Полковник маякин. Сергей Дурыгин: Центральный военный оркестр исполняет только «живую» музыку . Формирование и становление профессионального музыкального образования в России

Начальник Военно-оркестровой службы – главный военный дирижёр полковник Тимофей Маякин. Фото Надежды Тихомировой.

О столичной программе «Военные оркестры в парках», об XI Меж­дународном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», о том, чем живёт сегодня Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации, рас­сказывает её начальник – главный военный дирижёр полковник Тимофей Маякин.

– Тимофей Константинович, можно сказать, что весенне-летняя пора для военных музыкантов самая насыщенная по числу выступлений. 19 мая в Москве начался и будет длиться до 18 августа сезон «Военные оркестры в парках». С 24 августа по 2 сентября столицу будет радовать уже XI Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня»…
– На самом деле для наших военных оркестров весь год жаркий. Но для начала расскажу об упомянутых вами событиях. Это знаковые культурные вехи не только для нашей страны.
Открытие фестиваля «Спасская башня» предваряет зрелищный и по-настоящему красивый проект, который стал яркой весенне-летней приметой культурной и общественной жизни Моск­вы. Идею выступления военных оркестров в парках и скверах столицы подсказали сами горожане, которые просили возобновить некогда популярные выступления военных оркестров в городских парках и скверах в выходные дни. И дирекция Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации и правительства Москвы в своё время начала и успешно продолжает работу по возрождению этой замечательной традиции.
Первый раз программа «Военные оркестры в парках» была реализована дирекцией Фестиваля «Спасская башня» в 2016 году на территории ВДНХ. Выступления военных коллективов были настолько тепло встречены зрителями, что было решено сделать программу ежегодной. В 2017 году её расширили: увеличилось количество концертов и городских площадок для них. В выступлениях участвуют лучшие военно-оркестровые коллективы нашей страны. Формирует и утверждает программу проекта непосредственно Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации. Надо отметить, что в этом году программу «Военные оркестры в парках» дополняют выступления танцевальных пар – участников проекта «Московское долголетие», которую реализует Департамент культуры столицы. Ещё одной особенностью этого года стало участие в акции волонтёров московского Культурного центра «Парк Новослободский». Всего в 2018 году в программе «Военные оркестры в парках» задействовано тринадцать парков и скверов Москвы.

Военные оркестры, творческие подразделения нашей армии, находятся всегда в боевой готовности

Ритуал у стен древнего Кремля.

Первый открытый концерт военных музыкантов прошёл 19 мая в Александровском саду. В нём приняли участие военный образцовый оркестр почётного караула, военный оркестр 154-го отдельного комендантского Преображенского полка и оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова. В этот же день наши музыканты выступили ещё на Боровицкой и Манежной площадях. 26 мая в парке Победы состоялся второй концерт сезона. Музыкальный праздник для жителей и гостей столицы развернулся на площади у Цветочных часов на Поклонной горе. Концерт начался с выступления барабанщиков, затем программу продолжил Оркестр курсантов Военного института (военных дирижёров) Военного университета Минобороны России под управлением главного дирижёра – начальника оркестра, профессора, заслуженного артиста Российской Федерации полковника Михаила Михайловича Трунова. 2 июня в рамках празднования Дня защиты детей состоялось два концерта. В Александровском саду у Итальянского грота выступил Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации. В Парке Музеон на Крымской набережной у «сухого» фонтана свою концертную программу представил Военный оркестр Военного университета Минобороны России. 9 июня в парке Сокольники он выступил вновь – уже на главной аллее парка – эстраде «Ротонда». 16 июня в Московском городском саду «Эрмитаж» мастер-класс дал Цент­ральный военный оркестр Мин­обороны России. Вся программа выступлений, информация о коллективах, принимающих в них участие, размещена на официальном сайте фестиваля «Спасская башня».
Надо сказать, что на всех концертах оркестры выступают с уникальным репертуаром. В нём гармонично сочетаются любимые многими мелодии прошлых лет, классические произведения и популярные современные песни в оригинальной оркестровой аранжировке.
Закрытие сезона состоится 18 августа в Александровском саду, где будут играть Центральный военный оркестр Мин­обороны России и Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ России.
А затем москвичей и гостей города ждут десять вечеров уникального музыкального спектакля, который пройдёт на главной площади страны у стен Кремля, в сердце российской столицы.
– А в чём особенность нынешних представлений «Спасской башни»? Кто на этот раз примет в них участие? И отразились ли санкции на составе коллективов из-за рубежа?
– Военную музыку можно считать одним из лучших дип­ломатов. Она границ не имеет. Это уникальный, совершенный инструмент межкультурного диалога. И у нас никогда не было проблем с международным представительством на этом самом молодом в мире military tattoo. С момента его появления он
сразу стал одним из самых престижных музыкальных форумов. И с каждым годом растёт и развивается, становится более масштабным и многоплановым мероприятием, оправдывая свой статус крупнейшего международного военно-музыкального проекта в мире, по праву вошедшего в тройку лидеров. Напом­ню, что в своё время фестивалю дали старт его вдохновители и организаторы – комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Дмитриевич Хлебников и музыкальный руководитель фестиваля генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов, который тогда возглавлял Военно-оркестровую службу Минобороны России.
Сергей Дмитриевич вместе с руководителем дирекции фестиваля Сергеем Смирновым и
Военно-оркестровой службой ВС РФ успешно этот проект продолжают.
В этом году, как всегда, на Красной площади можно будет снова увидеть яркое представление. Пройдут выступления лучших российских и зарубежных военно-оркестровых и творческих коллективов. Это будет фееричное театральное действо со световыми инсталляциями и грандиозными ежевечерними салютами.

