Создаем бетонное крыльцо своими руками – красиво и практично. Как залить крыльцо: технические требования, монтаж фундамента и опалубки Как сделать крыльцо для дома из бетона

Вход дома является его лицом. Он может настроить гостя на приятный прием или, наоборот, насторожить. В большинстве своем входы выполняются с прямоугольным или квадратным крыльцом, но эффектнее смотрится круглое крыльцо из бетона. Его заливка требует некоторой смекалки, т. к. добиться идеальной формы бывает сложно. Если предстоит сделать несколько ступеней, тогда работа усложняется в разы, но остается подвластной даже неопытному мастеру. В статье будут рассмотрены способы придания конкретной формы крыльцу, а также требования к бетонной смеси.

Процесс проектирования

Составление чертежа полукруглого крыльца также выполняется своими руками. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, лучше в клетку и произвести некоторые замеры, которые будут перенесены на план. Отталкиваться при проектировании необходимо не от нижней части крыльца, а от верхней, которая будет находиться возле входной двери. В минимальном варианте возле нее должны спокойно помещаться два взрослых человека. Чтобы добиться этого, ширина крыльца возле входа должна быть минимум на 50 см больше с каждой стороны от края дверного проема. Теперь необходимо измерить общую ширину площадки. С помощью циркуля в выбранном масштабе рисунок переносится на листок бумаги. Вначале схематически изображается входная дверь. От центральной точки двери рисуется полукруг с заданными в масштабе размерами. Пример видно на фото ниже.

Если ступеней крыльца будет несколько, тогда необходимо измерить высоту от уровня земли до порога входной двери. Получившийся размер потребуется разделить на высоту одной ступени крыльца. Он может быть 16 см. Если число получается с остатком, тогда можно сделать дополнительную небольшую ступеньку или равномерно разделить остатком между всеми ступенями. Ширина ступени должна быть такой, чтобы на нее было легко встать. Обычно для этого хватает 25 см, но размер можно увеличить до 30 см. Зная эти данные, можно добавить их в чертеж. Следующая ступень крыльца изображается еще одним полукругом, который выполняется в масштабе. На чертеж необходимо все размеры, которые должны быть соблюдены при монтаже.

Обратите внимание! Уголь крыльца не должен превышать 45°. В таком случае его можно назвать безопасным. Если по чертежу угол выходит больше, тогда можно увеличить ширину ступеней. Это также снизит нагрузку при подъеме.

Расчет требуемых материалов

После изготовления чертежа можно приступить к расчету количества требуемого материала. Чтобы это сделать, необходимо посчитать объем крыльца. Для простоты процесса, можно разбить крыльцо на отдельные фигуры, объем которых будет впоследствии сложен. Так как это непрямоугольное крыльцо, тогда необходимо посчитать объем полуцилиндров, каждым из которых является отдельная ступенька. Объем цилиндра высчитывается по формуле V=πr 2 h . Предположим, что верхняя площадка имеет ширину в 2 метра. Это значение соответствует диаметру круга, значит радиус будет вполовину меньше, т. е. 1 метр. Высота ступеньки 16 см. Теперь можно подставить все значения в формулу и получиться 3,14×1×0,16=0,5 м 3 . Но стоит помнить, что площадка является полукругом, поэтому результат необходимо разделить на 2 и получится 0,25 м 3 . Похожим образом производится расчет каждой ступеньки. В конце все объемы складываются и получается общее значение.

Дальше необходимо исходить из того, что на приготовление одного куба бетонной смеси уходит цемента марки М400 320 кг. Зная, что раствор готовится в соотношении 1 к 3 к 5, можно вычислить, что песка понадобится примерно 1000 кг и щебня 1600 кг. Если строить полукруглое крыльцо своими руками с размерами, которые приводились выше и на три ступеньки, то его общий объем составит 1,2 м3. Это означает, что на него всего понадобится 384 кг цемента, 1200 кг песка и 1920 кг щебня. Эти цифры получились методом умножения объема крыльца на требуемое количество материалов. Стоит учитывать, что бетонный раствор понадобится также и для фундамента.

Подготовительный этап

Подготовительный этап является одним из самых важных при сооружении полукруглого крыльца своими руками. Территория тщательно очищается от различного мусора и остатков растений. Необходимо удалить верхний слой дерна, чтобы было легче производить разметку. Удобнее будет работать на ровном участке, поэтому его частично можно подровнять с использованием правила. После подготовки можно приступать к разметке. Размер нижней ступени уже известен, чтобы начертить полукруг требуемого размера, необходимо взять прочную веревку, длина которой будет равна радиусу нижней окружности. Веревка закрепляется в точке, которая будет соответствовать середине двери. На противоположный конец веревки привязывается арматура или небольшой деревянный брусок. С помощью такого нехитрого приспособления выполняется черчение полукруга от стены до стены. Он будет обозначать не только нижнюю ступеньку, но и фундамент всей конструкции, как на фото ниже.

Вход получится довольно тяжелым, поэтому ему нужна хорошая опора. С шириной в 30 см выкапывается котлован. Углубится необходимо на глубину минимум в 70 см. Лучшим решением будет сооружение основы для крыльца на глубину ниже промерзания грунта. На дно получившегося котлована делается засыпка щебня толщиной в 10 см. Он разравнивается и укладывается такой же пласт песка. Песок необходимо хорошо утрамбовать и разровнять. Дополнительно его можно смочить, чтобы впоследствии нагрузка хорошо распределялась по материалу. Для лучшей гидроизоляции конструкции на дно и на стенки можно уложить рубероид. Из металлической арматуры изготавливается сетка, которая укладывается в котлован. При этом ее необходимо немного приподнять, установив на подпорки. Это необходимо, чтобы раствор оказался и снизу конструкции, на фото видно пример.

