Когда существовала хараппская цивилизация? Хараппская цивилизация. Индоарии

Для начала давайте испробуем техническое новшество в моих руках - "голосувалку"!

Смотрим на картинку ниже и отвечаем на вопрос:

Что вы обычно восклицаете, когда видите подобное!

У! Зачем ты меня притащила! Пошли кататься на "банане"!

1 (3.8 % )

Наверное, интересно, но я ни черта в этом не смыслю!

8 (30.8 % )

О! Керамика Поздней Архаики! Узнаю!

13 (50.0 % )

Так, это быстренько пробежим и пойдем смотреть картины.

4 (15.4 % )

А где ценники?

0 (0.0 % )

Археологический музей Родоса

Это я пыталась узнать, много ли таких, как я, тех, "кто в танке".
ПРЕДИСЛОВИЕ

Итак, в одном из моих недавних постов я грозилась заняться самоликбезом по истории искусств и позволить моим читателям немного поподглядывать за этим процессом. Вот, наконец-то созрела.
Первую такую самолекцию я планировала начать с античного искусства, но как-то не могла решить, с какого края за это взяться. Честно говоря, античность всегда казалась мне немного скучноватой. Начав изучать статьи и материалы по теме, я очередной раз убедилась, что скучновато - это когда непонятно, что к чему, и когда об этом имеешь только поверхностное представление.

Не правда ли, слегка смахивают друг на друга?
Слева сверху - Трипольская культура 5-3 тыс лет д.н.э
Справа сверху - культура Яншао, Китай 5-2 тыс. лет д.н.э.
Слева внизу - минойская керамика камарес, 17-12 век д.н.э.
Справа внизу - южноамериканская культура анасази, 1200 д.н.э

И как-то само собой всплыло в памяти, как в пятом классе, еще на каникулах, до 1 сентября, я получила в библиотеке совершенно волшебный учебник истории древнего мира, и собиралась эту историю полюбить всей душой. Учебник «запоем» прочитала за пару дней, но придя в класс, в качестве учителя встретила милую и добрую даму «слегка за 30», с печальными глазами недолюбленной мечтательницы, которую интересовало все, что угодно, кроме истории. Она очень любила турпоходы и песни у костра, но терпеть не могла свой предмет. Во время уроков она задавала нам читать очередной параграф, а сама дремала, делая вид, что изучает журнал с оценками. Даже всхрапывала иногда тихонько! Так погибла, не успев начаться, моя великая любовь к истории древних веков. Но прошло много лет, и, похоже, я встретила старого одноклассника, который стал олигархом и он ждал меня все время - моя любовь к древней истории возродилась!

Девочка из Южной Индии. Возможно, именно так выглядели жители Хараппской цивилизации

Но это произошло не сразу, еще пару недель назад при слове «античность» я смачно зевала, вежливо прикрывая рот. Тем не менее, не поняв античное искусство невозможно изучать европейское искусство вообще - уж больно весомое влияние оказали греки и римляне на важнейшие его периоды. И мы обязательно, всенепременнейше об этом поговорим, но не с этого начнем. Стала я читать про все эти черепки и статуи и обнаружила, что начинать надо с другого! Раньше, гораздо раньше. Ведь чем раньше, тем интереснее и загадочнее!

Вот такой у меня был учебник истории.
Только совсем новенький! Тоже уже история.

Убейте меня, но я не помню, чтобы мы изучали в школе что-то до времен античности. Разве что Египет, но в моей голове тогда, в школе, не уложилось, что только Династический период истории Египта начался годков эдак на 2000 раньше, чем Классический период Греции! Еще помню странные слова - Месопотамия, Шумер. Не уверенна, что из школьного курса помню. Как-то вот представлялось - раз в одном учебнике, значит всё древнее, и все там где-то рядом и в одно время было! Обнаружились еще некоторые интересные свойства моих изрядно запутанных извилин - то, что дети в школе терпеть не могут исторических дат, это понятно, а вот что взрослые тети никак не могут привыкнуть, что годы до нашей эры считаются задом наперед, стало довольно неприятным открытием. «Конец второго тысячелетия до нашей эры» это совсем не то же самое, что« конец второго тысячелетия нашей». Нашей - это годик где-то 1999, а до нашей - 1001. Странно, да? Ничего, привыкните, если останетесь со мной.

