Понятие политическая система общества. Средства политического влияния

Определение 1

Политические системы общества – это системы связанных и взаимодействующих объединений людей.

В их основу заложены разнообразные формы собственности, подразделяющиеся по интересам и воле социальных классов, слоёв, групп, наций, реализующие политическую власть либо борющиеся за её выполнение в рамках закона посредством государственного управления.

Структура политической системы

Определение 2

Политическая система включает следующие компоненты:

  1. Группу политических объединений (государство, партии, общественные организации и течения).
  2. Политические взаимоотношения, образующиеся между структурными звеньями системы.
  3. Политические обычаи и нормы, организующие политическую жизнь государства.
  4. Политическое сознание, в котором отражается идеология и психология общества.
  5. Политическая деятельность, включающая действия и решения конкретных представителей партий, членов политобъединений.

Можно сказать, что все 5 компонентов – это характеристика политической системы .

При определении политсистемы важное значение имеет человеческий фактор . Люди – материальные и одухотворённые существа, наделённые разумом. Они как раз и творят политику, порождают политические идеи, создают политические нормы и традиции, устанавливают отношения и т.д. Однако конкретные индивиды сами по себе не выступают в качестве структурных элементов политсистемы. Человек рождается социально-биологическим, но не политическим существом. В данном понимании он является тем “сырьем”, из которого в определенных условиях возникают элементы и система в целостности.

Исходя из материалистического понимания истории, можно сделать заключение.

Вывод 1

В реальной жизни “политическое” требует закономерного организационного оформления. В своём развитии политическое становится реальностью, осязаемой лишь в специфических материализованных формах, организациях, институтах (государство, течения, политические партии). Индивид может быть гражданином, депутатом, членом партии или общественной организации.

Политическая власть

Выступает сущностным фактором и реализуется через несколько уровней:

  • Власть конкретных политобъединений (партий, общественных и политических организаций и течений). Реализуется посредством организационных руководящих структур. Это институциональный уровень, наиболее зримый и реальный.
  • Следующий уровень – коалиционный, отражает властные устремления либо несколько социально-однородных политорганизаций, либо блок политорганизаций, либо блок партий и объединений с интересами разных социальных общественностей. Здесь власть выполняется посредством временных или постоянных органов наподобие “круглого стола”, совета парламентских фракций.
  • Общеполитический уровень, на котором сосредотачиваются результаты политического консенсуса, достигаемого в соперничестве и сотрудничестве разнообразных политических сил. При отражении данных результатов в правовых актах политвласть совпадает с государственной и реализуется государством. В остальных ситуациях она осуществляется посредством политических органов, обычно обладающих равномерным характером (конференции народного согласия, отечественные фронты и т.д.).

Понятие и структура политической системы предполагает использование следующих критериев (зависимо от сферы жизнедеятельности общества):

  • Политические (реальность общественного самоуправления, классовое разделение политвласти).
  • Правовые (демократические права и свободы граждан, гарантии, легитимность политвласти, уровень правопорядка и законности).
  • Социально-экономические (форма и типы собственности на орудия и средства производства, характер осуществления труда, ключевые принципы ведения хозяйства).
  • Социально-структурные (наличие/отсутствие определённых классов, слоёв).
  • Социально-культурные (степень образованности общества, реальность совокупного развития личности).
Вывод 2

Политическая структурность реального общества обусловлена многообразием определенных критериев. А политические события в целом складываются в систему, характеризующуюся постоянным движением комплексного и диалектического назначения.

Классификации политической системы общества

Любая политическая система “живет”, функционирует во времени и пространстве, поскольку является одной из главных форм движения социально-классовой материи. Классификация проводится по разным основаниям.

В зависимости от политического режима политическая система может быть демократической или тоталитарной.

В соответствии с марксистской теорией по основанию общественно-экономической формации, политсистемы бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, и социалистическими.

Согласно географическому и территориальному фактору можно выделить европейские, азиатские, североамериканские и прочие региональные системы. По национальным, религиозным, языковым, общим и особенным чертам предопределяется принадлежность к арабским, индуистским, мусульманским и прочим политсистемам.

Внутри системы конкретной общественности в виде специфических политических образований выступают также и её структурные звенья: государство, политпартии, общественные группы и объединения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст-венных органов, политических партий, движений, общественных ор-ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об-щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы , как формируется и функционирует полити-ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст-вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Кате-гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис-пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - госу-дарство, политические партии , общественные организа-ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание , характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе-мы;

3) социально-политические и правовые нормы , регулирующие по-литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения , складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика , состоящая из политической деятель-ности и совокупного политического опыта.

