Организация прикладных исследований. Прикладное исследование

В самом общем виде по своей структуре научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования направлены на открытие новых, ранее не изученных явлений и законов природы и социальной реальности, а также на создание новых исследовательских методологий. Их целью является расширение научного знания в целом. Они ведутся на границе известного и неизвестного и обладают значительной степенью неопределенности.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования явлений и законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Их целью выступает установление как можно большего числа вариантов практической эксплуатации имеющихся научных знаний.

Различие между фундаментальной наукой и прикладной было очень точно охарактеризовано Д. Томсоном - открывателем электрона - в речи, произнесенной им в 1916 году: «Под исследованием в фундаментальной науке я понимаю исследование не с целью применения его результатов в промышленности, а только для умножения знаний о Законах Природы». Томсон утверждал также, что прикладная наука совершенствует старые методы, в то время как фундаментальная наука создает новые методы, и что «если прикладная наука ведет к реформам, то фундаментальная наука приводит к революциям, которые, будь они политические или научные, являются мощными инструментами, если вы находитесь на стороне победителя ».

Прикладные исследования дифференцируются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на изучаемый объект либо процесс. Научно-исследовательские работы связаны с созданием новых технологий, опытных установок, приборов. Опытно-конструкторские исследования направлены на подбор конструктивных характеристик создаваемого технического устройства.

Завершающей стадией прикладного исследования, как правило, является разработка, то есть целенаправленный процесс преобразования научно-технической информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, подготовка к внедрению.

Одно из принципиальных различий между фундаментальными и прикладными исследованиями как раз и состоит в том, что любое прикладное исследование - это всегда такой научный проект, результаты которого изначально адресованы производителям и заказчикам и которое руководствуется нуждами или желаниями этих клиентов. Фундаментальные же исследования адресованы прежде всего другим членам научного сообщества и направлены, в первую очередь, на расширение знания о мире как такового.


При этом нужно понимать, что на современном этапе развития науки и техники в некоторых моментах фундаментальные и прикладные исследования сходятся. Так, например, для современной инженерной деятельности требуется осуществление не только краткосрочных проектов, направленных на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований, специально предназначенных для развития технических наук в целом. В то же время современные фундаментальные исследования (особенно в технических науках) очень тесно связаны с практическими приложениями.

Помимо прочего, для современного этапа развития науки и техники характерно использование методов фундаментальных исследований для решения прикладных проблем. В то же время, тот факт, что исследование является фундаментальным, еще не означает, что его результаты прагматически бесполезны, а работа, направленная на прикладные цели, может носить фундаментальный характер. Критериями их разделения являются в основном временной фактор и степень общности. Вполне правомерно сегодня говорить и о фундаментальных промышленных исследованиях.

Надо помнить также и о том, что в некоторых случаях, не будучи источником, фундаментальная наука выступает основой тех или иных технологических достижений. Такая роль фундаментальной науки обычно может быть выявлена только ретроспективно. Ярким примером подобного положения дел является создание атомных реакторов и атомных бомб. В определенном отношении атомный проект может быть рассмотрен в качестве приложения специальной теории относительности, которая собственно и выступила источником упомянутых выше технологических изобретений.

Таким образом, ясно видно, что характер связей между фундаментальной и прикладной науками - это одна из наиболее глубоких и трудных проблем в истории и методологии научного познания.

Направления изысканий, лежащие в основе самых разных научных дисциплин, которые затрагивают все определяющие условия и закономерности и руководят абсолютно всеми процессами, - это фундаментальные исследования.

Два вида исследования

Любая область познания, которая требует теоретических и экспериментальных научных изысканий, поиска закономерностей, отвечающих за строение, форму, структуру, состав, свойства, а также за протекание процессов, связанных с ними, является фундаментальной наукой. Это касается базовых принципов большинства естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Фундаментальные исследования служат расширению концептуальных и теоретических представлений о предмете изучения.

