39 40 день после смерти. Важные дни после смерти

Как бы это ни было печально, но рано или поздно мы сталкиваемся со смертью близких. И этот трагический момент хорошо бы знать на поминки 40 дней, какой порядок проведения. Почему важно поминать на сороковины?

Если сильно не углубляться в церковные подробности, можно просто сказать, что спустя сорок дней после смерти душа предстает перед Всевышним, чтобы «узнать» куда она попадет в рай или ад. И как весомый аргумент в пользу души, то, как о человеке и о его прижизненных деяниях вспоминают его родные и близкие.

Так как самое важное для души умершего – не застолье, а молитвы, именно поэтому в сороковой день после смерти человека, обязательно посещение церкви. Там близкие родственники в церкви запиской просят помолиться об упокоении.

Важно! В церкви заказывают литургию об упокоении только того человека, который был православным христианином, причем крещенным.

На сороковины родственники, находясь в церкви, должны молиться о прощении всех грехов умершего. К тому же они ставят свечи за упокой. Выходя из церкви желательно раздать милостыню.

Посещение кладбища

Еще на сороковой день после смерти близкого обязательно нужно посетить место его захоронения. На кладбище принято зажигать свечу или лампадку и молиться. Желательно, чтобы на кладбище в этот день были самые близкие, чтобы не было гама и громких разговоров. Не стоит брать с собой спиртное и закуску, чтобы помянуть умершего.

Поминальный обед

Поминальная трапеза или поминки на 40 дней, порядок проведения какой-то особо сложный не предполагают. Главное, чтобы были приглашены все, кто хочет проститься с умершим. Обычно это близкие родственники, друзья, хорошие знакомые и сослуживцы почившего.

Одно время на поминки не приглашали ни кого, люди сами приходили, чтобы почтить память и засвидетельствовать свое почтение близким умершего. Тогда накрывали несколько столов, чтобы никто не остался голодным. Сейчас время немного другое и без приглашения к столу приходить не принято.

Что подают на стол

Поминальный обед на сороковины не должен быть роскошным. Деликатесами заставлять стол не принято. Блюда должны подаваться простые, не изысканные. При этом обязательно наличие горячих блюд. Спиртные напитки на поминальный обед Церковь не приветствует. Однако в наши дни без этого сороковины редко обходятся. В таком случае стоит избегать игристых вин. Принято подавать водку, коньяк и красное вино. А вот избытка спиртного на поминальном столе быть нет должно, чтобы поминки не закончились песнями, а тем более, танцами.

Обязательно на столе должна присутствовать кутья или канун. Это блюдо из цельного зерна с изюмом, медом и орехами. Принято подавать борщ, щи, свекольник, куриный бульон с лапшой – выбор блюда зависит от местности. На поминальном столе обычно присутствует каша, мясные и рыбные блюда. А также разные закуски.

Важно! Считается, что количество блюд на поминальном столе на сороковой день после смерти должно быть четным.
Перед тем как приступить к трапезе, обязательно нужно прочесть молитву «Отче наш». Затем присутствующие должны вспоминать о хороших поступках умершего. Говорится о положительной роли, которую он сыграл в чьей-то жизни. Нельзя сплетничать и вспоминать неугодные Богу дела.

Хорошо если есть «ведущий» поминального обеда. Это может быть приглашенный посторонний человек или кто-то из гостей. Такой человек нужен для того чтобы разговоры не уходили в ненужное русло, а также чтобы в необходимый момент немного развеять печаль. Так как в сороковины принято говорить речи, в первую очередь их произносят ближайшие родственники, а затем все остальные.

Существуют и обычаи, связанные с сервировкой стола на поминальный обед. К примеру, не подают вилки и ножи - все едят ложками, оставляют пустую тарелку с приборами для умершего. К тому же стол для такой трапезы не накрывают «веселенькой» скатертью, то есть она должна быть однотонной.

День проведения сороковин

Многих интересует вопрос: обязательно на 40 дней после смерти проводить поминки день в день или можно позже. Не желательно сороковины отмечать раньше, так как это связано с днем, когда душа встанет перед Судом Божьим. Позже 40 дней справляют, если поминки выпадают на Седмицу, то есть неделю, предшествующую Пасхе или непосредственно на Пасху.

