Самолет ту 160 белый лебедь. Возрождение "Белого лебедя": как обновили боевой бомбардировщик России

Фото из открытых источников

Страх и ужас американцев – российский стратегический ракетоносец Ту-160, способный одним залпом снести десяток североамериканских штатов, в скором времени получит новое развитие.

Его модернизированная версия Ту-160М2, неуязвимая для противовоздушной и противоракетной обороны противника, начнется после 2021 года. Министр обороны РФ Сергей Шойгу на «правительственном часе» в Совете Федерации подтвердил эту дату и пояснил, что оборонно-промышленный комплекс России готов начать производство усовершенствованного воздушного стратегического ракетоносца, который будет способен наносить удары вне действия систем ПРО.

Сейчас на вооружении ВКС России находится 16 стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160. Это – «штучный товар», каждый из них имеет имя собственное – носит персональное имя в честь русских и российских пилотов или былинных богатырей. При экипаже в четыре человека, эта «летающая крепость» несет на своем борту заряд вооружения, который сопоставим с мощью атомной подводной лодки, способной уничтожить бомбовым вооружением и крылатыми ракетами как минимум одно из побережий США.

Необходимость модернизации этого «стратега» обусловлена веянием времени – на его борту предполагается разместить новые виды вооружений, в том числе сверхдальнюю ракету Х-БД, способную донести свой боезаряд на расстояние свыше 3000 километров. Сейчас речь идет о выпуске практически нового самолета, который при внешнем сходстве со своим старшим братом «лебединой стаи», будет полностью от него отличаться по оснащенности, авионике, вооружению. Решение о производстве обновленного Ту160М2 было принято при необходимости создания переходного варианта стратегического ракетоносца. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) – бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, создаваемый в ПАО «Туполев», появится на вооружении ВКС России несколько позже, ориентировочно в 2023 году. Предполагается, что этот самолет должен заменить бомбардировщики Ту-95, Ту-160 и частично взять на себя функции Ту-22М3. Новый самолет должен быть выполнен по схеме «летающее крыло». До его появления именно усовершенствованный Ту-160М2 возьмет на себя функции ударной силы стратегического авиакрыла.

«Ту-160М2 – абсолютно новый самолет, – рассказывает авиационный эксперт Юрий Гаврилов. – Более подробной информации о характеристиках этого «стратега» пока не раскрывались. Предположительно, в ПАО «Туполев» внесли в конструкцию этого боевого воздушного судна изменения, которые должны быть реализованы в ходе первоначального производственного цикла бомбардировщика. Вероятно, что эти изменения окажутся минимальными. Основная часть изменений, скорее всего, коснутся систем бортовой электроники бомбардировщика. Разработкой авионики для Ту-160М2 занимается российский «Концерн радиоэлектронные технологии». В рамках проекта по модернизации нового самолета, как предполагается, будут созданы новые бортовые системы, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружений. Не исключено, что некоторые из новых систем потом могут быть использованы в ПАК ДА, который разрабатывается параллельно с Ту-160М2.

Возобновление производства «Белых лебедей», несомненно, потребует мобилизации научно-исследовательских и производственных мощностей авиационного концерна и разработки принципиально нового подхода в создании принципиально новых самолетов стратегической авиации. Их назначение остается прежним. При этом многие элементы усовершенствованного самолета будут абсолютно новыми. И Ту-160М2 останется мощным средством ядерного сдерживания, в котором ставка делается на сверхзвуковую скорость полета и молниеносное поражение целей ракетами, в первую очередь стратегическими крылатыми ракетами, способными нести ядерные боеголовки».

Новый стратегический бомбардировщик должен получить и новое оружие. В первую очередь речь идет о ракете Х-БД, которая, как предполагается, превзойдет по многим показателям свою предшественницу Х-101, которые несет на борту нынешний Ту-160. Её дальность – 3000 километров, а новой ракете заявляют вероятность поражения цели в 5000 километров. При полной секретности этой разработки, утверждается, что она будет обладать потрясающими возможностями «обмана» всех существующих и перспективных средств ПВО и ПРО. Ту-160М2 даже не нужно будет входить в зону поражения противоздушной обороны – взлетел, осуществил запуск на безопасной дистанции и вернулся на аэродром взлета пить чай. В принципе, именно так сейчас способен действовать и находящийся в строю Ту-160.