Выполняется заливка фундамента крыльца до уровня земли. При этом необходимо обеспечить его перевязку с фундаментом здания. Для этих целей в фундаменте сверлятся отверстия, в которые вставляются шпильки или металлическая арматура. После заливки бетона своими руками необходимо позаботиться, чтобы он заполнил пустоты и из него вышли пузырьки воздуха, из-за которых могут образоваться пустоты. Для этих целей отлично подойдет глубинный вибратор или отрезки арматуры, которыми необходимо методично прокалывать толщу раствора. Дополнительно можно по периметру фундамента для крыльца вставить арматуру, которая будет выступать над его уровнем. Это необходимо для перевязки со ступеньками. Набор прочности будет происходить в течение нескольких недель. На это время желательно накрыть основу гидроизоляционным материалом, как показано на фото, который будет препятствовать быстрому испарению влаги. Видео о том, как необходимо гнуть арматуру есть ниже.

Как соорудить опалубку

Опалубка в случае полукруглого крыльца имеет некоторые нюансы при сооружении. Будет мало просто сбить щиты, которые исключат вытекание раствора. Они должны быть требуемой формы под крыльцо. Для этих целей можно воспользоваться:

  • доской или фанерой;
  • оцинкованным металлом;
  • пластиковые листы.

При небольшом радиусе можно попробовать воспользоваться обычной доской с небольшой толщиной или фанерой. Предварительно элементы необходимо замочить в воде. Благодаря набору влаги они станут более эластичными. После этого доски изгибаются до требуемого диаметра и зажимаются в таком состоянии до высыхания. После высыхания они сохранят форму будущего крыльца. Но на проведение такой операции при возведении крыльца своими руками, необходимо затратить много сил. Поэтому проще будет воспользоваться оцинкованным металлом. Этот материал отлично гнется, поэтому ему будет несложно придать требуемую форму. Реже применяются пластиковые панели вагонки. Пластик может выдержать малый вес раствора, поэтому подойдет для крыльца небольших размеров.

Изготовить опалубку можно для всех ступеней сразу или постепенно сооружать для каждой ступеньки отдельно. В любом случае потребуется деревянный каркас, который будет удерживать листы. Их можно прикрутить к брускам обычными саморезами. Обязательной будет установка поперечных распорок, которые будут удерживать форму ступеней крыльца в требуемых пределах.

Процесс монтажа

Внутрь подготовленной опалубки для крыльца устанавливается металлическая обрешетка, как на фото. При этом пруты арматуры необходимо изогнуть по радиусу ступеней. Все сетки, которые будут уложены в ступеньки крыльца, также должны соединяться между собой. Это позволит в итоге образовать прочную монолитную конструкцию. Благодаря перевязке основания крыльца с фундаментом здания при усадке не будут появляться трещины. После укладки металлической решетки для крыльца можно приступить к заливке бетона. О его пропорциях было сказано выше. Лучше, если заливка будет происходить за один раз. Но иногда это представляется невозможным, поэтому приходится проводить процесс в несколько заходов. Именно для таких случаев и будет хороша перевязка всех элементов металлической основы.

Совет! В случае когда заливка будет производиться постепенно, армирование можно укладывать в паре с установкой опалубки. Но обязательно необходимо обеспечить переплет с предыдущей ступенью. Для этих целей в ней можно оставить торчащую арматуру, которая будет частью новой заливки. Ухаживать за свежезалитым крыльцом необходимо так же, как и за фундаментом.

Что делать с облицовкой

По истечении нескольких недель или месяца, когда крыльцо наберет полную прочность, необходимо приступать к его отделке своими руками. Бетон, безусловно, является прочным материалом, но он нуждается в дополнительной защите. Это связано с его пористой структурой. Из-за нее внутрь крыльца будет постоянно попадать влага, которая со временем разрушит металлическую арматуру, что приведет к скалыванию частей крыльца. Поэтому поры необходимо закрыть и крыльцо дольше сохранит свой вид. Это можно сделать своими руками, например, с помощью керамогранитной плитки. Она обладает высокой прочностью и устойчивостью к механическим воздействиям, поэтому постоянные нагрузки от стоп людей не приведут к ее износу. Благодаря минимальным порам такая плитка обеспечит отличную гидроизоляцию основе крыльца.

Обратите внимание! Плитку для облицовки крыльца необходимо подбирать с шероховатой поверхностью. Это даст возможность предотвратить падения при дождях и выпавшем снеге.

Еще одним прекрасным вариантом для облицовки крыльца будет клинкерная плитка. Пример видно на фото. Она изготавливается из особого вида глины методом спекания. При этом в ней практически отсутствуют поры, что также минимизирует количество влаги, которая может просочиться к основанию крыльца. Цветовая гамма такой плитки будет сочетаться с любым экстерьером дома. Нежелательно применять тротуарную плитку для отделки крыльца. Это действительно самый доступный вариант, но он обеспечит и минимальную защиту, т. к. такая плитка также отлично пропускает влагу. При укладке плитки своими руками необходимо посоветоваться с профессионалом своего дела, т. к. укладка на закругленную основу крыльца требует определенного мастерства.

Обратите внимание! При желании иметь поручни для крыльца основу для них необходимо заложить еще во время заливки, чтобы впоследствии не приходилось сверлить отверстия большого диаметра для монтажа труб.

