Народы живущие в карелии. Коренные жители Карелии — кто они? Чудесное рождение Вяйнямёйнена

Предками карел были финно-угорские племена Юго-Восточной Финляндии. На исходе 1 тысячелетия н.э. они продвинулись на территорию современной Карелии, где постепенно ассимилировали здешних вепсов и саамов.

Общее самоназвание всех карел - карьялайзет. При этом приладожские карелы называют себя лигвиляйне, ливвикёй, а прионежские — людилайне, людикёй. Название Карелия скорее всего происходит от слова «карья» - скот, так как древние карелы были скотоводами.

В Древней Руси карел называли несколько иначе - корела. Впервые корела упоминается в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1066 годом. Это название в русском языке просуществовало до ХIХ века.


Берестяная грамота №590 "Литва встала на Корелу"

На протяжении всего средневековья за земли карел шли затяжные войны между Швецией и Великим Новгородом. С конца XV века на смену новгородцам пришло Московское государство. В результате этих войн значительная часть Карелии оказалась в составе Швеции. Русские карелы были обращены в православие, шведские карелы — в католицизм, а затем в лютеранство. Ко второй половине XVII века все православные карелы ушли с Карельского перешейка. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря, где образовался, как сейчас бы сказали, «гуманитарный коридор».

В России карелам отвели для жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек Мологи и Медведицы. Часть переселенцев осела в Новгородской губернии под городом Боровичи и на Валдае. Эти земли были выбраны не случайно, в период Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы стали здесь преобладающим населением. К началу ХХ века число карел в Тверской губернии превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

По другим наблюдениям, у карел сильно развита сметливость, предприимчивость, чувство собственного достоинства. Они чрезвычайно упорны.

В отличие от русских, карелы ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента, или на столбах. Через 2-3 месяца такой дом начинал кланяться прохожим.

Карельская письменность была создана только в 1980-х годах. Поэтому духовная культура карел запечатлелась в устном поэтическом творчестве. Карельский эпос «Калевала» считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он насчитывает 22 795 стихов - их пели в сопровождении игры на щипковом инструменте кантеле. Калевала - это имя эпической страны, где живет мудрый Вяйнямёйнен, который добывает для своего народа волшебную мельницу Сампо, приносящую богатство и счастье. Сегодня «Калевала» переведена более чем на 100 языков народов мира.

Массовое крещение карел состоялось в 1227 году по приказу отца Александра Невского, князя Ярослава Всеволодовича. Православие довольно бережно отнеслось к традициям карел. Достаточно сказать, что «Калевала» сохранилась именно у русских карел, а не у финских, принявших сначала католицизм, а затем лютеранство.

Самым популярным святым у карел является Никола Угодник. Его чудотворная икона из Николо- Теребенской пустыни стала подлинной национальной святыней, объединяющей карельский народ.

Карелы - малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам. Себя они называют карьялайзет. Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны.

Где живут

Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской, Мурманской области. Также карелы живут в Финляндии, где есть Северная и Южная карельские области. Географически Республика Карелия расположена на северо-западе России. Она граничит с Финляндией. Небольшая часть омывается Белым морем. Столица - Петрозаводск.

Численность

По данным переписи, на территории России проживает около 88 000 карелов. При этом в Республике Карелия - 45 500 человек. Тверская область принимает примерно 7000 граждан, Мурманская - около 1 500, Ленинградская - около 3 000. В Финляндии живут 25 000 карелов.

Название

Происхождение названия карелы имеет несколько вариантов. Некоторые ученые переводят слово «карья» как стадо или скот. Из этого следует вывод, что после прибавления суффикса -la получается термин «скотовод» или «пастух». По версии других историков, наименование народа происходит от финского слова kari , что означает «подводный камень, риф». То есть это люди, живущие возле рифов (у Белого моря). Третьи считают, что этимология восходит к балтийскому garia , что в переводе значит «лес, гора». Отсюда название народа - «горные (лесные) люди».

Нация

В состав народа включают следующие этногруппы:

  • тверская
  • тихвинская
  • медынская
  • валдайская
  • финская

Также существуют следующие субэтносы: лаппи (живут на берегах Сегозера), людики (Прионежская область), ливвики (олонецкие карелы). Перечисленные группы различаются языковыми диалектами. Также есть некоторые отличия в традициях.

Язык

Представители карельского народа говорят на карельском языке. Он принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе. Также многие карелы говорят на финском и русском языках. Карельская письменность много раз подвергалась реформам. В 30-х годах прошлого века утвердилась форма письменности на основе латиницы. Язык карелов объединяет три диалекта:

  1. Карельский (основной). Он имеет сходство с финским.
  2. Людиковский. Схож с вепсским языком. Вепсы - северная ветвь прибалтийско-финской этнической группы.
  3. Ливвиковский. Являет собой нечто среднее между основным карельским и вепсским языками.

Также существуют некоторые различия в речи карелов, живущих в разных областях (тверской, тихвинской и др).

Горный парк «Рускеала»

История

Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях. Они относятся к 10-11 векам. Эти народы заселяли северо-запад реки Ладоги. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До 17 века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерском. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Новгород способствовал укреплению этого района, так как он играл важную роль в обороне от шведов.

Многочисленные войны в этом регионе способствовали частой миграции населения и его территориальному разделению. В 16 веке часть Карелии отошла к шведам. При этом жителям захваченных земель пришлось сменить веру, и они обратились в католиков. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После Северной войны (18 век), в которой Швеция потерпела поражение, Россия забрала свои территории. В 20 веке пертурбации продолжились. В соответствии с договором 1940 года, Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район, после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.

