Когнитивная сфера личности. Когнитивная психология

(3)

Работа интеллекта не только не останавливается во взрослом возрасте, но и вследствие постоянной умственной активности человека к старости приобретает внушительный багаж знаний. Однако открытым остается вопрос, развивается ли при этом интеллект или всего лишь растет компетентность личности.

Однозначным является тот факт, что изменения интеллекта в ранней взрослости определяются тем содержанием личности, которое сложилось - образованием, жизненным опытом, установками, профессиональной деятельностью и т.п.

По мнению ряда исследователей (С.Пако, К.Ховланд и проч.), в начале раннего взрослого периода (около 25 лет) человек достигает пика мыслительных функций. После 30-ти лет есть вероятность спада интеллектуального потенциала, если он не поддерживается.

В течение ранней взрослости когнитивные навыки, которыми пользуются чаще, сохраняются лучше, чем те, которые используют реже.

Для этого возраста характерна компенсация умственных резервов приобретением социально-профессионального опыта.

До 25 лет сенсорно-перцептивные характеристики взрослого достигают максимального развития, сохраняясь на этом уровне до 40 лет. В частности, зрительная, слуховая и двигательная чувствительность лучше всего проявляются в начале периода, а объем поля зрения - в тридцатилетнем возрасте. Особенно хорошо сенсорно-перцептивные свойства функционируют при условии их систематической оптимальной нагрузки.

Исследование кратковременной вербальной памяти взрослых обнаружило высокие показатели ее работы в период с 18 до 30 лет, далее прослеживается тенденция снижения производительности. Несколько шире диапазон работоспособности долговременной вербальной памяти - от 18 до 35 лет, тогда как образная и ассоциативная память человека уменьшают производительность после 20 лет.

Мышление человека раннего взрослого возраста характеризуется значительной гибкостью - способностью использовать предыдущий жизненный опыт в новых незнакомых ситуациях. Именно критичность и гибкость мышления позволяет человеку данного возраста строить адекватные смысловые системы, содержащие приемлемые жизненные ценности.

Считая понимания и решения противоречий движущими силами когнитивного развития взрослого человека, К.Ригель дополняет теорию Ж.Пиаже пятой стадией - диалектической. По мнению психолога, сильной стороной мышления взрослого является умение найти компромисс при анализе непохожих или противоположных точек зрения, синтезируя и интегрируя их. Важным аспектом диалектического мышления является интеграция идеального и реального согласования.

Если К.Ригель предлагает критерием когнитивной зрелости взрослого человека считать диалектическое мышление, то Г.Лейбоуви-Виф настаивает на объединении логики, обязательности и ответственности. Именно развитие навыков самостоятельного принятия решений и ответственности за них делает преодоление противоречий и неопределенностей жизненного пути взрослого человека. Здесь мышление в сочетании с волей выступает средством самореализации личности.

Очевидно, что динамика мышления в течение раннего взрослого возраста зависит от интеллектуальной активности личности. Профессионально направленное обучение студентов предполагает высокий уровень задействованного ими мышления.

Наиболее существенные изменения развития речи людей , достигшие ранней взрослости, заключаются в совершенствовании качественных параметров вещания. Прогресс касается роста лексического запаса (пополнение общекультурными и профессиональными терминами) и грамматических преобразований. Так, взрослые совершают переход от простых предложений к сложным, с несколькими составляющими. Следовательно, достижение зрелости сопровождается ростом культурно-мыслительных возможностей человека.

По данным Д.Векслера, прогрессирование вербальных интеллектуальных функций охватывает период до 30 лет. Вершина лексических функций достигает своего максимума в 40 лет. После 30 лет наблюдается снижение интеллектуальных функций, связанных не с языком, а с моторикой.

Экспериментальные исследования диагностировали неравномерность проявлений различных свойств внимания в раннем взрослом возрасте. В частности, рост производительности объема внимания человека достигает его 33-летнего возраста с ориентировочным пиком в 27-33 года, в дальнейшем фиксируется снижение.

Итак, когнитивное развитие человека на протяжении раннего взрослого возраста имеет индивидуальный характер и регулируется запросам, установкам, стремлениями и конкретными действиями .

Развитие когнитивной сферы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Развитие когнитивной сферы.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Раннего детства - от 1 года до 3 лет.

Краткая характеристика периода

От 1 года до 3 лет).