Так что там у нас с Европейской историей искусств? Помните, да? Она началась с того, что варвары, раскурочившие Рим, стали делать вид, что они тоже культурные люди. То есть, ей предшествовал Древний Рим, который, в свою очередь, изо всех сил делал вид, что он такой же культурный, как была Древняя Греция. А что же сама Греция? С кого брала пример она?

Генрих Шлиман на раскопках Трои (сидит посередине)

Известно, что долгое время историю Греческой цивилизации принято было исчислять с 7-го, максимум с 8-го века до нашей эры. Период этот назывался Архаическим, то есть очень-очень старым. Таким старым, что до него только - парочка Темных веков, а потом - всё, Адам и Ева, ну, или питекантропы, ковыряющиеся в зубах малоберцовыми костями кроманьонцев. Ведь если представить, что 7 век до нашей эры - это 2600 лет назад, просто диву даешься, как это археологи умудряются находить какие-то артефакты тех времен, сохранившие хотя бы частично свои очертания. Господи, это же очень, очень давно! Правда, изучив хронологию и почитав о действительно древних цивилизациях, я теперь чувствую, что античность для меня - это буквально позавчера, а есть вещи гораздо более древние.
Парочку тысячелетий греческой истории подарил неугомонный Шлиман, резво (и не очень аккуратно) раскопавший Трою и Микены. Подсобил ему Эванс. Этот выковырял из холма Кносский дворец поаккуратнее, но зато решил восстановить его по своему усмотрению, без колебаний применив бетон и раскрасив свой новодел в психоделической гамме. Не поверите, но и это не то, с чего бы мне хотелось начать, хотя и к этом у мы еще вернемся обязательно.

Петроглифы в Шове

Так когда же началось искусство? Настенные пещерные рисунки, петроглифы - можно вскользь и о них чуть рассказать, но все-таки мы вернемся чуть назад - поближе к Бронзовому веку. А о петроглифах буквально одним предложением - посмотрите на чудесные 30 000-летние рисунки пещеры Шове - и попробуйте только сказать, что это не искусство!
В таких рисунках плохо одно - совершенно не ясно, кто их оставил, с какой целью, что этот древний художник вообще делал в той местности, и как его занесло в эту пещеру. Почему так удивительно верна его рука, изобразившая многочисленных животных настолько натуралистично? Один он был такой, или принято это было так украшать стены пещер - что-то вроде сегодняшних обоев?

Хараппская керамика

В нашем небольшом исследовании единичные шедевры разрозненных творцов нас будут интересовать меньше. Мы будем рассматривать искусство в связи с теми цивилизациями, которые его породили.

Что же принято называть цивилизацией, раз уж мы с вами взялись изучать историю? Определений этого понятия масса, но мне, как бывшей блондинке, больше по душе простые выражения, незамысловатые. Некий Адам Фергюсон когда-то доходчиво объяснил, что цивилизация - это высокая стадия развития человеческого общества (этноса или нескольких этносов(?)), характеризующаяся наличием определенного классового разделения, а также городов, письменности и т.д. Понятно, общество это привязано в к определенной территории и существует в течение определенного временного отрезка. Думаю, наличие определенных форм изобразительных техник тоже характеризуют цивилизацию, хотя некоторые этносы (например, финикийцы), настолько копировали изделия своих соседей, причем многих, что создать нечто самобытное им редко удавалось.

Теперь, давайте разберемся с хронологией. Вы, наверное, уже поняли, что мы будем говорить о древнейших цивилизациях, которые достигли своего развития задолго до того, как где-то неподалеку от территории будущей Эллады племена ахейцев и дорийцев научились подтирать попу сбились в кучу и сформировались в нечто отдаленно похожее на однородное сообщество. Для того, чтобы было нагляднее, как долго формировались и существовали цивилизации, как соотносились друг к другу на шкале времени, я сделала такую табличку.

