Духовный инструменты своими руками. Делаем музыкальные инструменты из подручных вещей. Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Светлана Лобачева

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР.

По определению толкового словаря, музыкальный инструмент - это предмет, с помощью которого музыканты извлекают звуки. Следовательно, материал для изготовления музыкальных игрушек-инструментов может быть разный: бросовый и природный.

В качестве исходных материалов для своего шумового оркестра я использовала: коробочки от DVD дисков, сами диски, бусинки, пластиковые тарелки, баночки от крема, киндер- сюрпризы, стержни от ручек, футляры от бахил. В качестве наполнителя подойдет: песок, крупа, гравий, крышки от бутылок, бисер, скрепки - в общем, все, что звенит и шумит.

Барабан

Для изготовления барабана нам понадобятся:

Баночка из-под крема;

Бусинки, крупа, воздушный шарик;

Корпус от шариковой ручки;

Футляр от бахил;

Изготовление корпуса барабана и палочек - погремушек

Наполнитель для палочек (бусинки, мелкие пуговки, бисер или любая крупа)

Возьмите банку из-под крема– это будет корпус барабана.

Вместо крышки закрепить резиновый воздушный шарик.

Возьмите два стержня от шариковых ручек.

Раскройте футляр от бахил, в цветной крышечке проделайте отверстие меньшее резьбы корпуса ручки.

Вкрутите в отверстие корпус ручки.

Футляр наполняем бисером или крупой, закрываем.

Оформляем барабан цветной бумагой или оракалом.

Барабан готов к использованию

Гусли

Нам понадобятся:

Канцелярские резинки на струны;

Коробка от DVD дисков – для резонатора;

Цветная бумага, палочка или карандаш.

В футляре от диска прорежьте отверстие.

Натяните канцелярские резинки на футляр.

Под резинки-струны подложите карандаш– они приподнимутся.

Настройку инструмента можно регулировать, подобрав резинки разной толщины (чем толще резинка, тем ниже звук).

Играйте на гуслях, либо защипывая струны по очереди, либо проводя пальцем по всем струнам сразу.

Трещотка

Для изготовления трещотки нам понадобятся:

6 DVD дисков

Канцелярская резинка,

Бусины, цветная бумага или оракал.

В каждом диске просверлить отверстия. Заготовки украсить цветной бумагой или оракалом, нанизать на канцелярскую резинку, вставляя между заготовками бусины. Для удержания на весу при игре по боковым сторонам трещотки сделайте петли из резинок (по 5 бусин, нанизанных с двух сторон трещотки). Первую и последнюю бусины закрепите дополнительным узелком. Концы резинки завяжите тройным узлом. Малыш, держа трещотку перед собой. продевает указательные пальцы в петли и играет резко сжимая и разжимая пластины ладонями ("удар");


Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах. С 4 – 5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи.

Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки.

Как сделать музыкальные инструменты дома своими руками?

Вся прелесть самодельных музыкальных инструментов в том, что стоят они копейки, а процесс от их изготовления придется по душе не только взрослым, но и детям. Только представьте, сколько восторга будет у малыша, который самостоятельно изготовит маракасы, китайский барабан, кастаньеты или свирель! Конечно, самодельные инструменты не издают идеальный звук, но главное не в этом. Подобный опыт нельзя ни с чем сравнить. Занятия по изготовлению самодельных музыкальных инструментов очень полезные хотя бы тем, что ребенок учится различать их виды, понимает принцип действия каждого из них, знает, из каких деталей они состоят. И главное – совместный труд сближает, а это полезно и для родителей, и для их малышей. Так какие музыкальные инструменты можно изготовить своими руками? Рассмотрим наиболее интересные и простые варианты.

Маракасы

Это, пожалуй, один из инструментов, с которым малыш знакомится, будучи еще в пеленках. Маракасы – шумовой инструмент. Погремушки и прочие шумовые игрушки для младенцев являются прототипом маракасов. Сделать их в домашних условиях проще простого, причем вариантов может быть несчетное множество. Так, маракасы можно сделать из:

  • пластиковых бутылок;
  • тыквы;
  • баночек от кофе;
  • яиц от киндера-сюрприза;
  • картонных цилиндров от пергамента или бумажных полотенец и пр.

Схема изготовления маракасов достаточно проста: в подготовленную емкость нужно в небольшом количестве насыпать наполнитель в виде бусин, гороха, пуговиц, бисера, мелких камушков, песка или дроби. Все отверстия в емкости нужно надежно закрыть (если это картонный цилиндр – закройте его с обеих сторон плотным картоном), чтобы наполнитель не высыпался и инструмент издавал звонкий шум. Сами маракасы можно украсить, нарисовав на них яркий орнамент акриловыми красками или наклеив симпатичные наклейки. К круглым емкостям можно приделать ручки для удобного пользования инструментом. Например, если для маракасов вы взяли яйца от «киндеров», закрепите их между двумя пластиковыми ложками и надежно зафиксируйте бечевкой.

Тамбурин

Для изготовления этого инструмента понадобятся деревянные пяльцы для вышивания, 10 металлических крышек от лимонада, 5 металлических прутиков длиной 2-2,5 см, изолента и 5 пластинок из плотного картона, дерева или металла толщиной 2-5 мм и размерами 1,5х1,5 см. Между пяльцами на одинаковом расстоянии располагаем пластинки и фиксируем их изолентой – они будут удерживать круги пяльцев. Крышки по две соединяем друг с другом плоской частью и пронизываем их по центру металлическими прутиками. В итоге у нас должно получиться 5 элементов, которые при помощи изоленты нужно надежно прикрепить между пластинами на одинаковом расстоянии. Как только последний элемент будет прикреплен, инструмент можно использовать по назначению.

Флейта Пана (панфлейта)

Этот музыкальный инструмент очень прост в изготовлении. Для него понадобится скотч, 7 соломинок для коктейля и 2 кусочка плотного картона шириной 3 см, а длина будет зависеть от ширины сложенных вместе трубочек.

Каждую из трубочек нужно немного надрезать, чтобы они издавали разный по тональности звук. Разница между ними может быть в 1-1,5 см. Пусть самая длинная трубочка будет 15,5 см, тогда самая короткая – 5,5-6 см. Когда трубочки обрезаны, выкладываем их на полоске скотча так, чтоб с одной стороны их концы оставались на одном уровне. Фиксируем такое положение трубочек скотчем, обмотав ряд в 2 слоя. Далее на этот скотч крепим картон, чтобы панфлейта выглядела более презентабельно. Концы инструмента нужно залепить пластилином, чтобы он в процессе игры мог издавать звуки.

Китайский барабан

Для этого музыкального инструмента понадобится консервная банка (примерно 5 см в высоту) без крышки и дна. Вместо них на банку можно надеть пластиковые крышки, плотно прилегающие к ее стенкам. Далее нужно взять ленточку или крепкую веревку длиной около 20 см. Стенки банки нужно проткнуть между крышками на одном расстоянии так, чтобы воображаемая линия диаметра проходила четко по центру банки. Через полученные два противоположных отверстия нужно протянуть веревку, оставив концы одинаковой длины с двух сторон, завязав узлы у стенок банки и отступив от края веревки пару сантиметров. На края веревки нанизать по деревянной бусине и зафиксировать их крепким узелком. Инструмент готов.

Колокольчики «музыка ветра»

Если у вас где-то завалялась старая китайская подвеска, именуемая «музыкой ветра», пора дать ей новую жизнь. Для этого разберите ее на составные части – для колокольчиков нам понадобятся только трубочки. Прикрепите эти трубочки на кусочек палки диаметром 0,5-1 см, используя крепкую веревку. Располагайте трубочки на одинаковом расстоянии в порядке от длинной трубочки к наиболее короткой. Теперь этот инструмент можно использовать, как оркестровые колокольчики.

Барабаны разной высоты и диаметра

Для изготовления барабанов понадобится несколько жестяных банок, например, от чая или печенья. Вместо крышки натяните крепкую бумагу, закрепив ее резинками, фольгу или кожу. Музицировать на подобном инструменте лучше карандашами, на одном из концов которых есть резинка. Имейте в виду, что от размеров самодельного барабана зависит звучание инструмента. Поэтому, немного потрудившись вместе с ребенком, можно создать целую барабанную установку.

Колокольчики на картонной трубке или колотушка

Для этого инструмента понадобятся:

  • картонная трубка (например, от фольги или пергамента);
  • 12 бубенчиков (купить их можно в магазине рукоделия или отпороть от старых игрушек);
  • толстая игла;
  • плотные нитки.

В бумажном рулоне с одного конца нужно проколоть дырочки по количеству бубенчиков. Важно, чтобы эти дырочки находились на одинаковом расстоянии друг от друга, располагались в два ряда по всему диаметру трубки. Аккуратно, но надежно крепим бубенцы к трубке при помощи нитки. В итоге инструмент должен выглядеть так:

Кастаньеты

Этот музыкальный инструмент – прекрасный помощник в изучении ритма. Сделать кастаньеты своими руками очень просто: возьмите две металлические крышки, например, от жестяной банки с чаем. К тыльной стороне каждой крышки прикрепите по кусочку ткани так, чтобы ребенок мог надеть кастаньеты себе на пальцы. Итог работы может выглядеть так:

Губная гармошка

Возьмите две одинаковые по размеру расчески и вощеную бумагу. Сложите расчески вместе так, чтобы зубья оставались в одном направлении. Расчески нужно по краям примотать бумагой, скрепив конструкцию бечевкой. Играть на гармошке нужно, дуя между зубьев конструкции.

Флейта дождя

Для этого инструмента понадобится длинная картонная трубка (например, от пищевой фольги, но она коротковата, лучше поискать в строительном магазине аналогичную трубку длиной порядка 70 см). Внутрь этой трубки нужно вставить спираль, сделанную из фольги. Спираль должна соответствовать длине трубки – это важно. Плотно заклеив один торец трубки, внутрь конструкции нужно всыпать горсть бусин, крупы или песка. Далее нужно надежно заклеить второй торец трубки. Все, флейта дождя готова. Теперь, переворачивая ее, можно будет услышать, как медленно спускается наполнитель по трубке, издавая шум дождя.

Проявив немного фантазии, в домашних условиях с детьми можно делать гитары, свистульки, колокольчики, шейкеры, водные ксилофоны, бубны, цимбалы и прочие музыкальные инструменты. Такие предметы будут особенно любимы детьми, ведь сделаны они собственными руками. Но главная польза заключается в том, что ребенок на несколько шагов становится ближе к миру музыки.

Домашняя музыкальная мастерская, развивающие упражнения с самодельными музыкальными инструментами. Познавательное видео для детей.

Из этой статьи Вы узнаете:

— как дома вместе с детьми сделать музыкальные инструменты — пищик, маракас, шум дождя, музыкальные стаканчики, поющую гребенку, китайский барабанчик,

— развивающие игры для детей с музыкальными самодельными инструментами,

— немного истории: как люди придумали музыкальные инструменты и какие они бывают, что такое ритм, что такое шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты своими руками: маракас

Маракас — это самый простой для изготовления дома вместе с детьми музыкальный инструмент. Его можно сделать своими руками даже с малышами!

Как сделать маракас своими руками:

Шаг 1. Берем банки с крышками (жестяные и пластиковые, если есть — то подойдут и деревянные, берестяные и глиняные сосуды с крышками). Затем наполняем их разными наполнителями: пшено, гречка, чечевица, горох, фасоль, бусины. Заполняем разные банки на разную высоту (на 1/4 объема, на 1/2 объема, на 2/3 объема)

Шаг 2. Закрываем плотно крышку. Пробуем звучание получившейся заготовки маракаса вместе с детьми. Пробуем добавить наполнитель или, наоборот, его убрать для получения нужного звука.

Шаг 3. Когда нужный звук получен, плотно закрываем крышку. При необходимости можно ее дополнлительно приклеить клеевым пистолетом. Обклеиваем инструмент цветной бумагой (малыш может помочь Вам нарезать полоски для украшения или выбрать тесьму). Декорируем маракас как захочется вместе с ребенком.

Маракас готов!

Идеи из опыта:

Идея 1. Не делайте всё сами. Пусть малыш участвует в изготовлении маракаса — насыпает в него зерно, перекладывает по одной штучке в банку крупные бусины или фасолины. При перекладывании захватываем бусинки, горошинки или фасолины пинцетным захватом (указательным и большим пальчиками как «пинцетом»). Покажите ребенку, как это делается.

Идея 2. Поэкспериментируйте с разным количеством наполнителя. Какой звук будет, если бросить только десять фасолин или полбанки фасолин? Или почти целую банку фасолин? Попробуйте, как меняется звук инструмента в зависимости от материала банки. Выбирайте то, что понравится Вашему ребенку. И как только звук Вас удовлетворит — заклеивайте крышку уже навсегда.

Идея 3. Интереснее, если мы по -разному декорируем разные баночки. Это может быть и тесьма, и наклейки, и аппликация из бумаги, и узоры, нарисованные гуашью и потом покрытые сверху лаком для прочности.

Музыкальные инструменты своими руками: музыкальные бокалы (стаканчики)

Несколько лет назад я услышала виртуозное исполнение на бокалах классики — музыкант играл «Рондо». Это было потрясающе! Ну а мы с малышами можем сыграть более простые мелодии, а главное — вдоволь поэкспериментировать с водой и насладиться звуками!

Как сделать музыкальные стаканчики (бокалы):

Шаг 1. Берем 5 и более стеклянных баночек или стаканчиков или бокалов (подойдет набор бокалов) и наливаем в них воду до разного уровня.

Шаг 2. Берем ложечку или палочку или молоточек (пластмассовый или деревянный) и ударяем по бокалам. Получится звук — у каждого бокала свой звук.

Идеи из опыта:

Идея 1. Если Вы возьмете одинаковые сосуды (набор стаканчиков) и нальете в них разное количество воды, то звуки будут разные по высоте:

— самый высокий звук будет у пустого стакана,

— самый низкий звук будет у наполненного водой стакана.

Если стаканы будут разные, то ниже будет звук у того, в который Вы налили больше воды.

Если Вы поэкспериментируете с количеством воды — то можете выстроить настоящий инструмент и сыграть на нем мелодию. Попробуйте поэкспериментировать с ребенком и поиграть с водой и стаканами.

Идея 2. Очень интересный и удивительный факт — если Вы решите прерваться на прогулку или дневной сон и снова вернетесь к стаканам позже — то может так случиться, что звук может пропасть. Не волнуйтесь. Чтобы он появился — нужно просто перемешать воду в наших музыкальных сосудах или налить ее снова.

Музыкальные инструменты своими руками: играем на гребенке

Это самодельный музыкальный инструмент, который я знаю с детства. Меня ему научили в нашем дворе. И мы дружно на нем играли.

Сделать такой музыкальный инструмент — гребенку очень просто:

Шаг 1. Берем гребенку (расческу с крупными зубцами на ручке). Отрезаем полосу кальки. Полоса должна быть немного больше гребенки по размеру.

Шаг 2. Прикладываем кальку к одной стороне гребенки и подносим ко рту.

Шаг 3. Поем, приложив рот к кальке. Именно поём — тянем слова! Калька начнет вибрировать, и Вы не узнаете свой голос:). Детям очень нравится! Калька будет щекотать губы. Такой голос очень хорош для озвучивания придуманных ребенком сказок и домашних мультфильмов.

Музыкальные инструменты своими руками: шум дождя

Как сделать шум дождя:

Шаг 1. Готовим инструменты и материалы:

— картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги).

— упаковка зубочисток,

— кусачки или острые ножницы,

— клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.

Иногда делают этот инструмент из борщевика, но это очень опасно, тем более для детей. Ведь борщевик — это ядовитое растение!

Шаг 2. Берем шило и трубку из-под фольги и протыкаем недалеко от края картонного рулона шилом одно отверстие. Вставляем в это отверстие зубочистку до упора в противоположную стенку цилиндра.

Шаг 3. Отступаем 1-2 см и делаем новое отверстие и втыкаем также в него зубочистку. Далее делаем отверстия по спирали нашего цилиндра. Спираль проходит внутри всего цилиндра и составляет преграды в нем, через которые будет сыпаться крупа, издавая шумящий звук. Получается, что как будто внутри нашего цилиндра — винтовая лестница из зубочисток.

Шаг 4. Вот и готова спираль внутри картонного рулончика. Берем кусачки или острые ножницы и отрезаем лишние концы зубочистов с поверхности цилиндра.

Шаг 5. Заклеиваем один конец нашего цилиндра — трубки. Ждем, когда клей высохнет.

Шаг 6. Ставим трубку заклеенным дном вниз. И засыпаем в нее крупу. Слушаем звук. Закрываем открытый конец ладонью (чтобы крупа не высыпалась) и переворачиваем инструмент очень постепенно дном вверх. Слушаем звук.

Звук будет зависеть от наполнителя — попробуйте разные наполнители. Если это гречка — то звук более отрывистый, если семена льна — то звук более «сплошной». Найдите тот звук который понравится Вам и детям и Вас устроит.

Шаг 7. Теперь можно заклеивать и второе отверстие в нашей трубе — основе.

Шаг 8. Декорируем наш шум дождя. Можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком.

Как играть на шуме дождя:

Играем на шуме дождя как на шумовом инструменте, а не как на ударном. То есть не надо ритмично его трясти или ударять. Нужно очень медленно и постепенно, никуда не спеша, очень аккуратно и постепенно переворачивать инструмент то одним концом, то другим концом вверх. Именно медленно и постепенно!

Есть еще другой — более простой способ изготовления шума дождя из рулона фольги. Но — звук получается не совсем шумовой. Скорее получается ударный инструмент. Как сделать такой шум дождя Вы найдете в этом видео:

Музыкальные инструменты своими руками: делаем гусельки

Как сделать гусельки своими руками с детьми:

Шаг 1. Готовим материалы:

— канцелярские резинки (5 — 7 штук). Это будут струны.

— пустой пакет из-под сока (объем — от литра до двух литров, не менее).

— две круглые палочки или веточки или круглые карандаши. Длина равна ширине пакета или более. Это будут порожки.

Шаг 2. Натягиваем резинки на пакет сока по его длине так, чтобы они шли параллельно друг другу на равном расстоянии друг от друга. Это будут струны гуселек.

Шаг 3. Под струны кладем наши две круглые палочки чтобы струны не касались коробки сока и поднялись вверх. Одна палочка — с одной стороны пакета перпендикулярно струнам, другая — с другой стороны пакета перпендикулярно струнам.

Шаг 4. Инструмент готов! Играем! Можно защипывать струну, можно проводить пальчиком по нескольким струнам.

Советы из опыта:

Идея 1. Попробуйте поэкспериментировать с резинками разной толщины. Пусть ребенок убедится, что чем толще резинка, тем ниже ее звук.

Идея 2. Меняйте угол между порожками и их расположение на основе — пакете сока. Тогда у Вас получатся струны разной длины — от короткой до самой длинной. И они будут издавать разные звуки. Более короткая струна даст более высокий звук.

Идея 3. Попробуйте использовать другую основу — обувную коробку, жестяную, пластиковую. Послушайте звуки, которые получаются. Подберите вместе с ребенком ту основу и ту толщину «струн» — резинок, которая больше всего понравится Вашим детям.

Музыкальные инструменты своими руками: пищалка из стручка

Вы делали в детстве пищалки из стручков? Мы делали и очень любили получать разные звуки с помощью таких самодельных пищалок! Вот как это делается:

Шаг 1. Берем стручок акации. Отрываем хвостик.

Шаг 2. Открываем стручок аккуратно и вынимаем зерна.

Шаг 3. Пробуем играть.

Нашла краткое видео -демонстрацию этого способа игры на стручке акации в ютуб — делюсь:

Как заниматься с детьми с музыкальными инструментами, которые вы сделаете своими руками: идеи

Эти видео точно вдохновят Вас и Ваших малышей на интересные музыкальные затеи с детьми! Это записи детской телепередачи «Шишкина школа» моего любимого телеканала «Радость моя».

Видео 1 для детей: Ударные музыкальные инструменты

Из этого видео для малышей Вы узнаете:

— как сделать маракас из банки?

— как люди придумали ударные инструменты?

— из чего можно сделать маракас?

— какие бывают барабаны?

— играем на ударных инструментах вместе с детьми

Видео 2 для детей: что такое ритм?

Это видео познакомит малышей с понятием «ритм» и подскажет Вам, как можно поиграть с детьми в ритмические игры.

Видео 3 для детей: шумовые музыкальные инструменты

Из этого видео Ваши дети узнают о шумовых музыкальных инструментах и как использовать ударные инструменты как шумовые. И устроят самый настоящий оркестр с шумовыми и ударными инструментами (маракас, трещотка, кастаньеты).

Упражнения с детскими самодельными инструментами

Вариант 1. Ритмично аккомпанировать любой мелодии или устроить шумовой оркестр.

Вариант 2. Музыкальная зарисовка. Сопровождать шумовыми звуками рассказ или сказку (скачет конь — это кастаньеты, идет дождь — это шум дождя, гром — барабан, пустыня и шуршит песок — маракас, весенняя капель или пошел дождь — музыкальные бокальчики или стаканчики и т.д.), историю, явление природы, событие. Так можно импровизировать с текстами многих сказок и стихов. Вы читаете текст сказки и показываете на определенный инструмент. Ребенок придумывает, как этим инструментом передать данное событие или слово.

Если Вы играете с группой детей, то можно заранее раздать им разные инструменты. И глазами показывать, какой инструмент сейчас вступает в сказку. Тогда игра будет полезна еще и для развития коммуникативных способностей детей.

Вариант 3. Песня по куплетам. В каждом новом куплете песни вступает новая группа инструментов.

Вариант 4. Песня с оркестром. В первом куплете играет один инструмент, во втором к нему присоединяется второй инструмент (звучат оба инструмента), в третьем — третий инструмент и так пока не получится полный оркестр (все наши музыкальные инструменты играют).
Лучше всего подойдут для таких музыкальных импровизаций песни народов мира.

Вариант 5. Диалог без слов. Попробуйте поговорить друг с другом звуками инструментов. Передайте радость, грусть, огорчение, удивление и другие состояния, а также разные события с помощью звуков музыкальных самодельных инструментов. Меняйте ритм, громкость звучания инструментов.

Вариант 6. Игра в эхо. Нужно повторить ритм за ведущим на своем инструменте. Игра полезна в том числе и для развития слухового внимания и речи малышей.

Вариант 7. Игра в кругу «Внимание». Все сидят в кругу на полянке или на стульях в комнате. Ведущий задает ритм и все игроки его повторяют на своих инструментах. Потом внезапно ведущий изменяет ритм — нужно это заменить и подстроиться под ведущего. Другой вариант этой игры — ведущий меняет громкость звучания.

Вариант 8. Сказка с инструментами. Детям раздаются музыкальные инструменты. Можно одному ребенку давать 2- 3 инструмента. Договоритесь заранее, что будет в сказке обозначать каждый инструмент. Например, шум дождя — слово «дождь», удары ложек — шаги и т.д. Вы импровизируете — рассказываете небольшую историю, в которой встречаются эти слова. Как только игрок услышал «свое» слово — он должен вступить в текст Вашей истории звуками своего инструмента: пошуметь шумом дождя, изобразить скрип открывающейся двери, шаги кошки и другие события, которые Вы запланировали заранее. Не ищите готовой истории — сочиняйте на ходу.

Если Вам еще трудно сочинять сказки с детьми на ходу и импровизировать — Вам поможет бесплатный курс «Секреты развития детей в игре» (второе видео курса про сочинение сказок — зачем это нужно и как этому научиться). Получить курс бесплатно можно здесь на нашем сайте — . Это запись моих вебинаров по основам развития ребенка в дошкольном возрасте на Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру -к успеху!» 2013 года.

Главное в играх с музыкальными игрушками, сделанными своими руками — это развитие умения ребенка прислушиваться к особенностям их звучания, передавать разный ритм, разное эмоциональное состояние с их помощью, творчески подходить к их использованию. А также экспериментирование — что изменится, если изменить инструмент — его длину, наполнитель и другие характеристики.

Еще о мастерской музыкальных инструментов из карманов и о музыкальных развивающих упражнениях для малышей Вы можете узнать из курса Татьяны Ермолиной на «Родной тропинке» —

Изготовление музыкальных инструментов вместе с детьми своими руками — это очень интересно, захватывающе и увлекательно! Желаю Вам интересных творческих игр! И вдохновения для музыкальных импровизаций с детьми в эти солнечные летние дни!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Музыкальные шумовые инструменты, своими руками.

Автор: Маркова Руслана Павловна. Музыкальный руководитель МДОУ д/с "Сказка" села Тростянка, Балашовского района, Саратовской области.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного образования и родителям. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса со способами изготовления шумовых музыкальных инструментов;
Познакомить с методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в повседневной жизни;
Повысить уровень профессиональной компетенции большинства педагогов, а так же родителей, их мотивацию на системное использование в практике.

Материалы:
пластиковые бутылки(взяла бутылку из под детского шампанского и маленькую бутылочку из под минеральной воды), картонная коробочка из под лекарств, цветная бумага,гофрированная бумага, ножницы, карандаш, циркуль, бумага формата А4, фломастеры, гречневая крупа, горох, соль, клей ПВА сильной фиксации, силиконовый пистолетный клей.


Мы изготовим сегодня сразу три музыкальных шумовых инструмента - большой маракас "елочка-гремелка" из пластиковой бутылки из под детского шампанского, малый маракас "музыкальная ромашка" из маленькой пластиковой бутылочки, и яркий радужный "шуршунчик" из коробочки от лекарства.
Приступим к изготовлению первого музыкального инструмента.
1.Нарезаем достаточно длинные полоски(длинна или их количество зависит от величины пластиковых бутылок) шириной семи сантиметров одного цвета и девяти сантиметров другого цвета.Делаем надрезы-мохрушки с одной стороны.


2.Приклеиваем полоски друг к другу внизу основания.


3.Пока подсыхают наши полоски, отрезаем еще полоску шириной около пяти сантиметров, для горлышка. С одной стороны сделать надрезы-мохрушки сантиметров двадцать.


4. Намазав клеем полоски у основания, сначала спиральным движением обклеим горлышко, затем начиная с донышка бутылки основную часть. У меня вышло несколько полосок, так проще клеить.




И так, пока высыхает наше изделие, приступаем к изготовлению второго музыкального инструмента- "музыкальная ромашк".
5. Отрезаем длинную полоску зеленого цвета, шириной 4-5 сантиметра. гофрированной бумаги. Поясню почему гофрированная бумага - она гораздо мягче чем обычная бумага, и лучше ложится на рельеф бутылки. Мажем клеем полоску и обклеиваем бутылку.


Отправляем нашу бутылку сохнуть, и приступаем к изготовлению "шершунчика".
6. Нарезаем разноцветные полоски 3-5 сантиметров из цветной бумаги и два квадрата, для тыльной стороны коробочки, квадраты должны быть чуть больше, с небольшими надрезами на уголках для сгиба.


с одной стороны заклеиваем тыльную сторону глухо, без возможности открыть, с другой обклеиваем так, что бы наш "шершунчик" открывался, для того, что бы насыпать туда крупу.


7. Теперь обклеиваем полосками, срезая излишки по краям.


Наши бутылочки уже подсохли, и мы возвращаемся к "музыкальной ромашке"
8. На бумаге А4 циркулем рисуем круг диаметром 13-14 сантиметров.


9.Делим круг сначала на четыре равных части, затем на восемь.


10. Рисуем круглые лепесточки.


11. Обрисовываем горлышко бутылки, делаем серединку ромашки.


12.Вырезаем ромашку. Серединку не вырезаем, а делаем надрезы по линиям.


13.Подкрашиваем наши заготовки или фломастерами или красками.


14.Одеваем венчики на бутылку, и можно насыпать крупу в наши инструменты.




15.Последний этап в изготовлении музыкальных инструментов.
Берем кусочек желтого подкладочного материала, на кусочек кладем крышечку от бутылки, капаем внутрь крышечки разогретый пистолетный клей и склеиваем края материала внутри крышечки.


Закручиваем крышки, и наши музыкальные шумовые инструменты ГОТОВЫ!


А теперь просто необходимо поиграть:дети встают в круг, берем к примеру инструмент, который сделал Ваня, поем простую песенку «поиграй, поиграй, и другому передай», передаем друг другу инструмент, пока все дети не поиграют.
"Цыки-тасы, цыки-тасы! –
Оживились МАРАКАСЫ. –
Не найдёте вы сейчас
Никого подвижней нас!
Ни минутки не молчим –
Всё головками бренчим!
Мы для вас сыграем танго
О стране, где зреет манго!
В пляс, амиго маракасы!
Цыки-тасы, цыки-тасы!"

Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.

Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.

На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.

И. С. Бах

Цели и задачи занятий, методические приёмы, актуальные для разных групп

Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.

  • развивать ритмический слух;
  • знакомить с классификацией и звучанием музыкальных инструментов;
  • обучать игре на простейших ударных, шумовых, струнно-щипковых инструментах.

Общие приёмы обучения:

  • словесные:
    • познавательная беседа;
    • практические пояснения;
    • наводящие и проблемные вопросы;
    • загадки;
    • стихотворения;
  • наглядные:
    • демонстрация и рассматривание инструментов;
    • обсуждение тематических иллюстраций;
    • показ способов и приёмов игры;
  • практические:
    • воспроизведение детьми приёмов игры на различных музыкальных инструментах;
    • совершенствование приобретённых навыков;
    • изготовление музыкальных инструментов и игровых пособий из подручного и бросового материала;
  • игровые:

Видео: игра «Весёлый бубен»

Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.

Методические приёмы работы с разными возрастными группами

Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.

Возраст: 2–3 года (первая младшая группа)

Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:

  • различать звучание разных музыкальных инструментов;
  • определять звуки по высоте;
  • развивать чувство ритма.

Возраст: 4 года

Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:

  • воспроизводить быстрый и медленный звуковой ритм на одном инструменте (шустрый зайчик быстро скачет, большой неуклюжий слон медленно и тяжело шагает);
  • различать высокое и низкое звучание колокольчика;
  • передавать элементарный ритмический рисунок мелодии;
  • узнавать известный им музыкальный инструмент по «голосу».

Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне

Возраст: 5 лет

Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.

Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику

Возраст: 6 лет

Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.

Этапы знакомства с музыкальными инструментами

Приёмы игры:

  1. Младший дошкольный возраст:
    • погремушка: удары инструментом по ладошке или твёрдой горизонтальной поверхности (стол, пол); встряхивание;
    • бубен: инструмент фиксируется в одной руке, ладошкой или кулачком другой руки наносится удар; встряхивание;
    • колокольчики: инструмент держат в вертикальном положении, наносят удар палочкой, толкают пальчиком или свободно потряхивают;
    • барабан: синхронные, поочерёдные ритмичные удары палочками или дробь;
    • деревянные ложки: приём «ладушки», удары «пяточкой» по «пяточке»;
    • металлофон: уверенное вождение молоточком в воздухе, удар с отскоком по одной пластиночке.
  2. Средний дошкольный возраст:
    • бубен: новый приём - удар подушечками пальцев;
    • металлофон: отработка приёма глиссандо (медленное скольжение от звука к звуку);
    • ложки: новый приём - «блинчики» (поочерёдные удары по «пяточке» левой ложки, затем по «пяточке» правой ложки).
  3. Старший дошкольный возраст:
    • металлофон:
      • свободно разворачивая кисть, исполнять приём «удар-отскок»;
      • добиваться правильного движения молоточка вверх-вниз;
      • учиться передавать звуковой ритмический рисунок с помощью выстукивания;
    • ксилофон, румба: приём «Бурдон» (непрерывный звук);
    • знакомство с приёмами игры на ударно-шумовых инструментах:
      • колотушки,
      • маракасы,
      • кастаньеты,
      • бубенцы.

Видео: концертный номер (средний и старший дошкольный возраст)

Организация занятия по знакомству с музыкальными инструментами

Структура занятия:

  1. Вводная, мотивационная часть:
    • музыкальное приветствие,
    • просмотр презентационного ролика,
    • познавательная беседа,
    • обсуждение темы.
  2. Основная часть:
    • творческие задания и упражнения,
    • игра на детских музыкальных инструментах,
    • музыкально-дидактические игры.
  3. Итоговая часть:
    • итоговая беседа педагога с детьми,
    • благодарность за активную работу и интерес, проявленный к занятию.

Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:

  • стихотворения;
  • загадки;
  • игры;
  • костюмированные представления;
  • демонстрацию иллюстраций;
  • прослушивание фрагмента музыкального произведения;
  • просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.

Таблица: идеи для вводной части занятия

Тема занятия Содержание вводной части
«Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля.
Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие!
Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке).
Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю!
Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент.
Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам?
Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так.
Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках)
Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов!
«Город музыкальных мастеров» Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами.
«В гости скрипку позовём» На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила».
«Страна музыкальных инструментов» Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек.

Видео: знакомство с музыкальными инструментами (НОД - направленная образовательная деятельность, средняя группа, автор И. В. Тярина)

Темы для развивающей беседы:

  • «Можно ли прожить без музыки?»
  • «Город клавишных инструментов»
  • «В гостях у духовых инструментов»
  • «Тайны и загадки русских народных инструментов»

Рассказы о разных инструментах для вводной части занятия по музыке

Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:

  1. С первых мгновений жизни человека окружают звуки. В мире природы музыка повсюду. Прислушайтесь - и вы услышите мелодию пения птиц, шелест осенних листьев под ногами, раскатистый шум морской волны, тихое дуновение весеннего ветерка, стрекотание цикад в жаркий летний день. Нас повсюду окружает музыка, надо только научиться её слышать. Люди придумали множество разнообразных инструментов, изобрели специальное музыкальное письмо, с помощью нот научились записывать мелодии. Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру музыкальных инструментов.

    В мире природы музыка звучит повсюду

  2. Ударные инструменты - громкая, шумная команда инструментов. Самый известный, мощный и важный её участник - это барабан. Ребята, как вы думаете, почему барабан имеет круглую форму, а не треугольную? (Только круг позволяет добиться необходимой силы натяжения кожи). С помощью палочек можно получить разные по силе звуки - от шороха лёгких шагов до грозного громыхания. Барабанная дробь - самый сложный исполнительский приём и требует настоящего виртуозного мастерства от музыканта.

    Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов

  3. Семья духовых инструментов (медные) - возглавляет парадные шествия, являясь желанным участником торжественных событий: ликующие голоса блестящих красавцев (труба, флейта, саксофон) исполняют мелодии в честь победителей спортивных состязаний, приветствуют самых дорогих и важных гостей. Возможно, название связано с тем, что волшебные звуки, радующие слушателей, извлекут только те музыканты, которые вкладывают душу во время игры.

    Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий

  4. Содружество струнных инструментов (скрипка, гитара, виолончель) – было всегда очень любимо даже самой требовательной и строгой публикой благодаря нежному и мягкому звучанию. Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев. Струнные инструменты занимают самые важные места в симфоническом оркестре - перед дирижёром и зрителями.

    Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев

Видео: «Как звучат клавишно-духовые музыкальные инструменты» (мультфильм)

Музыкально-дидактические игры для младшей группы

Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:

  • игра под фонограмму любой популярной детской песни, выстукивание «в такт»;
  • звуковой аккомпанемент к стихотворениям;
  • звуковые картины на предложенную тематику (например, изобразить явление природы - дождь, шум ветра, снегопад);
  • сказочная история в звуке (звукоподражание сказочным героям).

«История бельчат»

Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).

«На полянке»

На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.

Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке

«Капельки и лучики»

Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.

«Музыкальные цветочки»

Игра на распознавание характера мелодии.

Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.

У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:

  • нежная, ласковая, спокойная, умиротворяющая;
  • печальная, грустная, меланхоличная;
  • задорная, радостная, озорная.

Игры для среднего и старшего школьного возраста

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.

«Ритмические орнаменты»

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках

Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.

«Ритмический заборчик»

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма

«Подбери картинку»

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа

«Угадай музыкальный инструмент»

Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.

Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку

«Волшебный экран»

Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.

По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку

«Лото для маленьких музыкантов»

Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:


Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.

«Четвёртый лишний»

Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.

Скрипка не относится к группе клавишных

«Кубик-музыкант»

Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.

Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию

«Лесенка»

Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.

Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам

Видео: играем на музыкальных инструментах (старшая группа)

Таблица: загадки о музыкальных инструментах

Загадка Ответ
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха.
Аккордеон
Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
Балалайка
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
Барабан
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поёт -
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…
Баян
Звенит струна, поёт она,
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовём…
Гитарой
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется?
Дудочка
Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чём я?
Это…
Кларнет
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
Ложках
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
Маракас
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…
Пианино
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…
Скрипка
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
Тарелки
На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда, она играла
Целый час на…
Фортепьяно

Видео: музыкально-дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»

Алгоритм разработки проекта

Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.

Виды проектов:

  • краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
  • долгосрочным - от месяца до года.

Алгоритм разработки проекта:

  • подготовительная работа;
  • основная часть;
  • итоговый этап.

Направления и формы реализации:

  • интеллектуально-познавательное развитие:
    • просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
    • викторины и музыкально-дидактические игры;
    • домашние задания;
    • демонстрационный материал и наглядные пособия (игры-презентации, информационные стенды, папки-передвижки, музыкальный музей или уголок, альбомы, выставка детских рисунков и т. д.);
    • праздничные музыкально-театрализованные мероприятия;
    • экскурсии, посещение музейных экспозиций и концертов;
  • развивающие игры (музыкально-дидактические, артистические, ролевые).
  • практическая деятельность по изготовлению музыкальных инструментов;
  • словесные приёмы, направленные на активизацию внимания и развитие памяти (стихотворения, скороговорки, загадки, фольклорные материалы, сказки);
  • костюмированное музыкальное развлечение, концерт, музыкальная гостиная (с участием музыкального работника).

Таблица: музыкальный проект «Русские чудо-инструменты»

Название Русские чудо-инструменты
Характеристика Долгосрочный проект в подготовительной группе
Цели Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре.
Задачи
  1. Формировать у детей опыт собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать и реализовывать, применяя и приобретая новые знания.
  2. Развивать интерес у детей к русской народной культуре.
  3. Познакомить детей с музыкально-выразительными особенностями русских народных инструментов.
  4. Формировать мотивацию к музыкальной деятельности через игру, пение, движение и исполнительство на народных инструментах.
  5. Развивать творческие и музыкальные способности детей.
  6. Поощрить у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности.
  7. Создать благоприятную развивающую среду для формирования у детей интереса игры в фольклорном ансамбле.
Участники
  • Дети подготовительной группы,
  • музыкальный руководитель,
  • хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Сбор и изучение материала об истории происхождения музыкальных инструментов.
    2. Написание программы фольклорного ансамбля «Сколько музыкантов - столько и талантов».
    3. Организация предметно-пространственной среды (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально - дидактические игры).
    4. Подбор музыкального материала (песни, танцы, музыкальные произведения для слушания и музицирования).
    5. Подбор художественной литературы (сказки, загадки, стихи, пословицы).
  2. Основной этап:
    1. Исследования по реализации проекта: «О чём нам расскажет ложка, гусли, свирель и гармошка?», «Почему музыкальные инструменты могут стучать, бренчать, свистеть?», «Народ играет, сам себя забавляет». Организация развивающей, познавательной, предметной среды (совместные работы детей и родителей, детей и воспитателей):
      • совместный поиск информации;
      • проведение экскурсий;
      • рассматривание иллюстраций;
      • чтение литературы;
      • разучивание частушек, песен, игр, танцев.
      • проведение бесед;
      • музыкально-дидактические игры;
      • практические исследования;
      • проведение непосредственно образовательной деятельности и развлечений;
      • занятия в кружке;
      • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов;
      • создание фольклорного ансамбля.
    2. Продукты деятельности: картотеки русских народных инструментов, шумовых инструментов, книжки-малышки со сказками о музыкальных инструментах.
    3. Проведение развлечения с родителями, праздника «Путешествие русской ложки», участие в краевом конкурсе «Маленькая страна».
  3. Заключительный этап:
    1. Диагностика полученных знаний детей в ходе проекта.
    2. Представление продукта проектной деятельности (оформление выставки поделок, шумовых инструментов).
    3. Оформление итоговой презентации проекта.
    4. Круглый стол с участниками проекта.
    5. Анализ проделанной работы, рефлексия.

Таблица: музыкальный проект «Русские народные инструменты», автор Е. А. Глушко

Название Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко
Характеристика Краткосрочный проект в старшей группе
Цели Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи
  1. Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов.
  2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов.
  3. Формировать эстетический вкус детей.
  4. Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации.
  5. Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
  6. Закреплять навыки звукоизвлечения с помощью музыкальных инструментов (ложки, трещотки, гусли, колокольчики).
  7. Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов.
  8. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
  9. Создавать условия для знакомства ребёнка с музыкальными русскими народными произведениями в домашней обстановке.
  10. Родителям побуждать детей к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомых народных произведений, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
Участники
  • Дети старшей группы,
  • музыкальный руководитель, хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов).
    2. Беседы «Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?».
    3. Слушание произведений оркестра народных инструментов.
    4. Формулирование проблемных вопросов.
    5. Выдвижение гипотез.
  2. Практическая часть:
    1. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, интернет).
    2. Показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты».
    3. Беседы (русские народные музыкальные инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах).
    4. Игра на музыкальных инструментах.
    5. Проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха.
    6. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
    7. Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.
  3. Заключительный этап:
    1. Обобщение и систематизация полученных знаний.
    2. Фиксирование результатов полученных знаний (фотографии, слушание оркестра народных инструментов).
    3. Подготовка и проведение презентации.

Видео: День музыки в детском саду

Детские музыкальные инструменты своими руками

Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.

Маракасы «Ёлочка» и «Цветочек», «Шумельчик» из коробочки

Материалы и инструменты:

  • большая бутылка из-под детского шампанского,
  • бутылочка поменьше из-под сока,
  • коробочка,
  • наборы цветной и гофрированной бумаги,
  • лист бумаги стандартного формата,
  • фломастеры,
  • простой карандаш,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • крупа, горох, соль.

Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки

Пошаговая инструкция:

  1. Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока.

    Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока

  2. Нарезать из гофрированной бумаги ленточки двух цветов шириной 8 и 10 см, длина зависит от диаметра бутылок. Надрезать с одной стороны ленты полоски.

    Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см

  3. Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета.

    Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета

  4. Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом.

    Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом

  5. Обклеить корпус большой бутылки начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко.

    Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко

  6. На бумаге формата А4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон).

    На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)

  7. Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков.

    Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков

  8. Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям.

    Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям

  9. Разрисовать две заготовки цветными карандашами или фломастерами (по желанию).

    Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами

  10. Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать шумовой материал в бутылки.

    Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки

  11. Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку; одну из тыльных сторон не заклеиваем, оставляем возможность для засыпания крупы в коробочку. Засыпать наполнитель в коробочку.

    Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку

  12. Закрутить крышки, заделать коробочку: музыкальные игрушки готовы!

    Музыкальные игрушки готовы

Инструкция:

  1. Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги.
  2. В боковые отверстия продеть яркие ленточки.

Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги, в боковые отверстия продеть яркие ленточки, инструмент готов