Жизнь

Малочисленный карельский народ претерпел большие лишения. Из-за близкого расположения рядом с границами европейских государств население постоянно подвергалось нападениям, войнам. Сельские жители часто страдали от голода, налоговых поборов. Новгородское государство, а затем и Московское, облагали поселения высокими сборами. Затем, в начале 20 века это же стали делать большевики. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола советской власти. После его подавления многие жители вынуждены были скрываться вдали от родины. Это вызвало падение численности коренного населения.

Основными занятиями карелов в мирное время были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки.


Карелы занимались и возделыванием земли. Они выращивали корнеплоды (морковь, свеклу, картофель), зерновые культуры. Были распространены рожь, ячмень, овес, также сажали горох. Для изготовления материала жители сеяли лен, коноплю. Сельчане пользовались дарами природы: ягодами, грибами, съедобными растениями. В лесу собирали смолу, заготавливали бревна для строительства домов. Добыча дикого меда позднее превратилась в домашнее пчеловодство. Карелы добывали железную и медную руду, знали ковку, литье. Они работали с бронзой, медью, серебром. Из металла делали оружие, предметы быта.
Из ремесел были развиты:

  1. Кузнечное дело.
  2. Изготовление драгоценных украшений.
  3. Резьба по дереву.
  4. Скорняжное производство.
  5. Плетение из бересты.
  6. Пошив одежды.
  7. Изготовление посуды.

Жилище

Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера. Особенностью быта этого народа является то, что они умели строить прочные и теплые деревянные дома. Рядом с жилыми помещениями делали загоны для домашних животных (внутри одного строения). Поэтому постройки были крупные, вытянутые в длину, в основном одноэтажные. Фундамент не закладывали. В нижней части устраивался подпол для хранения запасов. Высота здания составляла около 5 метров. Крыши были двускатные. Их покрывали тонкими досками.


Окна делали небольшими, узкими, с закрывающимися ставнями. Дверной проем был невысокий. Пороги ставили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Во многих домах имелись сени. Это помещение позволяло сохранять тепло в холодную погоду. Богатые жители часто пристраивали второй этаж. Он использовался в теплое время года, так как не отапливался. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями, красивыми балконами.

Во дворе ставили амбары, другие хозпостройки. Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.

Внутри каждого дома стояла печь. Ее располагали недалеко от входа. Ранее дымоход отсутствовал, поэтому топили «по-черному», то есть, дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Гораздо позднее карелы стали строить белые печи с трубой, как у русских. В центре жилища ставили стол, скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Имелись посудные шкафы. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках. Когда появлялся ребенок, к потолку приколачивали деревянную люльку.


Одежда

Повседневная одежда карелов была скромной. Многие женщины умели ткать и шить, поэтому каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. На ярмарках продавали праздничную одежду, богато украшенную декором. Традиционный женский костюм включал такие элементы:

  1. Льняная, холщовая рубаха свободного кроя.
  2. Длинная широкая юбка из простого материала.
  3. Передник или сарафан.
  4. Длинный тонкий пояс.
  5. Платок или повязка на голову.
  6. Лапти.

Широкая рубашка заправлялась в юбку длиной до пола. Сверху повязывали передник, который был чуть короче юбки. Его подпоясывали узким пояском или шнурком, свисавшим до низа. Некоторые женщины на рубаху надевали ситцевый сарафан. На голове носили платки или закрывали волосы повязкой. Обувью служили лапти, которые плели из бересты, или поршни. Поршни делались из куска мягкой кожи, которая собиралась по периметру на шнурок. Обувка обхватывала стопу, шнурок затягивали сзади или сверху и завязывали. Маленькие дети носили длинные холщовые рубашки.


Праздничный наряд был гораздо красивее обычного. Рубахи украшали вышивкой, лентами. Передник отделывали гарусом, расшивали цветными узорами, тесьмой. Поверх костюма накидывали длинный суконный или льняной палантин с бахромой. Голову украшали ажурной или расшитой повязкой. На шею надевали бусы, ожерелья, подвески. В праздничной одежде преобладали детали красного цвета, контрастная вышивка.

Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в кожаные сапоги. Свободная длинная рубашка-туника подпоясывалась ремнем. Сверху надевался кафтан. Ремень имел кожаные ножны. В зимнее время года носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы. Традиционной зимней обувью были валенки.

Внешность

Антропологи относят карелов к типу северных беломоро-балтийских европеоидов. Внешне они выглядят почти так же, как русские. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием веси . Это прибалтийско-финская этническая группа, которая расселялась между Онежским и Белым озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица. От основной группы карелов немного отличаются лаппи. Они имеют темные глаза и волосы, выступающие скулы, широкий нос.
Современные карелы высокие, имеют стройную, статную фигуру. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, с высоким лбом. Волосы русые, светло-русые. Глаза голубые, серые, синие. Реже встречается темноволосый и кареглазый тип.


Религия

Карелы изначально являлись язычниками. Массовое обращение народа в христианство произошло в 1227 году киевским князем Ярославом Всеволодовичем. Теперь подавляющее число российских карелов - православные христиане.

Традиции

За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности - кикиморы, лешие и прочие.

Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.

У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia , в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам:

  • свадьба
  • приход гостя
  • смерть
  • привлечение удачи на охоте, рыбалке.

Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две - если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.

Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:

  1. Сажать растения можно только на растущую луну, чтобы они хорошо росли. Пропалывать - на убывающую.
  2. Сеять рожь следует натощак и только ранним утром, когда солнце еще не взошло. Это нужно для того, чтобы дух земли сжалился над голодным человеком и послал хороший урожай.
  3. После того, как земля засеяна, она считается беременной. Детям запрещают прыгать, качаться на качелях, чтобы не беспокоить матушку-землю.
  4. После уборки зерна на поле оставляют неубранными колоски и склоняют их к земле, чтобы ее сила восстановилась.

Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.

Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.

Еда

Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.


На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Этим карельская кухня похожа на русскую. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.

Рыба занимает в меню карела ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают:

  • холодец
  • пироги
  • печеные, тушеные блюда.

Рыбные кости измельчают в порошок, добавляют в корм скота. Бульоном лечат болезни желудочно-кишечного тракта. Рыбий жир является известным иммуномодулирующим средством.
Популярные блюда карельской кухни:

  1. Каларуока. Дословно название переводится как «еда из рыбы». Это уха - рыбный суп. Традиционно его готовят на сливках или жирном молоке. Суп варят из лосося или форели. В результате получается очень нежное блюдо на сливочном бульоне.
  2. Калитка. Это популярная закуска, которую подают почти во всех ресторанах. Она представляет собой открытый пирог с защипанными краями. В качестве начинки берут рыбу, картофель, сыр, творог, ягоды.
  3. Кануник. Мясное блюдо с очень интересным вкусом. Баранина или телятина тушится вместе с корнеплодами. Иногда берут три различных сорта мяса. В конце добавляют свежую рыбу, томят все ингредиенты под крышкой. Сочетание всех составляющих придает блюду невероятный вкус.
  4. Калаладика. Это запеканка со свининой, молодым картофелем и селедкой. Их укладывают послойно, заливают кляром, запекают.
  5. Кокачи. Блюдо представляет собой сытные лепешки с гороховым фаршем. Из ржаной муки замешивают тесто, делают начинку из давленого гороха с луком и толокном. Делают открытый пирог, ставят в печь.
  6. Ланттулаатикко. Это очень вкусное и питательное угощение на основе брюквы. Вареную брюкву толкут до состояния каши. Молоко размешивают с яйцом, кладут сахарный песок. Пюре заливают этой смесью, запекают.


Характер

Как и большинство северных народов, карелы - тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату.
Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.

"Карьяла" ("Карелия") - название края, расположенного на границе России с Финляндией, в различные эпохи обозначало не совсем одну и ту же территорию. Границы многократно менялись после шведско-русских войн, и карелы в течение столетий расселились по всему краю. Карельский язык относится к северной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, его ближайшим родственником является финский. Некоторые исследователи считают карельский язык всего лишь восточным диалектом финского языка. Недвусмысленно, однако, о статусе лингвистической самостоятельности карельского языка свидетельствует тот факт, что большая часть его носителей живет за пределами Финляндии, принадлежит к другой культурной сфере, исповедует православие, а кроме того, у карел существует своё, отличное от финнов осознание своей национальной принадлежности. Из-за большой территориальной разбросанности они говорят на нескольких значительно отличающихся между собой местных наречиях, из числа которых людиковский диалект некоторые учёные считают отдельным языком. В то время как северные карельские говоры достаточно близки к финскому, южный в значительной степени отличается от него.

По официальным данным за 1989 г., в Российской Федерации проживает 131 тысяча карел. Из них 60% - примерно 80 тыс. чел. - живёт в Республике Карелия. В Тверской области их проживает около 23 тыс. чел., в Ленинградской и Мурманской областях - 12 тыс. чел., но среди прочих народов и народностей карелы живут также в Сибири. Численность финских карел составляет около 40-50 тыс. человек.

В этногенезе карельского народа принимают участие многие этнические образования. Остатки Первых поселений на территориях последующего расселения карел восходят к VII тыс. до н. э. Начиная с IV тыс. до н. э. на эти земли с востока и юга прибывают поселенцы, внося изменения в антропологический тип местного населения. Археологическим памятником этого населения является так называемая культура ямочно-гребенчатой керамики, появление которой на этих территориях обычно связывают с приходом финно-угров. Финские и эстонские исследователи древней истории, археологи придерживаются мнения, что предки прибалтийско-финских народов уже начиная с IV-III тыс. до н. э. в большинстве своём проживали на территории своего нынешнего хабитата. Согласно традиционно принятому представлению, протофинны в середине I тыс. до н. э. достигли берегов Балтики, откуда, начиная с первых столетий I тыс. н. э., постепенно мигрировали на северное побережье Финского залива и в Карелию. К пришедшим на новую родину финским племенам обычно причисляют также и карел, которые впоследствии отдалились от прочих племен в своём языке и обычаях.

В начале нашей эры предки карел жили в окрестностях Онежского и Ладожского озёр, откуда, самое позднее в XII в., спустившись по Северной Двине, вышли к Белому морю, а на северо-западе проникли на территорию современной Финской

Карелии, к области Саволакс и на северо-восточное побережье Ботнического залива. Живших в местности между озёрами Ладога и Онега предков саамов протокарелы вытеснили на запад и север, но с течением времени часть карел ассимилировалась с вепсами. В скандинавских сагах карелы впервые упоминаются в VIII веке. Восточные славяне во второй половине I тыс. н. э. достигли соседних с карелами земель. С IX по XII вв. южная часть Карелии принадлежала к Киевской Руси, затем, начиная с XII в. постепенно попала в зависимость от Новгорода. В русских летописях Карелия (Корела) и карелы упоминаются впервые в середине XII в. Раньше, по всей вероятности, употреблявшимся по отношению ко всей совокупности прибалтийско-финских народов, термином "Чудь" могли называть и карел. В IX в. под упоминаемой в скандинавских сагах страной Бьярмией или Биармией, славившейся своими мехами и богатствами, и ее обитателями бьярмами или биармами, предположительно, могли понимать также и северных карел.