Музыкальная смена.

География стран – участниц фестиваля традиционно охватывает все части света. В этом году в Москву приедут Имперский юношеский оркестр из города Брентвуд, что в Великобритании, Оркестр карабинеров принца Княжества Монако, уникальный оркестр на велосипедах «Крещендо» из Нидерландов, оркестр Королевской гвардии Омана, Корпус «Старых гренадеров Женевы» из Швейцарии, военный оркестр Шри-Ланки, а также Международный кельтский оркестр волынок и барабанов. Ряд коллективов примет участие в представлениях «Спасской башни» впервые.
В этом году также впервые по многочисленным просьбам зрителей в рамках программы фестиваля состоится и дневное представление. Оно будет абсолютно идентично вечернему, за исключением салюта и иной пиротехнической составляющей. Кстати, для дневного представления организаторы готовят различные сюрпризы.

К нынешнему дню к Военно-оркестровой службе Вооружённых Сил РФ относятся более двухсот оркестров общей численностью около четырёх тысяч человек

Несомненно, весьма интересным будет и конное шоу на специальном манеже. Выступления здесь Кавалерийского почётного эскорта Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации и представителей конно-спортивного клуба «Кремлёвская школа верховой езды» стали неотъемлемой частью социально ориентированной культурной жизни фестиваля. Отмечу, что за 10 лет прошло более 200 представлений, которые посетили сотни тысяч человек. Грандиозная шоу-программа, которую уже много лет готовит Кремлёвская школа верховой езды, всегда очень яркая и самобытная, в неё входят выступления не только российских, но и известных иностранных кол­лективов.
Дальнейшее развитие получит и полюбившаяся всем программа «Спасская башня детям», включающая ежегодный конкурс детских и молодёжных духовых оркестров, смотр детских почётных караулов из различных регионов России. А в тематических шатрах Детского городка будут ежедневно проходить выставки, мастер-классы, конкурсы, эстафеты и игры, посетить которые совершенно свободно смогут все желающие.
– В начале беседы вы заметили, что у военных музыкантов предельно насыщен выступлениями весь год. Сколько оркестров в Военно-оркестровой службе выполняют соответствующие задачи?
– К нынешнему дню у нас более двухсот оркестров общей численностью около четырёх тысяч человек. Да, работы много, ведь, как обычно, военные музыканты востребованы на всех значимых государственных мероприятиях. И не только. И в нашей стране, и за рубежом проходит немало масштабных фестивалей военных оркестров. Участвуя в них, мы не только укрепляем престиж отечественной военной музыкальной культуры, но и получаем замечательную возможность для совершенствования профессиональной формы, ведь в каждом оркестре есть своя музыкальная особинка, некая наработанная именно им манера выступления. Музыка – это постоянный труд, поиск той индивидуальности исполнения, которая отличает один коллектив от другого. И не надо забывать: наша деятельность тесно связана с жизнью войск. Военные дирижёры работают и с художественной самодеятельностью в воинских частях на местах. Это их служебная обязанность – оказывать методическую помощь и помогать открывать таланты среди военнослужащих и членов их семей. И, по возможности, привлекать их к концертной деятельности своих оркестров.
– Какова структура Военно-оркестровой службы?
– В структуру Военно-оркестровой службы входят: орган управления Военно-оркестровой службой, Центральный военный оркестр, Военный образцовый оркестр (почётного караула), Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова, военно-оркестровые службы военных округов, военные оркестры штабов военных округов и военные оркестры воинских частей. Конечно, она включает в себя и учебные заведения. Это Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта Халилова, которое выпускает специалистов со средним профессиональным образованием, и Военный институт военных дирижёров Военного университета, который готовит специалистов с высшим образованием.
– Если коротко, как выстраивается ваша работа?
