Государственный строй при котором законодательная власть принадлежит. Законодательная власть: парламент. Понятие, социальные функции и полномочия парламента

Республиканская форма правления возникла в древности, однако, большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в новое время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.

Республики можно разделить на два вида: а) парламентарная б) президентская

Территория страны, как правило, делится на более мелкие территориальные единицы (штаты, провинции, районы, области, кантоны, округа и т. п.)

Такое деление необходимо для управления страной:

Ø проведение экономических и социальных мер;

Ø решение вопросов региональной политики;

Ø сбора информации;

Ø осуществления контроля на местах и пр.

Административно – территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов:

Ø экономических;

Ø национально – этнических;

Ø историко – географических;

Ø природных и пр.

По формам административно – территориального устройства различают:

Ø Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе самостоятельно

управляемых образований. В ней действуют единая конституция

и единая система органов государственной власти.

Ø Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория имеет в своем составе несколько государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью. Федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции) имеют, как правило, собственные конституции и органы власти.

Страны различаются также по особенностям политического режима. Здесь можно выделить три группы:

Ø демократические – с политическим режимом, основанным на выборности органов государственной власти (Франция, США);

Ø тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии (Куба, Иран).

На современном этапе развития международных отношений можно группировать страны по их внутриполитической ситуации и участию в международных военных блоках и вооруженных конфликтах. Так выделяется:

Ø «страны-участницы», входящие в военные блоки или участвующие в вооруженных конфликтах (страны НАТО, Афганистан, Ирак, Югославия);

Ø неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации (Финляндия, Непал);

Ø нейтральные страны (Швейцария, Швеция).



6) Исходя из уровня социально-экономического развития страны мира приятно подразделять на два типа:

Ø экономически развитые страны;

Ø страны с переходным типом экономики;

Ø развивающиеся страны.

При таком делении стран учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчете на душу населения.

К числу экономически развитых относится около 60 стран, однако эта группа неоднородна.

Ø Страны «большой семерки». Отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания)

Ø Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. Имеют высокий показатель ВВП на душу населения, играют важную роль в мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика. (Нидерланды, Австрия, Дания, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Испания, Португалия).

Ø Страны «переселенческого капитализма». Выделены исключительно по историческому признаку, являются бывшими переселенческими колониями Великобритании. (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль).

К числу стран с переходной экономикой относятся образованые в начале 90-х гг. в результате перехода к рыночной экономической системе. (Страны СНГ, Страны Восточной Европы, Монголия).

Остальные страны относятся к развивающимся. Их называют странами «третьего мира». Они занимают более ½ площади суши, в них сосредоточено около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Эти страны объединяет колониальное прошлое и связанные с ним экономические противоречия и особенности структуры хозяйства. Однако мир развивающихся стран разнообразен и неоднороден. Среди них выделяют пять групп:



Ø «Ключевые страны». Лидеры «третьего мира» в экономике и политике. (Индия, Бразилия, Мексика)

Ø Новые индустриальные страны (НИС). Страны резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного производства на основе иностранных инвестиций. (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайланд).

Ø Нефтеэкспортирующие страны. Страны, формирующие свой капитал за счет притока «нефтедолларов». (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней).

Ø Страны, отстающие в своем развитии. Страны с преобладанием отсталой многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного хозяйства и транспортных услуг. (Колумбия, Боливия, Замбия, Либерия, Эквадор, Марокко).

Ø Наименее развитые страны. Страны с преобладанием в экономике с потребительского хозяйства и практически полным отсутствием обрабатывающей промышленности. (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Мали, Чад, Гаити, Гвинея).

Вопрос 5. Международные организации - объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т. п.). Первые постоянные международные объединения появились (МВФ) и др. в Древней Греции в VI в. до н. э. в виде союзов городов и общин. Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Сегодня в мире насчитывается около 500 международных организаций.

Общеполитические:

Ø Организация Объединенных Наций (ООН)

Ø Межпарламентский Союз

Ø Всемирный совет мира (ВСМ)

Ø Содружество независимых государств (СНГ)

Ø Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Экономические:

Ø Всемирная торговая организация (ВТО)

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Ø Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

Ø Европейский Союз (ЕС)

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

РеспубликанскаяМонархическая Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа. Монархия – форма правления, при которой главой государства является император, король, герцог, князь, султан и т.д. Эта верховная власть передаётся по наследству.


