Перевозка опасных грузов: основные правила. Особенности перевозок опасных грузов Режим движения автотранспорта с опасным грузом определяется

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом обязательны для исполнения всеми людьми, неважно, работают они в больших промышленных компаниях или ведут свое дело как индивидуальные предприниматели. Правила равно касаются перевозок транспортом рк как по государственным дорогам, так и по принадлежащим частным владельцам как по городским районам и улочкам, так и по сельской земле. Опасный груз представляет угрозу вне зависимости от того, какая их машина везет, поэтому правила касаются всех автомобилей.

Перевозка опасных грузов строго регулируется законодательством

В любых правилах есть и исключения: они не распространяются на автомобили, перевозящие опасные вещества по территории их производителей и потребителей, а также на машины, принадлежащие военным и органам внутренних дел. Однако знание правил перемещения веществ, готовых взорваться или загореться при малейшем нарушении норм, будет нелишним даже для тех, кто подпадает под исключения.

Что такое опасные грузы

Опасные грузы - это все товары будь то вещества, газы или твердые материалы, которые несут потенциальную опасность при перевозке для людей, их имущества и для окружающей среды. Перечень веществ группируют по классам опасности, коих насчитывается девять. Требования безопасности включают маркировку грузов специальными опознавательными знаками, благодаря которым автомобилисты могут издалека узнать насколько опасные вещества везет автомобиль.

Взрывчатые материалы

Первый класс опасности объединяет материалы и вещества, которые могут загореться или взорваться, а также различные устройства вызывающие взрывы. Примеры таких материалов – тротил и нитроглицерин. Класс имеет шесть подклассов: самые опасные для людей и окружающей среды, подклассы от 1.1 до 1.3. Вещества, причисляемые к подклассам от 1.4 до 1.6 менее склонны взрываться «на ровном месте», но все еще опасны - порядок обращения со взрывчатыми материалами не должен нарушаться во время поездки неважно к какому подклассу принадлежит изделие. Все материалы первого класса требуют особой осторожности в обращении: взрыв или пожар способны спровоцировать искры, повышение температуры или неаккуратная транспортировка.

  1. Вещества этого подкласса способны взорваться массой.
  2. Материалы опасны, разбрасыванием, но не взрываются массой.
  3. Изделия пожароопасны, могут взорваться и им также свойственна опасность разбрасывания. Взрыва массой можно не опасаться;
  4. Вещества представляют небольшую опасность взрыва, чаще всего эффекты от него проявляются только внутри упаковки.
  5. Материалы подкласса могут взорваться массой, но из-за малой чувствительности риск такого исхода крайне низок.
  6. Изделия малочувствительны и не взрываются массой, одни из самых «безопасных» для перевозки грузов первого класса.

Класс опасности грузов 1,4-1,6 не взрывается беспричинно

Газы

Второй класс опасных грузов группирует газы – иначе говоря, вещества, являющиеся газообразными в нормальном состоянии. В класс входят газы сжатые, сжиженные или хранящиеся под давлением, а также чистые или смешанные с другими газами. Автомобильным транспортом РК перевозят газы с различным воздействием от удушливых до ядовитых, от воспламеняющихся до едких. В зависимости от дополнительных свойств, газообразный груз относят к одной из девяти групп.

Легковоспламеняющиеся вещества

Под таким названием понимают различные жидкости и их смеси обладающие свойством воспламеняться от малейшей искры. Сюда относится бензин. Жидкость относят к одной из групп, смотря, какую опасность она представляет. Некоторые грузы ядовиты, или могут перейти в состояние газа либо обладают коррозийными эффектами.

Воспламеняющиеся твердые вещества

Их особенность в том, что они легко загораются – достаточно искры, трения, попадания влаги или повышения температуры. Воспламеняющимися твердыми веществами можно назвать спички, белый фосфор, цинк. Требования важно соблюдать при обращении с каждым трех подгрупп класса:

  1. Легковоспламеняющиеся материалы, самореактивные вещества или изделия, вымоченные в жидкости. Твердые вещества обычно находятся в порошкообразном виде или в форме гранул либо же в пастообразной. Помимо воспламеняемости, дополнительная опасность идет от продуктов горения. Особо опасны загоревшиеся порошки металлов, так как их труднее потушить – обычные меры вроде воды здесь не дают желаемого эффекта, а только усугубляют положение.
  2. Ко второму подклассу воспламеняющихся твердых веществ относятся, пирофорные вещества и растворы, воспламеняющиеся при встрече с воздухом за считаные минуты. Пирофорные вещества загораются легче прочих материалов четвертого класса грузов, а потому требования безопасности по отношению к ним нужно соблюдать особенно четко. К подклассу 4.2. относят вещества к самонагреванию. В отличие от пирофорных материалов, загорающихся даже в небольших долях, самонагревающиеся изделия возгораются только в больших объемах и не за минуты, а за часы или дни. Самонагреваются вещества от контакта с кислородом.
  3. К этому подклассу причислены вещества, которые производят воспламеняющиеся газы, столкнувшись с жидкостями. Получившиеся смеси взрываются от соприкосновения с искрами, порождая взрывную волну и пожар.