Приблизительно одним тысячелетием ранее от нынешнего времени можно датировать появление карельского народа. Начиная с XI в., в течение трёх столетий Карелин переживает эпоху заслуживающего внимание развития, которое связано с тем фактом, что, подобно другим прибалтийско-финским народам, карелы приняли в наследство от всё больше теряющих свою активность варягов важную роль в прокладывании новых торговых путей. Не было редкостью проникновение карел на территории, лежавшие к западу от них. В ходе такой военно-промысловой экспедиции они подожгли шведскую крепость Сигтуна. В эту эпоху выросла населённая карелами территория.

С XI-XII вв. усилилась деятельность новгородской православной церкви на этих землях. Эта деятельность достигла своей кульминационной точки в 1227 г. при князе Ярославе Всеволодовиче, когда, по свидетельству летописцев, началась насильственная христианизация местных жителей. Начиная с XIII в. и в Швеции возрастает интерес к карельским землям. Шведы, объявляя крестовые походы, оккупировали всё больше финских территорий, и постепенно началось их соперничество с Новгородом за земли карел. С этих пор русско-шведское противоборство стало означать для карел постоянные не прекращавшиеся военные столкновения и разрушения. На продвижение шведов к востоку от побережья Финского залива Новгород ответил тем, что после неудачного карельского бунта 1278 г. он присоединил к себе Карелию юридически. К этому времени восходят магические заклинания на карельском языке написанные на бересте и найденные в Новгороде, которые одновременно являются древнейшим письменным памятником прибалтийско-финских языков.

Швеция организовала три крестовых похода для завоевания карельских земель. К 1239 г. в качестве опорного пункта и плацдарма шведских завоеваний была заложена крепость Виипури (Выборг). За этим последовали 30 лет непрерывных военных стычек, в ходе которых обе стороны постоянно опустошали и разоряли Карелию. Долгой войне положил конец Ореховский, или Ореховецкий, 7 мир, который был заключён в 1323 г. На основе действовавшего в течение почти двух с половиной столетий договора граница пролегала по Карельскому перешейку, деля его пополам, тянулась на север и северо-запад до самого конца северо-восточного побережья Ботнического залива. Таким образом, граница рассекла надвое заселённые карелами земли и стала важным, разделившим две культуры, рубежом. Город Винпури (Выборг) сделался центром Западной Карелии. Большая часть Карелии по-прежнему относилась к Новгороду Великому. Её центром был город-крепость Какисалми на берегу озера Ладога. Карельским языком пользовались практически только к востоку от Ладожского озера, в приграничных местностях говорили на различных диалектах финского языка.

Оказавшись под властью Швеции, Западная Карелия начала развиваться быстрее, чем Русская Карелия. Шведы начали заселять более северные земли, где мирный договор 1233 г. не определил точных границ. Таким образом, в этих местах граница начала сдвигаться на восток. В XV в. в пограничных стычках финны Саволакса сражались против своих братьев-карел. Эти события переросли в русско-шведскую войну на Карельском перешейке в 1555-1557 гг. Однако заключение мирного договора не изменило границ, да и передышка, к сожалению, оказалась недолгой. Новая шведско-русская (Ливонская) война разразилась за прибалтийские территории, в том числе и за новые карельские земли. После Тайсинского мира (1595 г.) Швеция получила все населенные финнами территории. Короткий мир был опять нарушен новой войной. По Столбовскому мирному договору (1617 г.) к Швеции отошли приладожские земли, вся карельская территория и Ингерманландия (Инкери). На этих территориях шведы создали провинцию Кексгольм (Какисалми), на которой начали интенсивную кампанию по обращению населения в протестантскую (евангелисткую) веру. Начиная с 1620-х гг., вследствие непропорционально больших налогов и принудительного крещения в протестантство всё больше жителей упомянутых территорий бежало в Россию. Половина населения - примерно от 30 до 50 тыс. чел. - переселилась в местности между Онежским и Ладожским озёрами, а также на ранее опустошённые и обезлюдевшие земли Тверской губернии. И таким образом возникла так называемая Тверская Карелия, сохранившаяся до наших дней.

С начала XVIII в. Швеция постепенно утрачивает свою прежнюю роль великой империи. В Северной войне (1700-1721 гг.) Россия получила назад большую часть принадлежавшей ей в средние века Финской Карелии вместе в Виипури (Выборгом), а также Карельский перешеек и земли в окрестностях Ладожского озера. Эти последние территории позднее были названы Старой Финляндией. В следующей войне (1741-1743 гг.) вся Карелия за вычетом узкой полоски земли отошла к Российской империи.

Вторая половина XVIII в. принесла с собой расцвет экономики и культуры. Выборг стал важным торговым и культурным центром. Принадлежащее к евангелисткой церкви население также могло свободно исповедовать свою веру. На землях Старой Финляндии система раздачи земельных угодий в подарок царским фаворитам вскоре превратила местных крестьян почти в крепостных, но на более северных территориях экономика успешно развивалась. В 1808-1809 гг. России завоевала всю Финляндию и присоединила её к своим владениям в качестве самостоятельного Великого княжества Финляндского. В 1812 г. Старая Финляндия снова вошла в состав Финляндии, так что для Великого княжества вновь стали действительными границы Столбовского мира 1617 г. Центром Западной Карелии снова стал Выборг, который благодаря открытию Саймовского канала в Саимаа и железной дороги Санкт-Петербург-Гельсингфорс (Хельсинки) превратился в один из самых оживленных морских портов.

