Восстание на корабле «Сторожевой. Восстание «Сторожевого». Коммунистическая революция капитана Саблина (15 фото)

В этом году исполняется 30 лет со дня восстания на большом противолодочном корабле "Сторожевой" Балтийского флота под руководством заместителя командира по политчасти капитана 3 ранга Валерия Саблина, расстрелянного 3 августа 1976 года.

В этом году исполняется 30 лет со дня восстания на большом противолодочном корабле "Сторожевой" Балтийского флота под руководством заместителя командира по политчасти капитана 3 ранга Валерия Саблина, расстрелянного 3 августа 1976 года.

В воскресенье, 9 ноября 1975 года, когда заканчивались торжества по поводу очередной годовщины Октябрьской революции, на кораблях и в частях Рижского военно-морского гарнизона была неожиданно объявлена боевая тревога. Подъем личного состава по боевой тревоге - событие, само по себе, ординарное. Необычным показалось то, что боевая тревога не была учебной, что объявлена она в дни большого государственного праздника. Особо настораживало отсутствие в течение длительного времени какой-либо официальной информации от командования гарнизона. Но, как говорится, "шила в мешке не утаишь".

Стало известно, что в гарнизоне произошло чрезвычайное происшествие (ЧП). Во втором часу ночи 9 ноября большой противолодочный корабль (БПК) "Сторожевой", прибывший в Ригу из Балтийска для участия в праздничном военно-морском параде, самостоятельно, без разрешения оперативной службы Балтийского флота, покинул парадный строй кораблей на реке Даугава, снялся со швартовых бочек, вышел в Рижский залив и лег на курс, ведущий через Ирбенский пролив в открытую часть Балтийского моря.

Оперативной службе и командованию флота информация о ЧП поступила незадолго до отхода корабля. Одному из офицеров "Сторожевого", старшему лейтенанту В.Фирсову, незаметно для вахтенной службы по швартовому тросу удалось перебраться на якорную бочку, а оттуда - на стоящую рядом подводную лодку. То, о чем сообщил Фирсов, настолько не укладывалось в привычные нормы сознания, что трудно было поверить: на "Сторожевом" - восстание личного состава, и возглавляет его замполит корабля, капитан 3 ранга Саблин Валерий Михайлович. Командир корабля, капитан 2 ранга А.Потульный обманным путем изолирован в гидроакустическом отсеке, и у люка выставлена охрана, осуществлять которую поручили матросу А.Шеину.

При выходе корабля в Рижский залив была установлена и непрерывно поддерживалась радиосвязь с Главным штабом Военно-морского флота СССР. В первом же донесении, адресованном Главнокомандующему ВМФ СССР, адмиралу флота С. Горшкову

Саблин доложил, что члены экипажа " Сторожевого" не являются изменниками родины, что корабль следует в Ленинград с единственной целью - потребовать от руководства страны предоставить им возможность выступить по телевидению с обращением, в котором будет изложена программа справедливого переустройства советского общества.

Приблизительно такого же содержания был ответный семафор "Сторожевого" на запрос кораблей пограничной охраны, несших службу в этом районе. Командир бригады пограничных сторожевых кораблей, капитан 1-го ранга А.Найперт немедленно передал донесение командующему Прибалтийским пограничным округом КГБ СССР, генерал-лейтенанту К.Секретареву. От него последовал приказ пограничным кораблям: "Немедленно открыть огонь на поражение и уничтожить корабль". Пограничные сторожевые корабли продолжали сопровождение нарушителя, а командир бригады нашел в себе силы и мужество, не пошел на сделку с совестью и приказ своего командующего не выполнил. Спустя неделю капитан 1-го ранга А.Нейперт был отстранен от командования бригадой и уволен из рядов ВМФ.

В праздничном парадном строю со "Сторожевым" находился сторожевой корабль (СКР), на борт которого был экстренно вызван старший морской начальник гарнизона Риги, контр-адмирал И.Вереникин. Он получил приказ от командующего Балтийским флотом, вице-адмирала Косова немедленно выйти в море, догнать и любыми средствами остановить мятежный корабль. Одновременно командующий Балтийским флотом с целью перехвата "Сторожевого" направил из Лиепаи в район Ирбенского пролива ударную группу кораблей в составе одного СКР, двух ракетных и трех малых противолодочных кораблей.

Между тем, запущенный механизм оперативного оповещения продолжал интенсивно работать. Сигнал о ЧП поступил на командные пункты Прибалтийского военного округа и 30-й воздушной армии, оттуда - на КП командующего ВВС страны, Главного маршала авиации Кутахова и на Главный командный пункт Советской Армии, министру обороны маршалу Гречко.

Наконец, информация о мятежном корабле стала достоянием дежурного генерала при генсеке ЦК, Председателе Совета обороны Л.И.Брежневе.

"Миролюбивый" генсек недолго размышлял над докладом дежурного генерала. Буквально через несколько минут от него поступил приказ: "Разбомбить и потопить корабль".

В воздух были подняты несколько звеньев самолетов ЯК-28, дислоцировавшихся на военном аэродроме под Тукумсом (Латвия) и МИГи истребительного полка, базировавшегося на аэродроме Румбула в Риге.

На рассвете 9 ноября самолеты ЯК-28 нанесли по "Сторожевому" удар 250-килограммовыми фугасными бомбами, одна из которых попала в корму, выведя из строя рулевое устройство и винт. Корабль потерял ход, перестал слушаться руля и остановился.