– Во-первых, проводится ежегодная проверка оркестровых служб на местах. Для этого создаётся специальная комиссия во главе с начальником Военно-оркестровой службы. Но, кроме этого, для профессионального роста имеются и смотры-конкурсы военных оркестров во всеармейском масштабе. Они проходят раз в пять лет в два тура. В этом году первый, отборочный, стартовал в феврале в Москве и завершился 12 марта на Северном флоте. За это время своё мастерство продемонстрировали военные музыканты Западного, Восточного, Центрального и Южного округов. Второй, заключительный тур, в котором примут участие лучшие из лучших 12 оркестров, пройдёт на Красной площади с 27 по 31 августа 2019 года в дни, когда будет проводиться XII Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня».
– А что должны показать оркестры во время ежегодной проверки?
– К приезду комиссии должны быть подготовлены не менее двух новых концертных программ, каждая продолжительностью до часа, и плац-концерт. Каждый оркестр обязан исполнить Государственный гимн Российской Федерации и следующие произведения: «Славься» Глинки, «Развод караулов» Павлова, «Красная заря» Чернецкого, два строевых марша и два «Встречныхмарша». Кроме этого, про­слушиваются произведения концертного репертуара, в числе которых должны быть переложения сочинений отечественных и зарубежных композиторов-классиков, а также оригинальные сочинения для духового оркестра. Завершается проверка исполнением программы плац-концерта. Важно отметить, что в ходе проверки мы не только оцениваем уровень подготовки оркестра. Наша задача – оказать методическую помощь военным дирижёрам, в том числе и в формировании музыкального репертуара, проведении оркестровых занятий и индивидуальной подготовки музыкантов.
– А к каким ещё мероприятиям, кроме проверки работы оркестров на местах, имеет отношение Военно-оркестровая служба?
– Конечно, это музыкальное обеспечение военных парадов к 9 Мая – на Красной площади, в городах-героях, городах воинской славы. Во всех других городах, где проводятся парады.
Если брать фестивальную деятельность, то недавно состоялся VII Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске. В нём участвовали военные оркестры из России, Казахстана, Монголии и оркестр кельтских волынок и барабанов, представляющий Евросоюз. На днях в Тамбове завершился VII Международный фестиваль духовых оркестров имени Василия Агапкина и Ильи Шатрова. На нём выступили шесть оркестров из разных городов страны, включая Центральный военный оркестр Минобороны России, военные духовые оркестры войсковых частей 54607 и 31969, дислоцированных в Тамбове. С ними вместе работали и тамбовские музыканты – Губернаторский духовой оркестр Тамбовской области и Духовой оркестр имени Агапкина. В рамках фестиваля был открыт памятник военному дирижёру генерал-лейтенанту Валерию Михайловичу Халилову. Памятник выполнен в полный рост и установлен на гранитном постаменте, украшенном фанфарами. Его разместили в центре города неподалёку от монумента военным музыкантам Василию Агапкину и Илье Шатрову. Автор всех композиций – московский скульптор Александр Миронов.
Центральный военный оркестр выступит с 28 июня по 5 июля и в Армении. В сентябре прошлого года наши военные музыканты уже участвовали в первом ежегодном межгосударственном фестивале Россия – Армения «Главное – Отчизне служить». Его проводит Международный фонд памяти Арно Бабаджаняна при поддержке министерств обороны России и Армении. После этого наш военный оркестр ждёт на своём фестивале город первого салюта, город воинской славы Белгород.
Не за горами и музыкальное обеспечение главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге в ознаменование Дня ВМФ.
С 30 июля по 5 августа Цент­ральный военный оркестр выступит на Международном военно-музыкальном фестивале в финском Хамине.
О «Спасской башне» речь уже шла. А в период с 22 сентября по 1 октября оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова будет находиться в служебной командировке в Швейцарии в рамках международного военного сотрудничества Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации. Воспитанники училища уже более 25 лет принимают участие в ежегодных мероприятиях, посвящённых годовщине перехода Русской армии под руководством фельдмаршала Суворова через Альпы.
– В давней бардовской песне Владимира Васильева есть такие слова: «Уходит мой оркестр, но звуки догоняя, за музыкою вслед мальчишки побегут». Как вы считаете, актуальны ли они сегодня?