Основные задачи психологической диагностики в раннем возрасте:

· изучение сформированности навыков самообслуживания;

· исследование адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

· исследование уровня развития познавательных процессов;

· изучение особенностей эмоциональных проявлений;

· выявление симптомов кризиса 3 лет;

· выявление особенностей предметной деятельности;

· изучение темперамента;

· исследование взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками.

Новообразования. Восприятие, речь, наглядно - образное мышление, выделœение ʼʼЯʼʼ в структуре самосознания.

Ведущая деятельность. Предметно – манипулятивная

Поведение. Поведение ребенка раннего возраста называют ʼʼполевымʼʼ. Ребенок раннего возраста бесконечно активен, он постоянно чем- то занят. Все, что ребенок видит вокруг себя, он хочет потрогать руками. Л.С. Выготский объясняет это особенностями сознания ребенка, а именно единством восприятия, аффекта͵ действия. Каждая воспринимаемая вещь эмоционально притягательна и соответствующим образом провоцирует ребенка на действие, в связи с этим каждый предмет окружающей действительности для него мотивационно заряжен.

Развитие предметной деятельности. Около 1 года действие с предметамиимеет манипулятивный характер.
Размещено на реф.рф
В 1ᴦ. 6мес. - 2ᴦ. действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению предметов. К 1ᴦ.6мес. дети начинают выполнять действия, которые они наблюдают у взрослых: укачивает куклу, катит машинку, чисти, моет и др.
Размещено на реф.рф
На третьем году жизни дети от полного выполнения действий начинают переходить к его символическому изображению. Дети используют предметы в игре не только по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям, замыслу игры. В раннем возрасте возникает индивидуальная предметная игра. К 3 годам дети много играют игрушками, конструируя, строят из них что- то новое. В данный период появляются первые попытки к рисованию.

Восприятие. Раннее детство – сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всœех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета (большой - маленький), основные цвета и геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).

Речь. В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1ᴦ. 6мес.- 1 ᴦ. 8мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1ᴦ. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи, и к 2годам дети знают около 200 слов. К 2 годам в норме ребенок говорит двух – трех словные предложения, используя слова заменители, к примеру: ʼʼМама дай лялюʼʼ. На третьем году ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Детям нравится слушать рассказы, сказки. Словарный запас составляет около 1200-1300 слов.

Мышление. От 1года до 3 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, действия с предметами заменяются действиями с их образами. При этом способность решать задачи во внутреннем плане несколько отстает от способности решать задачи в практическом плане. Ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета͵ способен к классификации по цвету, форме, величинœе.

Развитие личности. В данный период значительные изменения происходят в структуре самосознания ребенка. К 3 годам происходит разделœение ситуации ʼʼпра-мыʼʼ, которая формируется в период младенчества и суть, которой Л.С.Выготский определяет как первоначальное сознание психической общности, предшествующее сознанию собственной личности. Проявляется это в том, что ребенок не осознает себя независимым от окружающих и, в первую очередь, от матери. Говоря о себе, он видит себя как будто со стороны: ʼʼПетя хочет гулятьʼʼ, ʼʼМаше больноʼʼ. К 3 годам в речи ребенка появляется местоимение ʼʼЯʼʼ, что свидетельствует об осознании себя и противопоставлении себя другим. Это выражается в возрастном кризисе в следующих симптомах: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Психолого-педагогические параметры определœения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

(Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах
1. Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное
  1. Как засыпает Ваш ребенок?
Быстро, до 10 минут Медленно
  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр.
  1. Какова длительность сна?
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен
  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой
  1. Просится ли на горшок?
Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый
  1. Как относится к высаживанию на горшок?
Положительно Отрицательно
  1. Есть ли отрицательные привычки (сосœет палец, раскачивание)?
Нет Есть (какие именно?)
  1. Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?
Проявляет Только в привычной обстановке
  1. Проявляет ли интерес, активность при обучении?
Проявляет Недостаточно Не проявляет
  1. Инициативен ли в игре?
Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть
  1. Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми
  1. Инициативен ли в отношении с детьми?
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми
  1. Был ли опыт разлуки с близкими?
Нет Да
  1. Как перенес разлуку?
Очень тяжело Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику ʼʼЛист адаптацииʼʼ (журнал ʼʼОбручʼʼ № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

3. Много друзей, охотно играет с детьми.

2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

2. Сон спокойный.