В возникшей на корабле суматохе из-под стражи удалось освободиться командиру корабля Потульному, который взбежал по трапу на мостик и выстрелом из пистолета ранил в ногу Саблина. Кстати, это был единственный случай применения огнестрельного оружия на борту "Сторожевого". Не дав никому опомниться, на корабль высадилась вооруженная до зубов группа захвата, наспех сформированная из морских пехотинцев.

Никакого вооруженного сопротивления со стороны экипажа "Сторожевого" спецназу оказано не было. Корабль отбуксировали на якорную стоянку у полуострова Сырве, южной оконечности острова Саарема, где был снят с борта и арестован весь экипаж "Сторожевого". Раненному и закованному в массивные наручники Саблину помогали сойти с борта корабля двое матросов, один из которых, обратившись к присутствующим, сказал: "Запомните его на всю жизнь. Это настоящий командир, настоящий офицер советского флота!" Произнесены эти слова были совсем негромко, но в той траурной тишине его голос прозвучал как заклинание.

Группу организаторов восстания (12 членов экипажа) доставили в Латвийский КГБ, где в присутствии прибывших в Ригу членов специально созданной правительственной комиссии, которую возглавлял Главком ВМФ СССР С.Горшков, состоялся первый допрос. На следующее утро на двух самолетах АН-24 все они были отправлены в Москву и помещены в Лефортово. Остальных членов экипажа заключили под стражу в Ворошиловских казармах на окраине Риги и перед расформированием подвергли длительной обработке, которую поручили "спецам" из КГБ.

По долгу службы мне довелось участвовать в восстановлении навигационной прокладки курсов, какими шел "Сторожевой" до места, где был остановлен бомбовым ударом авиации. Для специалистов, знакомых с навигационной обстановкой в этом районе, не составило большого труда доказать всю несостоятельность бредовой "утки", которую инициировали компетентные органы, настойчиво утверждавшие о попытке Саблина и его сообщников угнать корабль в Швецию. Так "органы" пытались отвлечь общественность от истинных событий на "Сторожевом" и дать повод нацепить на Саблина ярлык предателя и изменника Родины - естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обыватель проглотил эту кагебистскую "утку", учитывая, что у всего личного состава кораблей и частей гарнизона была взята персональная подписка о ее неразглашении.

Неудачей закончилась попытка сдобрить эту "утку" сионистской приправой (сознательно исказив фамилию ближайшего сподвижника Саблина, матроса Шеина, назвав его Шейн). Среди личного состава корабля не было ни одного "лица еврейской национальности".

Так, если коротко, выглядела хроника тех событий.

Кто же он такой, Валерий Саблин, сумевший задолго до перестроечных горбачевских времен, в разгар брежневской "эпохи развитого социализма" не только распознать гнилость советской системы, но и поднять на борьбу с ней практически весь личный состав боевого корабля (без малого 200 человек), продемонстрировав ценой своей жизни неугасшие традиции российского флота?

Валерий Михайлович Саблин родился в январе 1939 года в семье потомственных военных моряков. Прадед его погиб в 1914 году на крейсере "Паллада".

Дед служил на Балтике, отец начал службу в военно-морском флоте задолго до войны, затем воевал и завершил службу в звании капитан 1-го ранга. Валерий окончил Высшее военно-морское училище им.Фрунзе, а в 1973 году с отличием закончил Военно-политическую академию им. Ленина и был назначен замполитом на БПК "Сторожевой". Хотя Саблин прошел традиционную школу советской и армейской воспитательной системы, он, по словам друзей и сослуживцев, слыл человеком незаурядным, исключительно честным и порядочным. Заметно выделялся из не особо чтимой в офицерской среде когорты замполитов своей эрудицией, внимательным и добрым отношением к подчиненным, способностью критически мыслить и нетерпимостью к ставшим нормой жизни всего общества лицемерию и лжи. Учеба в академии утвердила слушателя Саблина в мысли, что в непреодолимой пропасти, разделяющей теорию и практику социалистического строительства, повинен обюрократившийся партаппарат, беззастенчиво узурпировавший всю власть в стране. С этого времени идея борьбы с партократией становится его жизненным кредо.

В Корабельном уставе ВМФ СССР тех лет было определено, что палуба любого советского корабля, где бы он ни находился, является частью территории страны. И Саблин решает объявить "Сторожевой" свободной и независимой от государственных и партийных органов территорией и обратиться к народу с призывом о начале революционной борьбы с выродившейся системой. Наиболее подходящим местом для выступления Саблин избирает Кронштадтский рейд, прославивший российский флот боевыми и революционными традициями. Вот туда и направлялся мятежный корабль, покинув строгий порядок парадного строя в Риге.

Авторитетного замполита поддержал практически весь личный состав корабля, единодушно одобрив текст подготовленного им обращения к советскому народу. Обращение было записано на магнитофонную пленку и непрерывно передавалось по корабельной трансляции. Оно предварялось призывом "Всем, всем, всем!", а суть его четко выражена в одном из абзацев: "Нет смысла доказывать, что в настоящее время слуги общества уже превратились в господ над обществом. На этот счет каждый имеет не один пример из жизни. Мы наблюдаем игру в формальный парламентаризм при выборах в советские органы и в исполнении Советами своих обязанностей. Практически судьба всего народа находится в руках избранной элиты в лице Политбюро ЦК КПСС...".

