Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции. Виды самооценки: ее диагностика, уровни, функции и развитие

Тест Будасси

Инструкция

Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые, на Ваш взгляд, должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во второй колонке).

Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «Идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее.

Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее все 20 качеств.

Тестовое задание

Идеал Качества Реальное я
Обидчивость
Осторожность
Педантичность
Подозрительность
Принципиальность
Высокомерие
Аккуратность
Беспечность
Вдумчивость
Вспыльчивость
Гордость
Грубость
Доброта
Жадность
Жизнерадостность
Завистливость
Застенчивость
Злопамятность
Искренность
Капризность
Легковерие
Мечтательность
Нежность
Непринужденность
Нерешительность
Несдержанность
Уступчивость
Упрямство
Радушие
Развязность
Рассудочность
Решительность
Сдержанность
Стыдливость
Терпеливость
Трудолюбие
Трусость
Увлекаемость
Упорство
Черствость
Честность
Чуткость
Эгоизм

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту Будасси на самооценку личности

Описание

Метод Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной я-концепции. В психологии принято выделять две формы я-концепции – реальную и идеальную. Понятие «реальная» – это представление личности о себе, о том, какой я есть. Идеальная же я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласо-вание между реальным и идеальным Я может быть источ-ником как серьезных внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности - многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Когда испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20 качеств сначала «в идеале», а потом «в соответствии со своими качествами», по сути, он предоставляет свои идеальную и реальную Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки.

Ключ к тесту

Обработка результатов проводится следующим образом: в колонке d записывается разница между данными колонок Идеал и Я Реальное (из большего числа вычтите меньшее).

В колонке d² эта разница возводится в квадрат. После этого числа из колонки d 2 суммируются. S d² это сумма d квадратов. Самооценка определяется по формуле Роджерса (по коэффициенту корреляции рангов):

r =1 - (6 S d²/(n³ -n)), где d – разность номеров рангов, n – число рассматриваемых свойств (20).

Интерпретация результата

  • r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;
  • r стремится к –1, то это указывает на заниженную самооценку;
  • при –0,5 < r< +0,5 - самооценка нормальная

Упражнение 1

В течение 15-20 минут на листе бумаги напишите 20 ответов на вопрос «Кто я?». Записывайте ответы в такой форме и такой последовательности, в которой они приходят к вам в голову.

Обработка результатов

Шаг 1. Ответы анализируются по трем критериям:

1. Количество использованных слов или предложений (уровень самопрезен­тации).

Слово «презентация» означает «представление», «предъявление». Чем большее количество слов или предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Обратите внимание, вы использовали все 15 минут или прекратили работу раньше, решив, что все возможное о себе уже сказали? По­следнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений о себе, и обычно он не стремится использовать возможность за­глянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного.

Вначале обратите внимание, нет ли у вас повторяющихся ответов, например: 3. «Я себе не нравлюсь»; 4. «У меня некрасивый нос»; 7. «У меня слишком узкие пле­чи». Повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но при определении уровня самопре­зентации, того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, все эти высказы­вания засчитываются как одно. Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важ­ную для вас тему. Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит?

Если в сумме ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы сами от себя скрываете?), или - что встречается чаще - просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми наиболее важны­ми, а чаще - всего лишь простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?

От 9 до 17 ответов - средний, умеренный уровень самопрезентации. И здесь трудно сказать что-либо определенное. Кажется, человек знает себя, но, возможно, не очень хорошо; думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого оказался низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить более полно. Чего вам не хватило: умения сделать над собой усилие или просто усердия? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно вам надо работать.

Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует о том, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя.

Если ответов у вас более 22, может быть, вы решили, что задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать все подряд, лишь бы ваш список был дос­таточно длинен? Подумайте, не попали ли вы в ловушку «Кто больше?». Не стреми­тесь ли вы всегда только к выигрышу? Часто ли видите ситуацию соревнования там, где ее вовсе не предполагалось? Просмотрите свои ответы: сколько из них действи­тельно характеризуют вас, а сколько написано случайно, просто так?