Но есть и другой вид познания предмета. Это прикладные исследования, которые направлены на решение социальных и технических задач практическим путём. Наука пополняет объективные знания человечества о действительности, вырабатывая теоретическую их систематизацию. Её целью является объяснение, описание и предсказания тех или иных процессов или явлений, где она открывает законы и на их отражает действительность. Однако есть науки, направленные на практическое применение тех постулатов, которые предоставляют фундаментальные исследования.

Подразделение

Это деление на прикладные и фундаментальные исследования довольно условное, потому что последние очень часто имеют высокую практическую ценность, а на основе первых тоже достаточно часто получаются научные открытия. Изучая основные закономерности и выводя общие принципы, учёные практически всегда имеют в виду дальнейшее применение своих открытий непосредственно на практике, и не очень важно, когда это случится: растопить шоколад прямо сейчас при помощи СВЧ-излучения, как Перси Спенсер, или подождать почти пятьсот лет с 1665 года до полётов к соседним планетам, как Джованни Кассини с его открытием Большого красного пятна на Юпитере.

Грань между тем, что представляют из себя фундаментальные исследования и прикладные, почти иллюзорна. Любая новая наука поначалу развивается как фундаментальная, а затем переходит в практические решения. Например, в квантовой механике, возникшей как некий почти абстрактный раздел физики, никто в первый момент не увидел ничего полезного, но не прошло и десятилетия, как всё изменилось. Тем более ядерную физику никто не предполагал так скоро и так широко использовать на практике. Прикладные и фундаментальные исследования крепко взаимосвязаны, последние являются основой (фундаментом) для первых.

РФФИ

Отечественная наука работает в хорошо организованной системе, и Российский фонд фундаментальных исследований в её структуре занимает одно из самых значимых мест. РФФИ охватывает все стороны сообщества, что способствует поддержанию самого активного научно-технического потенциала страны и обеспечивает учёных финансовой поддержкой.

Нужно специально отметить, что Российский фонд фундаментальных исследований использует конкурсные механизмы для финансирования отечественных научных исследований, и там оценивают все работы настоящие эксперты, то есть наиболее уважаемые члены научного сообщества. Основной задачей РФФИ является проведение отбора посредством конкурса на лучшие научные проекты, предоставленные учёными в инициативном порядке. Далее с его стороны следует организационное и финансовое обеспечение выигравших конкурс проектов.

Сферы поддержки

Фонд фундаментальных исследований оказывает поддержку учёным во многих областях знаний.

1. Информатика, механика, математика.

2. Астрономия и физика.

3. Науки о материалах и химия.

4. Медицинская наука и биология.

5. Науки о Земле.

6. и обществе.

7. Вычислительные системы и информационные технологии.

8. Фундаментальные основы инженерных наук.

Именно поддержка Фонда движет отечественные фундаментальные, прикладные исследования и разработки, поэтому теория и практика взаимно дополняют друг друга. Только в их взаимодействии находится общее научное познание.

Новые направления

Фундаментальные и прикладные научные исследования меняют не только базовые модели познания и стили научного мышления, но и всю научную картину мира. Происходит это всё чаще, а "виновниками" тому являются никому не известные ещё вчера новые направления фундаментальных исследований, которые век от века всё быстрее находят своё применение в разработках прикладных наук. Если внимательно рассмотреть можно увидеть поистине революционные преобразования.

Именно они характеризуют разработку всё большего количества новых направлений в прикладных исследованиях и новых технологиях, которые обусловлены резко набирающими темпы фундаментальными исследованиями. И всё быстрее они воплощаются в реальную жизнь. Дайсон писал, что ранее требовалось 50-100 лет пути от фундаментального открытия до широкомасштабных технологических применений. Теперь время словно сжалось: от фундаментального открытия до внедрения в производство процесс происходит буквально на глазах. И всё потому, что изменились сами фундаментальные методы исследования.

Роль РФФИ

Сначала проводится отбор проектов на конкурсной основе, затем разрабатывается и утверждается порядок рассмотрения всех представленных на конкурс работ, проводится экспертиза предложенных на конкурс исследований. Далее осуществляется финансирование прошедших отбор мероприятий и проектов с последующим контролем использования выделенных средств.

