Занятие по экологии на тему «Почва». Интересные факты о почве Строение почвы земли беседа для дошкольников

Ежедневно мы потребляем в пищу различные продукты питания, носим одежду и пользуемся необходимыми нам предметами и средствами, при этом, вовсе не задумываясь, откуда и как все это появилось и стало возможным. А ведь наша жизнь во многом зависит от земельного покрова под ногами, который создавался природой даже не веками, а целыми тысячелетиями.


Почва, это богатство, подаренное нам природой, именно благодаря ей человек и животный мир обеспечены пропитанием, а все более развивающаяся в различных областях промышленность, сырьем. Поэтому очень важно знать свойства почвы и правильно использовать этот ресурс, дабы будущие поколения всего живого на Земле не погибли.

Знаете ли вы как она появилась?

Одним из интересных фактов об этой уникальной субстанции под названием почва, является само ее происхождение. Изначально поверхность Земли была лишь голой каменной пустыней. Но со временем ветры разрушали твердые породы, превращая их в мельчайшие частицы, которые и стали основой для появления почвы. Из-за изменений температур в горных породах образовывались трещины, и происходило их разрушение, а вода и ветер разносили остатки. Затем появились прямо на скалах первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образовывая новое живое вещество, которое в итоге называется почвой.

Ее свойства и функции далеко не банальны!

Вряд ли ступая по земле, кто-либо из нас задумывается о процессах, происходящих внутри этого колоссального организма. Почва, по сути является природной лабораторией по переработке остатков животного и растительного миров. При этом ее плодородность только усиливается, а образующиеся минеральные вещества питают другие растения. Именно в этом и состоит основное назначение грунта, перерабатывать и передавать в себе все необходимые и полезные элементы для развития флоры и фауны.

Основой почвы являются глина, песок и ил . Поэтому ее свойства напрямую зависят от содержащегося того или иного, в большем или меньшем количестве. Например, если в грунте много ила, то он более плодороден, если это песчаный грунт, то нестрашны застои воды, чего не скажешь о глинистой почве, зато песчаный грунт быстро промерзает в минусовую температуру. Возможно, зная эти факты о почве, вы сможете более бережно и рационально использовать ее.


Как вы думаете, отчего напрямую зависит качество почвы? Так вот, деревья играют важную роль в структуре и формировании полезного грунта, причем именно лиственной породы. Деревья лиственные, обогащают почву азотом, золой, перегноем создавая нужную среду для микрофлоры. А вот хвойные породы наоборот имеют отрицательное воздействие, т.к. способствуют формированию подзолистых грунтов.

Почва, порой как природный капкан

Вероятнее всего, многие слышали о таком явлении как зыбучие пески , которые достаточно опасны для человека. Получаются они в результате того, что верхний слой песка абсолютно высушен солнцем, образовавшаяся на поверхности твердая корка крайне тонка, а трава и вовсе делает ее незаметной.


Человек, ступивший на такой участок грунта, тут же проваливается и его засасывает своего рода песчаный капкан. Правда полностью не засосет, но и самостоятельно вылезти все же не удастся. Интересен тот факт, что это довольно опасное природное явление образуется из-за свойств сухого и влажного песка. Влажный песок отлично слипается, так как вода покрывает песчинки тонкой плевой, но главное при этом присутствие кислорода. Если же вытеснить кислород водой, то сцепление исчезнет. Под толстым слоем песка обязательно есть мощный водяной источник, этим и объясняется появление зыбучих песков.

В почве заключен гарант нашего существования

Еще одним невероятно важным моментом является то, что почва также служит хранилищем углерода , около 75% и находится на втором месте после океанов. Эта без сомнения необходимая способность почвы хранить углерод, препятствует его попаданию в атмосферу, смягчаются климатические изменения, повышается устойчивость к засухе и наводнениям.

Здоровая земля, гарантирует нам продовольственную безопасность на планете. В связи с тем, что именно почва дает растениям все самое необходимое, наша задача относится к ней бережно, дабы не прервать пищевую цепь и не погибнуть от голода. Здоровая почва, основа здоровых продуктов питания.

Возможно вы удивитесь, но самым крупным фильтром для воды, также служит почва. Каждый год через нее фильтруются тысячи кубических километров воды. Почва задерживает токсины, и вода возвращается в океан менее загрязненной. В то время как, воды, падающие на асфальтированные дороги несут с собой весь мусор и грязь окружающей среды, лишь усугубляя проблему экологической безопасности океанов и морей. Почвенный покров поглощает из попадающей в него воды магний, калий, кальций и другие питательные вещества, и отдает их растениям.


Известно ли вам, что микроорганизмы, живущие в почве используют в медицине, например, для изготовления антибиотиков? Благодаря ей, мы имеем лекарства такие как стрептомицин, первый активный антибиотик для борьбы с туберкулезом и чумой. К примеру, лекарственное средство циклоспорин, назначается больному, дабы предотвратить отторжение при пересадке тканей или органов.

Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста

Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва".

"Знакомство со свойствами почвы"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с процессом образования почвы.
Дать представление о почве и ее составе.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи:
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях.
Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, пло-дородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в помещение, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.
Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
- Какого цвета почва? (ответы детей)
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и дру-гих мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы замети-ли? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной
Опыт № 4 проводит педагог.
С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Опыт № 5 проводит педагог .
Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднима-ется вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчай-шие капельки воды.
Опыт № 6
Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впи-тывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось сво-бодного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.
Опыт № 7
Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. По-ставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших рас-тений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.
Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.
- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.
Спасибо всем за работу.

Литература:
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005

Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».

Занятие по экологии

«Путешествие в подземном царстве»

Цель : Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой .

Задачи :

Образовательная : Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений , рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.

