Самосознание. Самосознание в структуре личности

Кто такой человек? Люди могут задаваться вопросом: «Кто я?». Именно данный вопрос и определяет суть личности. Не с первых минут жизни человек начинает задаваться данным вопросом. Не всегда взрослого человека интересует данный вопрос. Формирование самосознания начинается с раннего детства, подвергаясь различным особенностям трансформации и развития.

Кто есть человек? Каждая личность уникальная по-своему. Каждый человек должен сам ответить себе, кем он является. Для этого всего лишь нужно перенести внимание на себя. Обычно люди занимаются тем, что изучают окружающий мир. Ребенок наблюдает за родителями, чтобы понять, каким ему стать. Детей обучают в школе различным наукам об окружающем мире. Но каким является сам человек в своей натуре? Обычно этим приходится заниматься лишь тогда, когда человек сталкивается с проблемами и нереализованными целями, из-за чего страдает.

Человека не обучают тому, чтобы он познавал самого себя. Почему? Потому что все, что связано с самим собой, называется эгоизмом. А эгоистами в наше время быть плохо. Читатель интернет-журнала сайт станет эгоистом, если начнет познавать самого себя с целью решения множества своих проблем, преобразования своей жизни и достижения счастья. В обществе принято, чтобы люди занимались друг другом, помощью и поддержкой, но только не личными своими жизнями.

Страдания и проблемы человека не покидают, поскольку он элементарно не знает самого себя. Чего человек хочет? Какой жизнью желает жить? Что он делает ради собственного счастья? Обычно люди не задаются подобными вопросами, чтобы не быть эгоистами. А в итоге люди просто сами себя лишают возможности стать счастливыми, успешными, чтобы имеющимися ресурсами помогать окружающим.

Что такое самосознание личности?

Самосознанием личности называется способность человека взглянуть на самого себя и осознать собственное «Я». «Кто такой я?» — человек практически никогда не задается подобным вопросом, чем лишает себя возможности познать собственные интересы, потребности, желания, ценности, мотивы поведения и причины возникновения различных переживаний. Обычно человек обращается к друзьям, психологам или советчикам, чтобы они подсказали, как ему жить, что делать в той или иной ситуации, как решить проблему, почему он чувствует то, что ему неприятно, и пр. Хотя проще всего и эффективнее было бы обратиться к самому себе с подобными вопросами.

Познать самого себя! Обычно данным лозунгом люди часто пользуются, но никогда его не практикуют. Самосознание – это и есть самопознание. Необходимо обратить взор на самого себя, увидеть себя таким, каким вы являетесь, понять причины возникновения тех или иных реакций, повадок. Познать, какими ценностями и желаниями вы обладаете. Понять, какой вы на самом деле, а не каким вас видят окружающие люди.

Может оказаться, что окружающие люди являются глупцами, поскольку на самом деле вас не знают. Все, что они говорят о вас, даже не имеет никаких аргументов и реальных фактов, подтверждающих их слова. А человек обычно прислушивается к мнению окружающих, думая, что оно правильное. Хотя по факту может оказаться, что эти люди вовсе вас не знают, даже не попытались познать вас, чтобы делать какие-то выводы, в которые вы верите и считаете их истинными.

Человек начинает осознавать себя с самого рождения, однако сознательный процесс познания собственного «Я» происходит гораздо позже. Для сознательного самопознания необходимо волевое направление своего внимания внутрь самого себя. Однако человек этим практически не занимается с тех пор, как родители начинают заниматься его воспитанием, постоянно приучая устремлять свой взор на окружающий мир и мнение других людей.

Однако в процессе самопознания не следует увлекаться. Как и любой процесс, это может принести как пользу, так и вред. «Познай самого себя» — теперь каждый человек то и дело, что занимается познанием самого себя, поиском своего смысла жизни, устранением своих недостатков и самосовершенствованием. Пожалуй, помимо виртуальных игр и просмотра телевизора, это является еще одним способом пустой траты времени.

Вечный поиск себя — отличный способ ничего не делать. Человек лишь посещает семинары и читает книги по самосовершенствованию, но при этом не меняется. И поскольку не меняется сам человек, то не меняется и его жизнь.