Налаживается и поддерживается международное сотрудничество в сфере научных фундаментальных исследований, сюда включено и финансирование совместных проектов. Осуществляется подготовка, выпуск информационных материалов об этой деятельности, и они широко распространяются. Фонд активно участвует в формировании государственной политики в научно-технической области, что ещё более сокращает путь от фундаментального исследования до появления технологии.

Цель фундаментальных исследований

Развитие науки всегда закреплено социальными преобразованиями в общественной жизни. Технология - вот главная цель каждого фундаментального исследования, поскольку именно она движет вперёд цивилизацию, науку и искусство. Нет научных исследований - нет прикладного применения, стало быть, нет и технологических преобразований.

Далее по цепочке: развитие промышленности, развитие производства, развитие общества. В фундаментальных исследованиях заложена вся структура познания, которая разрабатывает базисные модели бытия. В классической физике исходной базовой моделью являются самые простые представления об атомах как строении вещества плюс законах о механике материальной точки. Отсюда физика и начала своё развитие, порождая всё новые базисные модели и всё более сложные.

Слияние и разделение

Во взаимоотношениях прикладных и фундаментальных исследований наиболее важным является общий процесс, движущий развитие познания. Наука идёт всё более широким фронтом, с каждым днём усложняя свою и без того непростую структуру, подобную живой высокоорганизованной сущности. В чём же тут подобие? Любой организм имеет множество систем и подсистем. Одни поддерживают организм в деятельном, активном, живом состоянии - и только в этом их функция. Другие направлены на взаимодействие с окружающим миром, так сказать - на метаболизм. В науке точно так же всё происходит.

Есть подсистемы, поддерживающие в деятельном состоянии саму науку, а есть другие - они ориентируются на внешние научные проявления, как бы включают её в посторонние виды деятельности. Фундаментальные исследования направлены на интересы и потребности науки, на поддержку её функций, и достигается это путём развития методов познания и обобщающих идей, которые и являются основанием бытия. Именно это подразумевается под понятием "чистая наука" или "познание ради познания". Прикладные же исследования всегда направлены вовне, они ассимилируют теорию с практической деятельностью человека, то есть - с производством, изменяя таким образом мир.

Обратная связь

Новые фундаментальные науки тоже разрабатываются на базе прикладных исследований, хотя этот процесс сопряжён с трудностями теоретического познавательного плана. Обычно в фундаментальных исследованиях содержится масса приложений, и совершенно невозможно предположить, на каком из них произойдёт следующий прорыв в развитии теоретического знания. Примером может послужить интересная ситуация, которая сегодня складывается в физике. Ведущая её фундаментальная теория в области микропроцессов - квантовая.

Она радикально изменила весь образ мышления в физических науках двадцатого столетия. У неё огромное количество разнообразных приложений, каждое из которых пытается "прикарманить" всё наследство этого раздела теоретической физики. И уже многие на этом пути преуспевали. Приложения квантовой теории одно за другим создают самостоятельные направления фундаментальных исследований: физики твёрдого тела, элементарных частиц, а также физика с астрономией, физика с биологией и много ещё впереди. Как тут не сделать вывод, что квантовая механика радикально изменила физическое мышление.

Разработка направлений

Разработками фундаментальных исследовательских направлений история науки чрезвычайно богата. Это и классическая механика, раскрывающая основные свойства и закономерности движения макротел, и термодинамика с её исходными законами тепловых процессов, и электродинамика с электромагнитными процессами, о квантовой механике уже было несколько слов сказано, а сколько надо было бы рассказать о генетике! И это далеко не оконченный длинный ряд новых направлений фундаментальных исследований.

Самое интересное то, что практически каждая новая приводила к мощному всплеску разнообразных прикладных исследований, и области познания были охвачены практически все. Как только та же классическая механика, например, приобрела свои основы, её интенсивно начали применять в исследованиях самых разных систем и объектов. Отсюда возникли механика непрерывных сред, механика твёрдого тела, гидромеханика и множество других направлений. Или взять новое направление - организмику, разработкой которой занимается специальная академия фундаментальных исследований.

