Гистограмма и обработка изображения. Гистограмма изображения в Photoshop

Инструмент Уровни (Levels)

Это простейший инструмент для работы с гистограммой. Он подойдёт как начинающим, так и опытным пользователям в тех случаях, когда необходимо внести быстрые и простые коррекции. Рассмотрим Уровни из Adobe Photoshop. Инструмент Levels вызывается через меню Edit - Adjustments - Levels. Кстати, вызвать его также можно сочетанием клавиш Ctrl+L.

Как видим, перед нами предстал график гистограммы с тремя ползунками под ним. Левый ползунок показывает, где начинается чёрный цвет на фото: всё, что правее него, светлее чёрного. Правый ползунок отвечает за уровень белого: всё, что левее него, темнее белого. Средний ползунок отвечает за уровень полутонов.

Я специально открыл неконтрастный снимок: по его гистограмме видно, что в тёмных и светлых участках никакой информации нет. Оттого и фотография не контрастна. Попробуем подвинуть уровни белого и чёрного в те места, где начинается непосредственно сам график гистограммы.

Мы видим, что контраст увеличился, но вот снимок выглядит темноватым. Самое время подвинуть ползунок, отвечающий за полутона. Не мудрствуя, поставлю его туда, где виден самый высокий пик гистограммы.

Итак, мы увеличили контраст кадра и чуть-чуть прибавили ему яркости. Безусловно, фотографию можно редактировать и дальше. Но пока обратим внимание на три «пипетки», находящиеся справа от графика гистограммы. С их помощью вы можете указать на фото, что считать чёрным (указать «точку чёрного», как говорят профессионалы) - для этого предназначена пипетка чёрного цвета. Пипеткой серого цвета можно установить уровень полутонов, а белой пипеткой мы можем показать, что на фото считать белым (самым ярким!). Но важно помнить, что на фотографии могут отсутствовать чисто чёрные, чисто серые и чисто белые объекты, а значит эти пипетки применимы далеко не всегда. Вы можете их попробовать в работе на собственных кадрах.

Не забудем о том, что мы работаем не просто с гистограммой яркости, а с гистограммой RGB, и перед нами - суммарный график всех трёх цветовых каналов. Кроме общего графика, мы можем работать и с каждым каналом отдельно, настраивая не только яркость и контраст, но и цвета на фото. Канал можно выбрать в меню Channel (Канал) над графиком гистограммы.

Тем же образом, каким мы редактировали общие уровни, попробуем настроить их для каждого канала по отдельности. Такой подход даст, с одной стороны, больше контроля над гистограммами каждого из каналов, а с другой стороны - большую творческую свободу в настройке цветового решения кадра.

Я сознательно сместил ползунок полутонов в красном и голубом канале, чтобы усилить вечернюю атмосферу кадра.

Но, как всегда, недоэкспозиция «лечится» гораздо охотнее, нежели переэкспозиция.

А что делать, если необходимо не просто повысить уровень красного на фото, а увеличить количество красных оттенков, скажем, только в светлых участках кадра? Тут нам на помощь придёт инструмент Curves (Кривые). Его отличие от уровней в том, что он позволяет вносить более глубокие и точные регулировки в гистограмму, а не только крутить туда-сюда уровни белого, чёрного и полутонов. Особенно хорошо вы почувствуете превосходство кривых на уровнями, попробовав с ними работать. Так что не будем откладывать в долгий ящик - откроем инструмент Кривые. Находится он в том же меню, что и Уровни: Edit - Adjustments - Curves. Вызвать его можно и сочетанием клавиш Ctrl+M. Также кривые очень удобно применять в качестве корректирующего слоя, но об этом - в другой раз. Откроем инструмент Curves.

Справа и слева на графике гистограммы - уже знакомые нам уровни чёрного и белого. А на самой гистограмме мы видим идущую по диагонали линию. Мы можем свободно изменять её форму, избирательно корректируя ту или иную область на гистограмме. Чтобы менять форму кривой, для начала необходимо поставить на ней контрольную точку: просто кликните мышкой на нужную область кривой.

Попробуем этот приём на практике. Повысим контраст снимка не с помощью инструмента Уровни, а путём коррекции самой кривой. Для этого понизим яркость тёмных оттенков и повысим яркость светлых. Придадим кривой S-образную форму.

