Понятие достоинства. Сочинение на тему "достоинство человека"

Пожалуй, ни одна тема не вызывает столько противоречивых мнений и споров, как достоинство человека. По сути, это понятие обозначает субъективное отношение личности к самой себе. Многим для того, чтобы вырастить большое самоуважение, требуется сначала достичь в жизни необыкновенных высот. Люди, имеющие большие требования к своей личности, часто страдают от мнимых недостатков и стремятся во многом себя улучшить.

Формирование достоинства человека начинается в детском возрасте и продолжается в юношестве и зрелости. Человеческое достоинство складывается из множества факторов, которые способны оказывать мощное воздействие на самооценку личности. В ряде случаев имеет место то обстоятельство, сколько внимания уделялось ей в детском возрасте. Если родители много времени проводят с ребенком, интересуются его настроением, успехами, то постепенно в него формируется осознание своей значимости. Зрелое чувство достоинства обычно выражается в стремлении следовать заданному направлению в жизни, воплощать индивидуальные планы и мечты. Достоинство не имеет ничего общего с , вседозволенностью.

Честь и достоинство человека

Честь и достоинство – неотъемлемые ценности каждой уважающей себя личности. Несколько десятков лет назад слово «честь» ассоциировалось с понятиями честность и умение быть искренним до конца. Сегодня оно практически не изменилось и обозначает стремление человека достигать своих целей чистым путем посредством плодотворной работы над собой. Честный человек поступает по отношению к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.

Достоинство соотносится с понятиями собственной значимости и . Во многих ситуациях сама жизнь часто требует от личности большого умения сохранять внутреннюю свободу и быть независимым. Честь и достоинство являются важными составляющими адекватного восприятия действительности. Когда человек может с уверенностью смотреть в завтрашний день, принимает свои достижения, которые имеются на данный момент времени, он становится подлинно независимым и счастливым. Если бы не существовало понятий чести и достоинства, сделалось бы невозможным принятие себя как личности, самореализация. Достоинство – это путь к полноценной жизни. Без достоинства невозможно никакое развитие.

Достоинство и свобода человека

Как достоинство связано со свободой? Можно ли сохранить достоинство, будучи человеком зависимым, ведомым? Жизненная практика показывает, что нет. Если личность настолько не уверена в себе, что позволяет другим управлять собственной жизнью, вряд ли ее можно назвать полноценной и счастливой (читать про ). Но что означает свобода и почему за нее человек иногда готов бороться не на жизнь, а на смерть?

Свободу во все времена признавали главной ценностью личности. Без нее невозможно вырастить достоинство в достаточной степени. Не будь свободы, все достижения, которые имеет человек, в конечном итоге оказались бы напрасными. Все, чего мы достигаем, мы делаем ради того, чтобы развивать собственную индивидуальность, выражать себя во всей полноте. И наличие достоинства здесь очень поможет. Кем – то поначалу движет желание получить уважение окружающих, другие начинают гордиться собой (читать про ). Как бы то ни было, чувство наличия свободы помогает развить достоинство, сформировать уверенность в своих силах. На самом деле невозможно продуктивно действовать без осознания собственной индивидуальности. Нельзя стать счастливым за другого или реализовав чужие мечты, а не свои цели.

Какие ситуации требуют присутствия достоинства?

Иногда в жизни приходится действовать быстро, не задумываясь над конечным результатом. Возникновение неприятных моментов никто исключить не может. В некоторых случаях присутствие достоинства может помочь почувствовать себя лучше, справиться с серьезными трудностями.