Тут, конечно, далеко не все, только основное. Сверху - века. Значок «-» значит «до н.э.». Временные границы существования многих цивилизаций размыты, они не так часто заканчивали свое существование катастрофически. Хараппская, к примеру, тлела четыре века. Византия фактически погибла в 12 веке после удара крестоносцев, однако официальной датой ее гибели считается 29 мая 1453 года - день захвата султаном Мехметом Вторым. Я не рассматривала археологические культуры в отрыве от цивилизаций. Культуры - это тоже очень интересная тема, но она очень объемная. В свое время меня увлекли археологические культуры, особенно керамика, но здесь я буду упоминать ее вскользь. Может быть, когда-нибудь мы с вами и до керамики доберемся (если будете очень просить))).
Сама я впервые глянула на хронологию цивилизаций и эпох вот таким, «экселевским» взглядом, и меня это впечатлило. Просто глядя на цифры можно сделать много выводов и задать целую кучу вопросов. Сейчас нас будет интересовать период 3-2 тысячелетия до нашей эры, только Ранний и Средний Бронзовый век. И давайте договоримся, что Древнюю Грецию мы тоже на время оставим в покое.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ИНДА

Итак, начнем. Логичнее было бы начать с Шумера, ведь традиционно считалось, что это первая городская цивилизация в полном понимании, но исследования последних лет показали, что, возможно, хараппская цивилизация древнее. Даже если нет, Шумер - это что-то более привычное, все-таки хоть иногда на слуху, а вот о Хараппе знают немногие.


Хараппскую цивилизацию еще иногда называют индской, так как основана она была вдоль русла реки Инд. Города ее были раскопаны на территории нынешнего Пакистана и немного в Индии. Ее можно считать одной из самых древних, так как хараппской цивилизации предшествовала мергарская неолитическая культура. Земледельческая, естественно, которая со временем дала начало городской цивилизации. Артефакты этих двух последовательных культур так похожи, что их с трудом можно отличить одни от других. Хараппская культура - одна из немногих, которая ни откуда не пришла и фактически, никуда не делась - просто угасла и деградировала. Ее представители были местными и издревле имели тесные контакты с другими культурами нынешней Индии и Пакистана (например, культура Амри, Кот-Диджи и Белуджистана). Позднее, в 23-20 веках до нашей эры появились связи с Шумером, Аккадом и другими народами Месопотамии. А еще в Хараппе были найдены бусы из критского Кносса, датируемые 17 веком до нашей эры! Так что международная торговля в те давние века шла полным ходом! Самым «торговым» был город Лотхал.

Мохенджо-Даро (реконструкция)

Первым в 1920 было обнаружено поселение в 6 км от современного пакистанского городка Хараппа, который и дал название цивилизации. Как назывался город в древности, не известно. Позже, в 1921, раскопали города Мохенджо-Даро (Пакистан) и Лотхал (Индия). Потом еще - Калибанган, Харашта.
Это были потрясающие находки! Неплохо сохранившиеся остатки стен строений дали представление, насколько высокоразвитым было это общество!

Считается, что в годы расцвета в регионе проживало до 5 млн представителей цивилизации, в Хараппе и Мохенджо-Даро могли жить до 100 000 жителей! Правда, некоторые исследователи считают, что все-таки около 30 000. Явно существовало социальное расслоение общества, об этом свидетельствует наличие цитадели и «посада». Цитадель во всех городах имела четкую прямоугольную формы и была обнесена массивной стеной. Количество ворот, отделявших элиту от простых смертных, было небольшим - 2-3. Поклонялись хараппцы огню. Раскопано святилище с четырьмя алтарями-светильниками. Вообще культовых сооружений не так много. Нет признаков сильной монархии - среди найденных изображений нет грозных царей, как, например, у египтян.

Глиняные фигурки и посуда Мергара - культуры, предшествующей хараппской цивилизации

Улицы проложены ровно, как по линейке, обожжённые кирпичи аккуратные, практически одинакового размера, подогнаны один к одному безукоризненно. Реже использовался и кирпич-сырец. Древние строители использовали забутовку при помощи смол! Под городами была заложена дренажная система, существовала канализация и общественные туалеты, проведены наземные водопроводные каналы, раскопано несколько бассейнов, возможно, ритуального предназнаачения. Некоторые постройки имели два-три этажа, в жилых домах было предусмотрено что-то вроде душевой! Видимо, за более чем 2000 лет существования хараппцы так утомились от всех этих условностей, что их нынешние потомки до сих пор питают глубочайшее презрение к таким издержкам прогресса, как личная гигиена.