Отмечено, что у неуверенных в себе людей уровень самопрезентации либо дос­таточно низкий (или средний, приближающийся к низкому), либо очень высокий (более 22).

Если ваше самоописание начинается с таких слов, как «юноша», «мужчина», «девушка», «женщина», «жена», «муж», «сын», «брат», «живу в городе Н.», «живу на такой-то улице» и т.п., то вы использовали так называемые ролевые и формально-биографические характеристики. Посмотрите внимательно, сколько у вас таких ха­рактеристик, какое место они занимают в вашем автопортрете? Если их большинство, то получается, что вы - лишь сумма социальных ролей, возраста, других формальных характеристик.

Но где же в этом вы - такой, какой есть на самом деле? Людей, обладающих именно такими ролевыми и биографическими характеристиками, очень много. В чем проявляется именно ваша индивидуальность? Если зачеркнуть все эти ответы, что останется? Вы действительно больше ничего не видите в себе или выдвинули их впе­ред, чтобы не думать о чем-то другом? Тогда о чем? Действительно ли вы хотите спрятаться от самого себя?».

3. Тип ответов.

Мы уже упоминали о повторяющихся ответах, свидетельствующих о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. Это наиболее яркий и простой случай. Часто бывает так, что ответы как будто разные, но говорят об одном и том же. Например, о том, каким вы кажетесь другим людям, или о ваших планах на будущее, о проблемах с окружающими и т.д. Обычно так проявляются проблемы, наиболее важные для вас, те, которые во многом определяют ваше поведение, порой даже не­осознанно.

Есть ли у вас такая проблема? Какая она?

4. Время, на которое указывают ответы.

К какому времени относятся ваши ответы: к прошлому? К будущему? К на­стоящему? Может быть, они вообще вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому, почему так получилось? Ваше прошлое вам кажется лучше, чем настоящее? Или, напротив, в прошлом было что-то, что мешает вам жить и сегодня? Подумайте, не прячетесь ли вы во вчерашнем дне от сегодняшних задач и проблем? Или вы предпочитаете для этих целей день завтрашний и ваши ответы в основном о том, что будет завтра? Вот завтра вы найдете хорошую работу... Встретите свою «вторую половинку» и тогда... Подумайте, связывая все в своей жизни с будущим, что вы оставляете дню сегодняшнему? Каковы вы сегодня?

Если большинство ответов оказались вне времени, то есть они относятся к сегодняшнему дню так же, как к вчерашнему и завтрашнему, значит ли это, что у вас нет ощущения, что вы меняетесь, что каждый день ставит перед вами новые задачи? Вам нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, вы просто боитесь меняться, боитесь того нового, неизвестного, что может проявиться в вас? Не лишаете ли вы себя тем самым шанса приобрести какие-то новые качества, взгля­ды, идеи?

Свидетельством полноценного ощущения времени своей жизни будет высту­пать список, в котором в ответах сочетаются прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше.

Шаг 2. Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если названное качество вам в себе нравится, «-», если не нравится, «О» если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков.

Каких больше - положительных или отрицательных? А может быть, в основ­ном нули или знаки вопроса? Это свидетельство вашего отношения к себе - прини­маете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь. Конечно, отношение к себе - более сложное понятие. Это лишь первые показатели. Но они тоже о многом говорят.

Шаг 3. Разделите ответы на четыре категории.

    Я такой, потому что это зависит от меня (обозначьте этот ответ буквой Я).

    Я такой, потому что это зависит от других (буква Д). От кого, кстати?

    Я такой, потому что это зависит от случая, судьбы, рока (буква Р).

    Я такой, потому что просто так получилось, это ни от кого не зависит (бук­ва Н). Этой же буквой отметьте ответ «Не знаю».

Теперь посчитайте, сколько у вас ответов каждой категории.

Каких ответов у вас больше? Если «Д» или «Р», возможно, вы считаете себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы. А может быть, вы вообще ду­маете, что человек - это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказывае­тесь ли вы тем самым от самого себя, от того, чтобы чувствовать себя хозяином сво­его собственного «Я»?

