Кондиционер в грузовой автомобиль своими руками. Самодельный кондиционер. Пульверизаторный кондиционер своими руками

Итак, вы решили изготовить кондиционер своими руками. С чего начать? Для начала немного теории, которую можно подчерпнуть из статей и видео в Интернете. Кондиционер – это система, позволяющая поддерживать в помещении оптимальный температурный режим, и способная устранять содержание вредных частиц в воздухе. Все существующие кондиционеры подразделяются на два вида – компрессорные и испарительные.

Для изготовления первого вида охладительной системы требуется немалое финансовое вложение и более глубокое детальное изучение будущей конструкции. Со вторым видом дела обстоят значительно проще. Основной принцип работы такого кондиционера заключается в испарении влаги под влиянием тепла.

Рассмотрим некоторые примеры, являющиеся альтернативными вариантами дорогостоящего устройства для освежающего эффекта в душном помещении.

Средство от жары наших предков

Достаточно действенным способом считалось использование, во времена отсутствия систем охлаждения, мокрого полотенца. Им обворачивали, к примеру, бутылку и выставляли в сквозное место, где в процессе испарения воды происходило охлаждение материи. Данный принцип входит во многие из представленных ниже самодельных устройств охлаждения воздуха.

Вентилятор + вода

Главными составляющими для данной системы станут:

  • обычный вентилятор;
  • наполненная водой емкость, ткань (желательно полотенце);
  • проволока для крепежа;
  • подходящий для этого корпус.

Принцип работы этой системы строится на том, что в емкость холодильника заполняется льдом или холодной водой. Под влиянием насоса холодная вода поступает в радиатор, а вентилятор подает наружу прохладный воздушный поток.

Использование таких кондиционеров позволяет значительно сэкономить собственный бюджет не только на создании устройства, но и на его установке. Предложенные варианты максимально экологичны и совершенно безвредны, что очень ценится в настоящее время.

Желая сэкономить, для охлаждения воздуха используют кондиционер, сделанный своими руками. Самодельные устройства функционируют по принципу понижения температуры какой-либо поверхности при превращении воды в пар.

Устройство заводского и самодельного кондиционера

Конструкция такого бытового прибора, как кондиционер, довольно сложная. Система охлаждения воздуха действует благодаря передаче тепла из одной зоны в другую: в жаркое время года - из дома на улицу, а в зимние месяцы - из пространства за стенами квартиры внутрь неё. За циркуляцию тёплых воздушных масс отвечает особое вещество - фреон, который при необходимости закипает и переходит в газообразное состояние, приобретая низкую температуру.

Температуру воздуха в помещении и давление фреона, называемого хладагентом, контролирует электронный блок управления, начинающий работать после получения сигналов от специальных датчиков. Поскольку функционирование кондиционера - это сложный процесс, смастерить систему охлаждения воздушной среды самостоятельно не просто.

Самодельные кондиционеры отличаются тем, что приходят в действие в результате продувания комнатного воздуха через холодные предметы. Этим объектом могут быть куски льда или приспособления, вырабатывающие холод, которые используют для хранения продуктов в сумках во время их перевозки летом.

Создание кондиционера своими руками

Все охладители, изготовленные самостоятельно, представляют собой установки из двух частей:

  • блока, понижающего температуру воздушных масс;
  • элемента, который распространяет охлаждённую среду по комнате квартиры.

Лёд и сквозняк

Кондиционер, собранный самостоятельно, может состоять из пластиковой бутылки, наполненной замороженной жидкостью, и обычного вентилятора. Такой охладитель окружающей среды принято размещать на столе рядом с работающим вентилятором.

При желании конструкцию кондиционера можно сделать более сложной: использовать проволочную корзину, подвешенную на прутья решётки вентилятора. В эту тару помещается ёмкость со льдом.

Если есть возможность, то самодельный кондиционер, дабы он работал лучше, не мешает усовершенствовать. Это подразумевает отказ от пластиковой бутылки и применение «аккумулятора холода» - ёмкости со специальной жидкостью, используемую в сумках-охладителях. Работоспособность такой установки для изменения микроклимата обусловливается размером сосуда с кусками льда.

Кондиционер-самоделка, функционирующий благодаря льду и сквозняку, будет остужать воздух в комнате гораздо эффективнее, если собрать установку следующим образом:

  1. взять очень большой сосуд из пластика, не лишённый плотной крышки;
  2. проделать в крышке ёмкости 2 дыры, причём диаметр первой должен совпадать с параметрами решётки вентилятора, а размер второй может быть равен 5 или 10 см;
  3. вставить во вторую прорезь и надёжно закрепить угловой фитинг на 5 или 10 см, что позволит образоваться над крышкой отводу в форме буквы «Г»;
  4. погрузить в первую дырку и хорошо зафиксировать вентилятор, используя при этом саморезы, погружаемые в крышку ёмкости;
  5. наполнить плотно закрывающуюся ёмкость бутылями с раскрошенным льдом, замороженной жидкостью или аккумулятором холода.