Заключение

Сооружение полукруглого крыльца потребует значительных вложений средств и сил. Но результат будет долго радовать глаз. Над таким крыльцом можно соорудить навес из поликарбоната и металла. Можно сделать кованный козырек над крыльцом. Отличным решением будет сооружение такого навеса над крыльцом, который закроет ступеньки. Это предотвратит их замерзание зимой.

Пожалуй, второй по популярности тип крылец после деревянных – бетонные. Это могут быть как полноценные постройки, требующие только устройства ограждения и монтажа напольного покрытия, так и фундаменты, на которых достраиваются крылечки из дерева или металла.

Построить крыльцо из бетона своими руками довольно просто, можно возводить конструкции любой высоты и формы: например, построить полукруглое крыльцо. Монолитность же основы обеспечивает продолжительный срок службы крыльца, ремонт придется делать не скоро.

Бетонное крыльцо для дома: технология строительства

Изготовление крыльца из бетона своими руками – работа сложная больше физически, чем в плане технологии. Финансовые затраты на возведение будут небольшими, так как часть материалов можно набрать из строительных отходов. Так, бесплатно или почти бесплатно могут достаться доски и брус для опалубки, кирпичный или блочный бой для фундамента, песок.

Рассчитываем и подготавливаем материалы

Любое строительство начинается с создания эскиза, а попросту – рисунка будущей конструкции. То же касается и устройства крыльца из бетона: сначала рисуем эскиз. А на основе его уже делаем подробный чертеж, с проставлением размеров и отметками каких-либо нюансов. Там же должен быть отражен и фундамент под крыльцо. Теперь, когда готов чертеж, можно приступать к расчету материалов, которые нам потребуются.

Монолитное крыльцо: чертежи позволят точно рассчитать нужное количество бетона

Расходные материалы для заливки из цемента приобретаются исходя из следующих цифр: на 1м 3 будущей заливки берем 340 кг цемента с маркировкой 400 или 500, 1 кубометр песка и 0,86 кубометра щебня. Кубатуру будущего крыльца вы сможете узнать после того, как будет сделан чертеж с размерами.

Для простоты подсчета можно разделить крыльцо на отдельные блоки, рассчитать кубатуру каждого из них и сложить эти цифры вместе. Формула для расчета: длина х ширина х высота. То есть, один блок с габаритами 2,0х1,5х0,40 будет равен 1,2 м 3 . На следующей схеме – принцип разделения чертежа на блоки.

Как сделать бетонное крыльцо: для удобства расчета кубатуры делим крыльцо на блоки

Теперь что касается армирования крыльца частного дома. Схема закладки ее внутрь может быть разной, в идеале это должно быть сочетание из перекрещивающихся вертикальных и горизонтальных прутков в 10-15 мм толщиной. Размер квадрата делается 20-25 см. Как вариант – вертикальные прутки + сварная арматурная сетка в 5 мм, с ячейкой 10-15 см. Точное количество арматуры без готового чертежа сказать трудно, но на крыльцо среднего размера может уйти 150-170 м прутка.

Как залить крыльцо своими руками: примерная схема расположения арматуры внутри бетона

Доски для опалубки специально можно не покупать, тут сгодятся любые обрезки, подходящие по длине. Для подпорок, а они могут понадобиться, нужно подготовить небольшое количество кирпичей и заостренных обрезков бруса. Докупить, помимо песчано-гравийной смеси, бетона и арматуры, нужно следующее:

  • Гвозди или саморезы
  • Вязальная проволока.
  • Рубероид или геомембрана.
  • Дополнительный щебень и песок для фундамента.

Копаем яму под фундамент

Разбивку места начинаем с отметки точки середины входной двери. От нее уже делается вся разметка по земле. Сначала выставляются метки согласно чертежу и размерам на нем, в углах вкапываются голышки, на которые натягивается бечевка. По ней уже и ведем раскопку ямы под фундамент – на 50 см от уровня земли.

По краям ямы снимаем землю еще по 20 см в стороны и 20 в глубину. На дно ямы укладываем смесь гравия и песка таким слоем, чтобы до краев оставалось 20 см. Вместо песчано-гравийной смеси также можно использовать бой кирпича или газосиликатных блоков – как на фото внизу. Потом все уплотняем ручной трамбовкой и укладываем слой геомембраны. Из нее же делаем нахлест на стену, к которой примыкает крыльцо – если его строительство ведется к уже готовому дому. Далее собирается опалубка для крыльца из бетона.

Как сделать опалубку для крыльца: щиты из досок фиксируются при помощи колье из бруса

Сборка опалубки и вязка арматуры

Если доски узкие, то предварительно собираем их в щиты, которые должны иметь высоту, равную высоте одной ступеньки + 7-10 см. Длина каждого щита – соответственно длине сторон будущего бетонного крыльца. Также, боковые щиты можно выпилить из какого-либо плитно-стружечного материала. Так, как это сделано на фото внизу. Далее забиваем щиты по краям фундаментной ямы, выравнивая их по уровню, подпираем загнанными в землю кольями из бруса. Не забываем контролировать высоту щитов.

Теперь начинаем вязать арматурный каркас. Арматурный пояс каждого из уровней крыльца должен быть как минимум двойным. Нижнюю решетку приподнимаем на подпорках на 5 см. над геомембраной, а верхнюю нужно зацементировать так, чтобы она на ту же глубину утоплена в бетон. Работаем так: собираем первый уровень опалубки – вяжем первый арматурный пояс, затем второй уровень опалубки – второй арматурный пояс, и т. д. Проверяем, прочно ли установлена опалубка, если нужно – фиксируем дополнительно. Теперь заливаем песчано-гравийную смесь.