Вы занимаетесь поиском самого себя, познанием и борьбой с собственными недостатками? Можно вас поздравить: вы тратите свое время впустую. Невозможно познать себя, поскольку с течением времени вы постоянно меняетесь. Невозможно найти себя, поскольку вы ищете себя там, где вас нет. Вы всегда находитесь рядом с собой. А пытаетесь найти себя где-то в другом месте, в каких-то вещах, увлечениях и отношениях. Более того, побороть свои недостатки невозможно, потому что они являются просто теми качествами, которыми вы не умеете правильно пользоваться.

В настоящее время многие люди увлеклись . Они мучают себя диетами, косметическими процедурами, физическими нагрузками и т. д., чтобы стать внешне привлекательными, то есть подогнать себя под некий идеал красоты, который придуман людьми, а не природой. Они пытаются убрать из своего характера какие-то черты, вести определенный образ жизни, совершать одни поступки, укоряя себя за совершение других действий. Человек пытается поместить себя в какие-то рамки, которые придуманы обществом. Обратите внимание, что люди не себя совершенствуют и не себя пытаются найти, а стараются подогнать себя под некий идеал, которому должны соответствовать все люди.

Пока вы занимаетесь поиском самого себя, вы просто тратите свое время. Себя не нужно искать, вы и так все время живете сами с собой. Лучше не искать, а просто жить в свое удовольствие, строить свое счастье и достигать интересных вам целей. В этом и будете вы!

Самосознание и развитие личности

Самосознание не является врожденным качеством, оно приобретается, постоянно трансформируясь в течение всей жизни человека. Самым элементарным самосознанием, которое можно наблюдать, является изучение ребенка своих частей тела с целью понимания того, как ими можно управлять. Однако самосознание происходит не только на уровне телесного познания. С годами человек может обращаться к своему внутреннему миру, который не виден глазу.

По мере развития личности самосознание становится следующим:

  1. До года – когда ребенок трудно отделяет себя от окружающих. Он активно начинает двигать ручками и ножками, проговаривает звуки, играет с игрушками, что дает ему первое понимание того, что он отделен от мира.
  2. От 1 до 3 лет – когда человек начинает активно учиться управлять своими движениями в пространстве и времени. Здесь он впервые осознает свое обособленное «Я», порой в негативной форме пытаясь отстоять свою самостоятельность.
  3. От 3 до 7 лет – когда ребенок осознает свою отдельность и от мира и перестает говорить о себе в третьем лице. Он все больше хочет стать самостоятельным, противостоя различным манипуляциям окружающих, которые раньше были приемлемыми.
  4. От 7 до 12 лет – когда кризисы и скачки в развитии отсутствуют. Просто ребенок постепенно закрепляет свое самосознание и обособленность.
  5. От 12 до 14 лет – когда ребенок вновь активно начинает задаваться вопросом, кто он, чтобы начать искать свой путь в этой жизни. Начинается активное «отрешение» от родительской опеки, что нередко сопровождается скандалами и ссорами.
  6. От 14 до 18 лет – когда подросток совершает множественные открытия для самого себя. Он наконец-то становится самостоятельной личностью, которая начинает взаимодействовать с окружающим миром, влиять на него и формировать свое будущее.

Самосознание требует обращения своего внимания на себя. Чтобы познать себя, нужно смотреть на свое естество открытыми глазами, ничего не приукрашивая и не оценивая. Самосознание не требует выявления в себе недостатков, чтобы срочно их в себе исправить, а также не побуждает человека понимать, в чем он еще не идеален, по мнению общества. Самосознание направлено на познавание самого себя как отдельной личности, которая никак не связана с окружающим миром.

Формирование самосознания личности

Самосознание личности формируется благодаря следующим аспектам, которые нарабатываются с подросткового возраста:

  1. Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир, которая базируется на имеющихся знаниях и опыте, полученном до настоящего момента.
  2. Самоутверждение – модель поведения, которая способствует повышению самооценки и своего социального статуса. Как именно человек будет самоутверждаться, зависит от его взглядов, воспитания, ценностей, опыта.
  3. Постижение любви и уважения – каждый человек начинает требовать к себе определенного отношения, когда он всего лишь желает быть принятым окружающими.
  4. Осознание смысла жизни – понимание того, ради чего человек живет. Данный вопрос становится актуальным, когда человек сталкивается с потерей чего-то ценного, а также должен определиться, какие цели ему достигать, чтобы жить и развиваться.
  5. Социальная роль – статус, который человек занимает в обществе.