В начале XIX в. появились первые напечатанные кириллицей книги на карельском языке. Пробуждение национального самосознания финского народа благоприятно сказалось и на карелах. Изданный в середине XIX в. национальный эпос "Калевала" по большей части был воссоздан ни основе собранных в Карелин текстов. Это подвигло финскую интеллигенцию ехать на поиски своих национальных корней в Карелию. Так появился карельский романтизм, получивший название "карелианизм".

Получение Финляндией национальной независимости и образование Советской России провели четкую межгосударственную политическую и идеологическую демаркационную линию между Финской Карелией и Русской Карелией. События гражданской войны в Финляндии в 1918 г. частично затронули также Карелию и карел. Начиная с 1917г. по 1922 г. в Русской Карелии созывалось несколько народных собраний и съездов делегатов, на которых провозглашалась автономия Карелии, позже делались попытки вступить в свободное межгосударственное содружество с Финляндией, более того, некоторые села объявили о своём присоединении к Финляндии. Однако развернувшееся карельское вооружённое восстание, несмотря на помощь финских добровольцев, не достигло поставленных целей вследствие превосходства сил большевиков.

Заключённый между Финляндской Республикой и РСФСР Тартуский мирный договор восстановил границы по Столбовскому миру. В меморандуме российская сторона пообещала дать Восточной Карелии право на самоопределение (автономию). Из-за невыполнения этих обещаний Финляндия в 1923 г. обратилась в Лигу наций.

В июне 1920 г. была провозглашена Карельская Рабочая коммуна, так что восточная половина Карелии стала автономным округом Советской России, а в 1923 г. она была переименована в Карельскую АССР. В 1920-е гг. многие финны, ранее эмигрировавшие в Америку, находясь под воздействием пропаганды, вернулись и Советскую Карелию; они надеялись обрести там свою духовную родину. Многие из этих идеалистов, часто возвращавшихся в отеческие края со всеми машинами оборудованием и рабочим инструментом, нашли свою смерть в трудовых лагерях.

В 1921 г. на I Всекарельском съезде народных депутатов под давлением большевистской власти было принято решение об обучении в карельских школах финскому языку наряду с русским. Советское руководство в ожидании грядущей мировой революции ощущало необходимость получить в своё распоряжение нужное количество партработников, владеющих финским языком. В так называемой Тверской Карелии, где в начале 30-х гг. численность карельского населения (прибл. 155 тыс. чел.) превосходила количество карел, проживавших в Карельской АССР, в 1931 г. был создан собственный литературный язык на латинской графической основе, на котором могли издаваться книги, газеты и которому можно было обучать в школах. Затем в 1937 г. возможность пользоваться национальным языком была внезапно пресечена. К концу 30-х гг. вновь возникла мысль о создании карельского литературного языка на основе кириллической графики, который был бы понятен всем карелам. В спешке за полтора года были выработаны нормы этого литературного языка, в 1938-1939 гг. на нём были изданы учебники, переводы, периодика, затем в 1939 г. этим экспериментам был положен конец, и далее всё шло на русском языке.

Условия московского мирного договора, увенчавшего развязанную по советской инициативе зимнюю финскую кампанию 1939-1940 гг., снова навязали Финляндии границы, действовавшие во времена Петра Великого, под предлогом безопасности Ленинграда и его области. Всё население так называемой Возвращенной Карелии - более 400 тыс. чел. - бежало в Финляндию, где их благодаря принятым мерам и распоряжениям удалось быстро расселить на выделенной для них земле. В так называемой перманентной войне, которую Финляндия начала из-за несправедливо отнятых у неё территорий, в период с 1941-го по 1944 гг. она вернула себе упомянутые территории, но не остановилась на старых границах, а - главным образом по стратегическим соображениям, но также под предлогом близкого финно-карельского родства - заняла и большую часть Русской Карелии, где некарельское население было интернировано, были введены военные порядки и финский оккупационный режим, но вопреки немецкому нажиму не предпринимались атаки ни на Ленинград, ни на железнодорожную магистраль Ленинград-Мурманск. Советское контрнаступление началось в 1944 г. Заключённое в 1944 г. перемирие восстановило границы 1940 г. Вторая мировая война принесла карельской земле большие разрушения.

В течение XX столетия карелы постепенно превратились в национальное меньшинство на своих национальных территориях. Процент карел, проживающих в Республике Карелия, по отношению ко всему населению менялся следующим образом:

  • 1897 - 42,3%
  • 1926 - 38.2%
  • 1939 - 23.2%
  • 1959 - 13,1%
  • 1979 - 11,1%
  • 1989 - 10,0%

Уровень знания родного языка среди молодого поколения крайне низок. Всего около 50% карельского населения Республики Карелия назвали своим родным языком карельский, а, по некоторым оценкам, 90% детей в возрасте моложе 10 лет считает своим родным языком русский. Численность тверских карел, по официальным сведениям, сократилась почти до одной пятой прежнего количества, знание родного языка свойственно только среднему поколению. Помимо насаждавшее ассимиляцию советской национальной политики, а также наплыва русскоязычного населения, сопровождавшего процесс развития промышленности, в формировании негативных тенденций крайне отрицательную роль сыграло и уничтожение карельских деревень в связи с политикой укрупнения колхозов. Переселившись из деревень, потеряв связи с карельской языковой средой, многие карелы совершенно обрусели.