Вентилятор устройства, сделанного по инструкции, будет выталкивать тёплые воздушные массы через сосуд со льдом и давать холодные потоки, выходящие из углового фитинга. Поскольку корпус ёмкости изолирован от тепла, лёд не станет таять моментально, а значит обеспечит функционирование кондиционера на протяжении долгих часов.

Видео «Кондиционер с использованием льда»

Вентилятор и холодная вода

Вместе с вентилятором для сооружения кондиционера можно использовать не замороженную, а просто охлаждённую воду, которая создаст динамичный поток, перебегающий сквозь решётку медного радиатора. Иными словами, лопасти вентилятора станут затягивать воздух в спираль медной трубки, по которой будет течь вода из водопровода, отличающаяся стабильной температурой - 14–16 градусов Цельсия. При таком подходе к конструированию кондиционера получится неисчерпаемый источник холодного воздуха.

Но за потраченную воду придётся заплатить, поэтому гораздо разумнее сделать кондиционер из вентилятора и холодной воды следующим образом:

  1. ввести через крышку в бочку из пластика 2 шланга (один должен быть длиннее, другой - короче);
  2. рядом с горловиной ёмкости прикрепить компрессор от аквариума, оснащённый патрубком, засасывающим воду и соединённым с шлангом, который идёт от крышки ко дну бочки;
  3. на крышку сосуда приделать вентилятор, решётку которого необходимо снабдить спиралью из медной трубки;
  4. один край спирали из меди совместить с патрубком компрессора, а другой - с шлангом небольшой длины, который занимает только четверть высоты бочки;
  5. присоединить к торцевой части недлинного шланга обратный клапан, который блокирует перемещение жидкости из бочки в шланг.

После активации компрессора такой кондиционер приходит в рабочее состояние, так как охлаждающая спираль, прикреплённая к решётке вентилятора, заполняется студёной водой со дна ёмкости. Жидкости задаётся определённое направление: пробежав по спирали, она сольётся в верхнюю зону, где находится относительно тёплая вода. Результат такой организации движения жидкой среды - поступление к лопастям вентилятора только охлаждённой жидкости.

Видео «Создание кондиционера из контейнера с водой»

Из старого холодильника

Пробовать мастерить кондиционер из неиспользуемого холодильника стоит только мужчинам, которые опытны в ремонтных работах. При этом конструирование охладителя воздуха предполагает использование бытовой техники для заморозки продуктов, составляющие которого - это радиатор охлаждения (морозильная камера), хладагент, компрессор и конденсатор, представляющий собой решётку сзади холодильника.

Чтобы собрать кондиционер из деталей старого холодильника, нужно предпринять следующее:

  1. снять с бытового аппарата двери, перекрывающие доступ к обеим камерам;
  2. осторожно, дабы избежать повреждения стенок, вставить в морозильную камеру вентилятор, работающий от электросети;
  3. при помощи сверла проделать в нижней зоне боковых стенок холодильника несколько дырочек диаметром 1, 5 см;
  4. поставить холодильник так, чтобы задняя решётка находилась вне комнаты, воздух в которой требуется сделать прохладным (можно расположить бытовой аппарат в дверном проёме, запечатав участок между корпусом и краями проёма плёнкой из полиэтилена).

Если предыдущий пункт неосуществим, то необходимо поступить так: разомкнуть линию поступления хладагента и вывести вне помещения лишь конденсатор, воспользовавшись для этого медными трубками. Правда, такое решение проблемы подразумевает заливку в систему новой порции фреона.

Видео «Кондиционер из холодильника»

Из переносного холодильника

Когда принято решение делать кондиционер из переносного холодильника, кроме корпуса от небольшого бытового аппарата, обязательно используют ещё 2 предмета:

Из переносного холодильника самодельный охладитель воздуха сооружается в несколько этапов:

  1. в «короб» аппарата монтируют радиатор подходящего размера;
  2. ко дну корпуса холодильника прикрепляют погружной насос (взятый от аквариума или омывателя автомобиля);
  3. провода выводят за пределы камеры;
  4. в крышке холодильника (изнутри корпуса) сверлят дыру в форме квадрата, а снаружи этой зоны проделывают 2 круглых отверстия, которые понадобятся для вентиляции;
  5. внутри камеры, используя силикон, фиксируют радиатор;
  6. выход насоса и вход радиатора соединяют;
  7. на выход радиатора надевают шланг, который поможет сделать работу устройства более тихой.

Созданный кондиционер будет охлаждать воздух за счёт заполнения ёмкости холодильника кусками льда или холодной водой, которая под давлением насоса станет поступать в радиатор и под воздействием вентилятора образовывать холодные воздушные потоки.