Здесь собраны таланты.

– Пусть за меня скажут такие факты. С момента проведения военно-музыкальных фестивалей, например в Хабаровске и Тамбове, число подростков, которые учатся в музыкальных школах этих городов, увеличилось в разы. И для тех же суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова, я уверен, военная музыка стала судьбой и любовью навсегда. Они верные её продолжатели и хранители. И конкурс среди поступающих в училище очень серьёзный.

Датой возникновения Военно-оркестровой службы в России принято считать 19 февраля 1711 г. В этот день Петром I был подписан указ № 2319, которым объявлялись «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям».

Этими штатами в каждом пехотном полку предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.

Руководили оркестром преимущественно музыканты-иностранцы, имевшие чин унтер-офицера и являвшиеся предшественниками капельмейстеров (должность капельмейстера была введена в оркестрах русской армии в первой половине XVIII века).

Для совершенствования руководства военными оркестрами в первой половине XIX века вводится должность главного капельмейстера войск гвардии, на которую был назначен А. Дерфельд. После его смерти этот пост занимали Ф. Гаазе (1830-1851), А. Чапиевский (1851-1855) и А. Дерфельдт — сын (1855-1869). В 1869 г. должность была упразднена.

Большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н.А. Римского-Корсакова, являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884). За 11 лет своей работы на этом посту Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.

В период строительства Красной Армии руководящих органов по управлению военными оркестрами, как в центре, так и на местах, еще не существовало. Большая потребность в идеологическом и культурном воспитании личного состава привела к тому, что уже в 1919 г. было создано художественное отделение Агитационно-просветительного отдела Политического управления РВСР, в состав которого входила музыкальная секция, именуемая до марта 1920 г. Музыкальным бюро. Музыкальная секция была разделена на пять подсекций: репертуарную, хоровую, оркестровую, народных инструментов и камерную (просветительные концерты).

Для руководства военными оркестрами на местах в округах организовывались инспекции военных оркестров, возглавляемые инспекторами.

В целях более оперативной организации и руководства военными оркестрами РККА в январе 1921 г. были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура». Этим штатом были введены должности заведующего бюро, его помощника и 30 инструкторов.

В августе 1921 г. Бюро военных духовых оркестров армии и флота было переподчинено Штабу РККА с переименованием его в отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами на правах управления. Отдел ведал всеми вопросами организации военных оркестров РККА и руководил их специальной подготовкой. Начальником отдела был назначен В.Л. Мессман.

В 1922 г. произошли новые изменения в организации и руководстве военно-оркестровой службы. Отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами был расформирован, а его функции возлагались на Управление по подготовке и службе войск Штаба РККА. Эти изменения, как и последующие, были продиктованы организационными мероприятиями, проводимыми в Красной Армии в связи с военной реформой.

С октября 1924 г. при строевом отделе и отделе по укомплектованию управления РККА вводится должность инспектора по оркестровому делу РККА. С 1 декабря 1931 г. руководство военно-оркестровым делом в РККА было передано Управлению боевой подготовки РККА. Инспектор по военно-оркестровому делу РККА стал подчиняться непосредственно начальнику Штаба Управления боевой подготовки РККА.

В предвоенный и военный периоды (1939-1945) неоднократно изменялось наименование центрального органа Военно-оркестровой службы: Инспекция военных оркестров РККА, Отдел оркестров, затем вновь Инспекция военных оркестров РККА. В разное время они подчинялись Главному управлению формирований Красной Армии, Главному политическому управлению, инспектору пехоты РККА и другим начальникам. В 1947 г. была образована Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил Союза ССР с подчинением начальнику штаба Сухопутных войск.

Инспекция военных оркестров Советской Армии в последующем стала именоваться Военно-оркестровой службой Министерства обороны Союза ССР, Военно-оркестровой службой Министерства обороны Российской Федерации, а с 1997 г. — Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации.