Конвергенция

Аналитики утвержают, что академические и промышленные исследования последних десятилетий значительно сблизились, и по этой причине увеличилась доля фундаментальных разработок в частных университетах и предпринимательских структурах. Технологический порядок знания сливается с академическим, поскольку последний связан с созданием и переработкой, теорией и производством знания, без чего невозможны ни поиск, ни упорядочение, ни использование уже имеющихся знаний в прикладных целях.

Каждая наука с её фундаментальными исследованиями оказывает самое существенное воздействие на мировоззрение современного общества, изменяя даже основные понятия философского мышления. Наука сегодня должна иметь ориентиры в будущем, как можно более дальнем. Прогнозы, конечно, не могут быть жёсткими, но сценарии развития разрабатываться должны обязательно. Один из них обязательно реализуется. Здесь главное - потенциальные последствия просчитать. Вспомним создателей атомной бомбы. В исследованиях всего самого неизвестного, самого сложного, самого интересного прогресс неминуемо движется вперёд. Важно правильно определить цель.

В настоящее время каждая организация сталкивается с проблемой развития или совершенствованием системы управления. Существует множество способов и методов совершенствования управления, наиболее известными считаются - эмпирический подход, прагматический и научный.

Однако наиболее эффективным подходом является научный, включающий в себя исследование объективных тенденций развития, анализ факторов и причин возникновения проблем, предугадывание последствий, распознавание сигналов изменения внешней и внутренней среды организации (успехов, кризиса и т.п.). Все научные исследования разделяют на виды:

  • 1. Фундаментальные исследования - расширение теоретических знаний, приобретение последних данных.
  • 2. Поисковые исследования - увеличение объема знаний, поиск путей использования новых явлений и закономерностей.
  • 3. Прикладные исследования - решение конкретных научных проблем для создания новых товаров и услуг.

Фундаментальные и поисковые исследования, как правило, не входят в комплекс работ по созданию и освоению новых товаров и услуг, а захватывают данные процессы только прикладные научные исследования.

Прикладные научные исследования -- исследования, которые сосредоточены на получение совершенно новых знаний с целью практического применения и решения определенных коммерческих задач для разработки технических нововведений.

Актуальность рассмотрения прикладных исследований заключается в степени расхождения между спросом и предложением на научные идеи и практические рекомендации, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Основной целью прикладных наук является использование фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

Конечным результатом этих изучений являются рекомендации по созданию технических нововведений.

Прикладные исследования в различных сферах науки обладают рядом общих характеристик.

Во-первых, прикладное исследование формируется непосредственно по заказу. Следовательно, в структуре отношений между наукой и практикой зарождается ситуация "заказчик" - "исполнитель". Эти отношения требует особого регламентирования, поэтому при осуществлении прикладного исследовании, разрабатываемого по заказу, действуют некоторые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик, и исполнитель владеют определенными правами и обязанностями.

Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть смешение сферы общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки). Поэтому встает проблема изложения результатов в той форме, которая не только доступна для заказчика, но и для широкого круга лиц. Несмотря на банальность этого утверждения, это оказывается сложнейшей проблемой нашего времени, т.к. разрыв между профессиональным и обыденным языками достигает порой существенной степени. Вопрос перевода терминов науки на язык практики не всегда решается легко: в каждом определенной ситуации приходится намеренно анализировать меру допустимости употребления специальной терминологии, а с другой стороны, меру допустимости ее упрощения.

В-третьих, ПИ использует специфический вид гипотез, чаще гипотеза выражается на основе практических взглядов. Эти практические взгляды представляются рядом возможных решений, и один из вариантов решения анализируется и проверяется в исследовании. Поэтому можно сделать важный вывод, что нормой всякого научного исследования является соответствие уровня принятого обобщения проверяемой гипотезе (подтверждение или отвержение гипотезы). Итог исследования должен заключать в себе точный ответ на поставленный вопрос. Здесь естественной целью является проверка выдвинутой практикой гипотезы.

В-четвертых, в данных исследовании имеется потребность не просто четко формулировать рекомендации, но и указать курс, сроки и этапы внедрения в практику. В фундаментальном исследовании строгость в данном вопросе совсем не обязательна, хотя весьма желательна. Прикладные исследования, которые не включают в себя такого плана реализации, порождает неудовлетворенность заказчика.