Из автомобильного радиатора

Задумав делать охлаждающее устройство из автомобильного радиатора, потребуется приготовить следующие детали:

  • вентилятор (от автомобиля);
  • радиатор (из машины);
  • корпус блока питания от компьютера.

Чтобы собрать из этих элементов охладитель воздуха, нужно выполнить определённые задачи:

  1. монтировать на заднюю стенку корпуса блока питания радиатор, а на переднюю - вентилятор, что позволит воздушному потоку выходить из радиатора и направляться в сторону вентилятора;
  2. прикрепить к созданной конструкции ручки, чтобы её было удобно передвигать.

Поскольку блок питания выдаёт разное напряжение, кондиционер можно будет включать в различных режимах подачи охлаждённой воздушной среды. Для коррекции работы самодельного устройства потребуется только отрегулировать встроенный скоростной переключатель.

Радиатор, используемый для создания кондиционера, отличается пластинчатым видом. На него надевают шланги из резины, фиксируемые посредством хомутов. Полые трубки нужны, чтобы подавать и выводить воду. При этом жидкость должна перетекать из одного места в другое очень быстро, для чего мотор вентилятор и работает на большой скорости, обеспечивая моментальное понижение температуры в комнате.

Видео «Как сделать кондиционер из радиатора»

Другие варианты

Кондиционер можно сделать их воздухоочистителя автомобиля и стандартного вентилятора, но этот способ трудный и затратный.

Инструкция по созданию этого охладителя воздуха требует:

  • соединить вентилятор с воздухоочистителем с помощью шланга или трубы;
  • изготовить корпус для деталей кондиционера, воспользовавшись любыми подручными материалами;
  • сделать из мелкоячеистой сетки фильтр (свернуть её в 4 раза) и прикрепить его к нижней зоне корпуса;
  • наполнить бачок воздухоочистителя водой и подключить систему к электрической сети.

Сделанное устройство будет функционировать благодаря тому, что вентилятор перегоняет воздушные массы в камеру для испарения, которая содержит воду и охлаждает попавшую в неё среду. Вне кондиционера прохладный воздух будет оказываться после прохождения через дырочки в сетке.

1 - корпус; 2 - проволочная сетка; 3 - воздуховод; 4 - отверстия для выхода охлажденного воздуха; 5 - фланцевое соединение; 6 - вентилятор с мотором

Своими руками можно создать и пульверизаторный кондиционер. Устройство собирается из большой ёмкости, заполненной водой, и воздухопровода. Чтобы этот кондиционер заработал, нужно сделать следующее:

  • вставить в камеру для испарения пульверизатор, насадка которого позволит регулировать забор жидкости из бака;
  • связать установку с вентиляционной системой, способствующей охлаждению воздушных масс.

Достоинства и недостатки самодельных кондиционеров

К несомненным плюсам кондиционеров, собранных самостоятельно, относят:

  • реальную работоспособность, ведь подобные установки действительно охлаждают воздух в помещении;
  • возможность сборки из подручных материалов, на которые не нужно было тратить финансы.

Но у самодельных охладителей воздуха обнаруживает и ряд существенных недостатков:

  • время работы ограничено количеством льда, которое приходится постоянно восполнять;
  • неспособность установки охлаждать воздух сразу во всех комнатах, поскольку пока одна комната обдувается холодными потоками, в другой работает холодильник, замораживающий лёд и из-за этого нагревающий воздух;
  • значительный расход электроэнергии, что обусловливается необходимость пополнять запасы ледяной крошки;
  • сильное увлажнение воздуха в комнате, к чему приводит его прохождение сквозь холодную воду или лёд.

Воздух в помещении не станет влажным, а не значит, не нанесёт человеку такой же вред, как и жара, если вместо льда загружать кондиционер аккумуляторами холода. Всё-таки они не преобразуются в воду.

Все рассмотренные самодельные охладители воздуха функционируют без проблем. Они - настоящее спасение от жары, когда положение безвыходное. Правда, использование кондиционера, созданного своими руками, доставляет немало хлопот.

С наступлением лета приходит жара, которая становится по-настоящему невыносимой на дороге. Сидеть в многочасовой пробке, когда от асфальта буквально парит - это страшный сон любого автолюбителя. А если еще и встроенный «кондей» барахлит, то тут впору обливаться холодной водой и льдом, чтобы хоть как то облегчить свое состояние.

Хоть для машин уже придумано огромное количество гаджетов, работающих от прикуривателя, кондиционеры для авто остаются темой загадочной и непонятной многим. На рынке и в интернете можно найти кучу разных гаджетов, названных серьезным словом - кондиционер. Однако чтобы понять, есть у них что-то общее с любимым офисным оазисом, разберемся с принципом работы этих приборов.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Кондиционер, установленный в автомобиль на заводе производителя, работает по тому же принципу что и офисные агрегаты. То есть он поглощает тепло через испаритель, охлаждая салон машины. При этом «отработанный» воздух выводится в окружающую среду (на улицу).