Лотхал (реконструкция)

Учитывая, что все это существовало 5 000 лет назад, загадочная цивилизация древних жителей берегов Инда ныне рождает кучу фантазий и домыслов у всевозможных любителей барабашек и чупакабр. Вариантов масса - и инопланетяне их принесли, и сами они чуть ли не лазером пользовались, и погубила их, якобы, ядерная война.

Не сохранилось ни фреск, ни других образцов живописи - только росписи керамики. Неизвестно, обрабатывали ли древние хараппцы дерево - изделий попросту не сохранилось. Только бронза, камень, глина. Археологических находок не так много, как хотелось бы, но есть совершенно удивительные. Наряду с массой простеньких глиняных фигурок «а-ла дымковская игрушка», найдены настоящие произведения искусства. Среди них бюст бородатого мужчины, высеченный из стеатита, по всей видимости, военачальника или жреца. Спокойное благородное лицо, обрамлённое бородой, узорчатый плащ, украшение на голове и браслет на предплечье. Мы видим человека, от реального прототипа которого не осталось даже пыли, однако благодаря резцу неизвестного скульптора мы можем смотреть на него. Дремлет ли он, или надменно поглядывает на нас сквозь щелки полузакрытых век и беззвучно насмехается?

Скульптура жреца (Мохеджо-Даро)

Еще одна чудесная находка - бронзовая танцовщица из Махенджо-Даро. Стройная обнаженная девушка с затейливо закрученной косой, стоит в расслабленной позе, дерзко уперев руку в пояс. Она невольно напомнила мне бронзовых балерин Дега - такая же расслабленность, ирония, так же точно «пойман» характер. Дега не мог видеть хараппскую плясунью, он умер в 1917 году, иначе он, думаю, очень удивился бы!

Фигурки хараппских танцовщиц. Очень отличаются, правда? Та, что слева - великолепна!


"Четырнадцатилетняя танцовщица". Эдгар Дега

Весьма интересна керамика -от ранней, примитивной, без гончарного круга до изысканной, тонкостенной, иногда затейливо изукрашенной. На рисунках кроме орнаментов встречаются изображения рыб, животных, птиц, листьев деревьев. Ученым попадаются как ритуальные и погребальные сосуды, так и явно бытовые плошки да тарелки. Находят много глиняных игрушек - в основном зверюшки. Глиняные статуэтки, изображающие быков и других животных, нередко использовались, как набалдашники для посохов или тростей - у таких имеются отверстия в животе. У других отверстия на спине - возможно, это были свистульки или музыкальные инструменты. Много культовых фигурок, в основном - женские божества.

Голова мужчины. Мохенджо-Даро

Отличительная черта хараппской культуры - металлические и глиняные таблички-печати. Их всего найдено более 1000. На них изображались люди, видимо, жрецы или правители, часто - в позе лотоса, реже - борющиеся с животными или охотящиеся. Также на таких печатях часто встречаются животные - олени, антилопы, носороги и даже слоны. Практически на каждой табличке имеются надписи. Харрапцы - один из первых народов, использовавших письменность. К сожалению, их древние надписи так и не удалось дешифровать, поэтому предназначение таких табличек не совсем ясно. Скорее всего, это было что-то вроде личной печати. Удивительны рисунки на этих печатях - они весьма живописны и натуралистичны, сделаны с большим мастерством - поройтесь в Гугл-картинках, их там много.

Хараппские печати-таблички

Поклонялись хараппцы огню. Раскопано святилище с четырьмя алтарями-светильниками. Были и другие божества - вроде главного мужского бога-родителя и женской богини-матери. Вообще культовых сооружений не так много. Нет признаков сильной монархии - среди найденных изображений нет грозных царей, как, например, у египтян.

Как выглядели древние жители долины Инда? Исследовав несколько найденных скелетов, ученые пришли к выводу, что антропологический тип хараппцев очень сходен с нынешними жителями Южной Индии - значит, они никуда не делись? Их просто оттеснили на Юг. И вообще, цивилизация за время своего существования колонизировала часть полуострова Индостан, «сползая» на Юг. А вот кто или что, не ясно.