Второй класс опасности грузов воспламеняется при контакте с воздухом

Окисляющие вещества

Изделия поддерживают горение из-за того, что вырабатывают кислород. Вместе с другими веществами или материалами и при определенных условиях могут взорваться.

  1. Вещества подкласса 5.1 благодаря свойству выделять кислород, могут поддерживать очень долгое горение грузов и именно этим они опасны.
  2. Подкласс образуют пероксиды, которые разлагаются при повышении температуры, из-за трения или в результате контакта с кислотами. Разложение становится причиной выделения легковоспламеняющихся газов, причем некоторые виды пероксидов разлагаются со взрывом. Инструкция по правилам обращения с пероксидами велит беречь глаза, так как попадание веществ на органы зрения вредит им также эти вещества разъедают кожу. Пероксиды сгруппировали в семь уровней в зависимости от уровня опасности для окружающих.

Ядовитые вещества

Токсичные или инфекционные вещества, по степени риска разделяющиеся на четыре класса опасности. Четвертая группа – это патогенны вызывающие тяжелые заболевания. Патогены эти легко передаются от одного живого существа, человека или животного, к другому, быстро заражая население. Эффективных способов лечения от таких болезней не существует. Патогены третьей группы также вызывают тяжелые заболевания, но не недуги эти обычно не считаются заразными и против них разработаны действенные методики излечения.

Вторая группа включает патогены, которые меньше всего опасны для людей. Болезни, вызываемые ими, сравнительно легко лечатся, существуют профилактические меры против недугов.

Класс ядовитых материалов распадается на два подкласса, требования безопасности к перемещению грузов обеих групп очень высокие:

  1. Токсичные. В зависимости от угрозы людям разделяют на три группы: сильно-токсичные, средне и слабо.
  2. Инфекционные – вещества, имеющие в составе патогены-микроорганизмы возбуждающие заболевания у живых существ.

Ядовитые вещества могут быть токсичными или инфекционными

Радиоактивные вещества

Опасно радиоактивное излучение, а разделяется класс на категории согласно опасности. Требования безопасности к перемещению радиоактивных веществ особенно строги из-за ущерба здоровью, которое может нанести лучевое излучение.

Едкие вещества

В восьмой класс также входят коррозийные материалы. Коррозийные вещества воздействуют на кожу и слизистую оболочку, наносят ущерб грузам если была повреждена упаковка. Некоторые вещества этого класса превращаются в коррозийные пары из-за воды или влажности воздуха.

Прочие вещества

В последний, девятый класс грузов входят все прочие опасные жидкости, не вошедшие в предыдущие классы. Перемещение всех этих изделий, веществ или материалов опасно, следует четко выполнять порядок работы с ними, как гласит приложенная инструкция.

Опасные грузы, не подпадающие под классификацию, также снабжаются значками опасности и всей необходимой техникой

Организация перевозок

Перевозят грузы в соответствии с правилами РФ. Важно также соблюдать требования безопасности, которые помогают избежать травмоопасных ситуаций. Предварительно придется добыть специальный допуск к перевозкам:

  • Веществ от первого до шестого класса опасности.
  • Для материалов в цистернах и других съемных сосудах с вместимостью от тысячи литров.
  • Для международных перевозок.

Грузоотправитель получает разрешение на перемещение грузов от органов внутренних дел, перед выдачей допуска МВД проверяет состояние машины.

Порядок подачи документов для получения допуска на перевозки автотранспортом РК:

  • Заявление от грузоотправителя с указыванием названия перевозимого товара и его количество; перечисление лиц сопровождающих и перевозящих опасные материалы; должен быть отмечен маршрут перевозки.
  • Путь перевозки, выработанный организацией, предоставляющей автотранспорт рк, и согласованный со всеми необходимыми инстанциями и грузоотправителем. В верхней части бланка оставляют запись о разрешении на транспортировку груза;
  • Документ о допуске водителя автотранспорта РК и самой машины к перевозке опасных грузов.

Разрешение перевозить груз дается на несколько подобных мероприятий или на партию веществ, перемещаемых по одному и тому же маршруту на 6 месяцев, но не более. Право на перевозку ядерных продуктов выдается Госатомнадзором.

Позволение перевозить особо опасный груз дают только в случае, если его будет сопровождать специально обученный человек, который знает порядок обращения с ним и может эти знания применить на практике. Сопровождающих специалистов и охрану обязан представить заказчик. Если обе функции ложатся на водителя автотранспорта РК, то порядок обращения с грузом и требования безопасности необходимые для соблюдения, водителю разъясняет грузоотправитель.