Сам по себе кондиционер - это герметичная система, заполненная фреоном и компрессорным маслом. Масло снижает трение, частично отводит выделяющиеся в процессе работы частицы и циркулирует в системе кондиционирования.

Исходя из этого становится очевидно, что автомобильным кондиционером может быть только агрегат, который сможет утилизировать воздуха на улицу. И конечно такой прибор не может стоить 3 000 - 5 000 рублей.

Китайский же кондиционер от прикуривателя в машину внешне и по своим функциям больше напоминает обычный вентилятор. Такой прибор не охлаждает воздух, а лишь пропускает его по кругу, создавая легкий ветерок. Производители идут на ухищрения и гордо называют такие изделия кондиционер автомобильный 12 вольт, но на самом деле в природе такие агрегаты пока что выпускаются только для грузовых автомобилей. Эти габаритные приборы, работающие от напряжения в 24 В, врезаются в крышу кабины и стоят они порядка 85 000 рублей.

Тем не менее, как говорится «боль на выдумки хитра» и если вам очень нужен максимально приближенный к кондиционеру аналог, то изготовить такой прибор можно самостоятельно.

Как сделать мини кондиционер для машины своими руками

Сделать нечто похожее на кондиционер в автомобиль от прикуривателя можно самостоятельно. Для этого вам понадобится:

  • новый или старый пластиковый холодильный контейнер (он же сумка-холодильник);
  • соответствующий по размеру радиатор печки;
  • несколько вентиляторов (можно купить такие же, как для компьютерных видеокарт);
  • провода;
  • насос (можно взять аквариумный или от бочка омывателя стекол);
  • старое автомобильное зарядное устройство для сотового телефона.

Насос необходимо укрепить на дне сумки-холодильника, а провода от него вывести наружу. На внутренней стороне делаем квадратный вырез диаметром с подготовленный радиатор, а с внешней стороны вырезаем два круглых отверстия под вентиляторы.

После этого необходимо:

  • Привинтить вентиляторы и объединить их в проводку.
  • Установить на внутреннюю сторону крышки радиатор, опустив его патрубок вниз. Чтобы он не отвалился можно дополнительно укрепить его силиконом.

Полезно! Если в гараже завалялись рояльные петли с их помощью можно соединить крышку и корпус контейнера.

  • Соединить выход насоса и вход радиатора на крышке. Чтобы вода не мешала во время езды, к выходу радиатора можно также прикрепить какой-нибудь шланг.
  • Провести провода к старому зарядному устройству.
  • Готово.

Выгляди эта установка не самым презентабельным образом, но со своими функциями справляется. Перед тем как подключить самодельный агрегат к прикуривателю в контейнер необходимо засыпать льда и залить его водой. Как только «кондей» включится, насос начнет тянуть холодную воду из контейнера в радиатор, а вентиляторы будут раздувать полученный холодный воздух по салону автомобиля.

Преимущества такого прибора - это его экологичность и низкая стоимость. Если говорить об эффективности, то этим похвастаться самодельный кондиционер тоже может. Через час, когда лед растает, достаточно только засыпать новую порцию и агрегат снова будет насыщать прохладой раскаленный автомобиль.

В заключении

Как видите, недобросовестные китайские производители лишь вводят автолюбителей в замешательство, выдавая обычные вентиляторы, не способные остужать воздуха, за полноценные кондиционеры, работающие от сети в 12 В. Если вы приглядитесь к кнопкам управления на таких гаджетах, то увидите, что там даже и близко речи не идет об охлаждении. Обычно там есть только кнопки «fan», «off» и «on». А вот кондиционеры для грузовых автомобилей - это не выдумка, а реальные, дорогостоящие и сложные в установке агрегаты.

Многие люди ежедневно сталкиваются с проблемой пересушенного воздуха в помещении. Это оказывает неблаготворное влияние на организм. Понизится работоспособность и появится чувство постоянной усталости. Если позволяют средства, можно приобрести специальное оборудование для поддержания оптимального температурного режима. Но не каждый человек может потратиться на такую покупку. О том, как сделать кондиционер своими руками, будет речь далее.

Магазинные кондиционеры стоят дорого, поэтому можно сделать их своими руками, к тому же, по качеству они будут не хуже покупных.

Основные требования к работе

Система, которая контролирует температуру в комнате, различается по принципу действия. Она бывает:

  • испарительная;
  • компрессорная.

Чтобы самому изготовить агрегат первого вида не потребуется затрачивать большую сумму денег. Работа прибора заключается в следующем: на влагу воздействует тепло, благодаря этому она испаряется и обеспечивает нормальный климатический уровень.

Первый способ – использование мокрых полотенец. Он применялся задолго до появления автоматических кондиционеров. Чтобы получить желаемый эффект, ткань обильно смачивали жидкостью, после чего накрывали все отопительные предметы.

Второй метод – применение вентилятора и воды. Для него вам потребуется наличие в доме вентилятора.