Находится в Южной Европе, окружено территорией Италии. Главы государства - два капитана-регента, назначаемые Большим Генеральным советом. Они избираются на срок 6 месяцев. Площадь территории государства составляет 60,57 км². Страна располагается на юго-западном склоне трёхглавого горного массива Монте-Титано (738 м над уровнем моря), возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.







Конституционная Абсолютная - монархия, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, тогда, как сам монарх, царствует, но не правит, например, Великобритания, Япония. - власть монарха почти не ограничена, таких стран единицы, в основном в районе Персидского залива, таковы Саудовская Аравия. Теократическая - монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви.


Король, ныне королева Елизавета вторая, считается главой государства, а также возглавляемого в Великобритании Содружества, членами которого являются больше 50 стран, ранее входивших в состав Британской Империи. Великобритания не имеет конституции как единого документа. Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе.



До принятия конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников из 242 депутатов, избираемых на 6 лет.



Глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооружёнными силами и верховным судьёй, а также духовным правителем. Правительство формируется из членов королевской семьи. Первым королём Саудовской Аравии был Абдель Азиз Ибн-Сауд, который правил страной с 1932 по 1953 г. Как считается, у Ибн-Сауда было 17 официальных жён, из которых пять носили титул «первой жены». Ныне королевское семейство насчитывает около 5 тыс. особ мужского пола разной степени родства, и между ними поделены все государственные посты.



Абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго.



УнитарнаяФедеративная - государство имеет такую форму административно- территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть, таковы Япония, Швеция, Франция и большинство стран мира. - государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные власти, таковы Россия, США, Индия и др.


До недавнего времени Бельгия относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими её валлонами и фламандцами привела к тому, что в 1993 г. Парламент специальным законом ввёл в этой стране федеративное административно-территориальное устройство. Глава государства король, глава правительства премьер- министр. Правительство назначается королём; половина министров должна быть представителями нидерландскоязычного сообщества, половина - франкоязычного сообщества.



В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах,приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам таким, как Россия, Индия, ЮАР, Канада. Надеемся, что эти проблемы будут решаться мирными путями как можно скорее.

Задание 1. В начале XXI в. на политической карте мира насчитывается следующее количество государств и не самоуправляющихся территорий: Укажите правильный ответ.

230

Задание 2.Укажите,какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку странмира размерам территории и по численности населения:

1) Россия; 3)Индия;6) Китай; 8)Бразилия;

Задание 3. Укажите, как из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания; 2) Исландия; 5) Шри-Ланка; 6)Индонезия; 7) Мадагаскар;10)Кирибати

Задание 4. Подчеркните названия государств, не имеющих выхода к открытому морю:

1)Боливия; 2) Венгрия;3)Замбия 5)Мали; б) Монголия;8) Узбекистан; 10) Швейцария.

Как такое положение сказывается на их социально-экономическом развитии?

Затруднение в импорте/экспорте товаров

Задание 6. Подберите пары по принципу "страна - столица":

1.Австралия - д

2.Алжир - а

3.Белоруссия - ж

4.Венесуала - е

5.Кения - з 6.Колумбия - в

7.Норвегия - и

8.Сирия - г

9.Таиланд - 6

10.Чехия-к

а) Алжир б)Бангкок в) Богота г)Дамаск д)Канберра е) Каракас ж) Минск з)Найроби и)Осло к)Прага

Задание 7. Укажите, к какому из следующих типов относится большинство стран мира:

2)к развивающимся;

Задание 8. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав "большой восьмерки":

1) Рим; 3) Лондон; 6) Москва;

8)Вашингтон;9)Оттава;

Задание 9.Укажите какие из перечисленных ниже стран относятся к странам "переселенческого" капитализма:

2)Израиль;3)Канада; 5) Австралия.

Задание 10.Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:

1) Бангладеш; 2) Бразилия;3)Индия; 4) Кувейт; 5) Непал; 6) Объединенные

Арабские Эмираты; 7) Малайзия; 8)Сомали; 9) Таиланд; 10) Эфиопия.