Человек, отвечающий за груз, выполняет следующие обязанности:

  • Наблюдает за погрузкой и выгрузкой товара в и из транспорта РК. Сопровождает товар на протяжении всей перевозки до конца путешествия.
  • Надзирает за тем, чтобы требования безопасности по обращению с ним были соблюдены и охраняет его. Следит за тем чтобы упаковка была в соответствующем состоянии, не поврежденная.

Аварийная карточка СИО необходима для получения разрешения на перевозку опасных грузов

Установление маршрута

Путь перевозки выбирает и прорабатывает грузоперевозчик. Путь следования транспорта, везущего опасный груз, согласовывается с ГАИ МВД, в особенности если маршрут проходит по дорогам со сложной транспортной ситуацией, при плохой видимости или по горным областям. А также тогда когда опасные вещества перевозит колонна из трех и более грузовиков. Требования безопасности настаивают на том, чтобы маршрут не пролегал через или рядом с:

  • Зонами отдыха и заповедниками, а также разного рода достопримечательностями.
  • Не проходит по территории промышленных объектов.
  • Внутри крупных городов, а в случае если все же проезд по крупному населенному пункту неизбежен, путь пролегал далеко от школ, больниц и культурных центров.
  • Маршрут должен быть проложен с таким расчетом, чтобы на пути находились стоянки для грузовиков и места отдыха для их водителей, а также автозаправки.

План маршрута должен быть представлен МВД за 10 дней до начала мероприятия по перевозке. Работникам МВД нужно предоставить документы с маршрутом перевозки, отпечатанные в трех экземплярах, свидетельство о допуске автомобиля к перевозке. А также если планируется перемещение особо опасного груза, вкупе к перечисленным выше документом нужна инструкция по перевозке, которую передают грузоперевозчикам их заказчики и разрешение на перевоз этого груза.

Если возникает ситуация, при которой маршрут приходится изменить, это изменение также нужно согласовать с МВД – тем отделом, где утверждался первоначальный вариант путешествия. Утвержденный экземпляр маршрута хранится у МВД, в организации грузоперевозчика и у водителя либо у сопровождающего лица.

Транспортные средства рк должны двигаться в соответствии с нормами, установленными МВД на основании выбранного маршрута и правил дорожного движения. Выбранная скорость передвижения должна быть такой, чтобы не подвергать опасности контейнеры со взрывчатыми веществами. При движении колонны автомобилей рк, они должны двигаться так, чтобы расстояние между транспортами составляло 50 метров. При перевозке особо опасных веществ, автомобили сопровождают для охраны машины ГАИ.

Перемещение транспорта с опасными веществами в районе заповедников и рекреационных зон крайне нежелательно

Знаки и прочие меры безопасности

Прежде чем принимать грузы, грузоперевозчики получают паспорт безопасности перевозимого вещества. Если он не был передан заказчиком – сделка сорвалась, товар на машины не загружают и никуда его не везут. По тем же нормам, опасные грузы маркируют знаками, оповещающими об угрозе. Оповещающими таблицами украшают и транспортные средства, причем таблицы должны быть определенного формата и со светоотражающей поверхностью. Порядок маркирования груза зависит от его класса опасности:

  • Взрывчатые вещества. Оранжевого цвета знак с символическим рисунком взрыва.
  • Воспламеняющиеся газы. Красный ромб, на фоне которого изображены черные или белые языки пламени. Нетоксичные и несклонные к воспламенению, газы – на зеленом фоне рисунок баллона.
  • Легковоспламеняющиеся материалы подкласса 4.1 – знак, окрашенный в красно-белую полоску, со стилизованным изображением пламени. Подкласс 4.2. – знак, поделенный на две части: внизу красного цвета, сверху окрашен в белый. На белой половинке нарисовано пламя. Подкласс 4.3 – синий фон и рисунок огня.
  • Окисляющие вещества. Ромб желтого цвета, на котором нарисована окружность, объятая языками пламени;
  • Подкласс 6.1 – токсичные вещества, отмечаются белым знаком с «пиратским» рисунком черепа и перекрещенных костей; инфекционные вещества из подкласса 6.2 предупреждают о себе также белым знаком, но с изображением перекрещенных месяцев на нем.
  • Радиоактивные вещества. Внешний вид ромба зависит от категории, но обязательно должен быть рисунок в виде черного трилистника, а в нижней половине знака большими буквами написано слово «Радиоактивно».
  • Коррозийные вещества – их опознавательный знак выполнен в форме ромба, нижняя часть которого окрашена в черный цвет, а на верхней, белой половине нарисованы пробирки, склоненные к руке или слитку металла.
  • Прочие вещества из девятого класса выделяет знак, верхняя половина которого закрашена вертикальными черными полосами, а нижняя часть оставлена белой.