S-образная кривая - самый распространённый вид кривой, который очень часто используют для повышения как общего контраста, так и при работе с каждым из каналов.

Несмотря на заходящее солнце, кадр выглядит бледновато. Виной тому - сильная дымка в воздухе. Попробуем придать кадру более эффектное, закатное настроение. Сначала откроем кривую для красного канала. Делается это точно так же, как и в уровнях: через меню, находящееся над графиком гистограммы.

Теперь добавим больше красного оттенка в светлых участках кадра. Для этого поставим контрольную точку на кривой в том месте, где находятся светлые тона (правая часть графика) и поднимем её повыше. Чтобы снимок не стал красным, как помидор, оставим тени такого же цвета, какими они и были. Для этого просто не дадим повышаться красному цвету в тенях. Поставим точку в «теневой» области гистограммы и снизим её до прежнего уровня.

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Безусловно, кадр можно редактировать и далее, другими инструментами. А можно и по-другому обработать его с помощью кривых. Каждый читатель имеет возможность самостоятельно поработать с этим кадром и оставить в комментариях итоговое изображение с описанием того, как он добился своего результата.

Первый из серии, этот урок поможет вам научиться использовать функцию Уровни (Levels) вашего любимого графического редактора для корректировки уровней черного и белого на ваших фотографиях.

Оттенки

Первый и самый главный параметр, который вы должны корректировать при обработке фотографий в Photoshop это тона, другими словами распределение темного и светлого на изображении. Большинство людей используют для этого функцию Brightness/Contrast (Яркость/контраст). Brightness (Яркость) увеличивает общее количество белого на фотографии, в то время как contrast (контраст) усиливает различие между белым и черным. Хотя и может показаться, что они эффективны, использование таких простейших функций может принести больше вреда, нежели пользы. Чтобы стать более продвинутым пользователем Photoshop, вам придется забыть о функции Brightness/Contrast и начать использовать вместо нее Levels .

Что такое Уровни?

Откройте ваше изображение и переедите к элементу меню: image>adjustments>levels (или нажмите Ctrl L). Это вызовет граф, который называется гистограмма. Он располагает тона изображения от черного к белому (слева направо) вдоль оси Х, а на оси У отображает количество информации изображения в пределах данного диапазона серого. Чем выше пик, тем больше информации вашего изображения попадает в этот диапазон серого. Если ваша гистограмма больше смещена влево, это означает, что ваше изображение имеет много теней и черного цвета и возможно невыдержанно. Если ваша гистограмма больше смещена вправо, изображение имеет много осветленных участков и белого и возможно передержано. Сбалансированные и симметричные гистограммы часто свидетельствуют об изображениях, которые приятны глазу, считается, что такие изображения выдержаны правильно. Часто говорят, что такие изображения имеют сбалансированные тона. Нет ничего страшного в гистограмме, которая смещена влево или вправо, однако создание живого изображения всегда требует сбалансированных тонов.

Гистограмма сверху показывает изображение с большим количеством теней. С левого края гистограмма выходит за границы чарта, что говорит о том, что часть этой картинки невыдержанна и нет доступных данных по этому оттенку Эта гистограмма демонстрирует хорошо выдержанное изображение с большим количеством информации по всем оттенкам. Ни один из концов не выходит за границы, поэтому изображение выдержано правильно Гистограмма сверху показывает изображение с множеством осветленных мест. С правого края гистограмма выходит за границы чарта, что говорит о том, что часть этого изображения передержана и нет доступных данных по этому оттенку.

Экспозиция

Что означает, когда изображение невыдержанно или передержано? Когда изображение является настолько темным, что многие зоны содержат чистый черный цвет без каких-либо деталей, это часть изображения считается невыдержанной. Что означает, что через линзы проходило недостаточно света для обеспечения достаточного количества деталей для пленочного или цифрового датчика. Если через линзы проходило слишком много света, части изображения могут получиться настолько яркими, что они теряют все детали и становятся чисто белыми. Это называется передерживание.

Гистограмма показывает яркость от чисто черного до чисто белого. Все, что находится в промежутке является оттенками серого. Если гистограмма показывает, что данные картинки уходят вверх к чисто черному или чисто белому и график выглядит так, как будто его головная и хвостовая части отрезаны, изображение может иметь проблемы с экспозицией.