  • Незаслуженная обида. Когда человек испытывает внутреннее чувство обиды, все его существо сжимается от ущемления собственного достоинства. Возникает чувство, что вас обидели незаслуженно, напрасно. Данное состояние сопровождается сильным негодованием и нередко желанием отомстить обидчику. Возможны состояние внутреннего опустошения, страха, апатии, появление тревожности, нарушение сна. Честь и достоинство при этом так же страдают и претерпевают значительные изменения. Достоинство личности главным образом начинает колебаться. Находясь в чувстве обиды, невозможно чувствовать себя целостным. Возникает ощущение, что душу растоптали, нередко человек замыкается в себе и какое – то время отказывается от общения.
  • Отстаивание интересов. В том случае, когда требуется постоять за себя, отстоять свои интересы, достоинство развивается в большей степени, чем в других случаях. Прохождение через трудности закаляет характер, способствует формированию внутренней силы, воли. Здесь тема чести и достоинства выходит на первый план. Много значат произнесенные слова, поэтому им уделяется особенное внимание. Во время ведения разговора с оппонентом, крайне важно не отвечать обидой на обиду и быть искренним до конца.
  • Конфликты внутри коллектива. Где, как не в коллективе большую часть времени находится личность? Нередко в данной группе людей происходит столкновение интересов, взглядов, мнений. Понадобится большая сила воли и уверенность в себе, чтобы ежедневно преодолевать значимые , искать компромиссы. Развитие достоинства обязательно произойдет тогда, когда личность научится отделять собственные интересы от общественных. Необходимо выработать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях. На это может уйти немало времени. Но наличие собственного достоинства того стоит!

Как развить в себе чувство собственного достоинства?

От того, насколько мы сами себя ценим (читать про ) часто зависит и отношение к нам окружающих. Почему так происходит? Дело в том, что общаясь с разными категориями людей, мы составляем свое мнение о них на основе собственных впечатлений, а они проделывают то же самое в отношении нас. Если личность проецирует во внешнее пространство внутреннюю скованность, неуверенность, то окружающие будут подсознательно воспринимать это. Известно, что тот, кто не любит и не ценит себя, не должен ждать уважение и признания со стороны других. Достоинство необходимо сохранять в любой ситуации именно затем, что оно позволяет чувствовать себя значимым и важным. Без этого ощущения человек никогда не рискнет ставить перед собой высокие цели и стремиться к их достижению. Честь и достоинство являются главными составляющими любого продвижения вперед, личностного роста и успеха в целом. Советы, приведенные ниже, помогут укрепить чувство достоинства. Необходимо понять, что степень его развития зависит напрямую от самоощущения человека, от того, насколько он готов к значимым переменам в своей жизни. Собственное достоинство, как правило, формируется посредством систематической конструктивной работы над собой, признания своей уникальности.

Найдите собственную индивидуальность

Если человек с должным вниманием и уважением не относится к себе, возможно, он в полной мере не знает о своих достоинствах. Лишь изучив досконально собственную личность, можно начать осознавать мотивы своих поступков, бороться со страхами, предупреждать и разочарования.

Уверены ли вы в том, что занимаетесь в жизни своим делом? Соответствуют ли занимаемая должность, карьерный рост вашим амбициям, желаниям, стремлениям? Если нет, то возникает серьезная необходимость подумать над этим. Достоинство – нужная и необходимая составляющая, которая помогает справиться со многими трудностями, осознать свою уникальность и неповторимость. Ничто не способно создать такую мощную внутреннюю защиту человеку, как честь и достоинство. От того, как человек относится к самому себе, напрямую зависит отношение к нему окружающих людей. Формирование собственного индивидуального взгляда на вещи помогает почувствовать себя значительным, занять в социуме важное место.

Профессиональное самосовершенствование

В определенный момент жизни каждый из нас выбирает себе собственный профессиональный путь. Этот выбор продиктован как внутренними потребностями личности , так и социальными ожиданиями. Тема чести и достоинства связана с ним напрямую. Если человек в силу каких – то обстоятельств не сможет состояться в той или иной сфере, то всегда будет ощущать собственную никчемность и пустоту. Нельзя ничем компенсировать пробел в сфере образования. Человеку крайне важно чувствовать себя значимым, проявить свои индивидуальные способности и выразить себя в той или иной деятельности. Достоинство личности можно воспитать путем постоянной кропотливой работы над собой.