Мужской торс. Мохенджо-Даро

Таким образом, типичный представитель хараппской цивилизации был небольшого роста, имел округлое невысокое лицо с довольно широким недлинным носом. Нередко челюсть немного выступала вперед. По поводу одежды сложно что-то сказать, а вот прически были мудреные, с затейливо уложенными косами и массой украшений. Вообще украшения любили и, судя по всему, буквально обвешивались ими. Ювелиры использовали золото, серебро, полудрагоценные камни, слоновую кость.

Как я уже говорила, цивилизация деградировала в течении очень долгого периода, прежде чем угаснуть совсем. Причин было, скорее всего, несколько. Версию о вторжении агрессоров ученые со временем отмели, хотя вторжение арийских племен со временем имело место, да вот только пришли они, фактически, уже на развалины. Возможно, повлияло и ухудшение климата, и исчерпание плодородных ресурсов земель - кормились-то по-прежнему местным сельским хозяйством. Я недавно смотрела передачу из серии «Час истины», в которой специалисты-историки обсуждали причины гибели цивилизации древнего Инда. Они считают, что кризис, скорее всего, был внутренний, мировозренческий, духовный, уткнулись в айпеды и потеряли смысл жизни.

Хараппская игра

Прослеживается некая варваризация, упрощение искусства (ничего не напоминает?) -скульптура становится более примитивной, «беднеют» орнаменты на керамике. Дальше - больше: застройка становится хаотичной, какие-то хибары начинают возводить прямо посереди центральных улиц. Затем сломалась канализация (ею в Индии почти не пользуются до сих пор, говорят). Города стали пустеть. Одновременно пришли в упадок и провинциальные поселения. Дольше всех просуществовал Лотхал. В нем, по всей видимости, велась активная торговля, а затем произошло наводнение, разрушившее пристань, и город был обречен.

Хараппская керамика

Очень хотелось бы побывать на руинах древних хараппских городов, но попасть в Пакистан мне вряд ли удастся. Я натаскала картинок для вас из Сети, без ссылок, да простят меня их хозяева, если таковые имеются. К сожалению, большинство артефактов не датировано точно, вернее, их датировка не указана в источниках, а было бы интересно проследить в хронологическом порядке, как развивалась и угасала цивилизация на примере предметов искусств. Два тысячелетия - большой срок и огромный пласт культуры, который сложно осветить в половинке статьи, да и не настолько я в этом разбираюсь.

Хараппские глиняные игрушки. Посмотрите, какие чудесные бычки, что тащат повозку с горшками (справа внизу)!

Моей задачей было познакомиться с одной из древнейших культур и познакомить с нею вас, хотя бы бегло. Теперь, увидев таблички-печати, бюст вот того мужика или бронзовую танцовщицу, вы сможете с видов знатока протянуть: "Ну-у-у-у! Кто же этого не знает?! Это хараппская цивилизация!"

Надеюсь, я с этой задачей справилась.

Спасибо за внимание.

Первые следы пребывания на территории Индии (палеолитичесские рубила соанской культуры в Пенджабе) относятся ко 2-му межледниковому периоду более чем 100 тыс. лет назад. (Северная Индия, так же как и Европа переживала периоды оледенения). На юге Индии приблизительно в это же время также существовала культура, получившая название мадрасской. Колыбели всей индийской - долины Ганга, как предполагают, в то время не существовало - там было мелководное море.

Древнейшие свидетельства оседлых земледельческих культур - поселения - открыты в Белуджистане и Синде и датируюся 4 тыс. до н.э. В те времена климат Индии, особенно в Северо-Западной части был существенно другим - значительно более влажным. Весь бассейн Инда был покрыт лесами; ныне почти безводный Белуджистан орошали полноводные реки, что давало возможность существовать многочисленным земледельческим племенам. Обитатели поселений жили в домах из сырцового кирпича, изготовляли керамику высокого качества и уже использовали металл. Их религиозные воззрения были во многом схожи с верованиями других земледельческих общин Ближнего и Среднего Востока, связанные с культом плодородия и богини-матери.

Хараппская цивилизация

В 3 тыс. до н.э в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация - названная так по современному названию населенного пункта на левом берегу р. Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации. Второй известный большой город этой цивилизации - Махенджо-Даро - находится на правом берегу Инда приблизительно в 400 км. от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней реки Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден еще один город, относящийся к это цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. В целом хараппская цивилизация занимала огромную даже по современным меркам территорию - протяженностью около 1500 км с севера на юг.