Использование Уровней

Нажмите Ctrl. L, чтобы вызвать окно Уровней Окно Уровней должно выглядеть примерно как на рисунке снизу. Вы можете смело проигнорировать все, что я выделил в синем боксе.

Обратите внимание на следующие параметры и как они работают:

  • Черный бегунок Black Point. Передвигая этот бегунок, вы сообщаете Photoshop, что вы хотите, чтобы весь спектр оттенков внутри изображения начинался как черный здесь. Любая информация слева от бегунка будет утеряна.
  • Белый бегунок White Point. Передвигая этот бегунок, вы сообщаете Photoshop, что вы хотите, чтобы весь спектр оттенков внутри изображения кончался как белый здесь. Передвижение бегунков Black Point и White Point походит на настройку контраста изображения, разве что у вас тут гораздо больше контроля.
  • Серый бегунок Gray Midpoint. Передвигая этот бегунок, вы сообщаете Photoshop, что вы хотите, чтобы весь спектр оттенков между черным и белым центрировался вокруг этой точки. Передвижение этого бегунка схоже с настройкой яркости изображения.
  • Снизу, где написано "Output Levels" (Выходные Уровни) вы можете вручную выровнять теневые и осветленные области вашего изображения. Путем передвижения черного и белого бегунков вдоль шкалы Clipping Scale вы можете заставить изображение исключить либо осветленные участки, либо теневые. Передвинув черный бегунок вправо, вы вручную удаляете некоторые затемненные детали в изображении. Передвинув белый бегунок влево, вы вручную удаляете некоторые осветленные детали в изображении. В основном эта функция позволяет вам удалять ненужные детали по концам гистограммы.
  • О чем мне говорит эта гистограмма?

    Первая вещь, которую вам следует сделать, работая с уровнями, это изучить гистограмму. Выясните, какие она имеет позиции, затем переместите бегунки в оптимальные позиции. В данном примере левый край гистограммы имеет недостаток данных. Это означает, что на данной фотографии нет глубоких теней. Просто взглянув на нее, вы можете сказать: Самые темные места достигают лишь темно серого цвета. С правого края тонкая линия на графика указывает на присутствие некоторых осветленных участков, хотя их не много. К счастью, практически нет информации на гистограмме, которая бы скрывалась за пределами графика. Если слишком много информации скрывается за границами графика, картинку будет очень сложно выровнять.

    Большинство информации на данной гистограмме слегка смещено левее серого бегунка посередине. Это изображение было сделано в тени глубокого оврага, поэтому это нормально, что она слегка затемнена. Тем не менее, оттенки конечно нужно выровнять.

    Преобразование оттенков.

    В общем, что вы должны сделать, так это сказать Photoshop, что вы хотите, чтобы самый темный оттенок в изображении стал полностью черным, а самый светлый оттенок - полностью белым. Это перераспределит все оттенки в изображении, придавая ему больший контраст, детализацию, а также динамический диапазон.

  • Черный бегунок Black Point. Этот бегунок вы помещаете ровно в то место, где начинаются данные в левой части гистограммы. Вы заметите в окне предварительного просмотра, как затемняются тени.
  • Белый бегунок White Point. Этот бегунок вы помещаете ровно в то место, где начинаются данные в левой части гистограммы. В окне предварительного просмотра вы заметите, как осветленные участки становятся еще светлее. Так как у нас мало информации, находящейся на конце осветленных участков, установка бегунка после начала данных убрала некоторые осветленные участки с изображения. Иногда удаление некоторых осветленных участков или теней это жертва, на которую необходимо идти, чтобы добиться более приятного тонального диапазона. В этом случае это не страшно, так как данных осветленных участков очень мало (это не резкий скачок на графике)
  • Серый бегунок Gray Midpoint. Вы можете точно подкорректировать яркость изображения, двигая этот бегунок, но в большинстве случаев его просто оставляют на месте.
  • Теперь вы можете либо нажать ОК и сохранить изменения, отменить изменения или нажать Reset с зажатым Alt. чтобы сбросить все позиции бегунков. Теперь вы знаете, как использовать слои вместо функции Photoshop brightness/contrast (яркость/контраст).

    Гистограмма в Фотошоп

    На первый взгляд гистограммы редактора Фотошоп выглядят как набор ненужной информации. Однако это далеко не так.