Не суждено было российскому народу услышать обращение Саблина. Лишь 15 лет спустя оно могло стать программой борьбы за демократию, знамя которой, к сожалению, оказалось не в руках Саблиных, а им лихо воспользовалась и до сих пользуется выползшая из аппаратных иерархических щелей всё та же советская партократия.

Кремлевские вожди расправились с организаторами мятежа с чудовищной жестокостью. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 13 июля 1976 года был приговорен к смертной казни - расстрелу. Лаконичным было его последнее слово в суде. Он не просил о пощаде, не обещал своим трудом искупить вину. Вот его слова: "Я люблю жизнь. У меня есть семья, сын, которому нужен отец. Всё".

Приговор обжалованию и опротестованию не подлежал. 3 августа 1976 года приговор был приведен в исполнение. Только спустя полгода о его смерти были извещены родные - когда уже не было в живых преждевременно скончавшегося отца, когда была прикована к постели смертельно больная мать.

К восьми годам лишения свободы приговорили матроса Александра Шеина, полностью отбывшего свой срок. Не избежали репрессий многие офицеры Рижского военно-морского гарнизона, имевшие отношение (чаще всего косвенное) к описываемым событиям: они были досрочно уволены из состава ВМФ без выходных пособий и пенсий.

Михаил МАРГОЛИН, Черри Хилл,

ВОССТАНИЕ НА «СТОРОЖЕВОМ» 1975, восстание на Большом Противолодочном Корабле (БПК) «Сторожевом» Балтийского флота СССР 8-9 ноября 1975 под руководством замполита капитана 3-го ранга Валерия Саблина.
Валерий Саблин родился в семье потомственных морских офицеров в 1939. Окончил Высшее Военно-морское училище им. Фрунзе в 1960. Член КПСС с 1959. Служил на Северном Флоте. С 1969 по 1973 гг. Саблин учился в Высшей Партийной Академии им.Ленина. Состоял в браке; имел сына. После окончания ВПА Саблин был направлен на прохождение службы замполитом экипажа БПК «Сторожевого». Аттестации о прохождении службы в ВМФ имел исключительно положительные.

Большой противолодочный корабль «Сторожевой» был построен в 1973. Корабль входил в состав ВМФ СССР и базировался в Латвийской ССР, городе Риге.

7-8 ноября 1975 БПК «Сторожевой» принимал участие в военно-морском параде, посвященному 58-ой годовщине Великой Октябрьской Революции. Вечером 8 ноября корабль снялся со стоянки в устье реки Даугавы и взял курс в направлении Ирбенского пролива (между Латвией и Эстонским островом Сааремаа). Старшему лейтенанту БПК В.Фирсову удалось по канату покинуть корабль и перебраться на подводную лодку Балтийского Флота, которая находилась на рейде недалеко от базирования «Сторожевого». Фирсов сообщил сенсационное известие – замполит корабля капитан третьего ранга Валерий Саблин вместе с группой единомышленников арестовал командира корабля капитана второго ранга А.Потульного, а также ряд других офицеров «Сторожевого»; объявил о решении направиться в Кронштадт, а затем в Ленинград, для того, чтобы выступить по телевидению с обращением к советскому народу о сложившийся политической ситуации в стране и необходимости смены политического руководства СССР.

Это сообщение было сразу передано командующему Балтийского Флота и главнокомандующему ВМФ СССР. После изоляции командира корабля, Саблин собрал экипаж «Сторожевого» и объявил ему о своих намерениях – направиться в Ленинград с целью выступить по центральному телевидению к народу и рассказать об имеющихся недостатках в стране, как нехватка продуктов питания и товаров народного потребления, злоупотребления, бюрократизм, «приписки», использование служебного положения (блата) в личных целях. Саблин заявил, что вышел из рядов КПСС, потому что руководство партии отошло от ленинских правил строительства социалистического государства.

Несогласных с Саблиным офицеров «Сторожевого» после голосования, экипаж корабля изолировал в двух каютах. Около 3 часов ночи 9 ноября «Сторожевой» взял курс на Рижский залив. После этого Саблин передал радиограмму главкому ВМС о своих требованиях и объявил БПК «Сторожевой» «свободной и независимой территорией».

Вслед за «Сторожевым» устремились боевые корабли Балтийского флота. Приказ главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота С.Горшкова был коротким: «с выходом на визуальный контакт применить артиллерийское оружие с целью остановки корабля. Первый залп дать впереди по курсу, последующие – по винтам». В 4 часа ночи по приказу был поднят в воздух 668-й бомбардировочный полк с военного аэродрома возле Юрмалы. Под утро один из бомбардировщиков ЯК-28И обнаружил БПК «Сторожевой» и произвел бомбометание. Корабль был вынужден остановить движение.

Часть экипажа, осознавшая весь ужас сложившейся ситуации, выпустила арестованного командира корабля и других, несогласных с действиями Саблина офицеров. Командир «Сторожевого» капитан второго ранга Потульный прострелил ногу Саблину, приказал арестовать его и, открыв арсенал, распорядился вооружить часть офицеров и матросов корабля. Командир стартовой батареи минно-торпедной части лейтенант В.Дудник и помощник командира корабля по снабжению лейтенант В.Вавилкин, также были арестованы.
К 11 часам утра 9 ноября командир БПК доложил, что полностью овладел ситуацией на корабле и снова вступил в командование «Сторожевым». Корабль вернулся в Рижский залив.