Особенности самосознания личности

Принято рассматривать несколько особенностей самосознания:

  1. Когнитивный – изучение физиологических и психологических процессов.
  2. Личностный – самооценка, отношение к своим достоинствам и недостаткам.
  3. Интеллектуальный – самонаблюдение и самоанализ.
  4. Поведенческий – сочетание всех предыдущих уровней, что выливается в определенное поведение.
  5. Пассивный – автоматическое изучение как следствие развития.
  6. Активный – контролируемый процесс развития.

По мере своего роста человек приобретает способность оценивать самого себя. Самооценка – это оценка того образа «Я», который человек сам в себе видит. Она влияет на его отношение к себе, поведение и процесс самосовершенствования. Делят самооценку на:

  • Завышенную – идеализирование и превозносение своей значимости для общества. Часто такие люди эгоистичные, жестокие и агрессивные, ленивые.
  • Заниженную – занижение собственных возможностей. Человек ставит цели, ниже тех, которых мог бы достичь. Считает, что нуждается в помощи. Очень критично к себе относится, стеснительный, замкнутый, неуверенный, застенчивый.
  • Адекватную – объективное восприятие себя и своих возможностей, нормальное отношение к собственным недостаткам и уровню притязаний.

Как в итоге самосознание личности влияет на ее развитие?

Саморазвитие стало не просто психологическим понятием личностного роста, но и модным, престижным культурным времяпрепровождением. Тот, кто занимается своим ростом и стремлением достигать целей, тратит на это усилия и время. Но как люди умеют совершенствоваться путем саморазвития?

Сперва человек должен определиться, что именно он решил в себе видоизменять. Любые расплывчатые понятия не подходят, например, стать духовным, потому что у каждого свое понятие духовности. Следует четко обозначить свои новые черты личности, которые вы желаете в себе развить, чтобы предпринимать конкретные действия.

После постановки цели, начинайте двигаться к ней. Например, вы решили в себе умерить уровень агрессии, тогда каждый раз, когда чувствуете, что начинаете «гореть от ярости», старайтесь не поддаваться ей, не отвечать на реплики других людей и успокоить свой эмоциональный фон. Путем самостоятельной проработки тех или иных качеств своей личности можно достичь высоких результатов.

Считается, что тот, кто не растет, очень быстро погибает. Современный мир очень быстро видоизменяется, поэтому каждые полгода следует менять свой подход к одному и тому же делу. Саморазвитие способно помочь адекватно отнестись к постоянным изменениям и выстоять к вечной гонке на выживание и душевное счастье. К тому же, самоконтроль позволит раскрыть в себе энергию, новые способности и потенциал ко многим действиям.

Ошибочно утверждать, что исследованием природы самосознания человека ученые занимаются не первый десяток лет. Лишь с недавних пор это подверглось детальному изучению. Так, стоит отметить, что самосознанием личности является некая фиксация собственного "Я", способность выделить себя из окружающей среды.

Нравственное самосознание личности

В раннем возрасте каждый человек проходит период становления нравственного сознания. Для маленьких детей примером для подражания являются родители и учителя, а подростки склонны больше прислушиваться к своему внутреннему голосу и личному опыту. В раннем возрасте формируется индивидуальное представление об окружающей среде, мировоззрение, которое подвергается изменениям спустя некоторое время. В период юности отмечается личностная стабильность: в сознании девушки или молодого человека возникают мысли, касающиеся определения собственной значимости в этом мире.

Важно знать, что линию поведения человека определяет его понимание смысла жизни. Если оно будет наиболее гуманным, не приносящим вред окружающему миру, то это придаст большую нравственную силу такой личности. Мало того, этот внутренний потенциал поможет в разрешении возникших жизненных трудностей. Нравственный идеал помогает стремиться к совершенству, развивая и укрепляя силу воли, . Содержание нравственного идеала может многое сказать о личности человека. Каждый из нас дорожит своими ценностями, которые способны определить основной вид деятельности человека и, в целом, его дальнейшее развитие.