«Основным местом дислокации российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 считается авиабаза ВКС в Энгельсе Саратовской области, – напоминает авиационный эксперт Юрий Пеляев. – Однако эти самолеты, равно как и такие «стратеги», как Ту-95, которые также базируются здесь, способны нести боевое дежурство практически в любом регионе мира. Дальность их практического полета составляет порядка 12 тысяч километров, при дозаправке в воздухе они способны находиться в воздухе более суток. А зафиксированная в 2010 году дальность составила 18 тысяч километров! И, взлетев под Саратовом, а затем дозаправившись, скажем, в районе Южно-Китайского моря, где на вьетнамской базе Камрань дежурят наши топливозаправщики Ил-78, они в течение нескольких часов могут находиться вблизи берегов США.

Ну и нельзя исключать применение так называемых «аэродромов подскока», например, на Сахалине или Камчатке, откуда этим бомбардировщикам можно быстро подлететь на время расчетного удара по объектам потенциального противника. При этом даже не нужно входить в зону ПВО неприятеля – несомое на борту вооружение способно достигнуть цели на расстоянии от двух до пяти тысяч километров. Совсем не обязательно приближаться к берегам страны, которая окажется враждебной по отношению к России».

Нынешний Ту-160 – сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, который является лучшим в мире стратегическим бомбардировщиком. У него самая большая полезная нагрузка, самая высокая скорость, ему нет равных по предельной высоте полета, по боевому радиусу, по энерговооруженности, у него самые дальнобойные ракеты. Впервые боевое применение Ту-160 было использовано во время военной операции ВКС России в Сирии в ноябре 2015 года. Взлетев с территории России, они нанесли удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) и, не заходя в воздушное пространство Сирии, вернулись на аэродромы базирования. Все цели были поражены, что подтвердили средства объективного контроля.

Новое поколение стратегических бомбардировщиков Ту-160М2, как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, будет производиться на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. Здесь есть опыт производства, помимо прочих, и самолетов Ту-160. А сейчас восстановлена электронно-лучевая сварка титана, которая крайне необходима в изготовлении новых «Белых лебедей».

Боевая эффективность новой машины, по утверждению заместителя министра обороны Юрия Борисова, повыситься в 2,5 раза по сравнению с Ту-160, который был принят на вооружение Дальней авиации ВВС в 1987 году.

Подпишитесь на нас

Ту-160 с увеличенной стреловидностью крыльев Полёт на сверхзвуке

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 признанный флагман российской дальней авиации! В России его называют Белым Лебедем! На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда! Он способен нести на борту 45 тонн ракет и бомб разного класса! Это 24 гиперзвуковые ракеты, 12 стратегических крылатых ракет, управляемые авиабомбы калибром до 1,5 тонн. Ту-160 обладает достаточно высокой манёвренностью. Он способен лететь на малой высоте с огибанием рельефа местности! При полёте Ту-160 в таком режиме сбить его достаточно трудно! На борту Ту-160 установлено около 100 электронно-вычислительных машин! Топливо на Ту-160 не такое как на обычных самолётах. Оно азотировано и сгорает только в двигателях самолёта! Конструкция топливных баков такова, что они разделены на части, соответственно при пробитии одного бака не теряется всё топливо самолёта! Максимальная скорость Ту-160 — 2 скорости звука на большой высоте (2500 километров в час или 695 метров в секунду)!

Первый раз самолёт взлетел в конце 1981 года. Ту-160 был принят на серийное производство ещё до того как прошёл все лётные испытания. Такая спешка была вызвана тем, что у американцев на тот момент времени уже был выпущен стратегический сверхзвуковой ракетоносец B- 1 B . В 1988 году Ту-160 был принят на вооружение.