Ответ дайте по следующей форме:

1.Ключевые страны 2,3 2.Новые индустриальные страны 7,9 3.Нефтедобывающие страны 4,6 4.Наименее развитые страны 1, 5, 8, 10

Задание 11. Укажите, какие из следующих регионов мира выделяются по количеству "горячих точек":

2) Юго-Западная Азия; 3) Южная Азия; 4) Юго-Восточная Азия;6) Северная Африка; 7) Африка к югу от Сахары;

Задание 12. Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к форме правления стран мира. Определите, какие из них правильные, а какие - нет.

1.В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

2. Верховная власть в монархиях передается по наследству.

3.Республик в мире меньше, чем монархий.

4.Среди монархий современного мира преобладают империи.

Задание 13. Подчеркните страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Австрия; 2) Армения;5) Египет; 6) Мексика; 8) Турция; 9) Франция;

Задание 14. Нанесите цветом на контурную карту (рис. 1) страны с монархической формой правления. Выделите среди них:

конституционные монархии: Малайзия(4), Великобритания(2), Нидерланды), Бельгия), Дания(2)

Норвегия(2), Швеция(2), Лихтенштейн. Монако. Япония(1), Камбоджа(2), Таиланд(2), Лесото(2), Канада. Андора,

Новая Зеландия, Испания(2),Австралия(2),Люксембург(3), Марокко(2),Тонга(2), Иордания(2), Кувейт(5)

абсолютные монархии:ОАЭ(5), Бруней(4). Саудовскя Аравия(2), Оман(4), Катар(5), Свазиленд(2)

Охарактеризуйте и объясните распределение их по крупным регионам мира. Какие из них являются империями, королевствами,герцогствами, султанатами,эмиратами?

1-империя, 2-королевство, 3-герцогство, 4-султанат, 5-эмират

Конституционные монархии расположены на западе Европы и в Восточной Азии, где не было сильных революционных потрясений и гражданских войн. Абсолютные монархии находятся в районе Персидского залива. Здесь долгое время существовал рабовладельческий строй средних веков.

Задание 15. Дополните следующие предложения:

1.Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется унитарным.

(Теги: Задание, стран, страны, какие, государств, власть, монархии, перечисленных, правления, Канада, Подчеркните, Австралия, расположены, конституционные, Африка, Алжир, Определите, монархий, форме, Государство, империи, Зеландия, монархиях, Норвегия, абсолютные, Кувейт, Новая, нужно, исполнительная, следующих, имеющие, относятся, законодательная, Малайзия, Шри-Ланка, вспомнить, следующие, Среди, являются, состав, называется, Бразилия, ответ, Подберите, Прага, Дамаск, первую, Вашингтон, Лондон, странам, имеющих, столица, предложенном, Боливия, переселенческого, Каракас, столицы, выхода, входящих, Найроби, названия, карте, Замбия, численности, Москва, Минск, Канберра, Швейцария, восьмерки, Венгрия, территории, населения, Индонезия, правильный, большой, открытому, самоуправляющихся, Россия, размерам, одновременно, Китай, архипелагах, положение, Монголия, сказывается, импорте, островах, Затруднение, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, социально-экономическом, Узбекистан, развитии, товаров, Венесуала, Колумбия, Мадагаскар, десятку, страна, относится, какому )

Законодательная власть - это одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, которую можно рассматривать как совокупность полномочий по изданию законов, а также как систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательная власть в большинстве стран осуществляется парламентом. В некоторых странах законодательную власть осуществляют органы непарламентского типа - советы. Законодательная власть может реализовываться не только специальными законодательными органами, но и непосредственно избирателями путем референдума, а также органами исполнительной власти путем делегированного или чрезвычайного законодательствования.

Парламент - это общенациональный выборный коллегиальный орган, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. Считается, что первым парламентом был британский парламент, созданный в 1265 г., т.е. в XIII в. Правда, схожий орган существовал в Римской империи. Повсеместное распространение парламента началось с эпохи Великой французской революции 1789 г. и войны за независимость США и продолжалось до Первой мировой войны. Однако парламенты XIX в. имели особенность: в них могли избираться только представители буржуазии. В 20-60-е годы XX в. роль парламентов резко снизилась. С конца 60-х гг. XX в. начался процесс возрождения парламентаризма, который продолжается по сей день.