1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

3. Очень хороший аппетит, съедает всœе с удовольствием.

2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всœем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По Н.А. Рычковой, 2001)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота͵ точность выполнения, адекватность действий, заин­тересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Развитие когнитивной сферы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие когнитивной сферы." 2017, 2018.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект. Каждую из этих областей мы рассмотрим в последующих главах.

Когнитивная нейронаука

Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие

результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса - от ощущения до знания правил вождения автомобиля - поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.

Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Описание, данное полицейским в вышеприведенной уличной сцене, в значительной степени зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Ви дение», однако, это далеко не простое дело. Для восприятия сенсорных стимулов - в нашем случае они преимущественно зрительные - необходимо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь значительную интенсивность. Кроме того, постоянно изменяется сама ситуация. По мере изменения положения водителя появляются новые признаки. Отдельные признаки приобретают особое значение в процессе перцепции. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т. д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и, чтобы действовать согласно их указаниям, водитель должен быстро корректировать свое поведение.

Рис. 1.1 . Основные направления исследований в когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня

Начиная с 1950-х годов интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании паттернов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и даже «сознании» (наиболее избегаемом догматиками понятии), а также на других «когнитивных» темах, однажды признанных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи вновь обращались к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, а когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 1930-х и 1940-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были следующие:

«Неудача» бихевиоризма 1 . Бихевиоризму, в общих чертах изучавшему внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения, например в области языка (см. приведенный выше анализ разговора полицейского и водителя). Кроме того, существовали игнорируемые бихевиористами темы, которые, по-видимому, были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.

Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации, то есть в областях, существенных для когнитивной психологии.

Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

Изучение памяти. Исследования вербального научения и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.

Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способ-

Необходимо отметить, что бихевиоризм оказал существенное влияние на некоторые типы психотерапии, особенно на тот, который стал известен как «модификация поведения», так же как на экспериментальную психологию и операциональные определения

Когнитивная сфера психической деятельности представлена тремя кластерами, которые отражают три основных блока когнитивной обработки информации при встрече с проблемной ситуацией.

Кластер "Структурирование"

Данный кластер содержит шкалы, которые характеризуют процессы структурирования информации при взаимодействии с проблемной ситуацией. Структурирование подразумевает упорядочивание новой информации, установление связей между различными аспектами ситуации и формирование образов на основе определения контуров стимулов. В этом кластере оцениваются следующие характеристики данной деятельности:

· стратегия распределения внимания;

· уровень организационной активности,

· мотивационные аспекты,

· адекватность организационной деятельности,

· параметры аналитико-синтетической деятельности, возможные проявления когнитивной дисфункции, а также влияние личностных и стилевых особенностей на процессы структурирования (обсессивных черт, чрезмерной вигильности (настороженности), склонности к избеганию проблем).

Кластер "Распознавание"

В этом кластере содержатся шкалы, описывающие процессы распознавания различных аспектов проблемной ситуации. Распознавание подразумевает процесс согласования нового образа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Правильное распознавание и идентификация образа является основой адекватного отражения действительности. У большинства здоровых людей процессы распознавания информации соответствуют ситуационным требованиям и основаны на реальности. Если процессы распознавания и идентификации будут в большей степени испытывать внутренние субъективные влияния, это будет нарушать адекватное отражение действительности. В данном кластере оцениваются следующие характеристики процессов распознавания:



· уровень адекватности распознавания,

· склонность к игнорированию стимульного поля,

· уровень перцептивных искажений,

· уровень распознавания социальных условностей,

· соответствие восприятия общепринятым канонам (конвенциональность),

· уровень нонконформизма при распознавании действительности.

Кластер "Концептуализация"

Концептуализация (смыслообразование) подразумевает образование значений и смыслов при восприятии реальности с последующей организацией их в значимый для субъекта контекст. Смыслообразование составляет основу понимания реальности и является основным компонентом отражения действительности. Данный процесс определяет формирование всех решений индивидуума и служит источником для развития произвольного поведения. Процессы концептуализации включают различные умственные процессы, связанные (главным образом) с мыслительной деятельностью и механизмами принятия решения. Шкалы данного кластера оценивают следующие психологические характеристики:

· концептуальная гибкость,

· уровень непроизвольной мыслительной деятельности и мотивационного напряжения,

· склонность к фантазированию при решении проблем,

· влияние негативных личностных особенностей (пессимизма, чрезмерной вигильности, обсессивности),

· уровень ясности мышления при принятии решения (когерентность, релевантность и логичность),

· адекватность смыслообразования.