Начиная со второй половины 80-х гг. под влиянием гласности национальное самосознание карел усилилось, что проявилось в политической и культурной жизни на местах. После Конференции карел в 1989 г. было создано Карельское культурное общество, в 1991 г. был избран Карельский Конгресс и его Исполнительный комитет из 50 членов. В некоторых детских садах и школах можно изучать карельский язык, и Петрозаводском университете создана кафедра карельской филологии, карельский факультет имеется также в Педагогическом институте Петрозаводска. Начались регулярные радио- и телепередачи, издаются книги и учебники на карельском языке. Однако для приостановления ассимиляционных процессов необходимы соответствующие законы и материальная база, с тем чтобы у карельского народа было не только прошлое, но и будущее.

Сообщество

Карелы

Terveh! Terveh teile! - Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Этноним карелов - карьялайзет. Собствено карелы - карьялани, приладожские - лигвиляйне, ливвикей, ливвики, прионежские - лююдилайне, лююдикей, людики.

Места проживания

Карелы - коренное население Республики Карелия. Живут также в Тверской области (тверские и верхневолжские карелы), Ленинградской, Мурманской и других областях России. Карелы проживают на Украине, в Белоруссии и Эстонии.

Историческая справка

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и юго-востока Финляндии. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры предки карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. В начале XI века началась миграция карелов на Север, на территорию новгородской земли. Примерно в XII веке древние карелы упоминаются в русских летописях, скандинавских сагах

Статистические данные

По переписи 2002 года в Российской Федерации проживает 93344 человека.

Религия

Карелы исповедуют православие. Из летописных сведений известно, что в 1227 году князь Ярослав Всеволодович «крести множество карел». У карел сохранялись элементы язычества: поклонение стихийным силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), вера в очистительную силу огня, подчинение жизненного цикла фазам луны.

Язык

Карельский язык принадлежит финно-угорской группе уральской семьи. Наиболее близки языку карел языки таких народов как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. По мнению языковедов, из языка-основы (древнекарельского языка) возникли ижорский язык, восточно-финский диалекты финского языка.

В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования. Основные диалекты: собственно карельский, ливвиковский, людиковский. Распространён также финский язык.

Письменность

Краткий разговорник

Jiagia tervehekse! - До свидания!
Passibo! Kiitos! - Спасибо!
Huvia paivia! - Добрый день!
Prostikkua! Andakkua andiekse! - Извините!
Pagizettogo omua kiedu? - Вы говорите по-карельски?
Da- Да.
Еn - Нет.
Leibu suolu suojile ! - Приятного аппетита!

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

Древнекарельский женский костюм состоял из длинной юбки, нередко окаймленной узорчатой тесьмой, льняной рубахи, отделанной тесьмой с серебряными нитями, передника, украшенного по подолу спиральными нитями, и головного платка, крепящегося к волосам красивыми застёжками.

Широкое распространение имели различные украшения - подвески, медальоны, фибулы.

Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубашки, которые у ворота скреплялись маленькой застёжкой. К поясу, обычно кожаному, с железными или бронзовыми пряжками, привешивались нож в чехле, огниво, брусок. В конце??? - начале?? веков традиционная одежда карел отличалась от севернорусской только деталями.

Кухня

Любимая пища карел - свежая уха, пироги из рыбы. Повсеместно заготавливалась впрок солёная, вяленая, сушёная рыба.

При всей важности рыбы, основу пищи с давних времён всё же составляли зерновые продукты. Хлеб круглой формы выпекали из ячменной, ржаной и овсяной муки. Большой популярностью пользовались каши - перловая, ячменная, гороховая, толокняная, овсяная. Самое широкое распространение у карел получили калитки (открытые пироги), начинённые ячневой, пшённой крупой, картофельным пюре. Колобы, сканцы, косовик, рядовик, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов.

Значительное место в питании карел занимало молоко и молочные продукты - масло, сметана, простокваша, топлёное молоко.

Любимый напиток карел - чай.

Поселения и жилища

Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень с двумя основными типами расселения: гнездовым и разбросанно-хуторским.

Из множества разновидностей селений наиболее распространенными были деревня и погост. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная прибалтийско-финским народам, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в 19 веке и связанная с появлением сухопутных дорог. Характерными особенностями жилища карел являлись значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

Занятия и промыслы

Карелы издавна занимались земледелием, животноводством, различными домашними промыслами и ремёслами.

Основное занятие - земледелие (пашенное и подсечное). Карелия считается классическим регионом подсечного земледелия. Кроме ячменя, ржи и овса в средней и южной Карелии сеяли пшеницу. Повсеместно выращивали репу, редьку, лук, горох.

Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, в южной и средней Карелии - свиней, в небольшом количестве кур.

К традиционным занятиям карел относится бортничество, курение смолы и дёгтя.

Социальный институт

У карел была распространена соседская община. Долгое время сохранялась большая семья из трёх-четырёх поколений родственников.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Эпические и лирические песни, заклинания, причитания, обрядовые песни исполнялись в строгом соответствии с жизненными обстоятельствами.

Особое место в фольклоре карел занимают эпические песни (руны).

Ёйги - раздольные мелодии, посвящённые любовным похождениям молодых парней.