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв-ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе-мы будет неполной без их рассмотрения.


Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль-ной группы или для большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи-ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста-новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов , необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада-чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра-жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз-нообразных общностей людей);

6) интеграция общества , создание необходимых условий для взаи-модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни-мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и "включение" его в работу конкрет-ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз-водство политической системы путем обучения все новых членов об-щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен-ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Государство и право. -М.,1998.

Вебер М. Избранные произведения. - М.1990.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.

Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

Политическая система - это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями . Другой вид входящих импульсов - поддержка . Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

“Политическая наука - это наука о функционировании и жизнедеятельности политических систем”.

Понятие политической системы общества

В современной политологии принципиальное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтоб представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и чертами развития. Познание этих законов дает возможность глубочайшего понимания политики, создает нужную теоретическую базу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.

В чем сущность и значимость системного подхода к политике?

Во-первых, он дозволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа разных способов её взаимодействий с окружающей средой.

Во-вторых, он дает возможность представить политику, конкретно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется в особенности принципиальным при комплексном анализе политической системы общества.

Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, её организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория дозволяет свести воедино главные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность.


Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, необыкновенную сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.

Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, действий, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система включает компанию политической власти, дела меж обществом и государством, характеризует протекание политических действий, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер роли в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех частей общества и само существование его как одного, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет правительство.

Она взаимосвязывает политические университеты (правительство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует главные направления политической деятельности людей, развитие политических действий.

В неких политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но меж ними есть и различия. Политическая организация общества - это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, роли в политике.

Политическая система общества - это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой непосредственно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается только властной деятельностью страны. Она включает разнообразные формы политического роли субъектов, преследующих совпадающие или расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического роли, разные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы воплощения власти в обществе либо противодействующие ей.

Узнаваемый западный политолог Д. Истон направлял внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется знатное либо связывающее распределение ценностей в обществе. Политика - это “жизнедеятельность политических систем”.

Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией её содержания, возникающей в итоге взаимодействия субъектов политики. Данный итог, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах данной организации.

Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Русский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, её модернизация, трансформация, адаптация, конфигурации стали одними из распространенных в политической теории и практике”1.

Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого диапазона социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое управление; являет ту непосредственно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность.

Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и общественных институтов, которые организуют внедрение общественной власти и связи людей в государстве.

Политическая система - это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой - та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.

Категория “политическая система” находится в Центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, значительно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность разных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с другими подсистемами общества.

Политическая система характеризуется рядом специфичных особенностей.

1. Верховенством политической системы по отношению к иным публичным сферам. Конкретно с её помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в её рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы - мобилизация ресурсов для заслуги целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.

2. Обусловленностью либо зависимостью от характера публичной среды, социально-экономической структуры общества.

3. Относительной самостоятельностью. Она также в определенной степени формализована, так как дела в её рамках традиционно регулируются правовыми и политическими нормами.

Русские (М.Г. Анохин, Ф.М. Бурлацкий, Р.А. Матвеев) и забугорные (Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи употребляют различные подходы к исследованию политической системы общества.

При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии главных функций политических систем, анализируется взаимодействие их частей и подсистем. При институциональном - политическая система рассматривается до этого всего как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается её социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Более плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого парадокса.

Политическая система общества состоит из ряда структурных частей либо, точнее, главных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивнои, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического роли.

Структура политической системы общества:

1. Политические университеты образуют материальную базу, основа всего строения политической системы, её властно-управляющих структур;

2. Политические нормы регулируют политические дела в рамках имеющейся политической системы;

3. Политические дела представляют собой структурную базу вертикальных и горизонтальных связей меж элементами политической системы;

4. Политическое сознание опосредует процесс сотворения и воспроизводства всех других частей политической системы;

5. Политическая культура обусловливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе;

6. Политическая коммуникация структурирует распространение соответствующей информации;

7. Политическое роль выражает подобающую степень поддержки политической системы либо оппозиции к ней со стороны людей.

При рассмотрении политической системы в ином срезе можно выделить властно-управляющую подсистему и подсистему политического роли. Властно-управляющая подсистема осуществляет политическое управление и управление политической системой, всем обществом, а подсистема политического роли организует субъектов политики, не являющихся носителями власти, на политические деяния. Подсистема политического роли, в свою очередь, включает политическую деятельность по поддержке системы, а также деятельность политической оппозиции. Конечно, исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её общих особенностей и черт как системы.