Лётные характеристики Ту-160 значительно улучшены, по сравнению с другими самолётами данного класса, за счёт такого элемента в конструкции самолёта как, изменяемая геометрия крыла! Изменяемая геометрия крыла – это изменение угла стреловидности крыла непосредственно в полёте. На Ту-160 изменяемая геометрия крыла была применена впервые в СССР, на тяжёлом стратегическом ракетоносце. При минимальной стреловидности крыла значительно уменьшается длина разбега самолёта на взлёте и длина пробега при посадке, а при максимальной стреловидности крыла достигается максимальная скорость полёта.

При изготовлении Ту-160 для улучшения весовых и прочностных характеристик был применён титан. При производстве этого самолёта в СССР впервые была применена специальная вакуумная сварка электронным лучом.

Некоторые технические характеристики Ту-160: максимальная скорость полёта на минимальной высоте 1 300 километров в час; крейсерская скорость 917 километров в час; максимальный взлётный вес – 275 тонн; пустой самолёт 110 тонн; максимальная масса топлива 148 тонн; 4 двигателя тягой по 25 тонн в секунду каждый; максимальная высота полёта 21 000 метров; максимальная дальность полёта без дозаправки в воздухе 13 300 километров; максимальное время нахождения в воздухе без дозаправки 15 часов; самолёт оснащён системой дозаправки в воздухе. Для взлёта Ту-160 подойдёт полоса, длинной от 1 700 метров.

Во времена СССР была выдвинута идея , построить 100 самолётов Ту-160 на Казанском авиазаводе , но этим планам не суждено было сбыться. После развала СССР 21 самолёт Ту-160 остался в Украине на стратегической авиабазе в Прилуках. В тот момент времени руководство России в принципе сомневалось, что такие самолёты вообще нужны стране. Начались трудные переговоры с Украиной о передаче самолётов в Россию. В 1999 году удалось договориться о передаче 8-ми самолётов Ту-160, в обмен на прощение Украине долгов за нефтепродукты. Остальные самолёты к 1999 году Украина уже успела разрезать на металлолом! На момент времени 2015 год Россия имеет около 20-ти самолётов Ту-160.

Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 задумывался как самолёт способный вести боевые действия, как в ядерной, так и в неядерной войне. Он должен преодолевать большие расстояния до границ противника на дозвуковой скорости, а проходить противовоздушную оборону противника на сверхзвуковой скорости! Стратегические ракетоносцы-бомбардировщики, в том числе и Ту-160, на боевые задания всегда летают парами!

Ещё в 1970-е годы в СССР разрабатывались проекты стратегических ракетоносцев с гиперзвуковой скоростью, летающих на водородном топливе. В США принята программа создания гиперзвукового стратегического ракетоносца к 2025-му году!

25 января президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев", входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК), где понаблюдал за демонстрационным полетом модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. Этот новый ракетоносец с заводским номером 0804 получил имя первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина.

Испытательные полеты самолета начались еще на прошлой неделе. Церемония выкатки первого опытного образца состоялась 16 ноября 2017 года. Ожидается, что до конца текущего года ракетоносец будет передан Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ. Объем контракта на поставку Минобороны РФ десяти модернизированных ракетоносцев Ту-160М составит 160 млрд рублей. По словам президента, это позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Глава государства назвал проведенную работу по созданию самолета "большим успехом коллектива завода".

История "лебедя"

Сверхзвуковой Ту-160М2 (по кодификации НАТО - Blackjack) является усовершенствованной версией разработанного еще в СССР Ту-160. Среди летчиков получил прозвище "Белый лебедь". Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации ВКС России. Ту-160 - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, способный нести на борту крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Он был создан в ответ на появление в США межконтинентального бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer. Необходимость создания нового самолета объяснялась также тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь устаревшие дозвуковые бомбардировщики - Ту-95 и М-4.

По сравнению с американским соперником Ту-160 получил электродистанционную систему управления, руль направления в виде цельноповоротной верхней части киля, поворотный "гребень", улучшающий обтекание в зоне сочленения подвижной и неподвижной частей крыла. Центральная балка этого самолета длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, являющаяся основным силовым элементом конструкции, выполнена из титана по уникальной технологии. Максимальная дальность полета - почти 14 тыс. км. Кстати, в 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.