Как правильно залить крыльцо дома: установка арматуры и опалубка

И еще немного о том, как выставить опалубку. Если вы задумали круглое крыльцо из бетона, или с изгибами, то для нее можно взять прочную фанеру либо жесть. Главное, хорошо продумать фиксацию лент опалубки, потому что гибкий материал может «поехать» под весом залитого бетона. На следующем фото – как раз такая опалубка из фанеры.

Как залить крыльцо полукругом: используем для опалубки гибкие материалы

Заливаем опалубку бетоном

Бетонирование крыльца лучше производить одним разом, поэтому заранее рассчитываем нужное количество смеси и то, как она будет подаваться в опалубку. Даже если бетономешалка мобильна, вряд ли получится ее подвинуть так, чтобы прямо из нее вести заливку. Поэтому стоит подумать над созданием импровизированного желоба для подачи бетона. Строительство крыльца из бетона можно считать оконченным после окончания заливки смеси в опалубку. Нам остается только ждать полного застывания массы.

До твердого состояния бетон застынет уже к концу вторых суток, однако снимать опалубку и приступать к дальнейшей отделке крыльца можно не раньше, чем через четыре недели. Именно столько времени нужно бетону, чтобы набрать окончательную прочность. Хорошо, если на протяжении этого времени верхний слой бетона будет защищен от осадков. Крыльцо из бетона, фото которого вы видите, готово к дальнейшим работам по возведению ограждений из кирпича, дерева или металла. Кроме того, можно сделать облицовку поверхностей плиткой.

Бетонное крыльцо своими руками. Фото сделано после снятия опалубки

А в этом небольшом видео представлен процесс постройки крыльца на даче, поэтапно: от копки ямы под фундамент до облицовки ступеней плиткой.

Работая над сооружением опалубки для крыльца, прежде всего, необходимо выбрать один из существующих видов лестничных конструкций. Чаще всего это лестница, ступеньки которой сделаны из бетона. Создавая крыльцо своего дома самостоятельно, прежде всего, необходимо позаботиться о сооружении качественной опалубки для заливки будущих ступеней. Сделать ее можно из прочной древесины или других материалов, которые обеспечат получение выбранной формы конструкции.

Разнообразие материалов для создания опалубки лестничных конструкций

Особенность монолитной лестницы заключается в том, что она отличается особенной прочностью и надежностью благодаря отсутствию стыков и швов. Получить конструкцию, форма которой соответствует предпочтениям владельца дома и конструктивным особенностям жилья, можно соорудив опалубку для ее заливки своими руками. Среди множества вариантов бетонные лестницы чаще всего делают винтовыми или маршевыми.


Деревянная опалубка для крыльца

Опорой любого сооружения являются мощные балки, несущие на себе всю тяжесть конструкции. Форма ее зависит только от пожеланий застройщика, а качество зависит от соблюдения правил проведения работ и выбора материала:

  1. Опалубку можно сделать из довольно легкого, но достаточно прочного дерева. Важно чтобы толщина доски была не менее четырех сантиметров, а выбирая бруски, заботятся о том, чтобы их сечение было не меньше чем 10×10 см. Они должны быть даже прочнее чем для фундамента.
  2. Конструкции сложной формы создают с использованием ламинированной фанеры березового шпона. Толщина каждого листа составляет 21 мм. Отдельное внимание стоит уделить радиусным стенкам. В процессе заливки раствор может их просто выдавить, и чтобы избежать этого, достаточно обеспечить наличие качественных ребер жесткости.
  3. Качественную опалубку можно собрать, используя листы металла или пластика. Важно обеспечить им надежные подпорки, чтобы своей тяжестью бетон не выдавил их, нарушив форму и размер всей конструкции.
  4. Для усиления отдельных элементов таких ребер может быть недостаточно. В таких случаях используют металлический уголок. Это касается в первую очередь донной части, которую именно поперечные ребра жесткости смогут защитить от выдавливания тяжелым бетоном.
  5. Крепеж осуществляется с помощью саморезов, длина которых превышает толщину листа не меньше чем на 4 сантиметра. Такую конструкцию проще демонтировать после застывания бетона.
  6. Особую прочность конструкции придает металлический каркас, собранный из арматурных прутков.

Арматуру нельзя укладывать на дно конструкции перед тем, как приступить непосредственно к заливке смеси из цемента, щебня и песка. Пруты должны монтироваться одновременно с формой самой опалубки.

Возможные формы лестничных конструкций

Одномаршевое бетонное крыльцо

Сооружая опалубку для крыльца из бетона, необходимо заранее позаботиться о выборе формы всей конструкции. Чаще всего владельцы загородных домов предпочитают маршевые лестницы, но иногда наиболее удачным вариантом будет возведение именно винтовой модели.

Проще всего осуществить монтаж монолитного сооружения, имеющего несколько ступеней. Хотя для собственного дома хозяева все чаще хотят сделать из бетона сооружение с многочисленными ступенями. Это или винтовая лестница, или модель с косоурами, которая прекрасно смотрится.

Форма лестничной конструкции зависит высоты самого крыльца и архитектурного решения, выбранного при разработке проекта дома:

  1. Винтовая лестница из бетона имеет ряд особенностей, в соответствии с которыми, одна сторона ступеней направлена к центру осевой линии. В некоторых вариантах ступени могут даже сходиться у этой линии. Из-за особенностей геометрии сделать такие ступеньки по шаблону не получится. Поэтому для каждой из них нужные элементы опалубки вырезают отдельно в соответствии с размерами и формой. Для боковых панелей используют гнутую ламинированную фанеру толщиной не менее 21 миллиметра. Донную часть укрепляют путем создания прочного металлического основания. Особую сложность может представлять сооружение опалубки для винтовых маршей.
  2. Многомаршевые лестницы упрощают выполнение работ благодаря тому, что все ступеньки имеют одинаковый размер. Такая палуба имеет в своем оснащении вертикальные стенки, предназначенные для сооружения из бетона подступенков. Если предстоит работа по возведению многомаршевой лестницы, то понадобятся еще и промежуточные короба. Они необходимы для заливки поворотных площадок.
  3. Для строительства одномаршевой лестницы из бетона понадобится сделать необходимое количество ячеек, предназначенных для заливки каждой ступеньки.

Сооружая опалубку для лестницы из бетона, необходимо обеспечить надежные упоры в основание, расположенные на расстоянии не более 50 сантиметров друг от друга. Это не позволит самой опалубке просто повиснуть на заключительной верхней площадке.

Сборка опалубочной конструкции

Начинаются работы по сборке опалубочных коробов и ячеек со снятия точных размеров ступеней, подступенков и маршевых пролетов. После разметки приступают к вырезанию заготовок для ячеек ступеней и основательной покраске составляющих из древесины. Это необходимо для того, чтобы в процессе заливки и во время застывания раствора дерево не впитывало в себя большое количество влаги из бетона.


Установка опалубки бетонного крыльца

Можно начинать рыть котлован под будущее крыльцо, на дне которого требуется тщательным образом утрамбовать грунт. После этого необходимо обустроить подушку из щебня высотой не менее 10 сантиметров. Теперь можно приступать к сооружению непосредственно опалубки первой площадки.

При строительстве лестницы для крыльца из бетона для того, чтобы собрать надежную качественную опалубку, необходимо позаботиться о наличии упоров, обеспечивающих крепление каждой ячейки для будущей ступеньки. Сделать правильную опалубку можно, учитывая требования, в соответствии с которыми высота ступеней не должна превышать 17 сантиметров, глубина составляет 30 сантиметров, а ширина самой лестницы должна быть не менее 80 сантиметров.

По всей площади огражденной опалубкой на подставные колышки укладываются арматурные пруты, связанные отожженной проволокой в сетку. Между сеткой и подушкой образуется пространство, которое будет заполнено бетоном. Это будет первый ряд арматуры. На вертикальных опорах крепятся последующие ряды армировочной сетки, повторяющие в точности форму каждой ступеньки. Важным моментом является обустройство перечных упоров, предотвращающих выдавливание опалубки бетоном.

Сделать опалубку для лестницы любой формы нужно в точном соответствии с указанными в проекте размерами. Стенки опалубки необходимо надежно соединить брусками расположенными поперек конструкции. Они впоследствии станут опорой, необходимой для установки вертикальных щитов. Собранный короб опалубочной коробки должен быть закреплен на вертикальных опорах, хорошо закрепленных в грунте. Посмотрите видео, как собрать опалубку и залить бетонное крыльцо своими руками.

Обеспечив наличие вертикальных и поперечных крепежей, защищающих опалубку от деформации под давлением бетонной смеси, можно приступать к заливке. Сделать это нужно в один этап, постоянно трамбуя поверхность. Лучше использовать вибротрамбовку для удаления пузырьков воздуха, которые присутствуют в растворе.

Учитывая, что в ходе дальнейшей эксплуатации возможно не только намокание, но и обледенение ступеней, угол уклона верхней площадки по отношению к нижней не превышает 250. Любая лестничная конструкция, сделанная из бетона, требует облицовки. Материалом для выполнения этих работ служит керамогранит или декоративный щебень, который уже в ходе работ может быть уложен на поверхность ступеней так, чтобы каждый фрагмент слегка утопал в бетоне.

Почему многие владельцы частных домов выбирают для сооружения крыльца бетонный раствор. Все дело в прочности и долговечности бетонных конструкций и изделий. К тому же бетонное крыльцо можно отделать на свое усмотрение, используя достаточно большой список облицовочных материалов. Многим может показаться, что этот строительный процесс сложен. Конечно, не без этого, но сами мастера уверяют, что самое сложное в нем - это сборка опалубки. Что же в ней сложного?

Начнем с того, что определимся, что такое опалубка. Итак, это сборный короб, который собирается из досок или фанеры, металлических листов или плит ОСБ, так же могут быть использованы и другие плитные и листовые материалы. Ее основное назначение - придать форму, габариты заливаемой бетонной конструкции и точно расположить ее на местности. В состав опалубки входят так называемые формообразующие элементы, крепежные изделия и конструкции, которые поддерживают основную часть системы. Есть два вида опалубки: съемная и несъемная. Второй вид собирается навечно до демонтажа самой бетонной конструкции. По сути, она становится неотъемлемой частью бетона.

Так как разговор зашел о крыльце дома, то, значит, дело будет касаться съемного вида. Как его собрать своими руками? Здесь надо будет рассмотреть два варианта: из досок и из фанеры, которые могут быть бывшими в употреблении, то есть, материал остался после возведения самого частного дома.

Опалубка из досок

Для того чтобы сделать опалубку для крыльца из бетона, необходимы доски толщиною 20-30 мм. Чем шире доски, тем лучше. Но для формирования ступенек, высота которых варьируется в диапазоне 14-16 см, лучше применить доски шириною 150 мм.

В первую очередь необходимо подготовить площадку под крыльцо. Обычно по габаритным размерам выкапывается котлован глубиною 30-40 см, который бетонируется. Именно на эта плоскость и будет устанавливаться сама опалубка. Как правильно ее сделать?

Оптимальный вариант - собрать формообразующую часть прямо на земле, учитывая точные размеры самого крыльца. По сути, это боковинки, которые будут располагаться с торцов будущего бетонного сооружения. Здесь основное дело - сделать ступенчатую конструкцию. Поэтому часть досок надо будет подрезать под размеры ступенек, а точнее, их выступов. Поэтому замеряется выступ крыльца (это его ширина), в которую входит ширина первой (нижней) ступени. Этот размер переносится на доску, она по нему подрезается обычной пилой.

Все остальные доски подрезаются под размеры ширины части крыльца до краев второй, третей и так далее ступенек. Теперь все доски укладываются на ровную поверхность и скрепляются между собой досками, уложенными поперек сложенной боковины. Крепить можно саморезами или гвоздями.

Внимание! Все крепежные изделия пройдут насквозь сделанной деревянной конструкции. При ее установке по месту, необходимо учитывать тот факт, что концы крепежей должны смотреть наружу опалубки.

То есть, шляпки саморезов или гвоздей должны остаться внутри полого короба. То же самое касается и крепежных досок, которые после установки опалубки будут располагаться вертикально. Цель такого монтажа - демонтаж боковинок, чтобы торчащие элементы не застряли в бетоне и не повредили его.

Таким образом готовятся две боковые части, которые должны быть установлены по месту. Теперь их надо закрепить.

  • Во-первых, их скрепляют между собой досками шириною 150 мм, которые укладываются по месту формирования ступенек. По сути, эти элементы будут образовывать поверхность подступени. Количество вертикально установленных досок (на ребро, на попа) равно количеству ступеней.
  • Во-вторых, чтобы заливаемый бетон под давлением своей массы не раздвинул боковины в стороны, необходимо по всей их длине забить в землю опоры. Для этого могут быть использованы куски металлической арматуры, трубы или уголки. Чем шире крыльцо, тем больше опор придется вбить в землю.
  • В-третьих, для того чтобы уложенные и закрепленные вертикально доски не выгнул бетонный раствор, посередине их установки необходимо уложить и прикрепить доску во всю ширину всех ступенек. Крепить можно саморезами или гвоздями наискосок или использовать металлический крепежный уголок. Если крыльцо имеет большую длину, то крепежных досок надо будет не одна. Распределить их придется равномерно через каждые 1,5 м по всей длине конструкции.
  • В-четвертых, не стоит забывать и о верхней площадке крыльца. Здесь также придется равномерно расположить горизонтальные элементы, соединяющие две боковины. У краев установка производится обязательно.

Опалубка готова, остается лишь обработать ее внутренние поверхности раствором, который не позволит прилипнуть доскам к бетонной поверхности. Если раствора нет под рукой, можно использовать отработанное техническое масло, можно набить рубероид или полиэтиленовую пленку. Кстати, два последних варианта лучше, если для сооружения опалубки используются доски, бывшие в употреблении. Просто между ними обязательно останутся щели, через которые бетон будет вытекать. А этого допустить нельзя.

Опалубка ступенчатого крыльца

Посмотрите на фото, где показано крыльцо со ступеньками с трех сторон. Для того чтобы залить такую конструкцию, можно использовать упрощенный тип опалубки. Для этого используются все те же доски, которые сбиваются в короб, формируя первую ступень. Ставятся доски на попа и соединяются между собой саморезами или гвоздями, лучше дополнительно установить металлические уголки.

Этот короб устанавливается по месту, забиваются распорки в землю, сдерживающие давление бетона. Производится заливка раствора до верхних краев опалубки (не забываем провести армирование). После того как смесь подсохнет, можно устанавливать верхний короб, который будет формировать второй ряд ступенек. Он меньше первого на ширину проступи. Крепят второй ярус к первому укосинами (это доски или рейки, соединяющие короба по наклонной плоскости). заливается бетон. Третий и последующие ярусы, если они присутствуют в конструкции крыльца заливаются точно так же. Верхняя площадка - это залитый бетоном верхний ярус.

В принципе, по этой технологии сборки опалубки для крыльца из бетона можно соорудить и первую конструкцию. То есть, собирать ярусы постепенно, но заливку делать всей конструкции одновременно. Не забываем скреплять ярусы между собой вертикальными крепежными элементами (досками или рейками).

Опалубка из фанеры

Этот вариант сборки опалубки, можно сказать, и более простой, но есть в нем и свои сложности, если говорим о процессе - сделать своими руками. Очень важно правильно из фанерного листа сделать боковину, чтобы она точно повторяла форму самого крыльца. Здесь важно сохранить размеры ступенек и их прямоугольную форму в разрезе. Поэтому запланированную конструкцию с размерами переносим на фанерный лист. После чего полученных шаблон вырезаем пилой или лобзиком.

Необходимо отметить, что лучше выбирать фанеру влагостойкую толщиною 10-12 мм (она прочнее и выдержит нагрузки). Хотя о влагостойкости можно и забыть, так как такой вид не всегда может оказаться под рукой. Итак, если боковины готовы, устанавливаем их по месту и подпираем рейками или арматурой (трубой, уголком). Посмотрите на фото, расположенное ниже, верхний правый рисунок показывает именно фанерную опалубку.

Теперь боковины соединяются досками, которые будут формировать ступени крыльца. Если верхняя площадка имеет большую площадь, то у края фасада дома и посередине площадки надо обязательно установить две скрепляющие боковины доски. Они не дадут боковым элементам разойтись в стороны под давлением бетонного раствора. Кстати, фанерный вариант надежнее в плане полностью закрытой плоскости, через которую раствор не будет вытекать. Но все равно внутренние поверхности опалубки придется обработать техническим маслом.

Опалубка полукруглого крыльца

С опалубкой полукруглого крыльцо все немного сложнее. Основная сложность - это сформировать полукруглые поверхности, поэтому именно для них придется использовать листовой прочный материал, который можно будет согнуть по криволинейной линии, образующий края ступеней и верхней площадки. К примеру, это может быть листовое железо толщиною 1 мм или все та же фанера толщиною 4 или 6,5 мм.

С фанерой есть сложности, чтобы довести ее до кривизны, необходимо смочить подготовленную по ширине полосу (она должна быть равна размеру проступи) и в таком мокром состоянии согнуть точно по форме полукруга, используя шаблон. После высыхания фанера уже не разогнется. Данный процесс займет время, да и по проведению его есть много сложных моментов. Поэтому рекомендуется использовать листовое железо, лучше оцинкованное.

Что касается установки конструкции, то можно для этого дела использовать облегченную технологию. То есть, устанавливается первый ярус, затем второй и так далее. Каждый ярус заливается отдельно. У многих может возникнуть вопрос, а как скрепляются между собой залитые бетонным раствором ярусы крыльца. Все дело в том, что сделать крыльцо из бетона - это, значит, сделать прочную конструкцию. И здесь без армирования не обойтись. Поэтому совет: сделать объемный армокаркас на все крыльцо или сделать его по частям на каждый ярус. Эти части соединяются между собой по мере сооружения крыльца, соединение производится электросваркой или при помощи вязальной проволоки.

Внимание! Скривленные части фанерной опалубки обязательно соединяются между собой (как это показано на фото), для чего можно использовать укосины из реек или досок.

Представить фасад частного домостроения без крыльца довольно сложно. Как правило, оно возводится одновременно со зданием. Но периодически возникают ситуации, когда сделать крыльцо со ступенями необходимо после завершения основного этапа застройки. Зачастую в этом случае прибегают к возведению конструкции из бетона. Что надо знать об этапах строительства своими руками, расскажем в деталях.

Проектирование

Любое строительство начинается с эскиза. Только после тщательной прорисовки всех деталей проекта, можно переходить к основному этапу работ.

Определение формы

Традиционно главный вход со ступенями располагается на фасаде здания. Помимо своего прямого предназначения - обеспечить удобство передвижения, входная группа должна гармонично вписаться в общий архитектурный стиль постройки. Поэтому наряду с выбором материала для изготовления ступеней, важно грамотно определить форму, которая станет оригинальным элементом дизайна. Парадную часть дома способны украсить полукруглые или трапециевидные бетонные ступени.

Если строение компактное и не стоит цель поразить присутствующих изяществом, можно сделать классическое крыльцо прямоугольной или квадратной формы. Это же касается просторных домов, где будет не лишним оборудовать своими руками запасной выход с компактными ступенями из бетона.

Расчет размеров

Отправной точкой строительства своими руками служат размеры бетонных ступеней для крыльца. Очень важно правильно определить габариты конструкции, чтобы она отвечала требованиям СНиП, была прочной и удобной. Грамотно сделать проект ступеней бетона помогут следующие рекомендации выбора параметров:

  • Чтобы определить общую высоту крыльца, необходимо измерить промежуток от почвы до нижней части порога. Верхняя площадка конструкции обустраивается на 5 см ниже торца двери для ее беспрепятственного открывания.
  • Если ступени расположены в непосредственной близости от входа, их минимальная ширина должна превышать размер дверного проема на 15 см. В целях обеспечения свободного прохода двум людям, ширина верхней ступеньки должна быть больше 1 м.
  • Высота одной ступени варьируется в пределах 12-20 см, выбор зависит от контингента, для которого предназначено крыльцо из бетона. Детям и старикам лучше сделать высоту конструкции 12-15 см, взрослые ощущают себя комфортно и при 20 сантиметровом подъеме.
  • Ширину проступи оптимально планировать от 27 см.
  • Для определения количества ступенек достаточно высоту крыльца разделить на размер одного уровня. Чтобы получить целое значение, корректируют высоту ступенек.
  • Лестницу необходимо сделать с углом наклона в пределах 26-45 градусов.
  • Минимальна сторона площадки крыльца - 1 м.

После составления плана с учетом изложенных рекомендаций переходят к материальному обеспечению строительного процесса.

Подручные инструменты и строительные материалы

Сделать расчет потребности в материалах для ступеней из бетона необходимо на основе подготовленного проекта. Если смесь для раствора приобретается в готовом виде, требуется определить его объем. При желании подготовить состав для бетонирования своими руками, отталкиваются от следующих показателей расхода материала на изготовление 1 м 3 бетона:

  • песок - 1,02 м 3 ;
  • цемент - 340 кг;
  • щебень - 0,86 м 3 .

Внимание ! Наличие арматуры в ступенях из бетона увеличит прочность крыльца.

Для возведения своими руками ступеней из бетона вам потребуется запастись следующими материалами:

  • формирование опалубки ведется из фанерных листов и досок толщиной более 2 см, ширину лучше подобрать в пределах 20 см;
  • функцию ребер жесткости выполнят бруски 40х40 мм;
  • крепежными деталями для досок опалубки в виде гвоздей;
  • металлическими стержнями для армирования каркаса Ø 6,5-12 мм;
  • материалом для гидроизоляции;
  • готовой смесью для бетонирования или ее компонентами;
  • отделочными материалами.

Среди инструментов под рукой должны быть:

  • бетономешалка;
  • перфоратор и вибратор для уплотнения раствора из бетона;
  • электропила;
  • штыковая и совковая лопаты;
  • шпатель, рулетка, уровень.

