Воля, ее основные характеристики. Механизмы волевого усилия. Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

воля усилие рефлекторный активность

Современное понимание волевого процесса характеризуется системностью. Эта системность обеспечивается тем, что произвольные процессы обеспечивают контроль за выполнением действия, сознательное и преднамеренное управление деятельностью. Анализ взглядов различных авторов показывает, что количество выделяемых функций несколько различается. Так, в работе С. А. Шапкина, построенной на анализе концепции воли Х. Хекхаузена и его ученика Ю. Куля, выделяются три функции волевых процессов: инициирование действия; поддерживание первоначального намерения в актуальном состоянии; преодоление препятствий, возникающих на пути реализации намерения.

В работе Е. П. Ильина выделено четыре функции: самодетерминация; самоинициация; самоконтроль; самомобилизация и самостимуляция. Легко заметить, что самоинициация соответствует инициированию действия, самоконтроль - поддерживанию актуального намерения; а самомобилизация и самостимуляция - преодолению препятствий. Только функция мотивации не находит соответствия в системе взглядов Х. Хекхаузена и Ю. Куля, поскольку, как мы уже отмечали, этими исследователями мотивация была отделена от волевого состояния сознания.

Если попытаться дать краткую характеристику теории контроля за действием Ю. Куля, то следует, прежде всего, отметить, что в отличие от традиционного понимания воли, Ю. Куль опирается на современные представления о системном строении психики человека и пытается исследовать волевую сферу личности как систему, состоящую из достаточно автономных субсистем. Реализация функций целой системы контроля над действием возможна лишь при гибком, согласованном взаимодействии субсистем, обеспечивающих удержание в активном состоянии намерений и достижение целей в ситуации, благоприятствующей этому, а также прекращение целенаправленной активности в ситуации, неблагоприятной для этого. Понятие «воля» описывает категорию взаимодействующих психических функций, которые при возникновении трудностей реализации действия опосредуют временную, пространственную, содержательную и стилевую координацию отдельных механизмов внутри и между разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, система активации, моторика и т.д. Эти механизмы реализуются, как правило, на неосознаваемом уровне, но могут принимать форму осознанных стратегий. Тогда речь идет о мотивационном контроле, контроле внимания, перцептивном контроле, эмоциональном контроле, контроле активации усилий, контроле кодирования и оперативной памяти, поведенческом контроле.

Таким образом, современные представления о множественности процессов, опосредующих волевую регуляцию, побудили Ю. Куля и других психологов отказаться от понятия «воля» в традиционном смысле и заменить его понятием «контроль за действием». Кроме того, Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а когда регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции. О самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли. Другой тип волевой регуляции был назван им саморегуляция. Феноменологически это проявляется, прежде всего, в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При саморегуляции система действует по «демократическому» принципу, постоянный контроль «Я» более не нужен. Следует обратить внимание, что термины самоконтроль и саморегуляция используются Ю. Кулем в ином смысле, чем Е. П. Ильиным.

Что касается взглядов Е. П. Ильина, то он понимает произвольное управление как интегральное психофизиологическое образование, которое включает мотивы, интеллектуальную активность, нравственную сферу, т.е. психологические феномены, но, с другой стороны, базируется на свойствах нервной системы, на физиологических процессах. Рассмотрим подробнее составляющие воли в широком смысле слова. Опустим анализ мотивационного аспекта, поскольку он был подробно проанализирован нами выше. Начнем с самоинициации и самоторможения (далее просто - инициация и торможение).

Формирование побуждения - это мотивационный процесс, но для того, чтобы намерение осуществилось - действие необходимо запустить. Каким образом это происходит, остается одним из самых темных вопросов психологии. Н. Н. Ланге писал, что мы чувствуем мотивы к действию, затем мы ощущаем само действие, но переход между этими двумя состояниями остается вне сознания. Психический мир: Избранные психологические труды / Н.Н. Ланге; ред. М.Г. Ярошевский. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 , с. 331

Существует две основные точки зрения на данный вопрос. Первая - это представление об инициации, запуске произвольного действия непроизвольно, с помощью возникающих представлений и связанных с ними идеомоторных актов. Вторая - представление о запуске произвольных актов с помощью волевого усилия.

Сторонником непроизвольной инициации волевого действия был У. Джемс, который считал, что сущность волевого акта характеризуется элементом-решением «да будет». Т.Е. произвольное движение осуществляется по принципу идеомоторного акта. Идеомоторный акт - это переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (т.е. появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII веке английским врачом Хартли, а впоследствии был разработан психологом Карпентером. Предполагалось, что идеомоторный акт имеет неосознанную, непроизвольную природу. Однако дальнейшие исследования показали, что мышечные сокращения могут быть вполне осознаваемы. В настоящее время в спорте достаточно широко распространена идеомоторная тренировка, с помощью представливания определенных движений. Е. П. Ильин считает, что У. Джемс гипертрофирует роль идеомоторики, т.к. в большинстве случаев инициация осуществляется с помощью пускового импульса, а предпусковые влияния в этих случаях лишь облегчают запуск.