В разные годы Военно-оркестровую службу возглавляли: С.А. Чернецкий (1924-1949), И.В. Петров (1950-1958), Н.М. Назаров (1958-1976), Н.М. Михайлов (1976-1993), В.В. Афанасьев (1993-2002), В.М.Халилов (2002-2016).

В Киржачском районе сегодня проводили в последний путь генерал-лейтенанта Валерия Халилова. Руководитель прославленного ансамбля имени Александрова погиб вместе со своим коллективом в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016-ого. Родным Халилов завещал похоронить его на родине предков.

Достойнейшего сына России - Валерия Халилова - провожают в последний путь на родине предков, на киржачской земле. Халино, Архангельский погост, вблизи церкви Архангела Михаила. Каменный храм на дороге из Киржача в Хмелёво был построен в 1814 году. Валерий Михайлович Халилов очень мечтал о возрождении этой церкви, и прилагал к этому все силы. Во владимирской глубинке будущий народный артист России, прославленный военный дирижёр и композитор провёл свое детство. Крестили его в 4 года. А он в своих интервью потом часто рассказывал о своей бабушке, о "сказочных владимирских лесах", "земляничных полянах" и "маковках церквушек". Отдать дань памяти Валерию Халилову приехали сотни и сотни людей. Из разных городов России. Москва, Владимир, Киржач, Екатеринбург... Это высшие чины Министерства обороны, генералы и офицеры, артисты. Официальные делегации. Эскорт от военного университета, делегация московского военно-музыкального училища, которое отныне носит имя Халилова. По словам друзей и коллег, с этой утратой невозможно смириться. Халилов - имя- символ. И для российской армии, и для российской культуры. Представитель знаменитой династии дирижёров, Валерий Халилов сделал себя сам.

ВИКТОР БАРЫНЬКИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: "Он такой талантливый. Он всегда был лидером. Вот представьте, молодым лейтенантом, в 80-ые годы, он занял первое место среди духовых оркестров, и его направляют в Москву, в качестве поощрения, потому что он лучший военный дирижёр. И в Москве он проходит путь с младшего офицера - до генерал-лейтенанта".

Слёзы, цветы, сотни венков, траурные повязки. Отдать последние почести генерал-лейтенанту Халилову приехали и совсем юные армейцы. Представители военно-патриотических клубов.

ТИМОФЕЙ СТАРЦЕВ, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ "ДОБЛЕСТЬ" , КИРЖАЧСКИЙ РАЙОН: "Он один из самых достойных сынов родины. Он достоин подражания. Мы все его чтим".

Панихида прошла под сводами храма Архангела Михаила. Официальную делегацию Владимирской области, которая прибыла на церемонию прощания, возглавила лично губернатор Светлана Орлова. На владимирской земле говорят: память о Валерии Михайловиче будут бережно хранить. А в Киржаче обязательно появится улица, которая будет носить его имя. С такой идеей выступила глава региона.

СВЕТЛАНА ОРЛОВА, ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ""Давая всем пример, на плац всегда подтянутый выходит офицер". Это слова о нём, об этом человеке. Столько он сделал прекрасного, чистого, доброго, какие фестивали они проводили! Он делал всё это всей душой и всем сердцем".

ВЛАДИМИР КИСЕЛЁВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Безусловно, память о Валерии Михайловиче будет жить в наших сердцах. И пусть общая для нас киржачская, владимирская земля будет ему пухом".

Траурную церемонию на Архангельском погосте сопровождал центральный военный оркестр Министерства обороны. С ним Валерий Халилов также часто выступал и в России, и за рубежом. Удивительно умный, талантливый, преданный отчизне и профессии, светлый и лёгкий человек. Все кто знал Валерия Михайловича говорят: "Халилов - человек- эпоха". Музыкальное дело будет продолжено. Будут сохранены легендарный ансамбль, все фестивали, у истоков которых стоял Валерий Михайлович. Валерий Халилов успел многое, но не успел, возможно, еще больше. Его хватало на всё - на новые программы, бесконечные гастроли, концерты. Но он всегда находил время и вдохновенно сочинял музыку. Произведения Халилова сегодня также звучали на церемонии прощания.

ТИМОФЕЙ МАЯКИН, НАЧАЛЬНИК ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: "Вместо обеда он всегда композиторским творчеством занимался, и также в течение дня, рояль у него стол в кабинете. Да он и сейчас там по-прежнему стоит. И там записи нотные его есть, нереализованные".