Постоянное самообразование

Даже профессионал в своем деле время от времени чувствует потребность обновить имеющиеся у него знания, получить новые. Самообразование – неотъемлемая сторона жизни любого человека, для которого карьера и рост в профессии представляет существенный интерес. Честь и достоинство личности во многом определяются благодаря тому, насколько она смогла состояться в своей деятельности. Совершенствуя свои навыки, человек продвигается вперед, стремится к улучшению своего состояния, обязательно работает над характером (читать про ).

Достоинство человека в данной сфере жизни может, как серьезно пострадать, так и вознестись до небывалых высот. Если личность не задумывается на тему своего достоинства, то, скорее всего, со временем начнутся серьезные проблемы в профессии.

Избегание неприятного общества

Давно замечено, что пребывание среди людей, которые могут оскорбить или унизить, негативно влияет на формирование личности. Если человека окружить людьми, которые словом или делом будут мешать его самореализации, то вскоре он почувствует себя ненужным, опустошенным и подавленным. Некоторые личности могут ненароком оскорбить достоинство человека, отчего у последнего возникает ощущение сильной обиды. Обычно обижают других те люди, которые сами не владеют чувством собственного достоинства. Им доставляет кратковременную радость унижать других, лишать их внутренней силы и чувства равновесия. Стоит каждому позаботиться о себе и избегать общества, которое может уязвить достоинство. Помните, к нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться.

Таким образом, достоинство человека – это чрезвычайно важная и существенная тема, вызывающая в социуме многочисленные споры и толки. Если бы не существовало понятия достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости. Достоинство относится к той категории, которая отвечает за успех и счастье.

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Этимологически «достоинство» и родовые к нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство – свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство – это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего – Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.


Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

Современное пространство психологического осмысления феномена «достоинство» включает многочисленные понятия, отражающие его различные ценностно-смысловые аспекты: личное, человеческое достоинство, чувство собственного достоинство, самоуважение, уважение, самооценка, самосознание, Я-концепция, личная и социальная идентичность, свобода, ответственность и т.д. Однако проблема достоинства в психологии стала предметом специального анализа относительно недавно. В частности, это работы А.Г. Асмолова, в которых рассматривается проблема соотношения культуры достоинства и культуры полезности, диссертационные исследования чувства собственного достоинства как психологического феномена (Ю.Е. Зайцева) и формирования основ чувства собственного достоинства у старших школьников (Т.В. Коротовских).

Большой вклад в рассмотрение понятия «человеческого достоинства» внес отечественный психолог А.И.Захаров, в своем труде «Происхождение детских неврозов и психотерапия», где он рассматривает данное понятие как одно из основных в формировании и развитии полноценной личности. Захаров А.И. говорит, что выраженность чувства "я", заключается, прежде всего, в раннем осознании отличий себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что реально удается редко.

В формировании личности, он обращает внимание на детскую тревогу и страх «быть не тем», которые непосредственно связанны с развитием чувства собственного достоинства. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, и благополучие за себя и близких лиц, а страх «быть не тем» к тревожным ожиданиям и требованиям родителей, оказывающих чрезмерное давление на их формирующееся чувство ответственности, обязанности, долга без учета требований момента, развития гибкости в принятии альтернативных решений и ролевой ситуативности в общении. В результате возникает и усиливается нервно-психическое напряжение у детей.

Недоверие родителей, распространяется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личности самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиями между ними.

В психологии труда понятие «человеческое достоинство» рассматривают в контексте профессиональной деятельности (Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова), но конструкт «профессиональное достоинство» не используется.

Наиболее активно для понимания психологии достоинства используют понятие «самоуважение» (И.С. Кон, А. Маслоу, Т. Шибутани и др.) . Можно выделить различные подходы к проблеме соотношения этих понятий:

– самоуважение в контексте проблемы достоинства интерпретируется как некая глобальная самооценка, обобщенное принятие или не принятие человеком себя как самоценности. Следует при этом отметить, что самоценность и самооценка – не тождественные понятия. Самооценка более осознанна и конкретна, чем самоценность, которая отражает более широкий спектр ощущений и отношений к себе как к ценности;