После этих событий многие офицеры Балтийского Флота были сняты с занимаемых должностей и исключены из партии. Экипаж «Сторожевого» был полностью расформирован.
Валерий Саблин был приговорен к расстрелу. 3 августа 1976 приговор был приведен в исполнение. Помощник Саблина по мятежу на «Сторожевом» старший матрос Александр Шеин был осужден на 8 лет лишения свободы. Остальные 6 офицеров и 11 мичманов, проходивших по делу событий 8-9 ноября 1975 на БПК «Сторожевом», были оправданы.

Andrew Vladoff пишет:

Alexis пишет:
Всё было не так. Читайте. В сети много материалов на эту тему.

Что именно не так?

Последовательность его действий.
"... Вечером 8 ноября, когда экипаж смотрел фильм "Броненосец Потёмкин" (потом следствие так и не сможет установить, было ли это случайным совпадением, или у Саблина были на корабле невыявленные сообщники), замполит доложил командиру корабля капитану Потульному, что в радиорубке гидроакустики устроили жуткую пьянку. Командир, красный от гнева, бросился туда, но как только он оказался в радиорубке, замполит захлопнул и задраил за ним дверь. Ошалевший Потульный обнаружил на столе письмо Саблина, адресованное ему, в котором комиссар объяснял причины своего поступка.

После этого капитан III ранга вошёл в кают-кампанию и выступил с речью перед офицерами и мичманами "Сторожевого". Их было 29 человек (15 офицеров и 14 мичманов) против одного Саблина. Замполит объявил, что принял командование кораблем и намерен вести его в Ленинград , чтобы оттуда обратиться к народу с воззванием: "Отечество в опасности, власти погрязли во лжи, грязи и коррупции, нам нужна демократия, свобода слова, очищение"..."

Andrew Vladoff пишет:

Кроме Саблина и Шеина мятеж поддержали три лейтенанта и несколько мичманов. Это не большинство.

Вы правы. Вот здесь более конкретно:
"... Присутствующие молчали, лишь несколько офицеров и мичманов заявили о том, что разделяют во многом убеждения Саблина. Однако никто не пожелал помогать ему вести корабль в Ленинград. Тогда Валерий предложил всем, кто с ним не согласен, провести некоторое время под замком. Все 29 человек трусливо потопали в трюм, чтобы, отсидевшись там, и дальше писать в своих анкетах "не был, не состоял, не участвовал"...
http://topwar.ru/1821-1975-god-b...storozhevom.html

К стати, Шеин - это матрос. Матросы поддержали сначала бунт, а потом отреклись, ссылаясь каждый на разные причины - в основном, на минутную слабость или минутные порывы.
"... Затем Саблин обратился к матросам (165 человек). Он говорил о коррупции в верхах, о том, что власти транжирят национальные богатства России, разоряют страну и ее народ - необходимо выступить по телевидению, рассказать правду и добиться, чтобы страной руководили честные люди, а не ставленники семейных политических династий. На следствии матрос по фамилии Шеин показал: "После его выступления началось всеобщее воодушевление. То, о чем мы толковали меж собой в курилках, вдруг прозвучало во всеуслышание. Это было как праздник. Чувство достоинства пробудилось в каждом. Мы людьми себя почувствовали". Из всех лишь Шеин пошёл за Саблиным сознательно, осознавая последствия. Для остальных это был минутный порыв, надежда на осуществление мечты, разогретая фильмом о восстании на броненосце. Впоследствии почти все из них отрекутся от своего "да" (кто добровольно, кто под давлением) и осудят замполита. На его стороне останется лишь 18 матросов..."
http://topwar.ru/1821-1975-god-b...storozhevom.html

В конечном итоге, авантюра замполита закончилась плачевно. Такое впечатление, что он был оторван от реалий военного дела и не представлял последствий. Более того - не понимал, что ему никто не даст сделать задуманное.
-----
Все люди разные.
Поступай с людьми так, как хотел бы что бы они поступали с тобой.

8 ноября 1975 года капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой» с целью смены партийно-государственного аппарата. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В итоге раненого капитана арестовали и приговорили к расстрелу. В связи с этим мы хотели бы рассказать о пяти самых известных мятежах на кораблях.

Мятеж на «Баунти»