Новые правила перевозки (с 2012 г.) гласят, что перевозка опасных грузов автомобилями возможна только в соответствии с международным соглашением (ДОЛОГ). Согласно одному из пунктов этого соглашения, транспорт, перевозящий опасные грузы должен быть промаркирован информационной таблицей. Оранжевого цвета таблица должна быть величиной 40×30, со светоотражающей поверхностью. На табличке должны быть начертаны номер опасности и цифры ООН. Качество изготовления табличек должно быть таким, чтобы нарисованные на них цифры смогли вынести огонь и воду. Иногда грузоперевозчики приобретают наклейки или таблицы из дешевых материалов – это неприемлемо.

В случае возникновения нештатной ситуации, водители должны знать как и в какой последовательности действовать, чтобы ликвидировать последствия. А также водителям следует предпринять все меры для собственной защиты, изложенные в аварийной карточке. Главные задачи при появлении нештатных ситуаций: первая помощь попавшим в беду, при необходимости эвакуация людей, нахождение поврежденной емкости и удаление его и вылившегося вещества, оповещение о происходящем организации грузоотправителя.

Знак маркировки коррозийных веществ

Погрузка и разгрузка

Контролирует погрузочные работы представитель грузоотправителя. Вес грузов, загружаемых на машину, не должен превышать меру грузоподъемности. Погрузочные и разгрузочные работы осуществляются людьми, работающими на грузоотправителя, но если это было заранее оговорено, эти мероприятия берет на себя водитель транспорта РК.

При погрузочно-разгрузочных мероприятиях должно царить четкое следование установленным нормам. Требования безопасности запрещают во время этих работ допускать толчки или удары по контейнерам с веществами, а также давление на них или высекание искр. Во время работ двигатель автомобиля заранее выключают, а сам водитель покидает транспортное средство и уходит на безопасное расстояние. Посторонним лицам также запрещено присутствовать при процессе разгрузки или погрузки товара. Иногда машины, используемые в погрузочных работах, требуют включенного двигателя.

Во избежание катастроф, погрузка или выгрузка взрывоопасных товаров не проводится во время грозы. А также все мероприятие проводится на постах, причем единовременно возможна работа, только с одной машиной. Посты должны быть обустроены на расстоянии не менее чем 125 метров от грузовых и производственных строений или жилых домов. Все эти правила разработаны для предотвращения опасных ситуаций: порчи груза и увечий среди рабочих людей и прохожих.

Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения .

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений .

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.

Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.

  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ — разъяснения и комментарии специалистов

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.

С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.

Как получить разрешение на перевозку опасных грузов?

Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:

  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:

  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.