– самоуважение и достоинство рассматриваются как личностные образования, имеющие собственную специфику: самоуважение предполагает оценку степени ценности человека по сравнению с определенным эталоном (за что себя уважаю, какой Я?), а достоинство отражает уровень отношения к себе как к ценности (кто Я?);

– в исследованиях фиксируют взаимосвязь между отношением к другим людям и самоуважением: уважительное отношение к другому человеку рассматривается как следствие позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия (И.Б. Дерманова, Ю.Е. Зайцева, Н.В. Лебедева, В.В. Столин, Э. Фромм, Т. Шибутани) ;

– в социальной психологии установлена взаимосвязь между низким уровнем самоуважения и девиантными формами поведения (Г. Каплан).

Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

На наш взгляд, представление о себе как о достойном уважения является важным фактором формирования образа Я и поведения человека. Реализация потребности в самоуважении способствует развитию достоинства личности.

В отечественной и зарубежной психологии в качестве ведущего критерия гуманистического развития, нравственности и достоинства рассматривается ценностное отношение к другому человеку (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков Л. Кольберг, К. Роджерс и др.) . Нельзя забывать, что категория отношения к другому человеку являются центром пересечения исследовательских интересов психологии и этики.

Следует выделить спектр исследований «Силы Я», важных для понимания достоинства как объекта психологического знания (В.Ф. Бассин, И.С. Кон, Ю.Е. Зайцева). К важным составляющим понимания «Силы Я» относятся: толерантность к внешним угрозам, физическому дискомфорту; свобода от паники; борьба с чувством вины (способность к компромиссам); способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов; равновесие ригидности и податливости; контроль и планирование; адекватное самоуважение. Понятие «Сила Я» является в некотором роде интегральным параметром, отражающим волевую сферу личности и регуляторную составляющую достоинства человека (Ю.Е. Зайцева). Эта точка зрения позволяет рассматривать достоинство и как форму самоконтроля личности. В ситуациях морального выбора достоинство является психологической опорой, которая помогает человеку не предать самого себя, подержать уровень самоуважения.

Важными для осмысления феноменологии достоинства являются категории «свобода» и «ответственность» (В. Франкл, Э. Фромм). Достоинство является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. Человек, который берет на себя ответственность и становится полноправным автором своей жизни, не позволяя обстоятельствам и мотивам сломить себя, посягнуть на его ценности является обладателем чувства достоинства. Как говорил Э. Фромм, человек не может изменить свои мнения (речь идет о вере в другого человека, уверенности в надежности и неизменности своих основных установок и сути своей личности), но при этом он не меняет свои мотивации, например, его уважение к человеческому достоинству является частью его Я, и не при каких обстоятельствах не может измениться. Если у человека нет веры в постоянство своего Я, его чувство идентичности оказывается под угрозой, и он становимся зависимыми от других людей, чье одобрение тогда становится основой его чувства идентичности с самими собой. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что только он может быть уверен, что будет в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве сензитивного периода формирования достоинства личности рассматривается детский (Т. Шибутани) и младший школьный возраст (Е.В. Шишмакова). Воспитание достоинства личности предполагает развитие внутренних этических инстанций, которые являются основой нравственных мотивов поведения.

Таким образом, достоинство можно рассматривать как «внутреннюю позицию», определяющую ценностно-смысловую направленность поведения и деятельности, систему отношений личности к действительности, к самому себе и к окружающим людям.


Причиненный им моральный ущерб является мерой определенной ответственности, не позволяющей безнаказанно умалять честь, достоинство, деловую репутацию личности. Расширение сферы охраняемых гражданским правом интересов граждан и признанием в качестве предмета гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, является целесообразной и оправданной допущенная в законе...

По времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности - личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Права и свободы человека и гражданина Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как...

Может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью. Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки...

Соревнование в миссии, дабы избежать межрелигиозного противостояния, к которому неизбежно приводит борьба религиозных организаций за новых последователей. Наконец, сегодня в деле гармонизации прав человека и нравственности очень важна позиция средств массовой информации. Они должны представлять положительные примеры использования свободы. Как человек будет нравственно использовать свою свободу, ...