Также подготовьте:

  • бутыль с широкой горловиной, наполненную водой;
  • отрез ткани (лучше махровой);
  • крепеж (допустимо использование металлической проволоки);
  • корпус.

Если в вашем доме деревянные оконные рамы, тогда в форточке закрепляете полотно. Один край должен находиться в емкости с водой. Затем направляете поток воздуха от прибора в сторону окна. Следите за уровнем испарения влаги. Периодически доливайте жидкость.

Такой вариант подходит тем, кто не любит повышенный шум.

Третья модель изготавливается из пластмассовых ваучеров. Для изготовления конструкции вам понадобится:

  • вентилятор;
  • бутылки со льдом.

Наполните тару водой, затем поместите в морозильную камеру. Дождитесь ее застывания. После этого расставьте их недалеко от воздушного потока. Между ними соблюдайте некоторое расстояние – не более 5 см. Как только лед растает, бутыль нужно заменить.

Для четвертого вида понадобится медная трубка и резиновый шланг. На обрешетку вентилятора крепите трубку. Один конец подсоединяется к шлангу, который потом крепится к крану с холодной водой. Другая сторона через шланг выводится в слив. Включая кран, вы запускаете потоковую работу системы.

Сделать своими руками кондиционер можно при помощи пятого способа. Вам понадобится подготовить:

  • кабель USB;
  • несколько саморезов;
  • емкость (она может быть пластиковая или жестяная);
  • диск CD;
  • кулер для компьютера.

Вернуться к оглавлению

Итак, на диск накладываете куски замороженной жидкости. Затем при помощи саморезов крепите его в центр емкости. Снизу в таре и по периметру CD делаете отверстия. Первые выполняют функцию воздуховода, вторые позволяют стекать талой воде. К кулеру присоединяете кабель и монтируете его на верхнюю часть сосуда. Чтобы запустить конструкцию, вставляете USB в системный блок или подключаете его к ноутбуку.

Схема работы самодельного кондиционера в системе воздушного отопления и вентиляции дома или коттеджа.

Для шестого вида кондиционера вам пригодится очиститель воздуха, применяемый в автомобилях. Также не обойтись без вентиляционного прибора и шланга.

Чтобы изготовить корпус, можно воспользоваться подручными средствами. Наверняка у вас в доме найдется что-то подходящее. Например, фильтр отлично заменяется противомоскитной сеткой. Но перед установкой ее нужно сложить несколько раз. Резервуар воздухоочистителя наполняете жидкостью после того, как все детали будут соединены между собой. Принцип, по которому действует самодельное устройство, это путь, совершаемый воздушным потоком сквозь водяной барьер. Во время прохождения он охлаждается и выходит через фильтр.

Подключите агрегат к сети и начинайте эксплуатацию.

Как сделать кондиционер своими руками пульверизаторного типа?

Для сборки понадобится:

  • тара с водой;
  • пульверизатор;
  • воздуховод;
  • вентиляционный прибор.

На заполненный сосуд установите воздуховод. Во внутренней камере размещаете распрыскиватель. Он должен иметь регулятор, который будет контролировать расход влаги. Запустив вентиляционное оборудование, вы активируете функционирование системы.

Для тех, у кого в доме пылится старый холодильник, подойдет этот совет. В форточку помещаете морозильную камеру. Предварительно изолируйте щели и отверстия.

Камера должна устанавливаться лицевой частью внутрь комнаты. Таким образом радиатор останется снаружи.

Для того чтобы холод не скапливался в одном месте, сбоку морозилки можно дрелью сделать несколько дырочек.

Еще один способ изготовления самодельного кондиционера из дорожного холодильника. Последний используют как основу системы. Также понадобится насос погружного типа и радиатор.

В переносной холодильник монтируется радиатор. Чтобы он не перемещался по корпусу, используйте силиконовый клей.

Снизу подсоединяете насос. Допускается использование аквариумного. Все провода должны находиться снаружи. На крышке изнутри вырезаете квадрат, а снаружи два небольших круга. В них вставляете небольшие вентиляторы. После этого объедините проводку. Для обеспечения бесшумной работы прибора на выход радиатора наденьте шланг.

К сожалению, значительная часть огромной армии российских автомобилистов являются обладателями машин, . И в период летнего зноя их страдания трудно описать словами. Проблема заключается в том, что у большинства таких автовладельцев просто нет денег на покупку автомобильного кондиционера и его правильную установку. Или же они считают нецелесообразным тратить деньги именно на это – ведь вокруг столько соблазнов! Так или иначе, им приходится ездить со всеми открытыми окнами, испытывая на себе в плотном городском потоке возможности солнечной радиации растапливать подкожный жир, а при езде на большой скорости подвергаясь воздействию сквозняков.

Как создать автокондиционер самостоятельно.