Процесс возрождения парламентов обусловили получение избирательного права (как активного, так и пассивного) не только мужчинами, но и женщинами; ликвидация многочисленных цензов (имущественный, грамотности и т.д.); совершенствование избирательных систем, структуры парламентов и порядка их работы.

Способы формирования современных парламентов:

  • избрание всего парламента (либо нижней палаты) непосредственно народом (самый распространенный способ);
  • нижняя палата избирается народом, а верхняя - представительными органами регионов (Германия);
  • нижняя палата избирается народом, верхняя на 2 / 3 формируется по наследственному принципу, а на Уз назначается монархом (Великобритания);
  • нижняя палата избирается народом и затем из его состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия);
  • некоторая часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за заслуги перед государством (Италия);
  • нижняя палата избирается, верхняя - назначается (Канада);
  • весь парламент назначается главой государства (Катар);
  • весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (ВСНП в КНР) .

Парламенты делятся на две большие группы: однопалатные (мо- нокамеральные) парламенты, которые существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах (Швеция, Эстония, Латвия, Венгрия и т.д.) и двухпалатные (бикамералъные) парламенты, которые существуют, как правило, в крупных федеративных государствах (США, Германия и т.д.) .

Достоинства монокамеральных парламентов: просты и компактны; обычно избираются всем населением страны напрямую; как правило, имеют большие полномочия; все решения принимаются быстрее; проще законодательный процесс и т.д. Недостатки: плохо представлены территориальные единицы; есть опасность радикализации парламента и т.д.

Достоинства бикамеральных парламентов: более «объемно» представлено общество - и народ в целом, и регионы с их особенностями; верхняя палата служит противовесом нижней - фильтрует ее решения; обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата продолжает работать. Недостатки: появляется дополнительный слой депутатов в лице верхней палаты, следовательно, больше затрат из бюджета на их содержание; усложняется законодательный процесс и т.д.

Взаимоотношения между палатами парламентов: равный правовой статус палат или неодинаковый правовой статус (слабая верхняя палата, сильная верхняя палата) .

В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах. Деятельность парламента становится более организованной и профессиональной.

По структуре парламенты представляют сложное образование, включающее различные элементы. Руководящие органы (прежде всего председатели (спикеры) парламентов или палат); бюро палат и т.д.), обеспечивающие режим административной автономии парламента и которым подчиняются парламентские служащие. Комитеты, комиссии (законоподготовительные, следственные, согласительные), задача которых состоит в том, чтобы готовить проекты решений, принимаемых парламентом. Важным элементом являются партийные фракции (важнейшая организационная форма парламентской деятельности политической партии, нацеленная на реализацию той программы, с которой она шла на выборы). Фракция может иметь право законодательной инициативы. Внешние вспомогательные органы, в функции которых входит контроль за государственной администрацией. Вспомогательная часть - специальные консультативные службы, персонал архивов и библиотек, парламентская полиция (гвардия). Основу парламента составляют парламентарии (лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента). Правовой статус парламентария представляет собой совокупность норм, определяющих его права, обязанности, отношения с избирателями, ответственность. Права парламентариев: получение специального вознаграждения; льготный проезд на транспорте; определенная сумма для содержания помощников; бесплатная пересылка почтовых отправлений; частичное освобождение заработной платы от налогов (в некоторых странах); выступление в прениях; внесение законопроектов и поправок к ним и т.д. Обязанности парламентариев: участие в заседаниях парламента; предъявление финансовых отчетов, определяющих финансовые расходы на его предвыборную кампанию; представление сведений о размерах личного состояния. Характер отношений между парламентарием и избирателями может определяться свободным или императивным мандатом. В демократических государствах депутаты обладают свободным мандатом, согласно которому депутат представляет весь народ, не связан волей избравших его избирателей (не обязан выполнять наказы избирателей) и не может быть отозван ими. Тем не менее свободный мандат не предполагает абсолютной свободы депутата, поскольку депутат должен считаться с мнением своих избирателей (судьба депутатского мандата зависит от выбора избирателей) и подчиняться партийной (фракционной) дисциплине. Императивный мандат предполагает, что депутат подчинен избирателям округа, непосредственно его избравшим, в своей деятельности связан волей избирателей (обязан периодически отчитываться перед ними о своей деятельности) и может быть отозван ими. Императивный мандат сохраняет свое действие в социалистических странах.