Восстание части экипажа на британском корабле «Баунти» во время путешествия за хлебными деревьями в Тихом океане произошло 28 апреля 1789 года. Центральным лицом мятежа против капитана Уильяма Блая стал помощник капитана Флетчер Кристиан. Высаженный мятежниками в шлюпку вместе с верными членами экипажа, капитан Блай преодолел более 6 710 км и почти чудом спасся. Флетчер Кристиан и остальные восставшей команды попытались основать собственную колонию на одном из островов, однако после кровавых споров повстанцы разделились — часть из них во главе с Кристианом поселились на острове Питкерн, а остальные остались на Таити и были арестованы и возвращены на суд в Англии. Отношения между капитаном и некоторыми матросами начали портиться еще во время экспедиции на Таити. За пререкания с капитаном, непослушание и другие мелкие проступки Блай неоднократно назначал наказание розгами. Несмотря на это, никаких серьезных или даже угрожающих недоразумений за время экспедиции замечено не было. Блай поддерживал репутацию строгого, педантичного и эффективного командира и вместе с редкими наказаниями розгами еще использовал жесткую и порой оскорбительную лексику по отношению к тем, кто провинился. Современные исследователи придерживаются мнения, что мятеж на «Баунти» стал результатом нескольких факторов. Безусловно, Уильям Блай был суровым капитаном, но далеко не хуже других, и его дисциплина на «Баунти» не была чем-то чрезвычайным на британском флоте. За 18 месяцев путешествия наказание розгами получили лишь 5 членов экипажа, и суровость наказания была меньше, чем на других судах британского флота. Приятные воспоминания о пребывании на Таити были соблазнительными, но не могли быть основными причинами мятежа. Совокупность всех этих факторов, а также моральное состояние экипажа после многих месяцев путешествия, и особенно Флетчера Кристиана, был причиной мятежа части экипажа. К тому же, когда Уильяма Блая высадили с корабля 28 апреля 1789 года большинство членов экипажа хорошо понимали последствия этого шага, поскольку по закону смертной казнью карался не только мятеж, но и равнодушие и нежелание защищать капитана и законную власть на судне. После совершения мятежа у многих другого выбора уже не было и, высадив капитана и его лоялистов в шлюпку, команда «Баунти» направилась искать безопасное место.

Восстание рабов на «Амистаде»

В 1836 году на корабле «Амистад» началось восстание рабов. Однажды богатый мексиканец дон Хосе Руис отправился в Гавану, чтобы закупить партию рабов. Он тщательно осмотрел живой товар и после торга приобрел сорок девять невольников, а в их числе рослого мускулистого африканца Джозефа Синкеса. Торговцы уверяли, что это был потомок одного из африканских королевских родов бассейна реки Конго. Гордый чернокожий принц с самого начала отказывался выполнять приказы работорговцев. Он и стал зачинщиком восстания. На четвертый день плавания рабы перепилили свои цепи и убили всю команду корабля, оставив в живых лишь нескольких человек. Спасся лишь один матрос, стоявший у руля. Он молниеносно спустил на воду небольшую спасательную шлюпку и быстро отплыл от судна. Достигнув берега, он сообщил властям о бунте на борту «Амистада». Одним из оставленных в живых оказался бывший капитан, которого заставили держать курс на Африку. Но рабы ничего не понимали в новигации, и поэтому капитан старался держаться поближе к побережью сперва Мексики, а затем Багамских островов в надежде встретить какой-нибудь вооруженный корабль. Рейс тем временем затягивался, и корабль уже начал подплывать к США. Через какое-то время вблизи от «Амистада» показалась канонерка «Вашингтон». Прочитав название таинственного судна «Амистад», капитан сразу понял, с кем имеет дело. С некоторых пор командование американским военно-морским флотом получало сообщения о появлении в различных пунктах Мексиканского залива и восточного побережья США корабля «Амистад», который два месяца назад вышел из порта в Гаване, направляясь в Гуанаху, но не дошел до места назначения. Сбежавший вахтенный матрос сообщил о бунте. Когда помощник капитана канонерки «Вашингтон» поднялся в сопровождении вооруженных матросов на палубу «Амистада», от группы африканцев отделился седовласый белый человек и, обращаясь к нему, закричал, нервно жестикулируя: «Помогите! Это взбунтовавшиеся невольники!» — Даже в присутствии вооруженных матросов с лица его не сходил страх. — «Они перебили всю нашу команду! Арестуйте их главаря!». В итоге Синкерса и трех его ближайших сподвижников арестовали и приговорили к смертной казни за бунт и пиратство. Остальные рабы получили разные сроки тюремного заключения.

Восстание на броненосце «Потемкин»

Это восстание одно из самых заметных событий революции 1905-1907 годов в России и первый случай вооруженного мятежа целой воинской части в ходе этой революции. В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооруженного выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея четкого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Восстание на крейсере «Аврора»