Развивающие : развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательная : воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.

Предварительная работа : Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки) . Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.

Ход занятия .

В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.

Обратите внимание на емкость с почвой . Что такое почва ?

Всезнайка : Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие . Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)

Ответы детей :

Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу ?

Ответы детей : Да они рыхлят почву .

Всезнайка : Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода. Давайте проверим : бросаем в банку с водой комок почвы . Что увидели? (Пузырьки воздуха.)

Всезнайка : Из чего состоит почва ?

Ответы детей :

В состав почвы входят : перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет .

(Показ макета со слоями состава почвы .)

Всезнайка : Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной

Ответ : детей : глина - твердая, плотная песок - сыпучий перегной - рыхлый

Практическая деятельность детей : воспроизвести макет слоев почвы

Всезнайка : В какой почве лучше расти растениям?

Ответы детей : (рыхлой мягкой)

Всезнайка : В плотной почве не хватает воздуха , воды чтобы в ней росли растения.

Всезнайка : А есть ли вода в почве ? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне , образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы , когда греет солнце.

Всезнайка : Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

Физминутка :

Всезнайка : Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.

Помните! Юный эколог тот , кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

(Собрать мусор)

Худ слово : Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер

Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы ?

Ответы детей : Нет

Всезнайка : Как почва нас кормит ?

Ответы детей :

Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят :

Дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)

Представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)

Без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях - газообразном, твердом, жидком (вода)

Плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва )

Всезнайка : Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления) . Давайте устроим огород на подоконнике.

Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые создают питательный слой почвы - перегной. О свойствах почвы дети узнают из опытов. Размышляют вместе с презентацией профессора всезнайкина о её строении, потаённом мире творцов почвы и других подземных обитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР д/с №6 «Синяя птица» ___________________________________________________________________

Конспект открытого НОД в подготовительной группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

Подготовила: воспитатель

Данилова Татьяна Юрьевна

г.Малоярославец 2013г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Калужскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит калужская земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Окружающий мир - 3 класс
Тема: "Почва"
Задачи:

  1. Познакомимся с понятием "почва", узнаем, что это такое.
  2. Узнаем главное свойство почвы.
  3. С помощью опытов узнаем состав почвы.
  4. Познакомимся с представителями животного мира, обитающего в почве. Порассуждаем о том, что полезного для почвы они делают.
  5. Рассмотрим разные виды почв, поговорим о плодородии.
  6. Узнаем имя русского учёного, который создал науку почвоведение.
  7. Порассуждаем об охране почвы.

И снова давайте вспомним о четырёх стихиях в природе. Мы уже знаем немного интересного о воздухе и о воде. Сегодня мы поговорим о земле и ее верхнем слое, который называется почва .

Ребята, что вы можете рассказать из своего жизненного опыта о почве?

Давайте разберемся, что такое почва, какая она бывает.

Если заглянуть в историю возникновения слова "почва" , то можно понять, почему оно так называется. Слово русское, ранее писалось "подъшьва" , что буквально можно перевести так: «то, на что наступает подошва» . Вроде бы все так просто. Наступаем мы на верхний слой суши, земли. Видимо, это и есть почва? Так ли это или все же есть особые свойства того, что мы называем почвой.

Если вслушаться в слово, то сразу станет ясно, что на плодородной земле родится много плодов. Другими словами, плодородная почва дает урожай. Делаем вывод: если на плодородной почве растут растения, значит в ней есть все то, что нужно для жизни растений.


Давайте попробуем предположить, опираясь на имеющиеся знания, что такого есть в почве, что нужно растениям? Выдвигайте свои гипотезы (предположения) .

А теперь будем рассуждать, опираясь на аргументы. Посмотрите фильм и ответьте на вопрос: наличие каких веществ в почве доказано опытным путем.

Итак, что мы имеем?

Выводы таковы:

Посмотри на схему выше и скажи, что еще содержится в почве?

А вот ещё некоторые представители живой природы, которых можно встретить в почве.

Каких животных ты знаешь, что можешь о них рассказать? Если не знаешь - не беда. Можно найти интересные факты о них и сделать минипроекты на урок. Сам узнал - поделился с другими.

И животные, живущие в почве, повышают плодородие почвы. Как?

Делая ходы, они рыхлят почву, а это помогает свободней проникать в нее воздуху и воде.

Из этой схемы видно, что растения берут из почвы для развития и роста. Перегной образуется благодаря бактериям, которых мы образно называем "разрушители". Роль разрушителей - преобразование органических веществ умерших живых организмов в минеральные соли, которые нужны растениям-кормильцам.


А все ли почвы одинаково плодородны?
Отчего это зависит? Как вы думаете?

Очевидно, что, чем больше в почве перегноя , тем она плодороднее . Почвы бывают разные. Посмотрите на схему и сделайте свои предположения, какие из этих почв более плодородны, а какие менее. Постарайтесь аргументировать свои ответы.

Почва образуется очень медленно. Слой почвы в 1 см природа создает 100-300 лет. А бывает и так, что и этого времени ей мало. Почва нужна человеку. Благодаря ей мы имеем возможность выращивать на полях, в садах культурные растения, нужные нам для жизни. Любой человек, который имеет дело с растениеводством, задумывается над вопросом: как сделать почву богаче.

Василий Васильевич Докучаев, русский ученый почвовед , говорил о почве: "Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет" Как вы понимаете эту фразу?

Почву, как воду и воздух, тоже необходимо беречь.


Почва.

Почва. Обучающее видео.

Как образуется почва

Роль червей в образовании почвы
Детский проект-видео

Учебный мультфильм

"Путешествие дождевого червячка"

М\Ф для детей "Кто живет под землей"