Если у вас преобладает буква «Я», значит, вы точно ощущаете себя хозяином самого себя. Но если этих букв у вас больше 75% от общего количества ответов, за­думайтесь, не видите ли вы почти во всех случаях причину только в себе, не приводит ли это к тому, что вы пытаетесь контролировать в своей жизни все события? Другими словами, не объясняете ли вы все, что с вами происходит, какими-то свойствами, при­сущими именно вам? Не пришел вовремя троллейбус - это потому, что я такой неве­зучий. Пропало что-нибудь - это потому, что я такой невнимательный (как будто у других никогда ничего не теряется) и т.п. Особенно следует обратить на это внимание в тех случаях, когда у вас проявляется отрицательное отношение к себе.

Если чаще всего встречается буква «Н», возможно, вы опять от кого-то пряче­тесь или от чего-то убегаете, лишая себя шанса проанализировать и понять кое-что в себе, в своей жизни, в том, почему вам везет или не везет. Почему вы этого не де­лаете? Не хотите? А может, вы боитесь, что станете более беззащитным, неуверенным

в себе? Но если вести себя гак, то может получиться, что все ваши силы будут ухо­дить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не останется ни сил, ни времени.

Кстати, замечено, что на защиту и удержание ситуации в состоянии, в котором вы находитесь, не давая произойти дальнейшим событиям, сил уходит столько же, а иногда и больше, чем если бы вы позволили ситуации развиваться, а себе - двигаться вперед.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г. В ней использован прием Т. Дембо, при помощи которого исследовались представления человека о своем сча­стье. С.Я. Рубинштейн ввела 4 шкалы вместо одной.

Стимульный материал . 4 линии длиной в 10 см. Под первой надпись «здоро­вье», под второй - «умственное развитие», под третьей - «счастье», под четвертой -«характер».

Инструкция . Каждый человек оценивает свои способности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией: нижняя точка символизирует самое низкое развитие, а верхняя точка - наивысшее. На каждой линии необходимо отметить черточкой тот уровень, на котором, по-вашему мнению, находятся сейчас ваши достижения, а крестиком - уровень развития этих качеств или достижений, при котором вы чувствовали бы себя удовлетворенным.

Обработка результатов . После проведения методики подсчитывается количест­во сантиметров, отмеренных черточкой и крестиком на каждой линии. Количество миллиметров равно количеству баллов (54 мм = 54 балла). По каждой шкале подсчи­ тывается:

а) уровень притязаний в отношении данного качества (количество миллиметров до отметки крестиком);

б) уровень самооценки (количество миллиметров до отметки черточкой);

в) величина расхождения между уровнем притязаний (а) и уровнем самооценки (б). Если а < б, то результат выражается отрицательным числом.

Количественная характеристика параметров

Параметры

Низкий

Нормально средний

Нормально высокий

Очень

высокий

Уровень притязаний

Самооценка

Количественная характеристика параметров

Средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются с данными, представленными в таблицах.

1. Уровень притязаний:

    реалистический уровень притязаний характеризуется результатом от 60 до 89 баллов;

    наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень притязаний (75-89). Этот показатель свидетельствует об оптимистических пред­ставлениях человека о своих возможностях:

    90-100 баллов характеризуют нереалистическое, некритическое отношение человека к своим возможностям. Для старших школьников это небла­гоприятный показатель, т.к. нереалистический уровень притязаний харак­теризует незрелую личность;

    ниже 60 баллов - индикатор неблагоприятного развития личности (низкие притязания);

    если очень высокий или очень низкий показатель притязаний по первой шкале, то это может говорить о повышенной значимости данного качества или декларируется пренебрежение.

2. Уровень самооценки:

    45-60 балла - реалистичная, адекватная самооценка;

    60-74 балла - оптимальная для развития личности;

    75-100 баллов - завышенная самооценка, указывает на отклонение в формировании личности;

    меньше 40 баллов - заниженная самооценка - личность незрелая, характеризует неумение правильно оценить свои результаты деятельности и срав­нить себя с другими.

Завышенная самооценка может указывать на «закрытость» человека от опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам и оценкам окружающих.

Испытуемые, набравшие менее 45 баллов, включаются в группу риска - это не­благоприятная ситуация развития личности.