    Гистограмма показывает распределение количества пикселей изображения в зависимости от их яркости, а значит, пользуясь гистограммами, можно максимально точно выполнить профессиональную цветовую коррекцию любой фотографии. Рассмотрим, как работать с гистограммами в режиме «RGB».

    Для начала обратимся к цветовой модели «RGB» и посмотрим, как она взаимодействует с «RGB» - гистограммой. Для этого мы воспользуемся изображением цветовой палитры, расположенной на кольце. На панели слоев «Layers» расположено три слоя, представляющих собой полукольца с различным сочетанием красного, зеленого и синего цветов. В местах пересечения этих колец происходит слияние цветов, и образуются новые цвета и оттенки.

    Выберите инструмент «Move Tool» - "Перемещение или воспользуйтесь горячей клавишей «V». Выделяя поочередно каждый из слоев, переместите их таким образом, чтобы в центральной части холста оказалось пересечение средних частей каждого из полуколец.

    В месте пересечения красного, зеленого и синего цветов должна получиться область белого цвета. Данная модель является идеальным средством для того, чтобы понять, каким образом работает цветовой режим «RGB».

    Разобравшись с принципом работы режима «RGB», мы можем посмотреть, как он взаимодействует с гистограммами. Для этого перейдем к следующему изображению и обратимся к панели гистограмм. Если данная панель не отображается в окне программы, перейдите на вкладку «Window» - "Окно" и выберите команду «Histograms» - "Гистограммы".

    Кликните левой кнопкой мыши по пиктограмме в правом верхнем углу панели «Histograms». В раскрывшемся списке команд выберите «All Channels View» – «Просмотр всех каналов» и отметьте галочкой пункт «Show Channels in Color» – «Показать каналы в цвете».

    Сочетание каналов красного, синего и зеленого показано на гистограмме черного цвета. Ниже составной гистограммы расположены три отдельные гистограммы для каждого из цветовых каналов. На нашем изображении преобладают темные оттенки цветов, поэтому пик составной гистограммы располагается в левой ее части, которая определяет темные тона.

    Для максимального удобства в работе с гистограммами вынесите панель гистограмм за пределы вкладок с панелями, зажав левую кнопку мыши.

    Перейдите на панель информации «Info». Если она неактивна, то сделайте ее видимой, выбрав на вкладке «Window» - "Окно" команду «Info».

    Далее необходимо добавить корректирующий слой «Curves» – «Кривые». Сделать это можно через панель «Adjustments» – «Коррекция». Вы также можете добавить этот корректирующий слой, нажав на кнопку «Create a new fill or adjustment layer», и выбрав в раскрывшемся списке команду «Curves» – «Кривые».

    На панели инструментов выберите инструмент «Eyedropper Tool» - "Пипетка" или воспользуйтесь горячей клавишей «I».Наведите курсор в виде пипетки на небо и, удерживая клавишу «Ctrl», кликните левой кнопкой мыши по светлой части изображения неба.

    Зажав на клавиатуре клавишу «Shift», кликните левой кнопкой мыши по той же области фотографии. В средней части панели «Info» отобразятся значения красного, синего и зеленого цветов, комбинация которых дает данный оттенок оранжевого цвета.

    Теперь, зажимая левую клавишу мыши на области кривой, расположенной на панели «Adjustments» – «Коррекция», вы можете менять сочетания цветов для данного изображения. Для этого перетаскивайте мышь, изменяя форму кривой. Как вы можете заметить, вместе с цветами меняется и форма гистограмм цветовых каналов.

    Вы можете создавать несколько точек на кривой и корректировать изображение по своему усмотрению.

    Теперь рассмотрим, как применить полученные навыки на практике, и выполним цветовую коррекцию фотографии. Для этого перейдем к изображению пейзажа. Как можно заметить, фотография выглядит неестественно.

    Проведите пипеткой по участку с изображением гор, имеющих серый оттенок. Обратите внимание на значения красного цвета на панели «Info». Видно, что количество красного всегда больше, чем синего и зеленого цветов, при том, что у нейтрально серого цвета должны быть примерно равные значения красного, зеленого и синего. Таким образом, мы имеем явное преобладание красного цвета на фотографии.

    Для того чтобы исправить данный недостаток, добавим корректирующий слой «Curves» – «Кривые», для чего на панели «Adjustments» – «Коррекция» и выберем соответствующую команду.