В-пятых, совершенно другие критерии эффективности. Если в фундаментальных исследованиях показателями их эффективности могут стать ссылки в научных журналах, присуждение автору ученой степени, то в прикладном исследовании таким критерием является только решение конкретной задачи или проблемы, которую устанавливает заказчик.

В-шестых, различаются роли "практика" и "теоретика". Из-за расхождения значимости в областях науки между учеными часто возникают конфликты, созданные на взаимном презрении "теоретиков" и "практиков". Теоретик проецирует и перенимает сведения о каком-либо процессе, практик же добивается реального усовершенствования в осуществлении этого процесса, т.к. цель задана заказчиком, поэтому и работа выше оценивается и оплачивается.

Согласно ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 а. №127-ФЗ) к разработкам можно отнести:

  • - конструкторские работы;
  • - проектные работы;
  • - технологические работы.

Процесс выполнения любого прикладного исследования (ПИ) от возникновения идеи до получения готового продукта включает в себя ряд этапов, которые являются типовыми, независимо от исследуемой проблемы и ее содержания.

Основные этапы ПИ:

5. Отчет о проделанной работе.

Главными задачами инновационного менеджмента в сфере ПИ является удовлетворение потребностей общества и повышение социально- экономическое развитие страны.

ПИ требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его моральной и социальной ответственности.

Финансирование прикладных НИР ведётся, как из государственного бюджета, так и за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, АО, коммерческих фондов и венчурных фирм.

Подводя итог, следует отметить, что прикладные исследования играют важную роль в создании инновации, т.к. они в полной мере удовлетворяют потребности общества и повышают социально-экономические аспекты страны. исследовательский инновация конкурентоспособность

Существует вероятность получения как положительных, так и отрицательных результатов прикладных исследований. На данные исследования приходится около 80% всех исследований и вложений. Поэтому у инвесторов, несомненно, возрастает риск потерь денежных средств на инвестирование научных исследований и разработок.

Зарожденная идея проходит множество этапов до ее практического применения. Важнейшей задачей предприятий в настоящее время является сокращение цикла «фундаментальные исследования -- прикладные исследования -- разработка -- внедрение». Необходимо проанализировать потребности рынка, определить потенциал предприятия по разработке и производству нового продукта.

Cтраница 1


Результаты прикладных исследований более предсказуемы по сравнению с фундаментальными, но также сопряжены с большой неопределенностью результата, и велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата.  

Если результаты прикладных исследований могут стать секретом фирмы, то результаты фундаментальных исследований являются достоянием всего человечества, предметом широкого международного интеллектуального обмена.  

Опытно-конструкторские работы (ОКР) используют результаты прикладных исследований.  

В монографии с единых позиций излагаются результаты теоретических и прикладных исследований по построению быстрых алгоритмов и доказательству их отсутствия. Рассмотрены задачи перебора, упорядочения массивов данных, умножения чисел, умножения матриц; обсуждаются алгоритмы на графах. Многие результаты ранее были рассеяны в труднодоступных источниках и в монографическом виде публикуются впервые.  

Опытно-конструкторские разработки предполагают конкретное конструктивно-технологическое воплощение результатов прикладных исследований, отработку и внедрение их в производство.  

Таким образом, разработка технологий коммуникации в PR-программах ориентируется на широкое применение теоретических моделей и использование результатов прикладных исследований, без которых планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью, становятся неадекватными.  

Принципы Школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в ее регионах. Политическая деятельность в школе запрещена.  

Исследования имеют практическую направленность и осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы), так и за счетзаказчиковданных разработок. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем и сопряжен с большей долей неопределенности, именно с этого этапа инновационного процесса возникает возможность риска потери вложенных средств.  

В связи с острой потребностью в таких знаниях и прямой практической направленностью результатов прикладных исследований их широко организуют и финансируют производственно-хозяйственные организации - от министерств и ведомств до производственных объединений и предприятий, обладающих соответствующими ресурсами.  

