей. Одно из древнейших изображение уготованного престола встречается в мозаиках конца VII столетия в храме Успения в Никее. В дальнейшем в византийской и древнерусской живописи Этимасия стала важным элементом в составе композиций Страшного суда, но продолжала существовать и как самостоятельный символический образ.

Страшный суд. Икона. Конец 14 - начало 15 века. Успенский собор Московского Кремля

Между раем и адом
В нижней части любой иконы Страшного суда располагаются сцены, связанные с участью грешников и праведников. Чаще всего слева от зрителя (по правую руку Христа) на белом фоне представлены райские сюжеты -- шествие праведников к вратам рая, Лоно Авраамово -- место блаженного пребывания ветхозаветных праведников, наконец, образ Богоматери, сидящей среди ангелов в райском саду. Справа от зрителя (но по левую руку от Христа) разворачиваются ужасающие картины ада, где изображаются бесы и грешники в огненном потоке. Здесь же восседает сатана с небольшой фигуркой Иуды у него на коленях.
Две противоположные части, место рая и место ада, бывают отделены друг от друга либо огненной рекой, либо так называемым змеем мытарств. Его голова, как на новгородской иконе XV века из Третьяковской галереи, расположена вверху, извивающееся тело с кольцами, за которыми прячутся бесы, проходит через центр иконы, а хвост опущен в ад. На иконах XVI-XVII веков на кольцах змея часто подписывались названия мытарств, через которые должна пройти человеческая душа. Среди них -- тщеславие, сребролюбие, пьянство, блуд и многие другие. Появление в иконографии Страшного суда змея с указанием грехов, за которые испытывают человека в загробном мире, связано с популярностью «Жития Василия Нового», в котором описывались мытарства его ученицы инокини Феодоры после смерти.


Миниатюра из Киевской псалтири. 1397 г. ОЛДП F 6, Л. 180. Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург.

    • Одним из элементов иконографии Страшного суда является огненная река, поток которой проходит через всё изображение и расширяется книзу. Огненная река упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» , где архангел Михаил показывает Пресвятой загробную участь грешников: «И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — много грешников.»

Часто противопоставление рая и ада в образах Страшного суда подчеркнуто симметричным расположением сцен друг напротив друга. В этом смысле примечательна икона конца XIV -- начала XV века из Успенского собора Кремля, где изображение рая сильно сдвинуто к центру и, таким образом, значительно выделено.
С XVI века в некоторых образах между раем и адом изображается обнаженная фигурка человека, прикованного к столбу. Это так называемый «милостивый блудник», который много раздавал милостыни бедным, но прожил в грехе блуда всю жизнь. Его посмертная участь, как об этом рассказывается в Прологе, была открыта некоему затворнику. В видении он узрел ангела, который явился к плачущему блуднику и сказал, что за грех блуда тот не достоин войти в рай, однако за милосердие не может быть заключен и в ад.


Ангел с небесным свитком. Деталь фрески «Страшный суд». Ок. 1316-1321 гг. Роспись свода южного параклесиона в монастыре Хора (ныне - музей Кахрие Джами, Стамбул)

    • Изображения свернутого неба восходят к библейской книге пророчества Исайи, где о последних временах говорится: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34,4). К этому же образу обращался в преп. Ефрем Сирин.

Западная стена
Ко всему сказанному добавим, что композиция Страшного суда была чрезвычайно распространена в монументальной живописи, где достигала поистине масштабных размеров. На Руси она присутствует уже в росписях XII века в Кирилловской церкви в Киеве, Николо-Дворищенском соборе и в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, а также Георгиевском соборе Старой Ладоги. Традиционно при росписи храма Страшному суду отводилось место на западной стене основного храмового пространства, иногда с захватом части прилегающих боковых стен. Сцены мучений грешников и торжества праведников, а также изображения Христа и апостолов на судилище дошли до наших дней и в прославленных фресках Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира (1408) и во фресках Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502). Грандиозные картины последнего суда, не оставляющие равнодушными современных зрителей, развернуты на западных стенах Спасского собора в Ярославле (1560-е) и церкви Спаса-на-Сенях в Ростове Великом (1675). Рассматривая их, видишь окончание истории человечества, в которой одно из мест принадлежит твоей душе.


Море и земля отдают мертвецов. Деталь фрески «Страшный суд» на западной стене ц. Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре. 1502 г. Дионисий и сыновья.

    • Персонификации моря и земли в виде юных девушек, держащих лодки или открытые гробы, являются устойчивыми элементами иконографии Страшного суда. О восстании мертвых и отдании тел морем и землей преподобный Ефрем Сирин в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» писал так: «Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море — своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока.»