8.11.450. Перевозку топливно - смазочных материалов (бензина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей) следует производить специализированными транспортными средствами или транспортными средствами общего назначения, приспособленными для этих целей.
Техническое состояние транспортных средств, используемых для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, должно отвечать требованиям инструкций заводов - изготовителей, действующим Правилам дорожного движения и инструкции о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
8.11.451. Автомобили, систематически используемые для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть оборудованы выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону радиатора с наклоном выпускного отверстия вниз.
В случае разовых перевозок на автомобилях общего назначения допускается устанавливать на выпускную трубу искрогасительную сетку.
8.11.452. Транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, должно иметь устройство для снятия статического электричества, а спереди и сзади должно быть обозначено системой информации об опасности (СИО).
8.11.453. Водитель, привлекаемый к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, помимо медицинского осмотра, должен пройти специальную подготовку и инструктаж по технике безопасности в установленном на предприятии порядке.
8.11.454. Использовать под перевозку легковоспламеняющихся жидкостей неприспособленный или предназначенный для перевозки людей транспорт, а также перевозить людей на транспорте, предназначенном для перевозки нефтепродуктов, не допускается.
8.11.455. Бочки с легковоспламеняющимися жидкостями, перевозимые в кузовах автомобилей, тракторных тележках, на санях, железнодорожных платформах или другом транспорте, нужно устанавливать пробками вверх, а между бочками и под ними укладывать специальные деревянные прокладки, предохраняющие их от продольного и бокового смещения и ударов друг о друга при транспортировке. Бочки с легковоспламеняющимися жидкостями в летнее время следует защищать от солнечных лучей.
8.11.456. Ручная погрузка бочек допускается путем перекатывания со специальных эстакад при условии, если пол эстакады находится на одном уровне с полом кузова (платформы) транспортного средства, или же с земли по специальным наклонным слегам (накатам). Угол наклона накатов не должен превышать 30 град. При массе бочки более 100 кг бочку по накатам следует перемещать при помощи веревочных канатов.
8.11.457. Погрузочно - разгрузочные работы с использованием наклонных накатов необходимо выполнять не менее чем 2 работниками, которые должны находиться с внешней стороны накатов. Для руководства погрузочно - разгрузочными работами должен назначаться старший.
8.11.458. Емкости, предназначенные для хранения жидкостей, обладающих пожаро- и взрывоопасными свойствами, следует размещать в соответствии с требованиями, утвержденными Госстроем, ГУПО МВД и Госгортехнадзором Российской Федерации.
8.11.459. Заправлять транспортные средства на стационарном пункте (заправочной) следует механизированным (закрытым) способом технически исправными раздаточными колонками и топливораздаточными агрегатами.
Заправлять машины в полевых условиях (на лесосеке, нижнем складе, дороге и т.п.) следует передвижными заправочными средствами.
8.11.460. При ручной заправке автомобилей, тракторов и другого оборудования топливом, горячей водой нужно применять специальные ведра с носиком и крышками или воронки.
8.11.461. При заправке машин и оборудования с высокорасположенными топливными баками, радиаторами следует пользоваться передвижными или стационарными подмостями, эстакадами и другими устройствами и приспособлениями, обеспечивающими удобное и безопасное выполнение работ.
8.11.462. При проведении работ под поднятыми капотом двигателя, крышкой радиатора, кабиной следует пользоваться дополнительными упорами, обеспечивающими надежное удержание капота, крышки, кабины в нужном положении.
8.11.463. Заправка автомобилей, тракторов с тележками, в кузове которых находятся легковоспламеняющиеся жидкости, а также автомобилей (автобусов), в салоне (кузове) которых находятся люди, не допускается.
8.11.464. Емкости, шланги, трубопроводы, раздаточные пистолеты и наконечники стационарных и передвижных заправочных устройств и агрегатов должны быть заземлены.
8.11.465. Во время грозы и при ее приближении все сливоналивные операции со светлыми нефтепродуктами, а также заправка машин должны быть запрещены.
8.11.466. При хранении, перевозке и применении этилированного бензина необходимо соблюдать "Инструкцию о мерах безопасности при хранении, перевозке и применении этилированного бензина" (см. Приложение 14).
8.11.467. При хранении, перевозке и расходовании антифриза должен быть установлен порядок, исключающий возможность использования его не по назначению. Допускать к работе работников, связанных с применением антифриза и не ознакомленных с правилами его применения, не разрешается. Правила применения антифриза должны объявляться персоналу под расписку.
8.11.468. Антифриз следует перевозить и хранить в исправных металлических бидонах с герметическими крышками и бочках с завинчивающимися пробками, приспособленными для опломбирования.
Перед наливом антифриза тара должна быть предварительно тщательно очищена от твердых осадков, налетов и ржавчины, промыта щелочным раствором и пропарена. В таре не должно быть остатков нефтепродуктов. Заливать антифриз в тару следует на 5 - 8 см ниже пробки (крышки).
8.11.469. На таре, в которой хранят (перевозят) антифриз, и на порожней таре из-под него должна быть несмываемая надпись крупными буквами: "ЯД", а также символ для ядовитых веществ.
8.11.470. Тару с антифризом следует хранить в сухом, неотапливаемом помещении. Во время перевозки и хранения все сливные, наливные и воздушные отверстия как в заполненной, так и в порожней таре должны быть опломбированы.
8.11.471. После каждой операции с антифризом (получения, выдачи, заправки и т.п.) следует тщательно мыть руки водой с мылом.

(ОГ) всегда востребована в силу множества фактов. Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота. Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

  1. Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
  2. Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.
  3. Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
  4. Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
  5. Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.
  6. Яды и химикаты инфекционного воздействия.
  7. Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
  8. Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
  9. Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.

На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:

  • особенностями тароупаковки;
  • нормами веса ОГ;
  • правилами складирования и отгрузки;
  • регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
  • возможностью сочетать разнородные ОГ;
  • ограничениями в приемах отправки;
  • особенностями заполнения транзитных документов.

Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота. Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking». За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти). Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см. Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Транзит ОГ по ЖД выполняется по «Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам» (протокол № 15 от 05.04.96 с изменениями на 19.05.2016 года). Последние на сегодняшний день изменения и дополнения, предполагающие более строгое отношение к перевозке ОГ, были введены 01.01.2017 года. Дополнения коснулись требований к перевозке жидких грузов в цистернах и вагонах-бункерах и к заполнению характеристик транспортируемых субстанций и изделий (аварийных карточек). Общие требования распространяются на всех участников процесса: грузоотправителей, работников ЖД, экспедиторов и так далее.

Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.

Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.

По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:

  • наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
  • для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
  • к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
  • у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
  • действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
  • для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.

СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:

  • наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
  • строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
  • после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
  • наличие запасной тары;
  • скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
  • к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Нормативная база документации для осуществления транспортировки ОГ автомобильный техникой регламентируется Постановлением Правительства № 272 от 14.04.2011, разработанным в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), дата первой публикации – 29.01.1968 г. После активных изменений последних лет – 2011, 2013 и 2015 – сегодня действует ДОРОГ 2017 г.

Некоторые особенности перевозки ОГ определяются ФЗ №195 Кодекса РФ об административных нарушениях, и федеральные законы «О наркотических и психотропных веществах», « », « », « », некоторые Решения Таможенного союза ( и № ) и Приказы Минтранса РФ различных лет выпуска в редакциях последних лет. Последний из новых Приказов данной тематики – . Список ОГ регламентируется ГОСТами 19433-88 и 26319-84.