Аналогичные взгляды высказывал Г. Мюнстерберг, у которого воля, по существу, сведена к преднамеренной актуализации образа цели - представлению. Представление играет у него роль условного сигнала, а само действие, соответственно, носит условно-рефлекторный характер.

Под влиянием У. Джемса попытался разобраться в механизме запуска волевых действий и Н. Н. Ланге. Волевые импульсы он так же свел к идеомоторике.

Представления о сознательной инициации волевых действий связаны с мыслью о том, что их запуск всегда осуществляется с помощью волевого усилия. Однако это положение вызывает все больше сомнений, но не по поводу сознательного характера, а по поводу участия волевого усилия в этом процессе. Как следствие, предложение различать волевой импульс и волевое усилие. Под волевым усилием понимается сознательное и преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил человека. Волевое усилие характеризуется внутренним напряжением, для его проявления необходимо наличие трудностей. Но запуск действия может происходить и без усилия. Таким образом, целесообразно выделять в качестве пускового механизма к действию волевой импульс, а не волевое усилие. Их функции различаются. Функция волевого импульса заключается в запуске действия и в осуществлении перехода от одного действия к другому. Идея о запуске произвольных действий с помощью волевого импульса, а не только и не столько с помощью волевого усилия, проглядывает в высказываниях многих психологов (Селиванов В. И., Калин В. К. и др.). Природа волевого усилия еще не раскрыта. Но наиболее отчетливо волевые усилия проявляются при физическом напряжении. Н. Н. Ланге указывал на три момента, с которыми связано ощущение волевого усилия:

* изменение дыхания;

* идеомоторное напряжение;

* внутренняя речь.

Таким образом, можно предположить, что одним из механизмов усиления побуждения является мышечное напряжение. Оно усиливает возбуждение центров, из которых исходит волевой импульс начала и исполнения действия. Напряжение дыхательных мышц также приводит к усилению проприоцептивной импульсации в кору. Усилия могут быть физическими и интеллектуальными, мобилизующими и организующими. Такова основная проблематика функционального блока самоинициация.

Рассмотрим блок самоконтроля. Упоминание о самоконтроле встречается еще у Аристотеля, но как научный феномен это явление стало изучаться на рубеже примерно столетие назад, хотя по отдельным вопросам работы встречаются и раньше.

Одним из первых, кто занимался этой проблемой с психологической точки зрения, был З. Фрейд. Он связывал самоконтроль с инстанцией «Я». В нашей стране самоконтроль рассматривали Н. Н. Ланге, Н. А. Белов. Но эти работы малоизвестны. Лишь в 60-х годах эти вопросы стали широко обсуждаться, чему способствовало проникновение идей кибернетики в психологию и физиологию. Идеи об обратной связи привели в итоге к созданию моделей механизмов предвидения, сличения и т.д. (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин). Основаниями для пересмотра Павловской идеи о рефлекторной дуге послужили факты, согласно которым один и тот же эффект мог достигаться разными путями. Были предложены различные схемы управления с помощью рефлекторного кольца. Большое распространение получила модель функциональной системы П. К. Анохина. Модель включает блок афферентного синтеза, блок принятия решения, акцептор результата действия и эфферентная программа самого действия, получение результатов действия и формирование обратной связи для сличения полученных результатов с запрограммированными. На протекание афферентного синтеза влияют обстановочная и пусковая афферентация, память и мотивация субъекта. Блок решения связан с уверенностью или неуверенностью человека в принимаемом решении, на что влияет наличие информации у субъекта, новизна ситуации, личностные характеристики. В программировании действия человек анализирует вероятность достижения поставленной цели, наличие или отсутствие информации. При неполной информации разрабатываются разные программы. В процессе выполнения действия и/или по его окончанию происходит контроль, сличение обратных результатов с тем, что ожидалось, при необходимости идет корректировка полученного результата.

Функции обратной связи заключаются, прежде всего, в предоставлении сведений о начале, законченности-незаконченности действия, в корректировании при помехах, в обеспечении научения. Обратная связь может быть внешней и внутренней. Внешняя обратная связь используется преимущественно для контроля за результатом, внутренняя - за характером действия. Внешнее кольцо обратной связи замкнуто только функционально, но не морфологически, внутреннее - замкнуто и функционально, и морфологически.

На начальных стадиях овладения действием высока роль внешнего (и прежде всего - зрительного) контура обратной связи. Затем повышается роль внутреннего контура. Кроме того, есть также данные о том, что на первых этапах высока роль кинестетической информации, а затем ведущей становится вербальная информация. Можно, таким образом, сделать вывод, что важен не только контур, но и вид информации.

Действие следующего блока - механизма сличения - может давать сбои, что во многом связано с лимитом времени.