Народные танцы - «танху» - можно разделить на три группы: бытовавшие в Южной Карелии, Приладожской Карелии и Беломорской Карелии.

На карельские танцы оказали влияние танцы соседних народностей. Под калевальские, лирические и эпические песни танцевали в кругу, шеренгой и парами. Под песни на рифмованные стихи водили хороводы. Для карельских народных танцев характерна свободная импровизация в ритме музыки. Почти все карельские танцы основаны на шаге, пробежке, или на «парадном» шаге.

Характерен лаконизм: в танцах нет ничего лишнего. Повторяется хорошо знакомый шаг, нет сложных фигур. Карельские народные танцы часто начинаются и заканчиваются кругом.

Декоративное творчество

Наиболее распространенными видами крестьянского бытового искусства карел издавна были вышивка, узорное ткачество, вязание. Резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла.

Праздники иобряды

Осенью и зимой карелы вечеряли - собирались вечером в каком-либо доме, где девушки занимались рукоделием, а парни пели и аккомпанировали. В перерывах все вместе играли в игры. Обычно, когда вечеряли, не танцевали.

Среди семейных обрядов относительно несложной была родильная обрядность, в которой преобладали санитарно-гигиенические и религиозно-магические ритуальные действия. В соответствии с народными представлениями обеспечить здоровье и благополучие новому потомству стремились задолго до самих родов. Для этих целей свадьбу и первую брачную ночь приурочивали к новолунию.

Беременной женщине запрещали стричь волосы, чтобы не укоротить жизнь ребёнка, смотреть в зеркало, чтобы он родился красивым. Будущую роженицу оберегали от испуга, советовали ей избегать ссор, запрещали ходить на кладбище и т.д. Приближение родов скрывали даже от близких родственников, боясь дурного глаза и «порчи».

У карел распространён обычай обрядового выгона скота в день Егория (23 апреля) - покровителя скота. Хозяйка дома в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепёшки, испечённой в великий четверг, и произносила специальный заговор. Праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, тёлок или овец) устраивались в июле-августе. Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий на животных.

Мифы и предания

Карельский эпос один из самых архаичных в мировом фольклоре. К ценнейшему фольклорному наследию карел принадлежат эпические руны.

Перечислим основные эпические сюжеты:

1) возникновение мироздания из яйца морского ястреба или утки;
2) кузнец Ильмаринен выковывает небосвод;
3) состязание Вяйнямейнена и Ёукахайнена в пении и силе магических заклинаний;
4) рождение огня;
5) рождение железа;
6) руна об изготовлении Сампо;
7) руна о Большом дубе;
8) освобождение солнца и месяца;
9) рождение медведя;
10) погоня за лосем; и т.д.

Калевала - один из немногих величайших памятников человеческого Знания, дошедших до наших дней. Калевала стоит в одном ряду с такими текстами, как Дао - Дэ цзин, Библия, Веды, Авеста, Коран. Это сконцентрированная мудрость северных народов, воплощённая в эпосе. Читать её и понимать - значит познавать код бытия наших предков.

Лённротовской Калевале всего 150 лет. За эти годы она была переведена на 45 языков. По утверждению исследователей, этому произведению не менее 4000 лет и оно существовало задолго до образования карельского и финского народа. Именно земле Карелии мы благодарны за сохранение этого величайшего наследия предков. И это далеко не последняя нематериальная ценность, которую жители страны священных озёр сохранили для нас.

Чудесное рождение Вяйнямёйнена

Согласно эпическим рунам, герои Калевалы родились от чудесного зачатия. Девушка Иро расчёсывала волосы на морском берегу. Её гребень упал в море: Иро долго искала свой гребень, но нашла лишь три волоска. По поверьям, нельзя было выбрасывать или сжигать волосы - с хозяином волос могло случиться несчастье. Иро положила находку за щёку и от этого зачала.

У неё родились три сына, и дева решила не носить их к попу, а сама дала им имена.

В некоторых рунах дети сами придумывают себе прозвания. Первого стали называть Вяйнямёйненом, второго - Еукахайненом, третьего - Ильмариненом.

Певческое искусство Вяйнямёйнена - искусство заклинателя. Его песнопениями не только сотворён мир: без них «исчезнет в мире радость», и даже скот станет неплоден. Вяйнямёйнен создал также скалы, рифы, выкопал озёра, полные рыбы.

Источники:

  1. Клементьев Е.И. Этнографический очерк «Карелы». - Петрозаводск, 1991.
  2. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2003.
  3. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
  4. «Финно-угорские и самодийские народы России»: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2006.
  5. «Что такое Карелия»: Союз Карелии. - Helsinki, 1997.

Карелия это республика, в которой проживают граждане более 150 национальностей. В Карелии на протяжении истории проживали финно-угорские народы: корела (или карелы), лопари (или саамы) и весь (или вепсы). Северную территорию Карелии славяне (новгородцы) осваивали со второго тысячелетия н. э. Заселив участки у Белого моря и Онежского озера, поморы и заонежцы продвинулись на всю площадь Карелии. Карелы мирно контактировали с русскими до середины 20 века.

В 20 веке потоки иммиграции увеличили в Карелии количество населения, но доля представителей народов Карелии уменьшилась. В Карелии к началу 20-х годов находилось 59% карелов, 38,5% русских, 0,5% финнов, 1,5% других национальностей. Состав нации изменился после объединения с 1922 по 1924 год площади Коммуны и областей Карелии, с многочисленным русским жителями. Согласно подсчетам в 1926 году, в Карелии находилось 57% русских, 37% карелов, 3,5% вепсов, 1% финнов, 1,5% прочих национальностей (около 270 тыс. человек).