Неизменно значительное внимание уделяется профессором Е.А. Кантором поискам областей практического применения полученных научных результатов и синтезированных соединений. Под его руководством разработан целый ряд перспективных ингибиторов коррозии, флотореагентов, реагентов для удаления смолисто-асфаль-теновых отложений, пластификаторов и светостабилизаторов полимеров, а также биологически активных соединений: бактерицидов, фунгицидов, регуляторов роста растений и противовирусных препаратов. По результатам проведенных прикладных исследований Е.А. Кантором получено более 100 авторских свидетельств и патентов, несколько медалей и дипломов ВДНХ.  

Если в период становления экспериментальной науки предварительная схематизация объектных структур была довольно длительным и трудным процессом формирования простых абстракций, то в настоящее время всякие вновь создаваемые технические структуры незамедлительно вовлекаются в сферу прикладных исследований. Поскольку прикладные исследования опираются на теории естественных наук, разрабатывая их на уровне частнотеоретических и эмпирических схем, то результаты прикладных исследований легко усваиваются естествознанием и включаются в него. В тех же случаях, когда исследуемые структуры не удается описать на основе тех или иных естественнонаучных теорий, задача исследования передается в сферу естественных (фундаментальных) наук. Это возможно благодаря тесному контакту прикладных исследований с естественными науками.  

Семинар имеет межотраслевой характер и объединяет специалистов в области надежности различных отраслей энергетики. Объектами исследования проблем надежности являются энергетический комплекс (ЭК) в целом, а также специализированные системы энергетики (СЭ): электроэнергетические, газоснабжения, нефтеснаб-жения, теплоснабжения и водоснабжения. Основными задачами семинара являются: обсуждение постановок задач и направлений исследований в области надежности СЭ и ЭК; сопоставление уровня исследований в этой области в государствах бывшего СССР и за рубежом; анализ и оценка результатов наиболее важных научных и прикладных исследований, выполняемых по данной проблеме; формирование общих точек зрения по рассматриваемым вопросам и на этой основе подготовка и издание взаимосогласованных материалов методического характера. Основное внимание в работе семинара обращается на методические аспекты исследований, имеющих межотраслевое значение и опирающихся на наличие общих свойств различных СЭ.  

Изложены экспериментальные и теоретические методы исследования системы самолет - летчик. Рассмотрены характеристики действий летчика, закономерности его поведения при непрерывном пилотировании, методическое и техническое обеспечение экспериментальных исследований на пилотажных стендах. Приведены основные подходы к математическому моделированию действий летчика и получены модели их характеристик. Рассмотрены проблемы формирования требований к показателям управляемости самолета и параметрам его систем, обеспечивающим высокое качество системы самолет - летчик. Представлены результаты прикладных исследований.  