Следует заметить, что вопрос о функциях самоконтроля достаточно сложен. Одни подразумевают под ним способность сдерживать первые низменные побуждения и подчинять их более высоким целям (например, Сэлли), другие считают, что самоконтроль предполагает умение критически отнестись к своим поступкам (Собиева Г. А.), третьи видят в нем инструмент сознательного планирования деятельности (Кувшинов В. И.). Приведенные трактовки самоконтроля отличаются достаточной широтой понимания. Существуют и более узкие интерпретации самоконтроля, которые сводят функции самоконтроля к проверке (Ительсон Л. Б. - самопроверка в деятельности; Арет А. Я. - процесс слежения за собой, проверки себя; Рувинский Л. И. - корректирование деятельности).

Является ли навык произвольным действием - вот вопрос, по которому в пределах данного функционального блока ведется много споров. Здесь нет единства мнений, но многие исследователи считают, что навык остается произвольным действием, меняется только контроль над его осуществлением. Согласно Е. П. Ильину, автоматизация - это лишь приобретенная в результате обучения возможность отключения динамического контроля за действием, не предполагающая обязательность и неизбежность такого отключения.

Блок самомобилизации практически имеет дело с волевой регуляцией, которая, согласно взглядам Е. П. Ильина, является частным видом произвольного управления. В быту это понятие часто отождествляют с силой воли, очевидно, потому что оно связано с преодолением трудностей. При этом содержание волевой регуляции понимается разными психологами по-разному: как сила мотива; как борьба мотивов; как изменение смысла действия; как включение в регуляцию эмоций. Во всех этих трактовках главным условием мобилизации энергии считается волевое усилие, хотя, как было отмечено выше, природа его до сих пор не ясна.

Некорректно определять силу воли как самостоятельное волевое качество (Корнилов К. Н., Платонов К. К.) или как некий абстрактный показатель (Немов Р. С.). Более правильно говорить о различных проявлениях силы воли, называемых волевыми качествами. В этике волевые качества считаются моральными, а их проявление зависит от нравственных черт характера. Отсюда проистекает оценочный подход к воле. Но едва ли такой подход правомерен. Морально следует оценивать поведение, а не качества.

В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Волевые состояния изучались Левитовым Н. Д. и другими исследователями. Е. П. Ильин относит к волевым состояниям состояние мобилизационной готовности, состояние сосредоточенности, состояние решимости и др.

Состояние мобилизационной готовности изучалось в основном спортивными психологами (Пуни А., Генов Ф.). Но оно проявляется не только в спортивной деятельности. Оно отражает самонастраивание на полную мобилизацию своих возможностей, причем нужных именно для данной деятельности. Мобилизации способствует четкая постановка задания. Иногда включаются эмоциональные механизмы, поддерживающие это состояние. Во многих случаях прямой зависимости между мобилизацией и ее результатами нет.

Состояние сосредоточенности связано с преднамеренной концентрацией внимания, что обеспечивает эффективность восприятия, мышления, запоминания и т.д. В качестве физиологической основы состояния сосредоточенности выступает доминанта А. А. Ухтомского. Организму выгодно ограничивать индифферентную впечатлительность.

Состояние решимости предполагает готовность к действию, готовность инициировать действие при наличии риска или неприятных последствий. Оно достаточно кратковременно и связано с самодисциплиной.

Говоря о волевой регуляции нельзя не затронуть вопроса, как она соотносится с эмоциональной регуляцией. Эти два вида регуляции связаны, но не тождественны. Очень часто они вообще проявляют себя как антагонисты. Вспомните аффект, - как правило, он подавляет волю. Оптимальным, наверное, будет такая их комбинация, когда в личности сочетается сильная воля с определенным уровнем эмоциональности.

Воля и ее роль в регуляции деятельности. Структура волевого акта.

Общее понятие о воли.

Бывает так, что просыпаясь, мы не сразу вскакиваем с постели, а нежимся несколько минут, т. е. не спешим выполнять действия.

Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий, поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизни. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим выделяется два основных действия: активизация и торможение.

Волевые или произвольные действия возникают у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, отдергивание руки от горячего и т. д.

Сознательные действия направлены на достижение цели.

Особенности волевых действий

Именно сознательность характеризует волевое поведение. Но не всякая цель может быть достигнута сразу. Проходит в несколько этапов. Феноменология воли:

Воля нужна при выборе цели, принятии решений, преодолении препятствий.

Признаки волевого поведения:

1.Преодоление препятствий(внутреннего или внешнего). Внутренние – это побуждение человека, направленные на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется гулять, а нужно делать уроки.

2.Осознанность.

3.Связь с мыслительной деятельностью и чувствами.

Функции воли:

1. Выбор мотивов и целей

2.организация психических процессов, выполняемых человеком.

3.мобилизация возможностей при преодолении препятствий.

Структура волевого действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда человек ясно видит свою цель, то сразу же переходит к действиям, то говорят о простом волевом акте. Например, просыпаетесь, и сразу встаете с кровати. Даже если не хочется вставать, вам не требуется много усилий и действий, чтобы достичь цели.



Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием встают дополнительные звенья. Например, чтобы получить диплом, необходимо в течение 5 лет ежедневно ходить в вуз, готовиться к занятиям, писать рефераты… основными моментами (фазами) сложного волевого действия выступают:

  1. Возникновение побуждения . Это побуждение ведет к пониманию человеком того, что он хочет, к осознанию своей цели. Но не всякое побуждение носит осознанный характер н-р, «Пойди туда, не зная куда». В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание . Если мы осознаем лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией и потребность осознается нечетко, то причиной побуждения м. б. влечение. Оно обычно смутно, неясно: человек понимает что ему что-то не хватает, а что именно не знает. «Он сам не знает, что ему нужно». Влечение – примитивная биологическая форма активизации личности. Из- за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, что ему нужно. Влечение – переходящее явление и потребность может либо угасать, либо переходить в желание. Желание - это знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание переходит в мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Для желания характерна осознанность цели, причин. При этом осознаются возможные средства и пути к достижению цели.
  2. Борьба мотивов . Это мысленное обсуждение человеком всех плюсов и минусов действий, как надо действовать. Борьба мотивов сопровождается внутренним напряжением и представляет собой переживание внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, личными мотивами и общественными интересами, «хочу» и «должен»… Представьте себе ваши два самых любимых желания, которые нельзя осуществить одновременно. Какое из них хотели бы получить первым? Задумались? Это и есть борьба мотивов. В психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривалось как ядро волевого акта. Выделяют внутреннюю и внешнюю борьбу мотивов. Внутренняя включает обдуманность действий, обсуждение поступка предстоящего, человек может бороться сам с собой. Внешняя борьба мотивов может проявляться в трудовых, научных коллективах, когда сталкиваются разные точки зрения. При борьбе мотивов человек может выбирать разные пути решения своих проблем: действовать или не действовать, лгать или нет… Т. е. в волевой процесс включаются мыслительные процессы.
  3. Мысленное моделирование ситуаций . Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении.
  4. В борьбе мотивов оформляется цель деятельности , осмысливается ее основная специфика. После того как принимается какое-то решение человек испытывает определенное облегчение. Это связано с тем, что наше мышление переключается на другое- мы думаем о том, как выполнить задуманное и внутренняя напряженность, вызванная борьбой мотивов начинает снижаться.
  5. Затем выбирают средства для ее осуществления. Есть легкие пути достижения цели (списать, болеть, для достижения «отличника», а есть сложные пути – прочесть много л-ры, ходить в библиотеку…
  6. Исполнение волевого действия. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении – это внутренняя подготовка будущего действия, это стремление к осуществлению цели. Н-р, студент принимает решение (намерение) в следующем семестре учиться на 5. Однако только намерения для исполнения волевого акта не достаточно. Это требует и приготовления заданий и т. д.

Чтобы решение перешло в действие, необходимо заставлять себя делать это, т. е. принимать волевое усилие. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии, это форма эмоционального стресса, помогающая человеку преодолеть трудности.

Детерминанты волевого усилия. (Рогов. С. 362)

Волевое усилие отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Факторы, влияющие на интенсивность волевого усилия:

  1. мировоззрения личности
  2. моральная устойчивость личности
  3. степень общественной значимости поставленных целей
  4. установка по отношению к деятельности
  5. уровень самоуправления и самоорганизации личности

Психологическая структура волевого акта (Рогов. С. 365)

Характеристика волевого действия (волевые качества)

Волевое действие каждого человека является отражением его индивидуальностии относительно устойчивой структуры личности. Именно воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами.

1. Одной из х-к является сила воли . Это внутренняя сила личности, хотя может иметь внешние проявления. Проявляется через препятствия.

2. Целеустремленность- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Так как человек ставит разные цели (отдаленные или близкие), то различают целеустремленность стратегическую (умение личности руководствоваться в жизни определенными принципами и идеалами) и целеустремленность оперативную (умение ставить ясные цели для отдельных действий).

3. Инициативность. Основывается на новых идеях, планах, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, изменения привычного течения дел, они не могут предпринять что-то сами. Именно инициативные люди часто становятся лидерами.

4. Инициативность тесно связана с самостоятельностью. Она проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждении.

5. Выдержка. Позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент. Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечит успех в достижении поставленной цели. Выдержка- это проявление тормозной функции воли.

6. Решительность. Это умение принимать быстрые решения. Решительность проявляется в выборе цели, в выборе правильных действий и средств достижения.

7. Самооценка, самоконтроль. Самооценка должна соответствовать самоконтролю, быть не завышено и не заниженной. Золотая середина самооценки обеспечивает 100% самоконтроль. Н-р, отрицательная самооценка ведет к тому, человек будет преувеличивать свои отрицательные качества, потеряет веру в себя и откажется от деятельности. Положительное отношение к себе приведет к самолюбованию.

Происхождение воли в онтогенезе. (Ильин Е.П. Психология воли. С. 167)

Имеются две противоположные точки зрения по вопросу о происхождении воли. И.М. Сеченов полагал, что волевые акты не даются готовыми от рождения, а проходят сложные этапы развития, начиная с рпождения. Беспорядочные движения превращаются в заученные, но еще не произвольные и лишь когда на основе возникающих ощущений у человека формируются представления и появляются произвольные движения.