В таком случае поминки переносят на . Верующие люди, которые постятся, переносят поминки на субботу, воскресенье и дни, когда разрешается есть рыбу. В таком случае на столе не будет мясных блюд.

И в завершении:

  • Что нельзя делать до 40 дней после смерти родственника – это плакать, стенать и всячески убиваться за умершим. Считается, что душа не найдет упокоения, если будет видеть такие страдания родных.
  • На сороковины обязательно поминают покойного. Конечно, важна и трапеза, но нельзя забывать о молитве. Причем в течение 40-ка дней после смерти родственники должны молиться об умершем ежедневно.
  • Посещая кладбище, еду на могилке для покойного не оставляют. Лучше ее отдать нуждающимся.

Каждому хотелось бы как можно дольше не знать о том, что такое поминки 40 дней и про порядок проведения их. Но, к сожалению, никто не вечный. Если есть сомнения по проводу правильности своих действий в скорбное время, лучше за советом обратиться в церковь.

Умер человек. Что делать? Как хоронить? Какие обряды похорон? Что делать на 40 день?

Когда близкие люди покидают нас навсегда в голове крутиться множество вопросов, ответы на которых мы ищем везде в книгах, в интернете, в различных символах. В данной статье Вы найдете ответы на наиболее популярные вопросы.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

«Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20, 21, 23)

Надо ли завешивать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит изповерья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет.«Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

Что положено употреблять в пищу на поминках?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем. К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

О смерти, погребении и поминовении усопших Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон.

Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В сороковой день душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Для чего нужна смерть тела?

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовнойгибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха. Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Для чего совершается поминовение усопших?

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

Какое поминовение усопших является самым важным?

Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В 9-й день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его. Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

Молятся ли за нас усопшие?

Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой. Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще. Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен досамоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем.Для этого надо подать письменное прошение. Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище. Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц?

Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Что такое родительская суббота?

В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

Что такое канун?

Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, ивсе тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5) Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался ипричащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можноиметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

Можно ли кремировать усопших?

Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии. Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть онеправильном отношении к нему при жизни?

Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Информацию о всех организациях оказывающих ритуальные услуги, религиозных праздниках и обычаях в Минске и других городах Беларуси, Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

"Ничто никуда не изчезает, а переходит из одной формы в другую" .

Даже в трудах научного содержания, относящихся к точным наукам много разногласий в теориях и исключений из принятых правил, а уж в вопросах веры и религии отличий в трактовках и объяснениях традиций более чем предостаточно. Таким образом, найти единственно верное - поминания 9 и 40 дней после смерти - просто не существует. Ниже Вы найдете ответы, данные различными представителями духовного мира, а также интересные факты и важные советы .

Если почитать Кастанеду, то там отлично все описано, что происходит с человеком после смерти. В тибетской книге мёртвых: распад ментальной оболочки заканчивается на 40 день, прежняя личность и память исчезает (как правило, но есть и исключения...), в дорелигиозных описаниях считалось, что до 9 дней - покойника еще можно было вернуть, душа еще находилась в нем. А сорок дней - душа уже вышла, но привязана к телу... Раньше хоронили только послед девяти дней прошедших
Если обратиться к Христианству, то и там поддерживается версия об "энергетических оболочках" человека. Не зря ведь существует традиция поминать усопших на 9-й и 40-й день. Именно в эти дни отходят энергетические оболочки (в момент смерти отходит первая оболочка, на 9-й день - вторая, на 40-й день - третья) . Религиозный обычай сейчас объяснили научным путем, и это еще раз подтвердило, что не просто так появились эти обычаи, и в древности люди знали больше о душе, чем мы сейчас.

Мой рисунок - вечный ход времени @Milendia:

Поминовение усопшего - давняя традиция, которая зародилась еще во времена восхода христианства. Согласно религии, душа каждого человека бессмертна, она наиболее нуждается в молитвах в загробном мире. Долг любого живого христианина - молить Бога об упокоении духа близкого умершего человека. Одной из самых важных религиозных обязанностей считается организация поминок с участием всех, кто еще при жизни знал покойного.