Страницы:      1


Познакомившись с основными эмпирическими методами, используемых для ис следования неполитических явлений и процессов, необходимо обратиться к ос новным правилам и процедурам подготовки прикладных исследований. Успех и результаты исследований наполовину зависят от того, как они подготовлены. Про цесс подготовки исследования включает в себя соответствующую разработку про граммы и плана.
Под программой исследования понимается изложение и обоснование теорети ко-методологических основ планируемой работы и методов ее организации. Про грамма, как правило, состоит из двух частей: методологической и процедурной. Методологический раздел включает в себя формулировку проблемы исследова ния, определение объекта, предмета и цели исследования, выбор переменных, интерпретацию и операционализацию основных понятий, разработку рабочих гипотез. Методический раздел состоит из стратегического плана исследований, определения обследуемой совокупности, методики сбора и анализа информации. Рассмотрим более подробно содержание основных разделов программы.
Проблема и предмет исследования. Для проведения прикладных исследова ний необходимо осознание противоречивой ситуации, которая затрагивает интере сы людей, но мало изучена. Такая ситуация называется проблемной, а ее интерпре тация исследователем - научной проблемой. В зависимости от характера различа ют гносеологические и предметные проблемы. Первые из них связаны с недостат ком знаний о социальных и политических явлениях или процессах, вторые - вызваны противоречиями или конфликтами между различными социальными группами, институтами, организациями, структурными элементами и т. п. Объек том исследования выступает носитель проблемной ситуации, который подлежит исследованию. Предметом исследования являются определенные свойства, сторо ны, характерные черты объекта исследования.
Таким образом, научная проблема формируется как бы на перекрестке реаль ной проблемной ситуации и ее вйдения исследователем, так как первоначально выделяемые свойства, стороны и черты объекта в решающей мере зависят от его воображения.
Определив проблему и предмет своего исследования, политолог должен ре шить вопрос о целях проводимой им работы, т. е. какой результат, теоретико-по знавательный или практически-прикладной, он стремится получить.
Одна из наиболее серьезных задач, стоящих перед ученым на этапе подготовки исследования, заключается в выделении концептуальных переменных, которые впоследствии будут превращены в операциональные определения. Под перемен ными понимаются варьируемые факторные характеристики объекта исследова ния. В том случае, если эти характеристики рассматриваются как причины каких- либо явлений или изменений, можно утверждать, что политолог имеет дело с не зависимыми переменными. Если же характеристики и признаки изменяющегося объекта являются следствием, обусловленным внешними причинами, тогда он имеет дело с зависимыми переменными. Переменные выделяются в том случае,
если исследователь не просто ориентирован на констатацию тех или иных соци альных явлений, простое накопление информации, а стремится к созданию мно гомерной модели, выделению и объяснению устойчивых взаимосвязей различных характеристик. Так, например, политолог может быть нацелен на обнаружение взаимосвязи уровня экономического развития и типа политического режима.
Переменные должны соотноситься с рассматриваемыми случаями (единица ми). Возможно несколько вариантов сочетания переменных и единиц исследова ния и соответственно типов исследования (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Соотношение переменных и единиц исследования Переменные Единицы Много Мало Много Практически не бывает Case studies
Монографические обследования Мало Переписи, референдумы, кросс- наииональные исследования Практически не бывает Источник: БатыгинГ. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995. С. 71. В процессе исследования ученый не может обойтись без понятий, использо вание которых предполагает их интерпретацию и операциональное определение. Под интерпретацией понятия понимается выявление его смыслового значения. Определить понятие в конкретных терминах - значит найти эмпирические при знаки, проясняющие его значение. Одни понятия, такие как «политический лидер», «государство» или «партия», интерпретируются относительно легко, другие, как, например, «политическая культура», «политический режим», «политическое про странство», - значительно сложнее. Операциональное определение понятия за ключается в уточнении конкретизирующих понятий и их соотнесении с эмпири чески проверяемыми данными.
Как уже говорилось раньше, в методическом разделе программы содержится план исследования. В зависимости от целей и задач исследования могут формули роваться различные виды планов. Целью разведывательного, или формулятивно- го, плана выступает постановка проблем и выдвижение рабочих гипотез. Он со ставляется в том случае, если объект исследования плохо изучен и о нем мало сведений. Как правило, обязательными пунктами такого плана являются знаком ство с научной литературой по данной или смежной проблематике, консультации экспертов в этой области, поиск дополнительных источников данных.
Описательный план ставит своей целью детальную разработку качественных и количественных методов, с помощью которых могут быть установлены характе ристики и параметры объекта. В планы этого типа включаются определенные ги потезы, а также мероприятия по сбору первичной информации (например, опро сы общественного мнения по тому или иному вопросу).
Аналитико-экспериментальный план служит цели определения связей в соци альных объектах и характера зависимости между различными социальными объ-
2.5. Обобщение результатов исследования 41
ектами. Применение этого типа плана основывается на тщательно выверенных гипотезах-основаниях.
Организационный план имеет общий характер и имеет своей целью подробное описание процедуры исследования. Он включает в себя разработку инструмента рия исследования, формирование групп для сбора первичной информации, опре деление места и времени проведения исследования, выборочной совокупности, мероприятия по технической подготовке исследования (размножение анкет, блан ков интервью, информирование респондентов о целях и задачах обследования), корректировку гипотез и методик после проведения первичного исследования, подготовку программного обеспечения для обработки первичной информации, мероприятия по компьютерной обработке результатов исследования, обобщение и анализ полученных данных.