Махенджо-Даро и Хараппа возникли предположительно в средине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во 2-м тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилилизация была, скорее всего, теократической, т.е.управлялась жрецами /Антонова, 1973, 18/.

Оба города были построены по сходному плану - цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь более квадратного километра. Совершенно прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожженный кирпич чрезвычайно высокого качества.

Дома высотой в 2 этажа тоже строились по одному плану - вокруг прямоугольгного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор.

В домах имелись комнаты для омовений - своеобразные "ванны" с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами. В Махенджо-Даро открыт один из древнейших в мире бассейн для купания размером около 11 Х 7 м.

В Хараппе севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище размером 45 Х 60 м. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, собаки и различные домашные птицы.

К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как храм.

Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около 270 знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях.

К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать пока не удалось.

Оклоло 1500 г. до н.э происходит мощное землетрясение, уничтожевшее множество городов Хараппской цивилизации, а всед за этим в долину Инда вторгаюся завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установшиегося мнения, были ли это уже арийские племена, или более ранние завоеватели.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Самая древняя из известных нам цивилизаций Индостана названа хараипской по месту первых раскопок (Хараппа и Мохенджо-Даро в современном Пакистане), проводившихся в конце XIX и начале XX в. Археологами было установлено, что сельские поселения того народа, что создал хараппскую цивилизацию, появились в северной и северно-западной части Индостана в IV тыс. до н.э. и имели много общего с поселениями народов Афганистана и Белуджистана. Строительство первых городов началось в долине Инда в XXV-XXIV вв. до н.э. Молодая цивилизация, постепенно расширяясь, заняла территорию долины Инда и других рек восточной части Индии на территории 1100 км с севера на юг и около 1600 км с запада на восток. К настоящему времени выявлено более 10 крупных городских поселений хараппцев. Цивилизационная сторона их жизни: орудия труда, способы обработки почвы, торговля, приемы строительства, жилище и быт - все эго изучено очень подробно. Но об их культуре и истории народа, создавшего эту цивилизацию знаний, - известно еще очень мало, поскольку письменность этого народа не расшифрована.

Харанпцы использовали каменные, медные и бронзовые орудия труда для обработки почвы на аллювиальных почвах. Они выращивали пшеницу, ячмень, кунжут, бобовые, а на юге - рис и хлопчатник. Судя по найденным в городах общественным хранилищам, именно зерновые культуры были основой их рациона. Молоко и мясо хараппцы получали от овец, коз и коров. Ирригационное земледелие здесь не было развито, поскольку регулярные разливы Инда и более мелких рек хорошо увлажняли почву и позволяли собирать по два урожая в год.

Города хараппцев были построены из обожженного кирпича (частично из кирпича-сырца) и делились на две неравные части. На специально выстроенной кирпичной платформе размещалась укрепленная часть города - цитадель, в ней находились общественные хранилища зерна и культовые постройки: жертвенники и бассейны для омовения. Там же было особое место для собраний (по другой версии - рынок). Рядом с цитаделью, отделенная от нее стеной и широкой дорогой, находилась жилая часть города, разделенная на прямоугольники - кварталы - улицами, пересекавшимися под прямым углом. Жилища богатых людей (ближе к цитадели) имели до трех этажей и до 10 комнат разного назначения, группировавшихся вокруг внутреннего двора с обязательным колодцем, выложенным обожженным кирпичом. Помимо кухни и спальни в каждом доме была комната для омовений. Жилище бедняка могло быть одной комнатой в общем бараке. Особое внимание в городах хараппцев уделялось гигиене. Под улицами города были проложены каналы из обожженного кирпича. Они служили для стока использованной воды в специальные отстойники, откуда очищенная вода спускалась в реки.

Черты хараппского города:

  • - строгая ориентация по линии север - юг;
  • - геометричность планировки;
  • - деление города на жилую и административно-ритуальную части;
  • - деление жилой части на 10-12 кварталов домов;
  • - двухэтажные «наращиваемые» жилые дома, группирующиеся вокруг глиняных колодцев;
  • - канализационные системы, построенные из кирпича и керамической плитки.