3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки:

    нормальное расхождение - 8-22 балла: человек ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь, притязания основываются на оценке своих способностей и служат стимулом личностного развития;

    полное совпадение - 0-7 баллов: уровень притязаний не служит стимулом личностного развития. Если эти расхождения зафиксированы в верхней части шкалы, то это однозначно служит показателем завышенной самооценки. Если расхождение в средней части шкалы, то отношение человека к себе не носит конструктивный характер. Если расхождение в нижней части шкалы, то можно говорить о предельно заниженных представлениях о себе;

    расхождение в 23 балла и более свидетельствует о конфликте между тем, к чему человек стремится и тем, что он считает для себя возможным;

    особенно неблагоприятен случай, когда самооценка низкая, а уровень притязаний высокий. В этом случае уровень притязаний тормозит развитие личности;

РЕДКИЕ ОТВЕТЫ:

    уровень притязаний ниже уровня самооценки: конфликтное отношение к себе или определенной стороне личности;

    многочисленные исправления могут свидетельствовать о повышенном напряжении, ситуативной тревожности (особенно в моменты оценивания своей личности).

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагно­стику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех ва­риантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот от­вет, который в наибольшей степени соответствует Вашему собствен­ному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настрое­нии.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в группе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

    Я все делаю хорошо (любое дело).

    Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после шко­лы).

    В любом деле я считаю себя правым.

    Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощу­щаю это как собственное поражение.

    Мнe кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не пре­одолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согла­сий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, за­тем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат мо­жет находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке;

от -3 до +3 - о средней самооценке;

от +4 до +10 - о высокой самооценке.

2.1.Описание используемых методик

Методика А.И. Липкиной «Три оценки»

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

Совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

Характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

Устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы .

Тест «Оцени себя сам»

Исследование самооценки детей 7-10 лет можно проводить при помощи теста «Оцени себя».

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала - вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней - отрицательные.

Слова, образующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5-6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают оценить себя, и объясняют принцип размещения качеств на шкале .

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание .

Выводы ко второй главе

Для диагностики наиболее значимых свойств самооценки (таких, как адекватность, дифференцированность, устойчивость, автономность) рекомендуется использовать методики: модифицированную методику Дембо–Рубинштейн «Волшебные горы» (данная методика основана на непосредственном оценивании детьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и др.)

методику «Три оценки» (методика разработана А.И.Липкиной, и для ее реализации детям младшего школьного возраста предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Экспериментатор оценивает работу ребенка тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной); методику по изучению самооценки (этот личностный опросникпозволяет определить степень адекватности самооценки ребенка 9-17 лет).

Использование представленных методик позволяет сделать вывод об адекватности, дифференцированности, автономности, устойчивости самооценки ребенка и об уровне его притязаний.


Выводы

В психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс, в его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида: самооценка является частью концепции "Я", т.е. как "эмоционально-ценностное" отношение к себе; самооценка понимается как когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию субъекта о себе; самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, оценка его с точки зрения определенной системы ценностей.

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.

С ней тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.

Индивид оценивает себя двумя способами: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; сравнивая себя с другими людьми.

Она в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.

Существуют различные методики исследования самооценки личности. К ним относятся методика А.И. Липкиной «Три оценки». В данной методике определяют уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументацию самооценки.

Также можно исследовать самооценку с помощью теста «Оцени себя сам», в которой определяют адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку тестируемых.

Исследуя самооценку по методике Дембо-Рубинштейн также можно определить высоту самооценки: высокую, низкую, среднюю. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Педагогика, 1984. - 296 с.

2. Бодалева А.А. В мире подростка– М., 1980.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.

4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Вып (1), 1989.

5. Витюк О.Ю. Межличностная аттракция как основа уровня самооценки личности // Практическая психология и социальная работа – 2007г. № 8 – с. 56-60

6. Джеймс У. Личность. – М., 1982.

7. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности/. Самара, Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

8. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М., 1981.

9. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1989.- 175с.

10. Кон И.С.Открытие «Я». – М., 1987с.112

11. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. - 167 с.

12. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М" 1983.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2.е изд. -Т. 23.- С. 62.

14. Молчанова О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010.- 392 с.

15. Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. – СПб, 2002.

16. Рогов Е.И. Психология человека. – М.; 1999.

17. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М" 1972.

18. Столяренко Л.Д. , Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999.

19. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.- 144с.


Похожая информация.


Психодиагностика самосознания направлена на выявления продукта самосознания – представления о себе. Самооценка – важный фактор, в значительной мере определяющий поведение человека, направление его деятельности и общение с окружающими.

Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно. Наиболее часто практикующие психологи используют методики самооценки личности, разработанные С.А. Будасси, Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, а также Л.П. Пономаренко.

Методика самооценки личности Будасси

Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни и социуме, то есть с одной из основных потребностей человека.

Тестирование С.А. Будасси позволяет измерять самооценку в количественном выражении, основываясь на ранжировании. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. При этом качества, которые человеку свойственно приписывать самому себе, не всегда адекватны. Методика самооценки личности Будасси определяет уровень и адекватность самооценки, как соотношение между идеальным и реальным Я.

Самооценка личности происходит двумя путями:

  • Сопоставляя уровень своих желаний с реальными достижениями;
  • Сравнивая себя с другими людьми.

При этом она всегда субъективна, а ее показателями являются уровень и адекватность.

Собственное отношение к себе складывается у человека под влиянием оценок окружающих людей, это распространяется на отдельные формы активности: поведение, общение, деятельность и переживания. Методика самооценки личности Будасси предполагает оценку четырех блоков качеств, каждый из которых является отражением одного из уровней активности личности. По результатам исследования самооценка может быть:

  • Оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой – излишней критичности к себе;
  • Неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая.

Данная методика самооценки личности также позволяет выявить заниженную самооценку, то есть ниже реальных возможностей человека. Это, обычно, приводит к робости, неуверенности в себе и как следствие, невозможности реализовать свои способности. Такой человек боится поставить перед собой сложные цели, ограничиваясь решением обыденных задач.

Неадекватная самооценка нарушает процесс самоуправления и зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Человек с завышенной самооценкой провоцирует конфликт из-за пренебрежительного отношения к другим и неуважительного обращения с ним. При заниженной самооценке люди чрезмерно критичны, они требовательны к себе и не менее требовательны к другим. Из-за этого также могут возникать конфликты, так как такой человек не прощает промахов и склонен постоянно подчеркивать недостатки других, хоть и делает это из лучших побуждений.

Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания.

Только познав и оценив себя, человек может сознательно контролировать свое поведение и заниматься самовоспитанием.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн

Эта методика названа по имени двух ее авторов, Тамары Дембо и Суссаны Яковлевны Рубинштейн. Дембо разрабатывала свою методику для изучения представлений о счастье, а Рубинштейн создала ее модификацию для изучения самооценки, расширив по количеству шкал и вариантам интерпретации.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн основана на непосредственной оценке по шкале ряда личных качеств, таких как характер, здоровье, способности и др. В рамках этого тестирования, обследуемые должны на вертикальных линиях отметить знаками уровень развития у них определенных качеств и притязаний, то есть какое развитие этих качеств могло бы их удовлетворить. Основными параметрами самооценки является ее высота, устойчивость и реалистичность. Эта методика самооценки личности часто используется психологами в практической работе со школьниками.

Методика «Дерево»

Изучение самооценки качеств личности по методике Л.П. Пономаренко используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Эта методика направлена на определение особенностей протекания адаптационного процесса и позволяет выявить возможные проблемы ребенка.

В ходе тестирования детям предлагается лист бумаги, на котором изображено дерево с расположенными на нем и под ним человечками. Рассмотрев внимательно дерево и человечков обследуемый должен обвести фломастером красного цвета ту фигурку, с которой он себя ассоциирует, а зеленого – человечка, на месте которого он бы хотел находиться. При этом каждая ветка дерева может быть равна личным достижениям и успехам. Каждому человечку присвоен номер. Интерпретация результатов выполнения этой методики самооценки личности проводится исходя из того, какие позиции выбирает школьник.