    На панели «Adjustments» отобразится диаграмма, в которой отображаются кривые. На этой диаграмме нам необходимо отметить самую темную и самую светлую точки изображения. Слева от области диаграммы расположены три кнопки. Дважды кликните по самой верхней кнопке.

    В открывшемся диалоговом окне выберите абсолютно черный цвет, установив нулевые значения для красного, зеленого и синего цветов. Закройте окно, нажав кнопку «ОК».

    Теперь дважды кликните по самой нижней кнопке. В открывшемся диалоговом окне необходимо установить самую светлую точку изображения. Для этого введите в каждое из полей «R», «G» и «В» значение, равное двести пятьдесят три. Тем самым Вы отметите самую светлую точку, и она не будет являться чисто белой.

    Теперь необходимо найти на снимке самую яркую область – таковой являются лепестки цветов. Кликните по лепесткам, и вы сразу увидите изменение баланса цветов фотографии в лучшую сторону.

    Теперь повторим процедуру с выбором темной точки. Для этого нажмите самую верхнюю кнопку и кликните по самому темному участку снимка – таковым является утес, расположенный на заднем плане в правой части фотографии. Обратите внимание, как меняется гистограмма вслед за вносимыми в фотографию изменениями.

    Таким образом, сместив белую и черную точки, мы не только убрали оттенок красного цвета, но и усилили общий контраст фотографии. Теперь необходимо выполнить коррекцию средней точки. Это действие будет эффективно, только если заранее известно, какая область изображения была серого цвета. В нашем случае в качестве источника серого цвета выступают скалы на переднем фоне. Нажмите среднюю кнопку в виде пипетки и кликните по области с изображением скал.

    Как вы можете заметить, изображение было обновлено и полностью откорректировано по цветам. Вместе с изображением обновилась и наша гистограмма. Вы можете скрыть корректирующий слой, чтобы увидеть первоначальное состояние как фотографии, так и цветовых каналов на панели гистограмм. Сделав слой опять видимым, Вы сможете в полной мере оценить изменения.

    Таким образом, использование гистограмм помогает без затруднений выполнить наиболее точную корректировку фотографий за считанные минуты. Этот прием достаточно часто применяется при профессиональной обработке изображений, а теперь и Вы можете использовать все его возможности.

    (1)
    1. Фотомонтаж. Обработка фотографий. 14:19 9 28026
    2. Создание этикетки 8:00 1 23790
    3. Рисуем снег, дождь, солнце 18:10 0 9949
    4. Filter «Lens Correction» 7:16 0 4195
    5. Гистограмма снимка 9:33 1 6003
    6. Как создать реалистичную тень? 16:33 0 8675
    7. Векторные маски 15:54 0 7696
    8. Портретная ретушь 11:27 0 9558
    9. Эффект старения 16:46 0 16532

    Цифровые технологии делают работу фотографа намного более эффективной и быстрой. Сегодня цифровые фотоаппараты могут не только показать результат съемки сразу на дисплее камеры, но и провести анализ этих фотографий — показать переэкспонированные области кадра и гистограмму (общую и раздельные для каждого из трех каналов RGB).

    Гистограмма позволяет фотографу проанализировать кадр и мгновенно ввести коррективы в съемку. И тем самым избавить вас от лишней обработке в RAW-конвертере и фотошопе.

    — это графическое отображение распределения полутонов в фотографии. По горизонтали идет шкала яркости, а по вертикали — относительное количество пикселей с данной яркостью.

    Гистограмма читается слева на право, от черного к белому.

    Посмотрите на следующие примеры и вы поймете как читать гистограмму.


    По гистограмме видно, что на фотографии нет абсолютно черных областей. Справа видно, что на фото есть небольшие пересвеченые участки.

    Гистограмма в целом распределена равномерно по всему диапазону яркостей. Есть небольшие зоны пере- и недосвета, но они не критичны.

    В следующем примере видно как по гистограмме увидеть недо- и пересветы.

    На дисплее не будет ясно насколько белый фон является белым. Гистограмма показывает полный провал на экране ноутбука, светло-серые тона корпуса и белый фон вокруг объекта. Глядя на экран камеры — сложно понять есть ли потери на корпусе авто. Гистограмма ясно показывает, что нет абсолютно черных участков, зато ясно видно пересветы на белых объектах.