С 1981 по 1992 год было построено 36 таких самолетов, хотя первоначально планировалось сделать 100. Первые 19 экземпляров бомбардировщика с 1987 года передавались в бомбардировочный авиаполк в городе Прилуки Украинской ССР. Поэтому после распада СССР у РФ не оказалось ни одного новейшего стратегического бомбардировщика. В 1992–1994 годах было построено шесть самолетов, переданных бомбардировочному авиаполку в Энгельсе. В 1999–2000 годах Россия получила от Украины 11 стратегических бомбардировщиков (восемь Ту-160 и три Ту-95МС), а также около 600 ракет воздушного базирования в счет украинских долгов за российский газ. Оставшиеся в Прилуках десять самолетов были утилизированы по настоянию США, еще один передан в музей в Полтаве. Сегодня в боевом составе ВКС РФ находится 16 единиц.

Стоимость "Белого лебедя"

Экспертные оценки стоимости колеблются в диапазоне $250-600 млн (в 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн). Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится, по официальным данным на 2008 год, в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения: стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Продолжение

Решение возобновить производство бомбардировщиков в модернизированном варианте было принято в 2015 году. В Минобороны РФ сообщали, что их серийный выпуск должен начаться в 2023 году. В июне 2017 года Виктор Бондарев, занимавший тогда пост главкома ВКС, заявлял, что Ту-160М2 может впервые подняться в воздух уже в конце 2018 года. В ПАО "Туполев" были развернуты работы по созданию глубокомодернизированных самолетов.

Обновление "лебедя"

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущей версией, Ту-160М2 отличают новейшие системы обеспечения боевого применения, а также последние версии двухконтурного турбореактивного форсированного двигателя НК-32 (производится на самарском ПАО "Кузнецов").

По сообщению источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), новый самолет не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика.

На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними. Полностью оцифрованная документация по новому ракетоносцу будет выпущена не ранее середины текущего года, а без нее работы по строительству Ту-160М невозможны

источник в ОПК

Благодаря модернизации эффективность увеличится на 60%. По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, Ту-160М2 будет представлять собой практически новый самолет, в два с половиной раза превосходящий по эффективности предшественника. Внешний вид обновленного "Белого лебедя" такой же узнаваемый, как и у его "старшего брата", созданного в советское время.

В планах Минобороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, - это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2 и будет практически новым самолетом

Юрий Борисов

замминистра обороны РФ

По словам командующего Дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, внедрение новых цифровых технологий позволит "существенно повысить боевые возможности ударного комплекса с применением высокоточного оружия большой дальности".

Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полета, что в совокупности с заявленной энерговооруженностью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов

Сергей Кобылаш

командующий Дальней авиацией ВКС РФ, генерал-лейтенант

За счет модернизации ряда узлов двигателя НК-32 серии 02 самолет стал экономичнее. "Он обладает более широкими ресурсными возможностями. Благодаря данному двигателю бомбардировщик Ту-160М2, производство которого планируется развернуть в России, получит расширенные возможности, в том числе будет увеличена дальность полета", - отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В ОДК заявляли, что стенд для испытаний новых двигателей прошел реконструкцию и аттестован для работы с силовыми установками НК-32.

Этот двигатель прошел модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель в целом имеет лучшие ресурсные возможности, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономические показатели, дальность полета самолета будет минимум на тысячу километров больше по сравнению с существующим

Виктор Бондарев

экс-главком ВКС России, генерал-полковник

Как поясняют в пресс-службе Казанского авиационного завода, образец был построен на основе имеющегося на предприятии технологического задела. "Он достраивался в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике: восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений, отработки новых авиадвигателей с улучшенными характеристиками", - отмечает пресс-служба завода.

Возможности "лебедя"

Не остались в стороне и поставщики комплектующих для нового самолета. В ходе модернизации Ту-160 концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) создает новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением. Борт нового Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована и для ПАК ДА. Разработку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 обещали завершить к 2020 году.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет. Это основа ядерной мощи современной России. ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года. Ту-160 "Белый лебедь" - видео

Бомбардировщик Ту-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец Ту-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Но они все равно остаются грозой недругов и настоящей гордостью России. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя. Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).