Вундт (1912) считал произвольные движения первичными, а непроизвольными вторичными, возникающими на базе первых в результате автоматизации.

Павлов И.П. подчеркивал, что ни врожденность, ни приобретеннотсь произвольных движений не доказаны, но считал, что произвольные движения приобретаются.

Этапы формирования произвольного движения:

  1. Раннее детство. Развитие произвольного движения связано с осуществлением познавательных действий и с подражанием взрослых. Манипуляции с вещами приводят к определенным действиям. До двух летнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета (н-р, не имея ложки, показать как ею пользоваться). Поэтому существенным шагом в развитии произвольного движения является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка является представляемым. В 3 года действие без реального предмета могут сделать 94% детей. В период от 2-3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Поэтому у ребенка должна быть прочная выработка на два словесных сигнала взрослого: на слово «надо» и «нельзя». Эти слова учат способности к самообладанию, самостоятельности.
  2. Преддошкольный возраст. Игра – основа дошкольников. Дети способны сдерживать свое импульсивное поведение от 4 до 6 лет втрое раз дольше. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, обнаруживается послушание, обусловленное чувством обязанности и в случае невыполнения какой- либо обязанности, чувством вины перед взрослым. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: задание доводит до конца. Слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое проявление силы воли.
  3. Младший школьный возраст. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинает развитие сдержанности (выдержки) и терпения как основы дисциплинированного поведения. Начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание учебного материала, произвольное внимание, упорство в решении мыслительных задач. Развивается самостоятельность, но проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у него эмоций и желаний, а не в результате осмысленности ситуации. Нарастание самостоятельности и развитие самосознания толкают школьников на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение они считают проявлением своей взрослости и независимости. Часто защищая свои решения, суждения, поступки, школьники проявляют упрямство. Проявление упрямства расценивают как упорство, настойчивость. У младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Развитию воли способствует ряд обстоятельств: - связь заданий с потребностями и интересами школьника; - обозримость цели; - оптимальная сложность задания. Слишком легкие задания расхолаживают, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевого усилия; - наличие инструкции по выполнению задания.
  4. Подростковый возраст. Происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции. В тоже время волевая сфера слишком противоречива. Это связано с тем, что при возросшей активности подростка волевые механизмы еще недостаточно сформированы. Внешние стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) подростком воспринимаются иначе, чем в детстве. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, в следствие утверждения своего Я, права на собственное мнение. Половое созревание увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения, это тоже приводит к изменению волевой сферы: затрудняет применение запрещающих санкций, снижается выдержка, самообладание.
  5. Старший школьный возраст. Проявляют высокую настойчивость в достижении своих целей, резко увеличивается способность к терпению. Усилено формируется моральный компонент воли.

Патология воли.

Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли - уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами - мышлением, умом, интеллектом. В качестве примера обратимся к размышлениям поэта Н. Доризо:
Ум, он не только лишь ум,
Но характера свойство,
Сила характера и беспокойство.
Воля не существует сама,
Воля есть высшая степень ума.

Психологический дар поэта справедливо отметил неразрывную связь мышления с характером, волей, умом. Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения. «Повивальной бабкой мысли» становится воля. Можно сказать, что воля - это мысль, переходящая в дело. Воля без рассудка слепа, рассудок без воли - калека. Воля должна сочетаться с гибкостью разума. Воля есть мужество ума, приводящее к действию во имя поставленных целей.

«Высокий ум и низкая воля - чудовищная, насильственно обрученная чета», - изрек испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными. «Разум - вечное правило для руководства волей» - эти слова Ф. Шиллера можно отнести к высокоразвитой личности с активной жизненной позицией.

Драматично также сочетание низкого интеллекта и сильной воли. Воля без ума опасна. Чаще всего это -упрямство (дефект воли), выступающее под видом силы, но направленное не на дело, а на тупое следование своим прихотям, как правило противоречащим здравому смыслу. Упрямство цепляется за мелочи, оно бессодержательно. Воля же ориентирована на большую цель.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:
- интернальный (внутренний) локус контроля - склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;
- экстернальный (внешний) локус контроля - склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу» , обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску - характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:
- мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах, или голова в кустах»);
- мотивацией избежания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью: «тише едешь - дальше будешь»).

Проявление воли (точнее было бы - силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Ярким примером этого могут служить главы о воле в ряде учебников (К. М. Гуревич ; П. А. Рудик ), в которых вообще не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации
понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

В одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «...Анализ показывает, - писал он, - что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» . Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

Однако через несколько лет В. А. Иванников изменил свою позицию. В работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства. По этому поводу авторы писали: «...если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е. устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального
владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т. е. личностных свойствах» .

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В. И. Селиванов. Говоря о смелости, он подчеркивал, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что «смелость, как и другие волевые качества, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализованным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск [курсив мой. - Е. И.], чтобы добиться успеха» .