К 1989 году из 792 тыс. человек, проживавших в карельской республике, население русских составляло 74% и 10% карел. Увеличилась часть не коренных национальностей: украинцев 4%, белорусов 8%.

В 90-е годы началось уменьшение числа жителей Карелии. Подсчеты 2010 года показывают, что население народов Карелии на территории Республики Карелия уменьшилось до 646 тыс. человек (на 71 тыс. человек относительно 2002 года): русских 508 тыс. человек (83%), карелов 45 тыс. человек (7%), белорусов – 4% (24 тыс. человек), украинцев 13 тыс. человек (2%), финнов 9 тыс. человек (1,5%), вепсов 3 тыс. человек (0,5%), прочих национальностей 17 тыс. человек (3%).

Карелы

Предполагается, что этнос карелов образовали аборигены финно-угры в южной части Карелии и Финляндии. Затем, карелы перекачивали на север к Белому морю и Онежскому озеру. Они ассимилировали вепсов и саамов, переняв часть традиций и речи. Появились несколько ветвей в этносе карелов, отличающиеся по языковым признакам и традициям: карелы, людики и ливвики. Людики проживают в Прионежье, Ливвики на юге Карелии. Сегозерские карелы (лаппи) это национальная группа, расположенная в районе озера Сегозеро. После перехода в 17 веке Приладожских земель к Швеции, крупная община карел переселилась в область Твери. Западные карелы присоединились к финскому этносу после ассимилирования с финнами.

Большая часть карел представляют беломорско-балтийских европеоидов. У них преобладает русый цвет волос, голубого или серого цвета глаза, светлая кожа, выдвинутые скулы. Комплекцией выделяются типы: приземистые крепкие, сухощавые среднего роста или выше. Язык карелов похож на финский язык, различия лишь в написании и акценте. В 60-е годы 20 столетия при заселении городов, язык карелов из употребления начал исчезать. В некоторых деревнях используют карельскую речь и её преподают в школах и университетах.

Вепсы

Весь это прибалтийско-финская нация, занимавшая земли от восточного Приладожья до Белозерья. Учёные полагают, что вепсы это наследники племени весь, упоминавшегося в 4 веке. Вепсы расположились на территории Карелии от Ладожского озера до Онежского озера. Основным ремеслом их являлось Земледелие. Вепсы это беломорско-балтийские европеоиды. Обладают плотной невысокой комплекцией, голубым цветом глаз, светлой кожей, светлым цветом волос, выделенными скулами. Язык вепсов самый ранний в уральской группе, принадлежит к направлению финно-угров. Близкими к нему считаются финский, карельский и эстонский язык. Вепсский язык применяют только в быту, но ему обучают в образовательных учреждениях, а национальные коллективы сохраняют культуру вепсов. В 1991 году создана народная Вепсская волость, но затем упразднена из-за спада экономики в 2005 году.

Финны

Произошли от прибалтийско-финских народов. В 7 веке они заняли территорию Финляндии, вытеснив к северу и частично ассимилировавшись с саамами. В средние века и до 19 столетия, Финляндия подчинялась Скандинавии. До 17 столетия и с 18 столетия Карелия является частью России. У финнов и карелов происходили смешанные браки, потому что они беспрепятственно переходили границу.

Наплыв финнов на территорию Карелии начался с начала 19 века, после объединения Финляндии и России. Некоторые переселенцы приехали обратно после Октябрьской революции. В Карелии появилась новая финская диаспора. После Финской революции 1918 года, ее члены и их семьи выехали из страны. К 20 году осталось 990 коренных финнов. К 33 году их число увеличили иммигранты, приехавшие из Соединённых Штатов. В начале 30-х годов в Финляндии происходил экономический кризис, от притока беженцев число финнов увеличилось до 12 тыс. человек. Значительная часть финнов, главным образом из Северной Америки, уехала из России в 30-е годы. Оставшихся обвинили в отторжении Карелии и северо-западных территорий от России, для соединения их с территорией Финляндии. Под следствием в Карелии с 37 по 38 годы находились тысячи граждан финской диаспоры. Многих расстреляли, что резко уменьшило в Карелии число финнов.

До 1944 года Карелия была захвачена Финскими военными частями. После Второй мировой войны, большая часть финнов вместе с армией Финляндии уехала на родину. Для налаживания хозяйства в Карелию к 1950 году приехали ингерманландские финны. Ими была сформирована диаспора, но с началом 90-х годов многие финны вернулись на родину.

Русские

Русская нация осваивала Карелию с начала второго тысячелетия н. э. Заселившие северную часть новгородцы селились в Заонежье, на побережье Белого моря и Онежского озера. Появившихся поморов и заонежцев отличала культура и речевые особенности. Ремеслом поморов являлась добыча рыбы, производство соли, торговля. Они являлись искусными мореходами и торговали с северными странами и Россией. Их диалект произошел от языков Карелии и Норвегии. Жители Заонежья были искусными плотниками.

На земле Карелии начало распространяться русское население, ассимилировав значительную часть финно-угорских народов и обогатив их традициями бытовые условия и культуру.

Белорусы и украинцы

В 30-х годах 20 столетия началась индустриализация. Жители Украины и Белоруссии прибыли в Карелию строить объекты промышленности. Другая волна переселенцев, после Второй Мировой войны, прибыла в Карелию восстанавливать разрушенное хозяйство