Версия представителей Сретенского монастыря

Почему отмечают 9 день после смерти?

В Библии сказано, что человеческая душа не может умереть. Это подтверждает практика поминок тех, кого уже нет рядом в этом мире. В Церковном Предании рассказывается, что после смерти дух человека в течение трех дней находится в тех местах, которые были ему дороги еще при жизни. После этого душа предстает перед Творцом. Бог показывает ей все блаженства рая, в которых пребывают души людей, ведущих праведный образ жизни. Ровно шесть дней душа пребывает в этой обстановке, блаженствует и восторгается всеми прелестями рая. На 9 день дух вновь во второй раз предстает перед Господом. Именно в память об этом событии родственниками и близкими устраиваются поминальные обеды. В этот день в Церкви заказываются молебны.

Нередко люди делают ошибку, начиная отсчет со следующего дня после смерти. На самом же деле временем отсчета должен быть день, в который усопший покинул этот мир, даже в том случае, если это произошло поздним вечером (до 12:00). Таким образом, если человек умер 2 декабря, то 10 декабря станет девятым днем после смерти . Слагать числа математически (2 декабря + 9 дней = 11 декабря) и начиная счет со следующего после смерти дня - неправильно.

В девятый день можно снимать завесы с зеркал.

На девятый день после смерти усопшего, можно снять с зеркал в доме завесы (во всех кроме спальни умершего). Примечательно, что завешивание зеркал - неправославная традиция. Это отголоски старинного русского поверья, в котором говорится о том, что в зеркалах душа усопшего может заблудиться и не найти пути на тот свет.

На девятый день поминки должны быть скромными.

Спиртное на застолье - необязательный, а по распространенному мнению исконно верующих людей - и вовсе лишний атрибут. В застольной беседе следует вспоминать добрые поступки и благие дела умершего. Считается, что каждое сказанное благое слово о покойном будет ему зачтено.

Почему поминают на 40 дней?

Сороковой день со дня смерти считается самым важным для загробной жизни. С 9 по 39 день душе показывают ад, в котором мучаются грешники. Ровно на сороковые сутки душа вновь предстает перед Высшей Силой для поклона. В этот период происходит суд, по окончанию которого будет известно, куда отправится дух - в ад или рай . Поэтому очень важно в этот решающий и важный период просить у Бога милостыни по отношению к усопшему.

История и придание Церкви говорят о том, что 40 дней - период, необходимый для того, чтобы душа подготовилась к принятию помощи и Божественного дара от Отца небесного. Число 40 неоднократно фигурирует в церковных преданиях.

Суббота вообще посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски - покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир.
Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни:
1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню - "Недели мясопустной", т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.
2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста.
3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста
4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста
5. Радоница - вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
6. 9 мая - день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
7. Троицкая вселенская родительская суббота - суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.
8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.
9. Димитревская родительская суббота - суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) , Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.
В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных) . После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т. е. это есть милостыня за усопших.
В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

И не только в православии существует традиция поминовения усопших - считается, что на 9 день разрушается астральное тело (тело эмоций), а на 40 день - ментальное (тело мыслей) . То есть душа выходит из своих оболочек.

В священнойТибетской Книге Мертвых («Бардо Тхедол») тело - лишь сосуд, который временно вмещает в себя душу. Как глиняный горшок разбивают, когда он пуст, так и тело подлежит уничтожению, когда душа больше не нуждается в нем. Бардо Тхедол содержит в себе целую науку о том, какие испытания проходит душа, преодолевающая смерть, и как облегчить ее путь в океане сансары, иллюзии перерождений, на пути к следующей реинкарнации, или воплощению.

Процесс отделения души от бывшей оболочки длится три дня, в течение которых монахи поют специальные мантры. Эти мантры, как путеводитель, прокладывают путь сознанию души через ступени бардо, от смерти к новой жизни. В процессе старое тело становится пустой формой, навсегда лишенной осмысленного содержания.

С телом происходит главная метаморфоза, оно расщепляется на первоэлементы: землю, воздух, огонь и воду. Душа же становится окончательно свободной от оболочки, чтобы окунуться в новый сосуд, в котором, возможно, ей удастся приблизиться к нирване.