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский Государственный университет имени А. С. Пушкина

Кафедра Психофизиологии и клинической психологии

Курсовая работа

по теме:

«Понятие человеческое достоинство»

Выполнила: Студентка 4 курса

761 группы Шевчук С.В.

Проверила: Канд. пс. н.

Капитанаки В.Е.

Санкт-Петербург 2009г.


Введение

Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

1.1 Истоки формирования проблематики

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

2.2 Религиозный аспект

2.3 Юридический аспект

Заключение

Список литературы

Введение

Если отдельно рассматривать понятие «достоинство» необходимо обязательно конкретизировать, что именно мы имеем ввиду. Данное понятие употребляется в контексте различных наук и направлений (психологии, философии, этики, юрисдикции, религии и мн. др.), в каждой из которых, оно рассматривается с различных точек зрения в течение уже многих лет.

Данной проблемой занимались такие ученые как: И. Кант, А. Маслоу, Дж. Мид, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон, Т. Шибутани, Б.Паскаль, Л. Фейербах, Д. Юм, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин,Н.А. Бердяев, О. Вейнингер, А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, Г.Л. Тульчинский, Е.Н. Трубецкой, Г.Д. Банзеладзе, В.И. Слободчиков, Ю.М. Орлов, А.Е. Попов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и многие другие.

Актуальностью данной темы является большой интерес к проблеме «человеческого достоинства», множество споров среди ученых разных отраслей знаний и вследствие этого ее недостаточная изученность.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия «человеческого достоинства» с позиций различных наук и областей знания.

Мы ставим перед собой такие задачи:

− изучить имеющийся теоретический материал по данному вопросу;

− сравнить на разных исторических этапах определение данного понятия;

− изучить понятие «человеческое достоинство» в различных областях знания.

Предметом в данной работе является определение понятия человеческого достоинства. А объект исследования - человек с ценностным отношением к самому себе и другим людям.


Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство» в трудах различных философов

1.1 Истоки формирования проблематики

Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями.

Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса - это прерогатива свободного гражданина.

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность - микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм.

Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов).

Достоинство человека понимается, как способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение.

Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда не может быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство - особая ценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческие существа реализуют свою прирожденную способность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечеству достоинство.

Но обо всем по порядку. Если попробовать найти первое упоминание о человеческом достоинстве, нельзя не упомянуть китайского философа Конфуция, который переосмысливал концепцию "благородного мужа". Вероятно, это была одна из первых в истории человечества попыток выявить атрибуты благородства человека, которые в свою очередь неразрывно перекликаются с достоинством.

В греческой античности проблема благородства также не была обделена вниманием. Знатные греки нередко называли сына с употреблением корня "аристо" - благородство. Само понятие "аристократия" на древнегреческом языке буквально означает "власть благородных" и является одной из оппозиций демократии, как власти всего свободного народа.

«Античная этика является по преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности», вследствие чего в Средние Века появляется наиболее значительная предпосылка аристократической культуры – европейское рыцарство. Исследования по истории морали Средних веков уже включают достаточно широкий спектр интерпретаций понятия о благородстве. Так, в своей работе М.Оссовская «Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали» употребляет термины «рыцарство» и «благородство» прежде всего по отношению к персонам гомеровского эпоса. Такой подход представляется весьма специальным, поскольку в истории культуры широко распространено представление о феномене рыцарства как о типичном и специфическом явлении средневековой Западной Европы. В эпоху Гомера этого термина просто не существовало. В целом же работа показывает связь понятий о человеческих достоинствах, человеческих качествах, с вопросами о формировании рыцарского и буржуазного образцов личности, идеалов личности, образцов поведения, конкретных достоинств конкретного лица.