В числе общих условий и правил, автодорожная перевозка опасных грузов в РФ требует соблюдения примерно таких же мер, как и при транспортировке по железнодорожной магистрали: аварийные карточки, опись, маркировка, специальные информационные таблички и карты. Оснастка спецтранспорта должна соответствовать требованиям:

  • наличие противооткатных упоров (хотя бы одного;
  • два предупреждающих знака (на отдельных опорах) с подсветкой;
  • специальная форма одежды для экипажа.

ДОПОГ устанавливает правила перевозки в отношении оснащения техники

  1. Автомобиль должен быть оснащен износостойкой тормозной системой с аналогом на случай аварии.
  2. Если масса транспортного средства превышает 16 тонн, обязательна антиблокировочная тормозная система.
  3. Должна быть предусмотрена система ограничителей электроцепей, включая возможность отключения аккумулятора из водительской кабины.
  4. Наличие не более, чем одного, прицепа, при условии оборудования специальным бампером, расстояние до крепления которого от цистерны – 1 дециметр.

Изменения 2017 года затрагивает многие из аспектов «Приложений» А и В, а именно:

  • увеличение числа стран-участниц;
  • условия транспортировки горючего в бензобаках и баллонах автомобилей и закрепленных спецконтейнерах, причем, наконец-то четко обозначены нормативы вместительности;
  • номенклатура ОГ увеличилась до 3534 (номера ООН), объединение «полимеризующиеся вещества» вошла в классификацию по пункту 4.1;
  • теперь разрешается применение мягких контейнеров (со специальными оговорками);
  • изменения коснулись формата необходимых для транспортировки документов (например, использование директив ДОПОГ 2013 и 2015 не действительно с 01.07.2017;
  • введены новая символика «Опасность» и для маркировки тар с литиевыми элементами питания;
  • разрешено передвижение через тоннели всех категорий сложности;
  • введены изменения в процесс приема экзаменов;
  • исключены из пользования цистерны для пероксида водорода и его растворов с водой;;
  • полностью изменена глава IX, ч.2;
  • поменялись требования к транспортировке литиевых батарей;
  • водителям с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания или их техника на литиевых батареях, стоит внимательно прочитать нововведения.

Не соблюдение правил транспортировки ОГ автотранспортными средствами грозит административными санкциями. Штраф для физического лица – от 2 до 5 тыс. рублей + лишение прав (4-6 месяцев). Штраф для должностных лиц – 15-20 тыс. рублей. Наибольшая сумма штрафа у юридических лиц, которые пострадают на 400-500 тыс. рублей.

Ответственные за нарушение правил при транспортировке по ЖД или морем наказываются в соответствии с требованиями их документальной базы.


6.3. Легковоспламеняющиеся жидкости

6.3.1. Легковоспламеняющимися жидкостями считаются жидкости, давление паров которых при температуре +50 град. С составляет не более 300 кПа (3 бара), а температура вспышки - не более 100 град. С.
6.3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости из числа перекисляющихся (эфиры и некоторые гетероциклические кислородные вещества) допускаются к перевозке в том случае, если содержание перекиси в них не превышает 0,3%.
6.3.3. Аптекарские, москальные, парфюмерные товары и другие смеси, содержащие горючие вещества, относятся к опасным грузам в случае, если температура вспышки этих смесей ниже 100 град. С.

6.4. Легковоспламеняющиеся вещества

6.4.1. Вещества, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспламеняющиеся газы, должны перевозиться в герметичной таре на транспортном средстве с закрытым кузовом. В товарно - транспортной накладной на перевозку легковоспламеняющегося вещества обязательно делается пометка «Загорается от воды».
6.4.2. Легковоспламеняющиеся вещества в зависимости от вида упаковываются: натрий металлический и другие щелочные металлы упаковываются в герметично закупоренные железные банки, заполненные маловязким минеральным маслом или керосином, весом до 10 кг и в железные бочки весом до 100 кг; белый и желтый фосфор перевозится в воде в металлических запаянных банках, которые упаковываются в деревянные ящики; красный фосфор упаковывается герметически в металлические банки типа 1 или 3 - ГОСТ 5044-79 «Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов. Технические условия» (Стандарт СЭВ 3697 - 82). Вес банок не более 16 кг. Герметичность банок достигается применением прокладочных материалов. Снаружи банки покрывают антикоррозионным покрытием; банки для перевозки упаковываются в деревянные ящики или фанерные барабаны. Общий вес одного грузового места допускается не более 95 кг; кинолента, рентгеновская пленка и другие аналогичные грузы перевозятся в металлических коробках, уложенных в металлические ящики, общий вес упаковки до 50 кг; карбид кальция и другие аналогичные грузы упаковываются в железные барабаны. Вес упаковки должен быть не более 100 кг; аммониевый нитрат, никриновая кислота, мочевина азотнокислая, тринитробензол, тринитробензойная кислота или тринитротолуол, влажные с содержанием воды не менее 10% или пикромат циркория, влажный с содержанием не менее 20% воды, перевозятся в стеклянной таре. Вес груза в одной упаковке должен быть не более 1 кг. Для перевозки стеклянные емкости упаковываются в деревянные ящики.
6.4.3. Сера и нафталин в расплавленном состоянии могут перевозиться в автомобилях - цистернах.
6.4.4. Цистерны, применяемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, должны изготавливаться из листовой стали толщиной не менее 6 мм или алюминиевых сплавов, обладающих такой же механической прочностью, и иметь: термоизоляцию для поддержания температуры внутри цистерны у стенок не менее 70 град. C; клапан, открывающийся внутрь или наружу под давлением от 0,2 до 0,3 кг/кв. см. Клапаны на цистерне, используемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, могут не быть, если цистерна рассчитана на рабочее давление в 2 кг/кв. см.