Говорят, что сегодня даже бюджетные модели оснащаются . Возможно, пройдёт не более десятка лет, пока автомашина без кондиционера будет восприниматься как совершеннейший нонсенс. Но пока транспортные средства без климатической системы, колесящие по просторам нашей необъятной родины – суровая реальность, а родной автопром не спешит внедрять западные стандарты. Так что многомиллионная армада водителей с наступлением жары вынуждена придумывать и испытывать всё новые способы охлаждения раскалённого железа, и среди них только единицы могут похвастаться более-менее удовлетворительными результатами.

Для настоящих Кулибиных мы подготовили подборку самых распространённых способов попытаться изготовить кондиционер в машину своими руками. Возможно, некоторые из этих конструкций покажутся вам наивными, некоторые – смешными, но все они работают, хотя и с разной эффективностью. Разумеется, было бы неплохо получить хотя бы базовые сведения о том, какими бывают системы кондиционирования, каков , какие инструменты и расходные материалы потребуются для технического творчества.

Немного теории

На данный момент классификация кондиционеров по способу охлаждения содержит всего две большие категории:

  • компрессорные системы кондиционирования;
  • испарительные устройства.

Компрессорные кондиционеры работают по принципу принудительной циркуляции по закрытому герметичному контуру специального хладагента, который, попадая в нужное место, охлаждает его. Но поскольку законы физики гласят, что если в одном месте вещество (в данном случае – газ) нагревается, то в другом оно должно охлаждаться, чтобы иметь возможность работать непрерывно. Поэтому конструкция компрессорных систем кондиционирования достаточно сложна, и собственно компрессор – далеко не единственная и не самая главная их компонента.

Собрать компрессорный аккумулятор – задача сложная не только в техническом плане. Здесь нужно позаботиться и о безопасности, поскольку хладагент будет циркулировать в системе под давлением, что само по себе опасно. Так что в распоряжении домашних умельцев остаётся только второй вариант – испарительные устройства. Они намного проще конструктивно, поэтому именно за счёт испарения воды положен в основу большинства самодельных систем кондиционирования.

Какие материалы и инструменты потребуются

Что потребуется, чтобы сконструировать действующий , потратив на это на порядок меньше денег, чем на покупку штатного устройства:

  • пластиковый контейнер небольшой ёмкости (в качестве ориентира можно назвать сумку-холодильник, а если у вас завалялась где-нибудь на балконе или чердаке неработающая сумка, смело используйте её);
  • радиатор автомобильной печки, например, вазовский;
  • несколько компьютерных вентиляторов, размеры которых должны соответствовать объёму ёмкости;
  • не очень мощный трюмный насос;
  • крепёжные элементы;
  • шланги/провода;
  • вилка прикуривателя.

Если в автомобиле имеется аудиопроигрыватель, оснащённый USB-портом, задача упрощается. Для такого варианта самодельного автокондиционера потребуется ещё меньше деталей:

  • небольшая ёмкость (металлическая или пластиковая, подойдёт даже двухлитровая бутылка из-под напитка);
  • компьютерный вентилятор (например, для блока питания);
  • клейкая лента, несколько листов бумаги;
  • USB кабель.

Наконец, можно сконструировать автокондиционер из старого неработающего холодильника (нам понадобится только его морозильная камера). В этом случае нам потребуются:

  • электролобзик;
  • несколько вентиляторов;
  • дренажная трубка (можно сделать из гофрированной подходящего диаметра);
  • изоляционный материал.

Какой из вариантов выбрать – решайте, исходя из того, что из перечисленного есть в наличии, а что легко можно приобрести в ближайшем супермаркете.

Изготовление автомобильного кондиционера своими руками

Выбрав один из предложенных способов изготовления самодельного кондиционера для автомобиля, неукоснительно придерживайтесь схемы сборки – любое отклонение может превратить благую затею в фарс.

Способ с использованием контейнера

Основной компонентой такого самодельного автокондиционера является контейнер из пластика. Берём два компьютерных кулера, измеряем их диаметр. На верхней части контейнера размечаем места, где нужно будет вырезать два отверстия по этим размерам. Вырезать можно канцелярским ножом со сменными лезвиями, острым ножиком или даже ножницами – всё зависит от толщины пластика. Как правило, компьютерные вентиляторы имеют четыре отверстия для крепления, используем саморезы или винты подходящего размера и надёжно прикручиваем кулеры к поверхности нашей ёмкости (они могут соприкасаться или стоять врозь, главное – чтобы лопасти вентилятора глядели наружу).

Второй важной задачей является приделывание в крышке пластикового контейнера радиатора печки. Это тоже достаточно несложная работа, не требующая каких-то особенных навыков – нужно просто по периметру проделать отверстия и закрепить радиатор посредством болтов или винтовых соединений. Чтобы отделить радиатор, используем кусок любого пластика, по размерам аналогичного крышке контейнера.