Депутаты зарубежных парламентов обладают рядом привилегий. Прежде всего это парламентский иммунитет и индемнитет. Парламентский иммунитет - гарантии неприкосновенности и льготный режим ответственности парламентария. Парламентский индемнитет - группа прав парламентария, обеспечивающих материальную сторону деятельности, а также неответственность за высказывания и голосования в парламенте.

Основными формами депутатской деятельности являются:

  • работа в округах, включающая встречи с избирателями, выявление их проблем и проблем округа, их решение;
  • участие в работе сессий парламента;
  • направление вопросов правительству (интерпелляция);
  • работа в комитетах и комиссиях;
  • участие в деятельности партийной фракции.

Компетенция парламента - это его функции с необходимыми

полномочиями. Выделяют три вида компетенции парламента: неограниченная, при которой не существует никаких конституционных огра- ничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона (Великобритания, Италия, Ирландия, Греция, Япония); относительно ограниченная, при которой имеется совместная законодательная компетенция центральной власти (федерация) и территориальных единиц (субъекты) (США), абсолютно ограниченная, при которой установлен тот круг вопросов, по которым парламент не может принимать законов (французский парламент). Законодательные полномочия парламента обеспечивают выполнение главной функции парламента по принятию законов. Несмотря на то что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участвовать и другие органы государственной власти (глава государства, правительство и др.), основным содержанием компетенции парламента является принятие законов. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочия принятия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов. Финансовые полномочия - это прежде всего полномочия по утверждению бюджетных доходов и расходов государства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.) принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Парламент может иметь полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно решает эти вопросы; в других - дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или утверждает их. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполнительной власти и других высших государственных органов. Такие полномочия значительно шире в парламентарных республиках и монархиях, нежели в президентских республиках и дуалистических монархиях. Ратификация и денонсация международных договоров означает, что именно парламент дает окончательное согласие на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение. Правом назначения референдума обладает во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства. Судебные (нетипичные) полномочия парламента в ряде стран выражены в возможности, например, осуществлять процедуру импичмента (США) .

Законодательный процесс - это порядок деятельности по созданию закона. Законодательный процесс состоит из ряда стадий: осуществление права законодательной инициативы; обсуждение законопроекта (как правило, по каждому внесенному законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идет детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идет голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки; принятие закона; одобрение второй палатой (если таковая существует); промульгация закона главой государства; его опубликование; вступление закона в юридическую силу.

Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательный орган в соответствии с установленной процедурой. Законодательная инициатива должна иметь вид законопроекта, иногда подкрепляется пояснительной запиской, а в некоторых случаях - финансовым обоснованием расходов. Круг субъектов законодательной инициативы: члены парламентов; глава государства (президент, монарх); правительство; избиратели; высшие судебные органы. В странах западной демократии парламентскому законодательному процессу присущи гласность, публичность, учет общественного мнения.

Виды актов, принимаемых парламентом: конституционные законы (в том числе конституция), органические законы, обычные законы, парламентские уставы или регламенты.

В мировой практике имеется институт делегированного законодательства, когда парламент передает главе государства или правительству часть своих полномочий. Делегированное законодательство оправдано, поскольку некоторые вопросы (например, экономические) нуждаются, с одной стороны, в срочном решении, а с другой - законодательном оформлении.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятию «парламент».
  • 2. Какое государство считается родиной парламента?
  • 3. Где обычно существуют однопалатные (монокамеральные) парламенты?
  • 4. Где существует однопалатный парламент?
  • 5. Где, как правило, существуют двухпалатные парламенты?
  • 7. Из чего состоит парламент Японии?
  • 8. Из чего состоит парламент Германии?
  • 9. Из чего состоит парламент Великобритании?
  • 10. Каким образом формируется парламент во Франции, Голландии?
  • 11. Каким образом формируется парламент в Канаде?
  • 12. Где существует парламент с абсолютно ограниченными полномочиями?
  • 13. Где существует парламент с абсолютно неограниченными полномочиями?
  • 14. Что относят к полномочиям современных парламентов?
  • 15. Что означает «делегированное законодательство»?