В данной связи нужно отметить, что систему можно определять как “совокупность частей, находящихся во взаимодействии”. Неважно какая система владеет рядом параметров. Она состоит из частей, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью частей, не может быть сведена к их сумме, дела взаимозависимости меж элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в определениях логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение собственных внутренних частей.

Политическая система общества - это целостная, сложная, вероятностная и открытая система. Для нее типично следующее:

1. Адаптация. Она ориентирована на установление отношений меж системой деяния и её окружением. Суть её заключается в получении от окружения, из внешних систем, нужных для нее ресурсов, их усвоении, изменении в согласовании потребностям, в отдаче в обмен собственных собственных товаров. Система адаптируется к своему окружению и приспосабливает его к своим потребностям.

2. Преследование целей, состоящее в определении целей системы, а также путей и средств их заслуги.

3. Интеграция, которая состоит в координации частей системы, в обеспечении их согласованности, в защите системы от внезапных конфигураций и разрушения.

4. Латентность, призванная обеспечивать мотивацию субъектов системы, вдохновлять их на деяния в согласовании со своими нормами и ценностями.

Сущность политической системы более полно понимается и раскрывается при исследовании всех составляющих её компонентов и особенностей их функционирования.

Функции политических систем

Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех собственных компонентов и частей. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется центросиловыми связями в процессе собственного функционирования.

Функции политической системы выступают в виде форм и реакции на конфигурации её внутреннего состояния и наружной среды, на внутренние импульсы и внешние действия. Они представляют собой методы выявления и разрешения возникающих противоречий как меж политическими системами, так и внутри самой политической системы.

Политическая система решает следующие задачки:

Властно-политического опосредования социальных интересов и взаимодействий;

Выражения, определения и согласования интересов индивидов и их общностей, призванная выявлять противоречивые интересы, предупреждать посредством институтов власти и политического роли конфликтную форму их разрешения, угрожающую целостности политической системы;

Политического управления, осуществляемая на базе более либо менее рационального и справедливого сопоставления интересов, методом выработки целей и программ разбития общества;

Интегративная, нацеленная на объединение в целостную систему политических сил, представляющих разные интересы, на базе противодействия факторам среды, которые угрожают сохранности и целостности данного общества;

Социально-преобразующая, направленная на включение людей в целенаправленную деятельность и ориентирующая их на господствующие идеалы.

Главные функции политической системы общества:

Описывает Цели и задачки общества, производит программы его жизнедеятельности;

Мобилизует ресурсы общества на достижение поставленных целей;

Интегририрует все элементы общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и политической культуры;

Заведует политико-коммуникационными действиями;

Распределяет ценности в обществе в согласовании с интересами сохранения данной системы принадлежности и власти, осуществляет политическое развитие в согласовании с её интересами и его основными политико-культурными доминантами;

Контролирует выполнение законов и правил, пресекает деяния, нарушающие политические нормы.

Политическая система общества - это целостная, сложная, вероятностная и открытая система, характеризующаяся самоорганизацией, саморегуляцией, компетентностью и адаптивностью. Она владеет рядом параметров и возможностей.

Экстракционная возможность политической системы - это её способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных и публичных активистов, разные акции общественно-политического характера. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей нужные ресурсы.

Регулирующая возможность политической системы - это её способность управлять, регулировать, координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не лишь мерами прямого принуждения, но и через косвенные механизмы действия: учет традиций, публичного представления, социокультурных доминант.

Дистрибутивная возможность политической системы - это её способность перераспределять произведенный государственный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидумам и социальным группам разных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные и инновационные программы развития общества и т.п.

Реагирующая возможность политической системы - это её реактивная способность, благодаря которой система “отвечает” на действие окружения, до этого всего на требования, выдвигаемые индивидумами и группами.

В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на базе аналитической модели. В согласовании с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции её адаптации и сохранения, а также “выход” (то, что она производит и как развивается).

Деятельность политической системы смотрится следующим образом:

Модель деятельности политической системы общества

К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (либо артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы определяют свои требования к тем, кто воспринимает решения); агрегация интересов (суммирование и систематизация, размещение в иерархическом порядке).

Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование - процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политиескую социализацию - усвоение индивидумом социокультурных частей среды; интериоризация культурных моделей; освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов.