Хараппцы построили города-порты с каналами, ведущими к верфи, умели ходить по морю и торговали с народам Ближнего Востока, о чем свидетельствуют находки их изделий и печати в городах Междуречья, а также упоминания восточной страны Мелухха в текстах шумеров.

Социальное устройство хараппцев и политическое устройство их общества реконструируются с трудом. Отсутствие крупных оборонительных сооружений у городов и наличие пограничных застав позволяют сделать предположение, что это была федерация городских общин. У наконечников стрел и копий этого народа нет ребра жесткости, позволяющего пробивать кожаные доспехи, найдено очень малое количество мечей. Это значит, что у них не было крупных вооруженных конфликтов. Такой вывод подтверждается отсутствием военных разрушений и массовых захоронений убитых людей на всем протяжении существования этой цивилизации.

Деление городов на «дома для семьи» и дома-бараки - говорит о существовании социального неравенства и, возможно, о рабовладении. Крупные общественные хранилища зерна, святилища огня и ритуальные бассейны, при отсутствии дворцов, позволяют предположить, что общество было организовано но «храмовому» принципу: во главе хараппских общин стояли объединения жрецов (или - судя по найденным статуэткам женщин - жриц), руководивших общественными работами и определявшими правила общественной жизни.

Многие исследователи, занимающиеся изучением этой цивилизации, отмечают ее особый, неподвижный характер. Просуществовав около восьми веков, она сохранила в неизменности многие из ключевых элементов, которые у других народов обычно менялись.

Черты неподвижности хараппской цивилизации:

  • - форма и материал орудий труда оставались одинаковыми на всем протяжении истории этого народа;
  • - форма керамических изделий и их оформление не менялись;

приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности;

  • - начертание письменных знаков за восемь столетий не изменилось;
  • - отсутствовали заимствования у других народов как в производственной, так и в бытовой сфере.

Отсутствие возможности прочитать надписи, оставшиеся после харапп- ской цивилизации, заставляет лишь строить предположения о характере их религиозных воззрений. Найденные при раскопках статуэтки и изображения на печатях и сосудах позволяют реконструировать три вида культов. Первый - это древнейший культ богини-матери (производный от палеолитических Венер), эволюционировавший в земледельческий культ урожая . Второй - набор тотемистических культов крупных животных (носорога, быка, буйвола, слона, крокодила), постепенно трансформирующийся в культ богов : полуживотных-полулюдей или мифологических животных. А третий - это протиндуистский культ бога Шивы.

Прямая речь

Г. М. Бонгард-Левин: «Давно привлекает внимание изображение на печатях трехликого божества, окруженного животными и сидящего в позе, которую позднее придавали Шиве. Дж. Маршалл идентифицировал божество с Шивой в образе Пашупати, т.е. покровителя скота. Этот культ, вероятно, свидетельствует об известной преемственности верований хараппцев и индуизма. Шива “присутствует” и на печатях, найденных после раскопок Дж. Маршалла, - трехликий бог с цветами над головой, - что, видимо, символизировало его власть над природой. В Калибангане на одном из терракотовых изделий ритуального характера выполнен рисунок “рогатого бога”, сходного с изображением на печатях. Эта находка позволяет допустить факт проникновения культа “прото-Шивы” из долины Инда в Раджастхан» .

Окончание существования хараппской цивилизации представляет собой загадку, которую не удается разгадать. В течение приблизительно 100 лет (в XVII и XVI вв. до н.э.) происходит быстрое угасание цивилизации, которое выразилось в том, что были разорваны торговые связи с другими народами; деградировали орудия труда; пришли в негодность построенные ранее ирригационные и очистные системы; падение гигиены привело к началу массовых эпидемий, нарушилась стройность планировки городов. В начале XVI в. до. н.э. города хараппцев оказались заброшены, большая часть населения покинула прежние места поселения, а сюда пришли народы со значительно менее развитыми способами обработки земли. Причины такого «схлонывания» первой иротоцивилизации Индии современные исследователи видят в изменении климата и (или) течения реки Инд. Не обладающая достаточным набором «резервных знаний» и не способная к быстрому саморазвитию цивилизация не смогла ответить на вызов изменившихся природных условий и погибла.

  • Бонгард-Левип Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. С. 83-84.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,