    Гисторграмма помогает и при обработке в фотошопе в режиме Levels. Посмотрите как после увеличения контраста выглядит гистограмма и фото.



    Слева оригинал фотографии, справа результат после небольшого увеличения контраста. Как видите работа контраста растягивает гистограмму, добавляя темных и светлых областей.

    Зачем нужна Гистограмма?

    Все современные камеры оснащены достаточно большими и качественными дисплеями. Зачем же тогда нужна гистограмма?

    Дисплеи имеют свой уровень яркости, восприятие которой зависит так же от окружающего света. Если смотреть на дисплей ночью картинка будет казаться очень яркой, а днем наоборот — очень блеклой. За счет того, что гистограмма показывает изображение в виде графика, она независима от любых условий просмотра.

    Качество дисплеев в камерах действительно высокое, но не настолько чтобы отобразить разницу между почти белым и абсолютно белым, как и разницу между почти черным и абсолютно черным.

    Посмотрите на следующее фото:

    http://www.flickr.com/photos/bigfrank/368734607/

    Это просто идеальная фотография для нашей ситуации. Конечно она была обработана в фотошопе, но это не важно.

    Как вы видите на фото нету пересветов или темных участков. Гистограмма показывает нам тоже самое. По краям есть не высокие столбики, которые указывают на пересветы от ламп освещения и темные области на витрине. В остальном как видно гистограмма показывает что наибольшая часть информации в средних тонах.

    Одного взгляда на гистограмму достаточно чтобы удостовериться в верной экспозиции и идти снимать дальше.

    Как вы уже поняли у каждого изображения своя гисторграмма, соответствено не бывает правильной или не правильной гистограммы.

    Гистограмму стоит рассматривать как инструмент быстрого анализа фотографии во время съемки (или во время обработки).

    Когда нужно использовать гистограмму

    Ночная съемка
    При отсутствии внешних источников света особенно сложно определить яркость и контрастность фотографии.

    Студийная съемка
    Если вы снимаете в студии и у вас нет экспонометра, чтобы замерить мощность приборов, приходится работать наугад, настраивая камеру по результату на дисплее. Гистограмма более аккуратно покажет ситуацию на картинке.

    Предметная съемка
    Предметы как правило снимают на белом фоне. Фото может показать только области пересвета. А гистограмма поможет понять насколько белый действительно является белым.

    Итог

    Как вы видите, гистограмма очень мощный и удобный иструмент работы фотографа. Это совершенно необходимая вещь для создания технически качественных снимков. А в наших следующих статьях мы продолжим рассказывать о интересных и эффективных инструментах для работы с фотографиями.

    В этом уроке мы поговорим о том, что такое гистограмма, и какую полезную информацию для дальнейшей работы с изображением можно извлечь из нее.
    Увидеть гистограмму изображения можно, выбрав в меню Окно - Гистограмма (Window - Histogram).

    На первый взгляд, понятного мало. Столько же понимает человек, далекий от медицины, когда видит кардиограмму или энцефалограмму. Но, в отличие от медицинских графиков, с гистограммой все обстоит намного проще. Она служит основным инструментом объективной оценки технических параметров фотоснимка, наряду с палитрой Инфо.

    Гистограмма графически показывает распределение пикселей изображения по уровням яркости. Чем выше столбик гистограммы, тем больше пикселей данной яркости присутствует в изображении. Изучать гистограмму можно непосредственно в палитре, либо вызвав команду Уровни (Levels). Для этого нужно нажать CTRL+L.

    Гистограмму можно условно разделить на три области: самая левая называется областью теней (Shadows), самая правая - областью светов (Highligts), центральная часть - средними тонами (Midtones).

    Также принято различать четвертные градации яркости: света, четвертьтона, полутона, тричетвертьтона, тени . По шкале плотности черного цвета соответственно 0, 25, 50, 75, 100%. В программе фотошоп такая градация применяется в диалоговом окне Кривые Curves).

    Основную информацию об изображении получают при выборе в поле Канал (Channel) значения Свечение (Luminosity). При этом на гистограмме отображается только яркостная составляющая. Также в этом поле можно выбирать для отображения другие каналы (красный, зеленый, синий и т.д., в зависимости от того, в каком цветовом пространстве вы работаете).

    В строке Среднее (Mean) указывается средневзвешенный уровень яркости пикселей изображения, которое получается путем умножения каждого уровня яркости на число пикселей данного уровня, а затем делится на общее число уровней яркости. Чем выше средневзвешенное значение, тем выше светлота изображения.

    В строке Отклонение (Std Dev) указывается статистическое (среднеквадратичное) отклонение уровней тонов. Чем больше отклонение, тем выше контрастность снимка.

    В строке Медиана (Median) дано значение тона, разбивающего выборку гистограммы на две равные части. Этот тон является средней точкой данной гистограммы. Половина выборки лежит по одну сторону медианы, половина по другую. Близость значения медианы к значению отклонения говорит о равномерном сбалансированном тоне снимка.
    В строке Пикселы (Pixel) показывается общее число пикселей в изображении.

    В строке Счетчик (Count) - число пикселей данного тона или тонового диапазона (в точке, куда наведен курсор мыши на гистограмме).

    В строке Процентиль (Percentile) показывается процентное число пикселей левее курсора.

    На строке Уровень (Level) мы остановимся подробнее. В ней показывается уровень светлоты тона Данные из этой строки используются для расстановки контрольных точек на кривых, что позволяет произвести очень тонкую и точную коррекцию изображения (об этом вы узнаете в одном из следующих уроков). Также из этой строки можно получить данные для некоторого диапазона тонов. Чтобы его выбрать, нажмите левую кнопку мыши и протяните курсор на нужном участке гистограммы. Не отпускайте кнопку мыши.

    Выделенный участок гистограммы станет белым, а в строке Уровень отобразится начальное и конечное значения диапазона.

    Теперь рассмотрим, как по форме гистограммы определить некоторые типы дефектов.

    1. Недоэкспонированный снимок.

    Область заполнения пикселями снимка с недостаточной экспозицией смещена влево. Снимки с данным дефектом хорошо поддаются коррекции, но возможно увеличение шума в тенях. Исключение составляют сильно недоэкспонированные снимки, либо снимки, сделанные против солнца. Темные области таких изображений становятся почти черными, в них утрачивается информация о цвете, поэтому восстановить снимки с таким дефектом проблематично.

    Снимки, сделанные в вечернее или ночное время, а также снимки изначально темных объектов, где нет светлых областей, недоэкспонированными не считаются (при условии, что на них адекватно изображен соответствующий диапазон тонов).

    2. Переэкспонированный снимок.

    Случай с точностью, до наоборот. В данном случае на гистограмме не хватает информации в области теней и четвертьтонов. В области светов гистограмма вплотную подходит к правому краю, что указывает на отсечение самых светлых областей.

    Искусственная растяжка тонового диапазона до полного приводит к увеличению белых областей, что нарушает баланс цветов. Кроме того, в пересвеченных участках полностью отсутствует информация о цвете, т.е. они имеют чистый белый цвет.

    Коррекция переэкспонированных снимков представляет собой одну из самых сложных задач в цифровой фотографии. Обычно сильно переэкспонированные снимки советуют считать испорченными.

    Восстановить цвета в светлых областях возможно только при съемке в формате RAW, и то лишь при переэкспозиции не более 0,5-1,5 ступени.
    Следует также различать недоэкспонированные снимки и сюжеты, где тени практически отсутствуют, например, портреты в стиле высокий ключ, съемка светлых цветов на светлом фоне, зимние пейзажи.

    3. Слабый контраст.

    Гистограмма снимка с низкой контрастностью не имеет выраженных пиков, ее площадь ограничена плавной кривой. Хотя, на первый взгляд, на фото представлен полный тоновый диапазон, общий контраст явно недостаточен, что снижает выразительность изображения.

    4. Чрезмерный контраст (постеризация).

    При чрезмерном контрасте происходит потеря яркостной и цветовой информации, что выражается в изрезанности, появлении разрывов и пробелов в гистограмме. Такие снимки плохо поддаются коррекции.

    5. Нормальная гистограмма.

    Обратите внимание на полный тоновый диапазон и наличие нескольких резких пиков. Они свидетельствуют о хорошей проработке отдельных объектов и достаточном уровне контраста. Конечно, характер нормальной гистограммы зависит от сюжета съемки и целей публикации. В большинстве случаев на ней желательно иметь полный тоновый диапазон и выраженные акцентированные участки.