6.5. Окисляющие вещества и органические перекиси

6.5.1. Окисляющие вещества и органические перекиси могут перевозиться в стандартной заводской упаковке.
6.5.2. При погрузке - разгрузке и перевозке окисляющих веществ и органических перекисей во избежание самовозгорания, пожара или взрыва необходимо избегать их засорения или смешивания с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими веществами.
6.5.3. При погрузке, разгрузке и перевозке легко разлагающихся перекисей должен обеспечиваться следующий температурный режим: технические чистые перекиси диоктаноила и дикаприлила - не выше +10 град. C; перекись ацетил-циклогексансульфонила - -10 град. C; пероксидикарбонта диизопропила - +20 град. C; перпивалт третбутила - -10 град. C; с флегматизатором - +2 град. C; с растворителем - -5 град. C; перекись 3,5; 5-триметилгенсаноила в растворе с замедлителем (20%) - 0 град. C; технически чистая перекись бис-деканойна - +20 град. C; технически чистая перекись диперларгонила - 0 град. C; технически чистый пер-2-этилгенсаноат бутила - +20 град. C; пероксидикарбонат бис-этила-2-генсила с замедлителем или растворителем (55%) - 10 град. C; перизонитрат третичного бутила с растворителем (25%) - +10 град. C;
6.5.4. Автомобили - фургоны с изотермическим кузовом, используемые для перевозок органических перекисей, должны отвечать следующим требованиям: обеспечивать температурный режим в соответствии с пунктом 6.5.3, независимо от температуры окружающей среды; предохранять кабину водителя от проникновения в нее паров перевозимых перекисей; обеспечивать контроль за температурным состоянием перевозимых грузов из кабины водителя; иметь соответствующую вентиляцию, не вызывающую нарушение заданного температурного режима; применяемые охлаждающие вещества должны быть невоспламеняемыми. Не допускается использовать для охлаждения жидкий кислород или воздух. При использовании автомобилей (прицепов) - рефрижераторов для перевозки органических перекисей их холодильная установка должна работать независимо от работы двигателя автомобиля.
6.5.5. При перевозках легко разлагающихся перекисей на короткие расстояния разрешается применение специальных предохранительных упаковок с холодильными реагентами, обеспечивающими поддержание необходимого температурного режима в течение всего времени, затрачиваемого на перевозку и выполнение погрузочно - разгрузочных операций. 6.5.6. Перед загрузкой окисляющих веществ и органических перекисей кузова транспортных средств должны быть тщательно очищены от пыли и остатков ранее перевозимых в них грузов.

6.6. Ядовитые и инфекционные вещества

6.6.1. Ядовитые вещества принимаются к перевозке на автомобильном транспорте в заводской упаковке.
6.6.2. Перевозка особо опасных ядовитых и инфекционных веществ производится с вооруженной охраной. Допускается наличие невооруженной охраны только при внутригородских перевозках.
6.6.3. Перевозка синильной кислоты в летнее время (апрель - октябрь) производится с соблюдением мер защиты грузовых мест от воздействия солнечных лучей. При покрытии грузовых мест брезентом он должен располагаться на высоте не менее чем 20 см над перевозимым грузом.
6.6.4. Погрузочно - разгрузочные работы с ядовитыми веществами производятся с обеспечением надежной охраны, исключающей допуск в пункт погрузки (разгрузки) посторонних лиц. 6.6.5. Перевозка инфекционных веществ, перечисленных в Приложении 7,1, производится с соблюдением следующих требований: наличие вентиляции закрытых кузовов; предварительная обработка кузова транспортного средства дезинфицирующими растворами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи. В зимнее время допускается перевозка инфекционных веществ в открытых кузовах.

6.7. Радиоактивные вещества

6.7.1. Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в соответствии требованиям настоящих Правил и Правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ - 94) и ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в случае международных перевозок - Правил МАГАТЭ.
6.7.2. Номенклатура радиоактивных веществ устанавливается Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94)).