Кластер "Эмоциональная сфера"

Данный кластер содержит шкалы, характеризующие эмоциональную активность субъекта при взаимодействии с проблемной ситуацией. Шкалы этого кластера оценивают следующие психологические характеристики:

· склонность к депрессии,

· характер негативных переживаний (чувства беспомощности, вины, неудовлетворенности, одиночества; дисфория),

· наличие эмоционального дистресса,

· склонность к интернализации негативного аффекта,

· уровень реактивности по отношению к эмоциальным стимулам,

· склонность к чрезмерной интеллектуализации,

· склонность к отрицанию негативных эмоций и замене их положительными,

· уровень контроля над эмоциональной экспрессией,

· уровень сложности и комплексности переживаний,

· склонность к пароксизмальному возрастанию сложности переживаний,

· наличие амбивалентности переживаний (одновременное наличие как позитивных, так и негативных эмоций).

Кластер "Самовосприятие"

В данном кластере описываются особенности самовосприятия испытуемого, которые проявляют себя в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие характеристики:

· влияние вигильных и обсессивных особенностей личности,

· уровень и характер самофокусирования,

· склонность к негативному самовосприятию,

· озабоченность состоянием соматического здоровья,

· уровень и характер саморефлексии и интроспекции,

· характер личной идентичности.

Кластер "Социальная сфера"

Данный кластер характеризует социальное поведение испытуемого в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие социальные характеристики испытуемого:

· влияние чрезмерной вигильности,

· способность к установлению эмоционально близких отношений,

· склонность к оральной зависимости,

· уровень социального интереса,

· характер социальной перцепции,

· наличие трудностей проявления эмпатии,

· способности к сотрудничеству и ассертивности,

· склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности,

· ситуационная адекватность социального поведения,

· склонность к социальной изоляции.

Кластер "Контроль и толерантность к стрессу"

Контроль над поведением подразумевает сознательную способность субъекта организовывать свое поведение при решения проблемы в соответствии с ситуационными требованиями. От уровня поведенческого контроля непосредственно зависит степень толерантности к стрессу. Контроль над поведением является интегративной психологической характеристикой субъекта. На его уровень оказывают влияние следующие факторы:

· уровень развития ресурсов,

· уровень и характер фрустрирующих переживаний,

· дефицит социальной зрелости,

· воздействие ситуационного стресса,

· стилевые особенности поведения при решении проблем.

Шкалы данного кластера оценивают как непосредственный уровень контроля над поведением, так и все указанные выше факторы, оказывающие влияние на этот уровень.



Когнитивная сфера человека: структура и значение

Одним из важнейших компонентов сознания человека являются познавательные или когнитивные процессы. Именно эти процессы позволяют человеку получать знания об окружающем мире и в конечном итоге успешно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке.


Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами,

когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.


Он включает следующие составляющие:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.



Типы памяти

Двигательная память - автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.



Эмоциональная память

это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях.

Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от неѐ.



Образная память

Это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности.


Словесно-логическая память

это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами.


Непроизвольная память

называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить.


Произвольная память


Кратковременная память

это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации.


Долговременная память

информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.




воображение

это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им.





Виды воображения

  • Активное
  • Пассивное
  • непреднамеренное

Активное воображение

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего.


Пассивное воображение

человек уходит в область фантастических, далѐких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач.. Пассивное воображение создаѐт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться.


Непреднамеренное воображение

возникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения ), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации ) и т.д.


Основные функции воображения

  • активизация наглядно-образного мышления,
  • управление эмоционально-потребностными состояниями,
  • произвольная регуляция познавательных процессов,
  • создание и реализация внутреннего плана действий,
  • управление физиологическими состояниями.


Виды внимание

  • Произвольное
  • Непроизвольное
  • послепроизвольное

Основные свойства внимания

УСТОЙЧИВОСТЬ

это его способность длительно сосредотачи-ваться на определѐнных объектах. В процессе деятельности имеют место колебания внимания, т.е. периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность колебания приблизительно 5 секунд.


СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).


Объѐм

количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчѐтливости. Средний объѐм внимания – 5-7 единиц информации.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов деятельности.


ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ

– это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания.