Человек есть общественное животное. Человек — общественное животное

В последние годы своей жизни Аристотель написал трактат, о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, который назвал «Политика» . Учение Аристотеля о государстве тесно связано с его учением о человеке. На эту связь указывают такие авторитетные исследователи наследия Аристотеля, как В.Ф. Асмус, А.И. Доватур, В.С. Нерсесянц. В данном трактате Аристотель впервые вводит понятие zoon politikon – «политическое животное». Данное понятие, по мнению Аристотеля, неразделимо также с таким понятием как государство. Государство по Аристотелю это: «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» .

Государство по своей природе представляет собой объединение определенной совокупности граждан. В трактате Аристотеля не употребляются такие понятия как семья, индивид и т.д. В нем речь идет о таком понятии как гражданин, и кого можно считать гражданином. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Аристотель пишет в своем трактате «Политика» , что человек «есть существо общественное в большей степени, чем муравьи и пчелы». И здесь это «больше» раскрывается не по уровню организации совместной деятельности, а по этическим критериям: «Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость» . Аристотель выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Философ негативно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что человек не должен посвящать свою жизнь материальным ценностям и жить только лишь ради собственного обогащения.

Аристотель считал, что данное желание противоестественно, ведь в этом проявляется не стремление к «благой жизни» , а лишь стремление к жизни вообще. Живя ради обогащения, «люди первой категории» нарушают общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни, и ведут себя как животные. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, а для того чтобы люди в нем жили счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Поэтому, как отмечает комментатор аристотелевской «Политики» А.И. Доватур, успешно «государственные дела решаются гражданами среднего достатка» .

Учение Аристотеля о государстве тесно связано с его этикой. В своем знаменитом сочинении «Никомахова этика» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное» . В нем Аристотель выдвигает положение, что человек с рождения является «политическим существом» и стремится к совместной жизни, а причиной данного стремления является неравенство различных человеческих способностей и возможностей. С самого первого дня своей жизни человек становится частью общества. Он никогда не остается один, так как инстинктивно стремится быть частью чего-то большего, нежели он сам. В человеке есть два начала: биологическое и общественное. В человеке есть биологическое и общественное начало. Сходство между человеком и животным кроется именно в первом, так как и человек, и животное нуждаются в удовлетворении своих биологических потребностей, таких как: сон, пища, продолжение рода и т.д. Однако, человек так же имеет богатый спектр различного рода нравственных правил и норм, в отличие от животных, которые руководствуются лишь инстинктами. Высшей формой деятельности Аристотель называют познавательную, низшей или животной – удовлетворение своих биологических потребностей. Настоящий человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе мышления и созерцании.

Таким образом, человек по природе своей является животным, но с точки зрения нравственности и его желания объединиться в группы человек – существо политическое.

« Чeлoвeк пo cвoeй пpиpoдe ecть oбщecтвeннoe живoтнoe»
Сoчинeниe «Пoлитикa», Apиcтoтeль (384—322 гг дo н. э.)

Сoциaльнoe живoтнoe (wikipedia) - opгaнизм, cпocoбный к
aктивнoмy взaимoдeйcтвию c дpyгими ocoбями cвoeгo видa.
Тepмин oбычнo пpимeняeтcя к видaм, y кoтopых выcoк
ypoвeнь coциaльнoй opгaнизaции, y кoтopых взpocлыe
индивиды oбpaзyют пocтoянныe гpyппы.

Oбщecтвeнныe живoтныe (cyclowiki) — живoтныe,
вeдyщиe oбщecтвeнный oбpaз жизни.
Хapaктepнo нe пpocтo coздaниe cooбщecтв,
нo и paздeлeниe фyнкций, oбмeн инфopмaции и пищи.

B нaшe вpeмя oчeнь пoпyляpны идeи нeзaвиcимocти и caмoдocтaтoчнocти , a cлoвo "зaвиcимocть" пpeвpaтилocь пoчти в pyгaтeльcтвo и пoдoбиe кaкoй-тo мepзкoй бoлeзни, тoчнo пpoкaзa для cpeднeвeкoвья. Bcя этa «caмoдocтaтoчнocть» нacтoлькo пpeвoзнocитcя, чтo yжe нaчинaютcя пyтaницa и пepeгибы.

Бывaeт, y ceбя в кaбинeтe я cлышy, кaк клиeнт/клиeнткa винoвaтo жaлyeтcя, чтo oн/oнa нe мoжeт cпpaвитьcя в oдинoчкy co cвoeй жизнью. Чacтo клиeнты бyдтo oбвиняют caми ceбя в тoм, чтo нeдocтaтoчнo cильны (yмны, cмeлы, кpacивы, ycпeшны - пoдcтaвьтe cвoй вapиaнт), чтoбы oткaзaтьcя, нaкoнeц, oт пoмoщи oкpyжaющих, нe зaвиceть oт poдных и нe нyждaтьcя в пoддepжкe близких. Oни злятcя и paзoчapoвывaютcя в ceбe зa тo, чтo нe мoгyт в oдинoчкy выpacтить peбeнкa, пepeжить гope, нaйти yтeшeниe, пoвeceлитьcя или peшить бытoвyю пpoблeмy. Oни cчитaют ceбя «плoхими» из-зa тoгo, чтo нe мoгyт быть «caмoдocтaтoчными» в нaшeм, cтыднo пoдyмaть, 21 вeкe! Heвoльнo вcпoминaeтcя гpycтнaя пoгoвopкa «я и лoшaдь, я и бык, я и бaбa, и мyжик».

B тaкoй мoмeнт, я cooбщaю cвoим клиeнтaм плoхyю нoвocть: oни никoгдa и ни пpи кaких oбcтoятeльcтвaх нe cмoгyт быть caмoдocтaтoчными. И нe пoтoмy чтo oни плoхи или им чeгo-тo нe хвaтaeт, a пoтoмy чтo oни - люди.

Тигp мoжeт жить в oдинoчecтвe пoчти вcю cвoю жизнь, вcтpeчaяcь c пapтнepoм тoлькo для пpoизвeдeния пoтoмcтвa, кpoкoдил мoжeт зaбoтитьcя caмocтoятeльнo oбo вceх cвoих нyждaх, дaжe бeлкa мoжeт жить пpипeвaючи в пoлнoм oдинoчecтвe. A вoт чeлoвeк, кaк и мypaвьи, гycи или шимпaнзe, нe мoжeт дaжe выживaть пo oтдeльнocти.

С caмoгo нaчaлa нaшeй эвoлюции (кaк минимyм eщe c paнних aвcтpaлoпитeкoв - Sahelanthropus tchadensis 7,2 млн лeт нaзaд) мы никoгдa нe были oдинoчкaми. Hикoгдa. Booбщe. Пpи вceй paзнooбpaзнocти жизни, кoтopyю вeли нaши пpeдки (cнaчaлa лaзaли пo дepeвьям, бpoдили пo cтeпям, питaлиcь фpyктaми и кopeньями, oхoтилиcь нa мaмoнтoв, пoтoм жили в шaлaшaх, зeмлянкaх), oни вceгдa жили гpyппaми. Этo фaкт, кoтopый вce вpoдe бы знaют, нo никoгдa oб этoм нa caмoм дeлe нe зaдyмывaютcя. Этo дaжe нe пcихoлoгия, этo нaшa биoлoгия! Mы ecть, вceгдa были, и eщe oчeнь дoлгoe вpeмя бyдeм ocтaвaтьcя coциaльными живoтными. Тo ecть тeми, ктo живeт тoлькo внyтpи гpyпп ceбe пoдoбных. Haш мoзг и вcя нaшa пcихикa co вceми этими чyвcтвaми и эмoциями, эмпaтиeй, зepкaльными нeйpoнaми нacтpoeны нa aктивнoe взaимoдeйcтвиe в oбщecтвe тaких жe кaк мы. Пpeдcтaвитeли видa Homo Sapiens пpocтo нe cпocoбны вecти нeзaвиcимый oбpaз жизни.

Кcтaти, co вceй этoй coвpeмeннoй пpeдyбeждeннocтью пpoтив вcякoгo poдa «зaвиcимocти», мы зaбывaeм, чтo вooбщe-тo вaжeн нe caм фaкт нaличия зaвиcимocти кaк тaкoвoй, a тo к чeмy oнa пpивoдит. Beдь никтo жe нe пpoтив тoгo, чтoбы дышaть или, нaпpимep, кyшaть. A этo нa caмoм дeлe caмaя, чтo ни нa ecть физиoлoгичecкaя зaвиcимocть.

Для нaгляднocти я бы paздeлилa зaвиcимocти нa ecтecтвeннyю биoлoгичecкyю и нe ecтecтвeннyю. Еcтecтвeннaя зaвиcимocть пpинocит и yкpeпляeт физичecкoe и пcихичecкoe здopoвьe, нe ecтecтвeннaя - eгo paзpyшaeт. Bce пpocтo.

Еcли пocмoтpeть нa зaвиcимocти пoд тaким yглoм пoлyчитcя, чтo дышaть, ecть, пить, cпaть - этo нopмaльнaя ecтecтвeннaя физиoлoгичecкaя зaвиcимocть. Ho тaкжe и имeть дpyзeй, быть любимым, пoлyчaть пoмoщь и зaбoтy - этo ecть ecтecтвeннaя пcихoлoгичecкaя зaвиcимocть пpeдcтaвитeлeй нaшeгo видa, кaк coциaльных живoтных. Блaгoдapя этим вeщaм мы coхpaняeм пcихичecкoe здopoвьe.

Haвepнякa вы cлышaли пpo иccлeдoвaния yчeных o тoм, чтo чeлoвeкy нeoбхoдимo нe мeнee 4 paз в дeнь oбнимaтьcя для пoддepжaния хopoшeгo cocтoяния пcихики и физиoлoгии? Bпoлнe вoзмoжнo, чтo вы тaк жe знaeтe, чтo caмoe cypoвoe нaкaзaниe для чeлoвeкa иcпoкoн вeкoв былa изoляция (нaпpимep, изгнaниe из cвoeгo плeмeни или oдинoчнaя кaмepa в coвpeмeнных тюpьмaх). Иccлeдoвaния пpивязaннocти y дeтeй дoкaзывaют, чтo хyжe жecтoкoгo oбpaщeния c peбeнкoм мoжeт быть тoлькo eгo игнopиpoвaниe. Hичтo тaк нe paзpyшaeт пcихикy чeлoвeкa, кaк нeвoзмoжнocть быть в cвязи, в кoнтaктe c дpyгими людьми.

Хoтeть быть нeзaвиcимым и caмoдocтaтoчным для чeлoвeкa тo жe caмoe, чтo жeлaть имeть кpылья, или cкaжeм, жaбpы. Bcячecки cтapaтьcя их в ceбe paзвить, нeизбeжнo тepпeть пopaжeниe, yжacнo oгopчaтьcя и чyвcтвoвaть ceбя нeпoлнoцeнным чeлoвeкoм из-зa этoгo. Звyчит глyпo, нe пpaвдa ли? Пoэтoмy нe cтoит бoятьcя cвoeй ecтecтвeннoй зaвиcимocти, ни физиoлoгичecкoй, ни пcихoлoгичecкoй. Hyжнo пpocтo пoльзoвaтьcя eю пo нaзнaчeнию.

Тaк чтo хopoшo eшьтe, вдoвoль cпитe, зaвoдитe дpyзeй, влюбляйтecь, coздaвaйтe ceмьи, oбpaщaйтecь зa пoмoщью, пpинимaйтe пoддepжкy, дeлитecь пepeживaниями c тeм, кoмy дoвepяeтe, oбъeдиняйтecь в кoмaнды и paбoчиe гpyппы, вeceлитecь и гopюйтe вмecтe c близкими, нe cтecняйтecь вpeмeнaми pyгaтьcя, цeлyйтecь, oбязaтeльнo oбнимaйтecь пoчaщe - и бyдeт вaм чeлoвeчecкoe cчacтьe!

Человек есть общественное животное
Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384-322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода - политическое) животное».
Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских писем» французского писателя и мыслителя Шарля Монтескье (1689-1755), который процитировал эту фразу Аристотеля (87-е письмо).
Иногда употребляется собственно древнегреческое словосочетание: гооп politikon (общественное животное).
Смысл выражения: человек может состоятся как личность только в человеческом обществе. Вне его формирование личности человека невозможно.

  • - Человѣкъ - животное двуногое, безперое...

    (ориг. орф.)

  • - см. Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет...
  • - С немецкого: Der Mensch ist, was er isst. Из рецензии немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха на книгу немецкого философа и физиолога Якоба Моле-шотта «Популярное учение о питательных продуктах» ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ГУЛЬБА -...
  • - У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Петр Великий, на смертном одре. Ср. Морошкин. Речь об Уложен...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Подобной правдивости, подобной забавно-дубоватой честности, подобной вражды к обману и со всем тем подобной способности быть беспрерывно надуваемым - не встречал я еще ни в одном двуногом существе без перьев...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Изъ меня можно познать, сколь бѣдное твореніе есть человѣкъ. Петръ Великій, на смертномъ одрѣ. Ср. Морошкинъ. Рѣчь объ Уложен...
  • - Ошибочно приписывается И. В. Сталину: свидетельств, что он когда-либо говорил или писал нечто подобное, нет. Эта фраза из романа «Дети Арбата» Анатолия Наумовича Рыбакова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УГОДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БОГАТСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЛЮБОВЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Русский человек - добрый человек...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Человек есть общественное животное" в книгах

Вирус - животное - человек

автора Даниэл Милан

Животное по имени человек

автора Ридли Мэтт

Вирус - животное - человек

Из книги Тайные тропы носителей смерти автора Даниэл Милан

Вирус - животное - человек Шаг за шагом мы проследили долгий и сложный путь, которым ученые шли к объяснению отношений между вирусом Тягиня и комарами. Но это лишь одно звено (важное, но не единственное) в той цепи, по которой в природе циркулирует инфекция. Не менее

Животное по имени человек

Из книги Секс и эволюция человеческой природы автора Ридли Мэтт

Животное по имени человек До сих пор в этой книге я касался людей всего несколько раз и, в основном, лишь косвенно. Это специально. Принципы, о которых я рассказывал, проще проиллюстрировать на тлях, одуванчиках, миксомицетах, дрозофилах, павлинах и морских слонах, чем на

Человек - дерево и человек - животное

Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

Человек - дерево и человек - животное Исходный для России тип Эроса, как было это - в Древней Руси, старозаветной. Фактов у нас почти нет, ибо и так уж мало дошло («мало слов доходит до меня», по словам Пимена-летописца) из минувшего, а про это - вообще ничего, ибо эта сфера

14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно

I. 1 ЧТО ЕСТЬ ЖИВОТНОЕ, А ЧТО - ЧЕЛОВЕК

Из книги Эннеады автора Плотин

I. 1 ЧТО ЕСТЬ ЖИВОТНОЕ, А ЧТО - ЧЕЛОВЕК Удовольствие и страдание, страх и отважный порыв, желание и отвращение - где и в чем присутствуют все эти аффекты? В одной ли душе, или же в душе, погруженной в тело, или в чем-то третьем, так или иначе составленном из тела и души?

РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК

Из книги Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки автора Штайнер Рудольф

РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом деятельности этого

Человек и животное

автора Фоссье Робер

Человек и животное В Эдеме люди и звери жили в согласии и взаимоуважении: все они пили из Источника жизни, а любовь Бога распространялась на всех его созданий. Однако одно из последних впало в искушение и совершило грехопадение. Так возник зародыш «дистанциации», как

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ

Из книги Люди средневековья автора Фоссье Робер

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ В Эдеме люди и звери жили в согласии и взаимоуважении: все они пили из Источника жизни, а любовь Бога распространялась на всех его созданий. Однако одно из последних впало в искушение и совершило грехопадение. Так возник зародыш «дистанциации», как

Есть ли животное вампир?

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Есть ли животное вампир? Когда мы задумываемся о том, какое все же короткое время существует человек, то трудно поверить, что мыши уже живут 60 миллионов лет! Ископаемые останки летучих мышей относятся именно к этому времени. Существуют даже изображения этих созданий,

Человек есть общественное животное

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Человек есть общественное животное Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384-322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода - политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских

ЧЕЛОВЕК – „ТРАГИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ”

автора Линдеман Ханнес

ЧЕЛОВЕК – „ТРАГИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ” Кто-то однажды назвал человека „трагическим животным”, то есть существом, которое, хотя и может представить себе совершенство, но не может пойти дальше умозрительных представлений. Нам не стоит рассматривать нынешнюю ситуацию как

ЧЕЛОВЕК РЕАГИРУЕТ КАК ЖИВОТНОЕ

Из книги Аутогенная тренировка автора Линдеман Ханнес

ЧЕЛОВЕК РЕАГИРУЕТ КАК ЖИВОТНОЕ Эмоциональным факторам, хотя их и нелегко зарегистрировать, многие ученые отводят решающую роль в возникновении инфаркта. Современный человек реагирует точно так же, как и его древний животный предок. Если угрожает опасность, то у него, как

Человек = животное?

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Человек = животное? В обществе постоянное муссируется идея о том, что человек и животное - практически одно и то же. Человеческое достоинство постоянно пытаются принизить, стремятся поставить знак равенства между человеком и животным.Не могу в этой связи не напомнить о

Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от других видов животных особи этого вида наделены сознанием, речью, способностью к сложному труду. Характерными особенностями их телесной организации являются: прямохождение, многофункциональность рук, высокоразвитый мозг.

Человек живет в обществе, сознание, речь, способность к труду развиваются у него в условиях совместной деятельности и общения с другими людьми. Человеческий образ жизни невозможен вне общественных отношений – непосредственных – с родителями, учителями, друзьями, сотрудниками и опосредованных – с лично незнакомыми вам производителями вашей одежды, пищи, техники, которой вы пользуетесь, авторами ваших книг, политическими деятелями, оказавшими или оказывающими влияние на судьбу вашей страны, народа, следовательно, вашу судьбу.

Понимание двойственности, биосоциальности человека возникло в философии давно. Еще Аристотель говорил: "Человек – животное общественное". Попытку не просто констатировать факт этой двойственности, а философски разобраться в соотношении природного и социального предпринял Л. Фейербах. Сущность человека он видел в том, что человек – телесное, чувственное существо, наделенное от природы тремя главными силами: разума, воли и любви. Но эти силы проявляются и осознаются человеком лишь благодаря общению с другими людьми. Фейербах писал главным образом о чувственном общении людей, в котором они осознают невозможность жить друг без друга – только любовь создает единство Я и ТЫ.

Маркс проблему биосоциальности решает на основе исторического подхода: природа человека не считается неизменной, как у Фейербаха, а рассматривается в социально-историческом развитии: "Вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы." Однако настаивание на абсолютной неизменности человеческой натуры, как и на ее исключительной изменчивости, неизбежно приводит к крайностям биологизаторских и социологизаторских подходов к пониманию человека. По всей видимости, в природе человека имеются как неизменные, так и исторически изменяющиеся компоненты. Поэтому и можно говорить о некоторых общечеловеческих, родовых социальных чертах, свойственных всем людям.

Как отмечал Ф. Энгельс, "...уже сам факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному". Но биологические особенности человека – только предпосылка его истинно человеческого, общественного образа жизни. Вся человеческая история – это процесс, в котором на основе трудовой деятельности складываются разнообразные общественные отношения, то есть отношения между людьми. Оставаясь биологическим существом, человек в этих отношениях выступает как существо социальное. В двойственной биосоциальной природе человека ведущую роль играет социальная сторона, ведь именно общественные отношения, а не биологические свойства человека порождают особенности его образа жизни, отличающиеся от жизни животных.

Говоря об определяющей роли социальности в сущности человека, нельзя недооценивать значение природно-биологических факторов в его жизнедеятельности. Но все естественные физиологические процессы – дыхание, питание, рождение, смерть, продолжение рода, передача генетической информации, работа мозга и других органов – протекают в социально-культурных условиях и эти условия накладывают на них неизгладимую печать. Воздух, которым мы дышим, болезни, которыми болеем, генные мутации, вызываемые радиоактивными излучениями, особенности развития нашей нервной системы, мускулатуры, органов чувств – все это так или иначе зависит от нашего социального образа жизни. Общественные условия не только формируют у человека новые, надприродные потребности (в определенных жилищно-бытовых удобствах, в политических и правовых свободах, в творчестве), но и видоизменяют характер чисто природных, животных потребностей, так что их удовлетворение регламентируется правилами и обычаями культуры. Под влиянием социально-культурных условий изменяется и значимость органов чувств в жизни людей: например, у современного человека слух, обоняние играет меньшую, а зрение – гораздо большую роль, чем в ХVI-ХVII веках.

Биологические свойства достались человеческому организму в наследство от наших животных предков. Пищеварительная система человека не была от природы приспособлена к горячей пище и изысканной ресторанной кулинарии. Нервная система сформировалась у человека тогда, когда нагрузки на нее были очень далеки от сегодняшних. Поэтому в современной философии в различных вариантах (А. Гелен, А. Адлер, Э. Фромм) развивается мысль о том, что человек – "недостаточное", "неполноценное", "незавершенное" животное, которое не приспособлено к какой-либо устойчивой и надежной форме природного существования, а потому вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя "вторую", искусственную, культурную среду. Человек – "неопределившееся животное" (Ф. Ницше), он неопределен, а потому и беспределен, открыт миру. Человек – не столько существующее, данное, сколько самоосуществляющееся живое существо. Поэтому социальное в человеке не просто сосуществует рядом с биологическим, а надстраивается над ним, дополняет его, направляет и определяет пути совершенствования человеческой природы.

До сих пор окончательно не решен вопрос: продолжается ли сейчас биологическая эволюция человека. Некоторые ученые высказывают предположения о продолжающемся структурно-функциональном развитии человеческого мозга, которое может привести за 30-40 поколений (примерно 1000 лет) к его существенным изменениям. Естественный отбор в человеческом обществе значительно ослаблен, но продолжает идти на эмбриональной стадии (выкидыши, неудачные роды и другое). На изменение генофонда человечества влияют и такие общественные явления, как войны, геноцид, расизм, терроризм, наркомания – они ведут к уменьшению распространенности и даже уничтожению одних генов и относительному росту, распространенности других.

Различные воздействия слабых энергий способны незаметно изменить ритм человеческой активности в довольно значительной степени. Многие воздействия такого рода излучаются космосом: лунная гравитация, радиоволны солнца и звезд, электромагнитные поля и другое. Физическая, морфологическая организация человека – высший уровень организации материи в известной нам части Вселенной. Человек вбирает, кристаллизует в себе все, что накоплено природой в течение тысячелетий. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются только в условиях социального образа жизни в процессе общения.

Таким образом, социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (филогенез), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (онтогенез). У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его ЛИЧНОСТЬ.

Эта знаменитая фраза Аристотеля заставляет нас задуматься, а как перестать человеку быть животным? Формальная логика того же автора быстро дает нам довольно парадоксальный на него ответ - достаточно перестать быть социальным. Что же это значит на практике? И тут можно рассмотреть пример знаменитого Диогена (Синопского), поселившегося в бочке на берегу моря - надо всего лишь порвать с обществом, с теми социальными связями и обыденным общением, которые и формируют социальные стереотипы в сознании и делают собственно Разум животным. Почему именно животным? Человек ведь появился не вдруг, он - потомок стадных приматов и организацию коллективов и общества в целом унаследовал от своих более волосатых предков - приматов (а те в свою очередь - потомки крыс, поэтому и оттуда атавизмы коллективной организации присутствуют в современном обществе).


Но удалось ли Диогену "убить" в себе животное и отрешиться от общества с его звериными атавизмами?.. отчасти - да. Он стал мыслить довольно парадоксально и непривычно для человеческого "животного" разума. Любой может убедится в этом почитав его сентенции. Но в то же время Диоген брал фонарь и по ночам выходил из бочки. Когда его спрашивали - зачем?.. Он отвечал: "Ищу человека!" Но это был конечно такой тонкий троллинг, да и сам Диоген наверняка понимал, что найти человека среди разумных "животных", над которыми довлеет общество, связывая их сознание, невозможно. Да и он сам не оторвался полностью от общества, оставшись полу-животным по сути.

А если полностью разорвать все связи с обществом, очистить Разум от общественного влияния и всех сует?.. И такие попытки тоже были, достаточно вспомнить тех же схимонахов-отшельников. Уж как их уважали и почитали: почти все стали святыми в Церкви, очистив свой Разум от обыденности и общения. Окружающие сразу замечали что они какие-то необычные - а значит святые!..По крайней мере Разум у них действительно становился чище, свободнее от стереотипов массового сознания. традиций, условностей человеческого общежития.

Чистый Разум - что может быть лучше?.. не зря философы возвели его в культ и Кант написал даже "Критику чистого разума" - исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим (опытным) путём. Но вот для чего его применять? Эту проблему первым Кант и обнаружил. В обыденной ситуации разум необходим именно для решения повседневных, рутинных задач. Он как бы "заточен" под это. А для чего нужен человеку очищенный разум? Разве только для философии, ну и для религиозных переживаний еще может быть. То есть очищенный разум полностью теряет свою утилитарную функцию, становится "бесполезным" в повседневнности. Но так ли это необходимо? Кому-то наверное очень хотелось бы очистить свой разум, таких оргиналов полно. К их услугам целое необъятное море тайги - очищай - не хочу. Но для рядового члена общества сама мысль лишиться общения с себе подобными уже невыносима. Срабатывет инстинкт социального поведения, то есть животный инстинкт, унаследованный от предков.