Связь понятия о благородстве с осмыслением человеческих достоинств хорошо заметно и на примере работы О.Ю. Захаровой «Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российской империи». Доктор исторических наук О.Ю. Захарова приводит выдержки из писем, отзывы о сыне Семена Романовича Воронцова – юном Михаиле Семеновиче Воронцове. По отзыву Софьи Владимировны Паниной: «Мне остается поздравить Вас с данным сыну воспитанием: умение его объясняться… стыдит нашу молодежь, которая… вообще не блистает достоинствами, так что сношения с нею могли даже принести вред. Впрочем, с этой стороны Вам нечего бояться за вашего сына: у него, по-видимому, столько благоразумия, что он не собьётся с указанного вами пути». Во мнении о М.С. Воронцове сходится с С.В. Паниной и граф Ф.В. Ростопчин: «Не нужно было иметь много проницательности, чтобы подметить в вашем сыне все добрые отцовские качества: это увидел бы и всякий посторонний человек. Более всего поразила меня в нём нравственная чистота, спокойствие, ровность в расположении духа и основательное суждение».

Хотя само понятие "благородство" употребляется уже не первое столетие весьма широко, но предметом специального междисциплинарного рассмотрения оно становилось крайне редко. Представляется целесообразным предположить, что адекватная интерпретация этого понятия возможна в связи с осмыслением проблемы синтеза отдельных человеческих достоинств. Поэтому стоит рассмотреть немного подробнее само понятие человеческого достоинства сквозь призму истории культуры и литературы.

Человеческое достоинство как ключевая категория гуманизма исследуется столетиями. Так, Томазо Кампанелла в "Городе Солнца" описал прямую зависимость знатности и общественного положения граждан от количества освоенных наук, ремёсел и искусств. Таким образом, ещё среди концепций эпохи Возрождения встречаются трактовки знатности, как результата синтеза отдельных достоинств. Зависимость социального статуса от богатства человеческих достоинств не была разумеющейся для современников. Проект Кампанеллы общественного одобрения получить не мог. Эту тему впервые в истории человечества на суд широкой общественности вынесли уже в следующую эпоху - публицисты французского Просвещения.

Социальный резонанс был обусловлен двумя обстоятельствами: беспрецедентной ролью прессы во Франции середины и конца XVIII века и научным выяснением возможностей самовоспитания у той прослойки населения, которая оспаривала у аристократов лидерские позиции в обществе. Буржуазный индивидуализм, как детище эпохи Возрождения, привнёс много нового в смысл древнего понятия.

Как то уж принято в обществе, видя хорошо одетого человека, говорить, что он выглядит достойно. Но, разве достоинство проявляется только внешне? Не должно ли оно затрагивать сердце человека и влиять на его поступки? Давайте разберемся, что такое достоинство человека.

Определение слова "достоинство"

В одном словаре "достоинство" означает - "уважение к себе, сознание своих прав и своей значимости". Подумайте, кто из людей плохо к себе относится? Редко найдешь такого человека. Однако, оценивая самих себя важно знать, как нас воспринимают окружающие люди, как они с нами обращаются. А как, по-вашему, что такое достоинство? Имеет ли значение, человек беден или богат, слабый или сильный?

Согласитесь, что обстоятельства, в которых оказался человек, не влияют на его достоинство. Но, если общество, из-за его статуса относится к нему по-особенному? Это либо унижает его достоинство, либо возвышает его среди других людей. Чаще всего человек, находящийся в незавидном положении, чувствует попирание его достоинства. Это касается бедных, пожилых, больных людей, которые часто слышат в свой адрес оскорбительные слова. Почему не уважается право человека на достоинство?

Честь и достоинство

Достоинство часто связано с честью и уважением. Все, что мы делаем напоказ - неискренно, фальшиво, надумано. Такое поведение не отражает наше достоинство, и уж тем более, нашу честь. Что такое честь и достоинство? Слово "честь" связано с понятием достоинства, а также с такими человеческими качествами как благородство, правдивость, чувство справедливости.

Как оценят тебя другие, видя в тебе только манерность и лицемерие? Не должно ли достоинство стать частью нашей личности и влиять на наши поступки и слова?