Самосознание личности в психологии

Ни одно развитие личности невозможно без ее самосознания. Последнее возникает с момента рождения человека и может меняться в процессе формирования характера. Каждый ребенок отделяет себя от других, но во время контакта с окружающим миром, он неосознанно примеряет на себя роли других людей. Таким образом, он воспринимает себя, подстраивая свои действия, под себя, в общем, под оценку взрослых, под их мнение о нем.

Самосознание формируется вместе с психическим развитием, примерно до подросткового возраста. Личность ведет себя в соответствии со своими представлениями о мире, других людях, о себе и накопленных знаниях. Личностный образ каждого возникает вследствие наблюдений, анализа собственных поступков, мыслей.

На основе самосознания формируется самооценка и отношение к самому себе. Именно самосознание и запускают механизм регулирования, заставляющий человека совершенствоваться. А сознание и самосознание личности являются неразрывными компонентами. Первое может осуществлять свою деятельность, функционировать, только основываясь на втором.

Самосознание и самореализация личности

Самосовершенствование личности тесно связано с самосознанием. На его основе каждый человек пытается совершенствовать свои знания, навыки и умения. Человеческой мудрости неведомы границы религии, науки, искусства, да и повседневной жизни. По утверждению многих мыслителей, самореализация человека заключается в поиске наилучшего соответствия между своими способностями и условиями их применения. Этот путь является очень сложным, но именно в поиске гармонии между личными умениями и их реализацией состоит смысл человеческой жизни.

При решении проблемы самореализации важно знать, что речь идет именно о внутреннем постижении. Совершенствование станет более результативным, если будет подчинено определенным целям, поэтому каждый человек должен выяснить, что именно ему следует укреплять и развивать в себе. Ведь его нельзя принудить к совершенствованию, но собственное несовершенство, обычно, застает врасплох.

Каждый из нас должен изучать и исследовать свое самосознание. На основе этого мы можем определиться с собственными интересами, направлением в развитии и взглядами на жизнь. Таким образом, научимся понимать мотивы и результаты своих поступков, а также осознаем, кем являемся на самом деле.

В современном мире наблюдается некоторый поворот в сторону антропоцентризма. То есть имеется в виду, что каждый человек является центром и создателем своей уникальной Вселенной. Любой из нас приходит в этот мир для того, чтобы постоянно расти и развиваться — так распорядилась природа. Исходя из этого, одним из смыслов жизни человека является личностный рост. С помощью повышения уровня самосознания (личностного роста) можно изменить себя, избавиться от комплексов и отрицательных мыслей, научиться управлять своими эмоциями, своим поведением, с помощью осознания возможно разрешить внутренние конфликты и пережить травмы детства.

Так что же такое — самосознание? Определение самосознания звучит так — это сознание индивидом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще. Т.е. личность познает саму себя в окружающем мире. Тогда возникает вопрос, а что же тогда есть человеческая личность? Ведь личность невозможно приравнять ни к сознанию, ни к самосознанию. А личность — это конкретный, живой человек, включённый в реальные отношения к реальному миру, взаимодействующий с ним.

Но если личность нельзя свести к её сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью лишь тогда, когда он выделяет себя из мира, и отношение его к миру и к другим людям дано ему постольку, поскольку у него есть сознание. Поэтому процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это и есть процесс развития сознательной личности.

Самосознание человека как система его взглядов абсолютно индивидуально. Каждый человек совершенно по-особенному, на свой лад оценивает свои поступки и происходящие с ним и вокруг него события и объекты реального мира. Если у человека самосознание достаточно развито, то он обладает способностью предвосхищать события, а это даёт возможность предвосхитить смыслы, открывающиеся в результате поступков. Но для такого предвосхищения человек должен иметь особое знание о самом себе. Самосознание каждого человека включает в себя знания и представления о самом себе, ценностное отношение к себе и особенности регуляции поведения (саморегуляции). Психологическую основу поведения личности представляет именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений.