Наличие ситуативных проявлений силы воли создает известные трудности
в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности (наличии) какого либо волевого качества мы судим с учетом того, как успешно человек справляется с трудностями. Но всегда ли эта успешность зависит только от волевых усилий? Если не всегда, то не подменяется ли тогда волевое качество как характеристика волевой регуляции характеристикой произвольного управления - мотивацией? И как выделить в этом случае вклад волевого усилия в преодоление какой либо трудности? Например, смелый поступок может быть обусловлен как волевым качеством смелости, так и состоянием человека. Многие внешне героические поступки совершаются под влиянием аффекта, от безысходности ситуации, а не оттого, что человек смелый.

Имеет значение не только наличное состояние, но и оценка человеком значимости данной ситуации. В одном случае, несмотря на усталость, он будет проявлять силу воли, в другом, если посчитает, что ситуация не содержит в себе ничего важного для него, проявлять силу воли не будет.

А. И. Высоцкий, изучая проявление упорства (называемого им «настойчивостью»), выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе). Причем у разных испытуемых эти причины были различны. И тогда возникают вопросы, на которые автор, к сожалению, не дал ответа. Одинакова ли побудительная сила этих причин? Постоянно ли проявляется действие этих причин при решении трудных задач? Что побуждает испытуемых проявлять силу воли: мотив стремления к успеху (мотив достижения) как постоянная характеристика личности или ситуативный фактор - азарт соревнования с другими испытуемыми? А отсюда возникает главный вопрос - насколько характеристики данного волевого поведения зависели от волевого качества упорства? Для того чтобы это выяснить, требовалось уравнять влияние всех ситуативных факторов, а также измерить проявление упорства у одного и того же испытуемого несколько раз и в разных ситуациях.

Таким образом, необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях).

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности,
содержания, количества и классификации волевых качеств.

Начну с того, что говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» - невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности.

Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» . В другом издании этой же книги В. А. Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование - волю - пока не подкреплено какими либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга... Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» .

Действительно, если придерживаться узкого взгляда на волю, т. е. рассматривать ее как проявление волевых качеств (силы воли), то вроде бы получается, что понятие «воля» происходит от понятия «волевые качества» как родовое обозначение последних. Но тогда возникает вопрос: почему эти качества называются волевыми? В рамках такого подхода ответа мы не найдем. Следовательно, воля так называется не потому, что она отражает существование волевых качеств, а волевые качества называются так потому, что они отражают существование воли, поскольку эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность - силу воли.

Однако понимание воли как произвольного управления позволяет относить
к разряду волевых качеств особенности произвольного поведения, а не только волевой регуляции (напомню, что лишь волевая регуляция имеет ту специфику, в которой используются значительные волевые усилия). Это создает трудности в классификации волевых качеств.

Очевидно не случайно в учебниках по психологии определение понятия «волевое качество», как правило, не дается. Мне удалось найти только два описательных, объяснительных и одно прямое определение этого понятия.

По мнению В. А. Крутецкого , волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности
называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» .

Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б. Н. Смирновым определения, я скорректировал его следующим образом: волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях,
обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В. Дойлем , который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду - не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия. С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других - что это способность человека, в третьих - что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества - это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям - и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.

Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П. Ильин ). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности - типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и
от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Человек способен преднамеренно распоряжаться своими энергетическими ресурсами, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. При встрече с трудностями это происходит с помощью волевых усилий. Волевое усилив проявляется каждый раз, когда субъект обнаруживает недостаток энергии, необходимой для достижения цели, сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с встречающимися препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека.

Наука отвергает примитивное представление о волевом усилии лишь как средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он трудится только в изматывающем режиме. При такой "регуляции" неизбежны вредные последствия для организма (переутомление, неврозы и т.п.), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных состояний.

Развита я воля пред полагает экономное расходование нервнопсихической энергии, когда сознательные импульсы направлены не только на усиление и ускорение процессов, но при необходимости - и на их ослабление или замедление. Именно волевой человек может отключиться от раздражающих помех, заставить себя в положенное время отдыхать или спать, тогда как слабовольный не умеет бороться со своей пассивностью и со своим психическим перенапряжением.

Но не всякое усилие человека является волевым. Следует различать преднамеренное и непреднамеренное усилия. Волевое усилие -это лишь преднамеренное усилие, когда субъект ясно сознает действия, видит трудности, которые препятствуют достижению этой цели, намеренно борется с ними, сознательно вызывая необходимое напряжение, направленное на регуляцию процесса деятельности (усиление - ослабление, ускорение - замедление и т. д.).

Непреднамеренное усилие может быть первичным (безусловно-рефлекторным) и вторичным (привычным, но малоосознанным, которое формируется у человека при повторении преднамеренного, т. е. волевого, усилия). Когда человек усваивает тот или иной навык, то на первых упражнениях он держит под волевым контролем все операции. Волевые усилия при этом находят выражение и во внешних реакциях - в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. По мере автоматизации навыка волевое усилие как бы свертывается и кодируется. И тогда человеку уже достаточно только одного сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, в виде мелькнувших в голове слов "это" или "надо" или даже междометия, чтобы что-то изменить в работе. При решении привычной задачи трудность может оказаться больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения. В этом случае возникает сознательная мобилизация активности, т. е. переход малоосознаваемых (вторичных) усилий в осознаваемые, волевые.