Уроженец узбекского Термеза, Халилов стал известен всему миру. А легендарному ансамблю имени Александрова под его руководством рукоплескали в разных странах, на разных континентах. Весь цвет прославленного коллектива погиб вместе с Халиловым в авиакатастрофе над Чёрным морем. Однокурсник Валерия Халилова - Александр Карпов проститься с другом прилетел специально, из Екатеринбурга. С особой теплотой Александр Васильевич вспоминает и годы учёбы, и часы и минуты - впоследствии уже редких встреч.

АЛЕКСАНДР КАРПОВ, ОДНОКУРСНИК ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА (г. ЕКАТЕРИНБУРГ): "Я продолжал службу в военных оркестрах, и все время находился под патронажем Валерия Михайловича, всегда чувствовал его поддержку, его дружеское отношение, высочайший профессионализм".

На могиле Валерия Халилова установлен деревянный крест. В планах - создание на Архангельском погосте мемориала. Достойнейшему сыну России - Валерию. Халилову отданы все воинские почести. В память о народном артисте, генерал-лейтенанте Халилове - оружейные залпы. И - музыка. В исполнении военного оркестра. Страна простилась со своим великим гражданином, человеком и музыкантом.

Мария Платанюк, Александр Голубев "Вест-Владимир".

— Как вы относитесь к тому, что военные оркестры выступают на фестивалях гражданского характера? Поступают ли вашим оркестрам предложения выступить на таких мероприятиях?

— Деятельность военных оркестров не может ограничиваться музыкальным обеспечением воинских ритуалов, концертными выступлениями и работой с музыкальной самодеятельностью в своих воинских частях. Военные оркестры должны выступать и выступают в парках, принимают участие в различных музыкальных фестивалях и проектах, выходят на городские концертные площадки. Это давние традиции. И примеров можно привести множество. Так, в проведении рок-фестиваля "Нашествие" в разные годы принимали участие оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова и Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова. Да, выступали они в своем формате, показывали плац-концерты, но публика принимала их с удовольствием. 9 мая нынешнего года военные оркестры в разных городах нашей страны поддержали арт-проект "Рио-Рита — радость Победы", превратив городские сады и парки в танцевальную площадку мая 1945 года. В рамках подготовки к международному военно-музыкальному фестивалю "Спасская башня" военные оркестры в течение трех месяцев радовали своими выступлениями москвичей и гостей столицы в парках города Москвы.

Сталкивались ли вы с трудностями, связанными с усложнением внешнеполитической ситуации?

— Я не стал бы говорить, что это как-то затронуло наши коллективы. Только в текущем году Центральный военный оркестр принял участие в международном военно-музыкальном фестивале в Бремене и готовится к концертной поездке в Армению. В ближайшее время военный оркестр штаба Восточного военного округа продемонстрирует свое мастерство на военно-музыкальном фестивале в Китае. Ежегодно, на протяжении более двадцати лет по приглашению швейцарской стороны оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова выезжает с концертными выступлениями в Швейцарию в дни проведения мероприятий, посвященных переходу генералиссимуса Суворова через Альпы. Российские военные оркестры были и остаются востребованными на престижных международных фестивалях за рубежом. Предложений поступает очень много. Кстати, проблем с прибытием в нашу страну иностранных оркестров не испытывают и военно-музыкальные фестивали, проводимые у нас. Подтверждением этому служит состав участников международных фестивалей, проводимых в Тамбове, Южно-Сахалинске, Хабаровске и Москве. К примеру, гостями фестиваля "Спасская башня" в нынешнем году станут 12 зарубежных коллективов с самой широкой географией.

Все приглашения, которые были разосланы иностранным участникам, были приняты?

— Напомню, что нынешний фестиваль "Спасская башня" станет десятым. Юбилейным. И за годы своего проведения он приобрел поистине международное признание и престиж. Практически сразу он вошел в тройку лучших среди подобных ему в мире. Заявок на участие поступает очень много, а вот временные рамки представления ограничены. Поэтому, к сожалению, и в этом году не все коллективы, направившие свои заявки, смогут принять в нем участие. Но мы будем рады встретиться с ними в будущем и работа в этом направлении проводится дирекцией фестиваля постоянно.

Подтвердила ли свое участие Мирей Матье?

— Конечно. Как и в прошлые, в качестве почетного гостя Мирей Матье примет участие и в нынешнем фестивале. Она не раз говорила о том, что с нетерпением всегда ждет этого события и готовится к выступлениям с большим трепетом.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.