Подготовка площадки

При обустройстве крыльца из бетона на стадии общего возведения дома подготовка площадки сводится к очищению места от строительного мусора. В ситуации, когда требуется замена своими руками старой конструкции, не обладающей фундаментом, на новые бетонные ступени, алгоритм действий следующий:

  • Подготавливается котлован под фундамент крыльца. Глубину необходимо сделать на 20-30 см ниже границы промерзания почвы. Для разных регионов этот показатель колеблется, минимальное углубление для компактных ступеней из бетона составляет 50 см. Каждая сторона котлована должна превышать размеры площадки крыльца из бетона на 25 см.
  • В фундаменте дома подготавливаются углубления для взаимного армирования ступеней из бетона со зданием.
  • На дне котлована под крыльцо из бетона требуется сделать «подушку». Сначала распределяют влажный песок, толщина слоя 15 см, затем плотно утрамбовывается слой щебня высотой 20 см, в завершение опять распределяется песок на высоту 10 см. Все покрывается водой. Эта прослойка надежно защитит ступени для крыльца от разрушения грунтовыми водами.
  • В качестве гидроизоляционного слоя бетонной конструкции выступает рубероид.
  • Далее требуется своими руками сделать армирующую сетку, сторона ячеек составляет 10х10 см.
  • В заключение площадка для крыльца покрывается бетонным раствором, который необходимо проткнуть металлическим стержнем для удаления воздушных пузырьков в нескольких местах.

Замечание ! Чтобы основа крыльца из бетона окрепла, необходимо сделать перерыв в работе на несколько дней.

Установка опалубки

После обустройства подушки приступают к формированию опалубки для ступеней своими руками. Каркас конструкции необходимо сделать надежным, чтобы он выдержал вес заливаемого бетона. Очертания каркаса соответствует габаритам будущих ступеней для крыльца, выполняется он из досок и фанерных листов. Процедура подготовки включает следующие шаги:

  • Разметка крыльца на листе фанеры начинается с нижней ступени.
  • Проступи и подступенки вычерчиваются под прямым углом.
  • Далее необходимо сделать разметку площадки и верхней проступи. Для обеспечения стока осадков на каждые 30 см длины предусматривается уклон 6 мм.
  • Все контуры вырезаются с помощью болгарки.

Для того чтобы каркас ступеней для крыльца выдержал заливаемую массу бетона, необходимо сделать своими руками укрепление боковин опалубки. В качестве ребер жесткости выступает брус. С помощью досок, которые повторяют форму и габариты подступенков, щиты соединяются гвоздями. Нижнюю кромку дощечек рекомендуется сделать под уклоном для формирования ровной поверхности заливаемого бетона.

Сформированный конструкцию для будущего крыльца обустраивают возле фундамента дома с промежутком в 1 см. Для фиксации применяют распорки, движение которых ограничено кольями. Они заглубляются в почву минимум на 25 см, расстояние между кольями и щитами каркаса ступеней для крыльца составляет порядка 45-50 см. Весь промежуток на 10 см засыпается почвой и тщательно утрамбовывается.

Внимание ! Фанерная опалубка должна превышать высоту крыльца из бетона на 30 см.

Заливка фундамента

До начала заливки бетона необходимо:

  • основание ступеней для крыльца покрыть слоем пароизоляции;
  • защитить фундамент дома рубероидом с дальнейшим нанесением герметика.
  • Обработать специальной смазкой опалубку ступеней для крыльца изнутри, это предотвратит прилипание бетона к фанере или доскам.

Армирование обеспечит увеличение прочности крыльца из бетона и продление срока его эксплуатации. Для этого нарезают металлические прутья нужных размеров и соединяют между собой проволокой. Их длина должна быть меньше ширины ступеней на 4-5 см, слоя арматуры формируются через промежутки в 15 см. Сэкономить расход бетона и повысить его прочность поможет битый кирпич или камни, уложенные между слоями арматуры.

Совет ! На этом этапе работ оставляют закладные элементы для последующего монтажа навеса или перил, если такие детали предусмотрены проектом.

Применение бетономешалки значительно ускорит процесс возведения ступеней для крыльца. Заливка бетона начинается с нижней ступени. Раствор рекомендуется укладывать непосредственно после замеса, это сохранит его прочностные характеристики. Каждый слой заливки бетона подвергается утрамбовке с целью удаления пустот. Если провести действия некачественно, оставшиеся пузырьки воздуха спровоцируют быстрое разрушение ступеней из бетона. Выступающие кирпичи вдавливают лопатой или кельмой вовнутрь. После заливки и утрамбовки качество каждого этапа работ по возведению ступеней для крыльца проверяют с помощью уровня.

К наполнению опалубки следующим слоем бетона переходят после полного высыхания предыдущего. Работа с раствором заканчивается на верхней ступени. Опалубку крыльца не снимают в течение недели. При работе в жаркий период бетон регулярно смачивают, чтобы он не растрескался. Опалубку крыльца удаляют аккуратно, простукивая молотком доски. При необходимости поверхность крыльца из бетона шлифуют.

Отделочные работы

К отделке ступеней из бетона приступают спустя месяц после удаления опалубки. За это время раствор набирает нормативную мощность. Вариантов оформления может быть несколько:

  • Самое простое решение - покрыть крыльцо краской, предназначенной для внешних работ.
  • Изысканно выглядят ступени, на которых выложен узор из гальки (эта работа проводится своими руками на стадии заливки бетона).
  • Наиболее распространенный вариант - применение клинкерной плитки или керамогранита.

Важно, чтобы выбранное оформление ступеней крыльца сочеталось с общей отделкой здания. Надеемся, что изложенный материал поможет возвести надежное крыльцо, которое прослужит длительный период. Предложенное видео еще раз подробно опишет все этапы работ.