До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны. 19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160. 8 самолетов были переданы России за списание газового долга. В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.

В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов. История создания ТУ-160 Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).

К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника - на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года - вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.

В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск ту 160, если США остановят серийное производство B-2. к тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс. Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом. В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

Особенности конструкции Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4. Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12. Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.

Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке - четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков. На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление - сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу - цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К. «Белый лебедь» - один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение Ту-160Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец - носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов. На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).

После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Уже в феврале 2018 года машина поднимется в небо, ознаменовав новый этап развития стратегической авиации России. Именно с этого самолета начнется путь к созданию перспективного комплекса дальней авиации ПАК ДА. . Всего ВКС планирует закупку не менее 50 таких самолетов. Как говорят конструкторы, «новинки» внутри. Более 60 процентов систем и оборудования бомбардировщика - новые. Это и «стеклянная» кабина экипажа, в которой вместо аналоговых приборов будут стоять жидкокристаллические панели, на которые будет выводиться вся нужная информация, и новые вычислительные комплексы повышенной производительности, и система радиоэлектронного подавления, и многое другое, чего не было на Ту-160.Но главное, что самолет получит новый двигатель НК-32 серии 02 производства самарского ПАО «Кузнецов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию», ОДК). Производство оригинальных НК-32 было прекращено в 1993 году. Так что без нового мотора Ту-160М2 в небо не подняться. На базе модифицированных двигателей НК-32 второй серии будет создаваться и двигатель ПАК ДА.НК-32 - уникальный по своим характеристикам авиационный двигатель. Он не только самый мощный в мире, но еще и позволяет летать самолету, как в атмосфере, так и в стратосфере. Максимальная высота полета Ту-160 с НК-32 - 18 000 метров. Эту возможность бомбардировщик может использовать для прорыва противовоздушной обороны противника. Ту-160 поднимается к границам космоса и на скоростях, близких к 2 тыс. км в час, легко отрывается от истребителей. Экипаж перед такими полетами надевает специальные скафандры, очень похожие на те, что носят космонавты.
Концепция НК-32 позволяет развивать его, создавая машину большего размера и большей тяги. Это одна из основных причин возобновления его производства. Известно, что модифицированный НК-32 получит новый газогенератор и цифровую систему управления FADEC. Это не только обеспечит оптимальные режимы его работы, но и существенную экономию топлива. Так что уже сейчас можно предположить, что новый двигатель Ту-160М2 позволит ему не только выполнять сверхдальние перелеты, подниматься к границам космоса, но и иметь большую, чем у предшественника Ту-160 скорость.
Уже сегодня на Ту-160 установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару, что, собственно, наша дальняя авиация неоднократно продемонстрировала в ходе сирийской кампании по уничтожению инфраструктуры террористической организации ИГИЛ (запрещена в России).
Российские ВКС показали возможность пуска с бомбардировщика самых современных стратегических крылатых ракет Х-101 в неядерном оснащении. Дальность их полета - 4 тысячи километров. Ту-160М2 также будет иметь такую возможность, так что будет использоваться не только в рамках системы ядерного сдерживания, но и для решения текущих задач в интересах безопасности государства. Именно это имел в виду начальник Генштаба Валерий Герасимов, когда на последней коллегии военного ведомства сказал, что «набранная динамика развития высокоточного оружия и ведущиеся разработки гиперзвуковых ракет позволят перенести основную часть задач стратегического сдерживания из ядерной в неядерную сферу».Объединенная авиастроительная корпорация подчеркивает, что производство Ту-160М2 будет идти поэтапно. Цена вопроса слишком высока. Только на модернизацию производства на Казанском заводе потратили 500 млн рублей. При этом перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов, для того чтобы на нем можно было выпускать и ПАК ДА. Все это говорит о том, что ту Ту-160М2 станет именно тем полигоном, на котором сегодня начнется обкатка технологий бомбардировщика будущего.