К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация (передача политической информации меж управляющими и управляемыми, как меж различными элементами системы).

Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она обязана решать в обществе.

Во-первых, это задачки политического управления обществом. Конкретно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более либо менее наилучшее согласование интересов разных социальных сил. Решение данной задачки (как в случае принятия программ на базе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через воплощение функций принятия и внедрения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей (публичных богатств), определяя направленность их движения методом нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости.

Во-вторых, осуществляя решение задач политического управления обществом, политическая система обязана решать также задачки выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (методом выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического роли конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. Это, естественно, просит редукции, т.Е.

Приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач принципиальная роль принадлежит интегративной функции, направленной на объединение в целостную систему социально-политических сил, представляющих разные социальные интересы, на базе противодействия окружению (факторам среды), которые угрожают сохранности и целостности данной системы. При этом интеграция может происходить как на базе принуждения (административное принуждение, политическое давление и т.П.), Так и на базе согласия (консенсус, компромисс, поддержка и др.).

В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования публичных отношений, выполняет социально-преобразующие задачки конкретно с помощью институтов власти и политического роли устраняются рутинные, устаревшие формы и дела и создаются благоприятные условия для прогресса общества.

В-четвертых, неважно какая политическая система выполняет большой размер информационно-коммуникативных задач. Она принимает и организует потоки наружной информации, позволяющие ей выполнить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно правильно реагировать на происходящие в нем конфигурации.

исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её особенностей и черт как системы, имеющейся в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом принципиально учесть, что неважно какая система представляет собой совокупность взаимозависимых частей, находящихся во содействии.

Политическая система различается от остальных систем общества следующими чертами: она является универсальной по охвату данного общества своим действием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; её право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; её решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную возможность того, что им подчинятся.

Типология и социодинамика политических систем

Типы политических систем определяются сущностными методами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на базе использования разных критериев.

Так, если взять за базу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое правительство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий - англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся государств.

более распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три главных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные меж ними.

Демократический тип политической системы характеризуется:

Широким вовлечением в политику людей, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, принципиальной ролью развитого среднего класса;

Ролью в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического роли и многопартийной формой управления;

Парламентским методом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.

Демократической политической культурой.

Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные способности монополии одних и ущемления прав остальных социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.

Концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;

Наибольшим расширением компетенции исполнительной власти;

Ограниченным политическим ролью неправительственных партий и движений, а также урезанными властными возможностями нижестоящих органов;

Неконтролируемым применением власти и твердым контролем за поведением всех слоев населения;

Твердой реализацией номенклатурного принципа, т.Е. Расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.

Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод людей и т.Д. Являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры - сущностная духовная черта и изюминка данного типа политической системы.

Тоталитарный тип политической системы характеризуется твердой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до вида жизни, поведения и мышления каждого человека.

Тоталитарный тип политической системы характеризует:

Сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного фаворита либо узенького круга лиц (хунта);

Механизм властных структур на однопартийной базе во главе с единоличным фаворитом, твердой иерархической субординацией и суровой дисциплиной;

Подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и её фавориту;

Тоталитарное регулирование из одного центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-или автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь людей;

Навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, угнетение каких-или проявлений инакомыслия и критики управления, полный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;

Социально-политическая демагогия, рвение к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.

Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры.

Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий диапазон вариаций внутри этих типов: к примеру, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими её формами; авторитарный тип может выступать в популистской либо президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (к примеру, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка.

В развивающихся странах наблюдается существование разных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда государств Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры смешиваются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах часто употребляют демократические процедуры. В неких развивающихся государствах работают монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную - от авторитаризма к демократии, остальные - как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии.

Формирование, функционирование и эволюция политических систем различных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением (либо со средой) стает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния настоящих политических систем, политических режимов, форм политического управления и политического роли.

Политическая система движется через смену разных форм её бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” её состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни. Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в итоге взаимодействия субъектов политики по поводу, к примеру, выработки политической полосы страны, нужной модели развития общества и организации политической системы, реформы её структуры власти, дела к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и наружной политики и т.Д.

В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического управления и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных заморочек и т.Д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особенное состояние, где новая доминанта выражена еще не верно.

Литература:

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.

2. Теория политики. Учебное пособие. Под ред Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.

3. Шаран П. Сравнительная политология / Пер. с анг. М.,1992. Ч.1,2.

4. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общ. ред. А Н.Нысанбаева. -Алматы, 1998.

5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3.

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной ) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.