Физики считают, что 40 дней после смерти - это период по прошествии которого ДНК перестает вырабатывать эталонную вибрацию (теряет индивидуальное электромагнитное поле) Смерть - это не конец. В действительности, смерть - это начало, еще один этап взросления. В момент физической смерти ваш дух отправится в духовный мир, где продолжит учиться и развиваться. Смерть - необходимый шаг в вашем развитии, точно так же, как и рождение. Когда-нибудь, уже после вашей смерти, ваш дух и тело соединятся вновь, чтобы никогда уже не разъединяться. Это называется "воскресение"

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

Смерть близкого человека для семьи является большим горем. Родные скорбят и печалятся. Хотят знать, куда уходит душа после 40 дней, как вести себя и что говорить. Остается много неразрешенных вопросов, на которые хочется найти ответы. Статья подробно расскажет об этом и подчеркнет важные моменты.

Во время жизни тело и душа человека неразделимы. Смерть является остановкой для тела, а . До 40 дней происходят «прогулки» по раю и аду. «Экскурсия» в рай значительно короче. Считается, что за пройденную жизнь совершается больше плохих поступков, чем хороших.

В аду начинают мытарства. Их двадцать. Это сложный и ответственный этап. Своеобразный экзамен, проверяющий все страсти. Насколько сильны они по степени зла. Например, взять страсть к воровству. Один берет незначительные деньги из кармана друга или знакомого, другой – подделывает документы, третий - берет крупные взятки.

Леность, зависть, гордость, гнев, ложь и другие мытарства – проверка на то, как сильно овладел дьявол над человеком. Дьявол не может пленить человеческую душу, но господствуя над душой, он показывает ее несостоятельность перед Царством святых. Поэтому при прохождении мытарств выявляется, было ли единство с Богом и с прописанными в Библии законами.

Во время жизни на земле человек может покаяться и попросить прощения за совершенные грехи. Господь примет каждого грешника, молящегося искренне. Загробный мир такого шанса не предоставляет. Здесь все как на ладони: что сделал, то получил. Поэтому при разборе деяний учитывается малейший проступок.

Что означает 40-й день после смерти?

На 40-й день душа предстает перед Божьим судом. Адвокатом для нее становится ангел-хранитель, который защищает человека всю его жизнь. Он выявляет добрые дела, и приговор становится более мягким. Если деятельность была соразмерна с чистыми помыслами, то наказание не слишком строгое.

Муки ада избегаются благодаря правильным поступкам. Но в современном мире тяжело устоять перед соблазнами. Если придерживаться основных Божьих правил, творить добрые дела и причащаться при малейшем отступлении от верной дороги, испытания пройдут легче и быстрее. Человек должен думать о предстоящих мытарствах, чтобы не подвергать душу тяжелым проверкам.

После 40 дней душе предоставляется право вернуться на землю, обойти родные места и навсегда попрощаться с теми, кто особенно дорог. Обычно родные умершего уже не ощущают его присутствия. Отправляясь на небо, душа принимает решение, которое вынес суд за деяния, совершенные во время жизни: темная бездна или вечный свет.

Для усопших молитва родных – лучший показ безграничной любви. В монастырях, где каждый день проходит служба, можно заказать сорокоуст (ежедневное поминовение на протяжении 40 дней). Слово молитвы, как капля воды в пустыне.

Действия родных до 40 дней

  • Ничего не трогайте в комнате умершего.
  • Не делите вещи.
  • Не говорите плохих слов о нем.
  • Постарайтесь совершать добрые дела от имени усопшего.
  • Читайте в эти дни молитвы и держите пост.

Куда уходит душа после 40 дней? Это своеобразный рубеж, после которого она отправляется в рай или ад. Но надо понимать, что ад – это не конечная точка. Благодаря вниманию и желанию заступиться, за умершего иногда меняют участь души. Во время Страшного суда произойдет переоценка всех людей, и судьба каждого будет зависеть от собственных поступков и деятельности в обществе и семье. Не упустите время, чтобы измениться и встать на праведный путь.