Следующий шаг – монтаж к днищу ёмкости трюмной помпы. К входному отверстию насоса присоединяем шланг, второй конец которого одеваем на один из патрубков радиатора. Если верхняя часть контейнера не имеет поднимающейся (откидывающейся) крышки, нужно обеспечить такую возможность посредством использования рояльной петли – такая конструкция будет намного удобнее, упростив эксплуатацию нашей охлаждающей системы. При этом нужно постараться сделать крышку максимально герметичной, например, использовав специальную мягкую резиновую прокладку, установив её по периметру крышки. Такой шаг позволит избежать разбрызгивания воды через неплотное соединение – мы же хотим, чтобы салон оставался чистым и сухим?

Завершающий этап – обеспечение электропитания насоса и вентиляторов. Для этого их провода необходимо присоединить к проводам автомобильного прикуривателя (надеемся, вы позаботитесь о безопасности соединений, заизолировав их изолентой).

Всё, кондиционер в авто своими руками готов. Остаётся заправить его водой и льдом, после чего просто подсоединить прикуриватель к штатному гнезду. Отметим, что при выключенном моторе эксплуатировать такую систему не рекомендуется – вы рискуете посадить аккумулятор. Что касается эффективности такой системы, то не стоит надеяться на чудо, но снижение температуры на несколько градусов в районе обдува будет вам гарантировано. Где в пути пополнять запасы льда – это совсем другая история. По крайней мере, на автозаправках такой расходный материал пока ещё не предлагают.

Способ с использованием пластиковых бутылок

Такая конструкция намного проще в изготовлении. И хотя она выглядит немного примитивно, эффективность такого самодельного кондиционера будет не намного меньше, чем у предыдущего варианта. Итак, первый этап нашей конструкторской деятельности заключается в работе с бутылкой. Используя острый нож или ножницы, отрезаем верхнюю часть ёмкости (примерно посередине верхнего выпуклого кольца). Низ откладываем в сторону, а с верхней частью нужно ещё поработать: разделить её примерно на две части и опять разрезать. Получим лейку с горлышком, а также небольшой цилиндр.

На конусной части лейки необходимо проделать ряд отверстий по периметру, для чего можно использовать либо острый пробой, либо паяльник. Если нет ни того, ни другого – подойдёт любой другой режущий инструмент, хотя бы нож с узким лезвием. Такую же операцию проделываем с нижней частью бутылки, а именно на выпуклом ободе, расположенном около донышка. Вставив конус в стакан (нижнюю часть), получаем корпус нашего кондиционера.

Теперь пришло время заняться монтажом вентилятора, оснащённого USB-разъёмом. Его нужно вставить в третью деталь пластиковой бутылки. Надёжно закрепить его поможет клейкая лента (именуемая в народе скотчем). Следующий шаг – изготовление аналога дефлектора системы вентиляции автомобиля. Для этого из плотной бумаги изготавливаем раструб, склеив края той же липкой лентой и отрезав низ по диаметру верхнего края бутылки. Эта импровизированная конструкция поможет направить поток охлаждённого воздуха в место назначения (например, на водителя).

Остаётся самая малость – заложить в ёмкость несколько кусков льда (заполнив её хотя бы наполовину). Втыкаем разъём в автомагнитолу и наслаждаемся эффектом! Если предстоит длительная стоянка при выключенном двигателе автомобиля, чтобы не садить аккумулятор, можно использовать батарейку Крона. Разумеется, такая конструкция вряд ли выдержит хотя бы месяц использования, но если учесть, что наши затраты не сборку такой конструкции почти равны нулю – при желании всегда можно изготовить ещё один такой автокондиционер.

Способ с применением морозильной камеры

Поскольку работать мы будем с металлическим контейнером, усилий потребуется немного больше, но зато и вся конструкция будет выглядеть солидней и надёжней. Для начала нужно проделать отверстие в дверце камеры. Для этого задействуем лобзик, вырезав им круг диаметром около 10 см.

Для обеспечения доступа воздуха из салона необходимо удалить резиновый уплотнитель с нижней стороны дверцы. Вставляем в прорезь дренажную трубку, всё остальное пространство тщательно герметизируем посредством заранее приготовленного уплотнителя и монтажной пены, которой потребуется совсем немного. Теперь необходимо прикрепить два вентилятора, один из которых предназначен для охлаждения компрессора, а второй – для вытяжки охлаждённого воздуха наружу. Где устанавливать конструкцию – не имеет значения. Главное, чтобы она не мешала ни водителю, ни пассажирам, и направляла охлаждённый воздух туда, куда необходимо. В принципе, ничто не мешает при наличии свободного времени и «прямых» рук изготовить и испробовать все три варианта, выбрав из них наиболее подходящий.

Конечно, если вас абсолютно не устраивает неказистая внешность такой самодельной системы кондиционирования, никто не запрещает смонтировать универсальный (хотя бы и нештатный) кондиционер. В этом случае вы получите решение, практически не отличающееся от штатного (некоторый диссонанс может вызвать отличие кнопок управления устройством от существующего интерьерного решения панели приборов). Единственное «но» – стоимость такого решения проблемы составит около 60 тысяч рублей.