Когда летом 1916 года стало известно о планах по постановке «Авроры» на ремонт, капитан 1-го ранга М. И. Никольский написал донесение, в котором указывал на возможное пагубное влияние длительной стоянки в порту на команду крейсера. В нем он писал, в частности, что «команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность — благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода». Исходя из этих взглядов, сразу после начала ремонта в Кронштадтском порту Никольский установил на крейсере жесткий порядок; в частности, ввел ограничения на сход команды на берег и потребовал тщательного осмотра всех запираемых после работ помещений. Считая, что уберечь нижних чинов от разлагающей революционной пропаганды можно лишь жесткой дисциплиной и постоянной занятостью, Никольский направлял всю энергию на соблюдение строгого порядка. С началом Февральской революции 27 февраля 1917 года Никольский в связи с забастовкой на заводе распорядился усилить вооруженный караул на крейсере. Вскоре на «Авроре» с согласия Никольского были размещены арестованные агитаторы и подстрекатели. Через некоторое время в команде крейсера распространились слухи, что корабль собираются использовать как плавучую тюрьму. Поэтому Никольский, опасаясь осложнений с командой, настоял на том, чтобы задержанных убрали с крейсера. Когда конвой вывел арестованных на палубу, стоявшие на шкафуте революционно настроенные матросы отреагировали на их появление радостными криками «Ура! Браво! Освободить!». Не подчинившись приказанию вахтенного начальника прекратить шум, матросы продолжали кричать и наносить оскорбления караульным, не уходя со шкафута. Тогда Никольский и старший офицер крейсера Огранович открыли по толпе матросов огонь из револьверов, и палуба мгновенно опустела. Утром был созван офицерский совет, на котором решили не открывать огонь даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером. В 9 часов напротив «Авроры» начали появляться группы рабочих, которые вскоре превратились в демонстрацию с красными флагами, лентами и повязками. Среди демонстрантов были и вооруженные люди. Из толпы послышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти в город. По свидетельству очевидцев, Никольский заявил, что не собирается задерживать команду на корабле и все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов командир «Авроры» ушел к себе в каюту. Толпа тем временем заполнила корабль; спешившие на берег матросы торопились и переодевались в выходное платье. Все оружие, в том числе офицерское, было роздано на руки, частично — рабочим. Узнав о том, что 27 февраля офицеры стреляли в команду и среди нее были раненые, рабочие потребовали немедленной расправы над командиром и старшим офицером крейсера. Матросы решили отвести их в Таврический дворец, куда сводили сопротивлявшихся восстанию лиц. С Никольского и Ограновича сорвали погоны и начали, издеваясь, сводить их по сходням на берег. Там рабочие потребовали, чтобы офицеры шли во главе шествия с красными флагами в руках. Никольский и Огранович категорически отказались. Старшему офицеру «Авроры» нанесли удар штыком в горло, и он, обливаясь кровью, упал на землю. Никольского снова стали заставлять нести красный флаг, однако он вновь отказался. В этот момент из толпы раздался выстрел; пуля попала Никольскому в голову, и он скончался на месте. Кроме офицеров, на корабле избили нелюбимого командой кочегарного кондуктора Ордина.

Бунт на корабле «Сторожевой»

8 ноября 1975 года Валерий Саблин при поддержке большей части экипажа корабля поднял восстание. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В Ирбенском заливе на мятежное судно сбросили серию снарядов бомбардировщики Су-24. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении — измене Родине — и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. В августе 1976 года капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян.

Видео

В боевом составе Тихоокеанского флота есть корабль, о котором по сей день легенды переплетаются с былью, а действия его замполита капитана 3-го ранга Валерия Саблина, захватившего 9 ноября 1975 года “Сторожевой” и бросившего вызов Леониду Брежневу и его команде, не получили однозначной оценки в обществе и по сей день.

БПК “Сторожевой” после участия 7 ноября 1975 года в морском параде по случаю 58-й годовщины Октябрьской революции стоял на рейде Риги. Утром 9 ноября он должен был сняться с якоря и убыть в Лиепаю.

Справка. Большой противолодочный корабль “Сторожевой” был построен в Калининграде. Вступил в боевой состав Балтийского флота в марте 1974 года. Водоизмещение 2735/3100. Размеры: 123, 1х14,2х7,2. Вооружение: ракетно-артиллерийское, торпеды, мины. 4 газовые турбины = 52000 л. с., скорость 32 узла, автономность 30 суток. Экипаж 194 человека, из них 15 офицеров и 14 мичманов. До 1978 года “Сторожевой” и однотипные с ним корабли классифицировались как БПК, затем были переведены в класс СКР (сторожевые корабли).

Вечером 8 ноября, когда личному составу корабля уже в который раз “крутили” кинофильм “Броненосец Потемкин”, замполит капитан 3-го ранга Валерий Саблин изолировал командира “Сторожевого” капитана 2-го ранга А. Потульного в гидроакустическом посту, заперев его там на замок, собрал офицеров и мичманов в кают-компании и выступил перед ними со своим видением ситуации, складывающейся в Советском Союзе. Он говорил об отходе руководства страны от ленинских принципов в строительстве социализма, бюрократизме, очковтирательстве и приписках, использовании служебного положения партийно-советскими бонзами в личных целях, злоупотреблениях в торговле и правоохранительных органах, попрании социальной справедливости в советском обществе, что вызывает ропот и недовольство у населения страны. Как выход из сложившейся ситуации капитан 3-го ранга Валерий Саблин предложил ранним утром 9 ноября сняться с якоря, объявить “Сторожевой” независимой территорией и идти в Кронштадт, где потребовать от имени экипажа у руководства партии и государства предоставить ему возможность выступлений по центральному телевидению с изложением своих взглядов. По предложению замполита по данному вопросу было тут же проведено голосование. Не разделявшие взглядов В. Саблина 10 офицеров (большинство) и 5 мичманов из 14, чтобы потом в случае чего они не понесли ответственности, были изолированы в каютах.

Справка. Саблин Валерий Михайлович, капитан 3-го ранга, заместитель командира БПК “Сторожевой” по политической части. Родился в 1939 году в семье потомственного военного моряка. Член КПСС с 1959 года. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию им. Ленина, которую окончил в 1973 году. В августе этого же года назначен замполитом на БПК “Сторожевой”. По службе аттестовывался положительно. Женат. Сын 1962 года рождения.

В 23 час. 20 мин. по сигналу “Большой сбор” были построены матросы и старшины, к которым также обратился замполит со своей программой, заметив, что предполагаемые действия нарушением присяги и изменой Родине не являются и что он всю ответственность за акцию берет на себя. На вопрос: где находится командир и разделяет ли он планы замполита, Валерий Саблин честно ответил, что командир корабля его не поддерживает, в связи с чем временно изолирован.