Можно ли оказывать честь слабой физически женщине? Конечно, можно! Для этого надо увидеть ее сильные стороны характера, ее вкусы, предпочтения, взгляды, чувства. Проявляя уважение и оказывая честь женщине, вы поднимите ее достоинство. Итак, мы видим что чести и достоинство никак не связаны с внешними, физическими и материальными составляющими человеческой личности. Даже нищий калека может быть достойным человеком.

Чувство собственного достоинства

Теперь мы рассмотрим, что такое чувство собственного достоинства. Если говорить коротко, то это уважение высоких моральных качеств в самом себе. Но, если говорим о другом человеке, то стараемся принимать его таким, каким он есть. Не будем сравнивать его с другими, и втискивать в какие-то рамки.

Чтобы сохранить самоуважение и чувство собственного достоинства, нужно иметь чистую совесть. В противном случае, вы разочаруетесь в себе, и это приведет к депрессии и чувству никчемности. И не будьте слишком высокого мнения о себе. Это уже не человеческое достоинство, а эгоизм.

Как уважать достоинство человека?

Мы увидели, что такое достоинство человека, и теперь легче понять, как его уважать. У каждого человека есть личные потребности. Учитывая их, мы покажем, что нам они так же дороги, как и ему. Чтобы ни случилось, не стоит критиковать, грубить, оскорблять человека. Легкость в общении, теплота в голосе, радостное эмоциональное состояние - это важные аспекты дружелюбного общения. Так достигается уважение чувства другого и сохранения его человеческого достоинства.

Достоинство, несомненно, относится к одной из важнейших детерминант и ценностей в жизни и поведении человека.

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства -- это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

В словаре Д. Н. Ушакова дается такое определение достоинства - это 1. положительные качества. 2. необходимые моральные качества, моральная ценность человека. Сознание этой ценности, проявление уважения к себе.

Определение достоинства у Даля: «отличное качество или превосходство; сан, звание, чин, значенье и пр.»

Рассмотрим несколько аспектов понятия достоинство.

1. Первое понимание -- понимание достоинства как добродетельности - просто нераздельно сливает «достоинство» и «достойность».

Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека. поведение достоинство гордость смирение человек

О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, т. е. добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек -- это человек, соответствующий нравственному образцу: добрый, честный, стойкий, справедливый и т. д. Достойный человек и ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и не унижает других. Он соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и предавать человеческое в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью.

2. Второе понимание достоинства -- это акцентировка в первую очередь тех самых качеств над природности и духовно-психологической свободы. Свобода человека - это строгая дисциплина в ограничении своих слабостей. Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуждениями, желаниями и страстями. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба людей, которые явно станут его третировать и над ним насмехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей.

Такой человек не будет молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя выпрошенному удовлетворению целостность собственной личности. И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансового благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительней «золотой клетки».

3. Достоинство - это соответствовать кому-либо, чему-либо.

Когда сын уважаемых людей поступает распутно, о нем говорят, что он позорит честь своих родителей и ведет себя недостойно. И напротив, когда сын совершает нечто значительное, его хвалят: «поступил достойно своего отца».

Как становятся достойными. Есть, как минимум, три способа приобретения достоинства. Первый - это заслужить достоинство. Так чаще всего и происходит в жизни. Второй способ - это унаследовать достоинство. Человек еще ничего особенного не сделал, но родители сделали. И дети получают их достоинство в наследство. Самый наглядный пример - семьи монархов. И третий способ - это когда достоинство дают незаслуженно, по некоему особому расположению дающего.

4. Достоинство бывает разным: земным и небесным.

Небесное достоинство.

  • - Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. Еф.4:1
  • - Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благо и возрастая в познании Бога. Кол.1:9,10
  • - Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. 1Ин.3:10

Достоинство - это понимание своего реального положения и места в мире. Своего духовного статуса. Это понимание того, что Бог дает: жизнь, тело, душу, ум, способности, благодаря которым человек может достичь высокого положения. Все, что человек имеет - дар Божий. Бог помогает взойти на высоты. От человека требуется одно - вести себя достойно своего великого призвания.