Поэтому поиски альтернативных способов охлаждения автомобиля в жаркую погоду не прекращаются, и народные умельцы используют любые технические новинки, чтобы реализовать более совершенную, эффективную и надёжную конструкцию кондиционера, сделанного своими руками из подручных средств. Бытует мнение, что хорошие результаты можно получить, используя в автомобиле оконный кондиционер или его мобильный аналог. Стоимость такого решения почти на порядок меньше – около 10 тысяч рублей, а если в вашем распоряжении уже имеется такой рабочий аппарат – то это вообще обойдётся вам почти бесплатно.

Идея состоит в том, чтобы установить такой моноблочный кондиционер в районе заднего сиденья, использовать для его питания инвертор 220 – 12 В, а для вывода нагретого воздуха просто высунуть соответствующий патрубок в окно. Однако в таких рассуждениях скрыта достаточно неочевидная ошибка. Оказывается, даже самому немощному кондиционеру для нормальной работы необходимо потреблять порядка 1500 Вт. Если при 220 вольтах это в принципе не проблема, то 12-вольтовой самодельный кондиционер, установленный в машину, работать не сможет ввиду огромного потребляемого тока. Объясним это конкретными расчётами.

Допустим, инвертор обеспечивает минимальные потери при преобразовании. В этом случае бортовая сеть будет запитывать моно кондиционер напряжением бортовой сети (14 В), а потребление тока составит 1500/12 = 107 А. Чтобы проводка от такого тока не погорела, она должна быть толщиной сантиметра полтора. Но следует учесть, что многие генераторы даже не обладают столь высоким верхним лимитом токоотдачи. Да и инвертор должен быть рассчитан на работу с оборудованием соответствующей мощности (1,5 – 2 КВт) – а это очень специфичное и дорогое оборудование, которое найти в свободной продаже – большая удача. Так что попробовать, конечно, можно, но при условии обеспечения решения всех вышеперечисленных проблем, что, честно говоря, малореально.

Кондиционер на полупроводниковых элементах

Ещё одна гуляющая в сети идея – самодельный кондиционер в машину на элементах Пельтье. Идея заключается в том, что полупроводниковый элемент достаточно большой площади при его подключении к электропитанию с одной стороны нагревается, примерно на столько же градусов охлаждаясь с другой стороны. Приобрести такие пластины – вполне реально, да и стоимость их не так уж высока. Кстати, мобильные ящики-холодильники используют именно этот принцип. Казалось бы, что мешает построить на элементах Пельтье и систему кондиционирования? Тем более что такое решение будет и недорогим, и практически бесшумным, без использования компрессора, испарителя, системы трубок, хладагента и других атрибутов классического автокондиционера.

К сожалению, эффективность такой системы будет приближаться к нулевой. Причина достаточно банальна – недостаточная площадь поверхности, которая будет отдавать холод в салон. Вы просто не почувствуете разницы при включенном устройстве и выключенном. Разве что положите руку на элементы устройства. Но есть и другая проблема – сложности с отводом тепла от нижней части полупроводниковых элементов. Вам не удастся решить проблему – даже чисто теоретически эффект от такого устройства будет нулевым.

Возможно, идеальным техническим решением было бы изготовление крыши автомобиля из полупроводниковых пластин – в этом случае решается проблема теплоотвода, и площадь охлаждения будет достаточной, чтобы обеспечить обдув салона. Но есть и другие вопросы, требующие решения – например, контроль температурного режима. В любом случае снимать крышу своего автомобиля вы вряд ли решитесь, а автопроизводители почему-то не спешат внедрять такую идею в жизнь.

Подводим итоги

Несмотря ни на какие ухищрения, автокондиционер, изготовленный своими руками, может служить разве что демонстрацией вашей изобретательности и технической подкованности. Об эффективности таких устройств говорить не приходится, в противном случае миллионы отечественных автомобилей уже давно были бы переоборудованы. Встречали ли вы в своей практике такие машины? Так что если вы хотите ездить с комфортом, без имитации охлаждения воздуха в салоне самодельными устройствами, без установки классического автокондиционера компрессорного типа не обойтись.

Технический прогресс не стоит на месте, мир переходит на гибридные и электромобили, а конструкция кондиционера остаётся неизменной с середины прошлого столетия. Не стоит ожидать, что вы окажетесь умнее или удачливее сотен профессионалов, интенсивно работающие над этой проблемой. Так что все ваши усилия, направленные на усовершенствование конструкции самодельной системы кондиционирования и повышения её КПД рано или поздно будут успешно забыты, а само устройство займёт почётное место в гараже. В конце концов, охлаждающие способности обычного ящика-холодильника будут наверняка выше, чем вашей самоделки.