Затем было проведено голосование среди матросов и старшин, часть из которых согласилась с предложением своего замполита, другая его не поддержала, основная масса вообще оказалась пассивной, не высказав своей позиции. После этого экипажу была дана команда: “Отбой!”

В 23 час. 30 мин. со “Сторожевого” сбежал старший лейтенант В. Фирсов. Спустившись по швартовому канату на бочку, он перебрался на стоявшую по соседству подводную лодку “Б-49”, где сообщил ее командиру о бунте на корабле. Вызванный катер доставил Фирсова на берег, где он рассказал о событиях на “Сторожевом” начальнику штаба 78-й бригады кораблей охраны водного района и особисту этой бригады.

Как только стало известно об исчезновении старшего лейтенанта Фирсова, Саблин решил, не дожидаясь утра, выйти в море. Около 3 часов 9 ноября 1975 года “Сторожевой” снялся с бочек и направился в Рижский залив. В это время покинуть корабль удалось еще одному члену экипажа - старшине 1-й статьи Ю. Шевелеву, который, как и старший лейтенант В. Фирсов, спрыгнул на бочку, откуда потом был доставлен катером на берег.

Спустя час заместитель командира корабля по политической части капитан 3-го ранга Валерий Саблин попытался выйти открытым текстом в эфир со своим обращением к народу Советского Союза. Однако шифровальщик отказался делать это, сославшись на то, что в таком случае будут рассекречены шифры, надо будет их менять на флоте, что принесет весьма существенный ущерб казне...

И тогда мятежный замполит обратился к соотечественникам по засекреченной связи: “Всем, всем, всем! Говорит БПК “Сторожевой”...” После чего изложил свою боль за страну и план действий, закончив обращение мольбой-призывом: “Поддержите нас, товарищи!”

Страна, понятно, сей крик души не услышала.

А вот главком ВМФ СССР, в адрес которого Саблин также передал телеграмму со своими предложениями и требованиями, был в шоке, как и министр обороны... О невероятном ЧП не сразу решились сообщить Леониду Ильичу. А когда наконец доложили, Брежнев долго ругался и в адрес главкома ВМФ С. Горшкова, и в адрес старого фронтового друга министра обороны СССР маршала А. Гречко. И лишь после этого генсек одобрил и утвердил приказ министра обороны: остановить мятежный корабль любой ценой. В случае неповиновения - уничтожить!

“Брать” “Сторожевой” были посланы дежурная корабельная ударная группа Балтийского флота, 2 пограничных сторожевых корабля, а также авиация, в т. ч. стратегическая, так как Москва после случившегося перестала доверять флоту. Все эти силы готовы были в соответствии с приказом уничтожить взбунтовавшийся корабль, который, как было объявлено вышестоящим командованием, намерен уйти в Швецию, а заодно и все живое вокруг... И когда “Сторожевой” не внял приказу застопорить ход и предупреждению в случае неповиновения применить против него оружие, по курсу корабля, а затем и по нему самому был открыт пулеметно-артиллерийский огонь, с “Ту-95” полетели авиабомбы, в результате чего БПК получил более 30 пробоин. “Сторожевой” упрямо шел вперед, в бой не вступал.

Тем временем группа матросов во главе со старшиной 1-й статьи В. Копыловым, видя, что дело принимает весьма крутой оборот, предприняла попытку освободить командира. Но у них на пути встал ближайший помощник В. Саблина матрос Александр Шеин, предложивший для начала выслушать мнение замполита, находившегося на командирском мостике. Матросы согласились с Шеиным, но когда он убыл к Саблину, они открыли командира. Капитан 2-го ранга А. Потульный тотчас приказал вскрыть арсенал и вооружить всех, кто поддерживал его, а затем, ворвавшись на главный командный пункт корабля, выстрелил в своего замполита из пистолета. Как потом скажет Потульный: “Опасаясь, что вдруг Саблин будет стрелять, я целился ему в печень, но подумав, что он будет нужен следствию, выстрелил в ногу...”

Раненого Саблина арестовали, приставив к нему вооруженный караул. То же самое сделали и с его сторонниками.

В 10 час. 32 мин. 9 ноября “Сторожевой” по приказу капитана 2-го ранга А. Потульного застопорил ход. Командир доложил командованию по радио, что бунтовщики арестованы, он приступил вновь к исполнению своих обязанностей и ждет указаний.

Вскоре к кораблю подошел катер, и суровые люди в штатском приняли со “Сторожевого” к себе на борт капитана 3-го ранга В. Саблина и его сторонников, всего 11 человек.

С оставшимися на корабле еще неделю вели “разборки” высокопоставленные члены специально созданной комиссии, в результате чего личный состав большого противолодочного корабля “Сторожевой” раскаялся и “выражал возмущение предательским действиям Саблина и просил заверить министра обороны, ЦК КПСС и лично товарища Брежнева Л. И. в том, что матросы, старшины, мичманы и офицеры глубоко осознали свое временное заблуждение и готовы к выполнению своего воинского долга”.

Сразу после этого экипаж “Сторожевого” был расформирован, корабль передан новому экипажу. На флоте приняли строжайшие меры к исключению утечки информации по факту этого ЧП.