Без мотивации нет ни одного действия. С увеличением значимости и силы мотива возрастает возможность личности в мобилизации волевых усилий. Но эти понятия не следует отождествлять. Сила тех или иных мотивов чаще создает лишь общее напряжение, вызванное неудовлетворением той или иной потребности. Обнаруживается это и вне деятельности в форме, например, смутного беспокойства, тревоги, эмоций страдания и др. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной регуляции поведения и деятельности, при выборе цепи, принятии решения, планировании, самом исполнении. О волевом усилии мы скажем: это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях.

Велико значение волевого усилия в жизни человека. Но ведь никто не действует ради него. Оно чаще всего бывает эмоционально неприятным. Волевое усилие является лишь необходимым средством реализации мотива и цели. Волевое усилие хорошо поддается упражнению. В соответствии с этим психолога часто определяют волю как умение сознательно преодолевать трудности на пути к цели. Что касается мотивов, то с их формированием и упражнением дело обстоит значительно сложнее. Для целей воспитания важно усвоить не только идею о единстве мотивации и воли, но и идею об их различии, несовпадении.

Волевое действие, его структура.

Основной формой проявления активности человека является его трудовая деятельность. В структуре трудовой и всякой иной деятельности выделяются отдельные ее "единицы" - действия.

Действие - это законченная во времени и пространстве совокупность движений и умственных операций, объединенных единой сознательно поставленной целью. Человек изготовляет вещь, сажает дерево, решает алгебраическую задачу - все это действия, в которых наглядно представлена взаимосвязь психического и материального, регуляция сознанием процесса деятельности. Действия могут быть индивидуальные и коллективные, по собственному почину и по заданию других людей. Наряду с термином "действие" в психологии употребляют и термин "поступок".

Поступком обычно называют действие, в котором выражено осознанное отношение человека к другим людям, обществу, требующее моральной или юридической оценки.

Как мы видели, не все действия относятся к волевым. Критерием отнесения одних действий к неволевым, а других - к волевым является не отсутствие или наличие сознаваемой цели, а отсутствие или наличие сознательной борьбы человека с трудностями на пути достижения цепи. В импульсивных или давно заученных, стереотипных действиях нет этой борьбы с трудностями. Человека, у которого часто наблюдаются импульсивные или аффективные действия, справедливо называют слабовольным. Назовут слабовольным и того, кто "завяз" в рутине привычных действий и уже не способен к инициативе и творчеству.

Возникновение мотива к действию, осознание его, "борьба" мотивов, постановка цепи и принятие решения - содержание первой стадии волевого процесса. Вторая стадия - это выбор средств достижения цепи, планирование определившихся возможных путей реализации этой цели. Это важное промежуточное звено между постановкой цели и исполнением. Третья стадия - исполнение - включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата.

Все стадии волевого процесса взаимосвязаны. Мотив и цель так или иначе представлены в сознании человека на всем протяжении действия, волевое усилие является необходимым компонентом всех трех стадий волевого действия.

При выполнении задания формирование собственной цели действия индивида опосредствовано уже готовой целью, привносимой извне в виде требования, указания, рекомендации, приказа и т. д.

Система заданий приучает человека еще в детстве к волевому регулированию своего поведения. Постановка цели в инициативном действии формируется не самопроизвольно, а под воздействием обучения этому в заданных действиях.

Инициативное волевое действие всегда является избирательным актом. Это и вносит в первую стадию этих действий - постановку цели - свою специфику. Человек теперь уже должен не только осознавать следствия возможных своих действий, но осознавать и оценивать мотивы: побуждают ли они личность к активности в аспекте ведущих ее потребностей и устремлений или, напротив, подрывают их. Оценочная функция разума при действиях по заданию в какой-то степени еще может быть переложена на руководителя. При инициативном же действии человек должен от начала до конца все решать сам. Постановка цели в таких действиях сопряжена с большими внутренними трудностями, колебаниями и конфликтами между мотивами. В процессе перехода желания в категорическое хотение и намерение "буду делать это" происходит напряженная работа сознания по оценке и отбору побуждений.

Протекает ли процесс постановки цели без противоречий или при наличии борьбы мотивов, заканчивается он принятием решения. При положительном решении волевое действие развивается дальше и человек от постановки цели переходит ко второй стадии - к мысленному планированию исполнения.

Мысленное планирование всегда является раскрытием цели в конкретной совокупности знаний всех тех условий, которые обеспечивают ее реализацию в самом процессе деятельности. Это в равной мере относится ко всякому действию и поступку человека. Если ситуация хорошо известна, то обычно не возникает и никакого особого плана выполнения. Все привычные действия (умываться, позавтракать, сходить за покупками) совершаются по одному лишь побуждению, только в силу того, что условия для этих действий всегда налицо, а план их выполнения давно заучен, следовательно, необходимость в новом плане исчезает. Но как только эти условия изменяются, сразу же появляется настоятельная потребность в плане.