Человек, который не осознает своего достоинства, не будет вести себя достойно. Если верующий не осознает себя Божьим Сыном, он не будет вести себя как Божий Сын.

Поэтому верующему и нужно знать, к какому достоинству он призван, чтобы вести себя в соответствии с ним. Ну и, конечно, свое достоинство, то достоинство, которое дал человеку Бог, человек обязан защищать. Верующий человек ответственен за то, чтобы понимать свое достоинство и быть на высоте своего достоинства.

Бог через Иисуса Христа делает людей недостойных, достойными звания христиан и детей Божьих. Сделать нас достойными - право Всевышнего Бога, но поступать достойно - наша обязанность.

Земное достоинство как обладание социально-признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, богатством, славой, заслугами перед народом и государством. Достоинство можно сказать, что это определенного рода заслуга. Когда о ком-то говорят: «Он удостоен высокой награды», мы понимаем, что награду эту дали за особые заслуги... А еще можно описать достоинство, как определенный вес, ценность. Достоинство человека - это его вес в своих и чужих глазах. Вольно или невольно мы взвешиваем себя и других, вымеряя достоинство.

В средневековье выражение «достойный человек» -- это представитель знатного рода, в рыночном обществе -- крупный предприниматель, богач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспевающих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди, достойные в социальном смысле, могут не обладать добродетелями, но это в большинстве своем те, кто соблюдает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет правила игры и выходят в победители. Достоинство этих представителей весьма разных общественных слоев выражается в том, что называют честью. Честь -- это моральное или социальное достоинство, то, что вызывает уважение к самому себе или со стороны окружающих. Это чувство своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством.

Достоинство -- переживание внутреннее, интимное, оно не нуждается в демонстрации и является просто состоянием души. Честь - это внешнее проявление внутреннего чувства достоинства. Честь необходимо отстаивать, репутацию поддерживать.

5. Достоинство может, как приобретаться, так и теряться. Достоинство не только дают, его еще и лишают. Утратить достоинство -- значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно.

Российский учёный, академик РАН, доктор биологических наук Г. И. Абелев в своих трудах пишет: «Мы особенно остро осознаем достоинство, теряя его, - когда, попадая в зависимость, мы вынуждены поступать не по своей воле, высказывать не свои мнения, смотреть чужими глазами, жить не по своим правилам, терпеть оскорбления или вторжения в свою личную жизнь. Тогда мы остро и отчетливо чувствуем, что у каждого человека есть суверенная область, включающая круг вопросов, подвластных только ему одному, и составляющая предмет его неотъемлемого права. Это область его достоинства. В неё, по-видимому, входит всё то, что нужно человеку для выработки его собственного мнения, отношения и решений. Некими постоянными в области достоинства являются privacy, приватность, составляющая сугубо личную сферу жизни человека, а также его национальное и религиозное самоопределение.

Чувство собственного достоинства - настолько глубинное и эмоциональное качество человека, что можно думать о его врожденной природе. Его социальный и даже биологический смысл - в сохранении человеческой индивидуальности.

Право на собственное достоинство - наиболее фундаментальное и неотторжимое от человека право. Даже в ситуациях, в которых могут распоряжаться жизнью человека, как, например, на войне, или лишить человека жизни, как в суде, никто не вправе отнять у человека его достоинства, права оставаться самим собой, сохранять свою суверенную область.

Область достоинства неприкосновенна, её границы не должны нарушаться. Под вторжением в область достоинства мы понимаем любое действие, принуждающее человека к определенному мнению, отношению, решению или действию, лишающего его свободы…

Область достоинства не подотчетна. Нет инстанции, кроме собственного разума и совести, перед которой человек должен давать отчет по вопросам или поступкам, входящим в область его достоинства. Требование отчета есть вторжение в его суверенную область».

В идеале обладание достоинством включает в себя чувство безусловной собственной ценности, обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, умение подняться над желаниями и обстоятельствами, уважение общества, связанное с умением заслужить хорошую репутацию и поддержать свою честь. Исходным и фундаментальным моментом является, -- ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора, если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и принятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.