“Сторожевой” принял экипаж моряков-тихоокеанцев, подвернувшихся начальству под руку: они прибыли получать новый для ТОФ корабль и оказались как нельзя кстати. Мятежный БПК был убран с глаз долой подальше от военного и партийно-советского руководства страны - на Камчатку.

Автору этих строк вскоре после описываемых событий довелось служить “в краю вулканов”. Несмотря на строжайшее табу о ЧП на “Сторожевом”, кое-какая информация все-таки просочилась из-под завесы тайны и ходила во флотских кругах. Правда, она была далека от реальности и походила на легенду, что по обыкновению случается всегда, когда нет доступной достоверной информации: мол, корабль был захвачен прибалтийскими националистами из числа офицеров БПК, которые, перебив командование и обманув экипаж, пытались угнать его в Швецию. Однако наша славная авиация атаковала супостатов и не позволила им уйти за кордон...

Возможно, понимая, что, несмотря на все старания, “шила в мешке” не удастся утаить, эта версия событий была спущена сверху, что, по мнению руководства, было более приемлемо, дескать, проклятые националисты свирепствуют в дружной семье братских народов, чем позволить людям узнать правду о мятеже с политической подоплекой русского замполита...

9 месяцев длилось следствие по факту событий 9 ноября 1975 года на БПК “Сторожевой”. В конце концов всех, кроме капитана 3-го ранга В. Саблина и матроса А. Шеина, по приказу свыше отпустили из Лефортово с миром. Они признали себя во всем виновными и глубоко раскаивались. Саблин и Шеин остались. Они должны были понести суровое наказание, чтобы впредь другим неповадно было покушаться на устои Системы. Уголовное дело № 131 составило 40 томов (как недавно сообщалось, гриф секретности с него не снят до сих пор). На Лубянке сам факт военного мятежа на боевом корабле старались оставить “за кадром”.

Как свидетельствовал уже в наши дни бывший старший следователь КГБ СССР Олег Добровольский в документальном фильме “Русская трагедия”: “В предъявленных обвинениях Саблин признал себя частично: в нарушении присяги, захвате власти на корабле, изоляции командира, умышленном неподчинении приказу остановиться, во внесении раскола в экипаж... Вместе с тем он не считал себя изменником Родины, утверждал, что старался действовать на благо Родины”.

Отверг замполит и обвинения в том, что он хотел угнать корабль в Швецию, что подтверждали и его товарищи-свидетели, как и не призывал перейти на сторону врага...

Выступление капитана 3-го ранга В. Саблина не было стихийным. Крамольные мысли его стали посещать после расстрела рабочей демонстрации в июне 1962 года в Новочеркасске, что жизнь людей в Советском Союзе далека от провозглашенных принципов социальной справедливости. А в 1973 году, после окончания военно-политической академии, он вплотную занялся вопросом, как донести до народа “голос правды”, что в конечном счете стоило ему жизни.

Валерий Саблин заканчивал военно-морское училище в Ленинграде на набережной мятежного лейтенанта Шмидта, портрет которого после ареста обнаружили в его каюте...

Братья Валерия Саблина Борис и Николай впоследствии говорили о нем так: “Люди его характера не выдерживали в той системе и либо спивались, либо диссидентствовали и сидели в лагерях. Он пытался крикнуть слова правды, но ему не дали этого сделать...”

Захвати корабль по пьянке, судьба Саблина была бы, думается, не столь трагична.

Пятью годами раньше, в июле 1970 года, адмирал Байков - командир Ленинградской военно-морской базы и первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Толстиков, упившись “вусмерть”, захватив военный корабль и угрожая расправой пытавшемуся было воспрепятствовать экипажу, угнали его... в Финляндию, совершив тем самым по сути террористический акт.

Добрые финны, “повязав” высокопоставленных советских бонз, вернули их вместе с кораблем на Родину.

В отличие от случая с Саблиным, когда толком никто не знал, что же случилось на “Сторожевом”, инцидент 1970 года на все лады комментировался различными “вражьими голосами”: еще бы, такой забавный сюжетец из жизни советов!

И что же стало с угонщиками военного корабля, наделавшими столько шума на весь мир? Да ничего особенного: адмирала просто изгнали с флота, а вожак ленинградских коммунистов товарищ Толстиков отправился послом в Китай...

А что? “Политики” в их действиях не усмотрено, против системы они не выступали. А угон за границу корабля... С кем по пьянке причуд не случается?!

Заместитель командира по политической части БПК “Сторожевой” капитан 3-го ранга Валерий Саблин, будучи абсолютно трезвым, пошел напролом против системы. И она уничтожила его.

В июле 1976 года военная коллегия Верховного суда СССР “с учетом тяжести совершенного изменником Родины Саблиным преступления” приговорила его к исключительной мере наказания - расстрелу.

Его “активный пособник” Шеин был осужден к 8 годам лишения свободы с отбыванием первых 2 лет в тюрьме. (На самом деле А. Шеин отсидел 5,5 года в тюрьме и 2,5 года в колонии строгого режима. - Авт.)

Ну а “Сторожевой” по-прежнему в строю, охраняет дальневосточные морские рубежи России. И лишь “заплатки” на местах пробоин, полученных кораблем в ноябре 1975 года, напоминают сведущим людям о былых трагических событиях...