Человек в своей жизни может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя, т.е. насколько он личностно развит. И сам процесс личностного развития не имеет конца — нельзя сказать, что вот достигну этого уровня и всё — закончу. Нет, поскольку это процесс, то он может быть либо прогрессирующим, либо регрессирующим, застыть на какой-то стадии — это уже регресс.

Какие могут быть признаки того, что человек растёт личностно? Например, если у человека становится больше внутренней свободы и независимости, интересов, любви (к себе, к людям, к природе, к миру), больше ответственности, способностей отличать одно от другого, видеть связи явлений и событий, понимания себя и других, то это и есть личностный рост, к которому важно стремиться.

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ) и значимости своего существования(читать про ). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про ).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие . Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание ) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет , которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

Вопрос 31. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа я и я-концепции. Проблемы формирования самооценки.

Определение самосознания.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки выделения критериев самосознания:

Бехтерев . Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Психоанализ . Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер . Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания : 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Уровни развития самосознания

Аспект самопознания

Аспект самоотношения

1. уровень природного индивида, я – это прежде всего природное тело

О самосознании можно говорить условно. Происходит построение схемы собственного тела. Происходит выделение себя из окружающей среды. Построение схемы тела предполагает координацию собственных движений. Познание связано с действием. Происходит развитие сенсомоторного интеллекта

Самоотношение=самочувствие, переживание комфорта, дискомфорта. Природные переживания слиты с аффективными

2. соц. Уровень

Построение образа собственного Я. Это построение является результатом самовосприятия. Восприятия своего внешнего облика, особенностей поведения, психологических характеристик. Чтобы я образ был адекватен нужна децентрация.

Я образ постоянно меняется. Это изменение не всегда соотносится с реальной картиной. Опыты Готтшильда и Вилле (каким человек видит себя в зеркале. Экран на нем проецируется фото человека, человек, специальными ручками может изменять размер фото, под то, что он видит в зеркале. Задача привести изображение в тот вид, который он видит. С возрастом расхождение увеличивается, так как у человека формируется внутренний образ я)

Включает два компонента: эмоциональный компонент – самоуважение, и волевой компонент – саморегуляция. Самоуважение – потребность в принятии другими людьми, быть замеченным. Развитие самоуважения начинается с базового доверия – автономности – инструментальной умелости – завершается ролевой идентификацией. Саморегуляция проявляется в способности людей управлять своими НПФ. Идет формирование ВПФ

3. личностный уровень развития мышления.

От самовосприятия к самопознанию – человек сам познает себя – формирование я-концепции. Это уже не просто самовосприятие, а осмысленное понимание себя. Познавательная деятельность направлена вовнутрь. Понимает свои мотивы. Происходит второе рождение личности. Всегда существует зазор между тем, что осознаю и хочу осознать – актуалгенез. Самопознание с адекватной самооценкой - условия самоактуализации.

Личностное самоотношение человека – самооценка. Понимание своего реального я. Адекватность в осознании расхождения между я реальным и яидеальным – самооценка. Моменты несовпадения я реального и идельного – некогруэнтность. Это точка для личностного роста.

Критерии самосознания.

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание результатов своей активности

4)осознание своего индивидуального опыта, возможности индивидуального изменчивого поведения.

5) осознание себя «через другого» , возможность выделить свои особенности в сравнении с другим

6) овладение речью и как следствие возможность диалога с другими

7) наличие когнитивных схем

8)осознание наличия различных точек зрения

9)осознание своих мотивов, возможностей, способностей

10)знание и управление своей познавательной деятельностью

11) наличие автобиографической памяти.

1-4:природный Ур, 5-8:социальный уровень, 9-11:личностный уровень.

Уровни развития самосознания.(еще-какая-то классификация)

Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.

Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, рефлексия.

Целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Важной категорией самосознания является поступок , как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Понятие я-концепции.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джеймсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Я-концепция как совокупность самоаттитюдов.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:

    когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;

    ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

    поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Структура и развитие Я-концепции.

Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);

2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);

3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

    на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

    на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

    на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции. (В. В. Столин):

1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми

2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Понятие образа-Я.

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3. Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции : а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Кант : сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ «Я». Образ «Я».

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов / неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я – образ».

Проблема формирования самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули (1912) и Дж. Мида (1934).

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.