В объективной действительности заложены различные возможности для выполнения одного и того же действия. С ними связаны разнообразные варианты плана выполнения. Эти варианты могут вступать в противоречие между собой. В процессе этой внутренней "борьбы" вырабатывается тот окончательный план, по которому мы и действуем. При планировании коллективного действия творческое, критическое обсуждение происходит гласно. В результате коллективной работы принимается план, который наиболее полно отвечает задаче и возможностям ее решения.

Планирование в сложных действиях - это не только мыслительный, но и волевой процесс. Так, для того чтобы: 1) обдумать тот или иной план действия, необходимы волевой импульс и усилие; 2) выбрать из нескольких вариантов плана один, надо обнаружить решительность и применить усилие; 3) предотвратить поспешное принятие плана, следует проявить выдержку (равным образом необходимы волевые усилия, чтобы прекратить бесплодные колебания и медлительность); 4) не отступить от хорошего плана, нужно проявить упорство, настойчивость и т. д.

Предвидение - это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения поставленной цели.

Постановка цели и планирование не даются человеку без борьбы с трудностями. Но на этих предварительных стадиях действия борьба с трудностями только начата. Доведение действия до успешного конца зависит от преодоления трудностей исполнения, какими бы они большими ни были. Нередко мы встречаем таких людей, которые ставят перед собой высокие цели, вырабатывают хорошие планы, но как только дело доходит до преодоления трудностей исполнения, то здесь обнаруживается их полная несостоятельность. Таких людей справедливо называют слабовольными. По умению преодолевать трудности, по исполнению намеченной цели судят о степени развития воли. Именно поэтому в характеристику воли в качестве главного признака входит умение человека преодолевать трудности и препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

Исполнение может выражаться не только в форме внешних активных поступков человека, но и в форме задержки, торможения ненужных, противоречащих цели движений. Во многих случаях исполнение в сложном волевом акте может быть выражено в форме внешнего бездействия. Нужно различать поступки активного действия и поступки воздержания от действия. Нередко торможение, задержка действий и движений требуют от человека большего напряжения воли, чем опасное активное действие. Следовательно, волевого человека характеризует не только действие, активно преодолевающее внешнее препятствие, но и выдержка, активно преодолевающая во имя цели внутренние препятствия, задерживающая ненужные или вредные мысли, чувства и движения. Задача воспитания воли и заключается в том, чтобы научить человека управлять собой в любых условиях, не терять контроля над своим поведением.

Волевые процессы.

Для того чтобы хорошо выполнять работу, нужно точно воспринимать и оценивать информацию, быть внимательным, мыслить, запоминать, припоминать и т. д.

Все психические процессы делятся на две группы - непроизвольные и произвольные. Когда требуется не просто смотреть или слушать, а всматриваться и вслушиваться, чтобы лучше понять и запомнить конкретную информацию, то во всех подобных случаях мы вынуждены мобилизовать волевые усилия, иначе успеха не добиться. Оператор на производстве не может полагаться только на свои знания и навыки, он должен быть предельно внимательным, чтобы правильно опознавать сигналы контрольных и измерительных приборов, своевременно и быстро определять причины повреждений, принимать решения по устранению неисправностей и др. Те психические процессы, которые осуществляются не только осознанно, но с достаточно выраженными усилиями личности, называются волевыми процессами.

Разумеется, что и сложная работа не выполняется без участия непроизвольных, неволевых процессов. Известно, что произвольное внимание является одной из наиболее утомляющихся психических функций. Оберегающий режим для внимания создается различными путями, в том числе интересом и внешними раздражителями, переключающими его без ущерба для дела на непроизвольное внимание. Но известно и другое: без достаточного развития произвольного, волевого внимания не может быть никакой продуктивной, тем более творческой деятельности.

Волевые состояния.

Это временные психические состояния личности, являющиеся благоприятными внутренними условиями для преодоления возникающих трудностей и достижения успеха в деятельности. К ним относятся состояния оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости и др. В этих состояниях особенно ярко выражена связь воли с эмоциями. Действия и поступки, выполняемые разумно, но с эмоциональным, страстным увлечением, являются наиболее успешными. Но некоторые эмоциональные состояния могут снижать, а то и блокировать волевую активность личности. К ним относятся состояния апатии и чрезмерной психической напряженности (стрессы). Стрессы возникают и в условиях трудовой деятельности (при управлении сложными агрегатами в производстве, преодолении информационных перегрузок в умственной работе и др.). Стимулируют их возникновение такие общие факторы, сопутствующие научно-техническому прогрессу, как ускорение темпа жизни, быстрые перемены в социальных условиях и др.

Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 13 - 21.

Воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям и воздействиям.

В качестве основных функций воли выделяют:

Выбор мотивов и целей;

Регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

Организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

Мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность, определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Основные признаки воли:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие: непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования); волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

Функцией волевой регуляции является: повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.

Выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения,2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов,4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность - способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Развитие воли у человека связано: а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;в) с выработкой волевых качеств личности;г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.