6.8. Едкие и коррозионные вещества

6.8.1. При перевозках свинцового шлака, содержащего серную кислоту, кузов транспортного средства изнутри должен покрываться слоем картона, пропитанного парафином или дегтем, а при перевозке указанного груза под брезентом не допускается его непосредственное соприкосновение с грузом.
6.8.2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки едких и коррозионных веществ, должны быть очищены от горючих остатков (солома, сено, бумага и т. п.).
6.8.3. При производстве погрузочно - разгрузочных работ с кислотами для защиты обслуживающего персонала применяются следующие средства: противокислотный фартук; суконный костюм; резиновые перчатки; очки или маска. Работать с кислотами в одежде из хлопчатобумажной ткани без ее кислостойкой пропитки запрещается.
6.8.4. При производстве погрузочно - разгрузочных работ с щелочами используются те же защитные средства, что и при работе с кислотой, и костюм с кислостойкой пропиткой.

6.9. Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании

6.9.1. К веществам с относительно низкой опасностью при транспортировании относятся: горючие вещества и материалы (эфиры, нефтепродукты, сера коллоидная, динитроортокрезолат аммония, жмых, рыбная мука, смолы, стружка древесная, хлопок); вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях (окислители, известь негашеная, сульфиды натрия и калия, соли аммония); слабоядовитые вещества (пестициды, изоцианиты, красители, масла технические, соединения меди, карбоната аммония, семена и плоды ядовитые, анодная масса); аэрозоли.
6.9.2. Вещества, перечисленные в пункте 6.9.1, перевозятся в соответствии общим требованиям настоящих Правил без применения системы информации об опасности.

7. Приложения

Приложение 7,1
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ХАРАКТЕРУ И СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ
Класс 1 - взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества, и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта; подкласс 1,1 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз; подкласс 1,2 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой; подкласс 1,3 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него; подкласс 1,4 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок; подкласс 1,5 - взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны; подкласс 1,6 - изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования. Примечание. Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества.
Класс 2 - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий: абсолютное давление паров при температуре 50 град. C равно или выше 3 кгс/кв. см (300 кПа); критическая температура ниже 50 град. C. По физическому состоянию газы делятся на: сжатые, критическая температура которых ниже -10 град. C; сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10 град. C, но ниже 70 град. C; сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 град. C; растворенные под давлением; сжиженные переохлаждением; аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний; подкласс 2,1 - невоспламеняющиеся газы; подкласс 2,2 - невоспламеняющиеся ядовитые газы; подкласс 2,3 - легковоспламеняющиеся газы; подкласс 2,4 - легковоспламеняющиеся ядовитые газы; подкласс 2,5 - химически неустойчивые; подкласс 2,6 - химически неустойчивые ядовитые.
Класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже; подкласс 3,1 - легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18 град. С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости; подкласс 3,2 - легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 23 град. C; подкласс 3,3 - легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки от 23 до 61 град. C включительно в закрытом тигле.
Класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании; подкласс 4,1 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть; подкласс 4,2 - самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться; подкласс 4,3 - вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
Класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв; подкласс 5,1 - окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня; подкласс 5,2 - органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.
Класс 6 - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой; подкласс 6,1 - ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей; подкласс 6,2 - вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных.
Класс 7 - радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).
Класс 8 - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами; подкласс 8,1 - кислоты; подкласс 8,2 - щелочи; подкласс 8,3 - разные едкие и коррозионные вещества.
Класс 9 - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения; подкласс 9,1 - твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3-му и 4-му классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +61 град. C до +100 град. C в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы); подкласс 9,2 - вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях.

Приложение 7,2
ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП «ОСОБО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ" ПО ГОСТ 19433-88
1. Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1,4; 1,5 и 1,6;
2. Радиоактивные вещества класса 7;
3. Невоспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;
4. Ядовитые газы окисляющие;
5. Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные;
6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 град. C ядовитые;
7. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 град. C едкие и (или) коррозионные;
8. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 град. C до плюс 23 град. C едкие и (или) коррозионные;
9. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 град. C до плюс 23 град. C ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
10. Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
11. Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C с опасностью разрыва упаковки;
12. Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;
13. Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
14. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
15. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, самовозгорающиеся и ядовитые;
16. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;
17. Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
18. Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C;
19. Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 град. C;
20. Органические пероксиды взрывоопасные;
21. Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;
22. Органические пероксиды едкие для глаз;
23. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;
24. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;
25. Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;
26. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 град. C;
27. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23 град. C, но не более 61 град. C;
28. Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;
29. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые и окисляющие;
30. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;
31. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;
32. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 град. C до 61 град. C;
33. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;
34. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;
35. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 град. C;
36. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 град. C до 61 град. C;
37. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.